Толстой сознаёт: нельзя оценивать бесконечное по меркам конечного. Нельзя измерять смысл бытия в вечности существованием во времени. «Я спрашивал: какое вневременное, внепричинное, внепространственное значение моей жизни? А отвечал я на вопрос: какое временное, причинное и пространственное значение моей жизни?» (16,131). Это слишком повторяемая ошибка, от впадения в неё предостерегал ещё ветхозаветный пророк: «Мои мысли— не ваши мысли, ни ваши пути— пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так Мои пути выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8-9). На противопоставлении конечного и бесконечного, временного и вечного, земного и небесного, кесарева и Богова— строится и евангельское Откровение, и апостольская мудрость. Вспомним Заповеди блаженства (Мф. 5, 3-12): «Блаженны нищие духом (по меркам земным), ибо их есть Царство Небесное (в вечности). Блаженны плачущие (во времени), ибо они утешатся (в вечности). Блаженны изгнанные за правду (на земле), ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (в царстве кесаря); радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (у Бога)... и т.д. Примеры можно множить и множить. Что мешает понять это? Противоречие между верою и разумом, ибо земное познаётся земным, тогда как бесконечное, вечное— верою. Два уровня познания, уровень веры и уровень разума, отождествляются Толстым с разными уровнями бытия, уровнем народа и уровнем цивилизации. И истина обретается только на уровне веры (которою обладают те, по выводу Толстого, кто несет на себе тяготу жизни). Эту проблему русская культура обозначила вполне отчётливо. Об истинности знания, даваемого верою, спорили славянофилы с западниками. На отвержении веры сломалась могучая натура тургеневского Базарова. В вере обретали выход из всех сомнений герои Достоевского. К вере стремились и толстовские герои. В ней искал обретения истины и сам автор «Исповеди». Православная мудрость знала о главенстве веры в познании м ipa всегда. «Что прежде— знание или вера? А мы утверждаем, что вообще в науках вера предшествует знанию» 60 ,— писал святитель Василий Великий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Имеешь ли, христианин, кротость, имеешь ли ты терпение, без которого нельзя усвоить добродетель кротости, заповеданную нам Богом? С терпением ли переносишь ты болезни, разные скорби и обиды? Не раздражаешься ли ты на людей, когда они говорят тебе то, что тебе не нравится? Не выражал ли свое раздражение в бранных словах, оскорбительных действиях или непослушании и упорстве? Не слишком ли обидчив, гневлив и раздражителен по поводу всякого неприятного слова? Помни, что кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду, не сердится и не повышает во гневе голоса на согрешающих против него и на обижающих его. Кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит им мщением, но предоставляет мстить за себя праведно всех судящему Богу. Вот величественный образ кротости! Раздражение и обидчивость должны быть чужды христианину, потому что он должен подражать Господу нашему Иисусу Христу, который не только Сам кротко терпел от распинавших Его, но и молил Отца Своего Небесного о прощении их. Четвертая заповедь «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Стараешься ли ты о том, чтобы жить праведно, добродетельно, благочестиво? Заботишься ли ты о том, чтобы получить себе оправдание на Страшном и Праведном Суде Христовом? Помни, что христианин должен любить правду так же сильно, как голодный желает хлеба и как жаждущий желает воды, чтобы утолить свою мучительную жажду. Запечатлей глубоко в себе и ту спасительную истину, что без искупления нас от греха (и заслуженного греха) и заслуженного проклятия и вечной смерти Кровью Христа Сына Божия мы никогда не могли бы оправдаться перед Богом, не могли бы освободиться от власти греха и достигнуть спасения и вечной жизни в Царствии Небесном. Пятая заповедь «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Подавал ли ты, христианин, милостыню бедным, и охотно ли подавал ее? Спешишь ли алчущего напитать, жаждущего напоить, раздетого одеть? Помогаешь ли заключенным в темнице? Принимаешь ли странников в своем доме? Посещаешь ли больных с целью утешить их, помочь советами и лекарствами, почитать им Святое Евангелие или какую-либо другую спасительную книгу?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

На увещание Иисуса отвергнуть чужих богов и служить Яхве (24:14,23) народ отвечает выражением своей готовности служить только своему Господу: нет, не будет того, чтобымы оставили Господа и стали служить другим богам! (24:16). Умирающий вождь на эти их заверения пророчески отвечает, что они не смогут исполнить своих слов: Не возможете служитьГосподу Богу, ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших (24:19). Блаженный Августин размышляет: “Может быть, этим говорится, что следовать Его святости несовместимо с человеческой слабостью? Израильтяне должны были бы не только избрать служение Богу, но и ожидать Его помощи и Его милосердия, как это понимал автор псалма, который говорит: Не входи в суд с рабомТвоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс 142:2). Израильтяне же, напротив, предпочли полагаться на самих себя в способности служить Богу без опасности впасть в вину” 146 . Блаженный Феодорит основной причиной последующего отступничества Израиля полагает вступление израильтян в брачные связи с идолопоклонниками-хананеями, строго запрещенные Моисеем и Иисусом Навином 147 . Иисус Навин дает народу постановления и закон (24:25), представая тем самым законодателем, как и Моисей. И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия (24:26). Уподобление Иису­са Навина Моисею достигает здесь своей кульминации: вождь Израиля добавляет нечто к тому, что уже в совершенстве было сформулировано Моисеем. И взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня. И сказал Иисус всему народу: вот, камень сей будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами сегодня; он да будет свидетелем против вас в последующие дни, чтобы вы не солгали пред Господом Богом вашим (24:26–27). Древнейший обычай брать в свидетели горы или камни упоминается и в Быт 31:44–55. Крепкий долговечный дуб и еще более крепкий и долговечный камень-памят­ник будут безгласно свидетельствовать против израильтян, когда те изменят своим клятвам, отступят от Яхве и станут поклоняться иным богам. “Может быть, он верил, что силою Божиею и камни издадут глас в обличение преступников, — пишет святитель Василий Великий о действиях Иисуса Навина, — а если нет, то по крайней мере совесть каждого будет уязвляться дейст­вием напоминания” 148 . “Неодушевленное служит свидетельством в обличение одушевленных и разумных”, — поясняет блаженный Феодорит 149 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

19, 16) Блаженный Иероним Стридонский пишет: тот, который спрашивал, каким образом он унаследует жизнь вечную, был и юн, и богат, и горд, а согласно словам других евангелистов, он спрашивал не с целью научиться, а с целью испытать. Блаженный Феофилакт иначе оценивает личность подошедшего и его мотивы, он пишет: этот человек подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставления, так как жаждал жизни вечной. Святитель Иоанн Златоуст пишет: некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и с намерением искусить его. Но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен, небезопасно быть судьею того, чего мы не знаем и особенно судьею - обличителем. Да и Марк отдалил такое подозрение, когда сказал о нем: подбежал некто, пал пред ним на колени и спросил его. Еще ниже: Иисус взглянул на него, полюбил его. Святитель Василий Великий учит: «Кто Бога боится, тот людей не боится, а кто людей боится - тот Бога не боится». Но юноша, пришедший к Сыну Божию, именно людей боялся, и боялся их больше, чем Бога. И далее мы читаем: Он же сказал ему: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог». (Мф. 19, 17) Возможно, что юноша догадывался, Кто перед ним, поэтому и обращается к Господу Иисусу со словами «Учитель Благий», но не называет Его Господом, опасаясь стоящих рядом иудеев. И Христос обличает его, как бы говорит ему: назвал меня благим - назови и Господом, никто не благ, как только один Бог. Но скованный собственными страхами и сомнениями юноша оказался неспособным возвыситься над собственною трусостью и объективно оценить реальность. Святитель Иоанн Златоуст. истолковывая слова Христа «никто не благ как только один Бог», пишет: итак, когда Он сказал: -никто не благ, то этим и хотел показать, что Он не благ. Да не будет этого, ведь Он не сказал - почему ты называешь Меня благим, Я не благ, но никто не благ.

http://radonezh.ru/text/evangelie-ot-mat...

7 . Нет существа, которое бы любило нас более, чем Господь Бог; а мы всегда любим того, кто нас любит и нам благодетельствует. Посему любить Бога всем сердцем и всею душою должно быть самою первою потребностью сердца всякого человека, тем более, что любовь есть чувство для всех нас самое приятное. Но как многие из людей, по заблуждению, безрассудству, или крайней испорченности не чувствуют сей потребности и не стараются удовлетворить ей; то Господь Бог дал нам заповедь любить Его всем сердцем и всею душою, – не потому, чтоб наша любовь могла что-нибудь прибавить к Его блаженству или величию, но потому, что Он крайне желает сделать нас блаженными, а без нашей любви к Нему от всей души, от всего сердца, мы не можем быть блаженными. «Оскудение в нашей душе любви к Богу есть самое несносное из всех зол», говорит св. Василий Великий 3 . Данная Господом Богом заповедь о любви к Господу Богу от всей души, от всего сердца, есть явное доказательство, с одной стороны, того, что Бог крайне желает нашего спасения и блаженства, а с другой – нашего весьма глубокого упадка, весьма гнусного огрубения, величайшей испорченности. Но, к несчастию, между людьми везде видны такие, в которых любовь к Богу весьма слаба или даже совсем ничтожна. Это явно показывает их постоянная холодность ко всему Божественному, пренебрежение к Божиим храмам и службам, неуважение к священным вещам, равнодушие как ко всему тому, что угодно и приятно Богу, так и к тому, что Ему не приятно и противно. Некоторые люди почти никогда не говорят о Боге, и даже не любят говорить о Нем; они почти никогда не вспоминают о Боге, и напоминание о Нем производит в них неудовольствие или даже досаду; они не только не живут по заповедям Божиим, как будто бы их нет и они ни мало не обязаны жить по ним, но не хотят и знать, есть ли Божии заповеди и чего они требуют. Друже! рассмотри себя, не таков ли и ты, и ежели таков, то немедленно принеси Господу Богу всесердечное покаяние, и тотчас с глубочайшею молитвою начни свое исправление. Не медли обратитися ко Господу, и не отлагай день от дне, говорит грешнику Премудрый ( Сир.5:8 ). Именно то же говорит он и тебе. Смотри! У тебя ничего нет своего, а все Божие, и сам ты весь не свой, а также Божий. Как тебе можно быть так слепым, бесчувственным и глупым, чтоб не любить Господа Бога всею душою, и всем сердцем?! III. Как вести себя в отношении к другим людям?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Блаженный Августин писал: «Ты спас их даром. Что значит ″даром″? Ты не находишь ничего такого, ради чего должен был бы спасти, но видишь много такого, за что их следует судить» (Проповедь 15-я). Даже если мы предположим, что кто-то, пораженный даром спасения, полностью изменил свою жизнь и стал жить праведно и благочестиво, то нельзя ли считать такую его жизнь и некоей компенсацией за некогда содеянные им грехи? Святитель Василий Великий , комментируя 113-й псалом, возражает: «Ибо вечный покой ожидает праведно боровшихся в этой жизни не ради заслуг их дел, но по благодати милостивейшего Бога, на Которого они уповали» . Святой Августин Блаженный добавляет: «Вы можете провозглашать, что древние праведники обладали огромной праведностью, но все же их спасла только вера в Посредника, излившего Свою Кровь во оставление грехов» . Посему нам всем – и благочестивым и грешным – надо осознать, что источник спасения ОДИН, и это Сын Божий и Господь наш Иисус Христос, изливший Свою драгоценную Кровь «нас ради человек и нашего ради спасения» , «чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( 1Кор.1:31 ). Святитель Амвросий Медиоланский восклицает: «Я буду хвалиться не потому, что праведен, а потому, что искуплен. Я буду хвалиться не потому, что свободен от грехов, а потому, что мои грехи прощены. Я буду хвалиться не потому, что творил добро, и не потому, что кто-то другой сотворил добро мне, но потому, что Кровь Христова излита за меня» . Итак, никакие наши добродетели и заслуги, никакие наши грехи и преступления не могут пересилить силу Крови Сына Божия. Сказано: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Феофилакт под Рахилью понимает весь город Вифлеем. Рахиль, плачущая о детях своих, – это и символ безутешного горя о погибших детях (потерянных для иудаизма), которое сводит и саму мать их (то есть ветхозаветную церковь ) в могилу. Жизнь Рахили, жены патриарха Иакова, оборвалась внезапно между Вифлеемом и Иерусалимом, так и жизнь Господа Иисуса Христа – от Вифлеема (рождение) до Иерусалима (распятие). Этим евангелист Матфей как бы подсказывает нам, что не напрасно погибли Вифлеемские младенцы, за Него они умерли, и страдали, но это нисколько не спасло еврейский народ от духовной смерти, нечувствия Христа (Мессии). И далее мы читаем: Мф.2:19 . «По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте». Как известно: смерть грешников люта! Блаженный Феофилакт так описывает смерть царя Ирода: «Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов» . Сразу же сказав о смерти тирана, апостол Матфей говорит о призыве к освобождению: Мф.2:19–20 . «…се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». Смерть тиранов, эксплуататоров и политических злодеев всегда оборачивается радостью для народа Божия. Известно, что святитель Василий Великий молился о смерти римского императора Юлиана Отступника. Следовательно, наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление. Сказано: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих…» ( 1Тим.2:1–2 ) Конечно! Молитва – это доброе дело, но для нечестивых тиранов и эксплуататоров собственного народа она может оказаться началом их погибели. Сказано: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:20–21 ). Таким образом, наши молитвы, которые есть «благоухание Богу в спасаемых и в погибающих», то есть кающихся, для нераскаянных грешников – «запах смертоносный на смерть» ( 2Кор.2:17–16 ). Посему усилим наши молитвы за правителей и властей, при их благочестии эти молитвы принесут им благословение, равно как и при их злочестии принесут им смерть и проклятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Борис в пьесе Толстого страдает за свою веру, как страдает и сам Николай Иванович,— первый физически, второй нравственно. Страдание за духовную истину должно давать духовную радость всякому претерпевшему за веру. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5, 10-12). Толстой на этот текст и сам не раз опирался в своих суждениях, применяя его к себе. Но не могло не угрызать его сомнение, если в конце четвёртого действия, то есть в конце завершённой части пьесы, Сарынцев в трагическом недоумении как бы молится: «Василий Никанорович вернулся, Бориса я погубил, Люба выходит замуж. Неужели я заблудился, заблудился в том, что верю Тебе? Нет, Отец, помоги мне!» (11,318). Есть ли смысл в таком обращении? Молиться можно лишь личному Богу. Если личность отрицается (а у Толстого отрицается, мы знаем), то и всякое обращение к безликому «отцу» обессмысливается. Николай Иванович обращается к безликому началу и не получает ответа. Ответа нет и в замысле пьесы. Потому что не было ответа в самой жизни. Смерть Николая Ивановича не есть ли отражение подсознательной тяги к смерти самого Толстого, пытавшегося выразить в образной форме своё понимание того, что в его положении смерть есть единственный выход из создавшихся противоречий. Намечавшееся признание Сарынцевым своей вины в собственной смерти также красноречиво. Пьеса «И свет во тьме светит» (в целостности своего замысла) помогает сознать природу толстовства и всякого нигилизма, к которому он оказался склонным: это присущая падшей природе человека тяга к небытию. Эта тяга определяется страданием от ощущения несовершенства мipa и мира. Судорожные же поиски Царства Божия на земле не могут не сознаваться при этом как не имеющие смысла. Отрекшись от полноты Истины, а тем и от Истины вообще, человек не имеет ничего, что мог бы противопоставить злу, и бессознательно стремится не быть, уйти в ничто, раствориться в студенистой безликости, нежели страдать в личном отчаянии, на которое обречены все тонко чувствующие и искренние, но отвергшие Воскресение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Где же Евангелие царей? Поистине они впали в крайнее нечестие, не разумея, что Бог не взирает на лице человека, как говорит святой апостол ( Гал.2:6 ), а также и того, что Он же, укоряя их чрез одного из пророков, говорит: Вы не сохранисте путий Моих, но лиц обинустеся в законе: не Бог ли един созда вас... не отец ли един всем вам? ( Мал. 2:9–10 ). И Соломон пишет так: Слышите убо, царие, и разумейте; и далее: яко слузи суще царства Вышняго не судисте право, ни сохранисте закона, ниже по воли Божией ходисте. Страшно и скоро явится вам: яко суд жесточайший преимущим бывает. Не щадит бо лица всех Владыка ( Прем. 6:1. 4–7 ). С другой стороны, они и все Евангелие отвергли своими прежними беззакониями, священная и божественная глава, ибо и одного беззакония достаточно, чтобы нарушить весь закон; ибо все заповеди связаны между собою, так что с нарушением одной и прочие необходимо нарушаются, говорит Василий Великий , объявляя это не от себя, но со слов Христа, Который говорит в Евангелии: Кто нарушит одну из заповедей сих малейших... тот малейшим наречется в Царстве Небесном, то есть погибнет ( Мф.5:19 ). И блаженный Иаков говорит: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем ( Иак. 2:10 ). Итак, блаженный, они нарушили Ветхий и Новый Завет преступлением не малых, но величайших заповедей Господних, когда выставили, несчастные, [свой] закон против закона евангельского, захотев волю царей предпочесть воле Бога. Впрочем, различные хотят различного и в различное время различно. И чрез это – разрушение всего, как бы во времена антихриста, и поэтому названное у них икономией справедливо будет назвать предтечею антихриста. О преступлении же правил нужно ли и говорить? Ибо когда отвратились от Евангелия, то о них поздно заботиться. Бог чрез пророка говорит так: Дам ему ключ дому Давидова на рамо его, и отверзет, и не будет затворяющаго, и затворит, и не будет отверзающаго ( Ис.22:22 ). Они же как враги Божии затворили то, что Он отверз, низложив невинных, как угодно было им, а не Богу, и отверзли то, что Он затворил, возвысив подлежащих низложению по суду Божию; одним словом, постоянно распоряжались священными правилами по своему усмотрению и произволу, как господа слугами и рабами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Голубинского , в том, чтобы «терпеть от людей поношения и укоризны и чтобы обличать современников» 30 . По словам иером. Алексия (Кузнецова), «умственная деятельность святых юродивых не была бессознательной; напротив, она совершалась по предварительно обдуманным планам (днем юродствует, а ночью молится)» 31 . Иером. Алексий развивает мысль о том, что святые юродивые, пренебрегая мирскими приличиями, пребывая в миру, в то же время находясь как бы вне его, тем самым увеличивали круг умственной деятельности для Бога, «стараясь ввести в себя Бога – уподобиться Ему» 32 . Неслучайно в богослужебных текстах святые юродивые Христа ради часто именуются «богомудрыми»: «Блаженне, [имярек], богомудре, чистая твоя душа...« 33 ; »Блаженная Ксение богомудрая...« 34 ; »...блаженною Христа ради наречеся, Марфо, старице богомудрая...» 35 ; »...молися убо ко Господу, Любовь блаженная, богомудрая " 36 и т.п. Избранники Божии, призванные к тягчайшему подвигу юродства Христа ради, осуществили своей жизнью с буквальной точностью заповедь Спасителя: »...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» ( Мф. 6.25 ); «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6.33 ). Каждый человек призван к святости, к обожению, т.е. всецелому соединению с Богом, – к тому состоянию, которое человечество утратило после грехопадения прародителей. Обожение возможно только во Христе, ибо Господь Иисус Христос , истинный Бог и истинный Человек, избавил нас Своим Боговоплощением, Жертвоприношением, Воскресением по плоти и Вознесением человеческой природы одесную Бога Отца от первородного греха, смерти и власти диавола. Господь Иисус Христос как истинный Человек является и Подвигоположником, основателем всех путей христианской святости, ибо конечная цель всех путей одна – обожение. Василий (Фазиль) Ирзабеков в очерках, посвященных евангельским основам русского языка, пишет о современной распространенной ситуации употребления выражения (в миру) не от мира сего, оценочной номинации убогий 37 с отрицательной коннотацией, с одной стороны, и о словах Господа Иисуса Христа, сказанных о Себе Самом: «Я не от сего мира» ( Ин. 8.23 ) – с другой стороны 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010