Отд. И.Г. 292. Четыре склеенных листка. На обороте черная восковая печать и надписи: «На Белоозеро воеводе нашему Ивану Федоровичу Чаплину». Ниже другим почерком: «182-го января в 24 день подал великого государя грамоту Кириллова монастыря слуга кой (?) на Белоозере за делом Василий Булычов». «25 алтын взято». Кириллова м». По склейкам скрепа: Дьяк Филипп Артемьев. Справил Ивашко Протопопов». На втором листке (на обороте) подтверждение: «Лета 7186-го ноября в 21 день великий государь царь и великий князь Федор Алексеевич всей великой и малой и белой России самодержец указал на этой грамоте написать свое великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всей великой и малой и белой России самодержца повеление и о всем указал быть как в этой грамоте написано. Дьяк Филипп Артемьев». Другим почерком: «Лета 7191 го августа в 18 день Божией милостью мы великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич всей великой и малой и белой России самодержцы эти жалованные грамоты выслушав, пожаловали Успения Пречистой Богородицы Кириллова монастыря архимандрита Тимофея с братьей и кто впредь в том монастыре архимандриты и братья будут, велели эту грамоту подписать на наше великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевич а Петра Алексеевича всей великой и малой и белой России самодержцев имя. Дьяк Протасей Никифоров». XI От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича и великой государыни, благоверной царевны и великой княжны Софии Алексеевны всей великой и малой и белой России самодержцев на Белоозеро воеводе нашему Саве Яковлевичу Мусину Пушкину. В нынешнем во 195-м году ноября в 1 день по челобитью Кириллова монастыря московской службы строителя старца Макария Алтуфьева приведены были в приказ большого дворца беглые монастырские крестьяне Петрушка да брат его Митька Михаиловы, а в расспросе от того монастыря крестьянства не отпирались и дед де их Родька Обросимов в Кирилове монастыре и умер, а отец их Мишка Родионов и ныне живет в Кириллове монастыре в служебниках, а прикреплены отец их Мишка и они, Петрушка и Митька Кириллову монастырю по переписным книгам и Петрушка от отца своего ушел тому лет с десять, потому что власти его за многолюдством в служебники не приняли и пришел к Москве к дяде своему родному Кириллова ж монастыря к бывшему служебнику хлебного дворца к хлебнику к Петрушке Родионову, и жил у него года с четыре, кормился работою своею, и в прошлом во 189-м году пожалован он Петрушка, на хлебный дворец в помесы, а женат он, Петрушка, приказом большого дворца подьячего Ильи Елуферова жены его, вдовы Пелагеи Афанасьевы, дочери на дочери ее девке Анне и прижил дочь Марьицу и живет своим двором за смоленскими вороты у церкви Николая Чудотворца на Щепах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2016 19 мин., 24.07.2016 1-я страница обложки – картина Дмитрия Кустановича «Сросшиеся деревья» (2014, dkust.com). Внизу надпись: «СИЛА ЛЮБВИ. Пять историй о людях, которых не разделила даже смерть». См. одноименную статью Екатерины Моисеенковой (с.34-40) в разделе «Вера».   Пролог (на заставке фото Кирилла Гyщuha(slovnoki))   Татьяна Ратгауз. На рыбную ловлю ( «Мы поднимемся на рассвете … »). Стихотворение. Рига, июль 1936//Фома. - – июль 2016. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Очень высокая мода, или О том, что проходит и что остается . Фото #ZS, www.flikcr.com//Фома. - – июль 2016. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Числа:   Даты месяца – июль. Фото Aleks G. и Александра Алпаткина//Фома. - – июль 2016. – С.6-7. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 7 июля. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна . – С.6; 25 июля . 190 лет назад в Петербурге были казнены пятеро руководителей декабристского восстания. – С.6; 2 июля . День памяти святителя Иоанна (Максимовича). – С.7; 28 июля. 210 лет назад родился Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу». – С.7; 6 июля. 220 лет назад родился император Николай Первый . – С.7. Интервью номера:   Как Артемьев Москву спасал. История с участием Пушкина, газеты «Правда» и старца из Лавры. Беседа с художником-реставратором Алексеем Валерьевичем Артемьевым о преемственности в русской культуре, о его видении нашей истории и, конечно, о вере. Беседовала Инна Волошина . Фото Владимира Ештокина и из архива Алексея Артемьева//Фома. - – июль 2016. – С.8-19. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Алексей Валерьевич Артемьев » (С.11). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Иван Глазунов ,        заслуженный             художник России//Фома. - – июль 2016. –             С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-159-...

— Снарядов? — поднял удивленные глаза на предисполкома. — Ага. Это его так взорвать хотели, давно уже, а они не взорвались. — А если сейчас взорвутся? — Нее, абсолютно мертвые, сто комиссий проверяли. — Вы хорошо работаете, товарищ Пронин, хорошо про каждый свой объект знаете. Как вы думаете, подо что этот объект можно сейчас использовать? — Нуу… в общем, только как один из оборонительных пунктов в случае прорыва немецких танков к мосту. Мост уже заминирован. — Мост сегодня же разминируйте. А что если этот храм использовать по его прямому назначению? — Это как же? — А возобновить там церковную службу. Тут члены Ставки опять все разом повернули головы в сторону Хозяина. Кроме Шапошникова, он вообще не слышал, о чем идет разговор, он безотрывно смотрел на портрет своего бывшего Верховного Главнокомандующего, рядом с которым сидел. Члены же Ставки прикинули, что — точно, повредилось что-то с горя в голове у Верховного. Вместо того чтоб дать команду соратникам из Москвы смываться, почти уже у линии фронта церковь открывает. Только еще крестного хода не хватает… — …И еще крестный ход устроим… Бровасто-лобастый Молотов поперхнулся и закашлялся, у товарища Берии упало пенсне (из рук ничего не могло упасть, руки были на столе), а рот Буденного издал звук, похожий на кряканье. — Точнее, не ход, а — полет, — Хозяин поднял горизонтально ладонь с сомкнутыми пальцами. — Товарищ Артемьев, вы сможете организовать для этого самолет? Генерал-лейтенант Артемьев, командующий МВО, промямлил: — Конечно. — И свяжитесь с Журавлевым, пусть сопровождение истребителей даст, да чтоб зенитчики его ненароком не пальнули. Вокруг Москвы пусть облетят. Какую икону в самолет поставить, посоветуюсь с Митрополитом. Ну, что ты на меня пялишься, Лазарь? — Я… я не пялюсь, — товарищ Каганович нервно поправил галстук. — Я… я слушаю… Тот иступленный восторг, с которым он нажимал кнопки взрывных устройств в акции против Храма Христа Спасителя, жил в нем до сих пор. Лица Хозяина он тогда не видел, видел только его спину. Тот неподвижно стоял перед окном, глядя на клубы дыма и пыли, заволокшие собой полнеба… Крестный полет… во, дожили…

http://azbyka.ru/fiction/rubezh/

Удивляет не только это, но и то обстоятельство, что братья захоронены необычным способом – по двое в гробу. Исследователь А.Р. Артемьев, посвятивший свою научную деятельность изучению восточных острогов, объясняет такой факт дефицитом дерева в этих местах. Действительно, лес далеко от Иргени, деревья сюда привозили. В других острогах, которые приходилось раскапывать археологам, нередко в одном гробе находили по несколько человек. Имя четвертого воина стало известно через несколько лет после пожара в церкви в 1877 году, когда колоды вышли из земли, то есть когда и было обнаружено, что воинов не трое, как поминали, а четверо: в 1886 году иеромонах Герасим записывает имя четвертого мученика – Василия, по рассказу купеческой жены Скобельциной из Благовещенска. Колоды с мощами святых Иргенских мучеников оставались под спудом до разорения миссионерского стана революционерами. В 1920-х годах все постройки на Иргени были уничтожены, иконы и утварь разграблены. Опять святое место Иргень превратилось в зеленый луг.  Загадка четвертая. Где похоронены Иргенские мученики?  Иргенский острог был заложен отрядом казаков во главе с боярским сыном П.И. Бекетовым 24 сентября 1653 года. Однако в 1655 году тунгусы сожгли все постройки. Осенью 1656 года отряд енисейского воеводы А.Ф. Пашкова достигает озера Иргень и восстанавливает Иргенский острог. При Пашкове в этом забайкальском остроге проживало около 600 человек. Иргенский острог просуществовал недолго. Так, историк-археолог А.Р. Артемьев приводит такие факты: в 1683 году в Иргенском остроге находятся пять казаков; в 1699 году числятся всего два конных и один пеший казак; в 1708 году из-за ветхости Иргенский острог был разобран. В 1735 году Г.Ф. Миллер, описывая Нерчинский уезд, сообщает, что на месте Иргенского острога теперь осталась одна часовня во имя трех еще не канонизированных святых Симеона, Киприана и Иосифа. Миллер ошибался: часовни во имя еще не канонизированных святых Церковь не освящает. О какой же часовне говорит Миллер? В то время на территории бывшего Иргенского острога была часовня во имя святого Герасима Иорданского, которая стояла на берегу озера Иргень и служила крестильней; она сохранилась до нашего времени, хотя и в очень ветхом виде, находится в деревне Иргень. Не к ней ли отнес Миллер предание о трех убиенных воинах, над чьими останками воздвигнута была церковь?

http://pravoslavie.ru/4316.html

Порой местные власти привлекали священнослужителей к дежурству в сельсоветах, использовали их в качестве агитаторов при выборах в советы. Особенно это было распространено в Молдавии. В 1947 г. в «Кишиневском епархиальном вестнике» даже опубликовали соответствующие темы для обязательного произнесения проповедей духовенством. Яркий пример приводил в своей докладной записке в ЦК от 27 августа 1946 г. Г. Карпов: «Секретарь Печорского РК ВКП(б) т. Пичугина позвала к себе настоятеля Псково-Печерского монастыря архимандрита Агафона и попросила его включиться в предвыборную агитацию. Агафон побывал во всех церквах района, в которых после службы в проповедях агитировал за выдвинутые кандидатуры. Духовенство г. Печоры задолго до голосования собралось в монастыре и оттуда во главе с настоятелем... явилось на избирательный участок. В комнату, где были урны, вошли первыми и опустили свои бюллетени» 934 . Подобные случаи пресекались. Строго наказывалось и совершение коммунистами религиозных обрядов. В 1946–1947 гг. за эти действия из ВКП(б) было исключено: в Воронежской области – 40 человек, в Калининской – 56, в Горьковской – 35 и т. д. Но наказания помогали мало. Например, в 1948 г. в архиерейской церкви г. Минска крестилась дочь министра сельского хозяйства БССР Крупеня. Регулярно посещали храм и дочери министров Рыжикова и Волошина 935 . Докладные записки Г. Карпова в ЦК ВКП(б) свидетельствуют, что в значительной части регионов страны рост религиозности продолжался до середины 1948 г. Так, в Свердловской области в 1945 г. было 476 венчаний, а в 1946 г. уже 1101, в Куйбышеве 867 и 2516 соответственно. В 1946 г. ощущался и заметный рост посещаемости храмов мужчинами – их доля увеличилась с 10 до 30–40% всех молящихся. И даже в мае 1948 г. ночные пасхальные службы в Москве привлекли 270–300 тыс. человек, в Ленинграде ПО тыс. Освящать же куличи в столице пришло в храмы в 2–3 раза, а в Киеве в 1,5 раза больше людей, чем в 1947 г. В 1949 г. количество освящавших куличи в Москве сократилось, но и тогда оно составляло 600–650 тыс. человек. В некоторых районах РСФСР в это время крестилось до 90% всех новорожденных (например, в Курской области) 936 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф. 6991. Оп. 2. Д. 59. Л. 22). Кафедральным собором митр. Николая стал Преображенский (Петропавловский) храм на Преображенской пл. в Москве. Митр. Николай занимал деревянное церковное здание в Бауманском пер., в к-ром ранее жил и работал митр. Сергий (Страгородский) до 1943 г., когда Московской Патриархии было передано здание в Чистом пер. К янв. 1945 г. в ведении Крутицкого митрополита состояли 31 церковь в Москве и 138 храмов в Московской обл. Были зарегистрированы помимо митр. Николая 2 епископа, 242 священника, 43 диакона, 11 псаломщиков (ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 2. Л. 36). В июне 1946 г. Рязанской обл. отошли Октябрьский, Горловский, Михайловский, Скопинский и Чапаевский районы, в связи с чем число приходов в ведении Крутицкой митрополии уменьшилось на 12. В 1947 г. 2 священника в Московской обл. ушли за штат из-за «непосильных налогов» (Там же. Д. 1. Л. 138). В 1944-1947 гг. Церкви были переданы в Москве Всехсвятский храм на Соколе, Успенский собор Новодевичьего мон-ря, Малый собор Донского мон-ря, Гаврииловская и Феодоровская церкви в Телеграфном пер. и Всехскорбященский храм на Ордынке. В окт. 1946 г. была воссоединена с РПЦ община Пименовского храма в Нов. Воротниках, где до 1946 г. на регистрации состояли обновленческий «первоиерарх» Александр Введенский († 8 авг. 1946) и его трое сыновей: «протопресвитер» Александр, «протодиакон» Александр, «диакон» Владимир, а также обновленческий «протопресвитер» Никита Федотов. Без регистрации в Пименовском храме служили «митрополит» Филарет Яценко (титуловался с 1946 как Крутицкий, хотя не имел на то время в своем подчинении ни одного действующего прихода), «архиепископ» Алексей Михайлов, «священник» Борис Морозов, «священник» Иван Попов. Двое последних в 1944-1946 гг. безуспешно пытались зарегистрировать обновленческие приходы в селах Московской обл., в чем их поддерживал лжемитр. Яценко. Попов и Яценко отказались соединиться с Московской Патриархией (Там же. Л. 10-11). Еще 2 обновленческих клирика Москвы - «священник» Дмитрий Ивлев и псаломщик Федор Тимофеев 28 мая 1945 г.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Архиепископ Александр прочел доклад о своей поездке в СССР и сказал об этом же более кратко вчера на рю Дарю. По его словам, положение Церкви – блестяще. [...] На присутствовавших оба доклада произвели немного деланное впечатление. Воскресенье 19 августа/1 сентября 1946. В Русском Доме – сильное смущение, так как кн. Мещерская явно клонится в московскую сторону. Вторник 21 августа/3 сентября 1946. Михаил Слезкин привлекается (Архиепископом) в качестве постоянного консультанта при епархиальном совете. Я очень рад, так как он может быть полезен своим знанием политической обстановки во Франции и Англии. Среда 22 августа/4 сентября 1946. Вечером очень хорошее и дельное собрание Братства Александра Невского у Саши [Нелидова]. Собрались все находящиеся в Париже, кроме Игоря Кобцева. Почтили память владыки Митрополита, решили в принципе все съездить на его могилу в Сент-Женевьев. Я сделал доклад о церковном положении. Обсуждали вопрос об юбилее штата и об участии в епархиальном съезде. Саша [Шмеман] доложил о своей поездке в Швейцарию и о выборе его в главный комитет по созыву всемирного съезда в Осло в 1947 году. Решили к будущей субботе рассмотреть все важнейшие дела (Михаил взялся за устав, Саша [Нелидов] – за юбилей, Андрей [Шмеман] – за статут прислуживающих, Саша [Шмеман] – за епархиальный съезд). Поручил Андрею заведование прислуживающими и порядком. Решено также привлечь других членов и вообще всю работающую активно в церкви молодежь. Четверг 23 августа/5 сентября 1946. Митрополит Серафим пишет повсюду послания и обращения и старается посеять смуту. У него теперь – три секретарши (неизвестно, на какие средства). Суббота 25 августа/7 сентября 1946. Настоятель настроен примирительно, но совершенно не осведомлен во всем, что произошло (он вернулся только что из отпуска). Он уверен почему-то, что большинство русских взяло паспорта и что почти все приходы отошли к митрополиту Серафиму. Воскресенье 26 августа/8 сентября 1946. На литургии полный штат. Пришел прислуживать сын о. Николая Афанасьева 723 , только что приехавший с родителями из Туниса. Церковь полна до отказа. Сообщение газет о том, что на Дарю меньше ходят, как раз обратно действительности. Прихожан явно прибавилось, и многие приходят с Микель-Анж.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воскресенье 8/21 июля 1946. На литургии полупустая церковь . Только к панихиде по Царской семье собралось много народа. Служил Архиепископ с 4 священниками. Днем – собрание советских патриотов в зале Мютюалите. По первым сведениям, было много народа, и после беседы Богомолова выступал поэт Симонов, имевший большой успех, и Илья Эренбург. Понедельник 9/22 июля 1946. К ужину–Максим, рассказавший подробно о вчерашнем собрании. Богомолов не скрывал трудностей поездки в СССР. Работа там – тяжелая. 25 миллионов – без крова, и отсюда можно принять только небольшое количество беженцев. От взявших паспорта будет требоваться (что совершенно естественно) участие в проведении советских идей. Вторник 10/23 июля 1946. Генеральный консул Емельянов в беседе с одним из моих знакомых сказал, что ввиду несочувственного отношения французских властей к советским видам на жительство советуется взявшим их не разглашать о переходе в советское гражданство и продолжать числиться беженцами. Среда и/24 июля 1946. Св. равноапостольной Ольги. Заезжал на Дарю и долго беседовал с Архиепископом по вопросу о советских бумагах и возможном приезде архиепископа Фотия. Ступниц- кий опять приезжал убеждать Архиепископа взять советский паспорт. Митрополит – очень слаб, и вчера боялись, что он умрет, но сегодня днем ему лучше. Вторник 17/30 июля 1946. С утра поехал на Дарю, так как хотел узнать подробности о здоровье Митрополита. Был сперва у о. Саввы, с которым продолжали «заговор» на случай кончины первосвятителя (созыв епархиального съезда, передача дел, осведомление французов и Константинополя). Потом был у Архиепископа (который уезжал на свои именины к о. Чекану в Курсель). Был у Митрополита. Он сильно изменился, даже за эти дни, не может перевернуться с бока на бок, и голова его лежит беспомощно на подушке. Вчера он узнал Архиепископа и поздравлял его вновь с именинами, а сегодня меня уже не узнал, хотя багодарил за посещение. Взгляд его уже потусторонний. Среда 18/31 июля 1946. Утром был на Дарю. Говорил с о. Саввой, о. Александром и Архиепископом. Митрополит слабеет. Не может уже поднять руки, язык у него не слушается, когда он пробует читать молитву. У меня впечатление, что вопрос уже часов, если не одного дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

–1934: 1934–: Виталий Максименко –1944: 1944–17(30).07.1954: Адам Филипповский, паки Финляндская 06(19).10.1905–10(23).08.1917: Сергий Страгородский 11(24).08.1917–17(30).01.1918: Серафим Лукьянов, в. у. 17(30).01.1918–1924: Серафим Лукьянов Финляндская (заруб.) 1925–1960: Герман Аав Фрунзенская (обн.) 04(27).04.1926–: Александр (Зосима) Сидоровский 1928–1930: Аристарх Николаевский 1929–1931: Михаил Трубин 02 .1930–09.1930: Арсений Покровский, в. у. (?) Хабаровская 1925–: Трофим Якобчук 21 .03(03.04).1926–12(25).04.1928: Никифор Ефимов Пантелеймон Максунов 1931–1932: Герман Коккель 11(24).08.1933–22.11(05.12).1933: Серафим Трофимов 1933–1946: 17(30).01.1946–27.06(10.07).1947: Венедикт Пляскин Хабаровская (обн.) 15(28).05.1923–28.04(11.05).1926: Владимир Давыдов 1926–1927: Николай Розанов 1927–1928: Николай Минин 1927–1929: Михаил Трубин, в. у. 12 .1929–12.1930: Алексий Микулин 02(15).04.1931–: Николай Минин, паки Хайларская (заруб.) 1934–16(29).09.1946: Димитрий Вознесенский Халтуринская (обн.) 1931–30.04(13.05).1931: Геннадий Марченков Ханькоуская (заруб.) 1920–: Иона Покровский Харбинская (заруб.) 1920–1931: Мефодий Герасимов 1931–24.03(06.04).1946: Мелетий Заборовский 1933(?)–1938: Иоанн Максимович 1946–1948: Нестор Анисимов Харьковская 14(27).05.1914–01(14)05.1917: Антоний Храповицкий 1917–1917: Феодор Лебедев, в. у. 19 .08(01.09).1917–17(30).05.1918: Антоний Храповицкий , паки 17(30).05.1918–1918: Неофит Следников, в. у. 1919–1919: Георгий Ярошевский , в. у. 1919–1921: 1921–1924: Нафанаил Троицкий 18(21).09.1924–1927: Константин Дьяков, в. у. 12(25).11.1927–26.06(09.07).1934: Константин Дьяков 26 .06(09.07).1934–23.10(05.11).1934: Сергий Гришин, в. у. 1934–1935: Анатолий Грисюк , в. у. 05(17).02.1935–07.1936: Иннокентий Летяев 01 .1936–23.03(05.04).1937: Иннокентий Тихонов 20 .05(02.06). 1937–1938: Александр Петровский 1938–1941: 1941–1941: Пантелеимон Рудык 1941–1943: Владимир, (окк.) 1943–01(14).10.1943: Сергий Гришин 1943–1945: 23 .05(05.06).1945–23.09(06.10).1960: Стефан Проценко

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

храмах поочередно с общинами УГКЦ. В февр.-марте 1946 г. к Православию официально присоединилось большинство бывш. униат. духовенства Львова. 23 февр. 1946 г. декларацию о присоединении к РПЦ подписали члены Инициативной группы: настоятель Преображенского храма Г. Костельник, настоятель Владимирского храма свящ. Евгений Юрик, настоятель Параскево-Пятницкого храма Василий Дрелых, настоятель Онуфриевского храма Никита Павлосюк. В последующие дни такие же декларации для епископа и уполномоченного подписали др. львовские клирики: священник Преображенского храма Петр Козицкий, настоятель Петропавловского храма Иоанн Клюс, настоятель Успенского Братского храма Иаков Костюк и его викарий Мирон Крутяк, клирики собора св. Георгия Дмитрий Семчишин и Павел Швыдкой (ГА Львовской обл. Ф. Р-1332. Оп. 1. Д. 5). 8-10 марта 1946 г. в униат. кафедральном храме св. Георгия состоялся Львовский Собор с участием более 200 униат. священнослужителей и 19 мирян, провозгласивший упразднение Брестской унии и объединение Греко-католической Церкви с РПЦ. Однако реализация постановлений Львовского Собора была непростой и длительной. На 30 окт. 1946 г. из 440 бывш. униат. церквей Львовской обл. только 332 перерегистрировались как православные, остальные же затягивали с регистрацией. На 15 нояб. 1946 г. канонически оформились в юрисдикции РПЦ 264 священника во Львовской обл. и 168 в Тернопольской, не оформили присоединение к РПЦ 76 священников во Львовской обл. и 106 в Тернопольской. После убийства Г. Костельника в сент. 1948 г. процесс воссоединения еще более замедлился. Кроме Костельника сторонниками унии в 1946-1948 гг. были убиты еще 14 перешедших в Православие священников. В письме от 5 авг. 1949 г. на имя главы Совета по делам РПЦ по Украинской ССР П. С. Ходченко свящ. Дрелых из Львова и его сторонники из «староправославных» сообщали, что еп. Макарий искусственно занижает реальное число невоссоединенных священников. Особенно слабо православие распространяется в Дрогобычской и Станиславской областях, к-рые остаются по сути католич.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010