Виссарион (Виктор Архипов; 1835–1918), схимонах. Отставной рядовой из крестьян Калужской губ. Женат не был. 10 сентября 1895 г. поступил в Валаамский монастырь. 3 февраля 1900 г. зачислен в послушники. 26 марта 1904 г. пострижен в монашество с именем Василий. 4 августа 1907 г. облачен в схиму. Проходил послушание в монастыре и в скитах: прп. Германа Валаамского, Всех святых и Предтеченском. В последние годы жизни по слабости здоровья оставался в монастырской больнице. Власий (Василий Артемьевич Агафонов; 1878–1946), иеромонах. Родился в с. Старолетово Зарайского уезда Рязанской губ. 6 марта 1902 г. поступил в Валаамский монастырь. 20 марта 1906 г. определен в послушники. 24 марта 1910 г. пострижен в монашество. 28 июня 1914 г. рукоположен в иеродиакона, 11 июля 1921 г. – в иеромонаха. Проходил послушания при келлиях настоятеля, наместника, клиросное и заведовал иконно-книжной лавкой. Волков Владимир (1891–1959), протоиерей. В 1913 г. закончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. Во время обучения подвизался псаломщиком, а затем и регентом во многих церквях города. По окончании семинарии переехал в Финляндию, где служил регентом в Выборгском православном приходе. Во время зимней войны 1939 г. был эвакуирован вглубь Финляндии. Переехав в Хельсинки, стал регентом в Выборгской православной Покровской общине. В 1945 г. посвящен в диаконы. В 1948 г. рукоположен в иереи, избран настоятелем общины. В июне 1951 г. Покровская община приобрела участок земли с домом в Мунккиниеми, и уже через 15 месяцев только силами прихожан храм был построен и 1 февраля 1953 г. освящен. В марте 1955 г. отец Владимир, в составе делегации Покровского и Никольского приходов (Хельсинки), посетил Россию, где их принимали Святейший Патриарх Алексий I, митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) . В конце визита, 20 марта 1955 г., отец Владимир был возведен в сан протоиерея. Похоронен в Хельсинки, на Никольском православном кладбище. Вырубова Анна Александровна (урожд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

В своей книге Артемьев подробно описывает находки культурного слоя: гвозди, наперстки, перстни и прочее. Констатирует о месте захоронений. А.Р. Артемьев изучал не только место Иргенского острога, его интересовали и иргенские останки. Подобный интерес он проявил в свое время к албазинским останкам. В 1687 году в осажденной крепости Албазин погибли несколько сот русских казаков и прочих людей, находившихся в крепости. После снятия осады командир Бейтон приказал сложить погибших в зимовьях поверх земли, так как не хотел хоронить их без отпевания. Однако вскоре пришел приказ оставить Албазин, сжечь его, ибо он вновь по договору отходил Китаю. Албазинская крепость была сожжена, в том числе и те избы, в которых лежали неотпетые воины . В 1992 году А.Р. Артемьев со своим отрядом из Дальневосточного отделения РАН раскопал обугленные башни острога, нашел ту избу, в которой были оставлены погибшие защитники крепости. По благословению епископа Хабаровского и Благовещенского Иннокентия, останки героев были отпеты и торжественно погребены на территории Албазинского острога. Каждая вторая суббота августа является поминальной, в Албазино служится панихида, на которой присутствуют потомки албазинских казаков . Думается, что и в Забайкалье Артемьев искал на месте Иргенского острога ту избу, под полом которой были положены замученные воины. Он прекрасно знал эту трагическую страницу в жизни Иргени и, конечно же, не мог не заинтересоваться ею. Вероятно, исследователь хотел отыскать и осмотреть мощи святых мучеников. А.Р. Артемьев умер страшной смертью: он был застрелен в подъезде возле своей квартиры. Эта смерть при невыясненных обстоятельствах остается загадкой до сих пор. Не стоит всуе тревожить мощи мучеников. Наши предки, в отличие от нас, понимали это. И даже когда заново отстраивали сгоревшую церковь, то постарались не касаться вышедших из-под земли колод, не перезахоранивать их и не делать мученикам новых гробов. В акте освидетельствования 1911 года так и записано: колоды гнилые и разваливались от прикосновения. Много загадок таит иргенская святая земля, разгадать которые пока не под силу разуму человеческому. А может быть, и не нужно их разгадывать, ибо Господь хранит до времени тайны мира сего. Однако знать их нужно, чтобы не наделать глупостей, не допустить кощунства в святой земле. И не забывать святых Иргенских мучеников.   Сибирская икона. Омск, 1999. С. 197. Изгнанный правды ради: Жизнь святителя Арсения (Мацеевича). М., 2001. С. 270–271. Жеребцов Г.А. К истории крестного хода на Иргень//Иннокентьевские чтения. Научно-практическая конференция, посвященная 200-летию святителя Иннокентия (Вениаминова). Чита, 1998. С. 92–93. Артемьев А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII – XVIII вв. Владивосток, 1999. С. 45. Там же. С. 108, 113–114. Там же. С. 114. Людмила Камедина 24 июня 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/4318.html

Время было переломное, и при склонности русских к безмерным крайностям, нас не должно удивлять, что наряду с вражеской пропагандой извне, вдруг явится и доморощенный энтузиаст латинства. Таким чудаком оказался сын Суздальского священника, Петр Артемьев. Он прошел в Москве Славяно-греко-латинскую Академию и учился у Лихудов. Иоанникий Лихуд, посланный с русским посольством в Венецию в 1688–1691 гг., взял с собой Артемьева. Там, в латинской стране Артемьев поддался чарам латинизма. По возвращении в Москву, он нашел здесь приехавшего с Востока из Персии, несмотря на запрет, иезуита Терпеловского и завел знакомство с другими ксендзами. Патр. Адриан дал Артемьеву дьяконское место в самой Москве при Петропавловской церкви. И тут начал Артемьев показывать свою безудержную «широкую» русскую натуру. Напуганный священник доносил патриарху об Артемьеве: «после евангелия он читал поучение, похвалял в вере поляки, лях, литву, прочитал молитву Отче Наш на амвоне по-римски, приклякнув на колена, и иные некие молитвы прилагая римская. Носит он на себе вместо животворящего креста мошонку, а в ней образок латынина Антония Падвиянина, еретика суща. Глаголет исхождение Духа Св. от Отца и Сына. Исповедывался и приобщался у иезуитов. И с иными иезуитами, из Москвы изгнанными, зело слезно разлучался. Освященный собор называет забором, который перескочить хвалится. Патриархов называет потеряхами, потому что истинную православную веру потеряли» и т. д. все в таком же духе и стиле. Удивительно то, что священник прибавлял в этом доношении об успехе агитации Артемьева. «И мнози, – заключал священник, – вслед его прелести уклонишася». Патр. Адриан смущался узнав, что отец Петра Артемьева добрый священник, хотел ему поручить возвращение в лоно православия его блудного сына. Дьякон Артемьев, потеряв равновесие, писал и отцу своему неистово латинствующие словеса. Наконец, общественная молва побудила в 1698 г. соборно осудить дьякона Артемьева, лишить сана и послать на север в Холмогоры к архиепископу Афанасию под крепкое начало на увещание. Как нераскаявшийся в Холмогорах, он сослан был в Соловки, где и умер в 1700 г. Как ни странна эта истерика латинизма у природного русского поповича, но она является предшественницей будущих политических крайностей русской пол-интеллигенции XIX века. Это церковная «нечаевщина». В красивом, более интеллигентном виде, это – пафос национального самоотрицания неистового Виссариона Белинского. Углубленный татарщиной и чрезмерно затянувшийся отрыв наш от остальной христианской Европы породил эту духовную болезнь национального самоотрицания, которая и после устаревших Чаадаевских парадоксов, продолжает еще давить на русское культурное и даже церковно-историческое сознание. Словом, Артемьев – это наша карикатура, но не лишенная для нас некоторой поучительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Годы иноческого жития в обители проходили быстро. Иногда отца Александра посылали в Москву за приобретением сельскохозяйственных машин – и тогда инок оставался верен себе и записывал за собою то, что считал лишним или недолжным. На седьмом году пребывания отца Александра в обители он был представлен отцом игуменом с рядом других братий к постригу в мантию. Получив благословение духовного начальства, отец Герман 18 марта 1905 года, в Великую среду, совершил постриг брата Александра в мантию. В постриге Александр получил имя Агафон, причем позднее выразил желание, чтобы это было имя преподобного Агафона, пустынника и подвижника Египетского (память – 2 марта). Записи в дневнике отражали чувства глубокой духовной радости отца Агафона в эти наступившие страстные и пасхальные дни. Вскоре, однако, он заболел тяжелой формой инфлюэнцы (гриппа), давшей осложнение в форме энцефалита, который повлиял на всю последующую жизнь батюшки. 2/15 декабря 1918 года отец Агафон был рукоположен епископом Феодором (Поздеевским) во иеродиакона в Москве, в Троицком соборе Данилова монастыря. В эти годы отец Агафон исполнял обязанности письмоводителя при старце Германе, почему он часто был призываем в его келию; бывал батюшка у старца и для чтения вслух Библии . Призывал старец Герман отца Агафона и в ряде серьезных случаев разбора событий внутренней жизни обители. В 1920 году, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова отец Агафон был рукоположен во пресвитера Святейшим Патриархом Тихоном в храме Троицкого Патриаршего Подворья в Москве. Духовная радость отца Агафона при получении благодати священства была велика, но и последствия болезни все более проявлялись: появилось онемение ног, неудобство при ходьбе. Был болен и старец Герман. Он предвидел развитие событий и говорил, что скончается, и обитель после его смерти закроют. Батюшка Герман почил о Господе 17 января 1923 года, после чего братия один за другим должны были покинуть обитель. По благословению старца-иеросхимонаха Алексия (Соловьева) отец Агафон переехал в Москву, где нашел скромный приют в семье духовных детей отца Алексия. В Москве, которая сурово по первому началу приняла изгнанников, отец Агафон с остальными иноками нашел покров в Высоко-Петровском монастыре, куда братия были приглашены Владыкой Варфоломеем (Ремовым ; духовным сыном отца Германа. В о. Агафоне Владыка нашел себе поддержку по управлению монастырем и довольно быстро назначил его своим наместником, а 18 мая 1924 года возвел в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть Закрыть 20. Агафон (13): «Священник с разорванным политическим сознанием не священник.» Агафон (18): «Мои слова подтвердились последовавшим лишением его сана. Он как раз влез в политику, а Царство Христа не от мира сего, вне политики.» ///////////////////// Это у кого там «что» «разорвано»? 19. Ответ на 18, Агафон: Мои слова подтвердились последовавшим лишением его сана. Нет. Последующим ничего не подтверждается. По факту Вы назвали канонического священника " не священником " и " ряженым " - тогда, когда он не был лишен сана, когда Церковь не приняла о нём решения. (Кстати, он и сейчас священник, пока решение суда не утверждено Патриархом). Какая моя " ересь " О зависимости благодати священства от " политического сознания " . Он как раз влез в политику, а Царство Христа не от мира сего, вне политики. Ничего такого в определении церковного суда нет. Священник запрещен в служении за дисциплинарное нарушение - отказ возглашать молитву, предписанную священноначалием; затем лишен сана за другое дисциплинарное нарушение - трёхкратную неявку в церковный суд в течение 3 раз. Скорость этих мероприятий вызывает печальные вопросы, но - я призывал прежде всего к тому, чтоб интернет-комментаторы не вешали на священника несуществующей вины, становясь клеветниками и делая своих читателей такими же. 18. Ответ на 17, Сергей: Агафон, к сожалению, Ваши слова в очередной раз звучат как рафинированная ересь. Уже лишен: Какая моя " ересь " , и " в очередной раз " ? Оставьте свою претенциозную пустую болтовню. Мои слова подтвердились последовавшим лишением его сана. Он как раз влез в политику, а Царство Христа не от мира сего, вне политики. 17. Ответ на 13, Агафон: правильно запретили бездуховного ряженого... Священник с разорванным политическим сознанием не священник. Агафон, к сожалению, Ваши слова в очередной раз звучат как рафинированная ересь. Священник - это христианин, канонически принявший таинство священства от архиерея. Никакие " политические сознания " тут рядом не стояли.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/10/ot...

Не только для избрания епископов нужен был патр. Адриану собор, но и в делах, требовавших экстренных мер более административного характера, патр. Адриан не обходился без собора. Мало того, при патр. Адриане, большею частью, даже самые церковные вопросы поднимались не им, a скорее окружавшими его церковниками. Часто патриарх своей нерешительностью и медлительностью в некоторых вопросах, не терпевших отлагательства, возбуждал в близких ему лицах неудовольствие и настоятельный просьбы приняться энергичнее за дело. Особенно характерно в этом отношении дело диакона Петра Артемьева, которое с другой стороны указывает, насколько опасно в то время для русской церкви было слабоволие и растерянность высшей церковной власти, отсутствие одной единоличной воли все и вся направляющей и воодушевляющей. Сын священника г. Суздаля Петр Артемьев получил образование в Московской славяно–греко–латинской академии под руководством братьев Лухудов. Во время путешествия (1688–1691 г.) в Венецию вместе с одним из своих учителей, Иоанникием Лихудом, Артемьев столкнулся с иезуитами, увлекся католичеством и сделался ярым его приверженцем (тем более, что и сам Иоанникий Лихуд, его учитель, хвалился после в Москве «быти латинского мудрования») 116 . По возвращении в Москву его сношения с католиками и в частности с иезуитами не прекратились 117 . Несмотря на именной указ, объявленный иезуитам–ксендзам Давиду и Товии, (от 2 октября 1689 года) о немедленном их выезде из Москвы за распространение соблазнительных и вредных толкований, противных учению Восточной церкви, и другой именной указ от декабря 1690 года о позволении быть в Москве при одном ксендзе другому с тем, чтобы они никаких противностей вере греко–российской не чинили, и чтобы под их именами не проживали в Москве иезуиты 118 , в Москву иезуиты не переставали наезжать. Так, напр., в 1690 г. сюда прибыл с востока иезуит Терпеловский, которого Артемьев называл «апостолом из Персиды». Артемьев сблизился с «апостолом» и причащался у него 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да и ксендзы, жившие в Москве, именовавшиеся «мирскими» не были равнодушны к размножению своей римской веры 120 . Артемьев был знаком и с ними 121 . К несчастию патр. Адриан не присматривался близко к возвращавшимся из–за границы русским, не следил за их поведением, не собирал об них справок; мало обращая внимания на католическую пропаганду в Москве, патр. Адриан дал даже Петру Артемьеву дьяконское место при Петропавловской церкви в Московской Новомещанской слободе. Артемьев свое служение в сане дьякона превратил в публичную пропаганду католичества. Священник Петропавловской церкви не скрыл этого, и в 1697 г. донес на своего дьякона патр. Адриану, перечислив все его католические выходки. Так, по донесению, Петр Артемьев «после Евангелия читал поучение, похвалял в вере поляки, лях, литву, прочитал молитву «Отче наш» на амвоне по римски, приклякнув на колена, и иные некие молитвы прилагая римская; носит он на себе вместо животворящего креста мошонку, а в ней образок латынина Антония Падвиянина, еретика суща; глаголет исхождение Духа Св. от Отца и Сына, исповедывался и приобщался у иезуитов, и с иными иезуитами, из Москвы изгнанными, зело слезно разлучался; освященный собор называет забором, который перескочить хвалится; патриархов называет потеряхами, потому что истинную православную веру потеряли. Боляр и судей безыменно лает и бесчествует; по поводу пыток раскольникам называет этих боляр и судей, стоящих у дыб в Константиновской башне, немыми учителями, которые вместо Евангелия просвещают огнем, и вместо апостола учат кнутом» 122 . Критика дьяконом Артемьевым церковной жизни дает яркие штрихи для характеристики церковного управления конца XVII века. Патриарх, по его словам, потеряха; собор–забор; вместо Евангелия просвещают огнем, вместо апостола наставляют кнутом; вместо воздействия на раскольников духовной власти, – их пытают на дыбах бояре. Презирая русскую церковную власть, растерявшую, по его убеждению, православную веру, Артемьев нашел по своему сердцу другую, более авторитетную для него, церковную власть – католическую, где его привлекала строгая церковная дисциплина, субординация в католической иерархии и та ревность, с которой иезуиты отдавались миссии католицизма и папства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 292–294. Преподавание проходило под покровительством самого царя, который приказал московской знати направлять братьям сыновей на обучение. 15 мая 1697 г. был обнародован именной высочайший указ о том, чтобы бояре и других чинов люди отдавали своих детей в обучение итальянскому языку у Лихудов. Это был первый закон, поощрявший изучение современных языков в России (Там же. С. 300). О Петре Артемьеве см.: Там же. С. 315–318. Артемьев во время пребывания в Италии вел дневник, который, к сожалению, сохранился лишь в отрывках. Эти записи говорят о невысоком мнении ученика о своих учителях, в первую очередь об их нравственных качествах. Процесс Артемьева еще более ухудшил положение братьев. В том месте текста, где диакон говорил, что Иоанникий имел сношения в Москве с иезуитами и выказывал им свое расположение, а после того как Артемьев показал им лихудовский антилатинский «Мечец», отказался от авторства, сославшись на брата, на полях листа стоит комментарий: «Сего ради подобает сице пред лицем истязати Иоанникия, да не враждебно оклеветан будет учитель и диакон да не явится лживец» (ГИМ, Синод. собр., 393, л. 54). Об Артемьеве см. также: Никольский М. Русские выходцы из заграничных школ в XVII столетии: Петр Артемьев//Православное обозрение 1863. Т. 10. С. 246–270; Шмурло Е. Ф.Русские католики конца XVII в. по данным архивов Пропаганды и Коллегии св. Афанасия//Записки Русского научного института в Белграде. 3. Белград, 1933. С. 1–29; Каган М. Д. Петр Артемьев//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 3. СПб., 1993. С. 32–34. Все материалы, касающиеся биографии Артемьева, и отрывки его сочинений собраны архиве: ГИМ, Синод. собр., 393 (конец XVII в.). Сюда включены письма к отцу, выдержки из дневника, который он вел во время пребывания за границей, соборные акты, осудившие Артемьева. Кроме того, в отдельной папке хранятся «Статьи на еретика Петра роздиакона» (ГИМ, Синод. собр., 346, л. 1237–1260). Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 328–329. Памятники дипломатических сношений… Т.

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

663 Отношение Митрополита Феофила к проведению в жизнь резолюции Кливлендского Собора 1946 г. С. 3. Архив ОВЦС. Дело «Америка. Кливлендский Собор 1946 г. 669 См.: Скурат К. История Поместных Православных Церквей: В 2 ч. Ч. 2. М.: Русские огни, 1994. С. 281282. 676 Ляшевский С., прот. Русские Православные церкви заграницей. Ч. 1. С. 15.HTSA. F. «Liashevkii». В. 2. F. 14; Послание Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей о церковных разделениях. Церковная жизнь. 1959. 1112. С. 186. 681 См.: Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 10, а также: Соловьев И. Дни примирения. Церковно-исторический вестник. 1999. 45. С. 238. 683 Фотий, архиеп. Доклад по командировке во Францию с 10 августа по 25 октября 1946 г. Архив ОВЦС. Дело «Русская Православная Церковь заграницей». Папка «1946». Ч. 2. Л. 69; см.: Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 10. 685 См.: Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 10. 691 Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 11. 692 Фотий, архиеп. Доклад по командировке во Францию с 10 августа по 25 октября 1946 г. Л. 7374. 695 Барабанов. Дела церковные во Франции. Машинопись. С. 6. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 698 Войтченко К. Письмо патр. Алексию 1946 г. Архив ОВЦС. Дело «Русская Православная Церковь заграницей». Папка «1946». Ч. 2. Л. 135; Барабанов. Дела церковные во Франции. Машинопись. С. 6. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»), К. 1. 704 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 104. Л. 30; Фотий, архиеп. Доклад по командировке во Францию с 10 августа по 25 октября 1946 г. Л. 70, 74, 75.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Христос пострадал по нас, нам оставль образ да последуем стопам Его» ( 1Пет. 2, 21 ). Подобает нам терпеливо, со смирением, переносить все противности. Но обвинение в ереси я не мог принять, – с великим омерзением к нему отверг его: потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога Живого и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и, во всех отношениях, есть погибший. Если же еретик обратится к вере, содержимой истинною, вселенскою, святою Церковию, то он приемлется благим и милостивым Искупителем, воссоединяется с истинным Богом Творцом и Спасителем нашим, Христом, Который всегда был и есть единосущен Отцу и Святому Духу. Ему слава во веки веков. Аминь» 180 . 2. Агафон был мудр по естественному свойству своему, чужд лености в отношении к телу, наблюдал должную соразмерность в рукоделии, пище и одежде 181 . 3. Сказывали о авве Агафоне, что он стремился к исполнению всякой заповеди Божией: когда случалось переправляться чрез реку, – он сам, первый, принимался за весла; когда приходили к нему для посещения братия, – он, по совершении обычной молитвы, немедленно собственными руками поставлял трапезу, потому что был исполнен любви Божией 182 . 4. Однажды братия в присутствии аввы Иосифа начали разговор о любви. Старец сказал: «Мы не знаем, что такое – любовь. Вот образец любви: авва Агафон имел ножик, необходимый ему для его рукоделия. Пришел к нему брат и, увидев ножик, похвалил эту вещь. Авва Агафон немедленно начал упрашивать брата, чтоб он принял ножик в подарок, и не дал брату выйти из келлии, пока не уговорил его принять понравившуюся ему вещь» 183 . Надо принять в соображение, какого труда стоило вновь приобрести в глубокой пустыне орудие, необходимое для рукоделия, составлявшего и часть келейного подвига и единственное средство к содержанию себя. При таком только соображении можно оценить должным образом поступок старца, строго внимательного к себе, дорожившего своим безмолвием. Преподобный авва Агафон, хотя и проводил жизнь безмолвника, но предпочитал безмолвию исполнение заповедей любви к ближнему, подобно преподобному Моисею Мурину и в противоположность преподобному Арсению Великому . Последний совместил в любви к Богу любовь к ближнему и возвел вторую на высоту таинственного подвига, превысшего дел, совершаемых при посредстве тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010