«Сурожская смута» Епископ Василий (Осборн), ныне мирянин — Получается, вопрос о вашем возможном преемстве был с того времени снят? — Мы откровенно поговорили с митрополитом Антонием, и я сам сказал: «Будет лучше, если владыка Василий станет наследником». Впоследствии владыка Антоний ходатайствовал перед Патриархом, чтобы меня не убирали даже после его смерти, оставив для русской паствы. Кроме того, в 2002 году шёл разговор о возможном голосовании в епархии, кому из архиереев — мне или Василию — быть преемником митрополита. Но я от голосования отказался, так как понимал, что всё равно выберут епископа Василия, тем более, что он был старым другом митрополита и митрополит ему доверял. К сожалению, начались споры, после чего митрополит Антоний попал в госпиталь и скончался 4 августа 2003 года. Вот так всё и завершилось, но выборов всё-таки не было... В этот период перед смертью митрополита Антония самое тяжёлое переживание легло не на меня, а на епископа Илариона (Алфеева). Владыка Антоний пригласил его приехать для работы и служения в Сурожскую епархию, но под большим давлением тех же лиц из того же круга вынужден был объявить владыке Илариону, чтобы он немедленно покинул Лондон. СПРАВКА: Именно к периоду первой половины 2002 года относится так называемая «Сурожская смута» — конфликт, связанный с назначением в Великобританию епископа Илариона (Алфеева). Тогда стали особенно заметны противоречия между старыми прихожанами и эмигрантами «новой волны». Архиепископ Анатолий был свидетелем событий тех непростых месяцев, хотя официально он находился на покое с декабря 2001-го до июля 2002-го года. Митрополит Антоний хорошо знал отца Илариона (Алфеева), приблизил его к себе. Правда, митрополит хотел, чтобы он приехал в Англию игуменом, а Иларион прибыл уже в епископском сане. И та же группа, которая добивалась выдворения меня из Британии, стала противиться нахождению здесь епископа Илариона. Хотя что он такого сделал? Просто ездил по стране, посещал приходы, служил... Но против него подняли такой шум, что страшно было. И митрополит Антоний, видимо, поддался их уговорам. Я помню общее собрание, на котором высказывались обвинения против епископа Илариона, а он просто сидел с закрытыми глазами, сказав: «Я не могу отвечать». В конце концов владыку Илариона отозвали, а мне митрополит Кирилл предложил поехать в Дублин — как раз планировалось создание епархии для Ирландии и Исландии. Но в это время я уже занимался вопросами строительства храма в Манчестере, а потому ответил владыке Кириллу: «Если я уеду, то храма в Манчестере не будет». В июле 2002 года я получил указ о назначении настоятелем манчестерского прихода и благословение на продолжение служения в Сурожской епархии в качестве викарного архиерея.

http://pravoslavie.ru/158396.html

Перу В. принадлежит большое число статей по богословию и патристике, в к-рых особое внимание уделено сравнительному анализу совр. научных представлений (в т. ч. в области психологии) и святоотеческого богословского видения. Соч.: The Royal Priesthood and the Spirit of Prophecy in the Old Testament and in the New//A Royal Priesthood: the Role of the Laity in the Church: Diocesan Conf. Hawkhurst, 1993. P. 1-12; Living in Christ: Back to the Future//Diocesan Conf. Headington, 1995. P. 5-15; Living in the Future//Living Orthodoxy in the Modern World/Ed. by A. Walker and C. Carras. L., 1996; Beauty in the Divine and in Nature//Sourozh. 1997. N 70. P. 28-37; Проповеди/Пер. с англ. Е. Майданович//АиО. 1997. 1(12). С. 19-28; Жизнь в будущем/Пер. с англ. и примеч. диак. Г. Завершинского//Там же. 1999. 4 (22). С. 166-176; Проповедь в Неделю после Крестовоздвижения/Пер. с англ. И. Смирновой//Там же. 2000. 1 (23). С. 5-7; Филос. дискурс и богосл. интуиция: (Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник)//IX Рождественские образовательные чтения: Богословие и философия: аспекты диалога. М., 2001. С. 88-96; Старец Силуан Афонский: Выступл. на V Силуановских чт. Нояб. 2001 г.//Община, XXI в. 2001. 10 (12). С. 6; Liturgy and Apocalypse//Christianity of the Down of a New Millenium: Diocesan Conf. Headington, 2001. Oxf., 2002. P. 1-14; Антропология Дионисия Ареопагита//АиО. 2002. 1(31). С. 71-85. Лит.: Наречение и хиротония архим. Василия (Осборна) во еп. Сергиевского//Офиц. хроника. 1993. 6. С. 39; Интервью еп. Сергиевского Василия//Иб ОВЦС МП. 1996. 15. С. 2-4; Британское православие: Интервью//Континент. 1995. 83. С. 226-234; Кончается ли Европа там, где начинается Православие: О правосл. ин-те в Кембридже рассказывает еп. Василий (Осборн)//РМ. 1999. 25 нояб. А. И. Кырлежев 24 апр. 2006 г. В. обратился к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой отпустить его в юрисдикцию Вселенского Патриархата. 2 мая 2006 г. он направил письмо Вселенскому патриарху Варфоломею I с просьбой принять его и тех клириков и мирян Сурожской епархии, которые этого захотят, в состав Западноевропейской Архиепископии русских православных церквей под К-польским омофором. 8 июня 2006 г. Свящ. Синод К-польского Патриархата постановил принять В. в юрисдикцию К-польской Православной Церкви с титулом еп. Амфипольский, викарий архиеп. Команского Гавриила (де Вильдера) – главы Западноевропейской Архиепископии русских православных церквей.

http://pravenc.ru/text/150729.html

Незадолго до своей смерти митрополит Антоний сложил с себя обязанности управления епархией. Управлять всем стал его викарий, рукоположенный им епископ Василий (Осборн). Владыка Василий считал себя преемником владыки Антония, и очень опасался, что Московская Патриархия пришлет своего клирика на митрополичью кафедру в Лондон. Чтобы избежать этого, после смерти митрополита Антония владыка Василий решает перейти в Константинопольский патриархат, чтобы быть независимым от Москвы. Но Патриарх Алексий II не дал на это согласия. А патриарх Константинопольский, наоборот, выразил готовность принять под свое крыло новую епархию. Таким образом, произошел раскол, повлекший за собой не только моральные, но и материальные потери для православных в Англии. Многие священники и миряне потеряли храмы, в церкви, как в семье при разводе, начался раздел имущества. Организатору лагеря о. Стефану Платту, который остался в подчинении Москвы, пришлось в течении нескольких лет арендовать разные помещения в Оксфорде для совершения богослужений. Только недавно Оксфордский приход обрел свое постоянное место. Им стал старый храм, купленный на средства прихожан, не без помощи русских меценатов. Храм освятили в честь свт. Николая Чудотворца. Хотя все эти события «отгремели» сравнительно недавно, англичане не очень любят о них вспоминать. Скорее они готовы радоваться тому, что сегодня снова обрели мир. Характерно, что и раскол, и принадлежность к разным поместным церквам не являются здесь помехой для общения православных христиан друг с другом. В лагере отдыхают прихожане Элладской и других церквей. Это как раз соответствует тому духу приятия, который в течение стольких лет объединял прихожан вокруг митрополита Антония Сурожского. Благодаря готовности «отворить двери стучащемуся» попадают в лагерь и прихожане из России – удивляются, насколько спокойной и мирной может быть жизнь детского коллектива. Если бы меня спросили, какое слово чаще всего звучало в лагере, я бы, не задумываясь, ответила: «сорри» (извините). Кто-то задел кого-то – «сорри». Кто-то что-то не то сделал, не так сказал, неудачно повернулся – «сорри, сорри, сорри». Конечно, в большинстве случаев это была пустая формальность. Но она удивительным образом смягчала трения между детьми.

http://pravoslavie.ru/56289.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Казус Василия Осборна Священный Синод Русской Православной Церкви должен решить судьбу бывшего главы Сурожской епархии 19.07.2006 13:08 Версия для печати В Троице-Сергиевой лавре 17 июля открылось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) под председательством Патриарха Алексия II. Однако обсуждения одного из самых интригующих вопросов церковной жизни на нем не состоялось. Дело в том, что именно на это заседание из Лондона был приглашен епископ Василий (Осборн), бывший исполняющий обязанности управляющего Сурожской епархией РПЦ, ныне епископ Константинопольского Патриархата. Тем не менее в Сергиевом Посаде к началу заседания Синода епископ Василий не появился. «Он является епископом Константинопольского Патриархата, так что у него нет надобности ехать в Москву», – прокомментировал «НГР» эту ситуацию протодиакон Петер Скорер, бывший клирик Сурожской епархии, перешедший, как и епископ Василий, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. «Мы ожидаем, как выскажется Синод РПЦ по поводу перехода епископа Василия во Вселенский Патриархат».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Фон Шлиппе—яркий представитель «образованных и культурных»—восседает в кресле у окна просторного дома, за окном—большой для Лондона сад, пожалуй что не по-лондонски запущенный. В ее доме останавливались все русские епископы, навещавшие Лондон—«такое у меня от Антония было послушание». «Все, кроме [председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского] Кирилла»,—оговаривается она. И еще съехал Филарет Денисенко, нынешний самопровозглашенный патриарх Украины. Он уж больно горячо защищал советское вторжение в Афганистан, поругались. Через епископов Ирина фон Шлиппе переправила в Советский Союз «тонны религиозной литературы». И еще не один десяток лет занимается благотворительностью, которая нынче в России под подозрением. Опекает бомжей в Карелии, женскую консультацию в Питере и издает книжки для детдомовцев с несколько устаревшими советами: «Юноша должен прийти на свидание опрятно одетым на пять минут раньше назначенного времени. Девушка может опоздать, но не больше чем на 10 минут». «Митрополит Антоний не разрывал с Русской Церковью, потому что верил в ее освобождение,—говорит она.—Но под конец жизни у него появились сомнения. Потому что он увидел, что Церковь [формально] освободилась от государства, но в ней не происходит внутреннего освобождения, нет возвращения к решениям собора 1917–1918 годов». Ирина Яновна гордится тем, что Сурожская епархия при Антонии жила по уставу, написанному по решениям того собора. «Самое невыносимое для Москвы то, что мы избираем себе епископа!» Все московские патриархи один за другим благословляли епархию жить по своему уставу, но ни один из них этого устава так и не утвердил. «Отправленный на покой» седобородый епископ Василий Осборн в рясе заваривает чай на кухне своего профессорского домика в Оксфорде. В саду поют птицы. Василий больше не появляется в храме, не принял приглашение патриарха ехать в Москву для разговора, отказывается встречаться с членами комиссии. «Мои информированные друзья в Москве сказали мне не делать этого»,—говорит он по-английски.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сурожскую епархию в начале 60-х основал митрополит Антоний Блум (1914–2003). Антоний из семьи эмигрантов-дворян первой волны. Он был человеком по-настоящему харизматическим—веков пятнадцать назад точно стал бы одним из отцов церкви. В Москве немало храмов, чьи прихожане из-за идейных разногласий не подадут друг другу руки, но книжки Антония продаются и в тех и в других. За сорок лет, с 1960-х до 1990-х, его епархия выросла из общины в три десятка русских эмигрантов в солидный церковный организм—около 3000 членов, по большей части коренных британцев, объединенных в несколько десятков приходов по всей стране. А когда в 90-е Лондон наводнили «настоящие» русские, встреча с братьями по вере стала для англичан культурным шоком. Так же как для большинства новоприбывших русских—встреча с православием по-английски. Соединение православных, формально принадлежащих к одной церкви, в одном лондонском храме обернулась настоящим «столкновением цивилизаций». На второй день Пасхи, 24 апреля, Василий Осборн написал патриарху письмо: «Ввиду того что в нашей епархии стало слишком много новоприбывших русских, которые меня не слушают, за своего духовного начальника не почитают и специфики нашей православной жизни в Англии не признают, прошу отпустить меня со старыми прихожанами под юрисдикцию Вселенского патриарха в Константинополе». 5 мая патриарх Алексий в ответном письме пригласил Василия для встречи в Москву. Василий не поехал, и 9 мая патриарх отстранил епископа от руководства епархией. В прошлые выходные в Лондон прибыла комиссия Московской патриархии, которая всю неделю выслушивала показания прихожан лондонского собора и прочих членов епархии. А те спорят между собой: англичане утверждают, что больше прав у них, потому что они создали эту церковь со всеми ее порядками и ходят в храм десятки лет, русские настаивают на своем приоритете—потому что они русские, а это русская церковь. В отличие от приходов в России, в обширную трапезную при храме пускают всех, а не только приближенных к клиру.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

26.05.2006 18:00 Комиссия по расследованию кризиса в Сурожской епархии приступила к работе 25.05.2006 17:00 " Церковный вестник " Неугодная паства 23.05.2006 23:48 dioceseinfo.org Интервью епископа Василия (Осборна) религиозной программе русской службы Би-Би-Си " Вера и век " 23.05.2006 23:45 Сайт Сурожской епархии Письмо архиепископа Корсунского Иннокентия духовенству Сурожской епархии от 22 мая 2006 года 22.05.2006 23:23 " Sourozh.org " Часто задаваемые вопросы (с сайта Sourozh.org) 22.05.2006 12:21 Dioceseinfo.Org Текущая ситуация в Сурожской епархии: попытка дать ответ на некоторые вопросы 20.05.2006 00:06 Благовест-инфо " The Independent " Российской общине грозит раскол – Патриарх Алексий отстранил лондонского епископа 19.05.2006 00:40 dioceseinfo.org Заявления епархиального совета Сурожской епарихи и лондонского приходского совета от 17 мая 2006 18.05.2006 13:51 dioceseinfo.org Открытое письмо епископа Василия членам Сурожской епархии от 16 мая 2006 года 17.05.2006 16:45 " НГ-Религии " Церковь эпохи перемен 17.05.2006 02:01 Сайт Сурожской епархии Письмо архиепископа Корсунского Иннокентия духовенству и всем чадам Сурожской епархии 16.05.2006 14:50 " Би-би-си " Епископ Василий: традиции Сурожа под угрозой 16.05.2006 14:16 Сурожская епархия пытается приспособиться к новой системе управления 15.05.2006 15:07 Православное обозрение " Радонеж " Бог поругаем не бывает 15.05.2006 15:01 О ситуации в Сурожской епархии 15.05.2006 13:19 Би-Би-Си Среди православных Британии произошел раскол 15.05.2006 10:21 Благовест-инфо dioceseinfo.org Указ Патриарха Алексия II об освобождении от обязанностей епископа Василия (Осборна), зачитанный в соборе Успения Божией Матери (Лондон) 12.05.2006 19:39 dioceseinfo.org Письмо епископа Сергиевского Василия духовенству епархии, членам епархиального собрания и другим заинтересованным лицам, 9 мая 2006 12.05.2006 19:30 dioceseinfo.org Письмо Патриарха Алексия II епископу Сергиевскому Василию, 5 мая 2006 12.05.2006 19:26 Благовест-инфо Сайт храма Державной иконы Божией Матери в Шавилле (Франция)

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На момент сдачи номера информации о каком-либо решении относительно епископа Василия не поступало. Возможно, Священный Синод обсудит этот вопрос сегодня, на этот раз в Москве – в резиденции Патриарха в Чистом переулке. Кризис в Сурожской епархии и разворачивающиеся вокруг него события напоминают своего рода шахматную партию, где среди фигур – церковные иерархи разных юрисдикций, близкие к Церкви политики и, конечно же, простые верующие. Хотя это положение сложилось далеко не сегодня, стремительный оборот оно приняло лишь в этом году. В конце апреля епископ Сергиевский Василий обратился с письмами к главам двух Православных Церквей Московского и Константинопольского Патриархатов. У Варфоломея I Осборн просил о принятии его и паствы в юрисдикцию Вселенской Патриархии, а Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – дать отпускную грамоту. Реакция Московского Патриархата, поначалу сдержанная, впоследствии оказалась достаточно резкой. 14 мая было принято решение о смещении епископа Василия с занимаемой церковной должности. При этом сана его не лишили. Одновременно была создана комиссия РПЦ по расследованию кризиса в Сурожской епархии. Кроме клириков Московского Патриархата в ее состав был включен и представитель Русской Православной Церкви Заграницей епископ Берлинский Марк (Арндт). Вскоре свой ответный ход сделал Константинополь, до тех пор никак не реагировавший на послание Осборна. В начале июня Синод Константинопольского Патриархата объявил, что принимает епископа Василия в свою юрисдикцию с титулом епископа Амфипольского. Также он был назначен викарием епископа Команского Гавриила (де Вильдера), главы Западноевропейского Экзархата. В ответ на решение Константинополя в Москве на экстренное совещание собрался Священный Синод РПЦ. Опальному епископу было вторично предписано приехать в Москву для встречи с Патриархом Алексием II. Назначен был и срок – 17 июля (см. об этом «НГР» 10 от 21.06.06). Далекому от церковной проблематики читателю все это говорит о том, что епископ Василий всего лишь предпочел Константинополь Москве.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Безобразов М. В. Творения св. Дионисия Ареопагита.//Богословский вестник. – Сергиев Посад,   1898. – 2. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993.   Болотов В.В. К вопросу об Ареопагитских творениях. – СПб., 1914. Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице//Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С.366–372. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. – М.: Мартис, 1998. С.172–202. Бросс Ж. Духовные учителя/Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994.   Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.278–295, 335–340. Бычков В.В. CORPUS AREOPAG1TICUM как один из философско–эстетических источ­ников восточно–христианского искусства. — Тбилиси, 1977. Бычков В.В. Идеал любви христианско–византийского мира//Философия любви. – М.: Издательство политической литературы, 1990. Т. 1. Бычков В.В. Из истории византийской гносеологии: (К публикации сочинений Псевдо–Дионисия Ареопагита//Философская и социологическая мысль. – Киев, 1989. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.71–92. Бычков В.В. На путях " незнаемого знания " : К публикации малых сочинений из " Corpus Areopagiticum "http://Историко–философский ежегодник. – М.: Наука,  " 90. – М., 1991. Бычков В.В. Об одной форме византийского эстетического сознания//Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии. – М., 1985. Бычков В.В. Эстетика// Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989..   Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира//Византийский временник. –  М.,  1986. – Т. 47.  Василий (Осборн). Философский дискурс и богословская интуиция (Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник)//Богословие и философия: аспекты диалога. – М., 2001.  Василий (Осброн)Сергиевский. Антропология Дионисия Ареопагита//Православное учение о человеке: Избранные статьи. – М.; Клин: Христианская жизнь, 2004. То же: Альфа и Омега. – М., 2002. – 1 (31).

http://bogoslov.ru/person/2714657

Сурожский парадокс 30 червня 2006 р. 13:46 — Да что там в конце концов, в этом Сурожске происходит? И где он, собственно говоря, находится? — спросил меня на днях приятель, который всегда был очень далек от какой-либо церковной жизни, но вот поди ж ты заинтересовался вдруг проблемой, казалось бы, сугубо внутрицерковной. Это потому, что сообщения и комментарии о событиях в Сурожской епархии мелькают последнее время где попало. То есть совсем не там, где о душе и о вечном, а там, где о политике и о суетном. И сами эти события — для многих повод в очередной раз позлословить в адрес Русской Православной Церкви. Не успели, дескать, объединиться с Зарубежной Церковью, а тут уже новый раскол! Так из-за чего же сыр-бор? И в каких краях? Вообще-то, никакого Сурожска в природе нет. Был когда-то Сурож. Он возник в Крыму в III веке до нашей эры как греческая колония, а в XIII веке был разрушен татаро-монголами, теперь на его месте курортный город Судак. Ну а нынешняя Сурожская епархия находится в Англии. Есть такая любопытная церковная традиция: если новая епархия создается вне пределов канонической территории, то она получает название какой-либо из древних, уже не существующих. Вот и передали новой епархии в Британии название от той, что когда-то была в Крыму. Основал английский Сурож как епархию Русской Православной Церкви в 1962 году знаменитый Антоний Блум, русский эмигрант первой волны, выдающийся богослов и проповедник. Он и стал митрополитом Антонием Сурожским. После его смерти три года назад епархию возглавил американец по происхождению епископ Василий Осборн . С его недавнего письма Патриарху Алексию и зазвучала громко вся эта история. Епископ Василий просил «освободить его от канонического подчинения Московскому Патриархату» и разрешить переход епархии в Константинопольский Патриархат. Мотивировал так. До начала 90-х годов Сурожская епархия насчитывала 2-3 тысячи человек и состояла преимущественно из англичан, тогда как в последние 15 лет в результате наплыва русских состав епархии значительно возрос и изменился. Сейчас в Великобритании проживает не менее 250 тысяч русскоязычных людей, и подавляющее большинство прихожан теперь русскоязычные. Епископ сообщил о глубоком недовольстве Сурожской епархией со стороны «вновь прибывших». Как выяснилось, и к ним отношение у старожилов епархии весьма неодобрительное. Наплыв русских из России в Русскую же Православную Церковь в Британии вызвало здесь у многих немалые волнения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203215...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010