Добродетельная жизнь и способности ценятся везде. Видя усердие и во всем исправность своего «малого», зажиточный хозяин дома готовил ему свою дочь в замужество. Но у Льва Даниловича было совсем другое намерение и стремление, а потому он наотрез отказался от этого счастья. После, когда он уже был старцем в Оптиной пустыни, эта бывшая его невеста вместе с другими спутницами приходила к нему в Оптину как посетительница и богомолица. На двадцать девятом году своей жизни, именно в 1797 году, Лев Данилович оставил многомятежную и суетную жизнь мира сего и первоначально поступил в Оптину Введенскую пустынь Калужской епархии 5 . Настоятелем монастыря в то время был игумен Авраамий, первый восстановитель и возобновитель совсем было пришедшей в упадок сей пустыни. Ревностно принялся молодой послушник за труды монастырской жизни и своей богатырской силой по временам удивлял сожителей своих и вообще соприсутствовавших. Приводим здесь сему пример. В одно время с Львом Даниловичем поступил в Оптину другой молодой послушник (впоследствии бывший настоятелем Московского Симонова монастыря архимандрит Мелхиседек). Оба они равны были силой. Вот открылась надобность соединить каналом два небольших озера вблизи монастырской бани, и почему-то требовалось окончить дело в один день. К этой работе нужно было приставить до двадцати человек поденных 6 . Два упомянутых богатыря решились принять этот труд на себя и во что бы то ни стало окончить работу в один день, и, к изумлению всех, намерение свое привели к желаемому концу. Только в этот день они отличились особенным аппетитом, как впоследствии неоднократно, подшучивая над собой, рассказывал о сем сам старец отец Леонид: «Мы вдвоем съели в этот день пятнадцать фунтов 7 хлеба» 8 . Недолго прожил в Оптиной пустыни молодой послушник Лев – всего два года; но в этот короткий срок своими непомерными трудами успел расстроить крепкое свое здоровье, как сам он писал о сем уже в преклонных летах. В 1799 году он перешел из Оптиной в пустынную обитель Белобережскую Брянского уезда Орловской епархии. Неизвестно, какая причина побудила его к сему переходу. Если предположить тяжелые труды в Оптиной, от которых он потерял свое здоровье, так и в Белобережской обители его ожидали те же труды, на которые он обрек себя при поступлении в монастырь. Вероятнее всего, его потянуло туда неудержимое желание обучаться жизни духовной, так как настоятельствовал в то время в Белых Берегах иеромонах Василий (Кишкин) – старец духовной жизни, подвизавшийся немалое время на Афонской Горе. Итак, не для облегчения трудов и не для телесного успокоения перешел послушник Лев в другую обитель. Напротив, и здесь, как и в Оптиной, он проводил дни свои в непрерывных трудах, подавая собой всем братиям пример трудолюбия и искреннего послушания. А такая жизнь сама собой возвышала его перед прочими братиями и не могла не обратить на него особого внимания отца настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Скончался в 1917 году. 13. Преподобный Василий (Кишкин) Родился в 1745 году в обедневшей дворянской семье, с детства избегал игр и любил церковные богослужения. В 1783 году был пострижен в монашество. В 1800 году на Василия было наложено послушание начальника пребывавшей в запустении Белобережской пустыни Орловской губернии. Вскоре после назначения нового настоятеля в монастырь пришли более 60 новых монахов. Во время его руководства на средства благотворителей были отремонтированы кельи и трапезные. В 1829 году во время рубки деревьев упал и несколько часов был без сознания. После того, как отец Василий пришел в себя, он сказал, что скончается через 18 месяцев. После этого ушел в затвор и принялся готовиться к смерти. Перед смертью старца принял у себя всех желающих, чтобы примириться и попросить у всех прощения и молитв.   14. Преподобный Филарет (Данилевский) Родился в семье благочестивых казаков в 1777 году. В юношестве прожил три года келейником у настоятеля Дальних Пещер Киево-Печерской Лавры иеромонаха Трифиллия. В 1802 году Фому Данилевского приняли в Софрониевой пустыни. Через 4 года был назначен благочинным монастыря. В 1817 году о. Филарета назначили строителем и настоятелем в Глинскую пустынь, которая в то время находилась в печальном состоянии запустения и разрухи. Отец управлял обителью 24 года и за эти годы она умножилась численно и преуспела духовно. В 1841 году скончался. В 2008 году настоятель Глинской пустыни был пречислин к лику святых. 15. Преподобный Феодот (Левченко) Был уроженцем Черниговской губернии, происходил из простых казаков. Всю свою жизнь провел в послушании на кухне в Глинской пустыни, там же и жил, не имея своей кельи. Он рубил дрова, выносил помои, делал все самые грязные и тяжелые кухонные работы. Некоторые люди, окружающие отца Феодота, видели его простоту и обращались с ним грубо, часто подвергали побоям. Без ропота перенося это испытание, Феодосий освобождался от страстей и пламенел ревностью к Богу. В нем стал виден дар прозорливости и он стал пользоваться всеобщим уважением.

http://pravmir.ru/28-ukrainskih-svyatyih...

По выбытии из Софрониевой пустыни, Максим в течение пяти лет страннически обходил многие обители: пожив некоторое время в одной, он переходил в другую. Наконец, он достиг Белобережской пустыни. В день праздника Максим стоял в здешнем храме. Наметив благочиние в церковном служении и слушая благолепное пение иноков, он восхищался духом, радуясь, что Господь указал ему здесь место для спасения души. Со смирением припал он к стопам настоятеля, умоляя принять его в число братий. Настоятель принял его с миром и отеческой любовью. Первоначально Максим, будучи простым послушником, был несколько лет поваром, потом трапезником. После этих трудных обязанностей его определили на правый клирос. Здесь Максим оказался искусным в пении и знатоком устава и всего церковного порядка службы. Его постригли в рясофор с именем Михаила и тут же поздравили с новым послушанием – уставщика. Усердие к этому послушанию и монашеским подвигам обратило на него внимание настоятеля и старцев. В самом непродолжительном времени Михаил, с дозволения Св. Синода, был пострижен в мантию и наречен Мельхиседеком, затем по ходатайству о. настоятеля, преосвященный Досифей, епископ Орловский и Севский, посвятил монаха Мельхиседека в сан иеродиакона. По принятии сана он еще более усилил свои подвиги. В 1800 году начальство над Белобережской обителью принял на себя иеромонах Василий Кишкин, старец духовной жизни, подвизавшийся немалое время на Афонской горе. Старец Василий, поступив на должность начальника, скоро сблизился с о. Мельхиседеком, и во все время пребывания своего начальником, они соединены были между собою союзом особенного духовного дружелюбия. Нередко призывал он о. Мельхиседека в свою келлию или, увидев его, проходящего мимо келлии, стучал в окно, чтобы он шел к нему и приглашал его служить с ним. Однажды о. строитель назначил его для совместного с ним служения. О. Мельхиседек сказал посланному: «служить нельзя, о. строитель гневается на меня». Сказав это, он пошел к строителю в келлию, упал ему в ноги и просил прощения. О. строитель, в свою очередь, тоже упал ему в ноги и просил себе прощения, а после спросил: в чем ты, старец, просишь у меня прощения? – «Да как же, батюшка, отвечал простодушный старец, – когда я шел мимо вашей келлии, а вы и не постучали в окно; уж не прогневал ли я вас чем? Я боюсь гнева». О, строитель, зная чистосердечие старца, улыбнулся, обнял его с любовью, извиняясь, что не заметил его, проходившего мимо келлии, и при этом назвал его мужем незлобия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых 30 ноября 2017 г. 18:44 На заседании 30 ноября 2017 года участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заслушали доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия . Как было отмечено в докладе, Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента , установила, что ряд подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви , широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви. В их числе — мученик Даниил Черкасский (Кушнир); святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готский и Кафский; святитель Афанасий Полтавский (Вольховский); преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев); святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский; святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский; преподобный Иоанн Святогорский (Крюков); преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский; преподобный Паисий Киевский (Яроцкий); преподобный Гавриил Афонский; преподобный Иона Киевский (Мирошниченко); преподобный Алексий Голосеевский, Киевский (Шепелев); а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: преподобный Василий (Кишкин); преподобный Филарет (Данилевский); преподобный Феодот (Левченко); преподобный Макарий (Шаров); преподобный Мартирий (Кириченко); преподобный Евфимий (Любимченко); преподобный Досифей (Колченков); преподобный Илиодор (Голованицкий); преподобный Иннокентий (Степанов); преподобный Лука (Швец); преподобный Архипп (Шестаков); преподобный Иоанникий (Гомолко); преподобный Серафим (Амелин); преподобный Андроник (Лукаш); преподобный Серафим (Романцов); преподобный Зиновий (Мажуга). При этом Грузинская Православная Церковь , в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых.

http://patriarchia.ru/db/text/5074538.ht...

Митрополит Нестор. Тюремная фотография. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-39763 Региональное управление ФСБ РФ, бывший дворец братьев Шумовых в г. Чита. Фото С. М. Беседина. В конце 1937 г. в здании разместились управления государственной безопасности. Возможно, здесь производились первые допросы митрополита Нестора и арестованных вместе с ним. Из кн.: Соловьев А. В. Тревожные будни забайкальской контрразведки. М., 2002 Е.Н. Сумароков. Тюремная фотография. 1948 r. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-39763 Монахиня Зинаида (Бриди). Тюремная фотография. 1948 r Протоирей В. Герасимов. Тюремная фотография. 1948 r Митрополит Нестор. Исправительно-трудовой лагерь МГБ «Дубравный». 1955 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Открытка митрополита Нестора из лагеря, адресованная К. А. Караулову Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Семья Карауловых. Сидят: Л. С. Кокурина, дети: Марина и Александр; стоят: К. П. Панова (Кокурина), К. А. Караулов, Л. П. Караулова (Кокурина) Харбин, 1952 г. (?) Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Святейший Патриарх Алексий (Симанский) Из кн.: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий М., 1966 Летняя Патриаршая резиденция в Одесском Успенском монастыре в Одессе Из кн.: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Митрополит Нестор и митрополит Елевферий (Воронцов). Москва. 1956 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева После освобождения. Переделкино. 1956 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Сидят: митрополит Нестор, Патриарх Алексий (Симанский), епископ Василий (Самаха), наместник Антиохийского подворья в Москве, епископ Мстислав (Волонсевич). Во втором ряду стоят: Д. А. Остапов, архимандрит Пимен (Извеков) (наместник Троице-Сергиевой лавры, будущий Патриарх). 4 марта 1956 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Митрополит Нестор в г. Кызыл Тувинского АО. Стоят (слева направо): третий – протодиакон Олег Зырянов, пятый – келейник митрополита Нестора Иван Кишкин (будущий архимандрит Иннокентий). I957 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Михаил отличался тихостью и кротостью нрава, молчаливостью; он даже не участвовал в детских играх своих братьев и сверстников. Когда отроку было 8 лет, скончалась его горячо любимая мать. Семейство вернулось в свое имение в город Карачев Орловской губернии, где Михаил поступил в приходское училище и окончил его, а с 1801 года занимался с домашним учителем. В 14 лет Михаил и его два брата поступили на должности бухгалтера и помощников в Льговское уездное казначейство: " Три нас малолетка,— вспоминал позже двоюродный брат будущего старца,— управляли канцеляриею казначейства с особенною исправностию " . В 1805 году Михаил был вызван в Курск, где занял предложенную ему должность начальника стола счетной экспедиции в Казенной палате, где и трудился три года. В 1806 году умер отец семейства, и Михаил по просьбе братьев вышел в отставку с чином губернского секретаря, занявшись управлением имением, а в сущности, уединившись от житейских дел и предавшись своим любимым занятиям: музыке и чтению. Имением он управлял, несмотря на свои способности, плохо, так что в короткое время оно чуть было не разорилось. Однажды мужики украли у него большое количество гречихи. Он призвал их к себе и долго уговаривал, вразумляя словами из Священного Писания. Мужики втихомолку смеялись над ним, но, к их общему удивлению и стыду, эти увещания кончились тем, что виновные пали на колени, чистосердечно признались, как было дело, и были прощены. Не раз братья уговаривали Михаила жениться, но, уклонившись от их предложений, в 1810 году Михаил поехал на богомолье в Площанскую пустынь, где и остался. Слабость здоровья проявлялась в нем с самого малолетства: он был очень худощав и с юных лет страдал бессонницей. Многие знакомые, по скромности и стыдливости Михаила Николаевича, называли его в шутку " монахом " еще до поступления его в монастырь. В том же 1810 году послушник Михаил был пострижен в рясофор с именем Мелхиседек. Первые шесть лет жизни в Площанской пустыни он находился в послушании у духовника обители отца Ионы. Отец Мелхиседек легко обучился нотному пению и церковному уставу. В ближайших окрестностях Площанской пустыни, Свенском монастыре и в пустыни Белобережской, в те времена жительствовало множество великих подвижников — учеников преподобного старца Паисия (Величковского), мужей духовных и мудрых. Среди них были известные старцы Василий (Кишкин), иеросхимонах Клеопа и схимонах Феодор, иеромонах Леонид, схимонах Афанасий (Захаров) и другой схимонах Афанасий. Чем больше отец Мелхиседек преуспевал в духовном делании, тем больше ощущал он потребность в духовно-опытном старце-руководителе, коим и стал для него вышеупомянутый схимонах Афанасий (Захаров), который в 1815 году перешел на жительство в Площанскую пустынь и окормлял ревностного молодого подвижника вплоть до своей кончины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Видя положительные качества своего приказчика, хозяин Льва хотел женить его на своей дочери, но тот наотрез отказался, имея перед собой другие цели. Впоследствии несостоявшаяся невеста посещала старца Льва в Оптиной пустыни как богомолица. В 1797 году, 19 лет от роду, Лев оставил мир и поступил в Оптину пустынь. Настоятелем монастыря в то время был иеромонах Авраамий. Лев со всей своей богатырской силой принялся за труды монастырской жизни так, что однажды вместе с другим послушником в один день соединил каналом два пруда, хотя на эту работу предполагалось выделить 20 человек рабочих. Правда, в этот день после своих трудов послушники отличились еще и особенным аппетитом и съели вдвоем 15 фунтов хлеба. Два года прожил Лев в Оптиной пустыни, успев за это время основательно подорвать свое крепкое здоровье, и в 1799 году он перешел в Белобережскую пустынь Орловской епархии, где в то время настоятельствовал иеромонах Василий (Кишкин), старец духовной жизни, подвизавшийся немалое время на Афоне вместе с преподобным Паисием (Величковским). В 1801 году Льва постригли в мантию с именем Леонид и рукоположили в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Такое стремительное восхождение послушника до иеромонаха объясняется его ревностной жизнью и безропотным послушанием, а также трудолюбием и человеколюбием. За пять лет жизни в Белобережской пустыни отец Леонид так преуспел в монашеском делании, что уже в 1804 году братия обители решили избрать его на освободившуюся должность настоятеля. Однако начальственная должность не изменила простого образа жизни подвижника. Так, если дело заставляло куда-либо поехать, он ездил на одной лошади, в простой тележке и без кучера. О простоте характера преподобного Леонида свидетельствует один случай, произошедший как раз в описываемый период его жизни. В этой Белобережской пустыни был иеромонах Гавриил, Карачевский уроженец, который вскоре после своей хиротонии изъявил желание побывать на своей родине. Отец Леонид не отказал и, когда представился случай ехать в те края, велел отцу Гавриилу готовиться в путь. Но у отца Гавриила уже все было приготовлено: праздничная ряска и камилавка, уложенная в камилавочник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Лаврентия (Некрасова) 2 копии этой иконы. К 1913 г., когда отмечалось 300-летие основания обители, на добровольные пожертвования были отремонтированы Знаменский собор (в т. ч. купол алтаря заменен железобетонным) и др. постройки. В К. м. настоятельствовали строители и игумены, с 1674 г.- архимандриты. Архим. Иов (Базилевич; † 1776) 31 окт. 1770 г. был хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского, архим. Аполлос (Терешкевич; † 1817) 14 окт. 1813 г.- во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. В 1735 г. в К. м. был сослан бывш. архиеп. Белгородский и Обоянский Досифей (Богданович-Любимский; † 1736), запрещенный в священнослужении. Среди почитаемых насельников К. м.- иером. Василий (Кишкин) , мон. Амфилохий (Лутовинов) , буд. глава 17-й Пекинской духовной миссии, подвижники Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни , в т. ч. иером. Иасон (Чумаченко). По преданию, в июне 1764 г., во время крестного хода, при встрече с Курской-Коренной иконой получил исцеление 10-летний П. И. Мошнин (прп. Серафим Саровский). В 1812 г. в К. м. проживали 17 монашествующих и 17 бельцов, а также в 1812-1816 гг.- гофмаршал Высочайшего двора кн. П. В. Мещерский. Д. Б. Кочетов, А. Н. Я. 1919-2015 гг. 25 авг. 1919 г. Курский городской Совет рабочих и красноармейских депутатов заключил договор с общиной и прихожанами мон-ря, к-рым в «бессрочное, бесплатное пользование» передавались Знаменский собор, Трехсвятительская ц., примыкающая к архиерейскому корпусу, и Воскресенский храм. В 1919 г. власти изъяли из мон-ря пожертвования курян на ризу Коренной иконы, бриллиантовый крест, ордена покойных архиереев, митру Курского архиеп. Тихона (Василевского) . В сент. 1919 г. Курск заняли части Добровольческой Армии ген. А. П. Кутепова. По сообщению газ. «Курские вести» от 3 окт. 1919 г., 1 окт. в Знаменском соборе К. м. еп. Феофан (Гаврилов) отслужил литургию, по окончании к-рой «при огромном стечении народа был отслужен благодарственный молебен с многолетием Русскому Христолюбивому воинству и его вождям». Но вскоре Добровольческая Армия оставила Курск. Наместник К. м. архим. Иероним (Чернов) с неск. насельниками, архиеп. Феофаном и архимандритом Коренной пуст. Варнавой покинул монастырь вместе с частями Добровольческой Армии. Они вывезли с собой в Королевство сербов, хорватов и словенцев, а затем в Мюнхен и Курскую-Коренную икону.

http://pravenc.ru/text/2462323.html

Усердно заботясь о пользе монастыря и точном исполнении братией правил иноческого общежития, о. Парфений управлял обителью почти восемь лет. В 1817 году, когда о. Парфению было уже около 60 лет, он подал прошение об увольнении от многотрудной должности настоятеля. Исполненный духовных дарований, о. Парфений удалился на безмолвие в Коренную пустынь, где и скончался. После о. Парфения настоятелем Глинской пустыни в том же 1817 году был назначен строитель Обоянского Знаменского монастыря иеромонах Леонтий, который имел мало опыта руководить братией в иноческом общежитии, поэтому пробыл в должности настоятеля только шесть недель 426 . В то время среди Глинских иноков сияли добродетелями великий подвижник и молитвенник старец Феодот (Левченко) и иеромонах Василий (Кишкин), ученик преп. старца Паисия (Величковского) . Заботясь о том, чтобы добрые начинания в устроении общежития, положенные стараниями о. Парфения, не пресеклись, они единодушно со всей братией начали просить Матерь Божию, чтобы послала им «в настоятели того, кого Сама благоволит избрать… и в настоятели был указан иеромонах Филарет» 427 . Братия Глинской пустыни обратились к Преосвященному Феоктисту, прося назначить строителем их обители иеромонаха Софрониевой пустыни Филарета, широко известного своей подвижнической жизнью. Прошение их было удовлетворено. Назначение иеромонаха Филарета настоятелем Глинской пустыни явилось началом особого подъема и расцвета духовной жизни в этой святой обители. 279 Секуляризация (от лат. saecularis – мирской, светский) – обращение государством церковной собственности в светскую (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1201). 283 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 26; Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 10. 285 РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 633, 634; Там же, ф. 1354, оп. 219, Ч. 1, Б20; Там же. Ч. II. О-18; Там же. О-144; Там же. С-111; Там же. С-114. Там же, ф. 1317, оп. 1, д. 939. 292 Описание Курского наместничества… М., 1786. С. 77. В книге «Глинская пустынь» в ч. I на с. 11 сказано, что епископ Кирилл занимал Севскую кафедру до 1778 г., но в документах архива Канцелярии Святейшего Синода указывается, что Преосвященный Кирилл был епископом Севским и Брянским до августа 1779 г. (РГИА, ф. 796, оп. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Турист или паломник?   Диакон Андрей Кураев.   Второе пришествие апокрифов . Проповедь о «порче» вместо проповеди о Христе. Турист или паломник?   Ильинская А.  Матушки земли Российской. — М., 1994. С. 134-137 и 139. Цит. по:  Диакон Андрей Кураев.   Второе пришествие апокрифов . Проповедь о «порче» вместо проповеди о Христе. Алексий Бортсурманский , св. прав.; Анна Петербургская ; Агния Калужская ; Строитель Иркутского Вознесенского монастыря, старец схимонах Герасим //Русский инок 7 (апрель 1912);  Монах Прокопий (Леонов).   Комиссия искала не там, где нужно . Как были обретены мощи старца Василия (Кишкина)//Русский инок 2006 г. 5;  Иером. Диомид (Кузьмин).   Василий (Кишкин) , иером.   И. Ф. Токмаков.   Город Волоколамск Московской губернии и его уезд . Краткий историко-статистический и археологический очерк. Москва: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1906. Там же.   С. В. Максимов.  Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С.147 Там же.   А. П. Липатова.   К проблеме типологии сакральной вещи в традиционной культуре . Заявление миссионерского отдела Челябинской епархии о деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой и ложном почитании отрока Вячеслава Крашенинникова. Об этом аспекте культа В. Крашенинникова говорил и Святейший Патриарх Алексий II. См.: Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру , Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года.   Андрей Зайцев.  Культ лжесвятых; Заключение экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой — Л. Н. Емельяновой .   С. В. Максимов.  Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 152-153   А. Л. Топорков.  Дерево//Родина. 1. 1995. С. 112   С. В. Максимов.  Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 153   Виноградов Г. С.   Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири: (Материалы по народной медицине и ветеринарии) . Восточная Сибирь, Тулуновская волость, Нижеудинский уезд, Иркутская губерния//Живая старина: Периодическое изд. отд-ния Этнографии Имп. Рус. Геогр. О-ва. — Год XXIV. Вып. IV. — Пг., 1915. С. 349.

http://sueverie.net/chudotvorna-li-zemel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010