молдаво-влахийских иноков. Старец Василий жил в скиту Пояна-Мэрулуй, или Мерлорполянах («Яблоневая поляна»), в Валахии. Сам отец Василий (Кишкин) на протяжении 10 лет пребывал в Глинской пустыни, подвизался в устроении обители и братии, непрестанно простирал свои моления к Владычице, прося послать в настоятели того, кого Сама благоволит избрать, Которая, услышав «моление раба своего, послала им в настоятели старца из Софрониевой пустыни о. Филарета, мужа достойного и по жизни опытного». Назовем наиболее известных подвижников этой линии: монах- старец Феодот ( 1890), прозорливец; Макарий ( 1864), иеросхимонах, прозорливый старец, достигший высокого духовного совершенства; Мартирий ( 1865), великий постник, по неделе не вкушавший пищи и любивший уединение и безмолвие; схимонах Квфимий ( 1866), келейник отца Филарета; Пантелеймон ( 1831). Из отдельных лиц, не принадлежащих к братии Глинской пустыни, но пользовавшихся ее духовным руководством, нам известны: Филарета – игумения уфимского Благовещенского монастыря, ученица Филарета Глинского ; Макарий, архимандрит Алтайской миссии, впоследствии настоятель Волховского Троицкого монастыря, переводчик Библии , прозорливец; Феодосий, духовник Святогорской пустыни Харьковской епархии, ученик отца Филарета; иеросхимонах Иоанн, затворник Святогорской пустыни, ученик отца Филарета; Иоанникий, духовник Святогорской пустыни, целитель бесноватых; архимандрит Паисий, настоятель Высокогорской Николаевской пустыни, ученик отца Филарета, которому преподобный Серафим Саровский за 24 года до назначения предсказал начальствование над иноками; Макария, прозорливая схимонахиня Гамалеевского монастыря Черниговской епархии, духовная дочь старца Глинской пустыни Анатолия; Клеопатра, неумения Севского монастыря, старец Глинской пустыни Анатолий благословил се идти в монастырь и предсказал ей, что она будет игуменией. В настоящее время уже канонизованы духовные чада и воспитанники преподобного Филарета Глинского – преподобные отцы Святогорские: 1 . Преподобный Арсений, архимандрит Святогорский ( 1859); 2 . Преподобный Герман, архимандрит Святогорский (1890); 3 . Преподобный Феодосий, иеромонах Святогорский ( 1850); 4 . Преподобный Киприан, иеромонах Святогорский ( 1874); 5 . Преподобный Иоанн, затворник Святогорский ( 24 августа 1867 года, также в составе Собора Курских святых). Они прославлены в составе Собора святых, «иже во Святых Горах на Донце просиявших», 12 июля 2008 года в Свято-Успенском соборе Святогорской лавры. Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, прославлен ранее, в 1995 году. Память Собора Святогорских святых совершается 11 (ст.ст.)/24 сентября (н.ст.). Также к лику святых был причислен преподобный Макарий Алтайский (Глухарев), который пребывал в Глинской пустыни под духовным руководством игумена Филарета с декабря 1825 года по июнь 1829 года. Его память было установлено совершать 18 (ст.ст.)/31 мая (н.ст.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иером. Василий (Кишкин). Портрет. Неизв. худож. 10-е гг. XIX в. 19 авг. 1800 г. по собственному прошению В. был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику» иером. Питириму. Вскоре братия, возмущенная тем, что новый настоятель притесняет В., обратилась к Орловскому еп. Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить В. настоятелем обители. 28 дек. 1800 г. еп. Досифей вызвал В. в Чёлнский мон-рь , на следующий день старец сослужил епископу за литургией, во время к-рой архиерей неожиданно для В. рукоположил его во иеромонаха. Впосл. В. редко служил литургию, считая себя недостойным. В 1802 г. В. исходатайствовал для Белобережской обители офиц. открытие и введение общежительного устава. Составленные старцем правила общежительства были приняты во мн. юго-зап. рус. мон-рях, в т. ч. Кременецком , Усть-Медведицком , Борисовском . Бывш. насельники Белобережской пуст. стали настоятелями неск. обителей: архим. Мелхиседек (Сокольников) - московского Симонова Нового мон-ря , строители Серафим (Веденисов), Каллист (Кочетов), Павел (Крячков) и Маркеллин (Патрикеев) - Площанского мон-ря , игум. Серапион (Пирожков) - Одрина мон-ря . В 1804 г. В. по собственному прошению был уволен за штат, зачислен в братию Свенского мон-ря , жил в келье, в лесу, в течение нек-рого времени - близ Белобережской обители, управляя обоими мон-рями. В 1811 г. В. посетил южнорус. мон-ри, в к-рых подвизались его духовные чада, помог устроить иноческую жизнь в Свенском, севском Св . Троицы , курском Св . Троицы , Площанском, задонском Рождества Богородицы, Борисовском, Усть-Медведицком, Рыхловском мон-рях, в Молченской пуст. Благодаря своим добродетелям милосердия, кротости, любви, а также духовной опытности В. сумел водворить мир и благочиние среди братии. С 1816 г. В. жил в Глинской пуст ., к-рая находилась в запустении. Попытки В. исправить монастырские порядки встретили сопротивление со стороны настоятеля и мн.

http://pravenc.ru/text/150713.html

иеродиакон Иоанникий после колебаний решился оставить Глинскую пустынь. 29 сентября того же года он переместился в Рыхловский Николаевский монастырь (Черниг. губ.), которым тогда управлял постриженец Глинской пустыни, настоятель иеромонах Анастасий, ученик прежде упомянутого старца Василия, прозываемого Кишкин. Настоятель Анастасий еще в Глинской пустыни знал о прекрасных качествах и способностях иеродиакона Иоанникия, и был олень рад его перемещению. Желая иметь его своим помощником, он просил епархиальное начальство утвердить Иоанникия, как достойнейшего, в должности казначея. Около трех лет Иоанникий с пользою для обители и благополучно для себя пробыл в должности казначея. Но затем начался тяжкий период в его жизни: он должен был проходить горнило искушений, какие проходят только избранные последователи Спасителя нашего. Настоятель Анастасий, по рассказам старца Илиодора, был прежде прекрасного образа жизни. Он очень любил и уважал старца Василия, и даже упросил его переместиться в управляемый им Рыхловский монастырь, чтобы руководиться его советами и примерною жизнию. Но затем Анастасий изменился в своей жизни. Он подпал влиянию одной особы женского пола, вкравшейся в его доверие, и настолько, что в монастыре все делалось по ее желанию; даже и в келии настоятеля распоряжалась она, как полновластная хозяйка. Братия возмущались этим обстоятельством, а тем более это неприятно было целомудренному Иоанникию. Старец Василий, видя печальный поворот в жизни своего ученика, глубоко скорбел о нем и пытался его исправить своими замечаниями. Настоятелю это очень не нравилось, и старец Василий стал теперь для него тягостью. Вместо того, чтобы принять к сердцу вразумления старца, настоятель стал его ненавидеть и, по советам прежде упомянутой особы, изгнал его из своего монастыря 9 . Так иногда сбывается изречение народной мудрости: „где диавол не успеет сам собою, там у потребляет женщину, как орудие.“ Избавившись от замечаний старца Василия, этого строгого и дивного подвижника, настоятель хотел освободиться и от своего казначея, как человека без сомнения несочувствующего образу его жизни; да и, вообще говоря, порок всегда ненавидит добродетель, как своего обличителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К нач. XIX в. Б. м. пришел в упадок, жизнь мон-ря не соответствовала уставу основателя: с увеличением числа сестер был нарушен завет об общей трапезе, монахини содержали на своем иждивении послушниц-трудниц и др. Попытки игум. Афанасии (Котельниковой; 1801-1813) возобновить исполнение «Артикула» натолкнулись на сопротивление сестер и были безрезультатны. Ок. 1812 г. Б. м. посетил старец Василий (Кишкин) , в 1815 г. он направил в обитель своих духовных дочерей, к-рые убедили игум. Августу (1814-1822) и др. сестер ввести устав «пустынных обителей». 16 нояб. 1821 г. Курский еп. Евгений (Казанцев) по прошению игум. Августы утвердил в Б. м. устав Глинской пустыни , приспособленный для борисовских сестер учеником старца Василия прп. Филаретом (Данилевским) . Эта мера способствовала внутреннему и внешнему процветанию обители. Иером. Василий называл Б. м. «вторым небом», Киевский митр. Филарет (Амфитеатров) говорил, что «монастырь сей основан на камени». К сер. XIX в. в Б. м. жили ок. 350 насельниц, действовали 3 храма: холодная Тихвинская ц. (построена в 1822-1826 на месте одноименной), теплая каменная Преображенская ц. (построена в 1831-1834, в 1846 расширена, в 1848 в ней был устроен придел во имя святителей Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста), храм во имя свт. Николая на 2-м этаже больничного корпуса (освящен в 1856, перестроен в 1901-1903). В марте 1859 г. Преображенский храм, уже не вмещавший насельниц, был снесен, на его месте построен новый пятиглавый одноименный храм с колокольней (освящен в 1862). Иконы Спасителя и Божией Матери для Преображенского храма были написаны в Пантелеимоновом мон-ре на Афоне. К нач. XX в. в Б. м. также имелись дом настоятельницы, 7 келейных корпусов, 2 гостиницы, больница, 4 дома для священников, скотный двор. В первые годы существования мон-ря Б. П. Шереметев направил в Борисовку из С.-Петербурга живописца Игнатьева и др. мастеров для росписи храмов и обучения местных жителей основам иконописи, что привело к возникновению борисовской школы иконописи. В 1902 г. в Б. м. были открыты иконописная мастерская и школа с бесплатным 4-летним обучением. В 1909 г. в мон-ре при большом стечении паломников праздновался 200-летний юбилей Полтавской победы.

http://pravenc.ru/text/153179.html

В 1830 г. по причине распространена в столице холеры архимандрит Мельхиседек был духовно начальствующий над временной больницей в Таганской части, жертвовал имущество и утешал страдающих в болезни, посещая все холерные больницы. По закрытии больниц говорил утешительные речи для родственников умерших от холеры, безвозмездно записывая имена умерших в монастырский синодик для вечного помина. В 1831 г. Симонов монастырь и архимандрита Мельхиседека посещал Государь Император с наследником. В 1832 г. за ревностное попечение об отличном благоустройстве древней Симоновой обители по представлению Святейшего Синода был награжден орденом Равноапостольного князя Владимира 3-й степени. За 20-летнее управление Симоновым монастырем архимандрит Мельхиседек привел все монастырские строения в лучший вид, и соорудил новые обширные здания. В 1840 г. было закончено построение огромной пятиэтажной колокольни 198 . Схииеродиакон Мельхиседек, в святом крещении Максим, был пострижен в мантию в Белобережской пустыни и наречен именем Мельхиседек. В 1800 г. настоятелем Белобережской пустыни стал иеромонах Василий Кишкин, старец духовной жизни, подвизавшийся одно время на Афонской горе. Старец Василий сблизился с о. Мельхиседеком, и у них тесным союзом завязалась духовная дружба 199 . В 1810 г. исполняется 50 лет пребывания о. Мельхиседека в Белобережской пустыни, ему же самому уже тогда было 95 лет. В это время он подвергается гонению и уходит в пустынные леса Смоленской губернии. Там о. Мельхиседек обустраивает себе келью, и проводит свою жизнь в трудах, чтении, посте и молитве, в крайней нищете и нужде. Позже он переходит в леса Калужской губернии, а в 1837 г. в Брянские леса. За три года до своей кончины о. Мельхиседек заготовил себе гроб из цельного дуба, и скрыл его в тайном месте, где молился. Упокоился старец Мельхиседек в 1840 г., прожив 125 лет земной жизни. 3.7 Игумен Филарет Глинский Учеником старца Василия Кишкина, и вместе с тем, учеником архимандрита Феодосия, был знаменитый подвижник Глинской пустыни игумен Филарет, от которого ведет свое начало Глинская линия русского подвижничества .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Учеником старца Василия Кишкина, и вместе с тем, и учеником старцев Феодора и Клеопы (Антонова) является выдающийся подвижник Оптинский старец Леонид. Схимонах Леонид Оптинский (в схиме Лев), родился в 1768 г. в городе Карачеве Орловской губернии в семье простых родителей по фамилии Наголкины. В крещении был наречен Львом. В молодости занимался купеческими делами, но в 1797 г. оставляет мир и поступает в Оптину пустынь под начальство игумена Авраамия. Через два года Лев переходит в Белобережскую пустынь, настоятелем которой был иеромонах Василий Кишкин. В 1801 г. старцем Василием он был пострижен в монашество с наречением имени Леонид, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1804 г. о. Леонид на пятом году своего пребывания в Белобережской пустыни был назначен ее настоятелем, когда старец Василий оставил руководство монастырской братией 210 . До занятия должности настоятеля о. Леонид временно пребывал в Чолнском монастыре, где в то время поселился прибывший из Молдавии схимонах Феодор, ученик великого старца Паисия. Под руководством этого опытного наставника о. Леонид обучался брани со страстями, и в дальнейшем его со старцем соединяла неразрывными узами любовь во Христе. В 1805 г. старец Феодор переселяется в пустынную Белобережскую обитель, но через некоторые время поселяется в уединенной келье в глуши леса недалеко от обители с другим подвижником иеросхимонахом Клеопою. В 1808 г. о. Леонид сложил с себя настоятельство, переселился к своему учителю старцу Феодору на пустынножительство, и был им келейно пострижен в схиму с наречением имени Лев. В 1809 г. время старец Феодор переходит в Новоезерский монастырь. О. Леонид со старцем Клеопою в 1811 г. переселяются на жительство в Валаамский скит, а через год к ним присоединяется старец Феодор, где они вместе прожили около шести лет. Одновременно в Валаамском скиту жил с тремя подвижниками иеромонах Варлаам, впоследствии игумен Валаамский . Сожитие и собеседование со старцами принесло немалую пользу о. Варлааму 211 . Духовными наставлениями старца Феодора и о. Леонида пользовался и келлиарх Валаамского монастыря о. Евдоким, впоследствии схимник Евфимий 212 . Слава о подвижниках распространялась все более, и вместе с о. Евдокимом к ним стали приходить и другие иноки из числа братии Валаамского монастыря. Стекались к ним и посетители разных сословий за богомудрыми советами старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Старец Леонид В миру он был Лев Наголкин и происходил из мещанской семьи; родился в 1768 г. Двадцати лет он поступил в обучение к одному купцу и в качестве его помощника объездил много городов и деревень центральной России. Это было время, когда мелкие предприятия росли и нередко приобретали значительную известность. Так же было и с тем предприятием, где работал Наголкин. Тем не менее через десять лет Наголкин оставил все и поступил в тогда мало известную Оптину пустынь Калужской губернии. Спустя два года он оставил Оптину и переселился в Белобережскую обитель Орловской губернии. Там был игуменом иеромонах Василий Кишкин, духовный воспитанник Афона и очень одаренный старец. В 1801 г. Лев Наголкин был пострижен в монахи с именем Леонид. Под духовным руководством старца Василия начал молодой монах свою аскетическую жизнь. Отец Леонид был сильным и здоровым человеком. Он охотно брал на себя самые тяжелые монастырские работы и был неутомим, работая каждый день, за исключением времени богослужений. Через пять лет старец Василий ушел на покой, и Леонид, теперь уже иеромонах, был избран братией в игумены. В этом высоком положении отец Леонид не переменил своей жизни. Перед избранием он короткое время находился под духовным руководством старца Феодора из Молдавии, который был учеником и другом старца Паисия, а жил в соседнем монастыре. Через него Леонид соприкоснулся со школой Паисия, и эта связь стала еще теснее, когда старец Феодор переселился в Белобережскую пустынь. Через четыре года старец Леонид отказался от игуменства и стал жить вместе со старцем Феодором и иеросхимонахом Клеопой в той же обители, в пустынной келье, в лесу. Так соединились трое лесных отшельников: Феодор, Клеопа и Леонид. Здесь Леонид принял схиму. Но недолго они могли наслаждаться одиночеством. Из лесной чащи до мира дошел слух о том, что тут живут отшельники, и к ним потянулся народ. Тогда отшельники покинули свою лесную хижину и пошли в Валаамский монастырь на Ладожском озере. Там Леонид с двумя старцами обитал в особом скиту. Ему было сорок лет, и он казался совершенно молодым рядом с дряхлыми старцами, между тем посетители обращались преимущественно к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРПУХОВСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Серпуховский Крестовоздвиженский храм. Фото 24 декабря 2013 г. Проезд до храма - с Курского вокзала до станции " Серпухов " , далее любым автобусом до остановки " Ул. Ситценабивная " . Церковь была построена на месте одного из первых каменных посадских храмов города - Георгиевского . В 1746 году " города Серпухова церкви великомученика Георгия вкладчик " артиллерийский кузнец Герасим Севастьянов подал в Московскую духовную консисторию прошение о своем желании выстроить на месте старой, сильно пострадавшей от пожара Георгиевской церкви новую в честь Воздвижения Честного Креста Господня с приделами апостолов Петра и Павла и великомученика Георгия . После осмотра старого храма управляющим Серпуховского духовного правления архимандритом Высоцкого монастыря Макарием и Успенским священником Василием Евтихиевым каменная церковь действительно была признана ветхой. Прихожане храма, среди которых были одни из богатейших жителей Серпухова - парусинные фабриканты братья Николай и Василий Кишкины собрали достаточно средств, чтобы построить огромный храм. Новая церковь была выстроена из кирпича. Вероятно по воле заказчиков храм был выстроен в стиле архаичном для XVIII столетия. В колокольне на ярусе звона разместились 11 колоколов. Самый большой из них, весом в 100 пудов, был отлит в Стокгольме в 1751 году . Прихрамовый участок был окружен оградой, выстроенной из того же кирпича что и церковь. В 1755 году строительство было закончено. Семья Кишкиных сделала в храм щедрый вклад церковной утварью. Дочерь Василия Кишкина Пелагея и его жена Акилина пожертвовали церковное облачение, а сам Василий Кишкин вложил в церковную ризницу серебряный ковш . Крестовоздвиженская церковь стала последним культовым сооружением, выстроенным в Серпухове в XVIII веке. В начале XIX века рядом с ней был возведён храм в честь Печерской иконы Божией Матери .

http://drevo-info.ru/articles/13674450.h...

В 1797 г. в Афонском скиту св. пророка Илии он был пострижен в монахи с именем Арсения. Постригал иеромонах Макарий, а восприемником был старец Василий (первый впоследствии жил в Молчанской пустыни, Курской губ., а второй был строителем Белобережской пустыни, а потом жил в Рыхловском монастыре, умер же в 1831 г. в Площанской пустыни). Василий (Кишкин) был благородного происхождения, отличался целомудрием, смирением и незлобием. Его ученики также отличались духовными дарованиями. Вместе с ним Арсений прожил на Афоне один год и отправился в Молдавию, а отсюда в 1800 г. прибыл в Коренную пустынь, где прожил два года. Затем перешел со старцем Василием в Белобережскую пустынь, где прожил при старце Василии, сделанном строителем (игуменом), четыре года. В 1804 г. Арсений перешел в Рославльские леса «для уединения» и поселился здесь в даче Михаила Андреева Кулешова, возле дер. Буды, Трояновского прихода (ныне Якимовичского). Здесь в уединенной келье он прожил три года, и в 1807 г. отправился в Москву для получения паспорта до Иерусалима. В Москве ему удалось выхлопотать только надпись на паспорте для свободного прохода до пограничной губернии, с чем он и вернулся в Кулешову Буду, где прожил еще около трех лет. Потом жил в соседней лесной даче Александры Афанасьевны Броневской, с ее позволения, два года. Отсюда перешел в дачу помещика Петра Михайловича Лесли, где жил в лесу, на уединении, в особо выстроенной келье, возле дер. Сырокоренья, Даниловичского прихода. 1812-й год заставил его удалиться из пустыни в Площанскую пустынь, где прожил месяца два, столько же в Курской Софрониевской пустыни и в Киеве. Из Киева, по окончании войны, он тем же путем вернулся в Сырокоренье и, с дозволения г. Лесли, прожил в келье около десяти лет. В 1817 г. для явки паспорта Арсений ходил в Ельню, где получил от нижнего земского суда, как видно из надписи на его паспорте, дозволение на свободное проживание «в даче сельца Сырокоренья». Живя здесь, о. Арсений приходил и в пустынь Броневских, к о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Орловской епархии в начале XIX столетия, также дав у себя приют старцам-пришельцам, благоустроились и процвели: пустынная обитель Белобережская и монастыри – Чолнский и Свенский. А впоследствии уже заимствовала от них вместе с внешним чином духовный свет и Площанская пустынь, в которой полагал начало иноческой жизни описываемый здесь старец Макарий. В Белобережской пустыни вселился и около 1801 года был строителем оной старец духовной жизни Василий, в мире Василий Тимофеевич Кишкин, из дворян Курской губернии. Первоначально (с 1780 года) он жил с учениками своими несколько лет на св. Афонской горе и в Молдавии. В то же время вышли из Нямецкого монастыря от старца Паисия иеросхимонах Клеопа и схимонах Феодор, постриженные в монашество и основательно наставленные им в жизни духовной. И о. Клеопа прямо поселился в Белобережской пустыни; а о. Феодор сначала жил в Чолнском Трубчев-ском монастыре. Потом, когда место настоятеля и старца Василия в Белых Берегах (в 1804 году) занял его ученик и постриженник иеромонах Леонид, тогда и о. Феодор перешел в Белобережскую пустынь. Упокоеваемые любовию и попечением настоятеля, старцы Клеопа и Феодор жили при обители в уединенной и безмолвной келлии в лесу, сперва вдвоем; а потом, в 1808 году, присоединился к ним и любитель безмолвия о. Леонид, добровольно ради сего сложивший с себя бремя настоятельства. Все они совокупно занимались умным деланием, принося в то же время пользу и ближним, притекавшим к дверям их келлии, духовными советами и наставлениями, Богу их прославляющу. Впоследствии, как увидим ниже, о. Леонид, сделавшись Оптинским старцем, был наставником и вместе другом духовным о. Макария. В 1806 году поселился в Белобережской пустыни ученик старца Паисия схимонах Афанасий Захаров, который в 1815 году перешел на жительство в Площанскую пустынь и был старцем отца Макария до самой блаженной своей кончины. Но о нем сказано будет дальше, по потребности, в своем месте. Вышеупомянутый старец Василий, оставив настоятельство в Белобережской пустыни, перешел на жительство в Свенский монастырь, где около 1818 года был казначеем один из любимых учеников его, иеромонах Серафим, бывший впоследствии настоятелем сперва Белобережской, а с 1818 года Площанской пустыни, которая много обязана ему своим благоустройством как во внешнем, так и во внутреннем отношении, где и о. Макарий обитал.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010