В мероприятии приняли участие министр культуры Российской Федерации О.Б. Любимова, министр юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Воскресенский Дионисий , начальник департамента контроля в социальной сфере Контрольного управления Президента Российской Федерации Е.В. Аксенов, директор Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства Российской Федерации Д.В. Молчанов, директор Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации С.А. Гашкина, директор Департамента государственной политики в области средств массовой информации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е.Г. Ларина, директор Департамента координации деятельности научных организаций Министерства образования и науки Российской Федерации К.А.Швед, заместитель руководителя секретариата заместителя председателя Правительства Российской Федерации Н.В. Паршикова, помощник заместителя руководителя секретариата заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.А. Новикова, руководитель Росимущества В.В. Яковенко, первый заместитель министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалин, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Д.А. Волков, вице-президент Российской академии наук Н.А. Макаров, заместитель директора Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства Российской Федерации К.В. Щербак, префект Центрального административного округа города Москвы В.В. Говердовский, заместитель руководителя центрального исполкома партии «Единая Россия» Д.В. Некрасов, руководитель Департамента капитального ремонта города Москвы А.А. Елисеев, руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы А.А. Соловьев, директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, руководитель Департамента культуры города Москвы А.В. Кибовский, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева В.В. Аристархов, руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры А.В. Меньшов, директор Института российской истории РАН Ю.А. Петров, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации М.В. Хорев, заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН Л.А. Беляев, юрист Московской епархии священник Василий Лосев, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), советник руководителя Новодевичьего монастыря по связям с федеральными органами исполнительной власти В.К.Канев, помощник руководителя Новодевичьего монастыря по развитию и приоритетным проектам Я.Ю. Романенкова, приглашенные гости. 

http://patriarchia.ru/md/db/text/5693400...

Определили: Указ Святейшего Синода принять к руководству и исполнению, изменив соответствующим образом «Правила о приеме в студенты Академии». V. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 11 октября за 7222: «По утвержденному Г. Сино- —318— дальным Обер-Прокурором 29-го сентября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Василий Креминский освобожден от данного ему 1-го минувшего сентября назначения в Слуцк и определен на должность учителя географии и арифметики в Черкасское духовное училище». б) от 11 октября за 7235: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 29 сентября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Алексей Краснопевцев определен на должность помощника инспектора, содержимую на епархиальные средства, в Тульскую духовную семинарию». в) от 31 октября за 7651: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 11 октября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Александр Триумфов определен на должность помощника инспектора в Полтавскую духовную семинарию». г) от 10 ноября за 7979: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 25 октября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Владимир Беляев определен на должность учителя географии и арифметики в параллельные классы Перервинского духовного училища». д) от 4 декабря за 8595: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 17-го ноября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Дмитрий Чистилин определен на должность помощника инспектора в Могилевскую духовную семинарию». е) от 5 декабря за 8628: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 23 ноября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Виктор Соколов определен на должность учителя латинского языка в Кашинское духовное училище.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Византийские же авторы сообщали о необыкновенных небесных явлениях, якобы предвещавших описанную смуту (имеется в виду появление кометы). К этому следует добавить, что, поскольку в летописном рассказе не названы причины похода князя Владимира на Корсунь, которые бы удовлетворили любознательность современных исследователей, захват Владимиром Херсонеса, его крещение и венчание оказались для некоторых исследователей зависимыми от всех выше перечисленных событий. Так родилась первая схема развития событий. Суть ее можно сформулировать следующим образом. После начала смуты в Византии между императором Василием II и князем Владимиром было достигнуто соглашение о том, что князь Владимир присылает в Византию военную помощь, а византийский император выдает за него свою сестру. И это обстоятельство послужило соблазном, стали думать, что Владимир свое обязательство выполнил — войско послал, император Василий II с его помощью одержал победу над соперниками и, удержав власть, отказался от выполнения своего обещания — выдать за князя Владимира свою сестру. Поэтому, по мнению исследователей, поход князя Владимира на Корсунь вызван желанием заставить императора выполнить свое обещание. Но, поскольку дата битв, доставивших императору победу, и участие в них русского корпуса засвидетельствована надежными источниками и сомнения не вызывает, то, согласно этой схеме, поход Владимира на Корсунь мог совершиться только после апреля 989 г. — после одержанных императором Василием побед. К тому же известия византийцев о комете были переведены как предсказания о будущих событиях, т. е. опять-таки поход мог быть только после самих явлений кометы . По поводу такого построения, во многом искусственного, можно заметить, что названные события действительно связаны между собой (возможно, за исключением явления кометы), основной источник сведений о них — Яхья Антиохийский — действительно пишет о соглашении по поводу военной помощи и выдаче Анны замуж за князя Владимира. Если судить по контексту рассказа Яхьи, то сначала были совершены таинства крещения и венчания, и, только став христианином и получив Анну, Владимир отправил императору военную помощь .

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

Семен Башилов, сын лаврского канцеляриста. По изучении наук в семинарии, в 1758 году отправлен для продолжения образования в московский университет, и отсюда в 1763 году вытребован в лавру и определен учителем нисшего класса. Вместе с тем ему поручено обучать детей лаврских служителей географии, арифметики, геометрии, тригонометрии, геодезии и другпм иаукам, которым обучался сам. В сентябре 1764 г. Кашилов переведен на высочайший грамматический класс. В 1765 году в качестве инспектора назначен состоять при студеитах московской академии и Троицкой семинарии, отправленных для образования в Англию 326 ; но в Петербурге почувствовав себя нездоровым, отказался от назначения и поступил на должность переводчика при академии наук. В 1769 году перешел в коммиссию о сочинении нового уложения, в 1770 г. опредлен секретарем в сенате и в том же году скончался. О ученых и литературных трудах его см. словарь светск. писат. том. 1. М. 1845 г. Петр (в монашества Поликарп) Тененев, сын лаврского служителя. По окончании курса в Троицкой семинарии, 5 сентября 1763 г. определен в ней учителем греческого и еврейского языков. В 1766 году подавал прошение Платону с изъявлением желания принять монашество, но прошение его не принято, потому что Тененев замечен был в невоздержании. В 1767 году уволен он от службы при семинарии. После был пострижен, и в делах 1776 года называется иеромонахом при лавре 327 . Василий Беляев, из воспитанников Троицкой семинарии учитель нисшего класса в 1765 г. В 1766 г. учил и арифметики. Сергей Введенский. Учился в Троицкой семинарии. В 1765 г. олределен учителем высшего класса, в 1770 г. был учителем риторики и пиитики. По собственному желанно выбыл в 1771 году в светское звание и получил чин провинциального секретаря. Антоний Палладоклис–Ксенатский, грек. Из харьковского коллегиума поступил на место Тененева в учителя греческого языка в 1767 году. Уволен по прошению в сентябре 1770 года. Андрей (в монашестве Амвросий) Подобедов, сын священника из села Стогова, александровского уезда. По окончании курса в Троицкой семинарии, ноября 17 1765 г. определен библиотекарем и катихизатором: 22 июня 1767 г. учителем еврейского языка на место Тененева. Пострижен в 1778 г. и в августе того же года переведен в московскую академно на должность проповедника. В последствии был митрополитом новгородским и санктпетербургским,и скончался в 1818 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Пусть каждый вспомнит только свои школьные и гимназические годы и найдет сколько угодно примеров из прочитанных тогда по обязанности и по собственному расположению книжек. Вот царь Соломон из «Тысяча и одной ночи», арабских сказок Шехерезады 456 , помещает в небольшую бутылку громадного джинна – духа (который в свободном состоянии ногами стоял на земле, а головой уходил в облака) и, запечатав магической печатью, бросает в море. В другой сказке «Волшебная лампа Аладина» также джинны-бесы являются в гигантском виде 457 . В «Фаусте» Гете бес, «гений земли», вызванный заклинаниями, чтобы устрашить Фауста, является в огромных размерах, но тот же бес под видом Мефистофеля, желая подладиться к Фаусту и обольстить его, принимает на себя уже скромные размеры – бояться, мол, меня нечего... 458 У наших поэтов то же самое. У Пушкина в песнях юго-западных славян («Марко Якубович») дух за краткое время три раза меняет свой вид, последовательно из великана превращаясь в маленького карлика. В стихотворении «Бесы» ямщик говорит поэту: Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня... Там верстою небывалой Он торчал передо мной, Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме ночной... Пушкин приглядывается: Вижу – духи собралися Средь белеющих равнин. Бесконечны, безобразны В мутной месяца игре, Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре... Или вот еще насмешливая (когда совсем не смешно) фраза невера-интеллигента: Ты в пузыречек наловишь их сотню... Некрасов 459 II. Он неспособен к раскаянию 460 . «Может быть, что до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию, – говорит святой Василий Великий . – Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Ибо, если Исав, продав первородство, не нашел места покаянию, то остается ли какое место покаянию для того, кто умертвил первозданного человека и чрез него внес смерть?» 461 III.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

533 «Что же, – «оправдываются», – мы не виноваты в грехе, телом ведь обложены. Сам Бог заложил семена влечения, например, к другому полу...» Не во влечении – грех, а в неправом его направлении. Плоть не должна главенствовать над духом. Да потом и то надо сказать, что некоторые не поддаются чувственным грехам, но осуждаются иногда больше поддающихся ( Лк. 18, 10–14 ). 534 Между прочим надо заметить, что греческий предлог αντι имеет, кроме основного значения «против», еще другое: «вместо». Следовательно, «антихрист» означает не только «противник Христу», но и «вместо Христа», то есть человек, который попытается заменить людям собою Христа, который выдаст себя (иудеям) за пришедшего (и ожидаемого ими) Мессию (Ср.: Ин. 5, 43 ). В том и другом случае бездна гибели заключается в самообожествлении. На это же диавол соблазнял и прародителей. 535 Св. Василий Великий так богословствует о сем: «Бог, всегда сущий и не имеющий предела бытия, не допускает конца Своего бытия. А грех никогда не существует сам по себе и не мыслится как особая сущность ( υποστασιξ). Но чрез оскудение добра получая существование более в делающих грех, нежели в том, что сделано худо, неправедными делами образуется в духовную тьму, которая, впрочем, рассеивается светом правды (потому что свет во тьме светится, Ин. 1, 5 ) и продолжается только до конца самых неправд. Ибо с прекращением лукавых дел и существование греха вместе уничтожается. Сказано: изыщется грех его и не обрящется ( Пс. 9, 36 ), хотя бы наказание за грехи и было соблюдаемо для грешников и мучение за неправды было нескончаемо» (Творения. Т. 5. Сергиев Посад, 1892. С. 366–367. Подвижнические уставы. Гл. 4). 536 Творения. Т. 2. М, 1889. С. 115–120, passim. Об истинном христианстве. Кн. 1. Ч. 1. Ст. 3. Гл. 1. § 44. Какое великое зло есть грех. 537 О грехе и его свойствах так или иначе говорили все святые отцы, процитировать которых нет возможности. Укажу некоторые работы на русском языке, помогающие выяснению вопроса: Введенский Д. Учение Ветхого Завета о грехе. Сергиев Посад, 1901; Вемпистров В., Свящ. Грех, его происхождение. Сущность и следствия. М., 1835; А. И. Учение Лейбница о происхождении и сущности зла/Вера и Разум. 1905. 2; Навиль Э, Вопрос о зле. М., 1872 (см. также: Православное Обозрение. 1871. 4, 5, 11, 12); Голубинский Ф. , Левитский Д. Премудрость и благость Божия... Письма 2 и 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

По различию характеров они желают различного, по крайней мере на первом плане один поставляет то, другой – иное. Ho, с другой стороны, как представители одного и того же типа, они во многих свойствах, стремлениях и целях согласны между собой. Отсюда между ними нет полноты разделения и борьбы на жизнь и смерть, но все-таки есть соревнование, не убивающее их жизнь, но возбуждающее и возвышающее её энергию. Одинаковые предметы, к которым они стремятся, поддерживают между ними борьбу, но такую, которая не разрушает их и не убивает (исключение представляют разве только самые слабые представители типа), а напротив, поддерживает их бодрость, развивает их силы. препятствует усыплению, чрез усиление жизненной энергии отдаляет дряхлость и смерть и умножает и сохраняет их потомство 44 .С другой стороны, различие их стремлений и деятельности дает простор последней. Различие их характеров связывается с различием в самых организмах их; а отсюда и пища их не одинаковая, отсюда, далее, достаточность этой пищи для поддержания существования всех их. «Каким образом, говорит Василий Великий , каждая порода рыб, получив в удел удобную для себя страну, не делает нашествий на другие породы, но живет в собственных своих пределах? Ни один землемер не отводил им жилищ, они не ограждены стенами, не отделены рубежами, но, бесспорно, каждой породе уступлено полезное. Один залив прокармливает такие породы рыб, a другой – другие; во множестве водящиеся здесь рыбы редки в других местах. He разделяет гора, возносящая острые вершины, не пересекает перехода река; но есть какой-то закон природы, который равно и правдиво, сообразно с потребностями каждой природы, распределяет им место жительства» 45 . Этот закон заключается в самом устройстве природы их, есть закон Сотворившего их, Который, по Своей благости, Сам обеспечивает исполнение его. Очи всех уповают на Тебя., говорит Псалмопевец, и Ты даешь им пищу их в свое время. Открываешь руку Твою, и насыщаешь все живущее no благоволению ( Пс. 144:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Примером сильной вспыльчивости может служить исправник мелкопоместный барин Михаил Михайлович Поленин у С. Атавы (С. Н. Терпигорева). В обычное время это был «очень добрый и до тошноты радушный хозяин». Когда же просили его «усмирить» кого-либо, то он, «ничего не расспрашивая, ничего не узнавая, с ужасным сквернословием накидывался на виновника своего беспокойства, вышибал ему несколько зубов, в кровь разбивал нос и сам чуть не замертво падал тут же». Затем его вносили в кабинет, ставили куда-то горчичники, он надевал чистое белье, «и через полчаса Михаил Михайлович уже совершенно спокойно сидел и пил чай с лимоном, немилосердно дымя трубкой». – Прим составителя.) Это темное состояние души граничит уже со следующим, еще худшим – бешенством. • Бешенство Самое название уже («бешенство» – от слова «бес») показывает, что человек в этом состоянии уподобляется бесу. «Душу, приведенную в бешенство гневом, – говорит св. Василий Великий 525 – ни острие меча, ни огонь, ни другое что страшное не сильны удержать почти так же, как и человека, одержимого бесом, от которого разгневанный не отличается ни наружным видом, ни душевным расположением». Историческим примером может служить жена помещика Ч. из времен крепостного права, засекшая насмерть не одного крестьянина. Помещица эта «была тоже ягода! – Иногда она разозлится, шлепнется на стул, протянет ногу, – пишет в своих воспоминаниях очевидец 526 – и кричит : «Разувай, дай башмак, становись на колени, заложи руки назад!» И начнет башмаком хлестать по лицу! Вид крови приводил ее в совершенное бешенство: как только увидит, что из носу, изо рта или ушей полила кровь, – она вскочит и, уже без памяти, рвет щеки, и губы, и волосы; повалит и, как зверь, начнет и мять, и рвать все, что под ней: щиплет, хлещет, рвет; сама растреплется, раскосматится, в возне разорвет все и на себе, у рта пена, слюни брызжут – полнейшее бешенство! Оторвется уж только тогда, когда сама выбьется из сил и упадет на стул, совсем обессилев. Откинется на стул, а сама только: «А-а! Б-а! А-а!.. " »

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Враг рода человеческого не мог не подметить этой слабости нашей к своему немощному телу и возвел ее во всеобщий культ плоти. Заботу о теле узаконили, стали считать необходимостью в порядочном 119 «культурном» обществе, придумали форму для ее развития – гигиену, спорт, моду. Кто на что клюнет. Любящие во всем доверять науке и слушаться ее дрожат над своим плотским здоровьем паче душевного, по правилам медицины; легкомысленным же предоставляется разнообразить свое отношение к плоти по прихоти общественных вкусов и в зависимости от «духа времени». Я здесь коснусь только последнего, а именно моды, как порока в высшей степени неразумного, превращающей своих рабов и рабынь в стадо баранов. Напрасное дело неверующей науке стараться открыть тут какие-либо законы и смысл 120 До тех пор пока будет искать причину на поверхности – в социальных, экономических и тому подобных условиях, а не в глубине человеческого духа, искупленного Богом Спасителем нашим, она никакой «философии» и «психологии» не постигнет. Всегда останется нерешенным вопрос: ну, а сами-то социально-экономические и другие факторы откуда берут свои направления? Это как насчет основания земли: земля на китах, киты на слонах, слоны на черепахах... или, по нынешней терминологии: земля вертится потому, что всемирное тяготение существует, а тяготение существует потому, что все светила вертятся, а вертятся они потому, что... Впрочем, хотя Ньютон и открыл всемирное тяготение, но не открыл, что оно такое и откуда. И подумать только, все это круговерчение мозгов и хватание за мелочи, от которых еще Василий Великий 121 просил своих слушателей отходить подальше, происходит только потому, что люди не хотят смириться перед главной Причиной – Богом и в своем грехопадении, в служении диаволу сказать единое слово: «Увы, согрешили, Господи, помилуй нас падших!» 122 Мода – явление допотопное6 и повсеместное 123 Уже древние греки любили ασχημονειν, щеголять. И все, что есть худшего и лучшего в современном костюме и обычаях женщин, перешло к нам в наследие от древних гетер, римских публичных женщин. Так, начиная с тех искусственных средств, которыми дамы пользуются для восполнения того, чем их обидела природа 124 у вышеупомянутых кокеток широко практиковались уже корсеты 125 фальшивые зубы 126 окрашивание волос в различные цвета 127 шиньоны 128 разнообразные прически 129 depilatio pubis 130 употребление духов, румян, белил, мушек на лице, подкрашивание бровей, подводка глаз и прочее и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Между тем, обстоятельства сильно переменились, Мстислав, воротившись с Литовского похода, скончался, а его преемник на Киевском престоле, брат его Ярополк, желая иметь в Переяславле надежного князя, в том же году, перевел Изяслава из Полотска в Переяславль. Изяслав, отъезжая из Полотска, оставил там своего брата Святополка, еще очень молодого князя; но не по силам молодого Святополка было держать нелюбимую власть чужого князя в Полотске: лишь только уехал Изяслав, как Полочане пригласили к себе одного из прежних князей, Всеславова внука, Василька Святославича, а Святополку показали путь, сказавши: «ты лишился нас,» и все Полотские города, за исключением Минска, отложились от Киевского Князя и признали власть Василька. Ярополк Владимирович Киевский, чтобы вовсе не лишиться Полотской земли, посадил Изяслава в Минске и продал ему Туров и Пинск; но Изяславу уже не у чего было жить в Минске, и он ушел к своему брату Всеволоду в Новгород, недовольный дядею. И таким образом Полотская земля вся, по-прежнему, сделалась независимою и со своими отчинными князьями. Впрочем, Ярополк очевидно не мог отказаться совершенно от Полотских владений, и новый Полотский князь Василько Святославич, на первый раз, должен был признать некоторую зависимость от Киевского князя; ибо в 1138 году Полочане приходили на помощь к Ярополку против Всеволода Ольговича, князя Черниговского, В 1140 году возвратились из Царь-града двое Полотских князей, сосланных туда в заточение Мстиславом, кажется Василий и Иван Рогволодовичи, а затем, мало-помалу, собрались и остальные Полотские Князья, разогнанные нашествием Мстислава. Походы Мстислава в 1127 и 1129 годах, хотя не покорили окончательно Полотской земли, и по смерти Мстислава, хотя Полочане опять восстановили свою независимость и обзавелись отчинными князьями из потомства Всеслава; тем не менее, походы сии имели громадное значение для будущей судьбы Полотских владений. Со времени сих походов Полотские Князья вступили в более тесные сношения с Приднепровскими князьями, чаще стали вступать с ними в родство и прибегать к их помощи в спорах между собою; так что с этого времени ни одно междоусобие Полотских князей не обходилось без участия Киевских, Черниговских или Смоленских князей, и соседние Приднепровские князья уже не опускали случая пользоваться Полотскими междоусобиями, а на оборот и Полочане и их князья, время от времени, вмешивались в междоусобия соседних Приднепровских князей. Вообще, после Мстиславовых походов, Полотская земля вышла из того отчуждения, в котором она была в прежнее время. Так уже при преемнике Ярополка, князе Киевском Всеволоде Ольговиче, начались брачные союзы между Полотскими и Приднепровскими князьями; в 1143 году Всеволод Ольгович женил своего сына, знаменитого в последствии Святослава на дочери Полотского Князя Василька Святославича, а Переяславский, прежний Полотский князь, Изяслав Мстиславич выдал дочь свою за Полотского князя Рогволода Борисовича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010