Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР II Петр II (Петрович-Негош). Портрет. 1847 г. Худож. Й. Бес (Музей Негоша (Билярда) в Цетине, Черногория) Петр II (Петрович-Негош). Портрет. 1847 г. Худож. Й. Бес (Музей Негоша (Билярда) в Цетине, Черногория) [Серб. Петар II] (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1.11. 1813, с. Ераковичи, близ Негуши - 19.10.1851), свт. (пам. 19 мая), митр. Черногорский, серб. поэт. Был 3-м сыном Томы Маркова Петровича-Негоша, брата митр. Петра I (Петровича-Негоша), и Иваны, урожд. Пророкович. Учился у митр. Петра I, его секретарей Якова Цека и поэта Симы Милутинова, а также у Йосипа Троповича из Топлы. В 1825 г. митр. Петр избрал Радивоя своим преемником. На следующий день после смерти владыки (18 окт. 1830) Радивой принял монашество с именем Петр, в февр. 1831 г. был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита еп. Призренским Ананией (1828-1836; впосл. митр. Фессалии). Выступивший против его избрания митрополитом губернатор Венеции в Черногории В. Радонич был приговорен к смертной казни, но по заступничеству П. в 1832 г. казнь заменили на высылку из Черногории. На состоявшемся 2 окт. 1831 г. в Цетине Соборе было принято решение о создании Правительствующего Черногорского и Брдоского сената в составе 16 сенаторов, к-рый имел права решать внутренние и внешние дела Черногории и прерогативу в судебных функциях, и учреждена гвардия, в к-рую входили 156 членов. 24 мая 1833 г. принят свод законов из 20 статей, к-рые гарантировали безопасность жизни и имущества, регулировали общественный порядок, предусматривали наказания преступников вплоть до расстрела. 6 авг. 1833 г. в Преображенском соборе С.-Петербурга в присутствии имп. Николая I П. был хиротонисан во епископа. Впосл. был провозглашен митрополитом. Также он получил финансовую помощь, к-рая потом постоянно поступала в Черногорию во время его управления. По дороге в С.-Петербург, в Вене, познакомился с В. Караджичем , В. Копитаром , митр. Карловацким Стефаном (Стратимировичем).

http://pravenc.ru/text/2580352.html

Правление П. отличалось авторитарным характером. Свою миссию он видел в укреплении национального единства сербов, преодолении племенной розни и создании единого Сербского гос-ва, что основывалось на убеждении в том, что Черногория является последним остатком Сербского средневек. царства. Провозглашение святым его предшественника митр. Петра I (1834), по его мнению, способствовало консолидации общества вокруг главы Церкви и гос-ва. Наиболее достижимой идея восстановления Сербского царства казалась ему во время европейской революции (1848-1849), но последовавшие затем события его разочаровали. Когда 1846 г. нек-рые черногорцы, в т. ч. сенатор Т. Мушикин, во время голода, вызванного длительной засухой, решили перейти на сторону скадарского везиря, П. обвинил их в измене и приказал расстрелять. Свт. Петр II (Петрович-Негош). Портрет. 1837 г. Худож. И. Томинц (Музей Негоша (Билярда) в Цетине, Черногория) Свт. Петр II (Петрович-Негош). Портрет. 1837 г. Худож. И. Томинц (Музей Негоша (Билярда) в Цетине, Черногория) Второе посещение П. России в 1836-1837 гг. затянулось, т. к. он почти 12 недель ожидал в Пскове разрешения на посещение С.-Петербурга. В февр. 1837 г. П. посетил могилу А. С. Пушкина в Святогорском мон-ре. Во время переговоров он добился выделения Черногории финансовой помощи в размере 80 тыс. р. ежегодно. Получив эти средства, П. благоустроил г. Цетине и возвел новую резиденцию Билярда рядом с Цетинским мон-рем. Особое внимание он уделял развитию образования. Во время 1-го посещения России купил типографию, к-рая заработала в Цетине (1834), и издал в ней «Сербский букварь» (Српски буквар. 1836) и «Сербскую грамматику» (Српска граматика. 1839). Особое значение для серб. культуры имеет поэтическое творчество П., в к-ром он соединил средневек. серб. традиции с совр. поэтическими тенденциями. Ранние образцы лирики П. (сборники «Цетинский пустынник» «Лекарство от турецкой ярости» (Лujek japocmu турске)) следуют традициям классицизма и находятся под влиянием народной эпической поэзии. Но впосл. у П. сформировался оригинальный поэтический стиль, отражающий переход от классицизма к романтизму.

http://pravenc.ru/text/2580352.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР I [серб. Петар Први] (Петрович-Негош; 8.09.1748, с. Негуши - 18.10.1830), свт. (пам. 18 окт.), митр. Черногорский (1784-1830). П. (мирское имя неизвестно) род. в семье Марко Дамьянова из династии Петровичей-Негошей , племянника митр. Черногорского Даниила I (Петровича-Негоша) , и Ангелины Мартинович. О детстве П. сведений не сохранилось. В 12-летнем возрасте был пострижен в монашество и поселен при пребывавшем на покое митр. Черногорском Савве (Петровиче-Негоше). Вместе с митр. Черногорским Василием (Петровичем-Негошем) в сер. 1765 г. прибыл в С.-Петербург для получения образования. Но после смерти митр. Черногорского Василия, в 1766 г. вернулся на родину. Во время повторного правления митр. Саввы, 24 июля 1775 г., в сане иеродиакона был направлен во главе делегации в Россию, но не получил в Вене паспорта и вернулся обратно. В кон. 1777 г. вновь направился в Россию. По дороге, в Вене, встретился с гр. Венцелем Кауницом, отвечавшим за внешнюю политику Свящ. Римской империи. П. был разочарован своим визитом в Россию, где полгода безуспешно просил о встрече с имп. Екатериной II и смог провести переговоры лишь с кн. Г. А. Потёмкиным. Свт. Петр I (Петрович-Негош). Икона. Ок. 1835 г. (Цетинский мон-рь, Черногория) Свт. Петр I (Петрович-Негош). Икона. Ок. 1835 г. (Цетинский мон-рь, Черногория) После смерти митр. Черногорского Арсения (Пламенаца, 1781-1784) П., имевший уже сан архимандрита, стал кандидатом на Черногорскую кафедру. Его избрание митрополитом завершило период анархии в Черногории, к-рый начался с воцарением лже-царя Степана Малого (1767-1773). По приглашению митр. Карловацкого Моисея (Путника) в авг. 1784 г. П. направился в г. Сремски-Карловци для хиротонии, но в дороге сломал правую руку и задержался в Вене. 13 окт. 1784 г. в соборном храме свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци он был провозглашен митрополитом Черногории, Скендерии и Приморья: в хиротонии кроме митр. Моисея участвовали епископы Бачский Иосиф (Йованович-Шакабента), Вршацкий Викентий (Попович) и Карловацкий Иоанн (Йованович) .

http://pravenc.ru/text/2580350.html

Женский монастырь Добрска Челия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Добрска Челия (серб. Добрска основан в XV веке во времена правления Ивана Черноевича. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Добрска Челия (Добрская Келья) — небольшой черногорский монастырь, возникший на месте отшельнической кельи Цетинского монастыря , которая была построена в уединенном месте горной долины в XV веке во времена правления Ивана Черноевича. Келья в Добрско Село первоначально использовалась монахами Цетинского монастыря для отшельничества или прохождения монашеского искуса. По некоторым свидетельствам, здесь обучался Данило Петрович — будущий владыка Черногории. В память об этом в 1842 году Петр II Петрович Негош основал при монастыре Добрска Челия первую народную школу, которая просуществовала до 1912 года. Известно, что после разрушения турками Цетинского монастыря в 1692 году, митрополичья резиденция одно время располагалась в монастыре Добрска Челия. В отличие от многих других черногорских монастырей Добрска Челия никогда не подвергался разорению или сожжению, во всяком случае, об этом нет никаких исторических записей. Во время сильного землетрясения 1979 года монастырь был сильно поврежден. Его реставрация была завершена в 1993 году. На территории монастыря находится храм, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. По мнению искусствоведов, монастырский комплекс Доброй Челии представляет собой один из самых красивых и наиболее хорошо сохранившихся образцов народной архитектуры среди религиозных строений. В этом монастыре похоронен митрополит Савва II Петрович-Негош. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 81250 Проезд: Монастырь находится в муниципалитете Цетине возле деревни Добрско Село. Телефон: +382 67 602 583 Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Во 2-х, автор обладает способностью излагать мысли связно и логически стройно; язык и стиль его – отличаются ясностью, точностью и простотой свойствами делового языка. Имея в виду эти достоинства сочинения, признаю его удовлетворительным для кандидатской диссертации. Но именно принимая во внимание присущие автору вышеозначенные добрые качества, не могу удержаться от выражения упрека автору в некоторой холодности в отношении к избранному им предмету своих занятий. Великая задача и великое значение духовно-учебных заведений не только для жизни церковной, но и для национально-государственной, за тем – весьма неприглядная внешняя обстановка этих заведений, их в прежнее время едва не нищенский быт – образуют такой сильный контраст, который, казалось бы, способен был расшевелить сердце самое неподатливое к уча- —130— щенным биениям. В сочинении автора, как ученом исследовании этот энтузиазм должен бы обнаружиться в тщательной отделке деталей школьной жизни, опирающейся на тщательном воспроизведении верной исторической действительности. Но в авторе ни разу не проглянул историк: его сочинение похоже на обстоятельный, но официальный ревизорский отчет». Экстраординарного профессора И.А. Татарского о сочинении студента Вукотича Николая: «Петр II Петрович Негош, Владыка и Господарь Черногории». «Сочинение студента Николая Вукотича, писанное на тему: «Петр II Петрович Негош, Владыка и Господарь Черногории», имеет своей задачей представить общий характер и значение его политической и литературной деятельности. – Указав в особом предисловии на имевшиеся у него под руками научные пособия, автор предпосылает изложению своего предмета небольшое введение, в котором бросает общий, взгляд на первоначальную историю Черногории, на происхождение в ней теократии и на состояние страны при владыках Данииле Петровиче Негоше и Петре Введение это позволяет автору не только весьма удачно ориентироваться в своем предмете, но и осязательно представить нам историческую необходимость важнейших внутренних реформ и внешних политических мероприятий, последовавших при владыке Петре II.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Киеве открыт памятник черногорскому правителю и митрополиту Петару Негошу 17 июня, 2013. Новостная служба «Сооружение этого памятника – это дань уважения братскому народу и новый шаг в укреплении культурных связей между Черногорией и Украиной», – подчеркивается в сообщении. 17 июня. ПРАВМИР. В Киеве на территории Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» 13 июня состоялось торжественное открытие памятника выдающемуся поэту, светскому и духовному правителю Черногории Петару Негошу. Об этом сообщает пресс-служба Киевской горгосадминистрации . В церемонии открытия бюста приняли участие премьер-министр Черногории Мило Джуканович, министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник, председатель КГГА Александр Попов, председатель Международной организации «Общество Украина-Черногория» Станислав Довгий, руководство Соломенской районной госадминистрации, а также преподаватели, ученые и студенты НТУУ «КПИ». «Сооружение этого памятника – это дань уважения братскому народу и новый шаг в укреплении культурных связей между Черногорией и Украиной», – подчеркивается в сообщении. В декабре 2011 года в главном административном, экономическом и промышленном центре Черногории – городе Подгорице – был торжественно открыт памятник украинскому поэту Тарасу Шевченко. В церемонии открытия приняли участие премьер-министр Николай Азаров и мэр Подгорицы Миомир Мугоша. Петар II Петрович Негош – владыка (правитель) Черногории в 1830-1851 гг. и митрополит Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Выдающийся государственный деятель, борец за независимость Черногории от Турции, реформатор, во время правления которого страна начала превращаться в независимое государство современного типа. Петар II Петрович Негош основал первую в исторической и культурной столице страны – городе Цетинье – школу и типографию. Составитель сборника народных песен. Выдающийся поэт, по мнению историков литературы, один из самых выдающихся в литературе балканских народов.

http://pravmir.ru/v-kieve-otkrit-pamyatn...

30 Любопытно, что когда в 1846 году Петр II Негош обратился к российскому правительству с просьбой напечатать судебник и завещание святителя Петра I Негоша, это издание проходило цензуру в обычном порядке. А поскольку среди цензоров не оказалось никого, кто владел бы черногорским языком (в документах язык назван так), пришлось просить выступить в качестве эксперта адьюнкта Санкт-Петербургского университета Касторского. Книга была напечатана, но показателен сам факт цензуирования книги, распространение которой в России не предполагалось. См.: Василик В.В. Российско-черногорские отношения в документах РГИА СПб., 2015. С. 65–66, 143. 35 Это может служить косвенным аргументом в пользу того, что митрополит Михаил не является автром входящей в Србляк Службы Собору святых сербских просветителей и учителей, которая, как показал С.Темчин, целиком состоит из заимствованных песнопений. См.: С.Ю. Темчин. Функциональный сдвиг в церковнославянской гимнографии: служба Собору св. сербских просветителей и учителей (30 августа) в составе Сербляка (1861, 1986)//Slavistica Vilnensis. 2018. 63. P. 15–34. 45 Лавров П.А. Петр II Петрович Негош, владыка Черногорский, и его литературная деятельность. М., 1887. С. 56–57. 46 Платон (Йованович), синкел. Сербское подворье в Москве. Краткий исторический очерк. М., 1902. С. 31–32. 49 Подготовительные материалы Зеленых Миней в настоящее время хранятся в Институте русского языка РАН 51 Составители новой редакции служебной Минеи не могли заимствовать эту службу и из рукописного собрания епископа Афанасия (Сахарова) , которое было одним из основных источников, откуда они заимствовали службы, поскольку в его рукописном собрании (Рукописный отдел Православного Свято-Тихоновского богословского университета. Ф. 1.) этой службы нет. 52 Родосский А. С. Описание старопечатных и церковнославянских книг, хранящихся в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. Вып. 2. СПб., 1898. С. 450, 1096. 54 Чуриловский Н.Ф. Новая богослужебная книга: Миниа дополнительная.//Прибавление к Церковным ведомостям 1909. 51–52. С. 2442.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В Черногорию не раз будут вторгаться войска турок, и монастырь будет подвергаться разрушениям, но каждый раз будет восстанавливаться. В 1712 г. он был разграблен и разрушен, как и большая часть Черногории. Владыка Даниил вынужден был отправиться за помощью в Россию, где он получает от царя Петра I деньги на восстановление страны. Новый Цетинский монастырь восстановили одним из первых, и в 1724 г. он уже заблистал прежними красками. В 1784 г. черногорским митрополитом становится Петр I Петрович-Негош, будущий прославленный святитель, почитаемый в сербских землях как Пётр Цетинский. Он сыграл исключительную роль в духовном единении страны и способствовал ее процветанию. В 1785 г., во время его визита в Россию, турки вновь нападают на Цетине и разрушают главную обитель страны. Знаменательно, что руководивший набегом паша Махмуд во время следующего нападения на Черногорию был убит, а череп его в качестве назидания захватчикам теперь хранится в Цетлнском монастыре. Святой Петр построил себе в обители новую келью, которая сохранилась до сих пор, в ней хранится частица мощей святого Феодора Стратилата. Святой Петр скончался в 1830 г. и был прославлен спустя четыре года. Похоронен он был в церкви-усыпальнице на одной из вершин над монастырем. Церковь во времена правления Тито была снесена, а на ее месте в 1972 г. построен малопримечательный мавзолей. Существует легенда, что Негош сам завещал похоронить себя именно на вершине этой I оры, дабы любоваться оттуда всей Черногорией. А когда ему предложили быть похороненным на самой высокой горе страны, то он скромно заметил, что, может быть, в будущем найдется владыка, который сделает для Черногории еще больше, тогда пусть он будет захоронен там. Мощи его теперь хранятся в монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1890х гг. к монастырской стене снаружи пристраивается открытая усыпальница для правящей династии. После Первой мировой войны Черногория объединяется с Сербией, Словенией и Хорватией, образуя единое королевство. С тех пор Цетине теряет свой столичный статус. И лишь в 2006 г. Черногория вновь обретает независимость, а Цетине опять становится столицей страны.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Мужской монастырь Станевичи Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Станевичи (серб. Манастир основан в XIV веке, находится на высоте 600 м над уровнем моря. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] В XIV веке, при сербском деспоте Стефане Лазаревиче, его воевода Георгий Черноевич (дед Ивана Черноевича), господарь Грбаля и Светомихольской метохии, построил на месте нынешнего монастыря дворец, а неподалеку, на вершине холма Джурджевец, крепость с храмом св. Георгия. В 1714 году черногорский митрополит Данило Шчепчевич (Петрович Негош) переселился в Станевичи из разорённого тогда турками Цетинского монастыря . В 1718 году, по Пожаревацкому миру Венецианской республики и Османской империи территория адриатического Приморья с монастырями Станевичи и Подмаине официально отошла к Венеции. Митрополит Данило, совершив поездку в Россию, привёз оттуда средства на обновление Станевичей и основал там нынешний монастырь, ставший летней резиденцией и после его возвращения в Цетинье. Около 1724 года Данило I построил в Станевичах церковь Св. Троицы, а старое здание дворца Черноевича превратил в келейный корпус. Преемник митрополита Данило I, митрополит Савва Петрович, завершил строительство в монастыре и при нём он стал одним из политических и духовных центров Черногории, летней резиденцией митрополита, в которой он принимал и российских эмиссаров Степана Пучкова и Юрия Долгорукова. В 1780 году Савва Петрович основал в монастыре школу для будущих священников, которую посещал его племянник Пётр I Петрович . В 1798 года Пётр I Петрович и черногорские старшины в Станевичах представили народу первый (после сербского Законника Стефана Душана) писаный законник Черногории, который тут же был единогласно принят на народном собрании и впоследствии получил название «Законник святого Петра». Вторая часть Законника была принята в Цетинье в 1803 году. После Наполеоновских войн территория Венецианского Приморья отошла к Австрийской империи, но собственником монастыря по-прежнему оставался черногорский митрополит.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

А. П. Арцыбушев держит рипиду во время всенощного бдения накануне освящения Троицкого собора. 1989 г. Фото: diveevo-monastyr.ru      Часть 1. В жизни моей мне много раз приходилось попадать в такое положение, когда смерть была рядом – и она отходила. Я трижды тонул, и кто-то проходил мимо. Это не ангелы спасали: кто-то бросал веревку, кто-то бросал кол. Кто-то выбивал из моей руки провод высокого напряжения и т.п. Их было много, таких случаев, я их все не перечисляю, а просто рассматриваю это как «милосердия двери», которые Бог мне давал. Мне нужно было еще что-то делать дальше, или просто нельзя было меня брать в тот момент, потому что я тогда не попал бы в Его Обители, а попал бы в совершенно другие. Если бабушка потеряет очки, она спрашивает: «Батюшка, ну где же мои очки?» Батюшка был как бы обитателем нашего дивеевского дома В нашем дивеевском доме преподобный Серафим был как бы главной личностью: у него на все спрашивали благословения. Если бабушка потеряет очки, она спрашивает: «Батюшка, ну где же мои очки?» Если коза не телится, то спрашивает: «Батюшка, ну почему коза не телится?» То есть все обращались к Батюшке, и Батюшка был как бы обитателем нашего дивеевского дома. В каждой комнате висела его икона – или так, или иначе... Проходишь в комнату: опять Батюшка, опять Батюшка. Так что мы росли в такой атмосфере, в какой мало кто рос. И она нас угнетала, потому что нас никуда не пускали, в школу нас не отдавали, нас учили дома. Была Анна Григорьевна, нас учили церковнославянскому, мы проходили все апостольские послания – с толкованиями, со всем. Нас учили славянскому языку, и когда мы жили в Муроме, мы с братом уже были подготовлены в четвертый класс. Мы уже туда совершенно спокойно поступили. Но в Дивеево мы жили совершенно изолированно, и это была, конечно, глупость моей бабушки. А моя бабушка – чистокровная черногорка. Во мне 25 процентов черногорской крови. Черногорские предки А. П. Арцыбушева — царица и царь Черногории Петр II Петрович Негош      Вот, у меня тут наверху – Царь черногорский Петр, его жена София, а под ней – мой прадед. Их фамилия «Подгоречанин-Петрович», и моего прадеда «Подгоречанин-Петрович». То есть он имеет прямое родство с этим Петром. Но какое, установить трудно, потому что все умерли. Но кровь – у нашего отца 50 процентов, а у меня – 25. Кровь довольно бурливая, с этой кровью не в монахи идти... И мама понимала, что монах из меня выйдет плохой.

http://pravoslavie.ru/155204.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010