е. отрицании собственных корней. 13 июля Черногория отмечает день государственности, приуроченный к Берлинскому конгрессу 1878 года. 145 лет назад Россия, разбив Турцию, отвоевала независимость для Болгарии и Черногории. Незадолго до этого судьбоносного события правитель и митрополит Черногории до 1851 года Петр Петрович Негош говорил: «Народность моя сербская, ум и душа – славянские». Монтенегро, или Черногория, – не имеет значения название края, но жители его исторически были этническими сербами, а черногорцами могли называть себя исключительно по географическому признаку. За удивительно короткий срок политтехнологи Запада сумели привить части населения комплекс принадлежности к сербской общности, создавая имидж отдельной черногорской нации как более продвинутой, близкой к западным ценностям, способствуя ментальному антагонизму прозападных и консервативных черногорцев, еще осознающих себя сербами. Годы правления оголтелого сербофоба Мило Джукановича упрочили антисербский курс ныне бедного и ультракоррумпированного государства. Сейчас формируется новое правительство Милатовича, где, как анонсируется, не будет ни сербских, ни «пророссийских» элементов. Для кого-то может показаться удивительным, но аналогичный эксперимент проводится и над основным населением Сербии, которое стремятся разделить по принципу лояльности Западу или приверженности прежним идеалам, включая близость с русскими. Внешняя политика Запада, основанная на давлении, шантаже и обещаниях, образовательные программы и мягкая сила стремятся воспитать новые поколения сербов готовыми отказаться от неудобного прошлого во имя дивного нового мира. Только Республика Сербская, рожденная в огне войны и отстоявшая свое право на существование ценой жизней своих сынов, остается оплотом здорового сербского национализма, а следовательно, так воздействовать на ее жителей бесполезно. Сам же фактор изменения идентичности, национальных и культурных ориентиров нельзя недооценивать, чему учит сама история. На Косовом поле в 1389 году рядом с сербами против турок бились предки современных бошняков и албанцев: вместе они сражались за свою независимость и христианскую веру.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/05/k_chem...

Хотите ли быть людьми, дисциплинируйте и возвышайте ваши мысли, представляйте их каждый день в воображаемом зеркале. Пусть зеркало Божьего духа, в котором отражается все постоянно присутствует в ваших мыслях и станет их чистилищем. Аминь. О героях нашего времени Произнесено в обычный смутный и день малодушия. Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь.( Нав.1:9 ) Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?( Пс.26:1 ). Новые нужды порождают новые силы. Петр Петрович Негош «Горный венец» Есть ли герои в наше время или они остались в прошлом? Этот вопрос, дорогие братья, волнует нас всякий раз, когда мы смотрим на безликую толпу людей, занятых мелкими заботами и обуреваемых мелкими страстями. Неужели герои – привилегия прошлого? А наше время лишь скопище заурядных, посредственных людей? Почему было нужно, чтобы сначала в мир пришли все великие, а после них − все малые, сначала – все сильные, а потом – все слабые, сначала все светлые и счастливые, а после них – хмурые и несчастные? Устала ли природа рождать и готовится уснуть или умереть? Всему свое время, сказал древний мудрец, время рождаться, и время умирать; время разбрасывать и время собирать. Не так ли и с героями? Есть ли времена героев и времена не героев? Время, когда природа рождает героическое поколение и время, когда косит его, а на его место насаждает чахлую поросль? Не мы ли эта чахлая поросль, которая поднялась из истощенной земли, на которой прежде высились корабельные сосны? Такие мысли охватывают нас, когда мы ходим по ярмарке человеческой жизни и видим простых людей с их слабостями и страхом смерти, с их радостями и горестями, с притворным смехом и притворными слезами. Такие мысли охватывают нас, когда мы размышляем о себе и сравниваем себя с героями, которые жили прежде и которые составляют гордость этой планеты, по которой влачимся мы, едва заметные в пыли. И охваченные такими мыслями вздыхаем: «Благо жившим до нас! Они были героическим поколением, достойным восхищения, а мы, убогие пигмеи, достойны презрения!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Во время войны сербский народ массово подвергался уничтожению биологическому. Как со стороны фашизмо-нацизма, особенно хорватско-усташского, так и богоборческой нечеловеческой идеологиии. А после этой идеологии - брозомора и их исчадий - вот опять оказался на своем кресте, на своем распятии. Биологически и культурно уничтожаемый, духовно опустошаемый, насильственно разъединенный, миром презираемый, не принимаемый и отвергаемый - он сейчас находится на одном из самых страшных перепутий в своей истории. в виду Петр II Петрович Негош (1813-1851), митрополит и светский правитель Черногории. мститель, совершивший покушение на австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Броза Тито. - Антифашистское Вече народного освобождения Югославии. (1991) Перевод Ивана Чароты   http://www.voskres.ru/bogoslovie/amfilohi.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Я сердечно благодарю за этот подарок. Когда было совсем тяжело в Черногории, в Сербии, то лучшие люди тех стран, взирая на Россию, говорили: нас вместе с Россией больше ста миллионов. Мы знаем, что это небольшие народы, но они всегда были верны дружбе с Россией. И сейчас, когда много политических сил работает на то, чтобы ослаб Русский мир, чтобы Россия оказалась в изоляции, нам так важна поддержка наших братьев-славян и всех тех, кто понимает историческое значение России в борьбе за подлинную свободу народов и государств. Мы смело можем утверждать, что Россия по-настоящему свободная страна, свободная от всякого влияния могущественных мировых центров власти. Мы дорожим этой свободой. Но мы знаем, что очень часто на тех, кто обладает свободой, ополчаются те, кто желают лишить свободы свободолюбивых людей.  Очень верим и надеемся на то, что никто и никогда не сможет лишить свободы наш народ. И это даст нам возможность поддерживать наших братьев и сестер во многих странах, в том числе и в Сербии, в Черногории, в других странах, где большинство людей с огромным уважением и любовью относятся к России.  Хотел бы выразить уверенность в том, что несмотря на те трудности и геополитические проблемы, которые сегодня существуют и которые значительно влияют на сознание многих людей, историческая дружба русских, сербов, черногорцев и других славянских народов выдержит испытание временем и мы останемся свободными, православными, любящими и уважающими друг друга народами.  Пусть Господь хранит всех славянских братьев, кто вместе с Россией готов трудиться и работать за подлинную свободу стран и народов. Христос Воскресе!»  Петр I (Петрович-Негош) (1747/1748-1830), митрополит Цетиньский и светский владыка Черногории, святитель, чудотворец. Неизменно выступал за духовное единение с русским народом и осуждал всех, кто пытается отвратить единоверные и единоплеменные народы «от верности благочестивой и христолюбивой России». Память совершается 18 октября и в Соборе Санкт-Петербургских святых.

http://patriarchia.ru/db/text/5932755.ht...

19 мая 2013 г. в Цетинском мон-ре состоялось прославление П. как местночтимого святого. В том же году была создана 1-я икона П., на к-рой святитель представлен в архиерейском облачении, в правой руке он держит макет церкви на Ловчене, а в левой - свиток с заключительными строками поэмы «Луч микрокосма» о Воскресении Христа. Библиогр.: Бuблuorpaфuja Подгорица; 2013-2016. 1-5. Соч.: цетински. 1834; Лujek japocmu турске. 1834; Србин Србима на части 1834; Ода на престол Фердинанда I. 1835; Три дана у Tpujecmy. Беч, 1844; Кула и Чардак Беч, 1850; Дjeлa. Панчево, 1885; Горный венец/Пер. Е. Лукьяновский. М., 1887; Целокупна дела/Ред. М. Решетар. Београд, 1926-1927. 1-2; Цjeлokynha дjeлa/Ред. Д. Београд, 1935. 19362; Горный венец/Пер. М. Зенкевич. М., 1948, 19552; Цjeлokynha дjeлa. Београд, 1951-1955. 1-9; 1956; Целокупна дела. Београд, 1967. 1-7; Горный венец. Самозванец Степан Малый. М., 1988; Новые переводы: Луч микрокосма. Самозванный царь Степан Малый/Пер. О. Б. Мраморнов. [Б. м.], 2018. Ист.: Петр II Петрович Негош и Россия: Русско-черногор. отношения в 1830-1850-х гг. Док-ты/Ред.: Ю. П. Аншаков, Р. Распопович. М., 2013; Василик В. В. Российско-черногор. отношения в док-тах РГИА. СПб., 2015. Лит.: Лавров П. А. Петр II Петрович Негош, владыка Черногорский, и его лит. деятельность. М., 1887; Ровинский П. П. Петр II Раде Петрович Негош, владыка Черногорский (1830-1851). СПб., 1889; Hukoлaj еп. Peлuruja Београд, 1911; П. О Горском bujehцy. Београд, 1923; Шмаус А. Луча микрокозма. Београд, 1927; И. дубоке оданости. Београд, 1951; Флашар М. и антика. Подгорица, 1996; Осолник В. Jcmopuja о Петру II Подгорица, 1999; В. Живот Петра II Београд, 2003; Ломпар М. песништво. Београд, 2010; Петр II Петрович Негош - митрополит, реформатор, поэт: К 200-летию со дня рождения/Ред. Ю. А. Созина. М., 2013; В. Петар II архиепископ и митрополит, поглавар Црногорски (1830-1851). 2016; М. и исихазам. Београд, 2016; Aмфuлoxuje митр. Св. Петар II и majhobuдaц. Подгорица, 2017; Бecjeдe о Зб. радова/Ред. Р. В. Подгорица, 2017; Р. В. Подгорица, 2017; Микавица Д., Васин Г., Н. Срби у Цphoj Гори 1496-1918. 2017.

http://pravenc.ru/text/2580352.html

Шесть раз его гроб перекапывали Черногорский митрополит Негош и его мавзолей 29 августа, 2017 Черногорский митрополит Негош и его мавзолей Что сказал митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий о святом, который и после кончины заключен в темницу. Елена Зелинская о том, становится памятник врагом или свидетелем. Вот уже и до Австралии докатилась волна войны с памятниками: некие энтузиасты ночью краской из аэрозольного баллончика написали лозунг против геноцида на монументе английскому мореплавателю Джеймсу Куку. Хотя мне всегда казалось, что геноцид был совершен аборигенами над самим Куком… В Америке сносят мемориалы конфедератам, и печалятся о том российские поклонники Скарлетт О’Хара. В Восточной Европе бодро расстаются с советским наследием, украинский ленинопад расчистил место для новых памятников, а в России дискуссия о том, снести, вернуть на место, снова разрушить, выволочь вперед ногами или хранить вечно – стала нашей хронической болезнью. По-новому актуально прозвучала на этом фоне старая для Черногории тема – о мавзолее на горе Ловчен, где с 1974 года покоится Петр Второй Петрович Негош, митрополит, правитель Черногории (1831-1850), величайший поэт и мыслитель, который почитается как воплощение черногорского духа. На открытии фестиваля «Кириллица» в городе Будва, организованного Народной библиотекой и Союзом издателей и книготорговцев Черногории 23-26 августа, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий представил свою новую книгу «Житие святого митрополита Петра Второго, цетинского пустынника и ловченского провидца». В теплых сумерках приморского вечера на площади у церкви Святой Троицы, обращаясь к собравшимся, владыка сказал: «Негош заключен в темницу, в самую страшную темницу, которую он только мог себе представить. Я направил письмо премьер-министру Черногории Душко Марковичу, как уже писал всем предыдущим премьерам, с просьбой восстановить разрушенную коммунистами церковь Святого Петра и похоронить там Негоша, что было его последним желанием. Надеюсь, что созреет в нашем общественном сознании понимание необходимости вернуть церковь на гору Ловчен: пусть мавзолей останется там, где есть, как свидетельство того времени и отношения к Негошу, которое нельзя назвать негошевским.

http://pravmir.ru/shest-raz-ego-grob-per...

Митрополит и господарь Черногории Даниил (Петрович-Негош) Митрополит Черногории Даниил (Петрович-Негош) / Будущий Черногорский владыка родился в селе Негуши в 1677г. Эта дата стоит на его могиле. По другим данным, он родился около 1670г. или около 1680г. Отцом Нико, таким было его мирское имя, был воевода Стефан (Шчепац) Петрович. Поэтому владыку Даниила часто величали по отчеству - Шчепчевич. Родоначальником фамилии Петровичей Негошей был дед Даниила Радул. Нико Петрович, будучи еще ребенком, ушел в Цетиньский монастырь, где вскоре принял монашество. В это время Черногория переживала тяжелые времена. Борясь за свое полное освобождение от турок, черногорцы выступили против Османской империи в начавшейся Морейской войне (1684-1699) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция и Ватикан. Но венецианская помощь, на которую надеялись черногорцы, оказалось недостаточной. Скадарский паша Сулейман Бушатли дважды - в 1685 и 1692гг. - захватывал черногорскую столицу Цетинье, которую обороняли венецианцы с черногорцами. 28 сентября 1692 г. Цетиньский монастырь был разрушен, а митрополичья резиденция перенесена в монастырь Добрская Челия. Переломным моментом в истории Черногории стало избрание в 1697г., после смерти владыки Савватия Очинича, митрополитом и господарем молодого цетиньского монаха Даниила. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1918г. Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику. В 1700г. Даниил был хиротонисан сербским патриархом Арсением III (Черноевичем) в венгерском городе Сечуй. После возвращения на родину в 1701 - 1704гг владыка возрождает на новом месте Цетиньский монастырь, разрушенный турками. В 1702г. Даниил был коварно схвачен скадарским пашой Демиром и приговорен к смерти в случае невыплаты выкупа. Ежедневно турки заставляли его носить орудие своей казни - кол из Подгорицы в Спуж (10км) и обратно, а по ночам подвешивали со связанными руками под сводом городских ворот. Владыка был выкуплен за огромную сумму, собранную по всей Черногории.

http://pravoslavie.ru/39870.html

Черногорские власти вошли в жесточайший конфликт с Сербской православной церковью и своим населением. Как бы вы объяснили происходящее? Реализуется украинс кий сценарий. И реализуется потому, что Сербская православная церковь единственная жестко выступила против отделения Украинской церкви от духовной юрисдикции Московского патриархата. Ее было решено расколоть любыми способами и интригами. Один из способов — принятие в Черногории закона о свободе вероисповедания, с помощью которого планируется конфискация имущества Черногорско-приморской митрополии и СПЦ в Черногории, для того чтобы это имущество перешло в государственную собственность и уже тогда поочередно было бы предоставлено на время СПЦ, на время этой неправительственной организации (новосозданная Черногорская православная церковь зарегистрирована в МВД как НПО и не признана другими церквями. — «РР»). То есть СПЦ расплачивается за «грех» лояльности Московскому патриархату в противостоянии Вселенскому патриарху, принявшему абсолютно неразумное решение, которое ведет к расколу православия — не только в России, не только в Сербии, но и, боюсь, православия как такового. Джуканович играет активную роль в процессе и через этот закон пытается создать искусственную церковь. Для российских читателей важно знать, что именно из Черногории проистекает духовность Сербской православной церкви — причем не только духовность, но и государственность. Чтобы было понятнее: то, чем была Киевская Русь для русского народа — то Черногорско-приморская митрополия и СПЦ для нас. Когда Черногория и средневековые балканские государства попали под власть Османской империи, турки всем, кроме Черногорско-приморской митрополии и Карловацкой митрополии, навязали греческих священников, патриархов и митрополитов, через которых все контролировали, а главной целью было задушить в корне всякую идею сопротивления. Именно наша митрополия вела главную духовную и державотворную борьбу за сохранение православия не только в Черногории, но и в Сербии и на Балканах в целом. Наш святой Владыка Петр Первый Петрович Негош, который был и митрополитом, и экзархом трона Печского патриархата — ведь после его упразднения под турками мы получили право хранить трон, — участвовал в войне России с Наполеоном в Которском заливе в 1805–1807 годах. Это говорит о том, насколько были тесно связаны наши митрополиты, большинство из которых было посвящено в сан в Петербурге. Наш величайший поэт Петр Второй Петрович Негош был рукоположен в сан епископа в Александро-Невской Лавре. Не говоря уже об остальных наших владыках, которые отправлялись в Россию — как тот же Петр Первый Петрович Негош, дядя вышеупомянутого Петра Второго наш духовный и светский правитель, который на стороне России участвовал в борьбе с Наполеоном.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/28/cherno...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мир, вставай за Крест!..» К 200-летию со дня рождения великого сербского поэта, митрополита и правителя Черногории Петра II Петровича Негоша 14.11.2013 372 Время на чтение 17 минут Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий 19 мая совершил канонизацию Петра II Петровича Негоша как местночтимого святого, а первое иконописное изображение владыки водрузили в Цетинском монастыре. «Владыку Раде», как называли его современники, почитали ещё при жизни, слово его было законом. Стоятель против врагов крепкий, хранитель веры христианской, веры отцов - таким он был в сознании сербов, таким и остался в восприятии потомков. Негош и Сербство суть нераздельные субстанции. «Свободы сербское гнездо» - так называл поэт родной край Черногорию. А поэма его «Горный венец» стала «народной библией» везде, где говорили и говорят по-сербски. Творчество Негоша, безусловно, вершина сербской литературы Нового времени. По количеству изданий и их тиражей произведения Негоша в югославянских землях занимают второе место после Библии, они переведены на многие языки мира. Героика Негоша уходит корнями в Косовский эпос, из народной песни черпал он творческое вдохновение. «Владыка Пётр II Негош означает великий праздник в жизни Сербства, - писал епископ Николай (Велимирович). - Он стоит одиноко посреди других знаменитых сербов, без предшественников и без последователей. Единственный его предтеча - это в известной мере великая душа сербского народа, отражённая в народной поэзии». Дух поэта горел всесербским единством, мыслью о всеславянском единении, идеей «всечеловечества». Ещё в 1825 г. митрополит Черногории (до 1852 г. здесь было теократическое правление) Петр I избрал своего племянника Радивоя (в монашеском постриге Петра) в наследники, которому в 1830-м суждено было принять на рамена свои крест светской и церковной власти. Накрепко усвоил он завет Петра I Пéтровича «Богу молись да за Россию держись». Он сумел возобновить тесные связи с Россией, и государственные и церковные. Дважды побывал Негош в Петербурге: в 1833 г., когда свершилась его хиротония во епископа в присутствии Его Величества Императора Николая I, и в 1837-м, когда в ожидании разрешения на въезд в Петербург он вынужден был задержаться во Пскове и предположительно посетил могилу Пушкина в Святогорском монастыре - стихотворение памяти Пушкина, выдержанное в высокой духовной тональности, тому подтверждение. Стихи «Тени Александра Пушкина» открывают антологию «Зерцало Сербское» (Белград, 1846) сербских юнацких песен, повествующих о героической истории Сербии и Черногории. По сути, эта антология и была посвящена Пушкину, она явилась драгоценным приношением в слове великому русскому поэту. Всё самое святое и заветное - подвиг народа сербского, пролитую родную кровь и горение о свободе - сербский гений поклонял гению русскому...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В конце XVII и в XVIII вв. две крупные группы сербов переселились в Венгрию. Группа переселенцев 1690 г. возглавлялась митрополитом Арсением III, а группа 1737 г. - митрополитом Арсением IV. На новом месте они организовали свои церковные структуры. Таким образом, к началу XIX в. существовало 5 отдельных сербских церковных образований: 1. Церковь Черногории. По уверениям самих черногорцев, турки никогда не были хозяевами их страны, которая, следовательно, всегда была независимой. Естественно, такие утверждения недоказуемы. Но, по всей видимости, партизанская война в Черногории, действительно, не прекращалась никогда. С 1516 г. она возглавлялась черногорскими митрополитами, которые, помимо своих духовных функций, занимались также и гражданскими, и военными делами. Как мы знаем, власть в стране была в руках епископской династии Негошей, где племянники наследовали дядям-епископам. Негоши были способными полководцами. Например, в ходе военной кампании 1712 г. воинственному черногорскому владыке удалось истребить 20 тысяч турок. Однако постоянные военные действия сказывались и на численности черногорского народа. К началу XIX в. оставалось всего 55 тысяч черногорцев. Одним из наиболее значительных лидеров Черногории был епископ Петр I Петрович Негош (1782-1830) , при котором Черногория официально получила независимость от Порты. Он перевел Новый Завет на сербский язык, кодифицировал законы страны, основал множество школ. После смерти свт. Петр был канонизирован своей Церковью. Его преемник Петр II Петрович Негош - основатель и классик современной сербской литературы. Его замечательная поэзия до сих пор считается непревзойденной по мастерству. Он был хиротонисан в епископы в Санкт-Петербурге в возрасте 20 лет. Следующий Негош - Данило Петрович - в 1852 г. отделил Церковь от государства: так было основано княжество (затем королевство) Черногория, просуществовавшее до 1918 г. В XIX в. Церковь Черногории возглавлялась митрополитом, кафедра которого находилась в городе Цетинье.

http://sedmitza.ru/lib/text/434850/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010