Достоверно же известно, что в 1405 году село Василево вместе с Белгородьем и Городцом, по договорной грамоте Вел. Кн. Московского Василия Дмитриевича с князем Владимиром Андреевичем, отданы были последнему, от него перешли к сыну его Семеону, а по смерти его Белгородье (а следовательно, и село Василево) снова принадлежало Московским князьям. Оно досталось князьям Шуйским, и Василево составляло родовую вотчину царя Василия Ивановича Шуйского. По низложении его, Василево перешло к супруге его царице Марии Петровне, а после ее смерти село Василева-Слобода царем Михаилом Феодоровичем пожаловано было Московскому Вознесенскому женскому монастырю, в котором жила царица Мария, на помин души ее и царя Василия Шуйского. В самом Василеве, на берегу реки Волги, тоже существовал женский Вознесенский монастырь, который был, вероятно, приписным со всеми его угодьями и крестьянами к Московскому Вознесенскому монастырю. В монастырском владении село Василево оставалось до 1764 года, в котором оно обращено в экономическое – Государственное, а самый монастырь Вознесенский, вместе с другими, существовавшими тогда в Василеве монастырями – Покровским мужским и Архангельским женским, был закрыт (кн. «Волга» изд.1862 г. стр. 145; Истор. Нижег. Иерарх. Арх. Макария). Василево вместе с Белгородьем и Городцом не раз участвовало в войне с мордвою, самозванцем и в междоусобицах князей. В Василевой-Слободе 1615 г. 4-го января боярин князь Лыков-Оболенский разбил наголову Заруцкого и бывших с ним поляков и казаков. Доселе есть следы земляных валов, служивших некогда к обороне от врагов. Валы эти среди народа именуются панскими буграми (см. кн. «Волга» и Храмц. ч. I, стр. 88). Река Волга близ Василева очень широка (саж. 400- 450) и делится к югу от села посредине находящимся островом на две равные части, из коих та часть, которая течет ближе к селу (у Покровской горы) называется воложкою, – это древнее русло Волги, а за островом идет настоящий фарватер Волги. К северу Василево окружено горною возвышенностью, называемой Воскресенскою горою, по имени находящейся здесь церкви Воскресения Христова; к западу эта возвышенность уменьшается до небольших холмов, к югу - омывается небольшой речкой Санахтой, за которой возвышенность снова увеличивается и заканчивается у самого берега Волги так называемою Покровскою горою.

http://sobory.ru/article/?object=22344

Тогда же и Филарет, великий старец, с сыном своим Михаилом Федоровичем и с братом своим Иваном Никитичем из Поморских стран из заточения возвратился. Этот старец великий, кого именую я Филаретом, был во время мирской жизни своей в Москве знатным боярином Федором Никитичем, о котором писал я и прежде, брат он был двоюродный по царице Анастасии государю царю и великому князю Федору Ивановичу, всея Руси самодержцу. И тогда умолил его священный собор и поставил митрополитом Ростову городу и Ярославлю. ЦАРСТВО ВАСИЛИЯ ЦАРЯ, ИМЕНУЕМОГО ШУЙСКИМ В году 7114-м (1606) после царствования расстриги сел на престол Московского государства царь Василий Иванович, именуемый Шуйский, происходивший из рода князей суздальских. Суздальскими же именуются по такой причине. Было два сына у великого князя Ярослава Всеволодовича, внука Юрия Долгорукого, правнука Владимира Мономаха , праправнука Всеволода Ярославича; , сына Владимира великого Киевского, крестившего всю землю Русскую. А был старший сын у великого князя Ярослава Всеволодовича – великий князь Александр, именуемый Невский, княживший во Владимире, здесь же и положен был в монастыре Пречистой Богородицы, честного ее Рождества. У него родился сын – князь Даниил Московский, и другие были от этого рода, поколение за поколением. А другой был сын – князь Андрей Ярославич, младший брат Александра Ярославича Невского. И тот был великим князем Суздальским, а после него княжил сын его князь Василий Андреевич, а у князя Василия был сын – князь Константин, а у князя Константина – князь Дмитрий. Тот был великим князем Новгородским. А у князя Дмитрия – князь Василий Кирдяпа, а у князя Василия Кирдяпы – князь Юрий, а у князя Юрия – князь Федор, а у князя Федора Юрьевича, у Кирдяпина внука, – князь Василий Шуйский, а у князя Василия Шуйского – князь Иван, а у князя Ивана дети – князь Андрей да князь Петр. И из их рода царь и великий князь всея Руси Василий Иванович. О ПОСТАВЛЕНИИ ГЕРМОГЕНА ПАРИАРХА Тогда же повелением государя царя и великого князя всея Руси Василия Ивановича и по решению всего священного собора патриарх Игнатий, возведенный на престол Расстригою без священного рукоположения, был отправлен в Чудов монастырь под начало, чтобы освоил он в совершенстве благочестивую веру в Христа Бога. А на престол патриаршеский возведен был Гермоген, казанский митрополит, хотя Иов патриарх еще тогда был жив, но не возвратился на свой престол, ибо доброзрачные зеницы его замутились и свет сладостный был отнят от очей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государственно-церковное служение Святителя Ермогена    За пределами Москвы признание Василия Ив. Шуйского царем было слабо распространено. Пущенному слуху, что Димитрий не убит, а бежал из Москвы — верили. Велик был ореол Ивана Грозного, как друга простого народа. Хотели видеть в Самозванце сына «народного царя». Кн. Григорий Шаховский, любимец Лжедимитрия, посланный царем Шуйским на воеводство в пограничный Путивль, оказался предателем. Предусмотрительно похитив в Москве государственную печать, он поднял восстание. Чернигов, Стародуб, Новгород-Северский, Белгород и др. южные города отложились от Москвы. Царь и патриарх послали на юг для увещаний Крутицкого митрополита Пафнутия. Его миссия была безуспешна. Началось демагогическое движение под водительством Ивана Болотникова.    Князь Гр. Шаховский рассылал указы от имени ц. Дмитрия, от которого он якобы при личном свидании в Польше и получил свое воеводство. Повстанцам легко сдавались один за другим города: Орел, Мценск, Тула, Калуга, Рязань, Дорогобуж. Тверь сопротивлялась, вдохновляемая своим архиепископом Феоктистом, позднее замученным бунтовщиками. Болотников скоро появился под самой Москвой в селе Коломенском.    Патриарх Ермоген начал (30.XI.1606 г.) рассылать по России свои миротворные грамоты, убеждая в них верить не сказкам, а действительным фактам: описаны обстоятельства гибели Лжедимитрия, открытие мощей подлинного царевича Димитрия и чудеса от них, воцарение В. Шуйского, «царя благочестивого, и поборателя о православной вере». А вот нашлись изменники, стоящие уже в Коломенском под Москвой. Предписывалось, чтобы духовенство многократно прочитывало темному народу эти грамоты и пело молебны о здравии и спасении Богом венчанного Государя, а не слушало воров и разбойников. Лишь постепенно служилые и торговые люди осознавали гибельность для них призваний Болотникова. И начали снова переходить в стан царя Василия. Посланному царем молодому воеводе, кн. Михаилу Скопин Шуйскому удалось разбить фронт Болотникова. Болотников бежал в Калугу. Казанский митрополит Ефрем наложил на взбунтовавшихся жителей Свияжска богослужебный интердикт. Подействовало. Смирились. Ефрем исхлопотал царское прощение. Патриарх от лица собора послал благословение Ефрему, как доблестному пастырю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Князь Ян имел двух сыновей: 1. князя Яна-Юрия, который от брака с Савлукою, имел сыновей: князей Франциска, Антония и Матвея; 2. князя Станислава. Другий князь Ян имел сына князя Станислава. Князь Иероним, от брака с Доротеею Эйнерович, имел 8 человек детей: 1. князь Симон; 2. князь Матвей; 3. князь Войцех, староста Нижинский, женат на княжне Шуйской; 4. князь Антоний, женат на Квилецкой; 5. княжна Мелания, инокиня базилианского ордена; 6. княжна Тереза, за Толоцким; 7. княжна Марианна, за Шишко и 8. княжна Антонина, за Стоцким. Князь Игнатий Шуйских находился, в 1788 году, градским судьёю в Вильне. Герб князей Шуйских нам неизвестен. 85 В некоторых родословных книгах сказано, что князья Суздальские происходят от князя Андрея Ярославича, брата Невского, но мы думаем, вместе с известным русским историком Сергеем Михайловичем Соловьёвым (см. изданный в Москве, в 1845 году, Синбирский сборник), что это ошибка: потому во первых, что в грамоте избрания на Царство Василия Иоанновича Шуйского именно сказано, что он происходит от Святого Александра Невского и от сына его князя Андрея Александровича, старшего брата князю Даниилу Александровичу Московскому. Кому же лучше было знать своё происхождение, как не князьям Шуйским? Во вторых, летописи согласны со словами Василия Иоанновича Шуйского: преставися кроткий, и тихой, и смиренной и многодобродетельной князь Андрей Константинович Суздальский, Новагорода-Нижняго, и Городецкой, внук Васильев, правнук Михайлов, праправнук Андреев, препраправнук Александров, пращур Ярославов, препращур Всеволож, препращур Юрия Долгоруково, Володимерович Мономаха, Всеволодович, Ярославич, Володимерич, во иноцех и схиме, и положен бысть в церкви Святаго Спаса в Новограде в Нижнем, идеже бе отец его Князь Великой Константин Васильевич (См. русскую летопись по Никонову списку, год 1365/6873. 87 У князя Константина-Яна были также три дочери: 1) за Пацом; 2) за Оссолинским и 3) за Александром Огинским. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

2) Напрестольное Евангелие в два столбца, с миниатюрными изображениями четырех Евангелистов и их символов; в золотом окладе с каменьями. Судя по надписи, оно относится к 6740 г., или 1232 году; а из отметки по листам видно, что оно пожаловано Царем Феодором Алексеевичем Боярину Богдану Хитрову, который 7185 года дал оное вкладом в Троицкий монастырь, 3) Евангелие в десть, писанное при Великом Князе Василии Димитриевиче, в серебряном сканном окладе с финифтяными изображениями; на первом листе отмечено: «Сие Евангелие дано от Великого Князя Василия Дмитриевича; подписал смиренный Платон, Митрополит Московский и Архимандрит Троицы Сергиевой Лавры, 1798 г.» Евангелия вкладу Царя Михаила Феодоровича в золотом окладе, украшено драгоценными каменьями, и большое серебряное, чеканное оно пожертвовано монастырскими крестьянами тогда, когда они обращены были Екатериною II в экономических. Из образов и складней, поставленных над шкафами в последней палате, многие замечательны своею древностью, стилем и богатыми украшениями: два Корсунские, восьми листовые, в серебряном окладе, с гривнами, цатами, ряснами и монистами Византийского стиля. Из пелен, шитых шелками, работы Великой Княгини Софии Фомичны «по ее замышлению», несравненно важнее для нас, чем ковер Матильды, (the tapestry of Bayeux) супруги Вильгельма завоевателя века. 19 На бумажном при ней ярлыке, писанном рукою Митрополита Платона, значится след: «Сия пелена к нынешнему 1783 без 5 триста лет. Вкладу Великой Княгини Софьи Фомичны, бабки Царя Ивана Васильевича: примечательна и по древности и что Великая Княгиня на подписи именовала себя Царевною Царегородскою.» В шкафах развешены покровы на раку Преподобного Сергия, с изображением его, вышитым шелками и с надписями, низанными жемчугом; они принесены в дар Великим Князем Василием Дмитриевичем, Царями Иоанном IV, Феодором I, Борисом Годуновым, Василием Шуйским, Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Из Царской одежды хранится здесь ферязь Царя Иоанна Васильевича; это род чекменя, из палевой шелковой материи, с шелковыми застежками. Его же дар золотое блюдо весом в 18 фунтов, 7069 (1561) г. с черневым гербом Российским в середине. Многие редкие и драгоценные вещи, как и самое устроение ризничных палат, напоминают усердие Митрополита Платона; здесь хранится его Чиновник, писанный золотом на Персидском пергаменте, серебряная чернилица, богатая трость, пожалованная ему Павлом наконец

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В кон. 1608 - нач. 1609 г. начались карательные походы тушинцев против восставших. Однако прочно утвердить свою власть на этих землях Л. не удалось. В первые месяцы 1609 г. здесь постоянно вспыхивали мятежи. Одним из главных центров сопротивления весной 1609 г. стал Ярославль; важным узлом обороны был Спасский мон-рь: тушинцы, разорившие ярославский посад, так и не смогли захватить обитель. Значительными особенностями отличалось положение во Пскове. Здесь не было наемного войска Л., и следов., не действовали те факторы, которые побуждали население центра России выступать против самозванца. Власть в городе находилась в руках посадской общины, к-рая упорно держалась Л., опираясь на местных стрельцов. Псковское духовенство, как следует из псковских повестей о событиях Смуты, постоянно добивалось возвращения Пскова под власть Василия Шуйского. Опасавшиеся репрессий дети боярские - сторонники царя Василия - находили убежище в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В лагере Л. находились и католич. духовные лица из Речи Посполитой, один из них заключил тайный брак между самозванцем и Мариной Мнишек. В ставке Л. на юге нек-рое время находился католич. миссионер - д-р богословия Викентий из Львова. Благодаря его хлопотам перешел в католичество гетман кн. Ружинский. В нач. 1609 г. была предпринята попытка установить контакты между тушинским лагерем и Римом. Марина Мнишек отправила письмо папе с просьбой о благословении, одновременно она попыталась установить связь с папским нунцием в Польше. Тогда же к папе обратился и Ружинский с сообщением о своем переходе в католичество и с просьбой о благословении. Сам Л. к папе не обращался. Ответа на письма не последовало. К этому времени Римская курия уже поддерживала планы подчинения России власти польск. кор. Сигизмунда III. Положение тушинского лагеря ухудшилось весной 1609 г., когда из Новгорода против тушинцев выступила армия во главе с родственником царя М. В. Скопиным-Шуйским, в составе армии было союзное швед.

http://pravenc.ru/text/2463627.html

— А.З.)». Узнав об этом в тот же день, на Масленой неделе новгородские войска во главе с князем Василием Васильевичем Шуйским («Низовъскым») выступили против москвичей («не в мнози силе»). Позднее вышел из Новгорода и князь Александр Васильевич Чарторыйский со своим двором, но он задержался на Липне. Не дождавшись его помощи, В.В. Шуйский во вторник пошел с новгородцами и со «своим двором» с Озвада (на устье Ловати) к Русе. Бой у церкви Св. Ильи выиграли новгородцы (убито было 50 человек). Москвичи бежали в Русу, за ними устремились новгородцы. Вот тогда-то и подошла другая московская рать с татарами. Москвичи начали стрелять по коням новгородцев, что и вызвало у них панику. Во время перестрелки был ранен отважно сражавшийся тысяцкий Василий Казимир. Пограбив Русу, татары пошли к Демону. Новгородцы же послали за помощью к псковичам. Василий II в ото время находился под Демоном, а затем перешел в Яжелбицы (в 150 верстах от Новгорода), отпустив свою рать к Молвотицам. За этот город два дня шел ожесточенный бой, но в конце концов он пал. Взят был москвичами и городок Стерж. Приближалась развязка. Новгородцы понимали, что, пока семья к Дмитрия Шемяки находится под их покровительством, ни о каком мире с ними Василий II вести переговоры не будет. 7 февраля 1456 г., «убояся князя великого», из Новгорода бежала вдова князя Дмитрия Софья. Прошло несколько дней, и 13 февраля («в пяток на Федоровой неделе») неожиданно умерла дочь Шемяки Мария. Уж очень эта смерть была для новгородцев своевременной, чтобы считать, что они не имели к ней никакого касательства. Словом, путь к переговорам с Василием II был открыт, и через два дня после кончины Марии (15 февраля) архиепископ Евфимий отправился с посольством к великому князю. Мир в Яжелбицах был заключен спустя несколько дней. Новгородцам кроме всего прочего пришлось заплатить 8500 руб. «окупа». Выполнив свою миротворческую миссию, Евфимий 25 февраля вернулся в Новгород. Тогда же отправтся в Москву Василий II, послав 28 февраля «на Городище» как князя-наместника своего сына Юрия.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

Сохранились свидетельства о жалованных царских грамотах, даровавших права и преимущества костромскому Успенскому собору, подписанных князем московским и владимирским Василием III и царями Иоанном Васильевичем Грозным, Феодором Иоанновичем, Борисом Феодоровичем Годуновым и Василием Шуйским. В XIV-XV вв. была создана первая служба Феодоровской иконе. Ее текст свидетельствует о возникшем общерусском почитании святыни. Об этом же говорят сохранившиеся списки с костромской святыни XIII, XV и XVI вв., находившиеся в разных городах Руси и даже на Афоне. В конце XVI века по заказу Бориса Годунова в дар Ипатьевскому монастырю была впервые написана тронная Феодоровская икона Божией Матери. Это свидетельствует о возрастании почитания образа Богородицы в эти годы. К концу Смутного времени, количество осадных домов в костромском кремле, принадлежавших самым известным русским фамилиям, приблизилось к двум сотням. И один из них принадлежал инокине Марфе. Как мы видим, Феодоровская икона Божией Матери в 1613 году отнюдь не была малоизвестным, местночтимым образом. Она стала монархической святыней задолго до воцарения Дома Романовых. Для участников Великого московского посольства было принципиально важным ее присутствие при призвании Михаила Феодоровича. Весьма показательно, что посольство, войдя в Кострому, прежде отправилось в Успенский собор, где был отслужен молебен Феодоровской иконе Богородицы и лишь затем, взяв образ, двинулось крестных ходом с костромским духовенством и народом в Ипатьевский монастырь. Более того, возглавлявший посольство боярин Федор Шереметев имел при себе в этом путешествии список с Феодоровского образа. Великое московское посольство не имело возможности делать что-либо по своему усмотрению, поскольку перед путешествием в Кострому получило самые подробные указания. Это относится и ко всему, что происходило в Ипатьевском монастыре. Указания опирались на прецедент 1598 года, когда впервые (!), после многовекового правления Рюриковичей власть перешла к новой династии Годуновых. Поэтому, почти все детали призвания на царство Бориса Феодоровича были воспроизведены при призвании Михаила Романова, а многие речи, произнесенные в московском Новодевичьем монастыре (месте призвания Годунова), были повторены в Ипатьевской обители. Все это должно было продемонстрировать народу преемственность и законность новой власти.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/26/...

Царица Ирина приводит Мстиславскую просить за Шуйского. Из собора выходит Федор, отслужив панихиду по царю Ивану. Княжна бросается ему в ноги. Федор шлет князя Туренина за Шуйским. Но Туренин сообщает, что Шуйский ночью удавился, винится, что недосмотрел (потому что отбивал толпу, приведенную к тюрьме Шаховским, и отбил, лишь застрелив Шаховского). Федор бросается на Туренина, обвиняя его в убийстве Шуйского, и грозит ему казнью. Гонец приносит грамоту из Углича о гибели царевича. Потрясенный царь хочет сам дознаться правды. Приходит сообщение о приближении хана и скорой осаде Москвы. Годунов предлагает послать Клешнина и Василия Шуйского, и Федор уверяется в невиновности Годунова. Княжна Мстиславская говорит о намерении постричься. Федор, по совету жены, собирается всю тяжесть правления передать Борису и, поминая свое намерение «всех согласить, все сгладить», оплакивает свою участь и свой царский долг. Е. В. Харитонова Царь Борис Трагедия (1868–1869) В день Борисова венчания на престол бояре исчисляют плоды его правления: и пресеченный мор, и завершенные войны, и урожаи. Они дивятся, как долго пришлось уговаривать Годунова принять власть, и лишь угроза отлучения от церкви его к тому принудила. Борис возвращается из собора, собираясь принимать послов. Воейков сообщает о победе над сибирским ханом. Английский посол предлагает невесту царевичу Федору; папский нунций — соглашение о соединении церквей; австрийский, литовский, шведский, флорентийский послы почтительно просят кто о помощи деньгами или войсками, кто о признании своих владений. Персидский и турецкий послы обвиняют друг друга в посягательствах на Иверию, посол иверского царя просит защиты. Всем царь дает подобающий ответ, исполненный достоинства и силы, и велит впустить всех желающих в царские палаты («Между народом русским и царем преграды нет!»). Оставшись один, Борис торжествует и, поминая смерть царевича, решает: то неизбежная цена за величье государства. Вскоре после, дожидаясь в монастырской келье постригшейся Ирины, Борис выслушивает донесения Семена Годунова на Романовых, недовольных отменой Юрьева дня; на Василия Шуйского, лукавого и ненадежного слугу, но, уверенный в своей силе, никого не хочет наказывать.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Здесь очень важны обстоятельства явления Феодоровского образа 16/29 августа 1239 года. Эта икона, чье имя в переводе с греческого " Божий Дар " , появилась на Руси почти одновременно с Владимирским образом Богоматери и находилась прежде в Городецком Феодоровском монастыре. После полного разорения Городца отрядами Батыя, святыня, согласно Сказанию была перенесена св. вмч. Феодором Стратилатом в Кострому в праздник Успения Богородицы и обретена на следующий день в пригородном лесу на речке Запрудне. Современные исследователи спорят об имени князя, которому была явлена икона (возможно владимирскому великому князю Ярославу Всеволодовичу, чье имя в крещении было Феодор), но главное то, что она была явлена не крестьянину, не монаху или торговцу, а именно князю рода Рюриковичей. Это сразу же определило статус этой иконы как покровительствующей властям. Важным смысловым моментом стала и сама сцена обретения святыни, когда икона не далась в руки князю, а только пришедшим из Костромы священникам. В ней легко прочитывается образ взаимодействия светских и духовных властей, их симфонии. Эта символика была очевидной для наших предков. (По сию пору икону Покровительницы власти по традиции могут брать в руки только священники). В тяжелые годы Батыева нашествия чудо явления Богородицы в Ее Феодоровском образе было истолковано как залог сохранения русской государственности, своего рода благословение власти Рюриковичей. Возможно, неслучайно, в тропаре Феодоровской иконе, этот образ Богоматери сравнивается с кивотом Завета: « Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту Завета, притекает ко изображению Лица Твоего ». Событие явления иконы, одной из первых явленных святынь на Руси, было столь значительным для наших предков, что алтарь Успенского собора, выстроенного специально для пребывания образа, оказался обращен не на восток, а на север, - в сторону места обретения иконы. Это уникальный случай в церковной жизни той эпохи. Со временем вокруг Успенского собора вырос Костромской кремль. Несмотря на то, что он не был самым защищенным, именно здесь княжеская и боярская знать устраивала для себя осадные дворы. Несколько поколений " власть имущих " во время смут и внешних опасностей приезжали сюда под защиту " своей " иконы. Первая служба чудотворной святыне созданная в XIV-XV вв. свидетельствует о возникшем уже тогда общерусском почитании образа. Об этом же говорят древние списки иконы XIII, XV и XVI вв., находившиеся в разных городах Руси и даже на Афоне Сохранились свидетельства о жалованных царских грамотах, даровавших права и преимущества костромскому Успенскому собору, подписанных государями Василием III Иоанновичем, Иоанном Васильевичем Грозным, Федором Иоанновичем, Борисом Федоровичем Годуновым и Василием Шуйским К концу Смутного времени количество осадных дворов в костромском кремле, принадлежавших самым известным русским фамилиям, приблизилось к двум сотням

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010