1702 г. из докум. Заостров. церкви Арханг. у, архив Арханг. Епарх. Древнехранилища. Ср. прим.113). Данное распоряжение Афанасия находится, вероятно, в некоторой зависимости от царскаго указа 1700 г., приказывавшаго как можно скорее собрать церковныя деньги, розданныя по кабалам, и воспрещавшаго, по видимому, совершенно дальнейшую раздачу кабал. См. Об этом дальше. – Раньше принимать в церковную казну кабалы от бывших церковных прикащиков позволялось. В пошл. кн. 195 г. встречается, напр., такая запись: «Июня в 14 день отпущена память Усьянских сох Соденской волости к Преображенскому священнику Алексею и к церковному приказщику по челобитью тоже волости пошлаго церковнаго приказщика Федьки Белозерова, велено им церковныя кабалы и грамоты и писмяныя крепости у него в церковную казну принять». Подобная же память была отправлена 10 дек. 196 г. в княжестровскую волость. (Ркп. Арханг. дух. сем. 233, отд. грам. и пам. по челоб. дел.). 122 В пошл. кн. 195 г., отд. грам. и пам. по челоб. дел., встречаются такие две записи: «Февраля в 18 д. Отпущена память Богоявленскаго Ухмострова к попу к Ивану Федотову да к земскому судейке к Стеньке Елюнкиных с товарыщи по челобитью тое ж волости церковных кабал зборщика Ивашка Коротких, велено на ево место в зборщики выбрать новаго зборщика». – «Марта в 8 день отпущена память Богоявленскаго Ухтострова к попу к Ивану да к церковному приказщику к Ивашку Скоморохову и к земскому судейки и к мирским людем, велено тое ж волости на крестьянех нововыборному зборщику Ивашку Афанасьевых, который выбран на Ивашково ж место Коротких, по церковной кабале в церковную казну деньги збирать». Ркп. Арханг. дух. семин. 233). 123 Это можно видеть из следующей памяти в Заостровский приход, отпущенной из архиерейскаго казеннаго приказа в 1694 году: «Лета 7202-го февраля в 28 д. по указу преосвящ. Афанасия, архиеп. Холмог. и важ., память Заостровской волости священнику Дионисию да церковному приказщику… В нынешнем 202-м году февраля в 26 день преосвящ. Афанасий, архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

А раз нам Бог сказал, что без Меня невозможно… Но здесь обвинитель прервал отца Макария: -Вы мне читаете лекцию, а я вам задаю вопрос: вы считаете монархизм врагом трудящихся? – Я вам говорю – у меня врагов нет. – Вы историю знаете, что у монархизма были и дурные стороны? – Да, известно. -Если бы власть такого дурного монархизма учинила бы кощунство… и изъятие святыни, вы бы промолчали? -Я все равно не промолчал бы, святыня выше всей власти. Такие чувства самые дорогие. В день окончания процесса в последнем своем слове, предавая свою жизнь в руки Божии, иеромонах Макарий сказал: «Аще имеете вы судить по вашим законам, то судите». Одним из обвиняемых, абсолютно непричастным к сопротивлению изъятию церковных ценностей, был Сергей Федорович Тихомиров, прихожанин Богоявленской церкви в Дорогомилове. Мученик Сергий родился в 1865 году в Москве в семье купца второй гильдии Федора Дмитриевича Тихомирова; образование получил в церковноприходской школе, а затем по примеру отца стал купцом. Но дела практические, видимо, шли не очень успешно, и в 1910 году он вместе с супругой переехал с Арбата на Большую Дорогомиловскую улицу, где поселился напротив Богоявленского храма, став с этого времени его постоянным прихожанином. Лишь обремененность различными делами и тяжелая болезнь супруги не позволяли ему стать членом приходского совета. Во время изъятия ценностей из Богоявленского храма, когда перед ним собралась огромная толпа, Сергей Федорович не выходил на улицу и находился в лавке напротив храма, где был арестован и препровожден в тюрьму вместе с другими арестованными. На допросе следователь задал ему только один вопрос: – В каком месте вы принимали участие в избиении красноармейцев? -Никакого участия в избиении красноармейцев я не принимал, – ответил Сергей Федорович. На этом следствие было закончено, а когда дело стало разбираться в трибунале, то не нашлось ни одного красноармейца, который подтвердил бы обвинение, и сами судьи не решились публично допрашивать Тихомирова, зная, что он не виновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В эти последние дни жизни своей преосвященный был воодушевлен ко всем необыкновенной милостью, как бы растворенной жалостью. Эта милость и с ней неземная радость сияли на лице болящего. В один из этих последних дней владыка, прощаясь с келейником своим, ответил на его поклон и прощание благоговейным поклоном до земли, сказав: «Ты меня, батюшка, прости». Полный благолепного смирения вид старца тронул келейника до слез. В эти дни не раз говорил ему владыка, что ему трудно низводить ум к земным занятиям и, уклоняясь от общения со всеми, он, видимо, уже не жил на земле. 30 апреля, в день воскресный, неделю Жен Мироносиц, к семи часам утра келейник Василий, войдя в спальную преосвященного 271 , нашел орлец 272 неубранным перед иконами, что случалось крайне редко, потому что преосвященный, употреблявший его при келейном правиле, сам убирал его. Умывшись, он, по обычаю, выпил Богоявленской воды и вышел в столовую комнату пить чай, приказав Василию скорее убрать спальную. Выпив две чашки чая, он поспешил в свою внутреннюю келью. В исходе 8-го часа, перед самым благовестом к поздней литургии, Василий, войдя к нему с обычной молитвой, нашел его лежащим на кровати на левом боку, лицом к стене. Видя, что владыка, всегда очень чуткий, не обращает внимания на вход его, келейник сначала приписал это особенно углубленному молитвенному деланию, что иногда с ним случалось. Постояв несколько, Василий повторил молитву, но ответа не было. Начался благовест – владыка оставался недвижим. Вглядываясь пристальнее, Василий заметил, что рука владыки покрыта смертной бледностью. Подойдя ближе, он убедился, что владыка уже скончался. Голова его, лежавшая на подушке, была несколько наклонена вперед, ладонь левой руки воздета кверху, как бы в молитве, правая рука, опущенная вдоль тела на кровать со стороны стены, лежала близ раскрытого канонника. Вообще, благообразное положение тела было причиной того, что келейник не мог скоро решиться признать его уже отшедшим в вечность. Смерть, придя к святителю Христову, нашла ум его занятым молитвословием; начав оное на земле, он был призван к бесконечному славословию Бога на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Безродов Василий Вас. В1766 г. обучался в грамматике Безсонов Фёдор. Состоял певчим. В 1783 г. уволен, во Владимирское наместническое правление. См. выше, стр. 129). Бережков Ефим Козьм. 1788 г. обучался в синтаксеме, 1789 г. из риторики произведен в пономари в с. Бережки (Арх. Суз, кон. 1789 г., 983). Березин Иван Ив, 1771 г. из инфимы определен в с. Березники, Юр. у., пономарём «для лучшаго пропитания» (утверждено место); 1774 г.– дьячкомъ (Арх. Суз. кон. 1774 г., «для пропитания». Березин Никита Ив. В 1755 г. обучался в грамматике. Благовестов Иван. Состоял певчим. В 1783 г. уволен во Владимирское наместническое правление. См. выше, стр. 129. Благовещенский Александр. 1788 г. обучался в инфиме. 1792 г. из риторики исключён за малоуспешность (Арх. Суз. конс. 1792 г., 118) Бланшев Василий. 1779 г. из синтаксимы дьячком к церкви Живоносного Источника г. Суздаля (Арх., Суз, кон. 1779 г., 7). Богдановский Дмитрий Никит. В 1764 г. характеризован: «Studet diligenter et mores probos servat» 1776 г., как слушатель богословии, священ, в с. Тейково (Арх. Суз. кон. 1767 г., Богданов Артемий Гавр. Поступил в семинарию 1763 г. В 1769 г. обучался в школе синтаксимы. Богданов Василий. 1788 г. обучался в школе аналогии. Богданов Иван. 1786 г. обучался в аналогии. Богданов Пётр. 1781 г. обучался в аналогии. Богданский Фёдор. 1786 г. обучался в аналогии. Боголепов Иван. В 1774 г. взят в семинарию. 1781 г. из риторики определен священ. Троицкой церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон. 1781 г., 207). Боголепов Стефан Ив. В 1771 г. обучался в классе аналогии. Боголюбов Алексей, 1774 г. поступил в семинарию, 1776 г. определен дьячком к Источниковской церкви г. Суздаля (Арх, Суз. кон. 1776 г., 18). Боголюбов Алексей Петров. 1781 г. из риторики в приказные Суздальского уездного суда (Арх. Суз.кон. 1781 г., 337). Богоявленский Яков. В 1788 г. учился в грамматике. В 1790 г. из синтаксимы пономарём в с. Заполицы (Арх. Суз. кон. 1790 г. Оп. 2, 66). Браденский Иван. В 1786 г. обучался в школе поэзии, 1787 г. – свящ. в с. Алексино (Арх. Суз.кон. 1787 г., 385).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 апреля, в воскресенье, недели Жен Мироносиц, к 7 часам утра, келейник Василий, войдя в спальную 39 Преосвященного, нашел орлец 40 не убранным пред иконами, что случалось очень редко – большей частью Преосвященный, всегда употреблявший его при келейном правиле, сам убирал его. Умывшись, он, по обычаю, выпил Богоявленской воды и вышел в столовую комнату пить чай, приказав Василию скорее убрать спальную. Выпив две чашки чаю, он поспешил в свою внутреннюю келлию. В исходе 8-го часа, перед самым благовестом к поздней Литургии, Василий, войдя к нему с обычной молитвой, нашел его лежащим на кровати на левом боку, лицом к стене. Видя, что Владыка, всегда очень чуткий, не обращает внимания на вход его, келейник сначала приписал это особенно углубленному молитвенному деланию, что иногда с ним случалось. Постояв несколько, Василий повторил молитву, но – ответа не было. Вглядываясь пристальнее, он заметил, что рука Владыки покрыта смертной бледностью; подошел ближе и убедился, что Владыка уже скончался. Голова его, лежавшая на подушке, была несколько наклонена вперед, ладонь левой руки воздета кверху, как бы в молитве, правая рука, опущенная вдоль тела на кровать к стороне стены, лежала близ раскрытого Канонника. Вообще благообразное положение тела было причиной, что келейник не мог скоро решиться признать его уже отшедшим в вечность. Смерть, придя к Святителю Христову, нашла ум его занятым молитвословием; начав оное на земле, он был призван к бесконечному славословию Бога – на Небо. Давно готовился и ждал епископ Игнатий прихода смерти, вооруженный непрестанной молитвой именем Господа Христа Иисуса, и смерть, побежденная Христом, почтила жизнь во Христе, придя к рабу Христову сообразно с выраженным им его желанием в тишине уединения, в час молитвы, при внимании, углубленном в молитвословие, – избрала даже то положение телу, которое не нарушило бы благостояния отходившего Святителя, посвятившего всю жизнь свою духовным деланиям, заповеданным Господом: покаянию и плачу. Шедший этим путем не мог не придти к блаженствам, обетованным Евангелием за эти добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Акт свидетельства являлся одним из последних шагов в деле строительства храма в Виловатом Враге. Особую ценность акта представляет описание иконостаса. Положительное заключение благочинного перед Казанской духовной консисторией определило следующий шаг – освящение храма, которое состоялось 4 декабря 1875 года. В деле о постройке храма сохранился акт об освящении церкви, содержание которого описывает данное событие: «Во исполнение резолюции вашего высокопреосвященства, последовавшей на рапорт мой от 25 ноября, сего года за а мной полученной 28 ноября, сего же года, за освящение Никольской, в селе Виловатом, церкви совершено нами 4 числа сего декабря месяца, в четверток в следующем порядке: 3 числа в среду совершена малая вечерня помощником благочинного, священником с. Покровского Василием Воздвиженским, а в 6 часов всенощное бдение священником с. Малого Сундыря Андреем Троицким, на котором в положенное время были совершены – лития и величание святителю Николаю мною известным о. благочинным с окрестными священниками: [с.] Покровского Василием Воздвиженским, [с.] ЧермышевоФеодором Сокольским, Андреем Леоновым, [с.] Малого Сундыря Андреем Троицким, села Шапкилей Андреем Виноградовым, [с.] Владимирского Константином Нечаевым, г. Козьмодемьянска Богоявленской церкви Петром Евтроповым, [с.] Троицкого Посада Василием Дмитриевым, [с.] Кузнецово Михаилом Крестниковым, [с.] Перня[н]гаш[и] Яковом Чудовичевым, [с.] ЕмешевоМихаилом Кроковским и [с.] Ильинского Николаем Евтроповым. На другой день, в четверток 4 числа совершено в 9 часов освящение воды со всеми означенными священниками. В 10 часов началось освящение престола, по чиноположению православной церкви; по окончании освящения началось совершение проскомидии и чтение часов. В 11 часов началась Божественная Литургия, которая совершена о. благочинным при сослужениивышеозначенных священников. После причастного произнесено слово приличное торжеству священником [с.] Малого Сундыря Троицким. По окончании литургии отправлен молебен св. Николаю. Затем возглашено многолетие царствующему дому, святейшему синоду и высокопреосвященнейшему Антонию, архиепископу Казанскому и Свияжскому, Иоанну, викарию епископу Чебоксарскому с их богоспасаемой паствой, местным пастырям, прихожанам и попечителям сего храма за сооружение храма и священникам совершавшим освящение и принесшим Господу Богу бескровную жертву. Тем и кончилось освящение храма». На торжестве освящения храма помимо указанных в акте священников присутствовали и диаконы: Платон Воскресенский и Мефодий Лавинский.

http://sobory.ru/article/?object=54034

τν ν μσω των τριων παδων φανντα – Явившегося посредине трех отроков, δρσον ν πυρ κα πυρ ν τω ορδνη – Росу в огне и огнь в Иордане λμπον, πηγζον, τ φος τ πρσιτον. – Точащий, сияющий, свет неприступный. (16-й кондак, 14-й икос. Цит. по: Grosididier de Matons J. Romanos le Melode. Hymnes. Paris. T. 2//SC. 1965. T. 96. 252). Василик В.В. К датировке Богоявленского канона. С. 89–90; Василик В.В. Новые данные по истории палестинской гимнографии//Традиции и наследие христианского Востока. М., 1996. С. 181–208. Τ ορδνεια ρειθρα πυρουνται τω Πνεματι κα τ πτασματα φλγουσι. (Analecta Hymnica graeca eruta e codicibus Italiae inferioris/Iosephi Shiro consilio et ductu edita. Roma, 1971. T. 5. P. 139). Древний Иадгари. С. 25. Там же. С. 232. Там же. С. 25. См. в особенности Послания Игнатия Богоносца к римлянам, где мученичество сравнивается с Евхаристией. См.: Bihlmeyer K., Funk F.X. Die Apostolische Väter. Tubingen, 1924. S. 97. Methode d " Olympe. Le Banquet/Introduction., texte ctritique par H. Musurillo. Traduction et notes par V.H. Debidour//SC. Paris, 1963. T. 95. Об этом говорят цитаты в «Ареопагитиках», в частности в сочинении «О Божественных именах» (IV. 12). См.: Γρφει δ κα θειος γντιος. μς ρως σταυρθη (Corpus Dionysiacum. T. 1. De Divinis Nominibus/Ed. B.R. Suchla. Berlin; N.-Y., 1990. P. 158). Clemens Alexandrinus. Paedagogus/Ed. O. Stälin. Berlin, 1905. T. 1. S. 202. Bihlmeyer K., Funk F.X. Die Apostolische Väter. S. 89. Пер. с древнегрузинского. См.: Древний Иадгари. С. 22. Там же. С. 25. Там же. С. 62. Там же. С. 63. Ср. окончание проэмия к кондаку Богоявления: «Пришел и явился еси, Свет неприступный». Древний Иадгари. С. 64. Там же. С. 65. Ср. тропарь пророчества: «Да просветиши сидящия во тьме». Рейтинг: 8.7 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Соломон 24 января 2012, 12:58 Спасибо, отец Владимир! Удивляет то, что мы так мало знаем о своей истории и о своем духовном наследии и восхищает то, как один человек смог так просто раскрыть и приоткрыть всю эту красоту в такой маленькой статье. Складывается впечатление как от художественного фотоснимка - вроде все вот оно на виду и в то же время так много деталей, в которые можно всматриваться и восхищаться.

http://pravoslavie.ru/51126.html

В семье рассказывали о случае в начале его службы. Когда молодой священник возвращался после посвящения во иерея из Новгорода Великого, с ним произошло событие, страшно поразившее родителей супруги и его самого, − он потерял антиминс (плат, на котором совершается литургическое таинство) и ставленническую грамоту. Как потом оказалось, отец Захария не так уж был виноват. Антиминс у него украли раскольники. Очевидно, они выследили его в пути, но в глазах епархиального начальства преступление было чудовищным. Спасать зятя от неминуемой кары взялась тёща Хиония Матвеевна Орнатская. Добиться аудиенции у владыки жене скромного сельского священника было нелегко. Всё же она её получила. Когда подошла очередь, то пожилая женщина встала на колени и на глазах у всех поползла по направлению к кабинету. Все присутствовавшие и сам владыка, подошедший к дверям, приняли её за больную и старались помочь подняться, но она упорно твердила, что грех так велик, что она не встанет до тех пор, «пока владыка не пообещает прощение». Архиерей пообещал простить. Тогда она встала, и на вопрос владыки: – В чём же грех твой? − ответила: – Не мой это грех! После этого она рассказала о случившемся с зятем несчастье. Архиерей, уже проникнутый сочувствием и посоветовавшись со свидетелями, не стал брать своего «прощения» назад и распорядился выдать отцу Захарии новую грамоту и другой антиминс 18 . Первые годы деятельность священника Захарии Белоликова протекала в родных пенатах, то есть в Новой где много лет был священником его отец. Спустя четыре года его перевели в соседнее Васильево-Романово 19 . Произошло это следующим образом. В январе 1870 года 56-летний священник Василий Сивяков из соседнего прихода Васильевское-Романово тяжело заболел. Послужить на время болезни пригласили отца Захарию Белоликова. Местный батюшка с одра болезни так и не поднялся. По записям в метрической книге видно, как на помощь «входящему священнику Богоявленской церкви» отцу Захарии пришёл и сменил его на временном посту заштатный священник Клавдий Рукин. Но вот отец Василий скончался, и молодой батюшка Белоликов окончательно перебирается с семьёй в Васильевское-Романово. В мае 1870 года в метрических записях впервые упоминается, что «крестил местный священник Захария Белоликов» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Похоронив с дорогой женой все мои радости, осталось для меня одно утешение – это малютка-сын. На нем-то теперь сосредоточилась вся моя любовь и все мои заботы. Жизнь для меня стала дорога, потому что она опиралась на жизнь моего сына. В горьком моем положении принял самое теплое сердечное участие незабвенный мой начальник – главный священник армии и флотов Василий Иванович Кутневич (да упокоит Господь душу его, идеже вси праведнии упокоеваются): он выразил письменно ко мне свое душевное сожаление о постигшем меня несчастье. Такое его сочувствие ко мне, вероятно, проистекло из понятного и прочувствованного им самим вдового положения, так как последние 25 лет своей жизни он также вдовствовал. Начались передвижения войск по случаю объявленной войны 1853–1856 годов. Суздальский пехотный полк, в котором я служил, получил назначение идти в Севастополь, значит и я должен был за ним следовать туда же. И вот Василий Иванович Кутневич, вследствие сердечного участия в моем горьком положении, чтобы не разлучать меня с малюткой сыном моим, переводит меня во вновь формирующуюся в Москве резервную дивизию, полагая, что она или совсем не пойдет в поход или пойдет нескоро, а будет обучать рекрут и пополнять ими убыль в полках. Итак, я переведен был в 4-ю бригаду резервной дивизии 2-го корпуса священником и, в это же самое время, назначен был благочинным над духовенством резервных бригад этой дивизии. Но прошло только три месяца от того времени, как я переведен был в резервную бригаду и утвержден благочинным, как назначен был поход и этой резервной дивизии, в которую я был переведен. Таким образом, мысль моего благодетеля не осуществилась – я должен расстаться со своим малюткой, и действительно расстался, отправив его к престарелым моим родителям. Расстаться с ним мне было также тяжело, как тяжело было расстаться с женой на время Венгерской кампании. Много тогда в истерзанной душе моей родилось самых грустных мыслей: «Малютка, одного года, остался без отца и без матери…» Грустно становится и теперь, когда вспомнишь то пережитое, горькое время.

http://pravoslavie.ru/31770.html

Балякин Илья (упом. 1769), иконописец из Палеха 168, 310 Баранов Павел Дмитриевич (упом. 1873), иконописец из Холуя 183, 184 Барсков Я. Л. 90, 96, 108, 356, 459 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, историк литературы 72, 88, 122, 124, 148, 460 Барсуков С.Г. 96, 320, 407, 460 Бассано Якопо (ок. 1517–1529), итальянский художник 305 Баталов А. 460, 471 Батас Ф. (XVI в.) греческий иконописец 305 Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929), театральный деятель, коллекционер 439 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) литературовед, теоретик искусства 330, 459 Безмин Иван, живописец Оружейной палаты 365 Безобразов Владимир Павлович (1828–1889), экономист, публицист 19, 24, 32, 160, 166, 176, 193, 194, 206, 208, 211, 212, 236, 295, 449, 459 Бек Г. 7, 461 Бекенева Н.Г. 458 Белоброва О. А. 93, 461 Белоусов Василий Васильевич, иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Василий Евграфович (середина-вторая половина XIX в.), иконописец из Палеха, владелец мастерской 184, 249, 251 Белоусов Иван Васильевич (вторая половина XIX в.). иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Николай Фещорович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Палеха 300 Белусовых иконописная мастерская, в Палехе 168, 172, 175, 248 Беляев (XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бендеманн Эдуард (1811–1889), немецкий художник 295 Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк искусства 236, 350, 443, 459 Бердяев Николай Александрович (1874–1948), религиозный философ 237, 239, 459 Бессонов И., историк искусства 278, 279, 417, 423, 460 Бимингтон Дж. 31, 454, 460 Благовещенский Николай Александрович (1837–1889), писатель 460 Блинничев Михаил Викторович (начало ХХ в.), иконописец из Холуя 256, 443 Богатырев П.Г. 193, 208, 212. 292, 293, 433, 460 Богданов Д.И. (начало ХХ в.), иконописец, реставратор 270 Богомолов П.Г., художник 409 Богоявленский Сергей Константинович (1872–1947), историк, архивист 203, 214, 460 Божков А. 29, 460 Большаков Сергей Тихонович (1842–1906) торговец рукописями, старопечатными книгами и иконами, собиратель 38, 134, 136, 137, 141, 145, 283, 284, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010