Святой Василий Великий говорит, что Господь принимает от нас молитвенные прошения и жертвы о тех, которые удерживаются в аде, с надеждой для них мира, облегчения и освобождения. Епископ Иларион (Алфеев) пишет: «Молитва за усопших является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле — молиться за него. Церковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека и что Господь принимает молитвы не только об умерших праведниках, но и о грешниках, находящихся в муках». Молитва за усопших совершалась и в ветхозаветные времена. За почивших молился пророк Варух: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сыпав их, согрешивших пред Тобою… Не вспоминай неправд отцов наших (Вар. 3:4–5). За павших воинов молился и приносил жертву Иуда Маккавей (2 Мак. 12:39–45). И поскольку Господь наш не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38), то и новозаветная Церковь с апостольских времен молится не только за живых, но и за усопших, ведь все мы живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни (Рим. 14:8). Двенадцатый член Символа веры И жизни будущаго века. Аминь. Страшный суд В двенадцатом члене Символа веры говорится о жизни будущего века, то есть о вечной жизни, которая настанет после воскресения мертвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова. Воскресение мертвых, кончина мира и Страшный суд произойдут в один великий последний день (Ин. 5:28–29). Христос неоднократно говорил ученикам о том, что Он придет во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16:27). Беседуя с учениками на горе Елеонской незадолго до Своей крестной смерти, Господь рисует картину Страшного суда, когда Он сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую (Мф. 25:31–33). Критерием, по которому праведники будут отделены от грешников, являются дела милосердия по отношению к ближним. На Страшном суде люди, творившие такие дела, услышат от Господа: Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25:35–37).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Таким образом, совпадение данного пророчества с последующими историческими событиями в жизни еврейского народа и повествованиями Евангелий — изумительное. Здесь следует упомянуть о том, что еврейские раввины, неоднократно запрещали своим соотечественникам исчислять Данииловы седьмины. Гемарский раввин даже подвергает проклятию тех евреев, которые будут подсчитывать год пришествия Мессии: «Да трясутся кости тех, которые исчисляют времена» (Sanedrin 97). Строгость этого запрещения понятна. Ведь Данииловы седьмины прямо указывают на время деятельности Христа-Спасителя, что неверующим в Него очень неприятно признавать. У пророка Даниила мы также находим другое важное пророческое свидетельство о Мессии, записанное в форме видения, в котором Мессия изображается, как вечный Владыка. Записано оно в седьмой главе его книги. «Видел я в ночных видениях: Вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13-14). В этом видении говорится о последних судьбах мира, о прекращении существования земных царств, о страшном суде над народами, собравшимися перед престолом Ветхого Днями, т. е. — Бога Отца, и о начале славных времен для Царства Мессии. Мессия здесь именуется «Сыном Человеческим,» что указывает на Его человеческую природу. Как мы знаем из Евангелия, Господь Иисус Христос часто называл Себя Сыном Человеческим, напоминая евреям этим именем пророчество Даниила (Мат. 8:20, 9:6, 12:40, 24:30 и т.д.). Предсказания других двух великих пророков Иеремии и Иезекииля помещены в приложении, где собраны пророчества о Царстве Мессии. В заключении этой главы приведем только пророчество Варуха, ученика Иеремии, в котором он пишет о пришествии Бога на землю: «Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36-38). К сожалению, во времена вавилонского плена еврейский оригинал книги пророка Варуха был утерян, из-за чего греческий перевод его книги попал в список неканонических книг. По этой причине среди инославных библеистов пророчество Варуха не пользуется заслуживаемым авторитетом.

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

Что значит: « сидит на престоле »? Царствует, управляет. Хорошо сказал пророк: « на святом », потому что Он не только царствует, но и царствует свято. Что значит: царствует свято? Чисто. Люди, достигнув такой власти, употребляют свою силу на неправду, а Его владычество чуждо всего подобного, чисто и свято. Его судилище не изменяется и не искажается ни обольщением, ни чем–нибудь подобным, но всегда чисто, праведно, сияет светлее всякой чистоты, блистает неизреченною славою. « Князья народов собрались к Богу Авраама, ибо мощные (избранники) Божии на земле весьма превознесены » (ст. 10). 6. Здесь указывается на распространение евангелия, которое коснулось не только простых людей, но и облекающихся в диадему и сидящих на царском престоле. Потом выражая, что один и тот же Бог и нового и ветхого завета, пророк говорит: « к Богу Авраама »; иначе сказать; один и тот же Бог — Бог праотцев, и давший закон. Потому и Иеремия говорил: « завет, который Я заключу с домом Израилевым, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской » (Иер. 31:31, 32), — выражая, что один и тот же Законодатель и нового и ветхого завета. Также Варух говорил: « сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми » (Вар. 3:36–38), — выражая, что Давший закон есть и Воплотившийся, а Воплотившийся есть и Давший закон. То же и этот пророк говорит в словах: « собрались к Богу Авраама ». В еврейском, вместо: с Богом, сказано: ем Елои Авраам . Каким образом это произошло? « Мощные (избранники) Божии на земле весьма превознесены ». Кто же эти « избранники Божии », как не апостолы и все верующие? Так как сила их столько просияла, то пророк и говорит, что они вознеслись над всеми. Хорошо назвал он их державными. В самом деле, не державны ли те, которые противостали всей вселенной, бесам, диаволу, народам, городам, язычникам, тиранам, наказаниям, мучениям на сковородах и в печах, обычаям, силе природы, преодолели все, стали выше всего и ничем не были побеждаемы? Не державны ли те, которые и по смерти явили такую силу? Не державны ли те, которых слова крепче адаманта, и никакое время не сокрушает их, но с каждым днем более и более возрастают, так как проповедь евангельская распространяется везде, по всем странам вселенной? За все это возблагодарим человеколюбивого Бога, Которому слава и держава ныне и присно, и во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Евреи сознают, что их постигли те бедствия, о которых предсказывали пророки, но они не вразумлялись ни наставлениями, ни угрозами последних ( Вар.2:1–10 ). Каясь в своих грехах, они просят, чтобы Господь помиловал их и дал благодать перед поработителями не ради них самих, а ради прославления Святого имени Божия по всей земле и во исполнение обетований о возвращении евреев в земли их отцов, если они отвратятся от беззаконного пути, и о восстановлении с ними вечного завета ( Вар.2:11–35 ), они же, в свою очередь, удалив из сердца неправду своих предков, обещают прославлять Господа и в стране переселения ( Вар.3:1–8 ). Во второй части ( Вар.3:9–4:8 ) излагается учение Варуха о премудрости. Пророк хочет научить народ заповедям жизни и мудрости ( Вар.3:9 ). Он объясняет, что народ находится в плену вследствие оставления источника мудрости, которая даёт мир и долголетие ( Вар.3:10–14 ). Этой премудрости не могли достигнуть ни сильные и богатые цари земли, ни известные мудростью древние народы ( Вар.3:15–23 ). Она зависит единственно от Бога, её Он не открыл даже могущественным древним исполинам, и никто из людей сам по себе не мог найти её, потому что нет доступа на небо и её нельзя найти по ту сторону моря ( Вар.3:24–31 ). Только всеведущий и сотворивший все Бог сообщил её Своему народу, после чего даже Сам явился и жил среди людей ( Вар.3:32–38 ). В настоящее же время, учение этой премудрости находится в книге повелений Божиих, т. е. законе Моисея, разъяснённом пророками, все, держащиеся этой книги, будут жить, а оставляющие её – погибнут, поэтому Израиль должен идти по указанному в ней пути и не отдавать своей славы язычникам ( Вар.4:1–4 ). В третьей части ( Вар.4:9–29 ) пророк говорит от лица Иерусалима и представляет его под образом вдовы, обращающейся с речью к своим детям, отведённым в плен. В речи она жалуется на поведение своих детей, за которое Господь навёл на них народ издалека, отнявший у неё сыновей и лишивший, одинокую, дочерей. С плачем и рыданием она проводила тех, которых воспитывала с радостью ( Вар.4:9–16 ). Вдовица-Иерусалим признает своё бессилие помочь пленным, однако, выражает надежду, что Сам Бог избавит их, сама же обещает в трауре молить Бога о них ( Вар.4:17–20 ). Убеждает отведённых в плен быть мужественными, искать подкрепления в молитве к Богу, утешает своею уверенностью в спасении их и радостным ожиданием возвращения из плена ( Вар.4:21–24 ). Советует с мужеством переносить имеющий скоро окончиться плен и умножить свои молитвы, тогда Господь дарует им спасение ( Вар.4:25–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Она превышает человеческий помысел. Вар.3:32 . Но ведый вся весть, изобрете ю смыслом Своим . Слово: «изобрете» Пророк употребил человекообразно; ибо назвал Бога источником премудрости ( Вар.3:14 ), а в начале сего же пророчества наименовал Его источником жизни ( Иер.17:13 ). В следующих же словах показывает всемогущество зиждительной Божией силы. Сотворивый землю в вечное время ( ις τον ινα χρονν), наполни ю скотом четвероножным . «Веком» Пророк называет настоящую жизнь человеческую, жизнь же будущая называется «веком века». Вар.3:33 . Посылаяй свет, и идет: призва его, и послуша Его с трепетом . Вар.3:34 . Звезды же возсияша в хранилищах своих, и возвеселишася . Вар.3:35 . Призва я, и рекоша: приидохом, возсияша с веселием Сотворшему я . Все покорно Творцу, говорит Пророк. Каждая тварь хранит пределы свои. «Хранилищами звезд» называет времена; потому что каждая звезда восходит в определенное время. Вар.3:36 . Сей Бог наш . Правитель и распорядитель их – Создатель всего. Не вменится ин к Нему . Пророческое слово не между Сыном и Отцом делает сравнение, но отвергает так именуемых богов. Вар.3:37 . Изобрете всяк путь хитрости . Опять поставлено: «изобрете», по человеческому образу выражения; ибо Он есть источник благ. И даде ю Иакову отроку своему и Израилю возлюбленному от Него . То есть, дал учение боговедения и закон, дарованный чрез Моисея. Вар.3:38 . Посем на земли явися и с человеки поживе . Пророческое слово ясно показало нам вочеловечение Единородного, и что Он – Создатель всего и источник премудрости. А посему Он – и Творец и Владыка ея; о Нем сказано в Притчах: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» ( Притч.8:22 ). Ибо не Бог Слово говорит сие, но премудрость Бога Слова, Им сотворенная. Глава 4 Вар.4:1 . Сия книга повелений Божиих , то есть данная с вочеловечением Единородного Сына Божия. И закон сый во век , потому что завет ветхий приял конец. Вси держащиися ея в живот: оставивши же ю, умрут . Пророк показал конец тех и других. Потом предлагает советы народу, называющемуся Иаковом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Эта просфора должна быть целою, а не разломанною. Указание на это можно находить в ркп. Тип. библ. 127, л. 3, а также в следующем, неособенно, впрочем, понятном ответе Нифонта, еп. Новгородского· «А иже се вынимаем просфуру, не веляше в субботу вынимати, и рече все («всю» вар.) любо по особь (вар.: «на особь», «на соб», «на собь») положи тело на то, и не клади, яже тогда молиться (вар. «молвиться»), мала деля блюда, рече, особь. Аже се с другом разломивше, служити не веляше велми: «како, рече, можеши разломити, кроме службы? грех велик есть в том; не мози того творити, инем възбрани». А еже речет дьякон: «вънмем», поп: «святая святым», взем подъимет тело, и люди рекут: «един свят», а поп телом учинит кресты на дискосе, но не на одном, но поряду и перед людьми, и преломит тело и положит на дискосе ис правой руки, а в левой преломит верхнюю часть, в потир вложит, а исподнюю от себе положит; по оли оне две части възем, то сю («си» вар.) положив, и начнет ломити, ис правой руки покладывая на дискос, а в левой не покладывает, дóндеже все изламает; тоже из левой положит, ать не тъщи руце будут» – См. Вопросы Кирика, Саввы ж Илии с ответами Нифонта, еп. Новгородского (относ. 1130–1156 г.) в Рус. Ист. Библ. Том VI, стр. 54, вопр. 12.–Если просфора случайно, или по неосторожности падала на землю, то на ней можно было служить: «аще грехомупустит проскуру (вар. «упуститься проскура») на землю, достоит ли проскурмисати? – Рече: достоит, како си падет, отерше добре», (ibid. стр. 53, вопр. 7). В ркп. XVI в. (служебник) Рум. муз. 57, (Собр. Ундольского) л. 38: «аще кроха доры упадет, то смести в сохранно место, а не изжещи. Аще просфора упадет, а не изземянится, отерше лзе служит». – Можно было совершать проскомидию на просфоре испеченной за две недели: «также и неосвященная просфора достоит, рече, проскурмисати за две недели» (ibid. стр. 51, вопр. 100). По правилу Никифора Исповедника: «если просфора сохраняется целою в продолжение семи-десяти дней " . См. у нас выше, стр. 179, прим. 1 (см. прим 482). В Известии Учительном: «просфорою черствою, вельми многоденною, никогда да дерзнет кто служити».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Apollinarios v. Laodicea ss. 151, 152). Вот этот аргумент в его последовательном развитии. «Св. Григорий Богослов во втором письме к Кледонию обличает двусмысленность выражений, употребленных Виталием, учеником Аполлинария, в его исповедании. Он обвиняет Виталия в извращении понятия о вочеловечении, говоря: «вочеловечился, – толкуют они, – не значит: был в человеке, котораго теснейшим образом соединил себе; но значит: беседовал и жил вместе с человеками, и в подтверждение сего прибегают к изречению: по сем на земли явися и с человеки поживе ( Вар. 3:38 )». Это место книги Варуха, как доказательство в устах Виталия, характеристично: Виталий должен был (?) часто опираться на него, как на решительный довод. Но он учил только тому, что письменно или устно было высказано его учителем Аполлинарием. Мы должны, поэтому, ожидать, что в отрывках Аполлинария, сохранившихся у Григория Нисскаго , Феодорита и Леонтия, мы где-нибудь натолкнемся на это место Варуха. Однако этого нет». По-видимому, последнее обстоятельство должно было бы убедить Дрэзеке в безполезности всякой дальнейшей аргументации, привязанной к изречению Варуха 3:38 ; на деле же мы видим обратное. «Только, – продолжает Дрэзеке, – в сочинении Аполлинария против Евномия находится единственное указание на Варуха 3:36 (– заметим, что здесь приводится не 38-й стих, как в свидетельстве св. Григория Богослова , а 36-й, – с совершенно иным содержанием), но это место в его полной буквальности и связи мы встречаем в 3-м диалоге: «сей есть Бог Наш, и никто другой не сравнится с Ним; Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю; после того он явился на земле и обращался между людьми ( Вар. 36–38 )»; а если сей явившийся на земли есть Бог Наш, то, – заключает диалогист, – значит, одно Божество Отца и Сына». Итак, у Аполлинария в несомненно принадлежащих ему сочинениях места Вар. 3:38 не встречается; в сочинении против Евномия цитируется 36-й стих, а не 38-й; в диалогах же приводится 36–38-й стихи, но не с целию подтвердить какое-либо христологическое положение (как в свидетельстве Григория Богослова ), а для доказательства Божественного равенства Сына с Отцем; что же может следовать отсюда? «Не должны-ли мы, – заканчивает Дрэзеке свою аргументацию, – связывая указанныя факты по смыслу и значению, тотчас же прийти к заключению, что православный (диспутирующий в диалогах) есть никто иной, как Аполлинарий?» – С такими приемами можно доказать что угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Здесь в книге Варуха хохмическая мысль окончательно порывает с той “космополитной” премудростью, не подчеркивающей никаких привилегий Израиля как народа Божия, которая нашла свое отражение в книге Притчей. Вар 3:29 даже содержит ссылку на характерное место Втор 30:11–13 о невозможности для человека взойти на небо для познания воли Божией и о компенсирующей для него эту невозможность близости к нему Закона. Продолжая эту мысль, Вар 3:36 отождествляет Премудрость и Закон. Появление последнего у Израиля означает таким образом появление на земле Премудрости в ее религиозно-практи­ческом аспекте. Это именно и означают слова стиха 38-го сей главы: “на земли явися и с человеки поживе”. Известно, какое истолкование слова эти получили у христианских гимнографов и составителей праздничных служб 29 . Но автор разбираемого нами гимна о Премудрости подразумевает в них только милости, дарованные Богом Израилю в его священном прошлом. Продолжая свою мысль, автор призывает отпавших от источника Премудрости, то есть весь избранный народ, возвратиться к путям, указанным в книге повелений Божиих, или, что то же, в Законе, и через это вновь обрести жизнь (4:1–3). Гимн кончается словами, являющимися выводом из всего предлагаемого учения о Торе как религиозно-практической премудрости: “счаст­ливы мы, Израиль, что знаем, что благоугодно Богу” (ст. 4). О том, что такое сама Божественная Премудрость, гимн Вар 3:9–4:4 не содержит никаких указаний. Тем не менее он представляет исключительную важность для дальнейшего развития идеи Премудрости. Мы уже отметили, что он знаменует сближение хохмической и пророческой проповеди. Он свидетельствует о расширении горизонта израильских хакамим, так как начинает затрагивать историософские темы. Он показывает, как это мы уже имели случай отметить, что хакамим, доселе размышлявшие над судьбами одних только человеческих индивидов, начинают ставить вопросы о судьбах народов. В этом отношении это большой шаг вперед даже в сравнении с более чем пророчески дерзновенной книгой Иова. Однако это еще не есть вступление учения о Премудрости на путь подлинного универсализма. Параллельно с расширением кругозора хакамим, Вар 3:9–4:4 знаменует закрепление позиций израильского партикуляризма, благодаря отождествлению Премудрости и Торы. Премудрость же, как и Моисеев закон, становится таким образом привилегией одного только богоизбранного Израиля.

http://pravmir.ru/ponyatie-i-obraz-bozhe...

Она единственно происходит от всеведущего и всемогущего Бога, Который некогда и Сам явится на земле ( Вар.3:30–38 ); она заключается в законе; поэтому Израиль должен обратиться, чтобы дарованное ему преимущество не перешло к другим; наказание постигло его за его грехи и для его исправления ( Вар.4:1–8 ). Это сознает и Иерусалим (представлевный под образом вдовы), и в скорбно-увещательной речи выражает свою глубокую скорбь об участи своих жителей и об опустошении, какое нанес ему, за его грехи и в предостережение всем его соседям, отдаленный и жестокий народ. Но, продолжает он, хотя я теперь в бедствии и в несчастии, достигну снова славы; враги же мои получат заслуженное наказание; Вавилон обратится в пустыню ( Вар.4:9–37 ). Поэтому радуйся, Иерусалим, славе, которой ты достигнешь, когда жители твои без всякого затруднения Божиею помощью снова прийдут к тебе гл. 5. Общий смысл книги Варуха Иезекиль был сын Вусии и происходил из священнического рода. В 599 году пред Р. Хр., в одинадцатом году до разрушения Иерусалима, он вместе с царем Иехонией, вельможами царскими, многими священниками и лушей частью населения Иерусалмского и вообще Иудейского, отведен был в плен в Вавилон ( Иез.1:2 , Иез.40:1 ср. 4Цар.24:14 и др. Иер.29:1 ). По всей вероятности Иезекииль был тогда уже в зрелом возрасте и некоторое время уже исполнял священническое служение. По крайней мере он был свидетелем того, как Навуходоносор ограбил храм ( 4Цар.24:13 ) и точно знал устройство древнего храма во всех его подробных частностях (ср. Иез.8:5–16 и др.м.). Местом жительства его в плену был Тель-Авив, в северной Месопотамии на берегу Ховара ( Иез.1:1, 3:15–8:1, 24:18 ). Здесь встретились прежние пленники из царства израильского с позднейшими пленниками времени Иезекииля (ср. Иер.1:3 ; сн. 4Цар.17:6, 18:11 ; 1Пар.5:26 ; Иез.3:15 ); место это было, таким образом, средоточным пунктом для пленников. К пророческому служению он был призван в пятый год своего плена, т.е. в 595 г. до Р.Х., и проходил это служение около 22 лет, так как позднейшие из его пророчеств помечены 27 годом его плена, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Но что же мы находим у нашего автора относительно самой Премудрости? Как и его предшественники, он настаивает на ее недосягаемости и на невозможности обрести ее одними человеческими средствами (гл. 1). Но тут же он замечает, что Сам Бог излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его (1:9–10). Здесь, пребывая в линии Притч, автор представляет Премудрость как некий харизматический дар, промыслительно сообщаемый Богом людям. Далее, отожествляя, вместе с Притч 1 и с Иов 28, религиозно-практический аспект Премудрости со страхом Ягве, а вместе с Вар 3–4 — с Торой, сын Сирахов утверждает, что она находит свое конкретное выражение в исполнении традиционных Моисеевых заповедей (24:25 и только). Он следует Втор 4:6–8, где Израилю обещается особая слава перед другими народами по причине его мудрости, обусловленной исполнением закона. Таким образом все древнее священное наследие Израиля открыто входит у сына Сирахова в обозрение идеи Премудрости. Он с любовью говорит о храмовых жертвах (44:20; 38:11), о подати на храм и об очищениях (34:25), восхищается храмовым богослужением (50:5–22) и вдохновляется постановлениями закона в своих советах о социальных взаимоотношениях. Всем этим Сир еще больше, чем Вар 3–4, свидетельствует, что Премудрость составляет особую привилегию Израиля как избранного народа. Сирах много говорит о плодах, которые подает Премудрость тем, которые ходят ее путями. Она подает счастье (1:11), здоровье (1:18), долгую жизнь (1:12,20), мирную смерть (1:13), силу (4:12), благословение Божие (4:14) и т. д. Особенно интересно отметить, что среди плодов Премудрости сын Сирахов называет знание. Так, ссылаясь в 17:9–11 на Втор 5:22 и прославляя дарование Премудрости через дарование Синайского законодательства, он постоянно употребляет вместо слова мудрость слово знание . Конечно, это слово имеет в библейской письменности прежде всего религиозный оттенок, но последний, особенно в позднюю эпоху, не исключает и других оттенков. Поэтому то обстоятельство, что среди плодов Премудрости Сир упоминает знание, может быть рассматриваемо как важный шаг вперед, проделанный учением о Премудрости. Оно может показывать, что перед хакамим наметилась задача “оцерковления” той чисто мирской культуры, носителями которой были в Израиле, как и у других народов Востока, первые мудрецы.

http://pravmir.ru/ponyatie-i-obraz-bozhe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010