Свящ. Александр Ельчанинов писал вслед за представителями рус. библейско-исторической школы, что правосл. подход к изучению Свящ. Писания не исключает его научного познания. В кн. «История религии» (М., 1909) А. Ельчанинов придерживался теории 2 источников синоптических Евангелий. Он считал доказанной неисторичность Евангелия от Иоанна, склоняясь к мысли, что оно было написано по «рассказам ап. Иоанна» (о дискуссиях по синоптической проблеме в правосл. науке и библиографию см. в соответствующих разделах ст. Евангелие ). Самым авторитетным библеистом, занимавшимся НЗ, в то время и в последующие годы в эмиграции был проф. Н. Н. Глубоковский . В энциклопедическом труде «Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу» (СПб., 1905-1912. Кн. 1-3) он тщательно исследовал богословие ап. Павла. Глубоковский не уделял большого внимания И., в целом его воззрения на этот предмет библеистики были консервативно-традиционными. Так, он считал вполне возможным признать автором Послания к Евреям ап. Павла (Послание к Евреям и историческое предание о нем//ГСУ, БФ. 1937. Т. 14. С. 1-62). В исследовании «Евангелия и их благовестие о Христе Спасителе» (София, 1932) Глубоковский сводит все сложности синоптической проблемы к простому апологетическому заключению: в основе всех Евангелий лежало «единое церковное предание», к-рое преломлялось у каждого из евангелистов в соответствии с нуждами той или иной местной Церкви. В эмиграции были созданы и немногочисленные труды по Свящ. Писанию митр. Антония (Храповицкого) , в основном касавшиеся изучения книг ВЗ. Из сочинений по НЗ можно упомянуть его кн. «Творения св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова» (Варшава, 1928). Принципиальные взгляды на библейскую науку были высказаны А. В. Карташёвым в актовой речи в Свято-Сергиевском богословском ин-те в Париже 13 февр. 1944 г. Позже эта речь, вызвавшая полемику, была издана (Ветхозаветная библейская критика. П., 1947). Хотя Карташёв говорил преимущественно о ВЗ, принципы, в ней изложенные, определяют подход к правосл. библеистике в целом.

http://pravenc.ru/text/674796.html

Соч.: Гностицизм 2-го века и победа христианской Церкви над ним. Киев, 1917 (2-е изд. Брюссель, 1991) Митрополит Антоний как православный богослов-догматист. Варшава, 1929 История Церкви до разделения церквей 1054 г. София, 1937 (2-е изд. Брюссель, 1938). Архив: Послужный список проф. М.Э. Поснова . ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 367, 19191928. Поставский Феодор (дата рождения не установлена – 10.9.1946, Тулуза, Франция), протоиерей. До революции долгое время заведовал крупным сельским хозяйством в Киевской губ., священник (19.3.1914), рукоположение было совершено в Киеве, служил на приходе в Киевской епархии, эмигрировал через Константинополь в Болгарию (19211924), переехал в Лион и принят в клир епархии митр. Евлогия (Георгиевского) (1924), настоятель Троицкой церкви в Монтаржи (19251926), настоятель церкви Христа Спасителя в Виши (192410.11.1930), священник домовой церкви при им. Жуан в Нормандии (10.11.19301936), настоятель Скорбященской церкви в Монтобане (19361.9.1936), настоятель Св.-Николаевской церкви в Тулузе (1.9.193610.9.1946), обслуживал также церковную общину г. Каркасона, протоиерей (7.1.1940). Архив: Послужный список о. Ф. Поставского (19241946). АЕУА. Лит.: Пальмин О., свящ. К 25-летию священнического служения о. Ф. Поставского. ЦВ. 1939. 45 Евлогий, митр. Путь моей жизни. Постовой Иоанн (дата рождения не установлена – 13.6.1973, Лион, Франция), протоиерей. Эмигрировал во Францию, под старость лет окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1962), состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (4.12.1961), священник (19.1.1963), рукоположение совершил архиеп. Георгий (Тарасов) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Покровской церкви в Лионе (7.8.196313.6.1973), протоиерей (17.11.1967). Архив: Послужный список о. И. Постового (19611973). АЕУА. Предоевич Николай Иаковлевич (1.3.1892, г. Одесса Новороссийск, губ. – 5.9.1972, Сан-Паулу, Бразилия), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын протоиерея, убитого большевиками, брат живописца и иконописца Владимира Предоевича, племянник еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: Стеняев О. , свящ. Опыт реабилитации жертв сектантской агрессии//Миссионерское обозрение. 2000. С. 12. 30 Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. Москва, 2002. С. 22. 32 Х М. Что можно и должно сделать, чтобы семинарии служили удовлетворению потребностей епархии относительно обличения и вразумления раскола//Церковный Вестник. 1883. С. 4. 34 Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания за 1885 г. СПб., 1887. С. 22. 35 Извлечение из всеподданнейшего отчета Обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания за 1887 г. СПб., 1889. С. 68. 37 Алексий (Дородницин), еп. Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. С. 425–426. 40 ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Лл. 7–8. Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1905 г.//Богословский Вестник. 1906. С. 311–312. 42 Уставы православных духовных семинарий и училищ, Высочайше утвержденные 22 августа 1884 года, с относящимися к ним постановлениями Святейшего Синода. СПб., 1908. С. 147. 43 Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Москва, 2002. С. 22. 44 Устав православных духовных академий, Высочайше утвержденный 2 апреля 1910 г. Сергиев Посад, 1910. С. 30. 45 Устав православных духовных академий, Высочайше утвержденный 2 апреля 1910 г. Сергиев Посад, 1910. С. 29, 52; Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Кн. 8. Ч. 1. С. 486; Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Москва, 2002. С. 22; Флоровский Г, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. Вильнюс, 1991. С. 483. 46 Варсонофий (Лузин), иером. (впоследствии епископ, викарий Казанской епархии). Проблема сектоведения как науки. Казань, 1914. С. 4. 48 Дворецкий И.Х. Латино-русский словарь. М., 1976. С. 922; The Oxford England Dictionary. 1933. Р. 360; The Catholic Encyclopedia.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

С янв. 1876 по 1903 г. был регентом митрополичьего хора в Яссах; в 1895 г., следуя примеру А. А. Архангельского , ввел в состав хора женщин. Благодаря деятельности М. хор стал крупным исполнительским коллективом, известным и за границей. Г. В. Музыческу. Фотография. Кон. XIX в. Г. В. Музыческу. Фотография. Кон. XIX в. М. занимался изучением румын. церковных напевов. В 1885 г. вступил в переписку с прот. Димитрием Разумовским , в к-рой сообщал об упадке церковного пения в Румынии, причинами упадка, по его мнению, были плохое знание певчими новогреч. нотации (см. в статьях Византийская нотация , Новый метод ), несоответствие исполняемых песнопений нотной записи. Синод Румынской Православной Церкви дал согласие на предложение М. переложить церковные напевы на 5-линейную систему вместо греч. нотации. Обширный репертуар обихода М. дополнил собственными композициями и обработками, к-рые вошли в сб. «Песнопения литургии» (1900) (см.: Пожар. 1991). Херувимская песнь М. неоднократно исполнялась московским Синодальным хором (РДМДМ. 1998. Т. 1; 2002-2004. Т. 2 (по указ.)), в частности под упр. Н. М. Данилина в Успенском соборе Московского Кремля в день Кириопасхи, 25 марта 1912 г. (см.: Пасхальное богослужение в Московском Успенском соборе: Восп. очевидца, Варшава, 1937 г.//Мир Православия: Ежемес. газ. Таллин, 2003. 4(61) (www.baltwillinfo.com/4_03.htm) [Электр. ресурс]). Это сочинение, как и некоторые другие песнопения М., выдержано в стиле петербургской школы XIX в. и напоминает торжественные композиции Д. С. Бортнянского , А. Ф. Львова , Архангельского . В репертуар Синодального хора входило также песнопение М. «Тебе поем» (РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 740). Духовные песнопения М., составлявшие репертуар молдав. хоровой капеллы «Дойна», звучали в СССР; во время гастролей капеллы в 1960 г. в Москве был исполнен концерт 1 « Cine se va sui î n muntele Domnului » («Кто взыдет на гору Господню?»; на стихи из псалмов 23, 150, 142) с новым текстом на слова поэта А. А. Бусуйока; в рецензии упоминается, что этот концерт был одним из 3 хоровых концертов М. на библейский текст (см.: Ткач Е. Молдавская хоровая капелла «Дойна»//Сов. музыка. 1960. 3. С. 116).

http://pravenc.ru/text/2564324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Смоленец Александр Владиславович; 21.07.1873, Варшава - 19.02.1937, Таганрог), архиеп. Семипалатинский. Род. в семье учителя гимназии католич. вероисповедания, в юности перешел в Православие. Окончил варшавскую гимназию, затем юридический фак-т Варшавского ун-та со степенью канд. права (1896). По окончании ун-та назначен младшим кандидатом на судебные должности при Тверском окружном суде. В 1897 г. по собственному прошению переведен на родину и приказом старшего председателя Варшавской судебной палаты от 20 июня 1897 г. определен кандидатом на судебные должности при Ломжинском окружном суде, 7 окт. 1897 г. назначен младшим контролером 1-го округа Варшавского акцизного управления, 5 дек. переведен на ту же должность в 7-й округ. В 1899 г. поступил вольнослушателем в КазДА, в 1900 г. зачислен студентом и, как имевший высшее образование, получил право пройти полный академический курс за 2 года, окончил академию со степенью канд. богословия в 1902 г. 23 марта того же года ректором КазДА еп. Алексием (Молчановым) пострижен в мантию с наречением имени А., 31 марта рукоположен во иеродиакона, 8 июня - во иеромонаха. 18 сент. 1902 г. назначен преподавателем Свящ. истории и помощником смотрителя Клеванского ДУ. В 1903 г. переведен инспектором в Киевскую ДС и включен в состав братии Киево-Печерской лавры в качестве соборного иеромонаха. В 1905 г. А. переведен во Владикавказскую епархию ректором Александровской (Ардонской) миссионерской ДС с возведением в сан архимандрита. В 1907 г. поставлен настоятелем белыничского Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Могилёвской епархии. 24 окт. 1910 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония А. во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии, к-рую возглавил митр. Киевский Флавиан (Городецкий) . В хиротонии участвовал Ярославский архиеп. свт. Тихон (Белавин) . Одновременно с исполнением обязанностей викария А.

http://pravenc.ru/text/76248.html

433 О Епифании см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Москва, 1871. С. 88–112; Голубинский E. Е. Преподобный Сергий Радонежский. Сергиев Посад, 1892. С. 77 и далее. Ср. Чижевский Д. Предисловие. С. IX -XVIII// Дружинин В. Г. Житие св. Стефана… 434 «О сем зело сжалися раб Божий и велми печаловаше… понеже человеци Богом сотворени и Богом почтени суще, но врагу поработишася» (Житие св. Стефана… С. 8–9.) 436 См.: Некрасов И. С. Пермские письмена в рукописях XV века. Одесса, 1890; Шестаков П. Д. Чтение древнейшей пермской надписи//ЖМНП. СПб., 1871. 1, январь. См. также: Лыткин В. Пермские письмена. М. – Л., 1953. 437 «В последила дни… во остаточнаа времена, на исход числа седмыя тысяща лет… милосердова о них Господь… воздвиже Бог угодника своего Стефана…» (Житие св. Стефана… С. 13.) 444 Имеется только одна дарственная грамота со времен преп. Сергия, которая сохранилась в архивах Свято-Троицкой лавры. 449 Ключевский В. О. Курс русской истории. Москва и Петербург, 1904–1922; 2-е изд. 5 т., Москва, 1937. Т. 2. С. 281 и след. 450 На самом деле этот эпизод произошел с преемником преподобного Кирилла – игуменом Христофором. См.: Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусских литературных житий… Варшава, 1902. С. 187. 455 В противном случае никто не мог бы получить прощение, поскольку оно было бы совершенно невозможным. 456 «Покупая чтолибо потребное для себя или продавая от своего рукоделия, не должно обижать брата, лучше самим снести обиду. Также и у работающих в монастыре на братию мирян – не отнимать должно им за труды платы, но отдавать с благословением и отпускать с миром… Ничего излишнего не должно иметь». 457 «А что просящим давать и занимающим не отказывать – так эта заповедь, как говорит св. Василий Великий , дана только для лукавых. У кого ничего нет, тот не обязан и подаяний делать… И св. Исаак пишет: «Нестяжание выше таких подаяний " ». 458 «Иноческая милостыня – помочь брату словом во время беды, облегчать его скорбь духовным утешением, но и это – кто может. Для начинающих же снести скорбь, укор, обиду от братии – вот уже духовная милостыня! И она настолько выше телесной, насколько душа выше тела, говорит преподобный Дорофей. Если из странников кто придет в монастырь – успокоить его, если спросит – дать хлеба, и отпустить».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Присоединился к Украинской временной церковной автономии, признававшей юрисдикцию Московской Патриархии. Затем ушел с немецкими войсками. Скончался 18(31)12.1945 в Румынии, погребен в монастыре Черника под Бухарестом. 3818 Первоначально с титулом Ростовский и Таганрогский, с 11(24)02.1948 – Ростовский и Новочеркасский. 3831 Митрополит с даты назначения; с 19.01(01.02)1984 по 07(20)02.1990 – Патриарший Экзарх Западной Европы. 3838 С постоянным проживанием в г. Каменск; там же умер и погребен. Титул – «Ростовский и Донской». В то время в Ростове-на-Дону григорианским раскольникам принадлежала одна треть кафедрального собора. В печати об Иннокентии (Бусыгине) имеется такой отзыв: «...в расколе с 09(22)12.1925. Было покаялся, но опять возвратился на свою блевотину...» (Воскресное Чтение. (Варшава), 1928. 11). 3839 По ММЛ РПИ 1922–30.05(12.06)(?)1924 Ростовским-на-Дону у обновленцев состоял Серафим (Силичев) (см. Павлоградская, Обн.). 3843 После Сергия (Болгарова) епархия некоторое время находилась в ведении «архиепископа» Краснодарского. 3848 Первая дата – см. Приложение 7. С. 878. Вторая дата – назначения на Рязанскую кафедру по определению Св. Синода и Св. Патриарха (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 273, л. 133). 3850 По ММЛ РПИ, 25.02(09.03)1932 «...назначен еп. Рыбинским, но на кафедру не вступал...» Вскоре был арестован и приговорен к 3 годам ссылки. 3852 Вторая дата – дата ареста, за которым последовал приговор к 10 годам концлагеря. Отбывал срок в районе Новосибирска. Расстрелян в 1937 г. 3853 На епархии не был. Возвращен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру по собственному прошению. См. Петрозаводская. 3854 Назначен на кафедру по освобождении из заключения. Вторая дата – назначение на Псковскую кафедру, которое вскоре было отменено. 3855 После отмены назначения в Псков. Архиепископ с 23.02(08.03) 1936. Арестован в Рыбинске. Вторая дата – дата приговора к 5 годам концлагеря. В биографии архиепископа Венедикта (Алентова) (Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Компьютерная база данных/www.pstbi.ru Официальный веб-сайт Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета) указано, что в 1935–1936 гг. он также пребывал на Рыбинской кафедре (видимо, неверно).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Россия: Полное географическое описание нашего отечества/Под ред. В. П. Семенова Тянь-Шаньского. СПб., 1899–1913. Т. 1–10, 15–16, 18–19. Русский календарь на 1903, 1908, 1912 годы/Изд. А. Суворин. СПб., 1903; 1908; 1912. Стрельбицкий И. Исчисление поверхности Российской империи в общем ее составе в царствование императора Александра III и смежных с Россией азиатских государств. СПб., 1889. Центральный статистический комитет/Население империи по переписи 28 января 1897 года по уездам. СПб., 1898. Янсон Я. Е. Сравнительная статистика России и западноевропейских государств. СПб., 1879. Т. 1. Nolde B. La formation de l’Empire russe. Paris, 1952–1953. 2 v. Trubetzkoi G. Rußland als Großmacht. Stuttgart, 1913; 2 Ed. 1917. в) Дьяконов М. А. Очерки общественного и политического строя Древней Руси.4-е изд. СПб., 1912. Ключевский В. О. Происхождение крепостного права в России//Рус. м. 1885. 8; то же, в: Ключевский В. О. Опыты и исследования. Первый сборник статей. М., 1912; 2-е изд. Пг., 1918. Милюков П. Н. Очерки (общая лит. б). Романович-Славятинский В. Е. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. СПб., 1870; 2-е изд.: 1912. Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1881–1901. 2 т.; 2-е изд. СПб., 1903. Т. 1. Семевский В. И. Крестьянский вопрос в России в XVIII веке и первой половине XIX века. СПб., 1888. Т. 1. Фенин А. И. К истории общественного и хозяйственного развития России (1883–1906). Прага, 1938. Alexejev N. N. Das russische Volk und der Staat//Kirche, Staat und Mensch. Russisch-orthodoxe Studien. Genf, 1937. Fedotov G. P. Reich Gottes und Geschichte//Ibidem. г) Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. Пг., 1916. Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882–1884. 2 ч. Дьяконов М. А. Власть московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси. СПб., 1889. Зызыкин М. В. Патриарх Никон: Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931–1939. 3 т. [репринт: М., 1995].

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

2. Андреева M. A. Что такое Восточная Европа и каково ее значение в изложении проф. Ярослава Бидло//BSI. T. VII (1937–1938). 3. Будилович А. Речь о славянских первоучителях Кирилле и Мефодии, произнесенная на юбилейном акте Императорского Варшавского университета 6 апреля 1885 года. Варшава, 1885. 4. Вълчанов Сл., Царев Г. Библия//КМЕ. София, 1985. Т. 1 5. Бычваров М., Горский В. Значение наследия Константина-Кирилла в философской культуре древней Болгарии и Киевской Руси//Кирило-Методиевски студии. Кн. 5. София, 1988. 6. Васильев А. А. История Византийской империи//Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб., 1998. 7. Виппер Р. Ю. История древнего мира; Васильев А. А. История средних веков. М., 1993. 8. Горский А. В. Слово на день памяти св. Кирилла и Мефодия//Кирилло-Мефодиевский сборник. М., 1865. 9. Св. Григорий Палама . Беседы (омилии). Монреаль, 1965. Ч. 1. 10. Динеков П. Константин-Кирил//КМЕ. София, 1995. Т. 2. 11. Дьяконов И. М. О письменности//Дирингер Д. Алфавит. М., 1963. 12. Его же. Письмо//ЛЗС. М., 1990. 13. Жуковская Λ. П. От редактора//Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988. 14. Бл. Иероним Стридонский . Письмо LVII к Паммахию о наилучшем переводе//Альфа и Омега. 1995. 4 (7). 15. Св. Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелиста Матфея. М., 1859. Ч. 1. 16. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963. 17. Караславов С. Хр. Кирилл и Мефодий. М., 1987. 18. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы . М., 1996. 19. Кондаков И. И. О манихействе и богомилах (отрывки)//Seminarium Kondakovianum. 1. Prague, 1927. 20. Корсунский И. Перевод LXX. Его значение в истории греческого языка и словесности. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1897. 21. Кудрявцев И. Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления ее Карлом Великим//Обозрение Остгото-ломбардского периода итальянской истории. М., 1850. 22. Литаврин Г. Г., Флоря Б. И. Общее и особенное в процессе христианизации стран региона и Древней Руси//Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы, и крещение Руси. М., 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Все это направление как нельзя лучше укладывается в рамки современного разложения и Отступления с присущим " веку сему " презрением к законам Божеским и человеческим.     Библиографические примечания:   архиеп. Серафим (Соболев). Искажение Православной истины в русской богословской мысли. София,1943. архиеп. Феофан Полтавский и Переяславский. Доклад Архиерейскому Синоду РПЦЗ об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления. М.: " Православное действие " ,1998. В сокращенном виде Доклад издан Валаамским обществом Америки и обществом св. Василия Великого. митр. Елевферий. Об Искуплении. Письма митр. Антонию в связи с его сочинениями " Догмат Искупления " и " Опыт Православного катихизиса " . Париж, 1937. прот. Милош Парента. Отзыв о сочинении митр. Антония (Храповицкого) " Догмат Искупления " . М.: " Православное действие " ,1999. св. Григорий Богослов. Слово 29, о богословии третье, о Боге-Сыне первое//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 414 св. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 102. С. 254 св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия//Творения. М.,1863. Ч. 5. Кн. 3. гл. 3. С. 404-405 св. Феофан Затворник. Толкование Послания св. Апостола Павла к римлянам/изд. 2. М .,1890. С. 310 Там же. С. 308 Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г .//Христианское чтение. СПб., 1838. Ч. 1. Чл. 6. св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М .,1890. С. 310-311 Там же. С. 311 Там же. С. 313 архиеп. Феофан Полтавский и Переяславский. Доклад Архиерейскому Синоду РПЦЗ об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления. М.: " Православное действие " ,1998. С. 73-74 св. митр. Филарет. Пространный Христианский Катихизис. Варшава, 1930. С. 41 св. Дионисий Ареопагит. О Божественных Именах//пер. о. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос-Айрес,1957. Гл. 1. пар. 4. С. 26

http://moral.ru/Osipov.htm

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010