11. Понедельник Пятидесятницы. День Святого Духа . Сплошная седмица . Апп. Варфоломея и Варнавы (служба переносится на вторник, 12 июня) . Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (служба может быть перенесена на вторник, 12 июня) . Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского. Прп. Варнавы Ветлужского. Служба совершается по Триоди. Примечание. Полиелейная служба апп. Варфоломея и Варнавы переносится на вторник, 12 июня (см.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»). На вторник, 12 июня, может быть перенесена и полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (ср.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»). На малом повечерии поется канон Святому Духу (см. в Цветной Триоди). На полунощнице по 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й; по 2-м – кондак праздника, глас 8-й. «Господи, помилуй» (12) и малый отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...» . Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен...». По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всесвятый Дух...» (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа). «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.) Примечание. По традиции, к 9-й песни канона – припев: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Языцы иногда...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-24/

На Красной горе иноки построили две церкви: одну в честь Пресвятой Троицы, а другую — над гробом преподобного во имя святителя Николая Чудотворца и основали общежительный монастырь, получивший название «Варнавинской пустыни». Житие святого Варнавы написано в 1639 году иноком Варнавинской пустыни иеромонахом Иосифом (Лядкиным), который впоследствии стал в Москве главнейшим управителем книжного Печатного двора. Слух о чудесах преподобного достиг в 1639 году и до Святейшего Патриарха Московского Иоасафа, который спросил пред освященным собором двух пресвитеров ветлугских, Иоанна и Онисифора, пришедших в царствующий град засвидетельствовать о чудесах преподобного и милость его, которую сами над собой испытали. Один из них, Онисифор, долго страдал слепотою глаз и в тяжком недуге уже отчаивался в жизни. Иноки обители Ветлугской (Ветлужской) убедили его пойти помолиться на гроб преподобного — и там он прозрел. Другой иерей подтвердил истину слов его и сам о себе возвестил, как исцелился также у гроба преподобного от одержавшей его болезни. Тогда Святейший Патриарх послал игумена желтоводского Пафнутия в обитель преподобного узнать на месте истину слов обоих иереев. И он, собрав многие иные сказания о чудесах, истекавших от раки преподобного Варнавы, возвестил о том патриарху, который прославил память новоявленного чудотворца. Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы. Аркадий Вяземский Новоторжский, преподобный — прославление Преподобный Аркадий был келейником и учеником преподобного Ефрема, настоятеля Борисоглебского монастыря. Он славился святостью жизни, подражая во всем своему учителю преподобному Ефрему, и являл собою образец послушания. Скончался он мирно в 1077 году. Мощи преподобного Аркадия почивают в Новоторжской Борисоглебской обители под спудом. Июнь 12 Арсений Коневский, преподобный Из Великого Новгорода происходил блаженный Арсений, но неизвестно, кто были его родители и в какое время он родился; лишь одно знаем, что хороши были родители, воспитавшие его в благочестии, ибо каков корень, таковы и ветви и, по Священному Писанию, аще корень свят, то и ветви (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

71 Знаменский П. Сергий Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII âåêà//Ïðàâîñëàâíîå îáîçðåíèå. 1882. Ôåâðàëü. Ñ. 283. Ñì. òàêæå: Инок Сергий (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега. 2002. 3(32); Он же. Похвальное слово русским преподобным//Альфа и Омега. 2001. 1(27), 2(28); О. Панченко. “Похвальное слово русским преподобным” — òâîðåíèå Ñîëîâåöêîãî èíîêà Ñåðãèÿ (Øåëîíèíà)//Àëüôà è Îìåãà. 2001. ¹ 1(27). 73 Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. 1. С. 155–156. Прим. 140; Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Ч. 2. Казань, 1885. С. 569. 78 Сапожникова О. С. Сказание о Яренгских чудотворцах и методы работы древнерусского автора//Русская агиография. Исследования, публикации, полемика. СПб., 2005. С. 597. 79 Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей Митрополита Филиппа (Колычева)//КЦДР: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 443. 80 По описи Успенского собора начала XVIII âåêà èçâåñòíû íàäãðîáíûå èêоны Митрополитов Макария, Фотия и Феогноста (РИБ. Т. 3. СПб., 1876. Стб. 314, 328, 368), но икона Митрополита Филиппа при этом не названа. Житие Митрополита Филиппа I ñì. Архимандрит Макарий. Первосвятители Московские//Вышенский паломник. Православный журнал. Рязань, 2000. 2(10). С. 90. Прим. 25. В 1479 году после построения нового здания Успенского собора, когда открыли гроб Митрополита Филиппа I, “è âèäåøà åãî ëежаща всего цела в теле, яко же и Преосвященный Митрополит Иона”. — Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 565. Все это в целом свидетельствует о почитании Первосвятителя XV âåêà. 91 Меняйло В. А. Храмовой образ собора во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех в Московском Кремле//Филимоновские чтения. М., 2004. Вып. 1. С. 133. 95 А. Г. Авдеев датирует кончину преподобного Варнавы 1520 годом; см. Авдеев А. Г. Еще раз об истории Троицкой Варнавиной пустыни//Приглашение к истории. Сборник статей. М., 2003. С. 89, 96, 107. 96 Священник А. Скворцов. Житие и чудеса преподобного Варнавы, Ветлужского чудотворца и церковные торжества при изнесении св. мощей его из-под спуда. Изд. 2. Варнавин, 1915. С. 6–7; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 128. Описание чудес, совершившихся у гроба преподобного Варнавы см. Авдеев А. Г. Указ. соч. С. 118–127.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Празднуется 4/17 дек. Вареники Малороссийское блюдо, маленькие пирожки из тонко раскатанного теста с начинкой из творога, вишен, абрикосов, варенные в воде. Варенуха Малороссийский хмельной напиток, отвар водки и меда на ягодах с пряностями. Варнава (День Варнавы) Народное название дня прп. Варнавы Ветлужского (1455), 11/24 июня. По народным поверьям, в этот день вся нечистая сила собирается вместе: черти, ведьмы, вурдалаки, бесы, лихоманки, лешие и пр. нечисть. Собираются и род человеческий делят на свои угодья – где, кому и как безобразничать. Кто травы укатывает, кто яровые путает, кто коровам хвосты крутит, кто конскую гриву спутывает, кто на людей с трясучкой наваливается, кто по лесам-болотам кружит-водит. Особенно любит нечисть в траве кататься, потому траву в этот день рвать не полагалось, не то нечистая сила с травой в хлев или дом заберется. В народе считали, что св. Варнава прогоняет нечисть, излечивает людей и животных, снимает злые чары. Нечистая сила Варнаву боится. Ходили предания о том, что еще в старые времена святой прославился тем, что очистил от всякой нечисти Ветлужские леса, куда раньше никто из православных ходить не мог. Варнава показал всем дороги, осенил все места крестным знамением, и бесы с ужасом бежали от него. Варфоломей см.: Тит грибник. Василенко Виктор Иванович (1839 – после 1901), малороссийский этнограф и статистик. Родился в Полтавской губ. Работал в Полтавском земстве. Как этнограф занимался изучением народных промыслов и хозяйственных обычаев Полтавщины. Соч.: «Юридические обычаи в земледельчестве в Малороссии» (Юридический Вестник. 1881. 9), «Очерки хозяйства сельских сословий» (Полтавский статистический сборник, т. II-III), «Кустарные промыслы сельских сословий Полтавской губернии», «Про спилки хлиборобськи» (Альманах «Рада», 1883), «Местечко Опошня, Зеньковского уезда» (1889), «Очерки Полтавщины» (Северный Вестник, 1885–87), «Остатки братств и цехов в Полтавщине» (Киевская Старина. 1885. 9). Василий блаженный (ок. 1464 – 2.08.1557?), Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Родился в крестьянской семье в подмосковном с. Елохово. Мальчиком был отдан обучаться сапожному мастерству. Уже в это время он вел подвижническую жизнь, занимался умной молитвой и успел стяжать благодатные духовные дары. Когда ему было 16 лет, пришел раз в мастерскую посадский человек и заказал сапоги, которых ему хватило бы на несколько лет. Василий улыбнулся. Когда заказчик ушел, хозяин спросил Василия о причине улыбки. «Если я тебе скажу, – ответил тот, – то больше я у тебя не смогу остаться!» Хозяин стал настаивать. Тогда Василий сказал: «Мне странным показалось, что посадский заказывает себе сапоги на несколько лет, тогда как он умрет завтра!» Слова юноши сбылись, но после этого он не захотел оставаться ни у мастера, ни в родительском доме. Он принял на себя подвиг юродства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жития святых дополняют сведения о его жизни. Святейший Патриарх Иоасаф послал свою шубу Кожеезерскому подвижнику, старцу Никодиму (†1640; пам. 4 июля), узнав о его строгой жизни. Преподобный поцеловал первосвятительский дар и затем передал его в обитель, сказав: “Для моей худости довольно и рубища”. Патриарх Иоасаф вложил в Кожеезерский монастырь ризу из лазоревой камки, Требник и 5 рублей 94 . Святейший Патриарх Иоасаф I благословил игумена Макарьевского Желтоводского Пафнутия (1640–1642) освидетельствовать чудеса, совершавшиеся при гробе преподобного Варнавы Ветлужского (†1445; пам. 11 июня) 95 . Игумен Пафнутий, собрав на месте сведения о чудесах, представил затем их Патриарху. С того времени началось почитание преподобного Варнавы, он был причислен к лику святых Русской Церкви, и ему было положено совершать память 11 июня, в день его блаженной кончины 96 . Русская Церковь украшается при Патриархе Иоасафе не только памятями святых, но и празднованиями чудотворных икон. Боярский сын Василий Потапов, собиравший архиерейскую дань в Нижегородской земле, сообщил Патриарху о новоявленной чудотворной Оранской иконе Богоматери (пам. 21 мая). По грамоте Патриарха Иоасафа I была создана комиссия, в которую вошли нижегородский архимандрит Печерского монастыря Рафаил и протопоп Архангельского собора Иосиф. Комиссии предписывалось: “И целбу от образа того получивших кому от каковыя болезни и в кое время, и в коих местех, в той ли пустыни, или в их домех, или на пути, о сем приискренне повелевает изыскав свидетельствовати: колико кто лет, какою болезнию одержим бе, все неизменно описати повеле. И по сем в сем описании ради совершеннейшаго уверения и сие приложив, повеле о них испытати всеми родители и сродники, и соседы их ту близ живущыми всякаго чина духовных и мирских, яко да от неразумных не возмнится истина, лож бысти” 97 . Проверяющие “своими печатми те книги запечатлеша, ко Святейшему Иоасафу Патриарху восписавше, вкупе же и тех свидетельствованых народа Богоматере чудес книгу воспослаша”. Святейший Патриарх сам прочел все и затем возвестил о всем царю Михаилу Феодоровичу. Вскоре последовало патриаршее благословение на открытие Оранского монастыря. В Сказании не называется дата этого события, но, очевидно, оно произошло в 1635 году 98 . В Повести Святейший Патриарх Иоасаф назван “тихосмиренным” 99 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

13 августа 2017 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Нижегородскую епархию по случаю отмечаемого в этом году 150-летия со дня рождения приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Сергия. В городе Арзамасе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа, митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина, митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, митрополита Саранского и Мордовского Зиновия, митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта, архиепископа Александровского и Юрьев-Польского Евстафия, архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии архиепископа Солнечногорского Сергия, епископа Краснослободского и Темниковского Климента, епископа Балахнинского Илии, епископа Ардатовского и Атяшевского Вениамина, епископа Канашского и Янтиковского Стефана, епископа Городецкого и Ветлужского Августина, епископа Выксунского и Павловского Варнавы, епископа Муромского и Вязниковского Нила, епископа Кинешемского и Палехского Илариона, епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия, епископа Алатырского и Порецкого Феодора, епископа Яранского и Лузского Паисия, епископа Лысковского и Лукояновского Силуана, епископа Уржумского и Омутнинского Леонида, епископа Шуйского и Тейковского Матфея, епископа Галичского и Макарьевского Алексия и духовенства Нижегородской митрополии Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе. На богослужении присутствовали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Е.В. Лебедев, представители региональных и городских властей, а также родственники приснопамятного Патриарха Сергия (Страгородского).

http://patriarchia.ru/db/text/5028352.ht...

1) «Водное» появление святого. Связь подвижника с водой, проявляющаяся, в первую очередь, в его чудесном хождении по воде «яко по суху», и в плавании святого, мотив многих фольклорных и агиографических текстов, в которых рассказывается о перемещении подвижников и об основании новых храмов и новых обителей. Плавание святого в житийном повествовании, обладает особым смыслом: «водное» появление святого в той или иной местности происходит согласно божественному произволению, а основание храмов на месте остановки камня, корабля или плота, также совершается по божественному промыслу 80 . Сюжетный мотив «плавание святого», получивший сакрально-христианское наполнение в агиографических произведениях, восходит к архетипическим представлениям о воде, как основной сфере обитания героев фольклора. Причём предметы, на которых они перемещаются по воде, становятся чудодейственными. Очевидна также связь «водного» появления святого с представлением о явленных святынях – иконах и крестах, а также явленных святых мощах, либо чудесным образом появляющихся рядом с водой (на источнике, около колодца), либо принесённых водой 81 . Показательно в этом смысле предание об основании на Северной Двине села Качем на месте обретения икон: «...Там была часовня поставлена: там по речке двух святых принесло, по речке Тойме, и они остановились у куста. И им была поставлена часовня. Это Никола, Никола... И этих святых они узаконили, сделали часовенку и клали туда обеты» 82 . 2) Святой плывёт на камне, а также на лодке, плоту, мантии или ризе. Камень, плот, риза и мантия, как показывает материал, оказываются взаимозаменяемы в устной традиции, что говорит об их семантической тождественности. Так, например, Варлаам Важский в устных преданиях может плыть как на камне, так и на плоту 83 . Святитель Стефан Пермский мог перемещаться по воде на камне, на плоту и на лодке 84 . О плавании святого в одних случаях на камне, а в других, на ризе, повествуется в преданиях о святом Варнаве Ветлужском. Некоторые из них нашли отражение в повести M.M. Пришвина «У стен града невидимого» 85 . В основе преданий о Варнаве, записанных писателем в г. Варнавине на р. Ветлуге, притоке Волги, лежит реальный факт – уход Варнавы из этих мест. В одном из преданий уход Варнавы объясняется его размолвкой с Иваном Грозным: «А славный был, – рассказывает бабушка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кондак, глас 8 Звезду церковную, от Киево-Печерския лавры возсиявшую,/и чрез Новград в Сибирскую страну достигшую,/идеже ревностно служением своим сияющую,/святителя почтим,/Тобольския митрополии столетие венчавшаго:/радуйся, отче Павле, всея Сибири чудотворче. Величание Величаем тя,/святителю отче Павле,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 11/24 Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Преподобного Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей преподобного Ефрема Новоторжского (1572). Икон Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая») (X) и Абульской (692). Тропарь апостолам Варфоломею и Варнаве, глас 3 Апостоли святии,/Варфоломее и Варнаво,/молите Милостивого Бога,/да прегрешений оставление/подаст душам нашим. Ин тропарь, глас тойже Язык огнедохновен в силе Духа приемше,/во плоти пришедшее Слово проповедаете всюду,/Егоже ради во главу усечен,/ов же камением побиен,/и есте апостольскому лику украшение,/Варфоломее и Варнаво,/темже память вашу почитаем и просим:/молите Христа Бога подати нам грехов оставление. Кондак апостолу Варфоломею, глас 4 Явился еси великое солнце вселенней,/учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающия тя,/Варфоломее, Господень апостоле. Кондак апостолу Варнаве , глас 3 Господень был еси всеистинный служитель,/апостолов же явился седмидесятих первый,/озарил еси и с Павлом проповедь твою,/всем возвещаяй Христа Спаса:/сего ради песнопении Божественную память твою, Варнаво, совершаем. Величание Величаем вас,/святии апостоли Варфоломее и Варнаво,/весь мир ученьми своими просветившия/и вся концы/ко Христу приведшия. Тропарь преподобному Варнаве Ветлужскому, глас 1 Желанием духовным распалився/и мятежи мирския отринув,/к Богу любовию прилежно присовокупися./И Того вседушне взыскуя,/во внутреннюю пустыню отшел еси,/при водах вселися,/идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время,/в терпениих мнозех житие ангельское проходил еси/в наставлении Божественнаго Разума/и множество монахов собрал еси, мудре,/ихже посещая не остави,/Варнаво преподобне, отче наш,/Пресвятей Троице моляся/от зол всяческих избавити и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Жития святых дополняют сведения о его жизни. Святейший Патриарх Иоасаф послал свою шубу Кожеезерскому подвижнику, старцу Никодиму (†1640; пам. 4 июля), узнав о его строгой жизни. Преподобный поцеловал первосвятительский дар и затем передал его в обитель, сказав: «Для моей худости довольно и рубища». Патриарх Иоасаф вложил в Кожеезерский монастырь ризу из лазоревой камки, Требник и 5 рублей 443 . Святейший Патриарх Иоасаф I благословил игумена Макарьевского Желтоводского Пафнутия (1640–1642) освидетельствовать чудеса, совершавшиеся при гробе преподобного Варнавы Ветлужского (†1445; пам. 11 июня) 444 . Игумен Пафнутий, собрав на месте сведения о чудесах, представил затем их Патриарху. С того времени началось почитание преподобного Варнавы, он был причислен к лику святых Русской Церкви, и ему было положено совершать память 11 июня, в день его блаженной кончины 445 . Русская Церковь украшается при Патриархе Иоасафе не только памятями святых, но и празднованиями чудотворных икон. Боярский сын Василий Потапов, собиравший архиерейскую дань в Нижегородской земле, сообщил Патриарху о новоявленной чудотворной Оранской иконе Богоматери (пам. 21 мая). По грамоте Патриарха Иоасафа I была создана комиссия, в которую вошли нижегородский архимандрит Печерского монастыря Рафаил и протопоп Архангельского собора Иосиф. Комиссии предписывалось: «И целбу от образа того получивших кому от каковыя болезни и в кое время, и в коих местех, в той ли пустыни, или в их домех, или на пути, о сем приискренне повелевает изыскав свидетельствовати: колико кто лет, какою болезнию одержим бе, все неизменно описати повеле. И по сем в сем описании ради совершеннейшаго уверения и сие приложив, повеле о них испытали всеми родители и сродники, и соседы их ту близ живущыми всякаго чина духовных и мирских, яко да от неразумных не возмнится истина, лож бысти» 446 . Проверяющие «своими печатми те книги запечатлеша, ко Святейшему Иоасафу Патриарху восписавше, вкупе же и тех свидетельствованых народа Богоматере чудес книгу воспослаша». Святейший Патриарх сам прочел все и затем возвестил о всем царю Михаилу Феодоровичу. Вскоре последовало патриаршее благословение на открытие Оранского монастыря. В Сказании не называется дата этого события, но, очевидно, оно произошло в 1635 году 447 . В Повести Святейший Патриарх Иоасаф назван «тихосмиренным» 448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Яркая картина мирного сосуществования пустынника и диких зверей рисуется в Житии Варнавы Ветлужского: «Прихождаху же къ нему и дивии зврие медвди мнози и живуще близъ его келий, ничтоже зла дяху ему. Онъ же хождаше между ими аки между скотами, зря на нихъ, и утшаяся, и благодаря великаго Бога, яко тии зврие кротки ему Быша» 1635 . Как правило, агиографы сопровождают рассказы такого типа рассуждением о том, что истинно боголюбивому человеку покоряется всякая тварь – как то было дано Адаму до преступления им заповеди Божией. Подведём краткие итоги. Основные пустыннические топосы являются важнейшим элементом поэтической системы житий преподобных. К ним относятся большей частью те сюжеты и мотивы, которые связаны с духовно-нравственной основой иноческой жизни, уходящей корнями в аскетику древнего монашества. Смысловую и художественную доминанту пустыннической топики составляет блок аскетических мотивов, среди которых – жестокий пост («хлеб и вода», «сухоядение», «пустынное былие»), дневные труды и ночная молитва , бессонное пребывание, безмолвие, умерщвление плоти и др. Особую группу составляют топосы, используемые при описании поисков подвижником места его пустынных подвигов. Здесь особенно часто используются, так называемые, «цитаты вселения» ( Пс.54:8 −9; 131:14) и некоторые библейские образы, связанные с темой пустыни («пустынелюбная горлица»). Топика древнерусских житий пустынножителей, как и житийная топика Древней Руси в целом, ориентирована на византийскую агиографию. Но византийские реалии естественным образом получали адаптацию и видоизменялись на новой почве, в соответствии с местными историческими или климатическими особенностями. Мотив пустынножительства может присутствовать не только в отшельнических житиях, но и в житиях преподобных. Подвижник уходит из монастыря в пустыню, желая избежать «славы от человек». Однако, как правило, подвиги святого вновь привлекают к нему учеников и последователей, результатом чего является создание новой обители. Таким образом, сюжет об уходе в пустыню обычно становится в житии тем зерном, из которого вырастает рассказ об устроении нового общежительного монастыря. Эта причинно-следственная связь житийных сюжетов является, безусловно, отражением тех исторических связей, которые объединяют противоположные по внутреннему устроению формы монашеского жития – пустынножительство и киновию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010