Из интервью митрополита Филарета разных лет 12 января 2021 года преставился ко Господу епископ Русской православной церкви на покое, бывший предстоятель Белорусской церкви митрополит Филарет. Он был почётным Патриаршим экзархом всея Беларуси. Ему было 85 лет. Публикуем выдержки из интервью митрополита Филарета разных лет. Детство в войну Ваше Высокопреосвященство, каждая семья в России, в Беларуси, на Украине помнит о Великой Отечественной войне. Как сохранились в Вашей памяти эти годы испытаний для нашей страны и Русской Православной Церкви? Чем запомнились Вам дни 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года? — К началу войны мне исполнилось всего шесть лет, и я не без труда вспоминаю свои личные ощущения; во многом они переплетаются с рассказами родителей. Помню наши сборы на летний отдых — отец получил очередной отпуск как раз накануне войны; у нас даже сохранилась справка из Училища Московской консерватории: «…разрешается очередной отпуск с 21 июня по 15 августа». Родители собирались провести отпуск в своём любимом Коренёве Клепиковского района Рязанской области, что возле села Тумы. Но при этом они замечали много симптомов, которые заставляли их, как и всех внимательных людей, быть начеку. Всю весну 1941 года проводились учебные светомаскировки, газетные сообщения были очень разноречивы, Германия к тому времени уже оккупировала Польшу, к апрелю английский Ковентри был разбомблен, англичане сами стали совершать налёты на Берлин… В воскресенье 22 июня отец взял меня с собой в магазин на Добрынинскую площадь, чтобы исполнить моё давнишнее желание — купить мне большой мяч. Здесь, на площади, мы и услышали выступление Молотова с сообщением о том, что немецкие войска нарушили нашу западную границу и бомбят многие населённые пункты. Вместо мяча я получил маленький заплечный мешок, в который мама собрала самое необходимое для тех случаев, когда объявляли воздушную тревогу. Такие мешки были и у сестры Ольги, и у всех членов нашей семьи — как, впрочем, и у всех москвичей. Первая воздушная тревога в Москве была объявлена 24 июня. К счастью, она была учебная, но мы об этом догадались только в бомбоубежище. Так что именины отца — а это был день апостолов Варфоломея и Варнавы — мы провели не так, как всегда, потому что дни Ангелов членов нашей семьи всегда были радостными и весёлыми семейно-церковными праздниками.

http://pravmir.ru/mitropolit-filaret-vax...

История открытия в последнее пятидесятилетие древних церковно-исторических памятников и их значение Источник Lechler. Urkundenfunde zur Geschichte des christlichen Altertums. Leipz. 1886 1 (Полная рукопись, так называемых, Климентовых Гомилий (Климентивы)). – Записки Авксентия об Ульфиле, епископе Готском, – «Обличение всех ересей» (Философумены). – Памятники на Сирском языке: три послания Игнатия Богоносца в Сирском тексте; Мелитона Сардийского – «Речь (апология) к императору Антонину»; Вардезана – «Законы стран»; Афанасия Великого – «Пасхальные письма»; Иоанна Эфесского– «Церковная История». – Послание Ап. Варнавы. – Ерма – «Пастырь». – Полная рукопись, так называемых, двух посланий Климента Римского . – Тациана – «Диатессарон», открытый в комментариях Ефрема Сирина . – Евсевия – Церковная история в Сирском и Армянском переводе. – «Учение Двенадцати Апостолов»). Век, в какой мы живем, отличается от других веков тем, что в течение его открыто и публиковано замечательно большое число древнехристианских памятников и документов. В особенности много сделано таких открытий в последнее пятидесятилетие. Начиная от средины тридцатых годов, идет открытие за открытием; множество замечательных памятников увидело свет. По своему научному значению они так важны, что далеко оставляют за собою памятники, найденные в течение многих десятилетий до тридцатых годов. Как происходило это открытие? Отчего зависел такой редкий успех? Этот счастливый успех объясняется, конечно, возрастанием внимания и усердия исследователей; с другой стороны, нельзя не видеть в этом явлении благоволения Божественного Промысла, явно благословляющего тружеников и любителей науки. Открытия, сделанные в последнее время, очень разнообразны: они касаются памятников, имеющих значение для всех веков церковной истории, памятников, которые или были совсем неизвестны, или считались навсегда затерянными. Здесь, однако, речь будет не обо всех этих памятниках, а только о тех, которые касаются древнейшей эпохи христианства, именно первых шести веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Луи Дюшен (католик) Глава X. Произведения христианской литературы Послания ап. Павла. Евангелия. Ученики, переселившиеся в Азию: Филипп, Аристион, Иоанн. – Предание об ап. Иоанне. Произведения Иоанна. Устное предание и синоптические евангелия. Другие канонические книги. Разные произведения: Дидахе, послание Варнавы, книги, приписываемые ап. Петру. – Климент, Ерм и прочие «мужи апостольские». С того момента, как прерывается рассказ Деяний, и до середины II века, документы по истории христианства становятся очень редки, и их слишком трудно подобрать в известном порядке или даже истолковать, чтобы по ним можно было составить последовательный исторический рассказ. Главные черты уже указаны выше; возрастающей успех евангельской проповеди, использование ею результатов, добытых или подготовленных иудейской пропагандой, упрочение универсального характера новой религии, взаимное обособление христианских и иудействующих общин, первые проявления смелых мнений, предвещавших будущие ереси, устойчивость предания, всюду находившего себе опору в местной иерархии, окрепшей и уяснившей круг своих полномочий, внешние опасности вследствие нелегального существования. Таковы общие черты положения; они естественно вытекали из условий, при которых распространялось и утверждалось христианство. Другой факт общего характера и весьма важный по последствиям подлежит теперь нашему рассмотрению: это появление христианской литературы. Мы говорили уже о посланиях ап. Павла, которые в общем являются древнейшими памятниками христианской письменности. Если оставить в стороне Пастырские послания которые, по крайней мере в том виде, в каком дошли до нас, принадлежат к несколько позднейшему времени, все прочие группируются между 53 и 62 годами. Хотя они были сперва написаны для христианских общин иногда отдаленных друг от друга, однако из них довольно рано составился сборник. Климент и Поликарп, по-видимому, имели его в руках. Сложнее и вместе с тем темнее история евангелий. Постараюсь вкратце передать то немногое, что о ней известно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сиро-яковитская церковь ап. Марка в Иерусалиме [Греч. Μαρα; лат. Maria] (I в.), св. равноап. (пам. греч. 30 июня и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых), мать ап. Марка . В кн. Деяния св. апостолов о М. говорится, что она проживала в Иерусалиме и предоставила свой дом для собраний христиан. Когда Ангел Господень освободил ап. Петра из темницы, тот «пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян 12. 12). О М. сказано, что она была матерью упомянутого в НЗ спутника ап. Павла в его 1-м миссионерском путешествии Иоанна Марка, племянника ап. Варнавы (Деян 12. 25; 13. 5; Флм 1. 24; Кол 4. 10; 2 Тим 4. 11 - Fitzmyer. 1998), отождествляемого в церковном Предании с евангелистом Марком (см., напр.: Euseb. Hist. eccl. III 39. 13 - Левинская. 2008. С. 173-174). Однако нек-рые поздние церковные авторы рассматривали это отождествление как предположение (см., напр.: Theoph. Bulg. Exp. ad Act. 12. 12). М. была состоятельной благодетельницей первохрист. апостольской общины, владелицей богатого дома как одного из мест, где собирались иерусалимские христиане (ср.: Деян 2. 46). Она могла принимать большое число людей, и у нее была как минимум одна служанка, Рода (Деян 12. 13). По всей видимости, она была вдовой, т. к. нигде не упоминается имя ее мужа и отца Марка. Также высказывается предположение, что ее дом мог быть передан ей в наследство или составлял ее приданое, в противном случае владельцем дома должен был выступать ее сын ( Бокэм. 2015. С. 412). Дополнительные сведения о М. содержатся в более позднем источнике - «Похвальном слове ап. Варнаве», написанном мон. Александром Кипрским (кон. V - нач. VII в.; наиболее вероятно - 2-я пол. VI в.). В нем повествуется, как ап. Варнава уверовал во Христа при виде чудес, совершённых Им в Иерусалиме, и обратил в христианство М. Она отправилась в Иерусалимский храм, где проповедовал Спаситель, упала перед Ним на колени и умоляла Его удостоить ее дом благословения.

http://pravenc.ru/text/2562078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Киринейская или Керинийская митрополия; греч. Ιερ Μητρπολις Κυρηνεας], епархия Кипрской Православной Церкви (КПЦ). Расположена в сев. части о-ва Кипр, оккупированной в 1974 г. тур. войсками. История Первое упоминание Киринии относится к 1-й четв. XII в. до Р. Х. Видимо, она была основана ахейцами и входила в состав царства, главным городом к-рого был Лапет (Лапиф). Лапет и Кириния находились под сильным влиянием финикийцев. Во время борьбы диадохов Александра Македонского эти города поддерживали Антигона Одноглазого, за что подверглись репрессиям со стороны Птолемея I Сотера. При римлянах покровительство Киринии оказывал имп. Тиберий (14-37). В разные периоды город назывался Кириния (Κυρν(ε)ια), Кериния (Κερνεια), Кинирия (Κινυρα, Κινρεια), Керавния (Κεραυνα), Керония (Κερωνα) и др. В источниках, повествующих о проповеди апостолов Павла и Варнавы на Кипре, не говорится об их пребывании в Киринии. В 49 г. по Р. Х. ап. Варнава высадился на мысе Кормакитис (примерно в 30 км к западу от Киринии), затем хотел посетить Лапет, но там в это время отмечался языческий праздник (Acta Barnab. § 14-16). Точная дата основания епископской кафедры в Киринии неизвестна. Первый епископ этого города упоминается в нач. IV в.: сщмч. Феодот был подвергнут пыткам при имп. Лицинии (308-324) и заключен в темницу. После издания Миланского эдикта (313) он был освобожден и умер спустя 2 года (SynCP. Col. 404, 502). Участник III Вселенского Собора (431) еп. Зинон , добивавшийся автокефалии КПЦ, скорее всего занимал Курийскую кафедру, а не Киринийскую, как считал хронист Леонтий Махерас ( Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28). В дальнейшем на Вселенских Соборах Кипрскую Церковь представляли епископы более крупных церковных центров: в нотициях Киринийская епископия находится на 7-м или 10-м месте среди 15 кипрских епархий ( Darrouz è s. Notitiae. N 3, 10. Р. 234, 338). Еще более низкое положение Кириния занимала в «Синекдиме» Иерокла (528-535): 13-е место среди 15 городов Кипра ( Parthey, ed. 1967. P. 39), тогда как в «Описании Восточноримского государства» Георгия Кипрского (нач. VII в., в составе компиляции IX в.) и в соч. «Порядок патриарших престолов» Нила Доксопатра (сер. XII в.) - 9-е место из 13 кипрских городов (Ibid. P. 93, 285).

http://pravenc.ru/text/1840493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь сщмч. Ираклидия, еп. Тамасского [греч. Ιερ Μον Αγου Ηρακλειδου], принадлежит Тамасской митрополии Кипрской Православной Церкви, находится к югу от древнего г. Тамаса, на юго-вост. окраине дер. Политико (Кипр). И. м. был основан рядом с могилой сщмч. Ираклидия , еп. Тамасского, продолжившего после кончины ап. Варнавы дело распространения христианства на Кипре. В течение многовековой истории мощи сщмч. Ираклидия были утрачены, сейчас в монастыре хранится только их небольшая часть, в т. ч. честная глава святого. Над гробницей в раннехристианскую эпоху был возведен мартирий. Его развалины - фундаменты стен и мозаичный пол - видны с южной стороны средневекового мавзолея. Вероятно, мартирий был разрушен землетрясением в 332 или 342 г. В нач. V в. к западу от мартирия была построена 3-нефная базилика с нартексом и атриумом. Она находилась на месте совр. монастырского собора (кафоликона), но была больше его по размеру. Нефы разделялись рядами из 6 колонн. Сохранились фрагменты мозаичного пола. Видимо, юж. неф базилики соединялся с мартирием. В VII в., возможно во время араб. набегов, базилика была разрушена. В нач. VIII в. было построено новое здание без нартекса и атриума. Колонны были заменены прямоугольными столпами, стены были украшены фресками, от к-рых уцелели фрагмент фигуры апостола на сев. стороне 2-го с востока столпа и крыло ангела с вост. стороны того же столпа (ныне в Византийском музее в Никосии). В XI в. базилика была вновь расписана. Сохранились изображения Христа и одного из пророков. Эта базилика была разрушена прежде сооружения средневекового мавзолея, т. к. его северная стена захватывает южную часть центральной апсиды базилики. Мавзолей был воздвигнут, по всей видимости, в XIV в. Он находится позади апсиды кафоликона и представляет собой прямоугольную постройку с куполом. Гробница сщмч. Ираклидия находится в крипте под мавзолеем. В наст. время сделан 2-й вход со двора, спуск ведет в подземное помещение. В период тур. господства в крипту спускались через отверстие в полу мавзолея. От мраморного саркофага сохранилась только нижняя часть. В вост. части мавзолея находится алтарная преграда, относящаяся к базилике V в. В 1759 г. она была расписана фресками с изображением Деисуса и святителей Ираклидия, Мнасона, Македония и Родона. Рядом находятся пустые саркофаги. Пол, выложенный мраморными плитками в VI в., также относится к предшествующему сооружению.

http://pravenc.ru/text/673837.html

Н.И. Большаков О. Иоанн как духовный руководитель монахинь. Его любовь к Леушинскому женскому монастырю Новгородской Епархии О. ИОАНН, принадлежавший к «белому духовенству», однако, любил и почитал также монашество, именуя его в своем дневнике «ангельским чином». Но особенно он был внимателен и любвеобилен к монахиням. Подобно тому, как преп. Серафим Саровский основал Дивеевскую женскую обитель, о. Амвросий Оптинский – Шамордин, О. Варнава – Иверский Выксунский монастырь, так и о. Иоанн, «Божиею милостью строитель Иоанновского монастыря», 63 как он сам любил называть себя, в сущности, является благоукрасителем и благоустроителем многих других женских монастырей: Сурского в Архангельской Епархии, Воронцовского Псковской, а особенно, Леушинского Новгородской Епархии. С почтенной старицей Игуменьей Таисией, настоятельницей Леушинского монастыря, он был в постоянной и долголетней переписке (в течение 18 лет). Эта почтенная старица была незаменимой сотрудницей дорогого батюшки в его пастырском руководстве женских монастырей. Отсюда мы должны воздать ей сугубую благодарность за опубликование в печати писем о. Иоанна к Игуменье Таисии. Из 182 писем напечатано (с малыми пропусками) 149. Во многих из них о. Иоанн просит матушку Игуменью о приеме в Леушинский монастырь какой-либо девицы. Вот примеры: «Достопочтенная Матушка Таисия! Прими эту агницу Христову, подательницу записки, в ваше пристанище необуреваемое. Она слезно просит моего ходатайства. Протоиерей Иоанн, Сергиев, ваш смиренный молитвенник». «Честная Матушка Игуменья Таисия! Позволь просить тебя о принятии под кров твоей обители, под кров Царицы Небесной, девицы Анны Ивановны Кирсановой; она – девушка прекрасная, скромная, трудолюбивая, верующая. Надеюсь на твою доброту. Твой друг и отец, Протоиерей Иоанн Сергиев». 10 ноября 1894 г. «Достопочтеннейшая Матушка Игуменья Таисия! Прошу тебя ради любви Христовой и возлюбленного девственника и наперсника Христова Иоанна Богослова, Апостола и Евангелиста, принять к себе в обитель и укрыть от соблазна двух сестер девственниц: Марию и Елизавету Г-вых, бывших в Иверской обители у о. Варнавы. Свидетельствую о совершенной их невинности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О границах Священного Предания РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_48580.html 13 декабря 2007 Алексей Осипов О границах Священного Предания Источник:  http://www.rusk.ru/st.php?idar=24924 Интернет-журнал " Русская неделя " – Можно ли относить к Священному Преданию только письменно зафиксированные тексты? Каковы границы его, относится ли к нему устная традиция рассказов об исцелениях, местночтимых святых и так далее? – Конечно, к Священному Преданию относятся не только письменные источники. Например, характер пения очень долго не фиксировался. Также и характер богослужения тоже долго не фиксировался, литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого относятся к IV веку, до этого не было никаких специальных сборников текстов. Священнослужители часто сами молились, от глубины души возносили различные молитвы. Потом постепенно сложился некоторый канон, правило. Увидели, что литературная форма, которую дал Иоанн Златоуст, прекрасна, что она может быть мерилом церковной жизни. Конечно, в Священное Предание входят не только письменные источники. Но с устными рассказами есть сложность. Устная форма неустойчива. Она не исключается, но вероятность точной передачи сильно снижается. Хотя говорят, у людей необразованных сохраняется великолепная память: например, в арабских деревнях наизусть знают сотни и тысячи сказок. А мы память потеряли, сами себя наказали образованностью. – По каким причинам из канона была выведена книга " Пастырь " Ерма? – Во-первых, потому что в канон вошли только апостольские писания. Ерм к апостолам не относился. Думаю, что образы Церкви, которые он предлагает, могут быть весьма неоднозначно восприняты, они требуют непростого подхода. Нужно сказать, что если " Пастырь " Ерма, послания Варнавы, и другие книги были удалены из библейского канона, то они не должны быть удалены из богослужебной практики. По уставу за Всенощным бдением положено чтение святых Отцов. Как было бы хорошо, если за вечерним богослужением нам пять минут на русском языке почитали бы что-нибудь из отечников. Нет, читают Псалтирь и очень долго, а из святых Отцов – ничего. Очень жаль. Я думаю, надо обращаться к священникам и просить, чтобы читали из святых Отцов, нечто вроде того, как читают постом житие Марии Египетской. Каждый год слушаем и не можем наслушаться. Вот так же надо читать и другие книги.

http://religare.ru/2_48580_1_21.html

Патриарх Кирилл на Кипре: заметки очевидца РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95051.html 13 июня 2012 Пелагея Тюренкова Патриарх Кирилл на Кипре: заметки очевидца Источник:  http://www.taday.ru/text/1648068.html Татьянин день Вчера закончилась четырехдневная поездка Патриарха Кирилла на Кипр, в которой его, конечно же, сопровождали журналисты. Навсегда запомню " обгоревших " коллег из информагентств, передающих свои " молнии " прямо из кортежа, мчащегося на высоте 1300 метров над уровнем моря, и попробую передать вам другое – атмосферу. 11 июня 2012 Сегодня третий день пребывания нашего Предстоятеля на Кипре. В пятницу и субботу он был с кипрским народом с 9 утра до 9 вечера, а воскресную Литургию в храме св. Софии возглавил в 7.30 утра. Этот репортаж – о самых запомнившихся моментах патриаршего визита. Он не опирается ни на одно слово из официальной хроники и основан исключительно на личных впечатлениях. Под конец визита почти половина местных лиц, встречающих Святейшего в разных сторонах острова, кажется знакомой. Что так и есть – многие знают программу Патриарха и без устали ездят за ним на все службы и молебны. В понедельник, 11 июня, в 7.15 утра Патриарх прибывает в храм святых апостола Варнавы и Макария Египетского, здесь он будет служить Литургию. Я забиваюсь в уголочек этого поистине невообразимого по архитектуре храма с надеждой немножко собраться с мыслями и даже – грешным делом – отдохнуть. Однако за мной следует женщина, которую я приметила в самом начале путешествия. Дорого одетая русская, она прячет смущение и " берет быка за рога " : " Нет, ну вы понимаете, вот у них погибло всего-то 13 человек, так вся республика была в трауре! Два министра ушло в отставку, президента хотели сместить! Каждый человек пропустил это через себя! А у нас? Уже все забыли про теракты в метро, все продолжают спокойно жить! " . Я вспоминаю эту ужасную историю – кипрские власти законно изъяли несколько тонн пороха и не нашли ничего лучшего, как оставить его храниться на солнышке. Через какое-то время бабахнуло так, что диаметр воронки составил 90 метров, а находящаяся поблизости электростанция (причем основная) полностью вышла из строя. И – да, 13 жертв, отставки, расследования.

http://religare.ru/2_95051_1_21.html

Первохристианство Глава I. Апокрифическая Литература Апокрифические Евангелия Апокрифические Деяния Апокрифические Послания Апокрифические Апокалипсисы Глава II. Литература Двух Путей Учение двенадцати апостолов Библиография Открытие памятника Внешний вид памятника Источники, влияния, автор и место написания Содержание памятника Мужи Апостольские Библиография Глава III. Святой Климент Римский Первое Послание к Коринфянам История памятника Автор Время написания Повод послания Особенности стиля послания Содержание послания Так называемое Второе Послание Климента Автор Богословские идеи памятника Текстуальные особенности памятника «Псевдо-Климентины». Глава IV. Послание Псевдо-Варнавы История памятника Автор Место написания Время написания Содержание Глава V. Пастырь Ерма История памятника Автор и время написания Место написания этого произведения определяется достаточно твердо. Общее содержание памятника Постройка башни (Видение III). Это наиболее замечательное место из всего памятника. Богословско-философская ценность книги Глава VI. Святой Игнатий Богоносец Автор Послания св. Игнатия Учение св. Игнатия Отношение к Ветхому Завету Православие св. Игнатия Богоносца Глава VII. Святой Поликарп Смирнский Личность Послание к Филиппийцам Содержание и характеристика послания Папий Иерапольский Апологеты. Глава VIII. Общие замечания Иудаизм Язычество Философия Государственная власть Квадрат Аристид Анализ содержания Апологии Другие произведения Аристида Аристон Пелльский Глава IX. Святой Мученик Иустин Философ Личность Жизнь Творения Учение святого Иустина Философа Отношение св. Иустина к Священному Писанию Богословие св. Иустина Философа Бог – Отец Учение о Логосе Учение о Святом Духе Христология Ангелология и демонология Антропология Эсхатология Учение о таинствах Глава X. Татиан Ассириец Жизнь и значение Содержание Речи против Эллинов и богословские взгляды Diatessaron Потерянные произведения Татиана Ермий Философ Личность Содержание его произведения Милт и ад Аполлинарий Иерапольский Глава XI. Афинагор Творения Мелитон Сардийский Творения Письмо к Диогнету Содержание памятника Святой Феофил Антиохийский Личность Творения Три книги к Автолику Глава XII. Африканская Литература Общие сведения Глава XIII. Марк Минуций Феликс Автор Октавиан и его содержание Глава XIV. Тертуллиан Личность и жизнь Творения Учение Тертуллиана Тертуллиан – апологет и догматист. Богословские воззрения вообще. Бытие Божие Единство Божие защищается Тертуллианом против: De praescriptione haereticorum О существе Божием Тринитарное учение вообще Исхождение из Сына Антропология Монтанизм Тертуллиана Введение Понятие и объем науки

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010