1. Здесь справедливо (можно) недоумевать: в послании к Галатам (Павел) говорит: «и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого» ( Гал.1:17–19 ); а здесь, напротив (говорится), что Варнава привел его к апо­столам. Он говорит или то, что он ходил в (Иерусалим) не с тем, чтобы остаться; там именно говорит: «не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам» ( Гал.1:16, 17 ); или то, что умысел (против него) в Дамаске случился после пришествия его из Аравии, а потом уже, по возвращении оттуда, последовало путешествие (в Иерусалим). Таким обра­зом, он приходил не к апостолам, но «старался пристать к ученикам», как ученик, а не как учитель. Следова­тельно, приходил не для того, чтобы идти к первейшим его (апостолам), потому что от них он ничему не учился. Или он не упоминает об этом путешествии, но умалчивает, так что дело было так: он отправился в Аравию, потом пришел в Дамаск, потом в Иерусалим, потом в Сирию; или еще так: пришел в Иерусалим, потом был послан в Дамаск, потом в Сирию, потом опять в Дамаск, потом в Кесарию, и затем, спустя четырнадцать лет, может быть (опять при­шел в Иерусалим), когда привел братию с Варнавою ( Гал.1:1–4 ). Или, если не так, то здесь речь идет о другом вре­мени. Писатель многое сокращает и соединяет различные вре­мена. Смотри, как он не тщеславится и не распространяется в рассказе об этом видении (Павла), но кратко повествует. А затем опять начинает и говорит так: «Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик» ( Деян.9:26 ). И отсюда опять открывается пламенная (ревность) Павла, не (только) от Анании и тех, которые удивлялись ему там (в Дамаск), но и из случившегося в Иерусалиме, так как это (обращение его) было совершено сверх чаяния человеческого. И смотри: по смирению он приходит не к апостолам, но к ученикам, как ученик, потому что ему еще не верили. «Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа» ( Деян.9:27 ). Этот Варнава был человек по­слушный и кроткий; имя его значит: сын утешения; потому и был любим Павлом. А что он был весьма добр и кроток, это видно как из настоящего обстоятельства, так и из быв­шего с Иоанном (Марком, ( Деян.15:37 )). Отсюда он не боится, но рассказывает, «как он» (Павел) «в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса» ( Деян.9:27 ). Вероятно, он слышал о том, что случилось с ним еще в Дамаске. Потому, когда предварительно это было совершено, тогда (Павел) делами подтвердил сказанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 2 Гал.2:1 .  Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Гал.2:2 .  Ходил же по откровению, и пред­ложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. «Потом по четыренадесяти летех паки взыдох во Иерусалим с Варнавою, поем с собою и Тита. Взыдох же по откровению». Павел и Варнава много времени провели в Антиохии и уловили весьма многих из язычников, повелевая им жить по закону благодати. Но некоторые из защитников закона, пришедши из Иудеи, покушались убедить уверовавших из язычников, чтобы возлюбили житие по закону. Великие же проповедники истины, Варнава и Павел, отвергли предлагаемое ими учение. Пожелав уверить собрание верующих, что так угодно и великим апостолам, пошли они во Иудею, уведомили апостолов о сделанном ими и принесли послания, ясно повелевавшие не возлагать на язычников ига законного, но «огребатися от идоложертвенных и блуда и удавленины и крове» ( Деян. 15, 29 ). Сие, думаю, и рассказывает божественный Апостол. «И предложих благовествование, еже проповедую во языцех, на едине же мнимым, да не како вотще теку, или текох». Сказал «мнимым», то есть знаменитым; предложил же им «на едине», потому что многие ревновали о законе, как сказал божественный Иаков. Сие же: «да не како вотще теку, или текох» – сказал Апостол не в отношении к себе, но в отношении к другим, то есть чтобы все дознали согласие проповеди и то, что проповедуемое мною угодно и другим. Гал.2:3 .  Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться. «Но ни Тит, иже со мною, Еллин сый, нужден бысть обрезатися». Вот самое сильное доказательство, что и по мнению апостолов уверовавшим из язычников не должно хранить закон. Ибо Титу, который был не обрезан и призван из эллинов, не предписали обрезаться, хотя и очень многие желали противного. Ибо сие говорит Апостол. Гал.2:4 .  А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Содержание От издательства От редактора Τ. В. Коваль. Жизнь, посвященная науке Библиография трудов Η. И. Сагарды А. Г. Дунаев. Лекции Η. И. Сагарды и патрология XX века Введение Значение изучения святоотеческих творений и необходимость научного исследования их Христианская литература. Церковная литература Понятие об отцах Церкви Признаки отца Церкви в отличие от других церковных писателей Учители Церкви. Церковные писатели Авторитет отцов Церкви История изучения древнецерковной письменности Господствующий у протестантских церковных историков взгляд на задачи и постановку изучения древнецерковной литературы Научно-церковная точка зрения на предмет Состав древнецерковной литературы, подлежащий специальному исследованию в патрологической науке Задача изучения древнецерковной литературы Метод изучения древнецерковной литературы Наименование науки Критическое исследование произведений древнецерковной литературы Ход развития древнецерковной литературы Первый отдел. Доникейская церковная литература. Первый период. Древнецерковная литература времени мужей апостольских «Учение 12-ти апостолов» Надписание памятника Содержание «Учения 12-ти апостолов» Древние свидетельства о памятнике Вопрос о происхождении Διδαχ; отношение его к другим памятникам древнецерковной письменности и источники его Время написания Διδαχ Место происхождения Διδαχ Отношение Διδαχ к Священному Писанию Характеристика Διδαχ со стороны языка и общего тона изложения Богословская точка зрения писателя Διδαχ Историко-каноническое и литургическое значение Διδαχ Послание апостола Варнавы Текстуальное предание Содержание послания Анализ содержания послания Вопрос об авторе послания Краткие сведения о жизни и деятельности ап. Варнавы Время происхождения послания Читатели послания и место его происхождения Св. Климент Римский Сведения о жизни св. Климента Послание к коринфянам Так называемое «Второе послание Климента Римского» Два послания «О девстве» Краткие сведения о «Климентинах» Св. Игнатий Богоносец Сведения о жизни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

I. Учение мужей апостольских § 97. А. О Сыне Божием Средоточным пунктом в учении мужей апостольских о Троице является Иисус Христос, как историческая личность, представлявшая Собой Бога, явившегося во плоти для спасения мира. Признавая же в Нем истинного Бога, они, понятно, отличают Его от Бога Отца, Который Сам не воплощался и не страдал, но Который послал Его, как Своего единородного Сына, в мир для воплощения и страдания за грехи людей. Делая же такое различие между Сыном и Отцом по домостроительству спасения людей, они вместе с сим естественно поднимаются своей мыслью дальше или выше этого, и признают такое же различие Сына Божия от Бога Отца в самой глубине божеского существа независимо от временного проявления Его в домостроительстве. Эта мысль о явившемся во времени Христе, как истинном Боге, и как отличном от Бога Отца предвечном Сыне Божием, с совершенной, а иногда даже поражающей, ясностью выражается, как сейчас увидим, во всех писаниях мужей апостольских, несмотря на то, что она здесь большей частью встречается только как бы случайно или мимоходом, в виде одних отрывочных афоризмов. «Иисус,– по учению ап. Варнавы,– не (простой) сын человеческий, но Сын Божий, явившийся.... во плоти 367 . Если бы Он не пришел во плоти, то как бы люди могли остаться живыми, взирая на Него, когда и те, которые смотрят на имеющее некогда уничтожиться солнце – дело рук Его, не могут прямо смотреть на лучи его 368 ? Но так как могут сказать, что Христос есть Сын Давидов, то, опасаясь этого и зная заблуждение грешников, Сам Господь говорит: «Господь сказал Господу Моему: седи одесную Мене» 369 . Пришедше же во плоти, чтобы упразднить смерть 370 , Он пострадал не ради кого-либо иного, а только ради нас, и пострадал несмотря на то, что Он был Сыном Божиим 371 , Господом всей вселенной, Которому прежде устроения веков Отец говорил: «Сотворим человека по образу и по подобию нашему» ( Быт.1:26 ) 372 , и Господом, имеющим судить живых и мертвых 373 . Он, следовательно, был и истинным Богом и ипостасно отличным от Бога Отца Сыном Божиим, как по Своем воплощении, так и до воплощения, – прежде устроения веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Скачать epub pdf 14. Св. первоверховный апостол Павел Савл, впоследствии св. апостол Павел, по происхождению своему принадлежал к колену Вениаминову ( Флп.3:5 ). Он родился в Тарсе, главном городе Киликии, цветущей приморской области Малой Азии ( Деян.22:3 ). Родители Савла были люди состоятельные и происходили из благородного звания; предки их издавна пользовались правами римского гражданства( Деян.16:37, 22:25–28 ). Первоначальное воспитание Савл получил в родном своем городе. Тарс славился в древности своей образованностью и спорил в этом отношении с самыми просвещенными городами тогдашнего мира. Родители Савла, естественно, воспользовались для образования своего сына теми средствами, какие были у них под руками. Но главное и окончательное образование Савл приобрел в Иерусалиме. Родители Савла желали дать сыну лучшее образование в духе отечественной религии и послали Савла для обучения в Иерусалим, который был известен, как средоточие иудейской мудрости. Учителем Савла был здесь знаменитый Гамалиил ( Деян.22:3 ), считавшийся славой закона, человеком мудрым и просвещенным. Между сотоварищами Савла был Варнава, впоследствии апостол Христов и сотрудник апостола Павла в деле проповеди Евангелия. Особенные дарования Савла отличили его между сверстниками ( Гал.1:14 ), которые не могли равняться с ним в разумении премудрости иудейской. Под руководством своего знаменитого учителя Савл тщательно изучил закон Моисеев, книги пророческие и другие книги еврейской письменности. Еще более тщательно изучил он весь отеческий закон и все отеческие предания ( Деян.22:3 ). Гамалиил был фарисей ( Деян.5:34 ) и старался, конечно, утвердить в своих учениках отеческие предания, особенная любовь к которым была отличительной чертой фарисейской секты 22 . Из училища Гамалиила Савл вышел тем, чем надлежало выйти ученику фарисея, – пламенным ревнителем отеческих преданий ( Гал.1:14 ) и горячим приверженцем фарисеев ( Флп.3:5 ). В это время в Иерусалиме и в окрестных городах и селениях апостолы Христовы и их последователи ревностно распространяли учение Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брюс М. Мецгер (пресвитерианец) Часть Вторая. Формирование канона III. Подготовительный период: мужи апостольские Термин «мужи апостольские» 145 принято употреблять по отношению к тем авторам, которые лично знали некоторых апостолов, но сами не принадлежали к их числу. Сначала Отцами апостольского века называли пятерых писателей, чьи труды в 1672 г. впервые объединил патролог Котелье (J. В. Cotelier). Это издание включало писания Варнавы, Климента Римского , Ермы, Игнатия и Поликарпа 146 . В 1693 г. Уильям Уэйк (William Wake) издал английский перевод некоторых документов под общим названием «Подлинные послания апостольских Отцов»(Тне Genuine Epistles of the Apostolical Fathers) 147 . Потом к ним стали добавлять анонимное Послание к Диогнету 148 , сохранившиеся фрагменты Папия и Дидахе(после первой публикации полного текста в 1883 г.), озаглавленного в рукописи как «Учение Господа, преподанное язычникам через двенадцать апостолов». Титул «мужи апостольские» не принадлежит древнему преданию – нет каких–либо точных указаний на то, что в древности существовали собрания их писаний. У каждого из них своя история. Они появились в период с 95 по 150–е гг. по P. X. и свидетельствуют о наличии различных трактовок и форм христианства. Ведь это было то время, когда оно получало все большее распространение, а его сторонники начинали консолидироваться. Поэтому христианство мало–помалу приобретало черты общественного института, и его лидеры всячески старались подчеркнуть, как много значит церковная организация для жизни общества. Кроме существенных местных отличий, были и определенные различия в самом характере вероучения, то есть апостольские мужи имеют в виду христианство, развивавшееся в иудейской среде, и его эллинистическую форму. У мужей апостольских редко используются прямые цитаты из новозаветных текстов, но довольно часто (это особенно справедливо для евангельских повествований и поучений Самого Христа) встречаются такие ссылки и реминисценции, которые не всегда просто идентифицировать или истолковать. В большинстве своем они сообщают читателям той или иной местности определенный (а скорее – неопределенный) набор сведений о некоторых документах I века, которые потом и стали частью того, что мы сегодня называем Новым Заветом 149 . I. Климент Римский

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

В.В. Акимов Церковные писатели и богословие доникейского периода. Учение о Логосе Мужи апостольские и апологеты Мужами апостольскими принято называть церковных писателей, которые жили в апостольский век и были учениками или последователями апостолов. В английской литературе их называют апостольскими отцами (Apostolic Fathers). Впервые круг этих писателей определил в 1672 году патролог Котелье. В его издание вошли «Послание» Варнавы, «Послания» Климента Римского , «Пастырь» Ермы, «Послания» Игнатия Антиохийского и Поликарпа Смирнского . Позднее к числу письменных памятников мужей апостольских добавили «Послание к Диогнету», фрагменты Папия Иерапольского и «Учение двенадцати апостолов». Все эти сочинения появились, по мнению исследователей, в период с 95 по 150 год. Мужей апостольских сменило поколение христианских апологетов. Апологетами называют церковных писателей, которые выступали с сочинениями в защиту христианства перед лицом государственной власти. Первые апологеты появились уже во II веке, в эпоху правления императоров династии Антонинов. К числу ранних апологетов относят Иустина Философа , Афинагора Афинянина , Феофила Антиохийского , Татиана, Аристида. Особенности доникейского богословия В первые христианские века под словом «богословие», θεολογια понимали преимущественно учение о Боге, т. е. о Святой Троице (учение о Боге в Самом Себе). Все остальные стороны современного богословия, связанные с отношением Бога к миру (учение о Боге как творце, промыслителе, спасителе, освятителе), называли словом «домостроительство», οικονομια. В ранний период в центре внимания богословов стояла личность Иисуса Христа, проблемы, связанные с пониманием Иисуса Христа, Его спасительного дела. Вся богословская мысль до VIII века, вращаясь вокруг Христа, по сути, пыталась истолковать слово «Богочеловек», θεανθρωπος. Учение об Иисусе Христе как о Боге относилось к собственно богословской области, а учение о Нем как о Боге воплотившемся – к области домостроительства. Учение о Троице в первые века фактически рассматривалось сквозь призму учения об Иисусе Христе. Первоначально основное внимание уделялось Его Божеству. При этом возникала опасность умаления Его человечества. Так возник докетизм, учение о призрачности человеческого тела Иисуса Христа, отрицающее истинность Боговоплощения. Докетами были гностики. Чуть позднее некоторые еретики сместили акцент на человечество Иисуса Христа, отрицая Его Божественность. Особенности проповеди о Христе для иудеев и для язычников

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава IV. Состояние церковной организации в первой половине II века Отмеченная в источниках второго периода (63–100 г.) разница наблюдается и в памятниках первой половины II в. В то время как пастырь Ерма, написанный в римской церкви, весьма близко примыкает к рассмотренным нами римским источникам, особенно к посланию Климента, послания Игнатия Антиохийского являются, можно сказать, прямым продолжением писаний, направленных в малоазийские церкви. Совершенно особняком стоит третий источник „Учение 12 апостолов“. По особенностям описываемого им церковного строя он скорее приближается к апостольскому периоду церковной организации. С него поэтому мы и начнем анализ источников третьего периода. Учение 12 апостолов (Διδαχ τν δδεα ποστλων). Учение 12 апостолов или Дидахе (как будем называть этот памятник для краткости) рисует нам переходную эпоху, когда свободные служения, дойдя до полного своего развития, начинают склоняться к упадку и уступать свое место и свое влияние в церкви должностному служению. Было бы крайне важно знать, на какое время падает эта эпоха. Но к сожалению мы не имеем вполне надежных оснований к датированию нашего памятника. Внешние свидетельства, заключающиеся в параллелях, находимых в источниках II в., не дают очевидных указаний. Внутренние же признаки Дидахе или заставляют нас вращаться отчасти в логическом круге, поскольку они касаются церковной организации, или намечают слишком широкие хронологические термины. Три параллели имеет Дидахе (=Д.) с другими памятниками II в., именно: 1) Д. I–VI и послание Варнавы (=В.) XVIII–XX; 2) Д. XVI, 2 и В. IV, 9; 3) Д. I, 5 и Ерм . Зап. II. Самая значительная и важная из них первая. Она содержит в себе учение о „двух путях“. Существенное различие между текстами Д. и В. заключается в чрезвычайной беспорядочности изложения „двух путей“ в В. В то время как в Д. учение о путях построено по определенному и последовательному плану, в В. наставления разбросаны почти без всякой связи, с частыми отступлениями и повторениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Скачать epub pdf 28. Неделя одиннадцатая по Пятидесятнице 1Kop. IX, 2–12 2. Братия, если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе. 3. Вот мое защищение против осуждающих меня. 4. Или мы не имеем власти есть и пить? 5. Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? 6. Или один я и Варнава не имеем власти не работать? 7. Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? 8. По человеческому ли только раз суждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? 9. Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего ( Bmop. XXV, 4 ). О волах ли печется Бог? 10. Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. 11. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? 12. Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Обыкновенно, когда человек имеет у себя постоянных врагов, тогда они злословят его на всех путях, придираются к каждому его поступку, к каждому его слову. Кажется, и во сне-то у них бредится злой замысел против ненавидимого. Они не оставляют без внимания ни одной черты в душе гонимого ими. Так было и со св. апостолом Павлом. Злые языки в Коринфе сначала распустили молву про св. апостола Павла, будто он не истинный апостол, потому что он не видел лично Самого Христа во плоти; будто бы не Христом он избран, и поэтому он не может быть почитаем наравне с апостолами, окружавшими Христа на земле. Злобе людской показалось мало заподозрить в Павле служение апостольское; она проникает в домашнюю жизнь его, следит, кто к Павлу ходит, к кому он сам ходит, с кем что говорит; она же разбирает его хозяйство, чем он живет. Злоба людская заметила, что к Павлу добрые, признательные люди имеют расположение и готовы давать ему средства к жизни; готовы содержать его, поить и кормить его со спутниками на свой счет. Враги Павловы и стали завидовать еще только предполагаемому благосостоянию его. Поэтому не прочь были распустить молву о его своекорыстии, о любостяжании, удовлетворяемом через проповедь. Так и после апостолов зависть людей к вещественному положению духовенства лишала оное законных, только безбедных от общества средств к жизни. Непризнательные христиане последующих веков тоже любили считать деньги в чужом кармане – у духовенства, и по обманчивому, завистливому чувству предполагая у духовенства громадные доходы, не давали, а иногда и отнимали у духовенства то, что ему принадлежало и принадлежит по чувству справедливости и по уважению к нелегкому его труду. Это явление можно заприметить во многих столетиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скачать epub pdf ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ 1. Писатель Послания В ряду посланий ап. Павла к Евреям помещается последним. Причиной этого является не позднее его написание, а долговременное сомнение составителей канона в принадлежности его ап. Павлу. В послании нет приветствия, в котором обычно ап. Павел указывает составителя и адресата. Греческий текст послания отличается необычной для ап. Павла классической правильностью языка. Отсутствует также вплоть до 13, 19 1-ое лицо ед. числа, что не характерно для яркой личности Апостола в других посланиях. Не свидетельствуют о нем как Павловом древние писатели. Так, Тертуллиан приписывал его ап. Варнаве; Ориген , хорошо знавший новозаветные книги, признавал, что в послании лишь мысли Павловы, но «его автора знает один Бог». Однако в древнецерковной практике послание употреблялось как Павлово. Для этого имеется ряд оснований: отмеченное Оригеном Павлово богословие, упоминание о Тимофее ( Евр.13:23 ), италийских братьях ( Евр.13:24 ), наличие 1-го лица ед. числа в Евр.13:19, 22–23 . Отсутствие имени автора можно объяснить тем, что италийские переписчики послания, зная недоброжелательное отношение евреев к ап. Павлу, благоразумно скрыли его авторство. Но они не скрыли самих себя – в послании речь ведется, главным образом, от 1-го лица множественного числа. К ап. Павлу относится знание Ветхого Завета, знакомство с иудейским религиозным строем. Очень характерное для ап. Павла послесловие ( Евр.13:18–25 ). 2. Место, время написания и адресат Послания Послание написано до разрушения Иерусалима, так как везде говорится о храме и его богослужении как о существующем. Если бы левитское служение окончилось и жертвы прекратились, то автор этого отметил бы. Ап. Павел также говорит в Послании о своих узах в Риме ( Евр.10:34, 13:19 ). Но это не вторые, тяжелые, а первые, легкие узы, потому что Апостол выражает надежду скоро видеть евреев. Поэтому время написания следует отнести приблизительно к 64 г. Написано Послание из Рима, так как Апостол передает в нем приветы «от италийских» братьев, т. е. от римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010