Глава 2. Св. Писание и первое поколение христиан 2. 1. Термины Св. Писания для описания материального мира 2. 1. 1. Термин «φσις» в Септуагинте и в Новом Завете Тематика первой главы библейской Книги Бытия, безусловно, подразумевает использование терминов, смежных с греческим понятием «природа». В Септуагинте мы, однако, не находим здесь термина «φσις», а только аналог древнееврейского понятия «земля». Современный библеист и знаток семитских языков профессор И. Ю. Тантлевский связывает происхождение слов «небо и земля» из первого стиха Библии с «шумеро-аккадским понятием «ан-ки» (буквально «небо-земля»), служившим для обозначения всей Вселенной» 257 . Теоцентричность и антропоцентричность Библии дает иное направление человеческой мысли, о котором не знали естествоиспытатели, и только смутно догадывались самые проницательные философы Древней Греции. Открывшись Мо­исею как «Сущий» ( Исх 3. 14 ), Бог Библии ориентирует человека на понятие и память о Его непреложной изначальности, абсолютности и личностности. Бог Библии, конечно же, – не предмет науки, и богословие радикальным образом отличается не только от естествознания, но и от философского мышления. «Богослов не ищет Бога, как ищут какой-либо предмет, но Бог Сам овладевает богословом, как может овладевать нами чья-то личность… Бог богословия – это “Ты”, это живой Бог Библии... Абсолют личностный, которому мы говорим “Ты” в молитве» 258 . Но в Ветхом Завете при сравнении с полнотой христианского откровения мы видим некоторые ограничения. Здесь Бог скрывает глубины Своей природы: Он проявляет Себя только Своей властью, Промыслом, обетованиями, но даже само имя Его непроизносимо. С другой стороны, в Ветхом Завете область откровения Бога тоже ограничена – пределами избранного народа. Таковы главные причины того факта, что ни в одной из канонических книг Библии ни разу не встречается исследуемый нами термин. Для нас, однако, особенно важно, что в своих толкованиях на первые стихи Библии св. отцы Церкви использовали наряду с термином «λη», определяющим материю, термин «φσις». При этом святоотеческие толкования были направлены в основном на утверждение всемогущества Божия и факта сотворения материи «из ничего» в противовес построениям древнегреческих философов и гностиков. Так, свт. Василий Великий в Беседах на Шестоднев (в толковании первого библейского стиха) предписывает касательно земли «не любопытствовать об ее сущности, что она такое, не тратить времени на умствования» 259 , призывая нашу мысль не исследовать то, что сокрыто и от чувственного взора, и от мысленного. Святитель называет «землю» из книги Бытия 1. 1 и естеством (природой), и материей. Далее он говорит, что Бог сотворил «самую сущность (οσαν)» 260 земли, потому что Он есть «Зиждитель самого естества существ (φσεως τν ντων)» 261 . Под сущностью и естеством здесь Святитель подразумевает вещественную составляющую земли, вещественную природу материи (φσις τς λης) 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Глава 4. Апостольский собор и возвращение в Антиохию Мы переходим к рассказу об Апостольском Соборе – событии, имевшем решающее значение для дальнейшего развития церковной миссии. Апостольский Собор узаконил тот способ принятия в Церковь язычников, который на практике уже применялся апостолами, но на него требовалась общецерковная санкция. Одновременно он сделал решающий шаг в сторону освобождения Церкви от влияния иудаизма, отказа от иудейских обычаев и становления христианства как самостоятельной, вселенской религии, не привязанной к тому или иному этносу, той или иной территории. Для восстановления хода событий мы должны обратиться к двум источникам: 15-й главе книги Деяний и 2-й главе Послания к Галатам. Как мы уже говорили, в отношении второго источника в науке существует разногласие: одни ученые полагают, что в нем описывается посещение Иерусалима во время голода, другие – что речь в нем идет о путешествии на Апостольский Собор. В настоящей главе мы сможем подтвердить вторую точку зрения при помощи сопоставления двух рассказов, выявляя то, что между ними общего, и то, чем они отличаются. 1. Апостольский собор: свидетельство Луки Созыв Собора Согласно книге Деяний, причиной созыва Собора в Иерусалиме стали серьезные разногласия между христианами, обращенными из иудаизма, и лидерами антиохийской общины, где в течение долгого времени велась миссионерская работа среди язычников. Ареной споров сначала стала Антиохия, затем они перекинулись в Иерусалим, а Павлу и Варнаве пришлось поехать туда, чтобы принять участие в дебатах: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу u Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела ( Деян. 15:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 5 Встория Анании и Сапфиры, утаивших часть денег за проданное имение (стихи 1-11). Чудеса, совершившиеся Апостолами и новое гонение синедриона на Апостолов: заключение их в темницу, освобождение их ангелом, проповедь во храме, ответ перед синедрионом, совет Гамалиила и отпуск Апостолов на свободу после нанесенного им бесчестия (стихи 12-42). История Анании и Сапфиры (5:1-11). После похвального примера Варнавы, Дееписатель приводит противоположный пример нравственного падения в этом идеальном первохристианском обществе. Некоторые муж и жена, по имени, Анания и Сапфира, продав имение, утаили из вырученной от продажи цены и лишь некоторую часть принесли в общую кассу к Апостолам, сказав, что принесенное ими - все, что было выручено за проданное (видно из стиха 8-го). В этом поступке выразилось не только их своекорыстие, но и намеренная, сознательная ложь, а главное - фарисейское лицемерие. Они хотели представиться такими же самоотверженными, как и другие, не будучи таковыми. Это было первое темное пятно на светлом фоне святого общества первых христиан, а потому такой поступок не мог остаться без самого строгого наказания на вразумление всем. Св. Ап. Петр узнал об этой лжи, без сомнения, по наитию исполнявшего его Духа Святого и прямо указал Анании на совершенный им грех, назвав его делом отца лжи - сатаны: " Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? " Действие сатаны на Ананию св. Петр выражает почти в тех же словах, как Евангелист Иоанн действие сатаны на Иуду предателя (Иоан. 12:6). Из этого уже видна опасность поступка Анании и Сапфиры для всего первохристианского общества, если бы это действие не было обнаружено св. Петром и не прекращено в самом начале решительным искоренением зла из среды первых христиан. " Чем ты владел, не твое ли было? " спрашивает Апостол Ананию. Очевидно, что обобществление имущества отнюдь не было принудительным и внешне обязательным, но вполне добровольным. Грех Анании был именно в совершенном им обмане - в том, что часть вырученной им за продажу имения суммы он хотел представить, как всю сумму.

http://sedmitza.ru/lib/text/430520/

Глава 7. Спор о законе и благодати. Истина так нежна, что только отступил от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение так тонко, что стоит немного отклониться от него, и оказываешься в истине. Блез Паскаль В 1712 году иеромонах Феофан Прокопович издал «Книжицу, в ней же Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими, и трудность слова Петра Апостола, о неудобоносимом законном иге, пространно предлагается». Феофилакт Лопатинский, тогда еще тоже иеромонах, тут же написал на нее опровержение под названием «Иго Господне благо и бремя Его легко, си есть закон Божий с заповедями своими от призрачных новоизмышленных освобождает». «Вина сочинения книжицы сея, – писал Феофилакт, – есть писание противниче, вносящее в мир российский мудрования реформатския, доселе в церкви православной неслыханныя, о законе Божии и оправдании» 502 . Суть выдвинутых против Феофана обвинений можно понять из тех 11 пунктов, которые позднее митрополит Стефан, Феофилакт Лопатинский и Гедеон Вишневский считали препятствием к его архиерейской хиротонии. Вот они: «Учение пречестнаго отца Феофана Прокоповича , обретающееся в его письмах латинских и русских: I. Духа Святаго истина есть, яко грех первородный есть похоть. II. Похоть сия пребывает и ныне не токмо в неверных, но и в крещеных, того ради и в Павле Святом живяше по обращении. III. Закона Божия никто, аще бы и зело праведен, совершенно исполнити не может. IV.Чeлobek ни благодать Божию, ни славу вечную заслужить себе у Бога добрыми делами своими, аще и зело спасительными, не может. V. Не дается человеку от Бога правда внутренняя, но праведен бывает правдою Христовою, чрез веру себе приложенною, и единым невменением грехов от Бога. VI. Обещания монашеская и прочая всуе бывают, понеже их человек исполнити не может, аще бы и зело был оправдан. VII. Покаяние есть токмо дело наказательное, ни единыя подающее правды внутренния. VIII. Противящихся Евангелию, или согрешающих на Духа Святаго, того ради и зде и в будущем веке грех неотпустительный их, яко же к тому Бог не призывает их на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Глава девятая Святоотеческая экзегетика Новозаветное Предание, живое действие Духа Святого обретается в творениях святых отцов. Святоотеческие творения – основа православной экзегетики. Из времен апостольских истолкование Писания имеется в Послании апостола Варнавы . Никем точно не доказано, что это Послание не принадлежит самому ап. Варнаве. Но, даже, если и так, это Послание ценно, как свидетельство апостольского века. Как свидетельство раннехристианского понимания Св. Писания, важны творения отцов и учителей церкви вв. – мужей апостольских и апологетов. Особенно богатый материал по толкованию Писания имеется у св. Иустина, мученика и философа (ум. 166 г.) и св. Иринея Лионского (ум. 202 г.). Св. Иустина не без основания можно считать первым христианским экзегетом, толкователем Писания. Обычно, считается, что у раннехристианских отцов и учителей богословская терминология и само учение не вполне развиты, и этим они уступают отцам Золотого века (IV в.) и позднейшим. В некоторой степени, это так. Но видится и другое – приобретая нечто, иное теряем. Позднейшие отцы преимуществуют в утонченности и углубленности разумения Писания и учения церкви в эллинско-латинской традиции. Учение Писания они выразили на языке и в мышлении Платона-Цицерона. Ранние отцы от этого еще почти свободны, просты, ближе к апостольскому языку и мышлению, непосредственно знают апостолов или их учеников. И то, что считается слабостью или неточностью ранних отцов, как бы не оказалось их силой и правдой. Далее идет великий Ориген (ум. 254 г.). Его труды положили начало, собственно, христианской экзегетике. Он первый цельно толкует книги Св. Писания. Именно через Оригена простое изложение учения и в проповеди , и в письменных трактатах, сменяется истолкованием Писания, т.е. экзегетикой. Он положил, также, начало научной библеистике, библейской текстологии. Из учителей и отцов III в. особенно важны в экзегетике св. Ипполит Римский , Тертуллиан , св. Киприан Карфагенский , Климент Александрийский , св. Дионисий Александрийский , св. Мефодий Патарский .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

гр. м. т-м Издателем жизни и чудес святого Николая Чудотворца, жизни святого Иоанна Милостивого и примеров христианского милосердия. I. Святая Афонская гора Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его! Пс.47:2 . Когда святые Апостолы положили кинуть жребий, кому из них в какой земле должно будет проповедывать Евангелие. В то время и Пречистая Матерь Господа Иисуса благоволила принять участие в сем деле, и Ей предназначена была жребием земля Иверская, нынешняя Грузия. Пресвятая обрадовалась Своей участи и пожелала идти в Иверию. Но Ангел Божий, посланный свыше, сказал Ей: «Не отлучайся из Иерусалима: страна, доставшаяся Тебе по жребию, просвятится в последствии, и там утвердится Твоё владычество; а Тебе предстоит попечение об иной земле, в которую Сам Бог приведет тебя». Приснодева повиновалась вышнему велению и осталась в Иерусалиме, в доме возлюбленного ученика Христова Иоана. Между тем Лазарь четверодневный, поставленный от Апостола Варнавы Епископом острова Кипра, сильно желал видеть Богоматерь; но не смел показаться в Иерусалим, страшась первосвященников и книжников иудейских, ещё вскоре по воскресении его хотевших умертвить его 1 , как такого человека, на котором пред лицом народа обнаружилось всемогущество Христа Спасителя. Узнав о желании Лазаря, Пречистая Богородица написала к нему утешительное послание, в котором изъявила волю Свою, чтобы он прислал за Ней корабль. Лазарь с радостью это исполнил, и Она отправилась к нему вместе с Иоаном Богословом и другими, благоговейно за Ней последовавшими. На пути застала их внезапная буря, и корабль, гонимый юго-восточным ветром, вместо Кипра, отнесен был в Аскалон, пристань Афонской горы. Здесь было место, предназначенное Ангелом Приснодеве! Гора Афонская была тогда усеяна капищами и кумирами, к которым непрестанно стекались жители соседних стран, принося жертвы и внимая бесовским провещаниям от идола Аполлонова. Там совершались гадания, волшебства и другие богопротивные обряды идолослужения. Как только Матерь Божия приблизилась к острову, все бесы, обитавшие в кумирах, вынужденные высшею силою, восстонали и взвопили: «Люди, обольщенные Аполлоном! Спешите на берег – к пристани Климентовой, и примите Марию, Матерь великого Бога Иисуса!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Е.В. Герцман Беседа VI. Гонения Это произошло в четвертый год 210-й олимпиады или в 817 году от основания Рима, во времена правления Луция Домиция Агенобара, обладавшего звериной жестокостью и невиданным доселе лицемерием, – императора, вошедшего в историю под именем Нерона. К этому году он уже успел совершить бесчисленное множество преступлений, среди которых самые жуткие – убийство собственной матери и умерщвление жены. В тот же год вместо Альбина, пребывавшего в должности прокуратора Иудеи, был назначен Гессий Флор, управлявший Иудеей два года. Вероятно, в том же году святой апостол Петр, находясь в Риме, написал и отправил с Силуаном свое первое Соборное послание, адресованное христианам Малоазийских церквей. Возможно, что именно в том же году племянник Варнавы, духовный сын апостола Петра и сподвижник апостола Павла Марк, называемый также Иоанном Марком, написал Евангелие. Но самое знаменательное и трагическое событие того года произошло в жаркий день 18 июля. Оргия ненависти Пламя вспыхнуло в цирке. Оттуда оно быстро перекинулось на множество мелких лавок, набитых легко возгорающимся товаром. Ветер помог распространению огня, и вскоре он охватил уже весь цирк. Через небольшой промежуток времени огонь почувствовал себя полным хозяином в «вечном городе». Узкие кривые улочки с деревянными домами, словно прилепленными друг к другу, стали хорошей пищей для пламени. Город наполнился огнем, дымом и криками людей. Они кричали от своего бессилия, потому что борьба с всепожирающим пламенем оказалась невозможной. Они звали на помощь, надеясь спасти своих близких и хотя бы кое-что из имущества. Некоторые из них убегали на соседние улицы, но и там их настигал огонь, который был быстрее их. Гибли дома, гибли люди. Тацит, ярко описавший эту жуткую вакханалию огненной стихии, сообщает, что многим людям было запрещено спасать свое жилище, так как по городу ходили какие-то мужчины и не только не помогали бороться с пожаром, а, наоборот, бросали горящие факелы в еще не тронутые огнем дома (см.: Анналы XV 38). Они вызывали ненависть, но никто не решался оказать им сопротивление. Все хорошо знали коварные нравы, существовавшие в столице нероновой империи. Нетрудно было догадаться, что незнакомцы либо выполняли чужой приказ, либо делали свое мерзкое дело для того, чтобы можно было беспрепятственно грабить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершилась работа международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи» 6 ноября 2018 г. 14:49 2 ноября 2018 года в конференц-зале гостиницы «Semeli» в столице Республики Кипр г. Никосии прошел второй, заключительный день работы международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи». В рамках секции «Светильники духа. Современные подвижники благочестия — хранители духа древних монашеских традиций» участники рассказали о живших в период новейшей истории Церкви старцах и старицах, благодаря которым в сложный исторический период для православных христиан Кипрской и Русской Церквей не прервалась монашеская традиция, кто стал примером для современных иноков. Координатором собрания в этот день выступила игумения Иулиания (Каледа) , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. В приветственном слове матушка Иулиания сказала, что это первый опыт проведения международного монашеского форума за пределами территории Русской Православной Церкви и поблагодарила организаторов конференции, особенно митрополита Тамасосского и Оринийского Исаию за предоставленную возможность поделиться друг с другом опытом монашеского делания. Затем игумения Иулиания попросила митрополита Исаию сделать первый доклад. В своем выступлении «Игумен монастыря апостола Варнавы архимандрит Гавриил Сиокурос (1923-2013): святое лицо кипрского монашества» владыка Исаия отметил, что старец Гавриил был для него образцом. По мнению митрополита Исаии, старец Гавриил возобновил подвиг древних преподобных отцов, сочетавших в себе аскезу, миссионерство и дела милосердия. В последние дни своей жизни он был духовником в Киккском монастыре, где начинал свой иноческий путь глава Тамасосской митрополии, а до того как владыка принял монашеский постриг, руководил духовной жизнью его семьи. По словам владыки Исаии, старцу очень не нравилось, когда его рассматривали как замену Христу.

http://patriarchia.ru/db/text/5297566.ht...

Занимаясь изданием второй части Нового Завета (Деяний и Посланий Апостольских) на греческом и славянском языках, в дополнение к изданной, тому год назад, первой части, – я был значительно облегчен в моих изысканиях по разъяснению вариантов текста в применении его к славянскому переводу чрез появление в свет Синайской Библии, IV в., экземпляр которой я удостоился получить от щедрот Государя Императора. Этот монументальный труд, столь отрадный для Христианского мира, изданный под высоким покровительством вашего Государя, блестящим образом выполнен Профессором Лейпцигского Университета К. Тишендорфом, приобретшим справедливую знаменитость по части Библейской филологии. Вслед за появлением в свет Синайской Библии, я известился о напечатанной, о. архимандритом Порфирием брошюре под заглавием: «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет с посланием Св. Апостола Варнавы и книгою Ермы Архимандрита Порфирия Успенского ». Я поспешил приобрести ее, надеясь воспользоваться изысканиями о. архимандрита, который жил довольно долго на Востоке, известен своим путешествием на Синай, и который первый указал на этот кодекс и частью описал его; но я был поражен удавлением и глубоко восскорбел, увидев, что сочинение о. архимандрита есть не иное что, как самая язвительная статья, направленная преимущественно на личность Г. Тишендорфа и не выдерживающая ни малейшей ученой критики, и которая никогда не должна была истекать из-под пера мужа, облеченного духовным саном. С крайним сожалением берусь за перо; но вменяю это себе в обязанность; ибо цель моя есть не разбор личностей о. архимандрита с Г. Тишендорфом, а защита священного памятника, исторгнутого из пламени Омара, хранившегося столько веков на Синайской горе; бывшего в руках Св. Отцов и отшельников, оставивших на нем следы своего чтения, и теперь поруганного, предаваемого отлучению Церкви, за то только, как явствует из сочинения о. архимандрита, что Г. Тишендорф не признал его первым, который открыл его в монастыре Синайском.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/z...

иеромонах Кирилл (Лопатин) Учение свт. Афанасия Великого о Святой Троице (сравнительно с учением о том же предмете в три первые века) Источник Введение Христианское общество первенствующей церкви довольствовалось простой и без искусственной богословской письменностью. Произведения так называемых мужей апостольских, т. е. непосредственных учеников самих апостолов, представляют из себя краткое, обыкновенно категорическое и чуждое всяких научных отвлеченностей, но при этом очень прочувствованное и дышащее глубоким внутренним убеждением изложение христианских догматов веры. Высочайшие христианские истины, действовавшие тогда преимущественно на сердца верующих и усвоявшиеся непосредственной, живой верой и теплым религиозным чувством, хранились и передавались почти в неприкосновенном виде первоначальной, откровенной формы. Таковы писания ап. Варнавы, Игнатия Богоносца , Климента Римского , Поликарпа Смирнского и других апостольских мужей. Апостольские мужи писали свои произведения не столько с прямой целью назидания других тем, чего они сами лично достигли в понимании христианского учения, сколько для удовлетворения своей внутренней потребности исповедать пред другими драгоценное сокровище своей веры. С еретиками своего времени они не полемизировали письменно, а только предостерегали от них православных, раскрывая последним в чистом виде то учение, какое извращали еретики. Как плод веры и сердца, произведения мужей апостольских носили характер отеческих завещаний, а не научных построений. Сближаясь по своей форме с исповеданиями веры и соборными или отеческими вероисповедными посланиями, они имеют важное значение как исторические литературные памятники учения церкви за первое время её существования после очевидцев Господа. Около половины второго века в характере и направлении церковно-христианской письменности совершается весьма заметная перемена. В произведениях церковных писателей этого времени – так называемых апологетов – мы видим первые попытки научно-философского уяснения христианских истин.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010