В сие-то время в Антиохийской Церкви между верующими из Иудеев и Еллинов возник известный спор об обрезании и о прочих обрядах закона Моисеева, коих необходимость внушали некоторые выходцы Иудейские, утверждавшие, что, если язычники, по вступлении в Христианство , не обрежутся, то не могут получить спасение: на что Еллнны не соглашались. Когда же у Павла и Варнавы произошло разногласие с Иудеями и немалый спор: то положено было, чтобы Варнава, и Павел, и некоторые из Иудеев отправились по сему делу в Иерусалим к Апостолам и Старцам, и предложили им на разрешение вопрос об обрезании. Посланные, проходя через Финикию и Самарию, рассказывали об обращении язычников, и тем производили во всех братьях великую радость. По прибытии в Иерусалим, они также возвестили все, что Бог сотворил с ними, и как отверз дверь веры язычникам. Потом Апостолы, созвавши в Иерусалиме Собор, определили свое мнение по предложенному им вопросу и отпустили, с Варнавой и Павлом, Иуду и Силу – в Антиохию, с письмом, в котором писали, что язычникам уверовавшим нет нужды возлагать на себя другого какого-либо бремени, т.е., из обрядового закона Моисеева, кроме сих необходимых обязанностей – удерживаться от идоложертвенного, от крови, удавленины и блуда. Вместе с тем, отправляя Варнаву и Павла в Антиохию, Собор Иерусалимский выхвалял их, как верных слуг Божиих, предавших души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа ( Деян.15:1–30 ). После того, как Варнава и Павел принесенным ими от Иерусалимского Собора посланием утешили и успокоили Антиохийских Христиан, спустя несколько времени Павел предложил Варнаве пойти опять посетить братьев по всем городам, в которых они проповедовали слово Господне, и посмотреть, как они живут. Варнава изъявил свое согласие; но, поскольку непременно хотел взять с собою родственника своего Иоанна Марка, между тем, как Павел не хотел сего; то между ними, по премудрому, впрочем, смотрению Божию, т. е., для лучшего и большего успеха проповеди 42 , произошло разделение, и Варнава, взяв с собою Марка, отплыл в Кипр, а Павел, избравши Силу, посетил Сирию и Киликию, утверждая Церкви ( Деян.15:36–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Здесь П. совершил чудо: исцелил человека, хромого от рождения (Деян 14. 8-10; ср.: Деян 3. 2-8). Это чудо имело неожиданный эффект. Народ, увидев происшедшее, «возвысил свой голос..: боги в образе человеческом сошли к нам». Варнаву приняли за Зевса, а П. за Гермеса (само событие обычно объясняется в контексте местного мифа о Филемоне и Бавкиде, оказавших гостеприимство Зевсу и Гермесу - ср.: Ovid. Met. 8. 618-724; Ramsay. 1900. P. 226; Fitzmyer. 1998. P. 531; Keener. 2012-2015. Vol. 2. P. 2146). Дело закончилось тем, что Варнава и П. насилу уговорили народ отказаться от жертвоприношения и разойтись по домам (Деян 14. 11-18). После того как инцидент был исчерпан, П. и Варнава оставались в городе и продолжали проповедовать (Деян 14. 18). Как и в др. местах, основную оппозицию им составили иудеи, пришедшие из Иконии и Антиохии. Они настроили людей против П. и Варнавы, «говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим» (Деян 14. 19). Присутствовал ли при этом Варнава, неизвестно, но очевидно, что П. пострадал потому, что был главным проповедником. Несмотря на то что П. были нанесены тяжкие телесные повреждения, он быстро поправился: когда вокруг него собрались ученики, он «встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию» (Деян 14. 20). Впосл., перечисляя бедствия, к-рые ему довелось претерпеть на пути, П. вспомнит и нек-рые детали 1-го путешествия, в частности, побиение камнями в Листре (2 Кор 11. 25). О проповеди в Дервии ап. Лука почти ничего не сообщает, основное внимание уделяя рассказу об обратном пути 2 апостолов: через Листру, Иконию и Антиохию, далее через Писидию в Памфилию, проповедовали в Пергии, прошли от Атталии и далее отплыли в Антиохию (Деян 14. 21-28). Ап. Лука обозначает главную тему увещаний П. христ. общинам: путь в Царство Божие сопряжен со мн. скорбями, и отмечает, что для каждой Церкви П. и Варнава рукоположили пресвитеров (о епископском служении в апостольский век см.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Исцеление хромого Павлом имело неожиданный эффект. Народ, увидев чудо, «возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам». Варнаву приняли за Зевса, а Павла за Гермеса, «потому что он начальствовал в слове». Жрец Зевса, приведя волов и принеся венки, хотел было уже совершить перед ними жертвоприношение, но Варнава и Павел (в таком порядке они здесь названы), разодрав одежды (жест, выражающий возмущение и негодование), бросились в толпу и громким голосом сказали (очевидно, говорил опять же Павел): Мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. Дело закончилось тем, что Варнава и Павел насилу уговорили народ отказаться от жертвоприношения и разойтись по домам ( Деян. 14:11–18 ). Почему Варнаву отождествили с Зевсом, а Павла с Гермесом? Очевидно, Варнава все еще главенствовал в этой паре, хотя прежде всего проповедником был Павел и чудо совершил именно он. На сохранившихся рельефах из Листры Зевс изображается пожилым бородатым мужчиной, которого сопровождает юноша-помощник. Возможно, Варнава был (или выглядел) значительно старше Павла или был выше ростом, и его приняли за главного no аналогии с подобного рода изображениями. 155 Это, впрочем, лишь одно из предположений. Другое предположение – его придерживается большинство исследователей 156 – связано с античным мифом о Филемоне и Бавкиде – пожилой супружеской паре, проживавшей во фригийском городе Тиана. Согласно этому мифу, Зевс в сопровождении Гермеса однажды решил посетить Фригию. Они обошли сотни домов, но их никуда не пускали: везде дверь была заперта. Лишь скромная хижина Филемона и Бавкиды, крыша которой была покрыта тростником и соломой, распахнула перед ними свои двери, а гостеприимные хозяева приготовили сытное угощение, зарезав своего единственного гуся. В наказание за негостеприимство остальных горожан, боги затопили всю Фригию: остался лишь домик двух стариков, превратившийся в величественный храм. Вся эта трогательная история описана Овидием в «Метаморфозах». 157

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лука не указывает. Вероятно, для молодого человека (еще может быть юноши), каковым тогда был племянник св. Варнавы, утомительно было путешествие, сопровождавшееся неприятностями и оскорблениями для проповедника св. веры: может быть, сожаление об оставленной матери, вдовы, которая в нем лишилась поддержки и утешения. Фаррар предполагает, что Иоанн Марк был недоволен возраставшим превосходством св. Павла пред его дядею Варнавою, который по обращении проконсула Серия Павла ( Дeяh. XIII. 6–12 ), пользовался большим почетом, сравнительно с его дядею, – которому бывший гонитель христиан Савл обязан введением в иерусалимскую церковь (Фаррар, Жизнь св. ап. Павла. 1877. 246 стр.). После апостольского собора, бывшего в Иерусалиме ( Дeяh. XV ), Павел и Варнава проживали в Антиохии, уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: Пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут. Варнава хотел с собой взять Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии (Пергии) и не шедшего с ними на дело, на которое они били посланы. Отсюда произошла распря (огорчение), так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр ( Дeяh. XIII, 38, 39 ), а Павел, избрав себе Силу, отправился, и проходил Сирию и Киликию ( Дeяh. XIII, 40–41 ). Распря бысть, говорит (св. Лука), но не вражда, не раздор. «Распря сделала то, что они разделились, и, св. Иоанн Златоуст замечает, хорошо (сделали). Ибо что после каждый из них порознь предпринял полезного, того не сделать по тому самому, что были бы вместе. А Марку эта распря принесла большую пользу. Строгость Павла вразумила его, а доброта Варнавы сделала, что он не остался; так распря, бывшая между ними, достигает одной цели – пользы. Видя, что Павел решается оставить его, Марк весьма устрашился и осудил себя, а видя, что Варнава столько расположен к нему, Марк возлюбил его; таким образом распря учителей исправила ученика; так он далек был от того, чтобы соблазниться ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Марк был родом иудей, – жил при своей матери Марии (вероятно, она в это время лишилась супруга). Дом ее, как видно, был местом собраний для Апостолов и Иерусалимской церкви для молитвы ( Дeяh. XII, 12 ). В первый раз имя Иоанна – Марка помянуто в Апостольских Деяниях (XII). Царь Ирод поднял руки на представителей церкви Христовой в Иерусалиме и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем (Деян. ХП, 1–2), а затем видя, что это приятно иудеям, взял и Петра и посадил его в темницу, из которой он чудесно был изведен Ангелом ( Дeяh. XII, 3–10 ). Когда Ангел стал невидим, тогда Петр, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иакова, называемого Марком, где многие собрались и молились ( Дeяh. XII, 12 ). Это было в 44 году. В след. 45 г. представители христианской церкви, собранную во время голода при императоре Клавдии милостыню (пособие) отослали чрез Варнаву и Савла живущим в иудее, частное иерусалимской церкви ( Дeяh. XII, 30 ). По исполнении поручения, Варнава и Савл возвратились из Иерусалима в Антиохию, взявши с собою Иоанна, прозванного Марком ( Дeяh. XII, 25 ). Когда в Антиохии, пророки мучители (Варнава, Симеон, нарицаемый Нигер, Луций Киреянин и Манаил и Савл и вместе с ними Иоанн Марк) служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их на проповедь. Они, Савл и Варнава с Иоанном Марком, из Антиохии; пришли в Селевкию, откуда отплыли в Кипр (родину св. Варнавы, Дeяh. XIII, 1–4 ). Бывши в Саламине, они проповедовали слово Божие в синагогах иудейских; имели же при себе Иоанна (Марка) для служения ( Дeяh. XIII, 5 ). На основании выражения «для служения» ( διακονια) некоторые предполагают, что Иоанн Марк был посвящен в сан диакона. Отплывши из г. Пафа (главный город о. Кипра) Павел и Варнава и бывшее при них прибыли в Пергию, в Памфилию, и здесь Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим ( Дeяh. XIII, 13 )). Причины, по которой Иоанн Марк оставил апостолов, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Первое миссионерское путешествие: от Иконии до Атталии Придя в Иконию, Павел и Варнава, как обычно, первым делом направились в синагогу, дабы проповедовать Христа иудеям и прозелитам. Проповедь их была успешна и среди иудеев, и среди язычников. Согласно преданию, одной из иконийских обращенных апостолом Павлом была молодая язычница, по имени Фекла – будущая мученица. В Иконии апостолы пробыли достаточно долго, так что успели наставить учеников в вере. Тем не менее, часть иудеев восприняла апостольскую проповедь с большим раздражением. Дошло до открытого возмущения: весь город разделился на две части, из которых одна почитала Павла и Варнаву за посланников Божиих, а другая обвиняла их как врагов ветхозаветной религии. Раздражение против апостолов дошло до того, что иудеи и язычники хотели побить их камнями. Но, узнав об этом, Варнава и Павел покинули Иконию и отправились в Ликаонские города – Листру и Дервию. В Листре во время проповеди внимание апостола Павла привлек некий калека, который от рождения не мог ходить. Взглянув на него, апостол увидел, что он имеет веру для получения исцеления. Тогда Павел именем Иисуса Христа велел ему встать на ноги и ходить. Калека вскочил и начал ходить. Все в этом небольшом городке знали этого человека с рождения и поэтому были поражены свершившимся чудом. Языческая толпа, до этого слушавшая апостола с изрядной долей скепсиса, стала восклицать: Боги в образе человеческом сошли к нам (Деян. 14, 11). Варнава, как старший летами, почтен был за Зевса, а Павел, отличавшийся даром слова, за Гермеса. Весть о явлении богов немедленно распространилась по всему городу. Сам же апостолы, не зная местного языка, не могли понять – в чем дело. А тем временем местный жрец Зевса, собрав народ, поспешил приготовить жертву – волов, увенчанных венками, и, придя на место, где было совершено чудо, собрался устроить жертвоприношение. Увидев это, апостолы, наконец, поняли, что им приготовляется божеская почесть. Будучи иудеями по рождению и воспитанию, и Павел и Варнава пришли в ужас; разодрав одежды, они ринулись в толпу с криком: Мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши (Деян. 14, 15–17). С большим трудом они убедили толпу успокоиться и разойтись.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Первое путешествие апостола Павла . Некоторые из учеников, рассеявшихся после смерти Стефана, пришли в Антиохию сирийскую и проповедывали об Иисусе Христе. Сюда же прислан был из Иерусалима Варнава. Потом Варнава пошел в Тарс, привел оттуда Савла и вместе с ним целый год учил в Антиохии. Ученики здесь в первый раз стали называться христианами. Были в Антиохии и другие учители, кроме Варнавы и Савла, Когда все они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда они совершили пост и молитву, возложили на них руки и отпустили их проповедывать евангелие в других странах, Прибыли они на остров Кипр и здесь дошли до города Пафа. Начальником этого места был проконсул Сергий Павел, человек разумный; он, призвав Варнаву иСавла, пожелал слышать от них слово Божие. При нем же находился один лже-пророк иудеянин, имемем Вариисус, который всячески стал противиться апостолам и старался отвратить проконсула от веры. Но Савл, называемый также и Павлом, укорял его за лукавство и за то, что он других соврашдет с прамого пути Господня, и сказал, что Господь накажет его слепотою. Вариисус вдруг сделался слеп и должен был взять вожатого; а проконсул, видя это, уверовал. Тогда Павел и Варнава отправились в Малую Азию и здесь, ходя по городам, учили не только иудеев, но и азычников, которые с радостью принимали весть, что верою в Иисуса Христа и они могут получить прощение грехов. Но Иудеи часто сопротивлялись им и заставляли их уходить в другие места. Везде однако же, где только были обращенные в христианскую веру, апостолы посвящали пресвитеров для церкви. Окончив первое свое путешествие, Павел и Варнава возвратились в Антиохию. Второе путешествие апостола Павла Во второе свое путешествие Павел с некоторыми учениками посетил опять города Малой Азии, проповедая слово Божие; потом, побывав в Македонии, пришед в Грецию, и когда он прибыл в греческий город Афины, то увидел, что этот город наполнен идолами, и, печалясь об этом, начал рассуждать в синогогах с иудеями и на площади, с кем встречался.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

По обращении Савла ко Иисусу Христу, когда Савл в 37 году по Рождестве Христовом пришёл в Иерусалим и ученики Господа боялись его, неверующе, яко есть ученик, Варнава возвестил им о событии чудесного его обращения и представил им Савла, как истинного последователя Христова и усердного проповедника Евангелия. С тех пор Савл навсегда соединился с святыми Апостолами для единого с ними служения ( Деян.9:26–28 ). Когда Апостолы услышали, что великое число в Антиохии уверовало и обратилось к Господу, послали в Антиохию Варнаву; прибыв туда, он убеждал всех держаться Господа всем сердцем. Проповедью Варнавы приложися в Антиохии народ мног Господеви ( Деян. 11:11–24 ). Но духовная жатва в Антиохии была столь обильна и пространна, что требовала не одного, а многих делателей. Посему Варнава, около 43 года по Рождестве Христовом, призвал в Антиохию Апостола Павла, и был его сотрудником в проповеди , чудесах и страданиях за слово Божие. Целый год собирались они с тамошней Церковью и научили немалое число людей. Ученики в Антиохии, первые стали называться христианами. Во время голода, бывшего по всей земле при кесаре Клавдии, Антиохийские христиане, собравши милостыню, – по елику кто имеяше что, – отправили с ней Павла и Варнаву в Иерусалим ( Деян.11:25–30 ). Совершив своё поручение, Варнава и Савл возвратились в Антиохию, и привели с собой Иоанна, прозванного Марком, племянника Варнавина ( Кол.4:10 . Деян.12:25 ). В Антиохии, как они служили Господу и постились, Дух Святой сказал им: отделите Ми Варнаву и Савла от прочих пророков и учителей Церкви Антиохийской на дело, на неже призвах их. Напутствованные постом и молитвой и рукоположенные в Апостолов для язычников, Варнава и Павел посланы были Духом Святым в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр, родину Варнавы, из Кипра в Салимин, где проповедовали слово Божие в Иудейских синагогах. Бывши на острове, в городе Пафосе они обратили ко Христу тамошнего проконсула Сергия-Павла. Из Пафоса отправились в Пергию Памфилийскую, из Пергии в Антиохию Писидийскую, где почти весь город собирался слушать их ( Дeяh. XIII ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Савл и Варнава, пробыв некоторое время в Иерусалиме, возвратились в Антиохию и привели с собой молодого ученика, по имени Иоанна — Марка, родственника Варнавы. Благодать Божия была на Церкви Антиохийской — она быстро умножалась и считала между членами своими много людей, святых и угодных Богу. Писание называет пророками и учителями: Варнаву, Савла, Симеона, называемого Нигером, Луция Киринеянина, Манаила. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой повелел им отделить от себя Варнаву и Савла на дело, особенно предназначенное для них; и тогда братья, совершив пост и молитву, возложили на них руки и отпустили их. Варнава и Савл предназначались для благовествования в других странах. Заметим здесь порядок правления, соблюдаемый в древней Церкви. Варнава и Савл, избранные Самим Духом Божиим, однако, принимают рукоположение от Церкви. Возложение рук есть вместе благословение и посвящение. Они готовятся к делу своему молитвой и постом. В память как этого поста, так и других подобных установлен у нас Апостольский пост, более известный под именем Петровского поста: название не совсем правильное. Следуя внушению Духа Святого, Варнава и Савл отправились в путь; с ними был и Иоанн — Марк и служил им. Прежде всего они посетили остров Кипр, родину Варнавы. Жители этого острова были ревностные язычники; однако же, правитель острова, Сергий Павел, очень желал услышать новое учение и призвал к себе апостолов. Но один иудеянин, по имени Вариисус, выдававший себя за волшебника, старался отвратить его от этого. Вероятно, он приобрел влияние над народом и правителем и опасался, что потеряет это влияние, когда им будет известна сила Божия. Савл строго укорил лжеца за то, что он совращает людей с прямых путей Господних. «И ныне, — прибавил он, — ce рука Господня на тебе: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». И внезапно лжеучитель ослеп и стал ощупью искать провожатого. Это чудо поразило всех, и правитель уверовал в Господа Иисуса (Рассказы из Истории Христ. Церкви, Бахметевой, ч. 1, стр. 48).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Сюда же потом, по внушению Святого Духа, пришел Варнава и взял Павла с собою в Антиохию Сирийскую, зная о назначении его быть Апостолом язычников; проповедуя здесь целый год в синагогах, они многих обратили ко Христу и назвали их христианами 4265 . По прошествии же года, оба святые Апостолы, Варнава и Павел, возвратились в Иерусалим и рассказали святым Апостолам то, что произвела благодать Божия в Антиохии, и весьма обрадовали Христову церковь в Иерусалиме 4266 . При этом они принесли обильную милостыню от доброхотных жертвователей в Антиохии, в пользу живших в Иудее братий нищих и убогих 4267 , так как в то время, в царствование Клавдия 4268 , был великий голод, предсказанный, по особенному откровению Святого Духа, святым Агавом, одним из 70 Апостолов 4269 . Вышедши из Иерусалима, Варнава и Павел опять пришли в Антиохию. Когда они пробыли здесь несколько времени в посте и молитвах, в служении Божественной литургии и в проповедании Слова Божия, благоугодно было Святому Духу послать их к язычникам на проповедь 4270 . Дух Святой сказал к старейшинам в Антиохийском собрании: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ). Тогда пресвитер, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустил их 4271 . По внушению Святого Духа, Варнава и Павел пришли в Селевкию 4272 и оттуда отплыли в остров Кипр (на родину Апостола Варнавы ). Здесь, бывши в Саламине 4273 , проповедовали Слово Божие в синагогах иудейских и прошли весь остров даже до Пафа 4274 , где нашли они некоего Елима (волхва) лжепророка иудеянина, именем Вариисуса, который находился при тамошнем проконсуле Сергие Павле, муже разумном и, как видно, имел влияние на него. Проконсул, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать от них Слово Божие и внимал их проповеди. А Елима волхв, противляясь им, старался отвратить проконсула от веры. Святой же Павел, исполнившись Духа Святого и устремив взор на волхва, сказал: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого» ( Деян.13:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010