13, 2-3 ). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа ( Деян. 13, 6-12 ). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого ( Деян. 14, 8-18 ). Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, " что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам " ( Деян. 14, 27 ). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого - воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе ( Деян. 15, 19-20 ). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр ( Деян. 15, 36-41 ). Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/910798.htm...

В век апостольский жили люди, следовательно, и они подчинены были тому же закону. И нет ничего проще, как доказать это. Возьмем, например, хоть жизнь апостола Павла, о которой до нас сохранилось наиболее подробных и достоверных известий. Что же видим? То, чего только и можно ожидать, имея дело с людьми по плоти и крови. Вот рассказ из книги «Деяний», относящийся к эпохе тотчас после т. н. апостольского собора. «Павел и Варнава (тоже апостол) жили в Антиохии. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне. Варнава хотел взять с собою Марка (известного евангелиста). Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение (или по славянскому: «распря»), замечает автор книги «Деяний», так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл на о. Кипр» ( Деян.15:35–39 ). Скажите: сердился или не сердился Павел на Марка, когда этот последний в прежнее время отказался идти с первым на проповедь ? Сердился или не сердился он, когда отказал Варнаве в его просьбе взять теперь Марка для совместного миссионерского путешествия? Или: как относился и Варнава к Павлу, когда он прервал сношения с этим последним? Если между указанными тремя лицами, по выражению автора книги «Деяний», произошла «распря», то вероятно ли, чтобы при этом дело обошлось без более или менее сильных душевных движений? Возьмем другой случай из жизни того же Павла, служащий до сих пор камнем преткновения и соблазна для комментаторов. Случай этот, хоть и очень кратко, описан самим Павлом и единственно им. Дело опять происходило в Антиохии и, по-видимому, спустя немного времени после т. н. апостольского собора. В то время, когда в этом городе находился Павел (а с ним и Варнава), сюда же с неизвестною целью прибыл и апостол Петр. Зная, что Павел был приверженцем евангельской свободы и противником иудейских обрядовых законов, Петр, когда ему приходилось бывать здесь в домах язычников, нимало не стесняясь, во время трапезы ел из общих чаш с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В век апостольский жили люди, следовательно, и они подчинены были тому же закону. И нет ничего проще, как доказать это. Возьмём, например, хоть жизнь апостола Павла, о которой до нас сохранилось наиболее подробных и достоверных известий. Что же видим? То, чего и можно только ожидать, имея дело с людьми по плоти и крови. Вот рассказ из книги „Деяний“, относящийся к эпохе тотчас после т. н. апостольского собора. „Павел и Варнава (тоже апостол) жили в Антиохии. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдём опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне. Варнава хотел взять с собой Марка (известного евангелиста). Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение (или по славянскому: „распря“), замечает автор книги „Деяний“, так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл на о. Кипр“ ( Деян.15:35–39 ). Скажите: сердился или не сердился Павел на Марка, когда этот последний в прежнее время отказался идти с первым на проповедь? Сердился или не сердился он, когда отказал Варнаве в его просьбе взять теперь Марка для совместного миссионерского путешествия? Или: как относился и Варнава к Павлу, когда он прервал сношения с этим последним? Если между указанными тремя лицами, по выражению автора книги „Деяний“, произошла „распря“, то вероятно ли, чтобы при этом дело обошлось без более или менее сильных душевных движений? Возьмём другой случай из жизни того же Павла, служащий до сих пор камнем преткновения и соблазна для комментаторов. Случай этот, хоть и —405— очень кратко, описан самим Павлом и единственно им. Дело опять происходило в Антиохии и по-видимому спустя немного времени после т. н. апостольского собора. В то время, когда в этом городе находился Павел (а с ним и Варнава), сюда же с неизвестной целью прибыл и апостол Пётр. Зная, что Павел был приверженцем евангельской свободы и противником иудейских обрядовых законов, Пётр, когда ему приходилось бывать здесь в домах язычников, нимало не стесняясь, во время трапезы ел из общих чаш с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исполнив поручение, они (Савл и Варнава), взявши с собой Иоанна-Марка (племянника Варнавина), возвратились из Иерусалима в Антиохию ( Дeяh. XII, 25 ). В Антиохии когда некоторые учители и пророки (последователи Иисуса Христа) служили Господу и постились, св. Дух сказал: «отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому я потребовал их». Тогда они, совершив пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их на проповедь ( Дeяh. XIII, 1–3 ). Св. Варнава и Савл (Павел) трудились над распространением веры о Христе, о чем подробно описано в апостольских Деяниях гл. XIII-XIV. Они присутствовали в Иерусалиме на Апостольском Соборе (50 г) и все собрание с особым вниманием слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников ( Дeяh. XV, 12 ). Апостольский собор постановил принимать обращающихся к церкви язычников, не подвергая их обрезанию и не обременяя их выполнением обрядов Моисеева закона и свое послание апостолы поручили доставить в Антиохию (где и начался спор о принятии язычников чрез обрезание), куда послали «мужей начальствующих между братьями» вместе с Павлом и Варнавою ( Дeяh. XV, 22 ). Павел и Варнава в 51–52 проживали в Антиохии, уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: «пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут». Варнава хотел взять с собой Иоанна своего племянника, но Павел воспротивился ему и от этого между ними произошло огорчение и они в 52 г. разлучились друг с другом; Варнава, взяв с собой Марка, отплыл в Кипр ( Дeяh. XV, 36–39 ). «Разделение их, по словам св. Иоанна Златоуста , послужило к большему благу, которое произошло по этому поводу (именно – больше просвещения язычников светом Христовой веры чрез таких великих апостолов). И врагами ли (продолжает Златоуст) они расстались? Нисколько. Ибо и после этого случая ап. Павел в своих посланиях упоминал о Варнаве с большими похвалами ( I Kop. IX, 6 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

22, Слышано же бысть слово о них во ушью церкве сущия во Иерусалиме, и послаша Варнаву преити даже до Антиохии. «Дошел слух о сем до Церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохью». Это было уже после того, как Церковь Иерусалимская, чрез бывшее апостолу Петру откровение, убедилась в той истине, что ко спасению чрез веру в Иисуса Христа призываются, как иудеи, так и язычники. Потому весть об обращении ко Христу антиохийских язычников не возбудила никакого недоумения в Церкви иерусалимской; а, напротив, поручили Варнаве идти в Антиохью, чтобы он узнал, как там совершается дело Божие, и чтобы обратившихся ко Христу утвердил в вере. Варнава, что значит с еврейского – сын утешения, назван так от Апостолов; а прежде было ему имя Осия: он был эллинист, левит, родом кипрянин, у которого была своя земля. Он, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов ( Деян.4: 36.37 ). Не без предусмотрения Апостолы сделали Варнаве это поручение: он, как еллинист, и притом кипрянин, удобнее мог сойтись с помянутыми кипрянами и киринейцами, которые, при содействии благодати Божией, распространили Евангелие между антиохийскими язычниками. Подвиги Варнавы, увенчанные благим успехом, вполне оправдали оказанное ему доверие от иерусалимской Церкви. Иже пришед и видев благодать Божью, возрадовася, и моляше всех изволением сердца терпети о Господе. «Он, прибыв и увидев благодать Божью, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Варнава, совершив довольно длинный путь, пришел в Антиохью, и, увидев благодать Божью, то есть множество, благодатью Божией обращенных ко Христу язычников и их благочестие, возрадовался, утешился духом и возблагодарил Бога за Его милосердие к людям, прежде блуждавшим во тьме неведения, и теперь, познавшим свет спасительной истины. «И убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Всех обратившихся ко Господу, которых нашел в Антиохии, Варнава старался утверждать в вере во Христа; убеждал их, чтобы они, вступив на путь спасения, не уклонялись от Спасителя Господа, а с искренним сердцем служили Ему, неизменно соблюдая заповеди Его. Для этой цели Варнава и послан был в Антиохью от Церкви Иерусалимской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

2 .1. В 5-й гл. говорится: «На восьмой день, согласно закону Божьему, взяли они младенца и принесли его в храм, дабы обрезать его». Речь идет о святых родителях Иисуса. Женщина, родившая сына, должна ждать 40 дней очищения: ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее ( Лев. 12:4 . Установления об обрядовой чистоте строго соблюдались. Поэтому не возможно было, чтобы Пресвятая Богородица пришла в храм на 8-й день. У евангелиста Луки точно: А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа( Лк. 2:22 . 2 .2. Противоречие: « Варнава, апостол Иисуса Назарянина, называемого Христом, всем сущим под небесами желает мира и утешения» («Начало Благовествования об Иисусе, называемого Христом…»). В книге же упорно отрицается, что Иисус – Мессия (главы 42, 82, 97 и др.). По-видимому, автор не знает, что греческое слово Христос (Помазанник) совершенно тождественно слову Мессия (евр. Машиах). 2 .3. В ЕВ читаем: «И обратился Иисус к пишущему сие: «Варнава, напиши же Евангелие мое» (гл.221); «Иисус ответил: «Не огорчайся, Варнава, ибо те, кого Бог избрал…» (гл.19). Иисус Христос не мог к нему так обращаться. Его звали Иосия, а имя Варнава (евр. Бар-Набба) дали ему апостолы после вознесения Господа нашего Иисуса Христа: Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою , что значит – сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов ( Деян.4:36–37 ). 2 .4. Еще противоречие в рассматриваемой нами подделке. В гл. 44 написано: «Авраам приносит в жертву Измаила». А в гл. 99: «Возлюбил Авраам сына своего Исаака больше, чем Бога, и чтобы не допустить возможность идолопоклонства в сердце Авраамовом, приказал ему Господь умертвить сына своего, что и сделал бы тот, не будь нож его остановлен». 2 .5. В 82-й гл. ЕВ: «юбилейный год, который ныне отмечается каждые сто лет». Элементарная ошибка. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните ( Лев. 25:11 . Каждый, кто воспитывался на законе Моисея, это хорошо знал.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

42). Реакция иудеев, по крайней мере нек-рых из них, также была позитивной (Деян 13. 43). Неделю спустя расстановка сил меняется. Видимо, в течение недели, прошедшей со дня 1-й проповеди, П. и Варнава общались с язычниками, приобретая у них все большую популярность. В иудейской же среде, напротив, оформилась оппозиция новоявленным проповедникам (Деян 13. 44-48). Ап. Лука описывает реакцию иудеев на речь П., но само содержание речи не приводит, только ее окончание. Евангелист представляет и П., и Варнаву произносящими речи, но можно предположить, что от лица обоих говорил П. Он объявил о том, что отныне основное внимание будет уделять язычникам, и торжественно завершил речь цитатой из прор. Исаии (Ис 49. 6). Пребывание П. и Варнавы в Антиохии Писидийской закончилось тем, что они были оттуда изгнаны (Деян 13. 49-52). Город Икония (Иконий, ныне Конья, Турция)), куда отправились П. и Варнава, находился примерно в 140 км от Антиохии Писидийской и представлял собой важный политический и экономический центр в Юго-Вост. Фригии. Проповедь апостолов также началась в местной иудейской синагоге, где они «говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов». Но и здесь проповедников ожидала жесткая оппозиция, причем не только со стороны иудеев, но и со стороны язычников (Деян 14. 1-2). Автор кн. Деяний не уточняет, кто были эти язычники: носители фригийской, эллинской или римской религии или представители разных групп. Однако он указывает на то, что инициаторами возмущения против проповедников были местные иудеи. П. и Варнава пробыли в Иконии «довольно времени, смело действуя о Господе…», так что в итоге «народ… разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов». Дело кончилось тем, что язычники и иудеи хотели побить апостолов камнями, но, узнав об этом, П. и Варнава «удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали» (Деян 14. 3-7). Листра (к северу от совр. Хатунсарая, Турция) была рим. колонией, находилась примерно в 35 км от Иконии.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

6. Или един аз и Варнава не имамы власти еже не делати? «Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» Или один я (Павел) и Варнава, мой сотрудник, проповедуя Евангелие, не имеем права получать необходимое содержание от учеников своих, чтобы не трудиться собственными руками? Свидетельство о том, что апостол Павел и, как сам он говорит, сотрудник его Варнава добывали пропитание трудами рук своих, встречаем в книге Деяний Апостольских и в посланиях апостола Павла ( Деян.18:3 ; 1Кор.4:12 ; 1Сол.2:9 ; 2Сол.3:8 ). Далее Апостол доказывает свое право,без собственного труда, пользоваться содержанием от учеников своих, или от труда Евангельской проповеди, сперва из общепринятых обыкновений, а потом из установления Божественного. 7.Кто воинствует своими оброки когда? Или кто насаждает виноград, и от плода его не ясть? или кто пасет стадо, и от млека стада не ясть? «Какой воин служит когда либо на своем содержании?» Уже в то время, как Павел писал это в Коринфянам, был общий обычай у Греков и Римлян, что воины получали на свое содержание жалование. Апостол говорит, опираясь на этот общий обычай. Сравнение весьма прилично делу. Апостолы и преемники их суть воины, подвизавшиеся на поприще духовной брани ( 2Кор.10:4–6 ). Св. Павел пишет к Тимофею: «преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин» ( 1Тим. 1:18 ). «Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» Златоуст говорит: первым сравнением Апостол выразил опасности, а другим труд, ревность и усердие. Потом присовокупил третье сравнение: Кто, говорит, пасет стадо, и от млека стада не ясть? Этим означает великую заботливость, какую свойственно иметь учителю об учениках. Апостолы были и воины, и земледельцы, и пастыри, имевшие дело не с землею, не с бессловесными животными, не с чувственными врагами, а с разумными душами и с бесовскими ополчениями. Такими сравнениями Апостол показывает и то, каков должен быть священник. Он должен иметь мужество воина, трудолюбие земледельца и попечительность пастыря, и при всем том не желать ничего, кроме необходимого. Доказав и примером Апостолов и сравнениями из обыкновенной жизни, что учителю не запрещено брать, Павел приступает к третьему доказательству, и говорит 64 :

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   Большинство древних толкователей полагают, что эта перемена имени произошла вследствие того, что Савл, после первого, совершенного им великого чуда и обращения проконсула Сергия Павла, ставшего его первым духовным чадом в его апостольской деятельности, принял на себя, в память этого знаменательного события, имя проконсула «Павел». Характерно, что с этого времени Павел, как явивший в себе особую силу Духа Божия и тем показавший себя главным Апостолом языков, ставится на первое место. В то время как до этого события Дееписатель имя Варнавы ставил первым и писал «Варнава и Савл», то с этого момента он постоянно пишет: «Павел и Варнава». Другие толкователи высказывают предположение, что «Савл» — его еврейское имя, а «Павел» — римское имя, которое носил Савл от самого своего рождения, как римский гражданин, что было в употреблении у иудеев. В начале, как истовый фарисей, он именуется своим еврейским именем Савла; когда же он вышел на проповедь языческому миру, он стал употреблять свое римское имя. Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую (Деян. 13:13—41) Деян.13:13. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.     «Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии…». Сразу же Павел ставится во главе миссии: «Павел и бывшие при нем», под которыми понимаются, конечно, Варнава, Иоанн-Марк и, может быть, еще кто-либо из обращенных кипрян.    Памфилия — малоазийская прибрежная область к северу от Кипра, а Пергия — главный город этой области, недалеко от моря на реке Цестре.    Неизвестно, по какой причине, может быть, по слабости характера и боязливости, которых Павел не одобрял (Деян. 15:37—39), Иоанн, отделясь от Апостолов, возвратился во Иерусалим. «Они же», то есть Павел со своими спутниками, прибыли в «Антиохию Писидийскую». Это был главный город Писидии, области, лежавшей на север от Памфилии, внутри Малой Азии. Деян.13:14. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. Деян.13:15. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.    Вошедши в синагогу, в день субботний, они сели и, после чтения закона и пророков, сами начальники предложили им сказать слово наставления к народу. Начальник синагоги — «архисинагог», собственно, был один, а здесь имеются в виду, вероятно, старцы, члены совета при архисинагоге. Некоторые предполагают, что к Павлу со спутниками они обратились потому, что те сели на скамью раввинов. Вероятнее, однако, предположение, что Павел и Варнава еще до посещения ими синагоги, сделались известными в городе, как мужи учительные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Антиохия была большим, очень красивым городом, расположенным на северо-западе Сирии на реке Оронт. Только шесть часов путешествия отделяли этот город от моря, поэтому здесь сходились многие торговые пути. Население Антиохии было очень разнообразным, но в основном греческим, хотя встречались и евреи. Разговаривали здесь на греческом языке. Слово Божие упало на благодатную почву, — очень многие антиохийцы обратились ко Господу нашему Иисусу Христу. Но центр христианства, как мы знаем, несмотря на гонения, оставался в Иерусалиме. Автор Деяний пишет: Дошел слух о сем (то есть о массовом обращении язычников) до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Почему именно апостол Варнава был выбран для столь ответственной и почетной миссии? Мы знаем, что он был родом с острова Кипр, откуда пришли многие антиохийские проповедники, хорошо знал эти места и установившиеся обычаи, прекрасно говорил на греческом языке и пользовался большим уважением Церкви Иерусалимской, так как был очень уравновешенным, добродетельным по натуре. Как из сегодняшнего Апостольского чтения мы слышали: …он был муж добрый и исполненный Духа Святаго… Известно, что апостол Варнава всегда стремился все спорные вопросы решать миром. Здесь ситуация складывалась непростая, ведь не все христиане из иудеев, как мы говорили, принимали новых христиан из язычников, и в Антиохии могли возникнуть всяческие конфликты. Но когда Варнава прибыл в Антиохию, он увидел благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Благодаря усилиям и проповеди апостола Варнавы , приложилось довольно народа ко Господу. Так в Антиохии утвердилась христианская Церковь. Очень большая нагрузка и ответственность легла на плечи апостола Варнавы как духовного наставника новообращенных христиан. Он должен был заниматься буквально всеми вопросами и их духовного окормления, и просвещения, и организации уклада жизни христианской общины. При этом оставалось еще также общественное служение, молитвенное делание. Естественно, апостолу нужен был действенный и деятельный помощник. Потому-то Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Город Тарс, родина апостола Павла, находился в соседней с Антиохией области. Безусловно, воля Божия была в том, чтобы Павел, апостол язычников, прибыл в Антиохию для предназначенного ему от Бога служения. Вместе апостолы понесли великий труд благовестия и организации Церкви Христовой: целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. До этого всех последователей Господа нашего Иисуса Христа называли по-разному: святыми, учениками, братиями, верующими.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010