Документальные фильмы о войне Уникальные кадры кинохроники. 24 августа, 2012 Уникальные кадры кинохроники. Шедевры документального кино в подборке Правмира. Документальные фильмы о Великой Отечественной войне и сегодня позволяют нам окунуться в драматические события прошлого. Разгром немецких войск под Москвой, Ленинградская блокада и Сталинградская битва — горькие и героические страницы истории военного времени оживают на кинопленке. Правмир собрал лучшие документальные фильмы о войне, которые стоит посмотреть каждому. «Разгром немецких войск под Москвой» Это первый военный полнометражный документальный фильм, который был снял по заказу Иосифа Сталина. В конце ноября 1941 года в беседе с председателем Комитета по делам кинематографии при СНК СССР И. Г. Большаковым он заявил: « Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад… Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм«. Режиссерами фильма стали Леонид Варламов и Илья Копалин. В киногруппе, работавшей над фильмом насчитывалось не более тридцати человек, из них пятнадцать операторов. Фильм создали в кратчайший срок. Монтаж картины был закончен в конце декабря 1941 года. С 18 февраля фильм начали демонстрировать в кинотеатрах. В картине представлены документальные съемки строительства оборонных сооружений, боёв за подмосковные города и деревни. Тяжёлое впечатление производят картины разрушений, оставленных отступавшими фашистами, кадры убитых мирных жителей и советских солдат и офицеров, попавших в плен. Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» показал героизм защитников Москвы и получил заслуженное признание. Его удостоили Сталинской премии, а после показа в США его адаптированной для американского зрителя версии фильм получил премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм. «Сталинград» В марте 1943 года режиссёр фильм Леонид Варламов завершил работу над полнометражным фильмом «Сталинград». На протяжении шести месяцев пятнадцать фронтовых кинооператоров вели съемки, в которых отразился весь ход Сталинградской битвы. Фильм содержит

http://pravmir.ru/dokumentalnye-filmy-o-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - Август 2018 (184) Борьба с гневом: почему просто не отвечать злом на зло – не выход? Научившись не отвечать на зло, надо научиться еще и бороться с этим злом — не внешне, а внутри себя. И это уже другая ступень нашего пути к добродетели 26.05.2023 Преображение Господне: коротко о празднике В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы будем рассказывать о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви. 18.08.2023 Что такое Палех? Почти в каждом доме в советские годы можно было увидеть черную лаковую шкатулку из Палеха, расписанную яркими красками и золотом. Палехская миниатюра стала известна во всем мире; благодаря ей местный художественный стиль не забылся, а остался живым. После развала СССР появились новые иконописцы и новые иконописные артели — современные мастерские XXI века, которые бережно развивают многовековую традицию. 30.08.2018 «Облачное Успение»: что это такое? Иконографический вариант Успения, где изображено чудесное прибытие апостолов в сопровождении ангелов, и называется «облачным Успением». По иконописной традиции, разновременные события здесь изображены рядом. 28.08.2018 Одежды Христа: как и почему Евангелие описывает облачения Спасителя Одежда многое может рассказать о человеке. И по скудным евангельским упоминаниям об одежде Иисуса Христа становится понятно, каким видели Иисуса Христа люди в ту эпоху. Его одежда была совсем простой. Но даже враги своими руками одевали Его в светлые одежды и в пурпурную мантию царя. Да, это было сделано в насмешку над Иисусом. Но благодаря этим одеждам вот уже две тысячи лет люди во всем мире помнят, как Ирод признал Иисуса невиновным и Пилат спрашивал иудеев: «Царя ли вашего распну?» А разорванная воинами верхняя одежда Иисуса и Его хитон до сих пор хранятся в разных христианских храмах как великие святыни. 25.08.2018 Новый роман Алексея Варламова: " Душа моя Павел " Этот «роман взросления» Алексея Варламова пятидесятилетних вернет в бурное студенческое время, а для двадцатилетних станет энциклопедией жизни 80-х, в которой не только про то, что ели-пили-слушали-читали — но и про то, как избавлялись от иллюзий, учились не предавать то, что дорого, и мучительно искали истину.

http://foma.ru/journal/avgust-2018-184-8

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Михаил Нестеров. Иллюстрация к " Капитанской дочке " А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: почему ее называют самым христианским произведением русской литературы? 15 мин., 31.07.2023 В 1836 году в журнале «Современник» впервые была опубликована повесть Пушкина «Капитанская дочка». Повесть, которую мы все проходили в школе и которую немногие перечитывали позднее. Повесть, которая куда сложнее и глубже, чем принято считать. Что же такого есть в «Капитанской дочке», оставшееся за рамками школьной программы? Почему она актуальна и по сей день? И за что ее называют «самым христианским произведением русской литературы»? На эти и другие вопросы ответил писатель и литературовед Алексей Варламов. Алексей ВАРЛАМОВ ректор Литинститута им. А.М. Горького, доктор филологических наук По сказочным законам В самом начале ХХ века один честолюбивый литератор, приехавший в Петербург из провинции и возмечтавший попасть в петербургское религиозно-философское общество, принес свои сочинения на суд Зинаиды Гиппиус. Декадентская ведьма отозвалась о его опусах невысоко. «Читайте «Капитанскую дочку», — было ее наставление. От этого напутствия Михаил Пришвин — а молодым писателем был он — отмахнулся, ибо счел для себя оскорбительным, но четверть века спустя, многое пережив, записал в дневнике: «Моя родина не Елец, где я родился, не Петербург, где я наладился жить, то и другое для меня теперь археология… моя родина, непревзойденная в простой красоте, в сочетавшейся с ней доброте и мудрости, — моя родина — это повесть Пушкина «Капитанская дочка». И в самом деле — вот поразительное произведение, которое признали все и никогда не пытались сбросить с корабля современности. Ни в метрополии, ни в эмиграции, ни при каких политических режимах и властных настроениях. В советской школе эту повесть проходили в седьмом классе. Как сейчас помню сочинение на тему «Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева». Швабрин — воплощение индивидуализма, клеветы, подлости, зла, Гринев — благородство, доброта, честь. Добро и зло вступают в схватку и в конечном итоге побеждает добро. Казалось бы, все очень просто в этом конфликте, линейно — ан нет. «Капитанская дочка» — произведение очень непростое.

http://foma.ru/kapitanskaya-dochka.html

Вот подходящий к разбираемым в этой нашей книге историческим событиям пример. За предсмертные, перед мученической кончиной, признания епископа Гермогена в том, что он в свое время несправедливо гнал Г.Е. Распутина, всю книгу офицера С.В. Маркова «Покинутая Царская Семья», в которой они опубликованы, А.Н. Варламов называет «не самым серьезным источником». (Что реально означают эти словесные выкрутасы - неясно. Сомневаешься - докажи обратное. А так - попахивает не просто недобросовестностью, а пресловутым безответственным навешиванием ярлыков, намеренной клеветой и подлогом. Так что не ври, родной!) Но, в конце-то концов, история наша все же не «дышло», которое, согласно народной поговорке, куда повернул, туда и вышло. И в этой связи еще один пример. «Что же касается вопроса о том, насколько всё случившееся было следствием масонского заговора, - пишет в своей книге А.Н. Варламов, - то эта тема настолько запутана и число всевозможных версий, спекуляций и голословных заявлений по сравнению с фактами так велико, что отыскать истину представляется еще менее возможным, чем в деле о принадлежности Распутина к хлыстам или его походам по петербургским проституткам». «Не беда», что определенный - на основе подлинных документов - отрицательный ответ о мифической принадлежности Григория Ефимовича к секте хлыстов уже установлен, что пресловутые «походы» основательно дезавуированы, что масонский след не отрицается и самим А.Н. Варламовым буквально на следующей странице («Таким образом, выходит, что без масонов действительно не обошлось»), - Алексей Николаевич с упорством, достойным лучшего применения, продолжает дуть в одну и ту же дуду: всё равно мы никогда не узнаем правду. Но приснопамятный отец Николай Псковоезерский утверждал иное: «Неправда поможет открыть правду». И мы верим, разумеется, ему, а не господину Варламову. Эти слова старца и духовного отца и легли в основу нашего расследования. - А как сам Григорий Ефимович относился к клеветавшим на него? Что говорили об этом Царственные мученики?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Душа в душу В трагическом ДТП на Кубани погибла Инна Варламова, вдова священника Василия Варламова 26 сентября, 2017 В трагическом ДТП на Кубани погибла Инна Варламова, вдова священника Василия Варламова Семь человек погибли в автокатастрофе с экскурсионным автобусом из Нижнего Новгорода в Краснодарском крае. Пользователи соцсетей первыми узнали в сухих строчках списка погибших Инну Варламову, вдову нижегородского священника Василия Варламова. В августе 2013 года в Иерусалиме пропал нижегородский священник Василий Варламов. Он приехал в паломническую поездку с женой и дочерью. Однажды утром о. Василий вышел из отеля и не вернулся. При нем не было ни кредитных карт, ни мобильника, поэтому отследить путь было проблематично. Полиция Израиля искала священника, но поиски оказались безуспешными. Спустя 4 года, в апреле 2017 года останки нижегородского клирика нашли недалеко от Иерусалима, в арабской деревне. Генетическая экспертиза показала, что это о. Василий Варламов. Результаты экспертизы также однозначно указывали на то, что смерть не носила насильственный характер.  26 сентября вдова о. Василия Инна Варламова трагически погибла в ДТП. Она находилась в автобусе, где ехали нижегородские паломники, возвращавшиеся из Абхазии. ДТП произошло около 01:00 мск на трассе М-4 «Дон», в районе города Горячий Ключ. Экскурсионный автобус столкнулся с припаркованным в попутном направлении грузовым автомобилем. В аварии погибли 7 человек, 19 получили ранения. Василий и Инна Варламовы были известной семьей в Нижнем Новгороде. Отец Василия Варламова был художником, его талант передался и сыну. «Правмир» попросил поделиться воспоминаниями тех, кто знал эту семью. Священник Евгений Панюшкин (Нижний Новгород): Это была очень творческая семья. И матушка и отец Василий вместе занимались творчеством, писали картины. Я бывал у них дома не раз. Отношения у них были очень дружественными, они практически никогда не ссорились, потому что умели друг другу уступать. Для меня это было очень ценным опытом. Матушка была очень интеллигентным и воспитанным верующим человеком.

http://pravmir.ru/dusha-v-dushu/

Посылая водевиль в «Новое время», Чехов просил Суворина не печатать раньше мая (письмо 22 апреля 1889 г.). «Предложение» появилось в газете 3 мая – в несколько измененном, сравнительно с первоначальным текстом, виде. Чехов сделал стилистические поправки и ряд сокращений. Ослаблялась внешняя, скандальная сторона столкновения, отчего его внутренняя сущность выделилась рельефнее. В последних явлениях были вычеркнуты примирительные реплики Натальи Степановны и Ломова, а также урезонивающие слова Чубукова (см. варианты). 5 мая 1889 г. Ал. П. Чехов сообщал брату: «Твое „Предложение“, напечатанное фельетоном, очень понравилось публике» (Письма Ал. Чехова, стр. 232). 22 мая Чехову писал А. Н. Плещеев: «Читал я в „Новом времени“ „Предложение“. Это ужасно смешно, и на сцене будет гораздо забавнее „Медведя“. Нельзя без хохота читать. Мы читали в компании» (ГБЛ; Слово, стр. 264). 9 августа 1889 г. «Предложение» было поставлено в Красносельском театре, о чем на другой день Чехову сообщал игравший в пьесе П. М. Свободин; роли исполняли, кроме него, Ильинская (Наталья Степановна) и Варламов (Чубуков): «Хохот стоял в зале непрерывный Вызывали нас два раза, – чего не бывает в официально-чинном Красносельском театре» (письмо от 10 августа 1889 г. – Записки ГБЛ, вып. 16, стр. 195–196). 24 августа о том же писал В. В. Билибин (ГБЛ), а 16 сентября – Плещеев: «Ваше „Предложение“ имело, говорят, огромный успех» (ЛН, стр. 351). По этому поводу Чехов заметил в письме Леонтьеву (Щеглову): «Мне пишут, что в „Предложении“, которое ставилось в Красном Селе, Свободин был бесподобен; он и Варламов из плохой пьесенки сделали нечто такое, что побудило даже царя сказать комплимент по моему адресу. Жду Станислава и производства в члены Государственного совета». В сентябре 1889 г. к Чехову обратился Куманин, редактор журнала «Артист», с просьбой перепечатать «Предложение», Чехов ответил 5 сентября: «Мое „Предложение“ было уже напечатано в „Новом времени“ куда я обещал его еще в прошлом году. Что касается напечатания этой пьесы в „Артисте“, то оно едва ли возможно. Не в моей власти разрешать печатать то, что уже было однажды напечатано в газете и за что мною уже получены деньги. Неловко. Если, конечно, Суворин разрешит перепечатать с соответственным примечанием, что эта-де пьеса была раньше помещена в „Новом времени“, то я ничего не буду иметь против». 23 октября Чехов сам написал Суворину, и в ноябре «Предложение» было перепечатано в «Артисте» с примечанием о первой публикации в «Новом времени». Судя по напечатанному здесь тексту, в корректуре Чехов внес небольшие поправки. Возможно, по цензурным причинам в репликах действующих лиц исчезли слова: «боже мой», «слава богу».

http://predanie.ru/book/221180-pesy-1878...

Свидетельствует ныне здравствующий блокадник, д.и.н., проф. СПБГУ Ю.Г. Алексеев о своей жизни в блокадном Ленинграде и о впечатлении, которое оказал на него парад и речь вождя: «Из магазинов исчезали продукты, сокращалась выдача хлеба. Начались постоянные артобстрелы, бомбежки. Но самым страшным днем для меня стало 16 октября, когда в газетах я прочитал: «Москва на осадном положении». В голову не вмещалось, что Москву сдадут. И насколько радостной оказалась весть о параде 7 ноября 1941 г. и речь Сталина, его призывы: «Под знаменами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова — вперед к победе». И думалось: «Слава Богу! Конец этому проклятому троцкистскому интернационализму. Возвращается русский патриотизм». С обращением местоблюстителя Сергия сталинскую речь объединяет еще одна черта — исторический оптимизм. Вот что говорил глава государства: «Вспомните 1918 год. Три четверти нашей страны находилось тогда в руках иностранных интервентов. Украина, Кавказ, Средняя Азия, Урал, Сибирь, Дальний Восток были временно потеряны нами. У нас не было союзников, у нас не было Красной Армии, — мы ее только начали создавать, — не хватало хлеба, не хватало вооружения, не хватало обмундирования. 14 государств наседали тогда на нашу землю. Но мы не унывали, не падали духом. В огне войны организовали тогда мы Красную Армию и превратили нашу страну в военный лагерь. И что же? Мы разбили интервентов, вернули все потерянные территории и добились победы». Сравним это со словами местоблюстителя: «Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой, и выходили победителями». С речью произошла накладка. Кинооператоры не смогли толком ее заснять, и поэтому пришлось повторять ее заново. 14 ноября в Свердловском зале бывшего здания Сената была собрана точная копия центральной трибуны Мавзолея, установлены осветительные приборы, кинокамеры, микрофон. На следующий день, 15 ноября 1941 г., была сделана запись выступления И.В. Сталина, которая и вошла в фильм режиссера Л. Варламова «XXIV-ый Октябрь. Речь И.В. Сталина». Кадры парада впоследствии вошли в фильм режиссеров Л. Варламова и И. Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», вышедший на экраны 23 февраля 1942 г. и получивший в 1943 г. первый в СССР американский «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Ни зрители, ни кинокритики не заметили, что у Сталина изо рта не шел пар, хотя и это предусматривалось: в Сенате открыли окна.

http://pravoslavie.ru/98433.html

Записки православной . – М.: Индрик, 2011. – 198 с./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – январь 2012. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). В 1980 году преподаватель Смоленского педагогического института Татьяна Николаевна Щипкова (1930-2009) получила три года лагерей общего режима за «пропаганду» религии в студенческой среде. Ей предстояло пройти через семь тюрем, провести несколько лет на зоне с убийцами и ворами. И хотя автор книги пишет, что она страшилась «своих будущих спутниц – женщин тюрьмы и лагеря», трагический и страшный опыт общения с этими людьми поднял ее на небывалую духовную высоту. Она научилась видеть даже в поврежденных злом человеческих душах отсвет образа Божиего, убедилась, что и в самых нечеловеческих условиях люди остаются людьми. О некоторых своих подругах по несчастью Т. Щипкова говорит, что ни до, ни после заключения не встречала такого внутреннего света, такой душевной цельности и самоотречения. В книге нет ни истерического пафоса, ни упоения собственными переживаниями, ни сентиментального надрыва… Интонация повествования удивительно спокойная, сдержанно-лаконичная, но при этом полная скрытой боли и сочувствия всем жертвам системы, которую она с полным правом называет антихристианской. А. Н. Вампилов. Стороны света. Повести и рассказы. – М.: Никея, 2011. – 512 с. – (серия «Современная проза»)/Представляет Ирина Лукьянова //Фома. – – январь 2012. – С.86. - (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Любимый эпитет Алексея Варламова – «покойный». Не в смысле «усопший», а в смысле «мирный, спокойный». Собственно, в этой книге почти всё – о тишине, несуетности, и внутреннем покое. Может, потому и место действия – либо шумная Москва с ее бессмысленными толпами и человеческой подлостью, либо тихая и малолюдная окраина: суровые Соловецкие острова, хмурый осенний Байкал, зимняя деревня, провинциальный городок Белозерск. Повествование у Варламова тоже «покойное» - тихо катит волны, покачивает, как в лодке: никаких тебе эффектных      развязок, никаких сюжетных тайн – катит и катит человеческая жизнь со всеми ее встречами-разлуками, приездами-отъездами… Вошли повести «Здравствуй, князь!», «Гора», «Теплые острова в холодном море», рассказ «Балашов» и др.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-105-...

Валентин Распутин нес на себе тяжесть унижения русского человека Будем надеяться, что на небе за Россию прибавился еще один молитвенник. 16 марта, 2015 Будем надеяться, что на небе за Россию прибавился еще один молитвенник. Писатель Алексей Варламов о Валентине Распутине и сокровенном даре его души Алексей Варламов К сожалению, я мало общался с Валентином Распутиным лично, но полюбил его как писателя, с детских лет и всегда восхищался им. Валентин Распутин — не просто представитель знаменитой деревенской школы в русской литературе, это писатель-философ глубочайшего склада, и имя его, стоит в одном ряду с классиками русской литературы XIX века. По объему он написал не так уж много — знаменитые четыре или пять повестей, десятка два рассказов, потрясающая публицистика — но, как говорится, эти книги «томов премногих тяжелей». Главное, это его жизнь – честная и мужественная. Из всех писателей-деревенщиков он был самым тонким, самым нежным. Не случайно он так хорошо чувствовал и умел изображать женщин. У меня такое ощущение, что у него был какой-то особенный инструмент, язык, глаз, склад души и ума, которые позволяли ему чувствовать женскую душу острее и лучше, чем душу мужскую. Не случайно женские персонажи получались у него духовно сильнее, чем мужские. И у него была поразительно высоко задана планка осознания философского смысла жизни через пограничье со смертью, знание, явленное наперекор советскому времени, советскому атеизму. Я думаю, что к этой границе жизни и смерти никто из писателей его поколения так близко не подходил и не осознавал, что грань между жизнью и смертью проходит ежеминутно рядом. А для Валентина Распутина это было мерилом, критерием, поэтому, кстати, он так остро чувствовал человеческий возраст и особенно хорошо умел понимать возраст стариков и старух. Когда он писал «Последний срок» и «Прощание с Матерой», он был сравнительно молодым человеком, ему было чуть больше 30-ти лет, но вот это проникновение в человеческую душу и в человеческую судьбу с другим опытом было дано ему свыше. Это был писатель, награжденный сокровенным даром.

http://pravmir.ru/valentin-rasputin-nes-...

поиск:   разделы   рассылка Ольга Кирьянова " Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия " Беседа с писателем Алексеем Варламовым Источник:  Православие.ру О том, может ли современное общество дать миру литературных гениев, как выстроить правильные отношения между культурой и Церковью, надо ли изучать в школе Библию, как привить детям любовь к чтению, о русском языке, цензуре и " православной литературе " мы беседуем с членом Патриаршего совета по культуре, ректором Литературного института имени А.М. Горького, писателем Алексеем Варламовым. – Вручение Нобелевской премии по литературе за 2016 год американскому рок-музыканту Бобу Дилану стало предметом острых общественных дискуссий. Алексей Николаевич, как к этому относитесь вы? – Спокойно. Мне кажется, Нобелевская премия уже не имеет такого авторитета, как раньше. Я, честно говоря, никаких особых дискуссий в своем кругу не заметил... – В основном обсуждение идет в социальных сетях. – За социальными сетями, к сожалению, не слежу, поэтому ничего сказать не могу. Мне кажется, Оргкомитет Нобелевской премии хочет быть оригинальным, изменить формат, быть ближе к современности, казаться более отзывчивым на социальные запросы. Намерение понятно, и мнение по этому поводу у каждого свое. Повторюсь, я отношусь к этому спокойно. Так же, как и к тому, что год назад эту премию дали Светлане Алексиевич. На мой взгляд, можно было найти более достойную кандидатуру из числа авторов, пишущих на русском языке. Но решили дать премию Алексиевич, и это их право. Как член жюри нескольких литературных премий, я понимаю, что выбор лауреата часто является компромиссом, обусловленным многими факторами. – Россия дала миру многих великих писателей, в том числе и Нобелевских лауреатов. Нет у вас ощущения, что время литературных гигантов ушло? – Ощущение такое есть, но это проблема не только России, не только русской литературы. Мне кажется, в мире вообще прошло время по-настоящему великих личностей. Это касается и науки, и политики, и культуры. Может быть, с человеческим генофондом происходит что-то...

http://religare.ru/2_110309.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010