20 декабря 1805 года назначен епископом Могилевским. 23 мая 1808 года возведен в сан архиепископа. В 1812 году преосвященный Варлаам, испытанный в борьбе с врагами Православия, не устоял в душевной крепости перед врагами России. Когда г. Могилев был занят французскими войсками, архиепископ Варлаам принес присягу на верность Наполеону и велел сделать это духовенству по всей епархии. Измена преосвященного Варлаама в некоторой мере оправдывается тем, что он хотел сохранить спокойствие в своей епархии. Намереваясь присягнуть Наполеону, он говорил своему секретарю: «Ты думаешь, что Россия будет благополучна?!.. Пусть будет благополучна; я один тогда буду несчастлив». Из этих слов видно, что не личной славы искал архиепископ Варлаам. При отступлении войск Наполеона город Могилев не был сожжен, как другие города России. В декабре 1812 года преосвященный Варлаам был призван на суд за измену. 1 мая 1813 года он был лишен сана архиерея и священства и простым монахом отправлен в Новгород-Северский Преображенский монастырь. После расстрижения Варлаам постоянно заливался слезами. В последние годы жизни он сделался очень раздражительным, а от непрестанного плача потерял зрение. Состояние несчастного узника ярко выразилось в распространенной среди волынского и черниговского духовенства песни, составление которой приписывали Варлааму в период его заточения. Слова этой песни характеризуют его внутреннее настроение, вполне доказывающее, что он не был и не мог быть отъявленным злодеем, а напротив – действовал только под влиянием внешних светских побуждений, против которых не в силах был устоять: Лестей твоих, свете, Я прежде не знал, И за верна друга Я тебя считал. … Нравом добротливым Многим услужил, Чаял себе верных, Тем врагов нажил. … Кругом врагов лестных Смотрит на мя глаз, Как-то я приметил И уже не раз. В глазах: брат, здоров! За глазами съесть готов; Аспидские речи, Летят, как картечи, Ах, за мною в след. В заключении своей песни он высказал мысль быть оправданным пред судом, если не настоящим, то будущим:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Первоначально к собору примыкали деревянные колокольня, архиерейский двор, кельи, трапезная, поварня, гостиница, сгоревшие при городском пожаре 18 июля 1748 г. Впосл. в мон-ре были выстроены деревянный архиерейский корпус с 5 кельями (1753; в 1800 перевезен в монастырскую усадьбу в с. Андруши) и возведены каменные 3-ярусная колокольня (1770-1776; колокола привезли из Москвы) с пристроенной в 1782 г. теплой каменной ц. вмц. Варвары, часовня-беседка, ограда (1782), торговые лавки (1828-1830; разобраны после пожара 1916), здание консистории. В 1825-1826 гг., когда был сооружен новый деревянный архиерейский корпус с теплой крестовой ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, Варваринский храм был упразднен и в его помещении устроили консисторский архив, но 24 июля 1874 г. по инициативе еп. Полтавского Иоанна (Петина; † 1889) его возродили с посвящением прор. Иоанну Предтече и вмц. Варваре. В 1845 г. центральную часть обители запечатлел на рисунке поэт и художник Т. Г. Шевченко. 2 окт. 1738 г. по инициативе еп. Арсения (Берло) на территории П. В. м. был открыт Переяславский коллегиум, в котором было 6 классов: фара, инфима, грамматика, синтаксима, поэтика и риторика. В 1773 (?) г. с открытием богословского класса коллегиум был преобразован в семинарию (среди наставников - игум. Варлаам (Шишацкий) ), позднее также преподавались основы медицины, факультативно изучались нем. и франц. языки. В семинарии учительствовали: в 1782-1783 гг. Анастасий (Братановский-Романенко) , ок. 1783-1785 гг. игум. Варлаам (Шишацкий), в 1753-1754 гг. Г. С. Сковорода, И. В. Леванда (1734-1814), впосл. именитый киевский митрофорный протоиерей, проповедник. Обучение было доступно для всех сословий. Половина учеников были из малоимущих семей, они находились на содержании епархии и проживали в общежитии при коллегиуме. Первоначально коллегиум размещался в деревянном корпусе, собранном на территории П. В. м. из 4 хат, подаренных еп. Арсению (Берло) архимандритом Киево-Печерской лавры Иларионом (Негребецким; † 1740). Во время пожара 1748 г. этот корпус сгорел, и по инициативе еп. Никодима (Сребницкого) занятия перевели в частный двор С. Мировича. В 1753-1757 гг. на средства еп. Переяславского Иоанна (Козловича) к северо-востоку от собора близ монастырских ворот были построены кирпичный корпус учебного заведения (сохранился), а также 2 деревянных флигеля общежития, в к-рых проживало до 40 чел. (сгорели через 20 лет). В 1812 г. в зданиях семинарии размещали больных и раненых солдат. В 1814 г. из-за увеличения числа учеников каменный корпус был надстроен 2-м деревянным этажом. Решением Свящ. Синода (авг. 1861) в сент. 1862 г. семинарию перевели в Полтаву, а в ее помещении открылось ДУ.

http://pravenc.ru/text/2580018.html

В 1657-1672 гг. монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа (с кон. 1660-х гг. архиеп.) Лазаря (Барановича), который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия Михайловича, открыл в ней славяно-латинскую школу и типографию, которые позже перевел в Чернигов. В 1664 г. в обители останавливался польский король Ян Казимир, возвращавшийся из неудачного похода и не впущенный жителями в Новгород-Северский. Международный авторитет владыки Лазаря спас тогда монастырь, по словам «Историко-статистического описания», от нового погрома. В 1699-1701 гг. монастырем управлял, в сане архимандрита, будущий свт. Димитрий Ростовский (Туптало, †1709), окончивший здесь 3-й том своих знаменитых «Житий святых». В 1752-1757 гг. в обители жил на покое и управлял ею владыка Арсений (Могилянский) – духовник императрицы Елизаветы Петровны и будущий Киевский митрополит. В годы существования отдельной Новгород-Северской епархии (1785-1797) ее правящий епископ Иларион (Кондратовский) жил в Спасо-Преображенском монастыре. Владыка открыл в обители семинарию (действовала до упразднения епархии), достроил храм св. прор. Илии при корпусе настоятеля. Храм был освящен 24 янв. 1787 г. в присутствии Екатерины II, которая в тот же день пожаловала монастырю свой вклад. Позже она внесла другие пожертвования на обитель, включая постройку нового Спасо-Преображенского храма (заложен в 1791 г. на месте разобранного в 1787 г.). При упразднении епархии, владыку Илариона, согласно его прошению, оставили в монастыре на покое. Почивший в 1799 г. иерарх был погребен в алтаре храма св. прор. Илии. В 1799-1800 гг. обителью руководил архимандрит Феофан (Шиянов), будущий викарный епископ при Киевском митрополите и основатель монастыря «Феофании» в Киеве. В 1813-1823 гг. в обители пожизненно содержался бывший архиеп. Могилевский Варлаам (Шишацкий), лишенный сана за то, что при оккупации территории его епархии французами в 1812 г. дал под давлением присягу Наполеону. Отец Варлаам завершал земную жизнь на родной Черниговщине, в обители, где в 1785-1786 гг. был ректором семинарии. В последние годы о. Варлаам ослеп. Уважая ученость ссыльного, ему приходили читать книги преподаватели Новгород-Северской гимназии и духовного училища, открытого в монастыре в 1818 г. Между главным храмом и корпусом, где жил о. Варлаам, протянули веревку, служившую слепцу ориентиром во время прогулок.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Движет ревность сердца, Что совсем я прав; Только уличает Свет мя преслужав. Но Бог милосерд, Сотрет камень тверд На мелкие части, Все мои напасти На них обратит. На Волыни и в некоторых местах Черниговской епархии сохранилось предание, будто император Александр I хотел помиловать Варлаама и даже предлагал возвратить ему сан архиерейства. Но Варлаам, удрученный недугами и слепотой, будто бы отказался от этого, выражая желание до конца жизни понести заслуженное наказание. Скончался он 23 июля 1820 года, а по другим источникам – в 1823 году. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 171. Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробны м описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича . – СПб., 1893. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 67, 77, 495, 542, 935. Белков Евг. Архиепископ Варлаам (Эпизод из 1812 года)//Русский паломник. – 1912, 42. – С. 653–654. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 171. Русский паломник. – 1893, 28. – С. 438. Русская старина. – 1880, январь. – С. 210. – 1886, июнь. – С. 710; август. – С. 486. Исторический вестник. – 1881, июль. – С. 522–543. – 1893, октябрь. – С. 231–244. Русский архив. – 1903, кн. 2, 6. – С. 290–291. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 771. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 547; т. 2. – С. 1582. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. т. 5-а. – С. 531.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В результате деятельности архиеп. Виктора число приходов в М. е. возросло. В 1793-1794 гг. к правосл. Церкви присоединилась приблизительно треть всех действовавших на западнорус. землях униат. общин: в Брацлавской (позже Подольской) губ.- 831 церковь, 14 часовен, мон-рь, 592 тыс. прихожан; в Изяславской (позже Волынской) губ.- 745 церквей, 10 часовен, мон-рь, 416 тыс. прихожан. К нач. июня 1795 г. в Минской губ. к правосл. Церкви присоединились 34 приходских храма, 8 приписных церквей и 5 часовен, ок. 20 тыс. прихожан. К нач. июня 1796 г. число вернувшихся в Православие униатов в Минской губ. удвоилось: воссоединенными считались 82 храма, 12 священников и 65 тыс. прихожан. В 1794-1795 гг. на территории М. е. воссоединилось с правосл. Церковью почти 1,5 млн униатов. Униат. духовенство часто оказывало сопротивление. В июле 1794 г. помощник архиеп. Виктора, первенствующий член Минской духовной консистории и настоятель дятловичского Преображенского монастыря архим. Варлаам (Шишацкий) , жаловался в Киев, что его поездка в г. Бар была сорвана из-за произвола местной шляхты и враждебных действий братии Барского монастыря василиан (ГА Хмельницкой обл. Ф. 315. Оп. 1. Д. 238). В авг. 1794 г. архим. Варлаам снова писал о «возмущениях», спровоцированных униат. духовенством в Подолии. Нередки были случаи (напр., в с. Кутковцы Изяславской губ. в 1795), когда принятого в правосл. Церковь священника назначали на воссоединенный приход, но в то же время ктитор храма, оставшийся в унии, не допускал клирика к службе и требовал возвращения в унию (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп 1. Д. 2). В Минской губ. результатом гонений польск. властей на Православие стал упадок монашества. На рубеже 1792 и 1793 г., незадолго до присоединения края к России, польскими властями был упразднен Преображенский (по др. данным, Петропавловский) женский мон-рь в Минске, сохранившаяся община переехала в Вильно, где при поддержке Виленской архимандритии смогла организовать небольшой женский скит с храмом Благовещения Богородицы, в 1798 г. община была упразднена. В 1797 г. закрылись слуцкий в честь Преображения Господня и Кейданский Преображенский мон-ри, в которых почти не было братии. Минской консисторией были рекомендованы к закрытию Кронский Троицкий и Евейский Успенский муж. мон-ри (ныне в Литве), в которых имелись настоятели, но не было братии; сначала Синод отказался их закрывать, дал согласие только в 1810 г. Важную роль в возрождении монашества в регионе сыграл настоятель минского Петропавловского мон-ря (с 1800 пинского Богоявленского мон-ря) архим. Лазарь (Терешкевич).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

[ Елиссей , в окт. 1596.] Лазарь , 1802–24; (†...?) Аркадий Федоров 27 мая 1825 перев. из Грозовского монастыря; 8 дек. 1828 хирот. в епископа Оренбургского. Иоанн Доброзраков 14 янв. 1829 перев. из Можайского Лужецкого монастыря; 5 авг. 1830 хирот. в епископа Пензенского. Смарагд Крыжановский в 1830 перев. из Киево-Братского монастыря; 20 сент. 1831 хирот. в епископа Ревельского (викария С.-Петербургской епархии). Евтихиан Лестев в 1833 перев. из Спасо-Прилуцкого монастыря, а в 1834 – в Рязанский Солотчинский. Евгений Добротворский , с 1834, перев. из Грозовского? 31 мая 1836 хирот. в епископа Винницкого (викария Подольской епархии). Феофан , в 1836–45. Геласий в 1845 перев. из Грозовского; до 1855. Пантелеймон , в 1856–59. 5 Петропавловский, в Минске, В 1795 г. обращён в Кафедральный собор; штат перев. в Пинский Богоявленский 154 [V, 67.] Архим. Паисий , 1620. – Пётр Пашкевич , 1691. 6 Грозовский Иоанно-Богословский, в местечке Грозове, основан в начале XVII века; заштатный. [III, 758.] Архимандриты Исаия , игум., 1795–1809; архим. до 1814. Неофит , 1817–24. Аркадий Федоров в июне 1824 перев. из Кутеенского, а 27 мая 1825 – в Пинский Богоявленский. Платон , 1829–31. Евгений , 1831–34, перев. в Пинский Богоявленский? Геласий , 1838–45, перев. в Пинский Богоявленский. Платон , 1846–59. 7 Дятловицкий Спасо-Преображенский основан в 1622 г.; заштатный. [IV, 77.] Игум. Иннокентий Гизиель , в 1645 ж 1646, перев. в Киево-Братский мнтрь. – Руф , в авг. 1766. 155 Архим. Варлаам Шишацкий 26 мая 1794 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря, а 3 июня 1795 хирот. в епископа Волынского. – Иов , 1838–41, 53–56. 8 Кобринского Спасского, в городе Кобрине [IV, 546]: Игумены Варлаам , 1465. Андрей , 10 июня 1491. Антоний Критский , 5 окт. 1512. Иосиф , в сент. 1526. Вассиан , 1541. Иона Гоголь с 7 февр. 1586. После епископ Туровский. Павел Овлочинский , архим., 1633. 9 Слуцкий Троицкий основан в XVI веке. Ныне заштатный. [VI, 148.] Архимандриты Макарий , 31 мая 1492. Иосиф , игум., 1493 и 94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посем снимают с него одежды внешняя священническия, поюще стихиру сию глас ( в ) (2): Днесь ученик Христов отчуждается чести Его и благодати: возлюби бо паче служения Ему рабо-тати беззаконником; тем же ныне, яко недостоин, от святилища отвержен бывает. Сего ради вси со умилением Христу возопием: пощади нас, Владыко, пощади, во чистоте же и правде служити Тебе нас сподоби, яко Един благ и Человеколюбец. Таж одевают его в одежды мирския, глаголющи: да облечешися во срам, и да одеждешися, яко одеждою, студом своим. Сия вся содеявши, сядет паки Святитель на месце своем во вратех царских и, держа жезл в руце десной, сице глаголет: понеже не достоин явился еси степени пресвитерскаго, ни предстояти жертвеннику Божию, ниже священнодействовати слова его истины, и приносити Ему дары же и жертвы и ино что священнодействовати можеши к тому, вин ради нанесенных на тя лукавством твоим, сего ради аз властию от Христа Бога мне данною, яко неключимаго тя раба, от святаго престола и алтаря Господня отлучаю, отметаю и до конца сим жезлом пастырским вовеки отреваю. И се доглаголя, отринет его жезлом от Царских врат. И абие востав, царския врата затворяет и изложив с себя одежду, отходит восвояси». Миряне, присутствовавшие при совершении этого чина, останавливали свое наблюдение и внимание, главным образом, на острижке длинных волос на голове извергаемых из священства и потому последних стали называть и теперь называют расстригами. В настоящее время лишение священства совершается без всякого церемониала и совершается не в храмах Божиих, а в присутствии духовных пастырей, где секретарь консистории, при собрании членов ее, читает синодальный указ лишаемому священства о снятии с него пресвитерского сана, и затем берется от него подписка впредь не именоваться священником, не носить священнической одежды и не совершать никаких церковных священнодействий. В нашей православной церкви совершается не только извержение законопреступных пресвитеров, но бывали, хотя и редкие случаи, что и архиереи наши извергались из святительского сана. Так, в царствование Алексея Михайловича лишен был святительского сана патриарх Никон ; в царствование императрицы Анны Иоанновны – архиепископ Варлаам Ванатович; при императрице Екатерине II – митрополит Арсений Мациевич, а при императоре Александре I – архиепископ могилевский Варлаам Шишацкий. Так как в наших архиерейских Чиновниках, ни рукописных, ни печатных, не было особого чина, по которому надлежало совершать извержение из святительского сана, то таковому извержению предшествовало составление собором наших архипастырей церемониала для совершения этого крайне прискорбного акта. В настоящей статье мы опишем причины и церемониал извержения последних двух из упомянутых святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

Иона II епископ, рукоположен в апреле 1523 упоминается в мае 1535 † неизвест. Геннадий епископ, упоминается в 1536–1547 † неизвест. Вассиан епископ, упоминается † неизвест. Иосиф (Красенский- Борзобогатый) епископ, упоминается в 1551 и 1558 Иона (Борзобогатый-Красенский), нареченный епископ, наречен и получил грамоту на епископию с 1563 по 1565 изгнан вооруженной силой, с 1567 еп. Луцкий Феодосий (Лазовский) епископ, бывший еп. Холмский с 1565 по 15.01.1580 †13.04.1589 Мелетий (Богуринский-Хрептович) епископ, рукоположен с 1588 (управлял с 1580) †13.01.1593 Ипатий (Потей) епископ, рукоположен (униатский еп.) после 20.03.1593 (1591) в октябре 1596 лишен епископской власти, 26.09.1599 назначен митр. Киевским; †8.07.1613 Далее епархия состояла в унии до 1620 года. Леонтий (Карпович) епископ (нареченный), избран † сентябрь 1620 Владимиро-Волынская и Брестская Иосиф (Курцевич) епископ, рукоположен с 1620 (7.01.1621) по 1624 (июль 1625) переехал в Москву, с августа 1626 архиеп. Суздальский и Тарусский Далее епархия была захвачена униатами и православных владык не было. Волынская и Житомирская Восстановлена в 16 октября 1799 года. Кафедра в городе Остроге, с 1832 года кафедра в Почаевской лавре, с 1 октября 1840 года кафедра в Житомире С 1843 по 1860 годы – под управлением архиепископов Варшавских. С 1860 года – кафедра в Житомире Варлаам (Шишацкий) епископ, бывший еп. Житомирский, викарий Минской епархии с 16.10.1799 по 20.12.1805 еп. Могилевский и Витебский Даниил (Натток-Михайловский [Мирдамский]) епископ, рукоположен со 2.02.1806 по 6.07.1813 еп. Могилевский и Витебский Стефан (Романовский) епископ, рукоположен с 14.09.1813 по 24.11.1828 еп. Вологодский и Устюжский Амвросий (Морев) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский с 1.12.1828 по 1.02.1832 еп. Нижегородский и Арзамасский Иннокентий (Сельно-Кринов) епископ, бывший еп. Курский и Белгородский, с 10.02.1832 архиепископ с 25.12.1833 по 28.01.1840 еп. Орловский и Севский Никанор (Клеметьевский) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Бобруйский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 29 мая 1796 года — настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом и законоучитель кадетского корпуса. Своими обширными познаниями, даром слова и величественной внешностью он производил на окружающих сильное впечатление, был известен при дворе и вскоре занял почётное положение. С 8 ноября 1798 года — настоятель Новгородского Антониева монастыря. Член Святейшего Синода в звании асессора. С 1799 года — настоятель Новгородского Валдайского Иверского монастыря. 30 октября 1799 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Как первому епископу вновь учрежденной Калужской епархии, ему пришлось устраивать Епархиальное управление, Духовную консисторию, устанавливать границы епархии, бороться с расколом и прочее. В управлении епархией проявилась его твёрдая независимость и самостоятельность. С подчиненным ему духовенством он был обходителен и справедлив. С 25 октября 1803 года — архиепископ. В 1806 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Благодаря своим талантам и способностям архиепископ Феофилакт стал известен в высших кругах общества, подружился с обер-прокурором Святейшего Синода князем А. Н. Голицыным; был приятелем однокашника по семинарии М. М. Сперанского. Он стремился к поднятию русской церкви — поднять авторитет приходского священства. С этой целью по его инициативе и при поддержке Сперанского был в ноябре 1807 года учреждён Комитет по усовершенствованию духовных училищ, преобразованный 26 июня 1808 года в Комиссию духовных училищ. С 5 марта 1809 года — архиепископ Рязанский и Зарайский. После отставки в 1812 годы М. М. Сперанского значение Феофилакта значительно ослабело. Его постарались удалить из Санкт-Петербурга; 27 ноября 1812 года, получив именной указ императора Александра I, архиепископ Феофилакт возглавил Экстраординарную комиссию по приведению в порядок епархий, разоренных во время Отечественной войны 1812 года. Ему же император поручил провести расследования действия архиепископа Могилёвского Варлаама (Шишацкого) во время оккупации Могилёва французами, по результатам которого Варлаам, объявленный явным клятвопреступником, был лишён архиерейского сана и священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

28 янв. 1733 г. А. был перемещен на Переяславскую и Бориспольскую кафедру с поручением быть коадъютором Киевской епархии. Уже в первый год пребывания на Переяславской кафедре А. удалось добиться фактической независимости от Киевского митрополита. В 1735 г., сетуя на крайнее оскудение архиерейского дома, А. просил Синод о пожаловании ему вотчин, принадлежавших ранее С. Мировичу. Указом от 17 сент. 1735 г. А. был перемещен на Белгородскую кафедру, но остался в Переяславской епархии, сославшись на болезнь; 3 янв. следующего года Синод отменил решение о перемещении. В 1736 г. А. присоединился к просьбе малороссийского духовенства о разрешении мон-рям приобретать недвижимость по духовным завещаниям и куплям. Устроил по образцу Киевской академии Переяславскую ДС, в к-рой открыл шесть классов: фара, инфима, грамматика, синтаксима, поэтика и риторика, позднее классы философии и богословия. В семинарии преподавали Анастасий (Братановский-Романенко) , Варлаам (Шишацкий) , Г. Сковорода , И. Леванда . А. проявлял неустанную заботу об улучшении нравственного и материального положения своей паствы. Ист.: РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода); ОДДС. Т. 4, 277, 547; Т. 5, 223, 284; Т. 6, 243; Т. 7, 318; Т. 8, 550; Т. 10, 6, 139, 352, 409; Т. 11, 6, 170, 336; Т. 14, 184, 319, 350; Т. 15, 68, 154, 160; Т. 16, 18, 307; Т. 18, 501, 521; Т. 19, 137, 185, 526; Здравомыслов. Словарь иерархов. Лит.: РБС. Т. 2. С. 310; Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 49-54; Арсений Берло, еп. Переяславский и Бориспольский: Биогр. очерк. К., 1904; Пархоменко В. Еп. Переяславский Арсений Берло, его личность и среда архипастырской деятельности. Полтава, 1911; Блажейовський Д. Киïвськой Церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 380, 382. А. И. Алексеев Рубрики: Ключевые слова: ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий; рубеж XVII и XVIII вв. - 1769), еп. Переяславский и Бориспольский, вик. Киевской митрополии ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76216.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010