Поэтому всякие жизненные бедствия имеют великое воспитательное значение в жизни христианина, и новозаветные писатели с любовью останавливаются на них. Вот их слова: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами; ибо есть ли такой сын, которого отец не наказывал бы? Если же вы остаетесь без наказания, то вы – незаконные дети» ( Евр. 12:6–8 ). «Страдающий плотью перестает грешить и остальное в плоти время поживет уже не по человеческим похотям, а по воле Божией» ( 1Петр. 4:1–2 ). «Посему я, – говорит о себе ап. Павел, – благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа; ибо когда я немощен, тогда я силен»; силен духом. ( 2Кор. 12:10 ). Если таким образом посылаемые Богом страдания как бы невольно отрывают человека от земли и обращают к небу, то что будет, если к этим невольным действиям благодати Божией, помимо покорности им, человек приложит и сам еще свои усилия? Подлинно настанет тогда для него день спасения. Слово Божие и учит, что самое удобное и плодотворное для подвигов время, это – время Божиих посещений. Но так или иначе, а грешник должен побороть страсти и сделаться «новым человеком». До конца дней предстоит ему борьба с искушениями и окружающим злом, предстоит и подвиг покаяния для очищения себя от содеянных грехов. Но борясь со злом и нравственно возрастая, христианин должен всегда помнить, что потому только и очищаются чрез таинства Церкви его грехи, что Христос раньше все их выстрадал и оплакал; потому только он и может побеждать страсти, что его бессильная воля соединяется со всемогущей волей Спасителя; и теперь, скорбит ли он о грехах, борется ли со страстями и умирает для порочной жизни, – он скорбит, борется и умирает уже не один, а в союзе с величайшим добродетельным Другом-Христом; благодаря теснейшему единению с Ним, его слабая воля укрепляется и выходит из борьбы победительницей. Из всего сказанного нами вытекают следующие выводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Такие люди встречаются в жизни и может быть не редко. Припомним живые и близкие нам типы Раскольникова, Подростка, Ивана и Феодора Карамазовых, Кириллова (ром. «Бесы») в произведениях Ф. М. Достоевского. «Чтобы жить по-своему, – говорит в бреду один из этих героев – Иван Карамазов, по-моему и разрушать ничего не нужно: надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге; вот с чего надо приняться за дело! Новому человеку позволительно стать человеко-богом и в новом чине с легким сердцем перескочить всякую прежнюю нравственную преграду прежнего раба – человека. Для Бога не существует закона! Где станет Бог – там уже место Божие! где стану я, там сейчас же будет первое место... все дозволено и шабаш!» 21 Являясь врагами Божиими, такие люди обыкновенно бывают и врагами жизни, людей, ибо для них не существует никакого закона, им все позволено. Такого предела может достигнуть гордое и злобное настроение. Противоположные настроения – смирения, сострадания, всепрощения и целомудрия возвышают душу, делают сердце человека «чистым» и привлекают к нему благодать Божию. «Научитесь от Меня, – говорил Христос, – ибо Я – кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин. 14:21 ). Сам Христос обещает здесь явиться тому, кто будет соблюдать Его заповеди, а главная заповедь и есть заповедь о смирении и любви. Итак, сострадание, смирение, любовь – вот что приближает нас к Богу и делает возможным лицезрение Бога нашим душевным оком. Наоборот, гордость, злоба и самолюбие отторгают нас от Бога и приводят не к просветлению душевного ока, а к его помрачению и онемению: общение тогда между Богом и человеком по самому существу дела бывает невозможным, и человек приходит к злобному неверию. Другой краеугольный вопрос, затронутый Ренаном, вопрос о бессмертии человека, – тесно связан с первым, – о бытии Божием. Если человек сотворен Богом, то сотворен, конечно, для жизни, для развития, и мы никак не можем допустить, чтобы Сам же благий и всемогущий Бог эту жизнь и отнял; к тому же человек – совершенное творение Божие, созданное по Его образу и подобию. Да и не только человек, как богоподобное существо, а и всякая другая тварь, даже неодушевленная природа – сотворены опять для жизни, для бытия, и немыслимо, чтобы когда-либо всемогущий Бог все это привел снова в небытие, уничтожил.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

АСТРАХАНСКАЯ 07.09.1727 08.06.1730 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 08.06.1730 13.04.1731 ПСКОВСКАЯ 13.04.1731 12.01.1739 Варлаам Новгородский СОЛИКАМСКАЯ 05(18)06.1919 Св. Варлаам Петров ТОБОЛЬСКАЯ 05.10.1768 27.12.1802 Варлаам Пикалов НОВОСИЛЬСКАЯ 26.04(09.05)1921 11(24)08.1924 в/у ВОЛЬСКАЯ (1923) ЕФРЕМОВСКАЯ 11(24)08.1924 26.02(11.03)1925 КАШИРСКАЯ 26.02(11.03)1925 22.10(04.11)1926 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ РЫБИНСКАЯ 12(25)07.1934 12(25)11.1935 ПСКОВСКАЯ 12(25)11.1935 30.11(13.12)1935 РЫБИНСКАЯ, паки 30.11(13.12)1935 16(29)08.1936 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 30.09(13.10)1942 17(30)08.1944 Варлаам Покровский ДРИССНЕНСКАЯ, обн. 04.1930 в/у ПОЛОЦКАЯ, обн. 02(15)06.1930 07.1930 ГОМЕЛЬСКАЯ, обн. 16(29)02.1932 07(20)07.1934 МОЗЫРЬСКАЯ, обн. 07(20)07.1934 06.1935 МОЗЫРЬСКАЯ, обн., паки 23.07(05.08)1935 09.1935 Варлаам Рогов ЯРОСЛАВСКАЯ 05.06.1587 25.03.1603 Варлаам Ряшенцев ГОМЕЛЬСКАЯ 13.01.1913 16(29)04.1919 МСТИСЛАВСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ МСТИСЛАВСКАЯ, обн. ПСКОВСКАЯ 21.08(03.09)1923 12.1924 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ, паки 01.1924 12.1924 ПЕРМСКАЯ 30.06(13.07)1927 11(24)11.1927 в/у ЛЮБИМСКАЯ 12.1927 29.03(11.04)1928 в/у ЛЮБИМСКАЯ, паки 17(30)05.1928 25.08(07.09)1929 Варлаам Скамницкий ВЯТСКАЯ 27.02.1743 28.02.1748 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 28.02.1748 20.02.1761 Варлаам Сторорушин ЯРОСЛАВСКАЯ 10.07.1620 09.07.1652 Варлаам Успенский ЧИГИРИНСКАЯ 31.01.1845 30.06.1845 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 30.06.1845 04.12.1854 ПЕНЗЕНСКАЯ 04.12.1854 07.10.1862 ТОБОЛЬСКАЯ 07.10.1862 12.04.1872 Варлаам Чернявский ТОТЕМСКАЯ 16.02.1875 09.09.1876 ВЫБОРГСКАЯ 09.09.1876 26.07.1880 МИНСКАЯ 26.07.1880 21.05.1889 Варлаам Шишацкий ЖИТОМИРСКАЯ 03.06.1795 29.12.1805 МОГИЛЕВСКАЯ 20.12.1805 05.12.1812 Варлаам кн. Эристави ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 08.07.1811 14.05.1817 Варлаам Ясинский КИЕВСКАЯ 31.08.1690 22.08.1707 Варнава Беляев ВАСИЛЬСУРСКАЯ 16(29)02.1920 25.07(07.08)1920 ПЕЧЕРСКАЯ 25.07(07.08)1920 06(19)06.1922 ПЕЧЕРСКАЯ, обн. 06(19)06.1922 09.1922 Варнава Волатковский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 24.08.1712 08.10.1730 Варнава Кедров в/у ЧЕБОКСАРСКАЯ 05(18)11.1976

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 .04(11.05).1927–11(24).05.1928: Рославльская 28 .04(11.05).1928–11(24).05.1928; Смоленская, в. y., паки 11(24).05.1928–03(16).04.1930; Шадринская 1928–1928: Свердловская, в. у. 30 .04(13.05).1930–24.10(06.11).1930: Ржевская, паки 29 .10(11.11).1930–16(29).09.1931: Бакинская 1931–1931: Свердловская, в. y., паки 16(29).09.1931–1934: Кирилловская 1932–1934: Череповецкая, в. у. Варлаам Борисевич 30 .04(13.05).1945–01.1946: Винницкая Варлаам Козуля 08 .1926–1931: Бершадская 1928–1931: Винницкая, в. у. 1931–1931: Пермская, в. у. 27 .03(09.04).1934–23.08(05.09). 1934: Златоустовская 23 .08(05.09).1934–17(30).01.1935: Сарапульская 17(30).01.1935–27.05(09.06).1935: Осинская 17(30).01.1935–27.05(09.06).1935: Пермская, в. y., паки 27 .05(09.06).1935–16(29).01.1937: Марийская 29 .01(11.02).1937–23.05(05.06).1937: Сызранская 10(23).05.1937–02(15).08.1937: Оренбургская Варлаам Лазаренко 1919–1920: Майкопская 1920(?)–: Хорольская Лебединская Богучарская Варлаам Новгородский 05(18).06.1919–1920: Соликамская Варлаам Пикалов 09(22).05.1921–24.08(06.09).1924: Новосильская –1924: Вольская, в. у.(?) 24 .08(06.09).1924–11(24).03.1925: Ефремовская 11(24).03.1925–04(17).11.1926: Каширская 1926–1926: Могилевская, в. у. 1926–1926: Гомельская, в. у. 12(25).07.1934–1935: Рыбинская 12(25).11.1935–30.11(13.12).1935: Псковская 1942–17(30).08.1944: Свердловская Варлаам Покровский 04 .1930–1931: Дриссненская (обн.) 1931–1935: Гомельская (обн.) 1935–10.1935: Мозырьская (обн.) Варлаам Ряшенцев 13(26).01.1913–1922: Мстиславская 13(26).01.1913–1922: Гомельская, в. у. 1922–1922: Могилевская, в. у. 03(16).09.1923–30.06(13.07).1927: Псковская 01 .1924–12.1924: Могилевская, в. y., паки 13(26).07.1927–11(24).11.1927: Пермская 12 .1927–1928: Любимская, в. у. Варнава Беляев 03(16).02.1920–1922: Печерская (Нижегородское вик.) Варнава Накропин 02(15)11.1913–08(21).03.1917: Тобольская Варсонофий Вихвелин 13(26).11.1913–1924: Каргопольская 1925–27.11(10.12).1925: Великоустюжская 1926–1933: Никольская Варсонофий Гриневич

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

во еп. Винницкого и Брацлавского; с янв. 1946 г. еп. Волынский и Ровенский; с 3.06.1948 еп. Каменец-Подольский и Проскуровский; с 27.12.1951 еп. Измаильский и Болградский; с 1.02.1955 еп. Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 5.09.1956 еп. Мукаческий и Ужгородский; с 25.02.1957 в сане архиепископа; с 5.07.1961 архиеп. Минский и Белорусский; с 5.08.1963 на покое; † 9.05.1975. Варлаам (Ильюшенко) 22.10.1972 еп. Переяслав-Хмельницкий, вик. Киевской епархии; с 18.03.1977 еп. Черновицкий и Буковинский; с 30.12.1986 еп. Волынский и Ровенский; с 9.09.1987 в сане архиепископа; † 17.09.1990. Варлаам (Козуля) в 1926 г. тайно хирот. во еп. Бершадского; в 1928 г. управ. Винницкой епархией; 1931–1934 епархией не управ.; с 27.03.1934 еп. Златоустовский, вик. Свердловской епархии; с 23.08.1934 еп. Сарапульский, вик. Кировской епархии; с 17.01.1935 еп. Осинский, вик. Молотовской епархии; с 27.05.1935 еп. Марийский, вик. Горьковской епархии; с 29.01.1937 еп. Сызранский; с 23.05.1937 еп. Оренбургский и Тургайский; расстрелян 10.10.1937. Варлаам (Лазаренко) упом. после 1917 г. как еп. Лебединский; с 1919 г. еп. Майкопский, вик. Кубанской епархии; с 1927 г. на покое. Варлаам (Новгородский) 18.06.1919 хирот. во еп. Соликамского, вик. Пермской епархии. Варлаам (Пикалов) 9.05.1921 хирот. во еп. Новосильского, вик. Тульской епархии; с 24.08.1924 еп. Ефремовский, вик. Тульской епархии; с 11.03.1925 еп. Каширский, вик. Тульской епархии; с 4.11.1926 на покое; с 25.07.1935 еп. Рыбинский; с 8.03.1936 в сане архиепископа; 1942–1943 архиеп. Свердловский; с июля 1943 г. на покое; † в июне 1947 г. Варлаам (Ряшенцев) с 13.01.1913 еп. Гомельский, вик. Могилевской епархии; с 3.09.1923 еп. Псковский и Порховский; с 13.07.1927 еп. Пермский; с 11.11.1927 на покое; в 1929 г. арестован; † 20.02.1942 г. в лагере. Варнава (Беляев) 16.02.1920 хирот. во еп. Печерского, вик. Нижегородской епархии; с 1922 г. на покое; с мая 1933 по май 1936 г. в заключении; на епархию не вернулся; † 16.05.1963. Варнава (Кедров) 30.11.1976 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

7 сентября 1929 года архиепископ Варлаам был арестован в Ярославле по делу «церковно-монархической организации “Истинное православие”» и обвинен в том, что «совместно с другими лицами... вел организационную работу и агитацию, направленную к подрыву и ослаблению Советской власти». 3 января 1930 года особым совещанием при коллегии ОГПУ он был приговорен к 3 годам ИТЛ и направлен в котласские мастерские Северных лагерей ОГПУ особого назначения, где работал в переплетной мастерской. 7 марта 1931 года архиепископ Варлаам был арестован в самом лагере и помещен в котласский следственный изолятор. 20 мая 1931 г. постановлением коллегии ОГПУ срок заключения Владыке был увеличен до 10 лет, его перевели в СЛОН. В 1933 году заключение в лагере было заменено на ссылку: архиепископ Варлаам был сослан в Северный край и поселился в Вологде. Находясь в ссылке, Владыка вел свой обычный аскетический образ жизни, дома совершал тайные богослужения. К старцу-архиепископу за духовными советами и наставлениями обращалось в Вологде множество людей. Владыка лечил и физические недуги — гомеопатическими средствами. К архиепископу часто приезжали священнослужители, жаловавшиеся на невыносимые условия, в которые поставила их советская власть, и просившие благословения оставить священнослужение и пойти на светскую работу. Таким Владыка настоятельно советовал терпеть до конца и служения не оставлять. Архиепископ Варлаам Живя в ссылке, Владыка окормлял бывших насельниц закрытых советской властью монастырей. Многие из его духовных чад в Вологде, Житомире, Гомеле, Орле и других городах, объединившись по 2–3 человека, селились в одной квартире и вели монашеский образ жизни. К ним Владыка посылал письма с духовными наставлениями. Он рекомендовал регулярно бывать в храме, больше молиться, читать духовную литературу. Для пользы своих духовных чад Владыка составлял подборки поучений и выписок из святоотеческих книг («О любви и дружбе», «Как сохранить веру», «Краткие правила жизни» и др.), которые переписывались его вологодскими последователями. Сам находясь в ссылке, Владыка помогал чем мог другим репрессированным за веру: кому деньгами и вещами, а кому посылая для помощи своих духовных чад.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Содержание Предисловие I. Человек и религия. Без веры невозможно угодить Богу II. Процесс богопознания III. Вера и знание IV. Путь к вере Предисловие Вера является основой жизни христианина, условием его спасения: «иже не имет веры, осужден будет», – сказал Господь ( Мк.16:16 ). Поэтому нет большего несчастья для человека, как потеря им веры. Такой человек отдаляется от Бога, лишается надежды спасения и еще здесь на земле обрекается на великое страдание. Это страдание и порождаемое им разочарование в жизни мы видим теперь всюду, потому что спасительная вера падает, а неверие растет и губит неутвержденные души. Тлетворное дыхание неверия благодаря литературе и ложному направлению науки разносится всюду, и редкому человеку не приходится вступать с ним в борьбу. И часто в этой борьбе, обезоруженный и неподготовленный, изнемогает бедный человек и падает. Прийти к нему на помощь и хотели бы мы своей настоящей брошюрой. Пусть читатель наш будет не одинок в своей трудной борьбе; пусть, познакомившись ближе с настроением веры, увидит он всю ложь неверия и его мнимо научную подкладку; тогда ему будет легче перенести нападки неверия и утвердиться в истинах св.веры.Чтобы речь наша была убедительной и для людей крайних отрицательных взглядов, мы старались осветить вопросы веры и неверия с их внутренней, психологической стороны, старались указать их скрытый корень в душе человека. Рассуждения свои, опять, старались строить на непререкаемых фактах из области душевной жизни человека для того, чтобы каждый имел возможность проверить их на собственном опыте.Были бы рады, если бы хоть немногим колеблющимся пришли мы на помощь в их трудном деле борьбы с неверием и порождаемым им разочарованием в жизни. Автор 13 ноября 1911 г. Полтава Читать далее Источник: Господь не осудит смиренного : наставления преосвященного старца/архиеп. Варлаам (Ряшенцев). - Самара : Изд. Самарский Дом печати, 2008. - 271 с. : ил./Вера и причины неверия. 99-231 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Собрание сочинений, II т., стр. 79: «Размышление о спасительной силе Христовых страстей». 156 Там же, стр. 69: «Какое значение для нравственной жизни имеет вера в Иисуса Христа, как Бога». 157 Философское обоснование христианства, и в частности догмата искупления, можно найти в прекрасном труде проф. Несмелова : «Метафизика жизни и христианское откровение». Казань, изд. 1903 г. Это пока лучший труд. См. стр. 210–428. 162 Желающих подробнее ознакомиться с характерными отличиями душевной жизни грешника от жизни истинного христианина, отсылаем к труду еп. Феофана: «Начертание христианского нравоучения» (особенно 182–333 стр.), самому глубокому и серьезному из всех существующих. То же несколько короче, но и более доступно изложено им в другом труде: «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться». Книги эти особенно рекомендуем всем ревнителям благочестия. 164 Тамъ-же. Философ. драма: «Источник юности», стр. 65–66. Подобные мысли проводятся Ренаном и во всех остальных философских драмах. В них цинично отрицается загробная жизнь и весь смысл земного существования, весь идеал человека сведен к животной, половой жизни. 165 См. Вл. Соловьев. Оправдание добра (7-й т. соч.), стр. 43–50: «Первичные данные нравственности». 171 Симеон, Н. Богослов. 2-й т., стр. 5–7. Любителей христианского ведения и благочестия отсылаем к творениям этого св. Отца: никто, кажется, в такой полноте, удобопонятности и силе не изложил сущности христианства и всего христианского богословия, как преп. Симеон; к тому же, в его богомудрых творениях заключено все, что сказали и до него бывшие Отцы. Читая их, редкий христианин не будет пленен небесной красотой христианства и его божественной силой. Читать далее Источник: Ренан и его " Жизнь Иисуса " : излож. содержания и крит. разбор при свете Евангельского учения: попул.-науч. исслед./Варлаам (Ряшенцев), архим., ректор Полтавской ДС. - 3-е изд., доп. - Полтава : Электр. тип. Г.И. Маркевича, 1908. - IV, 220 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

У бабушки, Марии Федоровны, единственно, что сохранилось по смерти мужа, — это небольшое имение под Тамбовом, недалеко от станции Ляда. Там был выстроен большой рубленый дом, а с появлением на свет многочисленных внуков к нему была сделана пристройка. Летом на дачу съезжалась вся большая семья, братья и сестры со своими детьми. Всем хватало места, у каждого была своя комната. Дача была окружена лесом. Сразу за забором начинался сосновый и дубовый лес, какой-то участок был посажен Марией Федоровной и назывался «бабушкин лес». Вся детвора должна была каждый день отправляться на сборы ягод и грибов, их было великое изобилие поблизости от дома. А вечером на костре отваривались грибы и варилось варенье, детям при этом полагались душистые пенки, которые намазывались на кусок черного хлеба. В отдалении от большого дома, примерно в полукилометре от него, среди поля, был построен маленький деревянный домик для монашествующих, Варлаама и Германа, там они жили, когда приезжали на дачу. Этот домик назывался «скит». Мы, дети, а нас было семь человек, сами понимали, что здесь особый мир, и не бегали, не шумели около него. Отец Варлаам был необыкновенно добр и кроток, глаза его так и сияли лаской. Никогда нельзя было услышать от него повышенного, сердитого тона. Всегда ровный, спокойный, самоуглубленный, удивительный... Недаром в семье его называли «кроткий ангел», «тихий ангел». Он был какой-то неземной! К отцу Варлааму мы относились с невольной почтительностью, удивлением и даже страхом. Мы считали его святым, хотя никто не говорил нам этого. Отец Герман в то время был более земным, и мы его не боялись, он любил поговорить и пошутить с нами. Преподавательская деятельность в течение 1901–1906 гг. в духовном училище и семинарии Уфы закончилась в 1906 году назначением о. Варлаама (уже в сане архимандрита) ректором Полтавской духовной семинарии. В этот период о. Варлаам пишет ряд научно-богословских трудов, в основном по апологетике. Наиболее известны его работы «Ренан и его книга “ Жизнь Иисуса”. Изложение содержания и критический разбор при свете евангельского учения», «Теософия перед лицом христианства», «Вера и причины неверия», «О христианском воспитании детей».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Хотя и применение пыток и проявленное поэтому малодушие, понятное по человечеству, нисколько не оправдывает исповедника как человека веры. Но даже и пытки применяли далеко не всегда. Во всем признавший себя виновным архиепископ Варлаам (Ряшенцев), дал показания против двух десятков людей, их оговорив; это позволило следствию поставить их под свой надзор в качестве будущих жертв. Сам архиепископ был приговорен в 1941 году к расстрелу. В своем объяснении случившегося после объявления ему приговора архиепископ Варлаам писал: «Вменяемое мне приговором Вологодского областного суда устроение организации против советской власти не соответствует действительности. Правда, я не отрицал наличие у меня организации, но не сразу, а после многочисленных настояний на этом со стороны следователя. Природная уступчивость и нежелание расстраивать добрые отношения со следователями побудили меня сделать это» . Ясно, что подследственный находился в это время в каком-то заблуждении относительно окружающей его действительности. Как может человек в своих поступках, и может быть самых существенных для спасения своей души, опираться на свои природные качества, которые давно должны были бы преобразиться и измениться за время прохождения им христианского земного пути. Находящийся в ясном сознании человек не будет подписывать документов, где он обвиняется в самых чудовищных преступлениях, хотя бы потому, что это чревато для него серьезными последствиями в виде сурового приговора, как государственного преступника. Из приведенного отрывка из судебно-следственного дела архиепископа Варлаама (Ряшенцева) видно, что подписи под протоколами, в которых оговаривалось множество людей, поставлены им самим вполне добровольно и без применения какого-либо насилия. Большего насилия над человеком, чем мир его собственных помыслов, никто на человека оказать не может. Среди многих современных людей бытует не научная, далекая от действительности, по сути обывательская точка зрения, что во время следствия в 1930-х годах следователи расписывались под протоколами за обвиняемых.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010