Господи, прости нас, слабых духом! Может, кто из вас, не выдержав тяжести скорбей, покушались мысленно на свою жизнь, думали о самоубийстве, изыскивали в мыслях способы прекратить свои страдания прекращением жизни, думая при этом еще и досадить обидчикам! Кайтесь Господу! Да и отдельно, подходя к разрешительной молитве, лично покайтесь священнику, ибо это страшный грех, приводящий к гибели. Господи, прости нас грешных! Мы еще как-то терпим то, что сами невнимательной жизнью на себя навлекаем. А ведь там, на Небе, только тогда начинается некоторая оценка нас, когда мы что-нибудь невинно терпим, и терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание (епископ Варлаам Ряшенцев). Вот мы, к великому прискорбию, все живем в суете, нам больно на душе от всяких скорбей и бед, мы все ждем мирного, тихого благополучия земного; приходит скорбь, и мы малодушествуем! А Апостол Павел, раскрывая великий смысл страдания христианина, говорит: «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп.1:29). Слышите? Дано страдать за Господа, как великая милость, дано веровать и страдать! Как говорит преподобный Исаак Сирин: «Более всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Господом скорби за Него, и более всех благоуханий — запах пота их». Апостол пишет еще: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:12—13). Задумывались ли вы над этими словами Святого Писания? Нет, Господи, многие из нас впервые осознанно слушают его, несмотря на свои седые уже головы, прости нас, грешных! А ведь это доступно всем нам и находится все в той же Книге — Евангелии, которое пылится на наших полках! То, к чему мы идем, слишком высоко, а то, что мы здесь оставляем слишком ничтожно. В этом мире ничтожны все наши добродетели, ничтожно все наше понимание истины. И потому нет на земле высшей красоты, чем страдание правды ради, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания (архиепископ Иоанн Шаховской). Вот так мыслят и говорят великие мужественные христианские души!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3255...

Грешник, действительно жаждущий своего спасения, должен возненавидеть грех всеми силами души, должен объявить ему решительную борьбу. Он должен понять, что «ветхий наш человек уже распят со Христом», что в лице И. Христа мы действительно как бы уже умерли для греха, и теперь жить в нем нам непростительно и роковым образом пагубно ( Рим. 6:2–14 ). Но грех, между тем всюду: и в самом грешнике, и в окружающем мире. Поэтому кающийся должен умереть и для греха в себе, т.е. уничтожить грех в самых глубоких тайниках своей души, очистить от него сердце, ибо из грешного сердца исходят злые дела и помышления ( Мф. 15:19 ); умереть затем и для греха в мире, т. е. «не любить мира, ни того, что в мире; ибо в мире – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская; и кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин. 2:15–16 ). Эти две заповеди о нелюбви к себе и к миру кающийся должен сделать главным правилом своего поведения и с точки зрения их пересмотреть и перестроить всю свою жизнь. Все, что питает страсти и расходится с духом начатой новой жизни, должно быть безусловно оставлено и забыто, конечно, не без скорби и борьбы. Так как современная общественная жизнь имеет очень мало общего с христианством, то спасающемуся христианину волей-неволей придется во многих случаях идти наперекор друзьям и обществу, придется расходиться с ними во взглядах. Даром ему это не пройдет. Грешный мир не прощает тех, кто осмеливается попирать его законы и обычаи, и скоро начинает преследовать человека клеветой, насмешками, а то и открытой злобой. Поэтому-то Спаситель и Апостолы предсказывали христианам, что в мире они будут скорбны. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир свое любил бы; а как вы не от мира, то и ненавидит вас мир» ( Ин. 15:18–19 ). Поэтому-то Спаситель и говорил далее, – и это между прочим смутило Ренана, – что «пришел Он разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее; и враги человеку домашние его» ( Мф. 10:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Да и вообще Господь нигде не учил о благодушном земном житии, о благополучии. Еще в нагорной беседе от отводил своих слушателей от земли на небо: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:19–21 ). 88 Chap. IX, р. 160–162; рус. изд. 178–179. Скрывать истинную причину своей силы и вместо этого выставлять другую, при том такую, которая могла волновать народное воображение, – прием еще более недостойный, прием совратителя, но не учителя истины. Не так давно Ренан выставлял Иисуса в божественном свете: «Бог обитал на земле»; как же теперь осмеливается говорить подобное? 90 Какой любовью и к кому? Величие души измеряется силой веры в Бога, высотой добродетели и любовью к Богу и во имя Бога любовью к ближним, но никак не может измеряться любовью вообще, ибо любовь бывает разная, к разным лицам и по самым разнообразным побуждениям. Все приведенные выражения Ренана носят неопределенный и двусмысленный характер. 92 Все эти черты заимствованы из обстоятельств входа Господня в Иерусалим на Пасху страданий. Этот единственный случай, когда Христа, как Мессию, прославляли все: и ученики, и народ. и дети, и даже еллины; когда об истине Его богочеловечества готовы были вопиять камни, – это чрезвычайное событие Ренан использовал в тех видах, чтобы из своего Иисуса и его учеников представить какую-то «веселую компанию», только и знающую, что путешествовать, да присутствовать на пирах среди жен и детей. О Евангельском Христе, об Агнце Божием. вземлющем грехи мира, о Божественном Страдальце – у Ренана не нашлось достойных и серьезных речей. 93 Все подробности Ренан заимствует опять из обстоятельств торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим. Христос снова обвиняется в попустительстве заведомой неправды. 94 Chap. IX р. 182–194; рус. изд. стр. 191–197. Итак, несравненное «упоение» и «очарование» происходили главным образом от непринужденной веселости и наслаждения жизнью галилеян, – от веселых путешествий и пирушек Иисуса в обществе «добрых грешников» и «смиренных грешниц».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Далее, что особенно примечательно, Спаситель запрещал бесам «говорить, что они знают, что Он – Христос». Но раз запрещал только, а не разубеждал, следовательно и Сам Господь смотрел на Себя, как на Мессию, только исповедовать это открыто пока запрещал; запрещение это коснулось и учеников, когда ап. Петр исповедал Его Сыном Божиим ( Мк. 8:29–30 ). Запрещал Христос разглашать и о чудесах, как запретил прокаженному. Если бы Он не налагал этих запрещений, то безусловно скоро имел бы внешний успех; недаром, в одно время народ, пораженный чудесным насыщением пяти тысяч пятью хлебами, хотел сделать Его земным царем ( Ин. 6:15 ). Но не тщеславия, не прославления и не земного царства желал Христос: «покайтесь, приблизилось царство небесное», было Его первое слово к народу; «царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ), было Его последним словом на суде у Пилата. Господь искал в людях веры, покаяния и подвига, искал сердечного проникновения Своим учением, а не бесплодного изумления чудесами. Читаем далее св. Евангелие Марка. «Через несколько дней пришел Иисус в Капернаум», и принесли к Нему расслабленного; «Иисус, видя веру принесших, говорит расслабленному: чадо прощаются тебе грехи твои». Тут сидели книжники и в сердцах своих помышляли: Он богохульствует. Иисус, узнав их помышления, спросил; «что легче, – сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи, или сказать: встань, возьми свою постель и ходи»? Но так как Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, то тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видели ( Мк. 2:1–12 ; ср. Мф. 9:2–8 ; Лк. 5:17–26 ). «Проходя оттуда, Иисус увидел Левия Алфеева и говорит ему: следуй за Мной. И когда Иисус возлежал в доме, а с Ним многие мытари и грешники, то книжники и фарисеи говорили ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав это, Иисус сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

«Дети, – убеждает христиан св. Иоанн Богослов – пусть никто не обольщает вас: всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Кто делает грех, тот от диавола, потому что изначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:7–9 ). Под грехом тут, конечно, разумеются страсти и сознательные пороки человека, но не грехи забвения, сведения и немощи, от которых не были свободны и святые (ср. Ин. 1:8–9 ). Теперь мы в праве спросить: что же остается на долю человека после искупления его Христом? Есть ли над чем ему потрудиться и доказать свою любовь к Искупителю? О, да, – потрудиться есть над чем: христианину предлежит великий и достославный подвиг. Так оно и быть должно: Христос искупил и спас человека не затем, чтобы он находился в преступном покое или младенческой, беззаботной спячке. Жизнь человека должна проходить в соответствии с его назначением, а назначение человека – великое и чудное: «будьте совершенны, сказано, как совершен Отец ваш небесный» ( Мф. 5:48 ). Сущность грехопадения в том и заключалась, что человек уклонился от прямой своей цели на сторону порока и погибал. Христос для того и приходил, чтобы исправить это роковое уклонение и истребить грех, дабы человек снова мог идти к достославной цели. Возрожденный в таинствах Церкви христианин действительно и становится перед этой целью, облеченный великой нравственной мощью. Таков дар благодати и милости Божией; человеку остается только вступить на этот путь и по слову Апостола, «задняя забывая, а в предняя простираясь, шествовать неуклонно, стремясь к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп. 3:14 ). Следовательно, христианину предлежит великий подвиг непрестанного усовершенствования, подвиг душевной и телесной чистоты, вообще подвиг святой жизни; другими словами, ему предлежит великий труд. И труд этот усложняется тем, что христианин не может теперь идти по указанному пути невозбранно. Для этого ему необходимо было бы иметь утвердившуюся в добре волю, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

евангелист говорит на первых своих страницах, где у него к тому же выдержана и хронология. Проходя близ Галилейского моря, Господь увидел Симона, Андрея, Иакова и Иоанна, закидывающих сети в море; и сказал им: следуйте за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков. Они тотчас оставили сети и пошли за Ним. Приходят в Капернаумъ; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. В синагоге был человек, одержимый духом нечистым, Иисус запретил духу и исцелил больного ( Мк. 116–28 ; ср. Мф. 4:18–22 ; Лк. 4:31–37 ). «Вышедши из синагоги, пришли в дом Симона, теща же Симона лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подошедши, Он поднял ее за руку, и горячка тотчас оставила ее» 119 . «При наступлении вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых, и весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» ( Мк. 1:28–34 ; Лк. 4:38–41 ). Утром же, после молитвы в пустынном месте, Иисус вышел с Своими учениками на проповедь. И ходил Иисус по Галилее, уча в синагогах иудейских и проповедуя евангелие царствия, изгоняя бесов и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях, за что и был от всех прославляем ( Мк. 1:39 ; Мф. 4:23 , Лк. 4:44 ). Приходит к Нему прокаженный и, умоляя, просит исцелить его. Иисус умилосердился и исцелил, но, посмотрев на него строго, сказал: «смотри, никому ничего не говори, но пойди покажись священнику» ( Мк. 1:40–44 ). Итак первая исторически-достоверная черта в облике Иисуса Христа та, что Он – чудотворец, целитель, а не проповедник жизнерадостного взгляда на жизнь. Обманывает читателя Ренан, когда говорит, что Иисус стал творить чудеса только впоследствии, когда уже пошел на сделки с совестью. Если соблазняться Спасителем-чудотворцем, то соблазняться надо уже теперь и совсем не заикаться о жизнерадостном учителе нравственности, потому что с покаянием и чудесами Господь выступил на самых первых порах Своего служения, когда до нагорной проповеди было еще далеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Если же большинство из нас не чувствует этого и не сознает, то ясно, что мы еще не уготовали свою душу в обитель Богу, и Он не пребывает с нами. Когда бывает общение с Богом, его нельзя не сознавать, потому что Божественный свет осиявает тогда душу и просвещает всего человека. «Если Христос есть свет, – продолжает св. Симеон Новый Богослов , – а мы говорим, что не чувствуем Его, когда облекаемся в Него, то чем будем отличаться мы от мертвых? Если Он есть лоза виноградная, а мы – ветви, и, однако ж, не сознаем единения с Ним, то ясно, что мы бездушны и бесплодны – сухие древеса, годные только для вечного огня» 16 . Впрочем, чтоб не навлечь на себя подозрения, будто говорим что-либо от самих себя, а не от Божественного Писания, выставляя возможным невозможное, – приведем свидетельство о сем блаженного Павла, который есть уста Христовы и говорит: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал.4:19 ). «Но в каком месте, думаете вы, полагает он, что изобразится Христос? В лице или груди? Нет, в сердце нашем изображается Он, и не телесно, а бестелесно и как подобает Богу. Впрочем, как женщина, имеющая во чреве, знает о том ясно, так как младенец во чреве делает некоторые движения («взыграся»); так и тот, кто имеет изобразившимся в себе Христа, знает движения Его и взыграние, то есть осияние и облистание Его, и видит внутри себя изображение Христа. Как в зеркале видится свет светильника, так видится в нем Христос, однако ж, не призрачно, как в зеркале, но существенно, невидимо видимым и недомыслимо постигаемым» 17 . Как видим, при общении человека с Богом не бездействует и ум: он становится тайнозрителем этого общения и бывает поистине духовным оком, ибо ясно видит духовный предмет, отражающийся в сердце. До этого же момента ум бывает только рассуждающей силой, гадающей о предмете, но не видящей его. Видение, непосредственное и ясное, начинается только с момента, когда сам предмет приблизится к человеку и душа своей чувствующей силой войдет с ним в живое общение. И святые отцы учат, что только тогда, «когда отъяты будут от души страсти, ум просвещается и поставляется на своем месте и не имеет нужды в вопросах, потому что ясно видит блага, обретаемые на своем месте» 18 , то есть после приобретения человеком чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Здесь же приписка: «Собственноручная запись письмоводительницы Елецкого женского монастыря, рясофорной инокини Юлии, сделана по моей просьбе в Самарканде, в июле 1935 г. Смиренный епископ Тихон”. От редакции. Следует отметить, что по свидетельству самого митрополита Крутицкого Петра [Полянского] епископ Василий не имел от него полномочий на свои действия – см. первое письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 12.1929 г. 188 Сноска неверна. Вероятно, имеются в виду следующие стихи: “Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил сына своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его” ( Деян.3:13 ). 192 Вероятно, имеется в виду указ митрополита Сергия от 8(21).10.1927 г. «О поминовении за богослужением предержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев. находящихся в ссылках». 197 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, этого не принимайте в дом и не приветствуйте его». 198 Касательно зарождения и первоначальных проявлений деятельности «Ярославской оппозиции» приводим следующую выписку: «Нашумевший... откол от митрополита Сергия ярославских иерархов, возглавлявшихся... митрополитом Агафангелом, не имел в себе ничего принципиального, а всецело возник на личной почве по инициативе митрополита Иосифа, бывшего архиепископа Ростовского. Группу этих иерархов составляли: митрополит Агафангел [Преображенский], архиепископ Серафим [Самойлович] Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Иосиф [Петровых], третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель, архиепископ Варлаам [Ряшенцев], бывший Псковский, временно управляющий Любимским викариатством, смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Так они подписались под своим постановлением об отделении от митрополита Сергия. Историю этого откола митрополит Сергий мне выяснил в таком виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:17–18 ). Ренан пропустил приведенный текст и, пользуясь этим, стал утверждать противоположное. О священниках Христос так говорил в обличительной речи: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» ( Мф. 23:2–3 ). Где тут отвержение священников, богослужебного чина и вообще религиозного культа? Нам предоставляется странной и проповедуемая Ренаном искусственно-безобрядовая (обряд есть естественное и необходимое выражение человеческого настроения во вне; собственно вся внешняя жизнь человека есть сплошная цепь обыкновений, обычаев, обрядов) религия, основанная всецело на чувствованиях сердца. Что будет вызывать эти чувства? Общение с Богом? Но ведь, по Ренану, личного Бога нет. И в какой форме и обстановке они будут выражаться? в молитве, постах, в борьбе с страстями? Но ведь это тоже обряды, т.е. опять нечто недопустимое. Впрочем, дальше Ренан дает понять, что высшим (а след. и религиозным) настроением он считает «земное упоение». 83 Chap. V, р. 80–81, рус. изд. 125–126 стр. Обративши внимание на содержание «нагорной проповеди», хотя местами и извративши его, Ренан приходит к неожиданному выводу, что Христос был Богом. Правда, о хороводах и веселых компаниях он теперь забыл, все-таки заключение его не вяжется со всеми предыдущими словами. 84 Грубое искажение факта; на самом деле было так: «приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну –креститься от него: Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» ( Мф. 3:13–15 ). 85 Chap. VII, р. 116–121, рус. изд. стр. 148–151. Ренан силится доказать, что I. Христос в Галилейский период Своей проповеди хотел основать «царство Божие» на земле, и в этом смысле под «царством Божиим» разуметь учение о наслаждении жизнью, с полным отрицанием загробного мира, – но напрасно: «царство Божие» Сам Христос именовал и «царством небесным» ( Мф. 4:17 ); а если «небесное», то оно не на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это». (Второз. 18, 9 – 12). «Если же какая душа обратится к волшебникам, то Я обращу лице Мое на ту душу, и истреблю ее из народа» ( Лев. 20, 6 ). А вот как предупреждает верующих в Н. Завете ап. Павел, уста Христовы: «Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1–2 .). «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением» ( Кол. 2, 8 : см. Деян. 26, 18; 4 кн. Царств 23, 24). Пожалуй, увлекающиеся теософией могут подумать, что это к ним не относится, что они и при теософии признают Христа. Разберем это их самооправдание; как, в самом деле, теософия смотрит на Христа? Христианство, мы видели, она ставит ниже буддизма, а Христа? И Христа не считает за Бога, а за великого, но человека, ставит его не выше Будды, Магомета и других основателей языческих религий. Если Он и Бог , то в том же смысле, в каком может быть им и каждый. Отсюда, все дело Христа понимается в переносном смысле, иносказательно. Напр. Христос воплощается, когда человек начинает отставать от греха. Христос воскресает, когда добро в душе человека берет перевес над злом. Так все величайшее и божественное дело Христа понимается в извращенном смысле, с полным отрицанием божественности И. Христа и Его воплощения, как Бога. И слышится грозное слово св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; „всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога есть; и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, несть от Бога, а антихристов; и ныне антихристы многи суть» ( 1Ин. 4:2–3; 2:18 ). Итак, вот чей дух движет теософией. Правда, все это высказывается осторожно, со всевозможными недомолвками, чтобы прельстить, аще возможно, и избранных. Так и действуют лживые духи, ища погибели христианской. Недаром теософия в последней своей стадии переходит в оккультизм, т. е. тайное учение, истина же не боится света. Итак, можно ли в конце концов сравнивать христианство и теософию? Нет, теперь мы отказываемся это делать, когда теософия так ясно и откровенно отвергает Христа, веру и благодать. «Какое может быть общение между светом и тьмой, между Христом и Велиаром (сатаной)?» – 2Кор. 6:14, 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010