Как говорит церковный историк Е. Голубинский , о деятельности Митрополита Варлаама сохранилось мало исторических сведений. Он относит ко времени святителя Варлаама Собор, на котором был осужден «Исак Жидовин», но это неверно, так как данный Собор был позднее, в 1549 году при святителе Макарии 329 . По благословению Митрополита Варлаама были выданы антиминсы для храмов обители, основанной преподобным Ионой Климецким (†1534; память 6 июня). «По распоряжению Митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514–1515 годах строит большую Введенскую церковь , а затем церковь Антония Египетского с трапезной» 330 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс Библейских книг 331 . 27 января 1512 года Митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 332 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: «иноки» Аграфены, жены Семена Гаврилова. «Сия духовна грамота господину Варламу Митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго (1513), марта 2 день» 333 . 5 августа 1513 года была подписана духовная грамота княгини- " инокини» Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись Митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополии дьяк Данила Карпов 334 . В декабре того же года Митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И. И. Кривоборского 335 . Когда в 1519 году была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина Митрополиту Варлааму, «и господин Варлаам, Митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложите». Подписал митрополии дьяк Данило Карпов 336 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения Митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополии дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополии дьяк Стрига «Кипреянов сын», митрополии дьяк Данило Карпов. Служил Митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Соборный акт 1347 г. начинается обширным изложением истории вопроса и краткой характеристикой школы Варлаама по отношению к учению о свойствах Божества. Бог, будучи по природе существом несозданным, пребывает таковым же и по свойствам своим: воле, силе энергии и пр., которые ничем не отличаются от несозданного существа Его; если же бы они в чем-либо различались от существа Божия, то необходимо были бы созданиями Божества. Таким образом, последователи Варлаама истолковывали блистание Божественного существа, образ которого ученики Христа видели собственными глазами на Фаворе, то в смысле существа Божия, впадая прямо в массалианскую ересь 579 , то в смысле создания, так как принимали это блистание за энергию и несобственный свет. Подобным толкованием они вводили безбожие и многобожие, арианизм и савеллианизм. Виновником и защитником подобного безбожного и многобожного ограничения божественной природы был калабриец Варлаам, как об этом свидетельствует определение честнейшего иеромонаха Григория Паламы 580 , словами и сочинениями опровергавшего таковое его нечестие. Итак, вызывается Палама на собор. «На соборе Варлаам изобличен названным Паламой на очной ставке в том, что он мыслит, говорит и пишет вопреки мнениям отцов Церкви и православию, обвиняя его, Паламу, и монахов; об этом буквально записано и в состоявшемся тогда соборном определении. Итак, будучи осужден на соборе, Варлаам заявил раскаяние, а скоро затем удалился бегством». Прежде чем продолжать изложение текста, мы должны остановиться на приведенной части, ибо в ней передается ход дела далеко не точно и беспристрастно. Во-первых, выставлял против Варлаама обвинение в массалианстве, соборное определение употребляет против противника его же собственное оружие; во-вторых, неосновательно преувеличивает значение Паламы на первом соборе, приписывая ему даже соборное определение; в-третьих, преувеличивает смысл соборного определения в той части, которая касалась Варлаама, и умалчивает о том, что Варлаам после принесения раскаяния был принят отцами в общение. Несомненно, все это весьма небезразличные обстоятельства, которые притом же будут все резче и настоятельнее выставляться в дальнейших изложениях обстоятельств борьбы Паламы с учениками Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Христианка Иулиания, видя мучения, также открыто исповедала Христа, обвиняя мучителей. Теперь пыткам подверглись обе святые и после были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам отец. Возмездие Божие вскоре убило молнией Диоскора и Мартиана-правителя. Мощи святой великомученицы Варвары пребывали в Константинополе, а с XII в. обретаются в Киеве. Святой великомученице молятся от внезапной смерти. Прп. Варлаам Хутынский Память его празднуется 26 мая/8 июня, 6/19 ноября Преподобный Варлаам, в миру Алексий, родился в семье богатых новгородцев, но с юношеских лет был равнодушен к богатству и земной славе, а родителям говорил: «Наша жизнь только сон, тень. Она вертится как колесо». После их кончины вместе с двумя товарищами он удалился на болотистое место у Волхова, над которым он видел таинственный свет. Оно было как раз напротив монастыря преп. Антония Римлянина и звалось Хутынь или Худынь, то есть, худое место, связанное со всяким лихом. Но преподобный не боялся бесовских наваждений и, приняв постриг (с именем Варлаам) в Антониевом монастыре, сам положил начало Спасо-Преображенскому Хутынскому монастырю. Преподобный Варлаам обладал необыкновенными дарами прозорливости и чудотворения. Однажды прибыл к преподобному Варлааму Хутынскому князь для молитвы и благословения; он, встречая его, сказал: «будь здоров, князь, и с сыном своим». Удивленный князь подумал, что святой ошибся, но, возвратясь домой, убедился в истине слов его, потому что в его отсутствие родился от супруги сын. Почил Варлаам в 1192 г. С XIV века начались исцеления от его мощей. Так во время ежегодного крестного хода в его честь одного расслабленного положили около его раки. Вдруг, увидев исходящее от нее пламя, он воскликнул: «Раб Божий, помилуй меня» – и встал здоровым. В XV веке, после того как мощи преподобного были обретены нетленными, они были положены по указанию св. Евфимия в открытой раке. Свт. Василий Великий Память его празднуется 1/14 января, 30 января/12 февраля Святой Василий Великий с раннего детства был наставлен в Христовой вере своими благочестивыми родителями и бабушкой. Отец же учил его еще и светским наукам. Имея замечательные способности и большое усердие к занятиям, Василий учился весьма успешно и при этом проводил чистую и богоугодную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

К тому времени Варлаам приобрел множество сторонников среди светских и духовных лиц и практически ежедневно устраивал шумные заочные опровержения взглядов Паламы на улицах столицы. Андроник III Палеолог, в детстве хорошо знавший Паламу и испытывавший к нему глубокое уважение, постарался примирить Варлаама и святителя посредством переговоров. Когда же это не удалось, то просто запретил Варлааму обвинять св. Григория Паламу в ереси, чтобы таким образом избежать спора о вероучении. Собор состоялся 10 июня в храме Святой Софии и длился всего один день. Это был настоящий Собор, а не обычное синодальное заседание: прения были публичными, Андроник III Палеолог председательствовал лично, окруженный сенаторами и «Вселенскими судьями», не считая присутствовавших епископов, архимандритов и игуменов. Царь, опасаясь за судьбу Паламы и не желая конфликта, пытался убедить стороны подписаться под подготовленным по его приказу соглашением. Согласно этому документу, Варлаам признавался, что что-то недопонял в исихастской практике Афонского монашества, и, следовательно, дело заключается в личной обиде, которая легко устранима. Но Варлаам упорно стоял на своем и начал обвинительную речь. Но едва Калабриец коснулся вопроса о вероучении, как патриарх прервал его, заметив, что по святым канонам только епископам предоставлено право толковать догматы. Нетрудно догадаться, что этот ход был подсказан ему царем – уж очень он перекликался с предыдущими инициативами императора. Тогда Варлаам перешел к конкретным претензиям: «Фаворский свет», «Иисусова молитва» и т.д. Вызвали на заседание Собора св. Григория и остальных монахов. Палама обстоятельно рассказал предысторию спора, в ходе которого неоднократно пытался примириться с оппонентом. Затем святитель поведал, что, вынужденный защищаться, основывал свои трактаты на учении Святых Отцов, а не силлогизмах и геометрических построениях, как это делает Варлаам. И привел конкретные доводы. Возразить было нечего. После этого обвинитель превратился в обвиняемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 июня). «По распоряжению митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514/1515 г. строит большую Введенскую церковь , а затем церковь Антония Египетского с трапезной» 198 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс библейских книг 199 . 27 января 1512 г. митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 200 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: «иноки» Аграфены, жены Семена Гаврилова. «Сия духовна грамота господину Варламу митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго марта 2 день» 201 . 5 августа 1513 г. была подписана духовная грамота княгини-инокини Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополич дьяк Данило Карпов 202 . В декабре того же года митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И.И. Кривоборского 203 . Когда в 1519 г. была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина митрополиту Варлааму, «и господин Варлаам, митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложити». Подписал митрополич дьяк Данило Карпов 204 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополич дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополии дьяк Стрига «Кипреянов сын», митрополич дьяк Данило Карпов. Служил митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 205 . В 1521 г. Крымский хан Мехмед-Гирей с войском двинулся на Москву, «суровейшим же напрасством своим». В связи с этим в Москве совершались всенародные моления, чтобы Господь помиловал род христианский и не предал в погибель. Летописи сообщают в связи с этим о «видении необычном и милостивном инокине слепой». В момент возникшей опасности одна благочестивая слепая инокиня Кремлевского Вознесенского женского монастыря имела видение, как Московские святители-чудотворцы хотели изнести из Кремля образ Владимирской Богоматери, но были умолены преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, и святыня была возвращена, а Москва избавилась от грозного нашествия и разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В столице Варлаам нашел могущественного покровителя в лице императора Андроника III Палеолога и великого доместика Иоанна Кантакузена, по протекции которого Калабрийцу, как его называли, предоставили преподавательскую должность. Его слава росла, и вскоре Варлаам стал важным лицом, с которым советовались по самым разным вопросам. Готовясь к дискуссии с латинянами, Варлаам подготовил 21 небольшой трактат, в которых жестко критиковал Фому Аквината и, придерживаясь философского реализма, признавал невозможность познания Бога. Его мысли имели широкий успех и распространение. Единственно, что вредило ему – вспыльчивый и злобный нрав. Обыкновенно Калабриец обращался к собеседникам в столь заносчивой манере, что те считали за благо для себя прекратить разговор. Как говорят, Варлаам настолько неприлично вел себя во время диспута с легатами папы, что совершенно оскорбил их, и те, разгневанные, уехали прочь 626 . К несказанному своему удивлению, в 1335 г. Варлаам получил послание с Афона от тогда еще никому не известного св. Григория Паламы из монастыря Св. Саввы. Палама происходил из знатной малоазиатской семьи, вынужденной перебраться в Константинополь после завоевания их области турками. В столице отец св. Григория Константин Палама получил высокую должность и вошел в состав Государственного совета. Сам святитель с детских лет обучался философии под руководством знаменитого Феодора Метохита и жил во дворце. Незадолго до своей смерти Константин Палама принял монашеский постриг. Когда его супруга попросила его обратиться к императору с просьбой принять детей под свое покровительство, Константин ответил, что отныне Покровительницей им станет Пресвятая Богородица. После его смерти супруга также хотела принять Ангельский чин, но воздержалась до совершеннолетия детей. В 1316 г. св. Григорий решил принять монашеский постриг и, несмотря на уговоры императора Андроника II Палеолога, ушел вместе со всеми членами семьи в монастырь. С двумя братьями Святитель отправился на Афон, ставший центром «исихазма» (от греческого: «тишина», «молчание», «безмолвие»). Там он вначале подвизался в Ватопедском монастыре, а потом перешел в Лавру св. Афанасия. После 10-летнего пребывания на Святой горе Палама отправился в Палестину, а оттуда в Македонию; но из-за угрозы сербских вторжений вновь вернулся на Афон. Интеллектуал и опытный монах-сподвижник стал достойным противником Варлаама 627 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По внешности полную победу одержали афонцы: Варлаам, Акиндин и Григора были осуждены в 16 положениях, внесенных в Синодик недели православия; патриарх И. Келеке должен был уступить престол афонцу Исидору, и с тех пор, по замечанию профессора И.Е. Троицкого , на Константинопольскую кафедру восходят уже только монахи. Но значит ли это, что Византийская церковь своим авторитетом узаконила афонское извращение мистики Симеона Нового Богослова ? Оказывается, что нет, ибо спор, начавшийся об афонских видениях, скоро перешел к вопросу о возможности и ценности богоявлений вообще, и тут обнаружилось, что Варлаам, в своем усердии, – как большинство церковных реформаторов и еретиков, – стремясь вырвать с корнем афонское зло, не отделил извращения от принципа, выплеснул, как говорят немцы, das Kind mit dem Bade (ребенка вместе с водой ванны), (ср. Варлаам о чистоте сердца), и вот за это-то и был осужден. Варлаам поставил вопрос, но не об истинности и религиозной ценности афонских видений на основании тех способов, которыми они достигались, а о возможности и ценности видений вообще, на основании диалектики понятий о сущности и энергии в Божестве. На бесчисленных Соборах по делу Варлаама, начиная уже с первого из них, об афонцах вовсе не было и речи; речь шла о Фаворском свете, с которым афонцы отождествляли свои видения. Варлаам вместо того, чтобы доказать, что это отождествление неправильно, напал на самый Фаворский свет, и – оказался в противоречии с Церковью. Вопрос о чуде в истории – как и вообще о чуде – я ставлю так. С одной стороны – причинность есть неизбежная форма, в какой является нашему сознанию мир. С другой стороны – именно потому, что эта форма восприятия для нас неизбежна, мы обязаны знать и не забывать и то, что если бы нам встретилось явление, связанное не с другим явлением, а с высшей причиной вне его лежащей, мы инстинктивно будем стремиться и его подвести под всегдашнюю форму связи явлений. Отсюда следует, что нет и не может быть события, чудесного характера которого нельзя было бы отвергать (введя его, худо ли, хорошо ли, в цепь естественных причин и следствий); а с другой стороны – что нет и не может быть события, в котором нельзя было бы видеть чуда (приняв, что обычная причинная связь есть в данном случае иллюзия, а на деле событие вызвано непосредственным вмешательством высшей силы).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Уварова, ныне в ГИМ ( Маясова. 1989. С. 217; Петров. 2008. С. 127. Кат. 51); «Спас Великий Архиерей» (ок. 1565, КБМЗ; служила некогда хоругвью, см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 23; Силкин А. В. Двусторонняя хоругвь из Кирилло-Белозерского монастыря//ДРИ. 1985. [Вып.:] Исследование и реставрация. С. 80-94; Маясова. 1989. С. 214-216); «плащаница» (позднее переделана в хоругвь) с образом «Видение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис)» (1566, ГРМ; см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 24; Лихачева. 1989; Русские мон-ри. 1997. С. 47); покровец «Распятие Господне, с предстоящими», позднее ставший пеленой ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 60-61; Хлебникова. 1981. С. 450-452). Упоминаются и несохранившиеся произведения, возможно, также созданные в столичных, принадлежавших бывш. удельным князьям «светлицах», напр. покровцы из ц. кн. Владимира, вложенные кнг. Марией Воротынской ( Маясова. 1989. С. 225; о вкладах др. знатных родов см.: Лихачева. 1995). В XVII в. лицевые произведения поступали в мон-рь и с вкладными надписями: воздух «Христос, лежащий во гробе», покровцы «Агнец» и «Пресв. Богородица «Знамение»» - от кн. И. А. Голицына в 1645 г. по его шурине, кн. Ф. А. Телятевском, погребенном в отдельной церкви; пелена с образами святителей Епифания Кипрского и Феодора Едесского, небесных покровителей покойного, вложенная самим Телятевским в ц. прп. Кирилла ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 52; Маясова. 1989. С. 221; Петров. 2008. С. 77). С Московского подворья в К. Б. м. был передан воздух, вложенный в 1644 г. боярином Ф. И. Шереметевым, повторявший извод плащаниц кнг. Старицкой сер. XVI в., но намного более простой в техническом исполнении ( Маясова. 1989. С. 221-222; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Никанорова. 2003. С. 62). К именным вкладам относятся хоругвь с композицией «Успение Пресв. Богородицы», данная в 1666 г. кнг. Е. Ф. Одоевской (КБМЗ; см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 23; Маясова. 1989. С. 222); 2 покрова на раку прп. Кирилла, в т. ч. вложенный в 1644 г. боярином Шереметевым (КБМЗ; см.: Маясова.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Михаил , Серб, † 11 февр. 1718, на покое в Симонове. Макарий , в янв. 1724. Аарон , 1734 и 35. Макарий , 1738. Варлаам , 1753–59. Анания , 1760–63, (в Шартомском?). Никодим , С 1763; † 1770. Архимандрия кончилась. За тем, до ныне строители. Строители Антоний , 1784 и 85. Иринарх , 1786–1794, 26 мая перев. в Вязниковский Благовещенский. Феотим , 1862. Модест , 1864–70. 13 Николаевский, на Болоте, под Переяславлем-Залесским, основан св. Димитрием Прилуцким около 1370 г. Ныне заштатный. [V, 198.] Игумены Иосиф , 2 февр. 1506. Мисаил , 27 дек. 1509. Никифор . Сергий , 1534. Игнатий , 1551. Герман , за ним. Макарий , 1558–62. Феодор , 1564–66. Иона , 1611. Строители Дионисий Затворник определён 5 июля 1613; † 15 апр. 1644. Он обновил мнтрь после Литовского разорения. Никита , 1644–53. Варлаам , 1654. Гурий , 1655. Роман , 1657–61. Герасим , 1663–90. Игумены Паисий , 19 нояб. 1634. Варсонофий , 1671–75. Варлаам , 1693–1701. Питирим , 1704 строит., с 1713 игум.; в 1718 произведён в архим. Кержебельбашского, а 23 мар. 1719 хирот. в епископа Нижегородского. [ Тихон , 1720, апр.??] Пахомий , 1719–27. Протасий определён 31 мар. 1728–1730. Иаков Пивницкий , 1734–54. Строит. Владимир , 1862. 14 Николаевский, под городом Гороховцом, построен в 1643 г. Заштатный с 1764 г. [III, 752.] Строители Феодосий , игум., 1660–1672. Варлаам , 1673–81, нояб. Иоасаф Борщев , 1682 и 83. Феодосий , 2 мая 1685. Леонид , в дек. 1686. Макарий , 1695–97. Иоасаф , 1699–1707. Игумены Даниил , 1707–9. Исаак ( Исаия ?), 24 окт. 1716. Иоасаф , строит., 1718–23. Варлаам , 1723–27. Филарет , строит., 1728, игум. в янв. 1735, в нояб. 1742. Иаков перев. из Златовратского; упом. 1756 и 57. Строители Иринарх 4 авг. 1766 перев. из Вязниковского Благовещенского. Иоасаф 26 окт. 1799 перев. из Вязниковского Благовещенского. Мельхиседек 2 авг. 1803 перев. в Вязниковский Благовещенский, а 27 янв. 1805 – сюда-ж обратно. Логгин 23 окт. 1831 перев. в Вязниковский Благовещенский. Парфений 23 окт. 1831 перев. из Вязниковского Благовещенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монахи, с которыми он встречался, были малообразованны и не могли удовлетворить в области аскетики запросы интеллектуала–скептика, только что опровергавшего в споре со св. Григорием действие благодати на человеческое рассуждение. Заносчивый характер, а также спиритуалистические убеждения, внушенные философией Платона, заставили его возмутиться, когда он услышал, что человеческое тело способно принимать участие в молитве и ощущать действие Божией благодати. Он составил трактаты, которые распространял в ограниченном кругу; в них он называл монахов «omphalopsyhoi» («пуподушники») — «людьми, чья душа находится в пупе». В 1338 г. он отправился в Константинополь, где продолжил свои изыскания относительно монахов, пришел к тем же заключениям и в конце концов подал на них жалобу патриарху и Синоду. Патриарх Иоанн Калека официально отверг жалобу и пригрозил Варлааму наказанием, если он не оставит монахов в покое. Варлаам в Авиньоне . Впрочем, неуспех Варлаама у патриарха, кажется, не нанес чувствительного удара его престижу. Пользуясь покровительством, которое великий доместик Иоанн Кантакузин оказывал ему в ту пору, Варлаам представил Синоду проект объединения Церквей, основывавшийся как раз на тех релятивистских взглядах, которые критиковал св. Григорий. Кажется, этот план не был формально отвергнут, поскольку в 1339 г. Варлаам, как нам известно, отправляется в Авиньон в качестве императорского посланника; разумеется, у него не было официального мандата Церкви. Там он ведет перед папой те же речи, что и в Константинополе, но Бенедикт XII не более склонен принять вероучительный релятивизм, чем византийские исихасты, и посольство не приносит никакого практического результата [  ]. По возвращении в Византию Варлаама ожидал неприятный сюрприз: св. Григорий написал вторую Триаду, в которой уничтожал его писания безо всякой пощады. Варлаам, разумеется, был не такой человек, чтобы безответно стерпеть публичное опровержение своих произведений. Акиндин пытался удержать его — вероучительные споры с признанными представителями византийского монашества были делом опасным, и Варлаам имел мало шансов выйти из них победителем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010