Русская Православная Церковь ХХ век 18 марта 1907 год – Проходили заседания Государственной думы (18 марта - 28 июня; 5 марта - 15 июня по ст.ст.). 16 июня полномочия Государственной думы прекращены. Вступил в действие новый избирательный закон. 1918 год – Святейший Патриарх Тихон выпустил послание, в котором дал оценку Брестскому миру. Новодевичий монастырь 1962 год – В Центральном доме литераторов состоялась встреча писателей и ученых на тему «Наука, литература и искусство — против религии». 25 августа секретарь правления Союза писателей К. Воронков докладывал в ЦК КПСС, что в ближайшие месяцы выйдет более 40 литературно-художественных атеистических произведений. Как обычно, в первых рядах безбожников шел комсомол. В июле ЦК ВЛКСМ предлагал партийному руководству запретить любую деятельность церковников по приобщению к религии детей и подростков, установив за нее уголовную ответственность. Государственный Исторический музей пытался лишить Патриархию права аренды у него части Новодевичьего монастыря и т. д. Во главе этой кампании стоял идеологический отдел ЦК КПСС, у некоторых его работников появилась идея создать сектор по делам атеизма и религии — специальный партийный орган, который бы добил Церковь. Антирелигиозная истерия захлестнула страну. В вузах в качестве обязательного или факультативного курса были введены «Основы научного атеизма», значительно усилилась антицерковная направленность школьных программ, при Академии общественных наук при ЦК КПСС появился Институт научного атеизма. 1977 год – Состоялось заседание Священного Синода. Синод произвел следующие назначения: архиепископ Мукачевский и Ужгородский Григорий (Закаляк) освобожден от управления Мукачевской епархией с увольнением на покой и назначением архиерейской пенсии; епископом Мукачевским и Ужгородским назначен епископ Черновицкий и Буковинский Савва (Бабинец); епископом Черновицким и Буковинским назначен епископ Переяслав-Хмельницкий Варлаам (Ильюшенко), викарий Киевской епархии. Синод одобрил 10 тем, избранных Первым Предсоборным Всеправославным совещанием из Родосского каталога 1961 г ., как основу для повестки дня Святого и Великого Собора Православной Церкви:

http://pravoslavie.ru/5389.html

2 апр. 1961 г., после пострижения в монашество с именем Дамиан и возведения в сан архимандрита, хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского. Хиротонию в кафедральном Князь-Владимирском соборе Киева возглавил Киевский и Галицкий митр. Иоанн (Соколов) . 15 окт. 1964 г. перемещен на Львовскую и Тернопольскую кафедру, с 26 окт. временно также управлял Черновицкой епархией. 10 сент. 1965 г. возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. 8 окт. того же года возглавил Волынскую и Ровенскую епархию с архиерейской кафедрой в Луцке. В это время епархия была одна из самых крупных в РПЦ по числу приходов, уступая в количестве благочиний (20) только Львовской епархии. Д. проявил себя деятельным архиереем, совершал пастырские поездки по епархии, выступал в храмах с проповедями перед многочисленными верующими. По сравнению с 1-й пол. 60-х гг. XX в. церковная жизнь на Волыни стала более стабильной. При содействии Д. были отремонтированы мн. храмы, в т. ч. древний Покровский храм в г. Луцке и Свято-Георгиевская ц. в с. Берестечко. Особое внимание Д. уделял Корецкому во имя Св. Троицы жен. мон-рю , в к-ром были проведены полная реставрация Троицкого храма и капитальный ремонт Предтеченской ц., сооружены новые строения. В 1984 г. мон-рь стал ставропигиальным. Д. принимал участие в летней сессии Св. Синода 1972 г. и в зимней сессии 1977-1978 гг. За усердное многолетнее служение награжден орденами св. Владимира 2-й степени (1963) и прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1979), именной панагией (1986). С 30 дек. 1986 г. пребывал на покое. Отпевание Д. 6 июня 1987 г. совершил в луцком Троицком кафедральном соборе Волынский и Ровенский еп. Варлаам (Ильюшенко) . Похоронен рядом с Федосеевским кладбищенским храмом в г. Луцке. Лит.: Наречение и хиротония архим. Дамиана (Марчука)//ЖМП. 1961. 6. С. 26-28; Из жизни епархий//Там же. 1967. 3. С. 36; Юбилей архипастыря//Там же. 1972. 3. С. 19-20; Из жизни епархий//Там же. 1978. 8. С. 49-51; Муляр П. , прот. Высокопреосвящ. архиеп. Дамиан: (Некролог)//Там же. 1987. 10. С. 32.

http://pravenc.ru/text/168780.html

Киевское коадъюторство (викариатство) с 27.03.1785, паки. Самостоятельная с 16.10.1799. Упразднена 04.12.1803 (присоединена к новообразованной епархии Полтавской и Переяславской). Возобновлена в 1920-е гг. Киевское викариатство. Именовалась: Переяславская (упом. в 1036 г.); в 1269–1279 гг. – Переяславская и Сарайская; с 1698 г. – Переяславская и Бориспольская; 16 .10.1799–04.12.1803 – Малороссийская-Переяславская; с 1922 г. – Переяславская; c 1943 г – Переяславль-Хмельницкая. 1054 Николай Николай II 12.11.1105 16.09.1118 01.01.1119 12.04.1123 Николай III 04.10.1126 06.01.1134/1135(?) 06.01.1135 Макарий Антоний 1239 (?) 02.08.1239 Феодор 01.10.1700 28.08.1715 Захарий Корнилович 10.1715 30.11.1726 04.06.1727 08.06.1730 Иоаким Феодорович Струков 08.06.1730 13.04.1731 Варлаам Леницкий (Лейницкий, Ильницкий, Сеницкий) 28.01.1733 30.09.1735 Арсений Берло 03.01.1736 07.06.1744 02.02.1745 12.06.1751 07.03.1753 16.03.1757 27.07.1757 22.12.1769 31.10.1770 02.05.1776 17.07.1776 27.03.1785 Иларион Кондратковский 09.06.1785 12.04.1793 14.08.1793 01.05.1795 24.06.1795 01.07.1799 25.09.1799 17.12.1803 Петр II Киреев 27.01(09.02)1954 04.1954 29.10(11.11)1954 03(16)03.1961 Нестор Тугай 30.12.1961(12.01.1962) 17(30)03.1964 23.01(05.02)1965 12(25)05.1965 22.05(04.06)1967 24.09(07.10)1967 Феодосий Дикун 15(28)11.1968 07(20)03.1969 Владимир Сабодан 17(30)03.1969 20.01(02.02)1972 Савва Бабинец 28.09(11.10)1972 09(22)10.1972 в/у Варлаам II (Ильюшенко) 09(22)10.1972 16.02(01.03)1977 Варлаам II Ильюшенко 30.08(12.09)1985 29.09(12.10)1985 30.09(13.10)1985 17(30)12.1986 Антоний II Москаленко 17(30)12.1986 25.01(07.02)1987 26.01(08.02)1987 17(30)11.1988 Палладий Шиман 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 10(23)04.1989 10(23)04.1991 01(14)07.1992 14(27)07.1992 14(27)07.1992 09(22)06.1993 Антоний III Фиалко 29.11(12.12)1996 в/у Иоанн III Сиопко 30.11(13.12)1996 10(23) 07.2000 10(23)07.2000 16(29) 07.2000 17(30)07.2000 Переяславская (см. Переяслав-Хмельницкая) Пермская Основана в 1383 г., в Усть-Выми (по Словарю историческому... – в 1387 г); выделена из Ростовской еп. «..В глубокой исторической древности Пермь, или иначе сказать – Биармия, составляла из себя самую обширную и богатую страну. Это была страна, которую ныне занимают целых четыре губернии, притом,– самые обширные: Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская» ( Попов Е. Святитель Стефан Великопермский. M., 1885, С. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

05(18)04.1973 18(31)05.1973 18(31)05.1973 02(15)07.2003 02(15)07.2003 03(16)10.2003 03(16)10.2003 Амвросий Поликопа Черниговская, обн. Основана в 1923 г. (?) Упразднена в 1938 г. Именовалась: Черниговская; в 1935 г. – Черниговская и Роменская. Викарные кафедры: Прилукская, Конотопская, Нежинская. 02.1923 04(17)11.1924 04(17)11.1924 27.02(12..03)1925 27.02(12..03)1925 13(26)10.1925 Софроний Иванцов 05.1927 27.11(10.12)1935 Филарет Яценко (?) 12.1935 21.05(03.06)1938 Чернобыльская (см. Радомысльская) Черновицкая Основана в нач. 1941 г. Упразднена в 1943 г. Возобновлена 01(?).1945. Именовалась: Черновицкая и Хотинская; с 01.1945 – Черновицкая и Буковинская. Викарная кафедра: Кицманская. 1941 12(25)02.1945 29.11 (12.12)1947 Феодосий Ковернинский 12(25)02.1948 27.01(09.02)1954 Андрей Сухенко 15(28)02.1954 26.11(09.12)1958 Евмений Хорольский 20.02(05.03)1959 08(21)05.1959 08(21)05.1959 02(15)09.1960 Григорий Закаляк 02(15)09.1960 03(16)03.1961 20.03(02.04)1961 02(15)10.1964 Дамиан Марчук 02(15)10.1964 13(26)10.1964 13(26)10.1964 09(22)12.1964 09(22)12.1964 24.09(07.10)1967 Мефодий Мензак 24.09(07.10)1967 20.01(02.02)1972 Феодосий II Процюк 20.01(02.02)1972 16.02(01.03)1977 16.02(01.03)1977 17(30)12.1986 Варлаам Ильюшенко 17(30)12.1986 09(22)11.1990 24.11(07.12)1990 26.11(09.12)1990 26.11(09.12)1990 Черноморская Основана и упразднена в 1923 г. Именование – по г. Черноморск (Крымская область РСФСР). Ставропольское (?) викариатство. 08(21)08.1923 02(15)10.1923 Чигиринская Существовала в 1724–1727 гг. Местопребывание – в г. Чигирин (ныне – Черкасская область, Украина). Возобновлена 16.10.1799. Киевское викариатство. Местопребывание – в г. Киев. Именовалась: Чигиринская и Украинская; с 16.10.1799 – Чигиринская. Упразднена в 1921 г. (1932 г. ?) 22.07.1724 12.02.1800 25.01.1807 Феофан Шиянов-Чернявский 24.02.1807 07.02.1812 Ириней Фальковский 06.07.1813 29.04.1823 Ириней Фальковский, паки 29.07.1823 13.10.1826 Афанасий Протопопов 21.11.1826 21.04.1828 Мелетий Леонтович 13.05.1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ВОЛОГОДСКАЯ Варлаам ВСЕРОССИЙСКАЯ 03.08.1511 18.12.1521 Варлаам КОЛОМЕНСКАЯ (1449) Варлаам КОЛОМЕНСКАЯ 21.10.1564 Варлаам КРУТИЦКАЯ 01.1583 10.1586 Варлаам ПИНСКАЯ Варлаам РЯЗАНСКАЯ 07.1598 17.02.1601 Варлаам (Авраам) Белковский НОВГОРОДСКАЯ 20.02.1592 15.04.1601 в/у ПСКОВСКАЯ Варлаам Борисевич ВИННИЦКАЯ 30.04(13.05)1945 01.1946 РОВЕНСКАЯ и ВОЛЫНСКАЯ 01.1946 21.05(03.06)1948 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 21.05(03.06)1948 14(27)12.1951 ИЗМАИЛЬСКАЯ 14(27)12.1951 19.01(01.02)1955 в/у КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 19.01(01.02)1955 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, паки 19.01(01.02)1955 23.08(05.09)1956 МУКАЧЕВСКАЯ 23.08(05.09)1956 22.06(05.07)1961 МИНСКАЯ 22.06(05.07)1961 22.07(04.08)1963 Варлаам (в сх. Василий) Ванатович КИЕВСКАЯ 14.05.1722 20.11.1730 (Варлаам Грек КРУТИЦКАЯ (1310)) Варлаам Денисов ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 21.08.1860 19.05.1862 ОРЕНБУРГСКАЯ 19.05.1862 09.11.1866 ЧЕРНИГОВСКАЯ 09.11.1866 16.08.1871 Варлаам Ильюшенко в/у ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 28.09(11.10)1972 09(22)10.1972 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 09(22)10.1972 16.02(01.03)1977 в/у СУМСКАЯ 05(18)04.1973 18(31)05.1973 в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ 05(18)04.1973 18(31)05.1973 ЧЕРНОВИЦКАЯ 16.02(01.03)1977 17(30)12.1986 РОВЕНСКАЯ 17(30)12.1986 06(19)02.1990 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 06(19)02.1990 07(20)07.1990 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 07(20)07.1990 04(17)09.1990 Варлаам Козуля БЕРШАДСКАЯ 08.1926 04(17)01.1931 в/у ВИННИЦКАЯ в/у ПЕРМСКАЯ ЗЛАТОУСТОВСКАЯ 14(27)03.1934 10(23)08.1934 САРАПУЛЬСКАЯ 10(23)08.1934 04(17)01.1935 ОСИНСКАЯ 04(17)01.1935 14(27)05.1935 в/у ПЕРМСКАЯ, паки 04(17)01.1935 14(27)05.1935 ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ 14(27)05.1935 16(29)01.1937 СЫЗРАНСКАЯ 16(29)01.1937 10(23)05.1937 ОРЕНБУРГСКАЯ 10(23)05.1937 20.07(02.08)1937 Варлаам Косовский (Косанский) ИРКУТСКАЯ 15.12.1706 21.01.1714 ТВЕРСКАЯ 21.01.1714 03.03.1720 СМОЛЕНСКАЯ 03.03.1720 24.05.1721 Варлаам Лазаренко ЛЕБЕДИНСКАЯ ХОРОЛЬСКАЯ БОГУЧАРСКАЯ МАЙКОПСКАЯ 30.11(12.12)1926 Варлаам Леницкий (Лейницкий, Ильницкий, Сеницкий) ВЛАДИМИРСКАЯ 31.05.1719 05.07.1723 ВИКАРИАТСТВО ПСКОВСКОЙ ENAPXIU 05.07.1723 19.04.1724 КОЛОМЕНСКАЯ 19.04.1724 22.05.1727

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13.05.1945 хирот. во еп. Винницкого и Брацлавского; с янв. 1946 г. еп. Волынский и Ровенский; с 3.06.1948 еп. Каменец-Подольский и Проскуровский; с 27.12.1951 еп. Измаильский и Болградский; с 1.02.1955 еп. Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 5.09.1956 еп. Мукаческий и Ужгородский; с 25.02.1957 в сане архиепископа; с 5.07.1961 архиеп. Минский и Белорусский; с 5.08.1963 на покое; † 9.05.1975. Варлаам (Ильюшенко) 22.10.1972 еп. Переяслав-Хмельницкий, вик. Киевской епархии; с 18.03.1977 еп. Черновицкий и Буковинский; с 30.12.1986 еп. Волынский и Ровенский; с 9.09.1987 в сане архиепископа; † 17.09.1990. Варлаам (Козуля) в 1926 г. тайно хирот. во еп. Бершадского; в 1928 г. управ. Винницкой епархией; 1931–1934 епархией не управ.; с 27.03.1934 еп. Златоустовский, вик. Свердловской епархии; с 23.08.1934 еп. Сарапульский, вик. Кировской епархии; с 17.01.1935 еп. Осинский, вик. Молотовской епархии; с 27.05.1935 еп. Марийский, вик. Горьковской епархии; с 29.01.1937 еп. Сызранский; с 23.05.1937 еп. Оренбургский и Тургайский; расстрелян 10.10.1937. Варлаам (Лазаренко) упом. после 1917 г. как еп. Лебединский; с 1919 г. еп. Майкопский, вик. Кубанской епархии; с 1927 г. на покое. Варлаам (Новгородский) 18.06.1919 хирот. во еп. Соликамского, вик. Пермской епархии. Варлаам (Пикалов) 9.05.1921 хирот. во еп. Новосильского, вик. Тульской епархии; с 24.08.1924 еп. Ефремовский, вик. Тульской епархии; с 11.03.1925 еп. Каширский, вик. Тульской епархии; с 4.11.1926 на покое; с 25.07.1935 еп. Рыбинский; с 8.03.1936 в сане архиепископа; 1942–1943 архиеп. Свердловский; с июля 1943 г. на покое; † в июне 1947 г. Варлаам (Ряшенцев) с 13.01.1913 еп. Гомельский, вик. Могилевской епархии; с 3.09.1923 еп. Псковский и Порховский; с 13.07.1927 еп. Пермский; с 11.11.1927 на покое; в 1929 г. арестован; † 20.02.1942 г. в лагере. Варнава (Беляев) 16.02.1920 хирот. во еп. Печерского, вик. Нижегородской епархии; с 1922 г. на покое; с мая 1933 по май 1936 г. в заключении; на епархию не вернулся; † 16.05.1963. Варнава (Кедров)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Богословский М. , протопресв., доктор богословия 318 Богоявленский В. Н. 394 Богоявленский, прот. 411 Болгарин Григорий, митроп. 65, 68 Болотников Иван 164, 165 Болотов В. , проф. 31 Болоховитинов Евгений, митроп. 4 Бонакер 296 Борис Вик, архиеп. 453, 454 Борецкий Иов 246, 247 Борис Плотников , епископ 317 Борис Годунов, царь 85, 165, 172, 173, 176, 223 Борис, князь, муч. 87,116, 118,120 Борис, князь 28, 31 Борис, свщмуч. 30 Борисович Иоанн, свящ. 337 Борков Александр, свящ. 401 Боровский Пафнутий 72 Бортнянский Д. С. 297, 298 Боткин Е. С. 399 Брежнев Л. И. 465 Бриллиантов А. , проф. 434 Брусилова В. И. 411 Брюховецкий Иван, гетман 257 Бугсгееден, еп. 134 Булгаков Макарий, митроп. 5 Булгаков С. , проф.-свящ. 319, 382 Бурхард Селль, датчанин 4 Буткевич Т. , проф. 317 Бутурлин, боярин 254, 359 Бэм 340 Бяконт Феодор 49 Валентин, епископ 497 Валуев Григорий, боярин 231 Варвара, монахиня 400 Варда-Фока, полководец 11 Варлаам, митроп. 70, 71, 110, 184 Варлаам Вонатович, епископ 270 Варлаам Ляшевский, иером. 320 Варлаам Печерский, лреп. 127 Варлаам Ряшенцев , епископ 435, 439 Варлаам Хутынский, преп. 101, 105 Варлаам Эристов, архиеп. 375 Варлаам, архиеп. 154, 155, 438, 446 Варлаам, епископ 84, 434 Варлаам, преп. 98 Варнава, патриарх 472, 481, 486 Варнава, епископ 492 Варнава, старец 326 Варсонофий Юрченко, игумен 434 Варсонофий, свят. 158, 164 Василий, патриарх 438 Василий, император 11 Василий, еп. 21, 129, 434, 435 Василий Шуан, архим. 452 Василий, свящ. 398 Василий I, князь 42, 54 Василий Блаженный 158, 401 Василий II 57, 60 Василий III 69, 70, 71,72, 74, 110, 142 Василий Васильевич, князь 57,58, 62, 63,64 Василий Великий 91, 155, 215, 243 Василий Верюжский , свящ. 434 Василий Голицын, князь 167 Василий I Дмитриевич, князь 26, 56, 93, 137 Василий Иоаннович, князь 71, 81, 172 Василий Иоаннович (Шемячич), князь 71 Василий Лужинский , епископ 360, 361 Василий Шуйский 72,162,163,164, 165, 166, 167, 171, 173, 174 Василий II Темный, князь 61, 129 Василий, епископ 386 Василий Смелов, «митрополит» 479

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, во втором письме Варлаама к прп. Игнатию, 5-м по общему счету , Варлаам по настоянию Дисипата использует тактический прием, как считает А. Риго , и переадресовывает свои обвинения неким безымянным исихастам, при этом сильно ужесточая их. В этом письме Варлаам обращается к прп. Игнатию, говоря, что имел большие надежды на встречу с ним и его кружком (Варлаам упоминает Иосифа Калофета, Давида Дисипата и некоего Луку) и не был обманут в своих ожиданиях. Однако встретившись с некими людьми, «соименными» Игнатию и его друзьям, т.е. «исихастами», Варлаам услышал от них нечто чудовищное – и далее Варлаам перечисляет некоторые положения, вероятно, заимствованные из исихастской литературы (в первую очередь, у прп. Никифора Уединенника и в анонимном трактате «Метод священной молитвы и внимания») и услышанные им лично от прп. Игнатия и его друзей; эти положения, согласно Варлааму, сходны с ересью мессалиан. Далее Варлаам говорит, что он обвинил в мессалианстве не Игнатия и его друзей, но неназываемых по имени людей, которые «соименны» первым, т.е. тех, которые утверждали чудовищные вещи; в результате этого, по словам Варлаама, про него стали говорить, что он обвиняет в мессалианстве всех исихастов, и в том числе монахов, входящих в кружок Игнатия. Таким образом, исходя из дошедших до нас писем Варлаама Калабрийского, А. Риго делает – в целом правдоподобный – вывод о том, что познакомившие Варлаама с исихастским учением и практиками монахи, о каковых в различных источниках (авторы которых не были непосредственными свидетелями описываемых событий) говорится как о простых и необразованных, – это монахи, входившие в кружок св. Игнатия Исихаста . Однако в этот кружок входили как раз весьма образованные монахи. Тот же Давид Дисипат имел очень широкую эрудицию, что видно из его сочинений, представленных в настоящем издании. Никак нельзя назвать «простым» и Иосифа Калофета, впоследствии автора различных богословских, экзегетических и агиографических сочинений. Поэтому версия А. Риго вызывает и определенные вопросы. Во-первых, может быть, Варлаам встречался с необразованными монахами, против которых он стал выступать, до того, как имел встречу с кружком прп. Игнатия? Однако вроде бы контекст писем Варлаама свидетельствует не в пользу этого. Варлаам в письмах говорит, что он, желая научиться тому, в чем неопытен, обратился к прп. Игнатию с целью учиться у него и его друзей, и те учили его исихии. Также из писем ясно следует, что Варлаам разошелся с прп. Игнатием по определенным вопросам – очевидно, связанным с исихастским учением. И во-вторых, непонятно, откуда взялась версия о необразованных монахах-простецах, с которыми встречался Варлаам.

http://bogoslov.ru/article/2363267

«Я, гр. Андрухов Николай Яковлевич, работал водителем в Крымском епархиальном управлении с марта 1985 года до конца 1991 года. С 19 февраля 1990 года правящим архиереем Симферопольской епархии был назначен архиепископ Варлаам (Ильющенко). На тот момент я был единственным водителем в Крымском епархиальном управлении. С февраля по апрель 1990 года владыка Варлаам вообще не покидал пределы епархии. Он ежедневно находился в Епархиальном управлении и по выходным и праздничным дням совершал богослужения в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Симферополя. 30 и 31 марта и 1 апреля 1990 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Симферопольский и Крымский Варлаам (Ильющенко) совершал уставные богослужения в Свято-Троицком соборе г. Симферополя, поскольку это был период Великого поста. Более того, могу добавить, что владыка не пропускал ни одной службы. Владыка Варлаам пользовался исключительно автомобилем (ГАЗ-24 черного цвета, гос. номер 03-16 КРА и ГАЗ-24 белого цвета, гос. номер 48-56 КРА) при поездках по епархии. За пределы епархии Владыка не выезжал. Владыка объективно не мог совершить епископскую хиротонию 31 марта 1990 г. в с. Михайлевичи Львовской области и за полдня вернуться назад в Крым и успеть принять участие в вечернем богослужении 31 марта и литургии — 1 апреля. Во всех поездках сопровождал его я. В марте 1990 года владыка Варлаам вообще не покидал Крым, тем более не посещал Львовскую область и, соответственно, не мог принимать участие в “хиротонии” Василия Боднарчука. Как я уже говорил, ранее единственным водителем и помощником владыки Варлаама на тот момент являлся я. Поэтому достоверно могу свидетельствовать об этом. Ни у владыки Варлаама, ни у меня в то время не было не только видео/кинокамеры, но и даже фотоаппарата. Снимать на видео я вообще не умел и не умею» . Аналогичные свидетельства представил и отец Василий Марущак, который в 1990 г. в Симферопольской епархии при архиепископе Варлааме (Ильющенко) нес послушание архиерейского протодиакона. В частности, отец Василий Марущак нотариально засвидетельствовал, что «в период Великого поста, а именно 30 и 31 марта и 1 апреля 1990 г. архиепископ Варлаам (Ильющенко) совершал богослужения в Свято-Троицком соборе г. Симферополя, чему я являлся сослужителем. Владыка Варлаам пользовался автомобилем в поездках по епархии. При посещении приходов епархии владыку сопровождал я с водителем Андруховым Н.Я. Насколько я помню, за пределы епархии в этот период владыка Варлаам не выезжал… Заявления представителей УАПЦ/ПЦУ, которые были обнародованы в СМИ и интернет-изданиях задним числом, уже после кончины приснопамятного владыки Варлаама, о том, что он будто бы совершал хиротонию первого “епископа” УАПЦ считаю неправдой, ввиду того что они не соответствуют действительности. Не помню, чтобы владыка Варлаам в своих проповедях и беседах что-либо упоминал об УАПЦ. В моей памяти архиепископ Варлаам (Ильющенко) навсегда остался ревностным архипастырем и верным сыном Матери-Церкви» .

http://bogoslov.ru/article/6025766

Святой Варлаам был реальным чудотворцем мореходов Северного океана, надёжным заступником людей, что ежедневно вручали жизни свои в руки Божьи, доверяясь суровой стихии Белого и Баренцева морей. Именно там всем сердцем постигали они мудрость поморской поговорки: «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался». Прежде чем мы коснёмся новых подробностей Жития преподобного Варлаама Керетского, сохранившихся в древнем «Каноне», напомним вкратце суть непростой истории жизни этого удивительного святого XVI века. 2 . «Повесть о преподобном Варлааме с Керети» 638 , начинается со слов: «Преподобный отец Варлаам в лета бе царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца». Далее сообщается, что рождение и воспитание Варлаам «име в Керецкой волости, на море окияне» 639 . Позже, как упомянуто в Повести, Варлаам служил священником в храме святителя Николая Чудотворца «в Колском граде». Он был ревностным и одарённым пастырем: «добре подвизаяся на невидимого врага козни». Однажды, по диавольскому внушению, Варлаам, заподозрив свою жену в измене, убил её. Глубоко раскаявшись «и недостойна себе судив еже священная действовати», он принял на себя особый покаянный подвиг. Уложив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), Варлаам отплыл в открытое море, «псалмы Давидовы пояше», и взирал на дело своих рук, «без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпущении греха», готовый принять кончину в штормовом «Ледоватом море». Однако Господь судил иначе и не послал погибели Варлааму. В то же время, куда бы ни направлял свою лодку Варлаам, ветер ему всегда был встречный и крепкий: «плаваше против зелнаго обуревания». Такое скитание Варлаама продолжалось немалое время: «доволно время потрудився». При этом в Житии уточняется, что он «весла из рук своих не выпущаше», «дондеже оно мертвое тело тлению предастся». Наконец, проплавав в течение длительного времени, Варлаам захотел «извещение прияти» от Бога – не прощён ли он. В то время у побережья мыса Святой Нос обитали страшные морские черви, так называемые «корабельные сверлила», «иже творяху многи пакости над лодиями мореходцем», т. е. протачивали днища морских судов поморов. «Став на молитву и руце воздев на небо», Варлаам был услышан Господом, и «черви без вести сотворишася». Так Варлаам «путь мореходцем около Святаго Носа сотворил» чистым и поныне. Вскоре преподобный «оставляет мир и бывает инок, и в пустыню вселився, и Божию помощию бесовския полки победив, с миром ко Господу отиде».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010