Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположенный на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц. Содержание История [ править править код ] Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского. В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице. В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.

http://azbyka.ru/palomnik/Варлаамо-Хутын...

Святейший Патриарх Кирилл посетил Варлаамо-Хутынский женский монастырь 8 июля 2017 г. 23:44 8 июля 2017 года, по завершении всенощного бдения в Софийском кафедральном соборе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь близ Великого Новгорода. Святейшего Владыку сопровождали митрополит Новгородский и Старорусский Лев и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали настоятельница игумения Алексия (Симдянкина) и насельницы монастыря. Святейший Патриарх Кирилл возглавил шествие от святых врат в Спасо-Преображенский собор — главный храм Хутынского монастыря. В соборе Святейший Владыка поклонился честным мощам преподобного Варлаама Хутынского. Игумения Алексия приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству Державную икону Божией Матери. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Лев! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Сергий! Многочтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братия и сестры! Очень рад, что Господь привел меня в сию святую Варлаамо-Хутынскую обитель, одну из самых прославленных и древних в нашей Церкви. На этом месте святой Варлаам положил начало иноческим подвигам. Современному человеку трудно понять, что означает иноческий подвиг. Зачем уходить из мира, от достаточно комфортной жизни? Зачем лишать себя житейских радостей? Зачем облачаться в черные одежды? Зачем все это нужно? Но в то время, когда преподобный Варлаам пришел сюда один, в пустынное место, ни у кого не возникал вопрос, почему он это делает. Потому что даже в то время, когда искушений в общественном пространстве было на много порядков меньше, чем сейчас, людям, которые желали соединиться с Богом в своей земной жизни, было непросто в миру. Почувствовав однажды, какую великую радость дают молитва, причащение Святых Христовых Таин, общение с Господом, эти люди шли в пустыню, чтобы там наедине с Богом и природой испытывать реальное счастье.

http://patriarchia.ru/db/text/4952966.ht...

Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1767 и 1774. Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, п. Хутынь Координаты: 58.587262, 31.393792 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Известно, что за долгую историю Хутынского монастыря на его территории сменили друг друга три колокольни. Первая, построенная на монастырские средства в 1445 году, была «не вельми высока и кругла яко столп, и не велика толко сажени единыя внутри и со олтарём; на ней же колоколы в верее бывали и прежних лет». Церковь в колокольне освятили во имя сщмч. Григория, просветителя Армении. К XVI веку, очевидно, эта колокольня обветшала, и в 1535 году напротив южных дверей Спасо-Преображенского собора возвели новую церковь-колокольню, получившую название «Хутынский столп» (она изображена на иконе «Видение пономаря Тарасия»). Церковь освятили также во имя сщмч. Григория Армянского. Сама она не сохранилась до наших дней, а вот описание ее в летописях осталось: «Яко околная стена, еже округ церкви, имея углов восемь, а двери пятеры, в высоту велми высока, на ней же в верее и колоколы уставиша». Вторая церковь-колокольня высилась на фундаменте, сложенном из валунов. Кладка стен была кирпичной, на известковом растворе. Церковь опоясывалась галереей (именно она в летописи названа «околной стеной»). Относительно основного объема колокольни предполагают, что он состоял либо из поставленных друг на друга уменьшающихся восьмериков, либо представлял собой «просто столп». Наиболее вероятно, судя по всему, второе предположение. Третья, ныне существующая колокольня возводилась в монастыре в 1768-74 годах над южными воротами. Задумывалась она гораздо более высокой, но денег не хватило. Обратите внимание, что два нижних яруса весьма массивны и имеют почти одинаковую величину. Совершенно очевидно, что они рассчитаны на то, чтобы на них стояло еще два-три яруса. Вместо этого колокольня получила довольно «куцее» завершение. Разрыв между прекрасным первоначальным планом и его воплощением может быть объяснен тем, что в Хутынском монастыре в первое время после секуляризации монастырских владений еще не привыкли экономить и при составлении строительной сметы переоценили свои силы. В работе над проектом колокольни, по-видимому, принимал участие архитектор Д.В. Ухтомский. Два ее нижних яруса, выполненные с большим вкусом и мастерством, говорят в пользу этой версии. Большое внимание специалистов привлекают также колонны, использованные в декоре колокольни. Провинциальные здания XVIII века декорировали колоннами крайне редко. Во втором ярусе колокольни находился храм во имя пророка Илии. Теперь, после реставрации (а колокольня, как и прочие здания монастыря, очень пострадала в годы войны), он переосвящен во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=37653

Путешествие в домонгольскую Русь Святой Варлаам Хутынский – это подвижник не только новгородской, но поистине всероссийской величины 19 ноября, 2015 Святой Варлаам Хутынский – это подвижник не только новгородской, но поистине всероссийской величины 19 ноября празднуется память преподобного Варлаама Хутынского. О новгородском подвижнике и встрече с Древней Русью лицом к лицу рассказывает диакон Павел Сержантов. Божья милость – побывать в Великом Новгороде и его окрестностях. Пусть даже второпях, как это произошло со мной. Удивительное глубокое чувство возникает от новгородского Кремля. Он не такой ошеломительно-пышный, как Московский. Диакон Павел Сержантов Здесь сохранилось много скромных уникальных древностей. Настолько много, что просто попадаешь в пространство и время домонгольской Руси. Не соприкасаешься с отдельными древностями, а попадаешь в далекую историческую эпоху. Какое вокруг великолепие – София Новгородская и всё созвездие храмов Детинца! От чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» отходить не хочется. Так бы рядом и стоял. Хотя иные ценители иконографии на этой иконе ничего не найдут. Не будем вязнуть в споре с ними, адресуем их в расположенный напротив исторический музей. Там размещено крупное собрание бесценных икон. Среди икон есть и многим знакомые. Так, икону апостолов Петра и Павла я до музея видел по художественным альбомам. Но оказавшись перед этой громадиной, которой без малого 1000 лет, я от волнения не мог найти себе подходящего места. То вплотную к иконе придвигался, то метров на десять отстранялся. А ведь сколько и на этой иконе безвозвратно утрачено! Когда-то перед ней, только что написанной и во всей силе сияющей, молились наши предки… Из древнего Новгорода в Хутынский монастырь В музее обращают на себя внимание многочисленные иконы преподобного Варлаама Хутынского, весьма высокого художественного достоинства. Местный святой, чтимый. Ему иконы писали да жития, для памяти сохраняли случаи чудотворения. Чудес было немало. Даже произошло однажды воскрешение видного княжеского чиновника XV века у раки святого Варлаама.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-domongo...

Косино. Никольский Косинский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1220. Ссылки:   Адрес: 175200, Новгородская область, Старорусский район, дер. Косино Координаты: 57.961833, 31.307613 Проезд:из Старой Руссы выезжать по улице Клары Цеткин (не к ночи будь помянута), улица переходит в шоссе, с которого нужно свернуть по указателю на Нехотицко. Далее держаться асфальтовой узкой дорожки, она выведет на мост через Снежу и упрется в Полисть, там налево Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Николаевский Косинский монастырь, общежительный, в 3 верстах от города Старой Русы, на косе, образуемой реками Полистью и Снежною. Основан в XII веке преподобными Константином и Космою (см. 29 июля). В 1764 году он был упразднен и обращен в приход. В 1890 году здесь учреждена была женская община, которая в 1896 году и преобразована в монастырь. В притворе Николаевской церкви покоятся под спудом мощи преподобных Константина и Косьмы. При монастыре — богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Николо-Косинский монастырь основан в 1220 г. выходцами из Хутынского монастыря Константином и Космой. По влечению к безмолвной жизни преподобные Константин и Косма около 1220 года ушли из Хутынского монастыря в пределы Старой Руссы и поселились в пустынном месте между реками Полистью и Снежою, образующими косу (отсюда название этого места - Косино, Косинское). Через некоторое время около подвижников стали поселяться другие иноки. Со временем возник монастырь, в котором в 1220 году был построен небольшой каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Преподобный Константин принял игуменство над собравшейся братией. Как достойные ученики великого наставника преподобного Варлаама Хутынского, преподобные Константин и Косма были примером инокам в исполнении монашеских обетов. После многолетних подвигов преподобный Константин мирно почил 29 июля 1240 года. В древних рукописных святцах он назван Чудотворцем. Преподобный Косма продолжил делание своего сподвижника и после кончины преподобного Константина стал, очевидно, его преемником. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Мощи прпп. Константина и Косьмы почивали под спудом в бывшей Косинской обители под крытой папертью, соединяющей церковь св. Николая с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=00837

Вологда. Церковь Варлаама Хутынского. Зимний храм Ильинского прихода /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XVI-XVII веках на месте современного архитектурного ансамбля, состоящего из церквей Ильи Пророка и Варлаама Хутынского, был небольшой монастырь, упраздненный в 1738 году. До 1780 года на месте церкви Варлаама Хутынского существовала небольшая каменная церковь, которая была до основания разобрана и перестроена. Современная Варлаамо-Хутынская церковь отражает влияние раннего петербургского классицизма , это новое архитектурное течение начинает распространяться в Вологде в конце XVIII века. Можно с большой уверенностью предположить, что эту церковь, если не строил, то проектировал незаурядный столичный мастер. Об этом говорят блестяще проработанные детали убранства здания и особенно стройная, легко вздымающаяся вверх колокольня. Одинокое в архитектурном отношении положение церкви, среди пятидесяти остальных церквей города ( кроме церкви Николая Чудотворца на Сенной площади), подтверждает это предположение. Впрочем, присутствие в Вологде подобных по стилю гражданских построек позволяет предполагать, что архитектор мог быть и местным жителем. Церковь Варлаама Хутынского двухэтажная, небольшая. Западный фасад здания с главным входом украшает полуротонда, поддерживаемая четырьмя стройными ионическими колоннами. Над ней в глухом рустованном кубе возвышается высокий сквозной четверик звона колокольни, грани которого вогнуты, а срезанные углы оформлены парными коринфскими колонными и пилястрами. Пилястры поддерживают скромный и легкий фриз. Венчает колокольню сложный пирамидальный купол с тонким грушевидным шпилем. Интересен купол надвосточной частью здания в виде необычного овального изящного фонаря с маленькой главкой. В роли двух других глав на основном объеме храма неожиданно выступают декоративные вазы на постаментах с лепными гирляндами, делающими вазы очень нарядными. Столь уникальное использование ваз великолепно соответствует общему, чисто светскому характеру нарядной архитектуры храма.

http://sobory.ru/article/?object=01087

В Варлаамо-Хутынском монастыре пройдут торжества в честь преподобного Варлаама Великий Новгород, 19 ноября 2004 г. В пятницу, 19 ноября, Русская Православная Церковь чтит память святого Варлаама Хутынского. В этот день в память о преподобном Варлааме во всех 116 православных храмах епархии пройдут торжественные службы, передает РИА " Новости " . Главные торжества состоятся в Спасо-Преображенском Варлаамо-Хутынском монастыре, где торжественную литургию провел архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Согласно древним новгородским синодикам, Алекса Михайлович (или Михалевич) родился в 1156 году в семье новгородских бояр Михаила и Анны в их имении, расположенном у городского вала на Неревском конце Софийской стороны Великого Новгорода. С детских лет, отмечалось в синодиках, Алекса отличался от прочих сверстников строгостью поведения и соблюдения всех религиозных норм. После смерти родителей юный Алекса раздал имущество семьи новгородским нищим, постригся в монахи в Лисицком монастыре, находившемся в семи верстах от Великого Новгорода, и получил имя Варлаама. В этой монашеской обители Варлаам прожил совсем недолго. Вскоре после пострижения он удалился из Лисицкого монастыря в пустынное место, известное в Великом Новгороде как Хутынь, что означало место " худое, обитаемое нечистой силой " , и поселился там в землянке. Предание гласит, что однажды вечером луч света, упавший на поляну из лесной чащи, указал монаху, где поставить православный храм. С помощью прибившихся к нему иноков Варлаам построил в Хутыни деревянную церковь в ознаменование Преображения Господня. Эта небольшая церковь послужила началом Варлаама Хутынского Спасо-Преображенского мужеского первого класса монастыря. Как свидетельствуют синодики, стараниями преподобного Варлаама обитель быстро богатела и к концу 12 века деревянный храм в монастыре был заменен на каменный. 6 августа 1192 года новый храм Преображения Господня был торжественно освящен. В этом же году Спасо-Преображенский монастырь получил первую грамоту на владение землей с угодьями, челядью и скотом.

http://pravoslavie.ru/11889.html

Антониево-Дымский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Антониево-Дымский монастырь — одна из древнейших обителей Северной Руси, основан в XIII веке великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского — Антонием Дымским. Содержание История [ править править код ] Основан монастырь был преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия, (примерно в 1205 году). Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение, в связи со своим чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония. Преобщившись Святых Христовых тайн преподобный Антоний, Дымский чудотворец, преставился 24 июня 1224 года. Тело его было положено в устоенной им церкви. А в 1370 году, в дни княжения Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, обретено нетленным. Первое разорение Антониево-Дымский монастырь претерпел в 1409 году от полчищ татарского хана Едигея. Обитель была сожжена, но мощи преподобного Антония, перед разорением монастыря братия предала земле: « да не поругаемы будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни обители, (шляпу и вериги преподобного Антония), иноки опустили на дно Дымского озера. В Смутное время в 1611 году монастырь попущением Божиим пережил второе опустошительное разорение — от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место. В 1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм — соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря — 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

http://azbyka.ru/palomnik/Антониево-Дымс...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Наука та У курси в богослов " я для для друку 15 листопада 2021 р. 11:46 9-10 ноября 2021 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) члены выездной экспертной группы посетили Новгородскую митрополию с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих и решения о выдаче представления. В состав выездной комиссии вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Научно-методического совета комиссии, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря. 9 ноября члены комиссии посетили учебную площадку — Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь в д. Хутынь Новгородской области. В обители экспертную группу встречали: митрополит Новгородский и Старорусский Лев ; епископ Юрьевский Арсений , викарий Новгородской епархии , руководитель курсов для монашествующих; архимандрит Митрофан (Письменский), благочинный монастырей и подворий Новгородской епархии, наместник Антониево-Леохновского мужского монастыря в д. Леохново Новгородской области; игумения Алексия (Симдянкина), настоятельница Варлаамо-Хутынского монастыря.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5861754...

Великий Устюг. Устюжский Покровский мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1398. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская область, Великоустюгский район, Великий Устюг, городище Координаты: 60.753836, 46.30899 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Устюжский Покровский монастырь основан в Великом Устюге после набега на город в 1398 году новгородцев. Монастырскую церковь освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы.Монастырь построили на высоком берегу Сухоны при впадении в неё ручья, который позже стал называться Немчиновым. С севера вырыли широкий и глубокий ров, и Сухона соединилась с оврагом, по которому протекал ручей. Монастырь со всех сторон оказался окружен водой. Вторая линия укреплений – это земляные валы или осыпи с вертикально поставленными на них брёвнами с заостренными концами. В стенах крепости было семь башен, из них три - проездные. Городище Вначале за стенами монастыря-крепости находились: - Покровская церковь и нескольких келий; - осадные дворы, в которых в случае нужды спасались от неприятеля окрестные жители, амбары с запасами продовольствия и оружейные склады; - три тюрьмы (опальная, бражная и татина) и сторожевые избы при них. Основная функция Покровского монастыря была оборонительная. Вскоре монастырь, как религиозная организация, прекратил своё существование, крепость стали называть Городищем. После упразднения Покровского монастыря на территории Городища до 1613 года стояла единственная обветшавшая приходская Покровская церковь. В 1613 году после отпора польским интервентам была построена обетная деревянная Варлаамовская церковь. В 1630 году на Городище находились соборная Покровская церковь с приделами Чуда архистратига Михаила и великомученицы Екатерины и церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского. В 1699 году обе деревянные церкви сгорели.В конце 17 века Городище потеряло своё военное значение. Укрепления Городища не возобновлялись после нашествия поляков, башни и стены разрушились. Самую большую Спасскую башню устюжане превратили в Спасскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=53218

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010