Он ревностно подвизался в трудах — сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю 8 июня. ПРАВМИР. Православные чтут память преподобного Варлаама Хутынского.   Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах — сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю. К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель — начало и корень всякого добра». Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний — сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-chtut-pam...

Отреставрированная епитрахиль будет представлена широкой публике на выставке, которая откроется в музее в сентябре 6 июля. ПРАВМИР. Епитрахиль XII века, по легенде принадлежавшую святому Варлааму Хутынскому, отреставрировали в Великом Новгороде. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на Новгородский государственный музей-заповедник. Как пояснили в пресс-службе, епитрахиль – это использующаяся при Богослужениях длинная лента, огибающая шею священника и обоими концами спускающаяся на грудь. Реставрацию епитрахили, украшенной вышитыми золотом изображениями херувимов и орнаментами из жемчуга, провели сотрудники ГМЗ. Отреставрированная епитрахиль будет представлена широкой публике на выставке, которая откроется в музее в сентябре и будет связана с именем одного из самых почитаемых в РПЦ святых – преподобного Варлаама Хутынского, около 900 лет назад основавшего под Великим Новгородом жемчужину Русской православной церкви – Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь. По словам музейщиков, на той же выставке предполагается представить еще целый ряд шедевров Средневековья, которые в настоящий момент находятся на реставрации в ГМЗ. В их числе будет уникальный надгробный покров святого Варлаама, переданный в Варлаамо-Хутынский монастырь в 1579 году царем Федором Иоанновичем и его супругой Ириной Годуновой, икона с изображением святого Варлаама 1703 года, Евангелие XVIII века с изысканным окладом из позолоченного серебра и эмали, а также другая драгоценная богослужебная монастырская утварь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 февраля, 2016 6 мая, 2016 12 июля, 2016 11 октября, 2023 4 сентября, 2023 16 апреля, 2022 9 февраля, 2022 11 сентября, 2021 27 июля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-novgorode-otrestavri...

Броневик. Антониево-Дымский Троицкий мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Антониево-Дымский мужской монастырь - одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в середине XIII века великим подвижником и любимым учеником преподобного Варлаама Хутынского - Антонием. Он родился в 1206 году в Великом Новгороде. В 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. После кончины настоятеля - Варлаама Хутынского в 1243 году, Антоний был поставлен игуменом этого монастыря. Когда игумен Антоний убедился, что монастырь прочно утверждён, он решил удалиться из него и найти уединённое место для молитв в землях Новгородской республики. Таким местом стало Дымское озеро, окружённое дремучим лесом. Дымское озеро было названо так из-за густых туманов-дымей, образующихся в этой местности, над озером. Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещеру для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме. Предания рассказывают, что преподобный Антоний посреди озера нашёл большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались - камень исчезал под ними, когда опускались - вновь показывался. Антоний приплывал на лодке к этому камню и подолгу молился один, стоя на камне посреди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озёрная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной церкви подвиг столпничества на водах. Преподобного Антония называют предтечей чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Считается, что именно он вымолил благословение Божией Матери предопределив явление Её образа на берегах Тихвинки в 1323 году. Вскоре сюда стали приходить и другие ищущие уединения монахи. Здесь была образована обитель, официальное учреждение которой, произошло с пожалованной грамоты великого князя Александра Ярославича Невского, в связи с его чудесным исцелением ног по молитвам преподобного Антония. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого. Спустя некоторое время " во общее упокоение братии " был построен другой храм, " тёплый с трапезою " , в честь Рождества Иоанна Предтечи. По представлении святого Антония его мощи были погребены в созданной им церкви.

http://sobory.ru/article/?object=06588

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1541 и 1700. Адрес: Псковская область, г. Печоры, Международная, 5, Успенский Псково-Печерский монастырь Координаты: 57.809743, 27.615364 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " В монастыре же, на место снесенной церкви/Сорока Мучеников севастийских/преподобный Корнилий поставил каменную церковь, во имя Благовещения Пресвятая Богородицы в 1541г. " " В 1803г. устроен придел, во имя Благоверных князей Бориса и Глеба, перенесенный сюда с верхнего этажа той же церкви, и другой придел, во имя Варлаама Хутынского, перенесенный сюда из палатки, находившейся в колокольне "/главной звоннице/. Возобновлен в 1872 году на средства братии и освящен в том же году 24 августа Преосвященным Павлом, Епископом Псковским и Порховским, бывшим настоятелем и священно-архимандритом сей обители. Церковь расположена рядом со зданием Братского корпуса и западным фасадом примыкает к Сретенской церкви. Это двухэтажная безстолпная одноглавая церковь на высоком 4-метровом подклете с южным приделом Варлаама Хутынского и верхним малым четвериком/2-й этаж/- Борисоглебским приделом. Вход в основную церковь - из бокового придела. Две камеры подклета, расположенные под основным четвериком и приделом перекрыты коробовыми сводами. Четверик имеет полуциркульную апсиду в толще стены, снаружи никак не выявленную, и перекрыт коробовым сводом. Освещается тремя окнами с северного фасада. Южный придел перекрыт коробовым сводом, имеющим лоток с восточной стороны и распалубки над окнами. В верхний четверик можно попасть из боковой камеры по узкой внутристенной лестнице. Он перекрыт цилиндрическим сводом с пятами на отметке пола. Свод в центре рассечен и расширяется перпендикулярно стоящими ступенчатыми сводиками, на которые опирается световой барабан/конструкция аналогичная перекрытию церкви Николы ратного/. Восточная стена плоская, в ней сделаны ниши жертвенника и дьяконника. Основной объем покрыт 4-скатной кровлей, верхний четверик - восьмискатный.

http://sobory.ru/article/?object=01982

Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Новый Спасо-Преображенский собор возводился в начале XVI века. Архимандрит Макарий (Миролюбов), автор обстоятельного «Археологического описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», изданного в 1860-е годы, указывает: «Собор сей был построен монастырскою казною из камня и кирпича, квадратным, с четырьмя столбами внутри, с пятью главами над кровлею и с тремя полукружиями на восток». В 1515 году его освятили. Образцом для нового соборного храма послужил Успенский собор Московского Кремля. В XVI веке на Руси возводили довольно много подобных храмов. В Новгороде, незадолго до этого приведенном Москвой к повиновению, строительство «типично-московского» храма имело еще и политический характер. Со всем тем, нельзя сказать, будто Спасо-Преображенский собор вовсе лишен новгородских черт. Искусствовед и археолог М.К. Каргер (1903-1976) совершенно справедливо отмечает, что существование новгородской архитектурной школы «не закончилось с падением политической независимости Новгорода». Еще раньше на это указывал архимандрит Макарий: «Судя по тому, - писал он, - что Спасо-Преображенский собор в Хутынском монастыре строился тогда, как Новгород находился под московскою державою и даже под управлением московского митрополита, надлежит принять, что он строен по образцу московских храмов. Но, с другой стороны, в архитектуре собора нет таких особенностей, коими он отличался бы от древних новгородских церквей, кроме разве того, что он построен без хор и вход в купол у него не с южной и западной стороны, а в алтаре с восточной». «По описи 1642 года, - продолжает архимандрит Макарий, - собор был о пяти главах, обитых дубовою чешуею. На большой главе крест был деревянный, обитый медью золоченою, с яблоком также медным позолоченным, а на прочих главах кресты были железные. Вход в соборную церковь был с трех сторон. С западной стороны двери створчатые, обитые белым железом; с северной стороны двери были створчатые дощатые, обитые с одной стороны черным, а с другой внутренней белым железом, и при них дверцы были деревянные решеткою».

http://sobory.ru/article/?object=05335

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Прокопий Устюжский, прав. Описания иконы Прокопий Устюжский, прав. - житие Блаженный Прокопий был родом из варяг. Будучи богатым купцом, он прибыл в Новгород Великий по торговым делам. Здесь он познакомился с обрядами православной восточной Церкви, и они произвели самое благодетельное влияние на душу Прокопия. Христианская православная вера так понравилась Прокопию, что он воспылал желанием вступить в общество православных христиан. С этой целью он искал такого человека, который бы мог научить его всему, относящемуся к православной вере христианской, и удалился в Хутынский монастырь к игумену этого монастыря Варлааму. По достаточном научении в истинах веры православной Прокопий принял святое крещение. Глубоко проникшись духом евангельского учения, Прокопий роздал Христа ради все имение свое нищим, сделавшись нищим для царствия Божия, презрев все блага мира сего с его страстями. Он не ограничился этим, но принял еще на себя обет юродства Христа ради. Вскоре он удалился из Новгорода в страны, лежащие на востоке, продолжая свое прежнее юродство, в крото[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Великий Устюг. 1602.] Св. Прокопий Устюжский с житием. Икона. Великий Устюг. 1602 г. 159,4 х 122,1. Из Прокопьевского собора в Великом Устюге. ВУИАХМЗ. Великий Устюг. Файл 9564.jpg:   Размер: 1197x1500, 1.8 MPix, 289 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (308) , (6) . Описание: [Русь. XVI.] Блж. Прокопий Устюжский и прп. Варлаам Хутынский. Середина XVI в. 75 х 48. Из Сольвычегодского историко - художественного музея в 1966 поступила в Архангельский музей изобразительных искусств. Файл 9565.jpg:   Размер: 834x1200, 1 MPix, 266 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (212) , (4) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 8 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

http://pravicon.com/icon-2765

Для характеристики Древнерусского иконописца Древнего русского иконописца обыкновенно представляют человеком благочестивым, воздержным, трезвым и во всех отношениях добропорядочным. Может быть, вообще это было и так; но чем больше будут разработаны источники для изучения быта наших древних мастеров, тем больше откроется исключений из этого правила. Если Стоглав предписывает иконописцам воздержание и добропорядочность, то это еще не значит, что они имели эти качества и в действительности, и тем больше потому, что тот же Стоглав запрещает иконописцам пьяным и развратным продолжать свое ремесло: следовательно, бывали и такие. Любопытный пример иконописца не трезвого и не совсем благочестивого, из Новгородской школы живописи XVI века, предлагает нам Житие Варлаама Хутынского, в Чуде о казначее монастырском, старце Тарасии иконописце. «Бяше в обители Всемилостиваго Спаса и Чудотворца Варлаама старец некий, Тарасий именем, промысл имея писати святыя иконы. Имяше же браду добру и сановит бяше. Братия же видяще его сановита суща и славима от человек, почтиша его соборне, и в совете к себе причтоша его, и видевше его разумна и в речех пространна, даша ему казначейство монастырское. В то же время в великом Новеграде не бысть архиепископа, а в обители Всемилостиваго Спаса и Чудотворца Варлаама не бысть игумена. Вместо же игумена даде князь великий Василий в монастырь той строителя, именем Досифея Тутолмина. И в то время бяху во обители той братия от болярска рода люди честные, иная же братия соборная из давних лет бяху и обогатели от лихоимнаго собрания, и бяху ядуще и пиюще без воздержания; питие бо у себе под келиями имуще в погребех, и трапезы особныя кийждо во своих келиях имуще. Тем же образом и преждереченный оный старец Тарасий имеяше у себе в келии особную трапезу и погреб под келию своею со всяким питием. Нача же ясти и пити безвременно и упиватися без воздержания. К тому же бысть жесток нравом человек и немилостив ко всем. Нищим и убогим, и сиротам не даяше милостыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Основные центры православного паломничества включены в Национальный атлас России Москва, 16 июня 2009 г. Основные центры православного паломничества впервые включены в четырёхтомный Национальный атлас России, изданный в 2008 году под эгидой Министерства экономического развития России и Федерального агентства геодезии и картографии, сообщает сайт Паломнического центра Московского Патриархата . Том 4 даёт последовательное раскрытие хода и результатов исторического процесса становления и развития Российского государства от момента его зарождения до настоящего времени, а также комплексную характеристику и свод современной пространственно-временной информации и знаний о культуре, культурном и природном наследии России. Именно в этом томе в разделе «Познавательный туризм» можно найти основные центры религиозного туризма и паломничества, включая Православие, ислам и буддизм. Раздел даёт информацию об основных туристско-рекреационных районах, а также зонах и территориях познавательного туризма. Описываются ключевые объекты культурно-познавательного туризма, природно-познавательного туризма, куда отнесён религиозный туризм и паломничество, а также объекты этнографического туризма. На представленной карте четвёртого тома Атласа указаны основные центры религиозного туризма и паломничества, из которых 30 центров относятся к Православию: Спасо-Преображенский Соловецкий и Троицкий Антониево-Сийский мужские монастыри Архангельской и Холмогорской епархии; Боголюбский, Покровский Суздальский и Спасо-Преображенский Муромский Новодевичий монастыри Владимирской епархии; Спасо-Прилуцкий Димитриев, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри Вологодской епархии; Залонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Липецкой и Елецкой епархии; Алапаевский монастырь по имя Новомучеников Российских Екатеринбургской и Верхотурской епархии; Введенская Оптина пустынь и Рождества Богородицы Пафнутьев Боровский мужской монастырь Калужской и Боровской епархии; Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Костромской и Галичской епархии; Свято-Троице-Сергиева Лавра, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастыри Московской епархии, Троицкий Серафимо-Дивеевский и Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женские монастыри Нижегородской и Арзамасской епархии; Успенский Псково-Печерский, Успенский Святогорский и Спасо-Преображенский Мирожский монастыри Псковской и Великолуцкой епархии; Троицкая Александро-Невская Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский и Троицкий Александро-Свирский мужские монастыри Санкт-Петербургской и Ладожской епархии; Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь Смоленской и Вяземской епархии; Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Саранской и Мордовской епархии; Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии; Толгский Введенский и Троице-Сергиев Варницкий монастыри Ярославской епархии.

http://pravoslavie.ru/30778.html

Власти планируют вернуть Церкви два древних монастыря в Великом Новгороде 19 марта, 2013. Новостная служба В настоящий момент в монастырях сохранились возведенные в различное время постройки церковного назначения, которые занимает ряд новгородских организаций. 19 марта. ПРАВМИР. Новгородская областная администрация будет решать вопрос о передаче Русской Православной Церкви двух древних монастырей в Великом Новгороде, сообщает  РИА Новости  со ссылкой на источник в обладминистрации. Новгородская митрополия выразила заинтересованность в возвращении РПЦ двух монастырей, находящихся в историческом центре города — Рождественского Десятинного женского монастыря, который, согласно летописным данным, был основан в Х веке, и Зверина Покровского женского монастыря, впервые упомянутого в летописях b XII веке. В настоящий момент в монастырях сохранились возведенные в различное время постройки церковного назначения, которые занимает ряд новгородских организаций. В частности, несколько построек Зверина монастыря заняты Новгородским военкоматом. «Что касается построек, являющихся областным имуществом, то администрация намерена пойти навстречу РПЦ. Однако возвращение монастырских построек, не принадлежащих области, вероятно, займет немалое время. Вопрос безусловно будет решаться, но не очень быстро. Это не ближайшая перспектива», — отметил представитель властей. В данное время в Великом Новгороде нет ни одного действующего монастыря. В окрестностях города действуют три православных обители — Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь (XIV век), Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь (XII век) и древнейший (XI век) в современной России действующий Свято-Юрьев мужской монастырь, где находится резиденция митрополита Новгородского и Старорусского Льва. В 1989 году РПЦ были возвращены два храма Зверина Покровского монастыря — Церковь Покрова Богородицы и Покровский собор. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vlasti-planiruyut-vern...

Двадцать шестой день. Празднование Тихвинской иконы Божией Матери. (Уроки из истории праздника: а) милость Богоматери к нашему отечеству и б) своими грехами мы навлекаем на себя гнев Божий). I. Тихвинская икона Богоматери, празднование коей совершается ныне, сперва находилась в Константинополе, но за 70 лет до падения этого города она явилась в России, в пределах новгородских, над водами Ладожского озера. Это было в 1383 г., при великом князе Дмитрии Донском. Икона шествовала по воздуху, несомая ангелами, и остановилась при реке Тихвинке. Во время ее шествия многие видели ее, и там где она останавливалась, после созданы были церкви. На месте последней остановки был создан деревянный храм Успения. При неоднократных пожарах в этом храме икона оставалась невредимою. Усердием великого князя Василия Иоанновича, вместо деревянного храма был создан каменный, а в 1556 г , чрез 173 года по явлении иконы, здесь устроен мужской Тихвин монастырь. В 1613 г. обитель пострадала от шведского полководца Делагарди. Озлобленный неудачами в войне, Делагарди окружил обитель и стал непрестанно нападать на нее. Иноки, со множеством окрестных жителей, затворились в монастырь и возложили всю надежду на Бога и на Пречистую Его Матерь. В это время одной благочестивой женщине Марии, за два года перед тем пришедшей в монастырь и исцелившейся от слепоты, явилась Богоматерь и сказала: «объяви всем, да возьмут икону Мою и обойдут по стенам вокруг, и узрят милость Божию». Когда совершен был крестный ход с иконою Богородицы вокруг монастыря, враги пришли в смятение и разбежались. При другом нападении Матерь Божия явилась чистому сердцем и богобоязненному послушнику Мартиниану вместе с свят. Николаем, Варлаамом Хутынским и Зосимою Соловецким и повелела изгнать из монастыря людей жизни порочной, за грехи которых обитель страдает. Это было исполнено: порочные люди были удалены, а вместе с ними сами собою удалились и войска шведския, стоявшие под монастырем. При новых нападениях врагов новыя молитвы пред иконою Богоматери привлекали новую милость Божию. Особенно тяжко поражены были враги в ночь на праздник Воздвижения, 14-го сентября 1614 года. Эта победа дарована была также молитвами Богородицы. Врагам показалось, что с стороны Москвы идут к обители многочисленные полки вооруженных воинов, со многими светлыми крестоносными знаменами. Враги обратились в бегство и, в смятении, поражали друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010