> Дело дня: Помогите ребёнку <

Варлаама Хутынского

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Порядок общественного и частного богослужения в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... епископ Нифонт. Но на ряду с этою неопределенностью относительно числа просфор для проскомидии мы встречаем в памятниках того времени также указание на определенное число просфор, но только в исключительном случае. Тот же Нифонт, епископ новгородский, давая наставление Кирику относительно заупокойной литургии, говорил: «заупокойную литургию всегда служи на трех просфорах: одна великая, от неё отделяй агнец, здесь мертвый не поминается; а те две заупокой». 177 Проскомидия совершалась обыкновенно священником, но в некоторых местах новгородской области совершали её и диаконы. В служебнике Варлаама Хутынского († 1191) читаем: «диакон, хотя резати проскуру, прехрестит трижды ножем и, режа, глаголет се: яко овча на заколение ведеся». 178 Указание на обычай совершать проскомидию диаконам в XI и XII веках мы находим так же в Студийском уставе, XII–XIII века. В этом уставе, при изложении порядка службы в пост св. Апостолов, сказано, что священник (иеромонах) и диакон, принявши благословение от игумена, облачатся и проскумисает диакон. 179 Обычай совершать проскомидию диаконам был довольно древний: в первенствующей церкви обязанность приготовлять все нужное для совершения таинства ... далее ...
Русское монашество, Глава 2 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... для писателя, что, несмотря на использование Нестором византийских житий, вероятно в первую очередь жития св. игумена Саввы, образ этот не имеет трафаретных агиографических черт византийских святых, а скорее наделен специфическими чертами русского подвижника, которые не вполне соответствуют раннехристианскому идеалу инока. Нас поражает в Феодосии не только ревностное стремление совершенствовать свою душу и, отрешившись от всего внешнего, превратить земную жизнь в небесное жительство, но и его стремление к воздействию на мир. Эта вполне национальная черта проступает и в жизнеописаниях св. Варлаама Хутынского († 1192) и св. Авраамия Смоленского († 1220) . Религиозно-социальные и культурные связи монастырей с внешним миром позволили Л. К. Гётцу назвать Печерский монастырь «культурным центром домонгольской Руси» и дали ему повод говорить об отклонении монастыря от «первоначального идеала монашества, которое знает лишь религиозную жизнь вне мира, лишь аскезу и главным делом которого было спасение собственной души монаха» 40. Это утверждение нельзя, однако, распространять на все тогдашнее иночество. В Печерском патерике соединяются два разных аскетических идеала: рядом со св. ... далее ...
Дневник. Том IX. 1865-1866, Ноябрь - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и обновления его. Мир приковывает людей к земле, ввергает их во всевозможные пороки чрез роскошь, соблазны и пр., чрез книги, чрез театры, клубы и пр., даже чрез училища свои. В Богородице вся радость, всё упование христиан после Господа Бога – оттого мы и взываем Ей часто: радуйся! Человеку чего-либо жалеть – значит Богу жалеть, потому что в лице Иисуса Христа Божество соединилось с человечеством и люди сделались членами Христовыми, храмами Духа Святого, обителью Святой Троицы. Ты говоришь: я был у преподобного Александра Свирского, у преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, у Варлаама Хутынского. Хорошо. Но подражаешь ли вере их, житию их, непристрастию или беспристрастию к земным стяжаниям, к сластям мира сего, к чести мира сего? Если нет, то нет тебе пользы от всех твоих посещений разных святынь. Посещая гробницы святых Божиих, горняя мудрствовавших на земле, мудрствуй и сам горняя, вспоминай чаще, что ты – странник и пришлец на земле, как все отцы твои, и не прельщайся тленными красотами мира сего. Если хочешь иметь непрестанно в сердце мир Божий, люби Господа Бога непрестанно всем сердцем и всей душой, ищи всеусильно Царствия Его и правды его; люби ... далее ...
Избранные жития святых. Том 1, Часть 1 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... крестным знамением, с лицом, обращенным на Восток, помолился и потом сказал: «теперь я готов на смерть». Его повесили. Гнев Божий скоро постиг злодеев: вслед за кончиною мученика, переправляясь чрез Дунай, они потонули. Священномученик пострадал в 1771 году января 16 числа. Память блаженного Максима Тотемского Блаженный Максим, Тотемский священник, юродствовал 45 лет, преставился 1650 года января 16 числа. Мощи его под спудом в градской церкви, что у варниц. Почитание его (местное) началось с 1715 года 89. День семнадцатый. Память преподобного Антония Дымского По житию преподобного Варлаама Хутынского, близкий к кончине своей, преподобный Варлаам сказал ученикам своим: «Блюстителем вашим по душе и телу назначаю вам игумена Антония, который возвратился из Царьграда и святых мест и в этот самый час уже недалек от нас». Вслед за тем сказали, что Антоний уже в монастыре, и святой с радостью вручил вошедшему Антонию свое стадо. Это было в 1192 году 90. Неизвестно, как долго оставался настоятелем Ху- тынской обители посетитель святых мест; но в 1230 году уже и другой игумен Хутынский Арсений переведен был на игуменство в Юрьев монастырь. Преподобный Антоний, отказавшись от ... далее ...
Очерки по истории Русской Церкви. Том 1, Часть 11 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... охранителя православия, как «царя» в византийско-церковном смысле этого слова. Усвоить идею «царя» в применении к своим князьям русские были постепенно подготовлены всей предшествующей историей. Духовенство, с самого начала христианской церкви на Руси переносившее на русскую государственную власть византийские понятия, прилагало к последней по временам и соответствующие термины. Так, уже в одном произведении XI века («Сказание об убиении Бориса и Глеба») св. Владимир называется самодержцем autokratwr всея русския земли. В так называемом Мстиславовом Евангелии (начала XII в.) и служебнике Варлаама Хутынского (конца XII в.) , русские князья называются царями (собственно цесарями) , а их княжение царствованием (собств. цесарствием) . В южно-славян. пергамен. прологе ( XIII-XIV в. ) под 11 июля значится: «в той же день преставление св. царице рушьскые Ольги праматерь всех царей рушьскых». Те же титулы употребляют в приложении к некоторым древнерусским князьям летописи Ипатская и Лаврентьевская. С подпадением Руси под монгольское владычество титул царя на некоторое время должен был монополизироваться в пользу хана, как верховного повелителя князей. Но затем он снова начинает ... далее ...
Паломничество в Москву, Собор Василия Блаженного ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Казанской победы и идея небесной защиты русского воинства. Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот день, 1 октября 1552 года, наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города. К конкретным датам приурочены посвящения престолов во имя святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани) , Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле) , Григория епископа Великой Армении (30 сентября — начало штурма города) , Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву) . Символическое — и тоже связанное с Казанским походом — значение имеют наименования престолов во имя Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим. Только девятый престол был посвящен событию, не связанному с «Казанским взятием». 29 июня 1555 года в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в память ... далее ...
Дыми. Озеро. ПреподобныйИскать в Источникеazbyka.ru
... в статье «Первый святой Петербургской епархии » писал: «В то время, когда прп. Антоний пришел на Дымское озеро, о Петербурге никто даже не помышлял. Эти бескрайние земли принадлежали Господину Великому Новгороду. Но именно этот святой стал первым исторически известным святым Санкт-Петербургской епархии. Если составить список Собора Санкт-Петербургских святых в хронологическом порядке – первым его откроет имя Дымского подвижника, подвизавшегося в нашем краю в кон. XII –нач. XIII вв.. И если Петербург отмечает свое 300-летие, то Дымский монастырь уже отметил свое 800-летие. Антоний, ученик Варлаама Хутынского, пришел на Дыми из Новгорода. Конечно, он не знал, что станет первым молитвенником неведомого ему града св. Петра. Но есть в его подвиге одно удивительное и знаменательное совпадение, как бы предсказавшее будущее явление града св. Петра. Предание рассказывает, что прп. Антоний обрел на озере большой камень-валун, лежавший на дне. Верх камня был вровень с водой. Когда вода поднималась – камень исчезал под водой, когда опускалась – камень вновь показывался. Антоний приплывал к камню на лодке и подолгу молился на нем среди глади вод. Подвижник исполнил уникальный подвиг ... далее ...
Избранные жития святых. Том 2, Июль - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... июля 1392 года. Мощи его почивают под спудом в храме, ныне уже приходском, заштатного города Киржача? 184. Преставление преподобного Константина Косинского Преподобный Константин обучался духовной жизни под руководством преподобного Варлаама и преемника его, преподобного Антония. Около 1220 года оставил он Хутынь монастырь и в 3 верстах от Старой Руссы, на уединенном острове, основал свою обитель во имя святителя Николая. Обитель сия называлась Косиною оттого, что реки Полисть и Снежная, омывающие остров, образуют косу 185. В рукописных святцах замечено, что «преподобный Константин, ученик Варлаама Хутынского, игумен монастыря, иже за Руссою, преставися июля в 29 день», но год кончины не показан; здесь же преподобный Константин назван чудотворцем. Святой мученицы Феодотии и трех чад ее Молодая вдова Феодотия, родом из Никеи, жившая в Фессалонике, разделяла благочестивые труды святой Анастасии Узорешительницы (память 22 декабря) и за это была обвинена перед Диоклетианом. Один сановник из свиты царя, по имени Левкадий, увидев Феодотию, приготовившуюся к мукам, был поражен ее красотою и выпросил ее себе. Не успев однако же ни склонить ее к отречению от Христа, ни к вступлению ... далее ...
Закон Божий: в 5 книгах, Книга 5 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Димитрий — монастырь Прилуцкий. В 1389 году был основан на Белом озере иноком Кириллом (память 9 июля) знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, иноки которого в свою очередь основали много монастырей. Среди святых, прославившихся подвигом юродства во Христе, надо назвать — преп. Михаила Клопского, преп. Прокопия Устюжского и преп. Николая Новгородского. Преп. Прокопий был богатым немецким купцом, торговавшим с Новгородом. Плененный красотой православных служб и набожностью русского народа, он решил остаться на Руси, присоединился к православной вере и поступил иноком в монастырь преп. Варлаама Хутынского, около Новгорода. Потом он удалился в город Усть-Юг и избрал себе подвиг юродства. Он проводил дни и ночи на паперти собора, терпя стужу и лишения. Он никогда не брал милостыни от богатых и питался подаяниями бедных. Получив от Бога дар прозорливости, преп. Прокопий наставлял людей на путь спасения. Благодаря ему многие зыряне крестились. Однажды на церковной паперти он поклонился в ноги 3-летней девочке, говоря: «вот идет мать великого Стефана, просветителя зырян». Скончался он в 1303 году (память 8 июля) . Преп. Николай (Кочанов) происходил из Новгорода и вел ... далее ...
Очерки по истории Русской Церкви. Том 1, Часть 11 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... охранителя православия, как «царя» в византийско-церковном смысле этого слова. Усвоить идею «царя» в применении к своим князьям русские были постепенно подготовлены всей предшествующей историей. Духовенство, с самого начала христианской церкви на Руси переносившее на русскую государственную власть византийские понятия, прилагало к последней по временам и соответствующие термины. Так, уже в одном произведении XI века («Сказание об убиении Бориса и Глеба») св. Владимир называется самодержцем autokratwr всея русския земли. В так называемом Мстиславовом Евангелии (начала XII в.) и служебнике Варлаама Хутынского (конца XII в.) , русские князья называются царями (собственно цесарями) , а их княжение царствованием (собств. цесарствием) . В южно-славян. пергамен. прологе ( XIII-XIV в. ) под 11 июля значится: «в той же день преставление св. царице рушьскые Ольги праматерь всех царей рушьскых». Те же титулы употребляют в приложении к некоторым древнерусским князьям летописи Ипатская и Лаврентьевская. С подпадением Руси под монгольское владычество титул царя на некоторое время должен был монополизироваться в пользу хана, как верховного повелителя князей. Но затем он снова начинает ... далее ...
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Варлаама Хутынского
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера