> Дело дня: Помогите ребёнку <

Варлаама Хутынского

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Варлаам Хутынский. Покров. XVI в. (ПИАМ) Летопись сообщает о том, что В. Х., будучи уже «цьрнець», «постави цьрковь вънизу на Хутине... въ имя святого Спаса Преображения», в 1192 г. храм освятил свт. Гавриил (в схиме Григорий) , архиеп. Новгородский, и «нарече манастырь» (ПСРЛ. Т. 3. С. 40) . Сохранился оригинал пергаменной вкладной грамоты В. Х., даровавшего Хутынскому мон-рю свои родовые земли, рыбные ловли, охотничьи угодья, пожни, с. Слудицу с челядью и скотом (НГОМЗ. Инв. № 25982 1543) . Среди первых сопостников В. Х. был отец Варлаама (Прокшинича) Прокша Малышевич, принявший постриг в Хутынском мон-ре с именем Порфирий и скончавшийся там в 1207 г., житие упоминает также некоего Феодора. Год кончины В. Х. указан в поздних новгородско-софийских летописях и поздних редакциях жития. Одни летописи (нек-рые списки Новгородской IV, Софийская I, Новгородская Карамзиновская) , возможно под влиянием более ранних источников, пишут о преставлении святого в 1193 г., др. - в 1197 ( нек-рые списки Новгородской IV ) или 1243 г. (Новгородская II, Новгородская III, а также нек-рые списки жития) . Последняя дата ошибочна, поскольку относится к др. иноку Хутынского мон-ря - ... далее ...
Днесь светло красуется... / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... яко Милосердаго дланма Своима носивши, Того моли да спасет души наша» [17]. Примечательно, что этот же тропарь [18] написан и на день праздника 26 августа 8 сентября, когда действительно совершалось сретение чудотворного образа. А для первого празднования – воспоминания внезапного снятия осады с Москвы в 1521 году – 21 мая 3 июня в старопечатном издании помещен тропарь, который теперь стал для этих праздников общим [19]. Хотя, согласно летописным свидетельствам, отмечать надо было не столько встречу иконы, сколько ее оставление в Москве по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, «понеже люди страх божий презреша и о заповедех Божиих не радиша» [20]. Особенности бытования текста службы. Текст службы вошел в употребление не сразу. Ее полный формуляр можно найти, например, уже в Минее на август, написанной в 1509-м году [21]. За прошедшие века она не претерпела изменений, за исключением мелких поправок. Можно кратко отметить, что упоминания о событии 1551 года еще нет в упомянутой Псалтири с возследованием (т. е. с изложением устава, последования совершения церковных служб, близкого современному Типикону) . Это и понятно, потому что была она ... далее ...
Иерархи Грузинской Церкви сослужили митрополиту ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... Илариону сослужили иерархи Грузинского Патриархата: митрополиты Ахалкалакский и Кумурдойский Николай, Горийский и Атенский Андрей и Цагерский и Лентехский Стефан, прибывшие в Москву на празднование 25-летия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. По чтении Евангелия митрополит Иларион обратился к гостям праздника и молящимся со словом: «Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с престольным праздником этого храма — днем памяти преподобного Варлаама, Хутынского и всея Руси чудотворца. Святой Варлаам жил в далекие от нас времена: уже в XIV веке его почитание было так велико, что оно распространилось далеко за пределы Новгородской земли, где преподобный нес свое служение, и дошло до города Москвы. Несколько столетий назад здесь, на этом месте, была построена в его честь церковь. Она стояла там, где расположен сейчас правый придел нашего храма и находится чудотворная икона преподобного Варлаама. Впоследствии этот храм многократно перестраивался и расширялся. По мере этого конфигурация его менялась, и после того, как сюда была принесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость ... далее ...
Пепел Блохин Н.В.Искать в Источникеazbyka.ru
... рассказывающей или читающей что-нибудь из святоотеческого. Сегодня она рассказывала о чуде Владимирской иконы Божией Матери в 1521 года, когда Она прогнала от Москвы орды крымцев во главе с Махмет-Гиреем. Он хорошо знал эту историю и каждый раз со страхом слушал тот момент, когда Богородица уходила из Кремля вместе с московскими святителями, уходила потому, что «погрязли во грехах жители московские» – так и сказала, и Она больше не желает покровительствовать такому народу. Только неотступная коленопреклоненная молитва перед Царицей Небесной святых ходатаев – Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, спасло Русь от Ее ухода. Смилостивилась Она, снова явила чудо: увидели воины Махмет-Гирея несуществующее русское войско, из кремля выходившее, и – бежали. – Мама, а сколько у нас чудотворных Богородичных икон? – вопрос прозвучал, когда глаза уже закрывались, сон одолевал боль. – Шестьсот, – последовал ответ тихим и печальным голосом. – И с каждой много списков, тоже чудотворных. – Какая силища! – прошептал, улыбаясь, и … сразу исчезла вдруг улыбка. – Мамочка, а ведь в те годы люди были благочестивее нас? – Безусловно, Алексей, – жестко и категорично ответила мама. – И ... далее ...
Cвятейший Патриарх Кирилл посетил ряд московских ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... поездку по столичным храмам Святейший Патриарх Кирилл, являющийся согласно Уставу и правящим епископом града Москвы, начал с посещения храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, где в сопровождении духовенства осмотрел храмовое убранство. В частности Его Святейшеству были продемонстрированы росписи, сделанные прославленным художником Васнецовым и мастерами его школы. Также Патриарх посетил духовно-просветительский центр, в котором располагаются воскресная школа, курсы катехизации для взрослых, центр изучения русского языка и культуры речи, а также молодежная организация при приходе. Затем Патриарх Кирилл направился в храм Троицы в Листах, где его встречал и. о. настоятеля храма игумен Кирилл (Коровин) . Здесь Предстоятель осмотрел храм и помещения воскресной школы. Деревянный храм Троицы известен с 1635 г. как кладбищенская церковь. Название «в Листах» пошло от живших вблизи печатников, которые изготовляли лубочные картинки, называвшиеся тогда листами. Храм закрыли в 1931 г. в связи с арестом священника, затем снесли купола. В тридцатых годах здании храма разместилось сначала общежитие трамвайщиков, потом скульптурные мастерские, в 1957 г. была взорвана колокольня. ... далее ...
История плащаницыИскать в Источникеpravmir.ru
... 13. Ειλητόν, определяет Дюканж, есть corporale linteum cui nullo interjecto discus et calyx superponuntur. Glossarium graecitatis, sub voce ειλητόν. Col. 253. 15. Symeonis Thessal. Responsa ad Gabrielem Pentapolitanum, 22. PG. T. 155. Col. 873: " Το σουδάριον εικονίζει το εν αγία τραπέζη ειλητόν " . 16. Из греческих Служебников выдержки см. у Дюканжа под словом ειλητόν. Из древнеславянских укажем Служебник XII века ркп. Синодальной б-ки, №342 (605) . Л. 16, об. (Описание славянских рукописей Синодальной библиотеки - Горского и Невоструева. III. 1.) Далее " Описание " (. С. 2: Служебник Варлаама Хутынского, ркп. Синодальной б-ки №370. Л. 18) . Много свидетельств о распространении илитона собрано у прот. К. Никольского. Цит. соч. С. 119-127. См. еще греческую ркп. Синодальной б-ки №262 (280) . Л. 27, об. После молитвы об оглашенных и возгласа о ιερευς, κρατήσας το ειλητόν, απλοι αυτο, λέγοντος του διακόνου. Систематическое описание греческих рукописей Синодальной библиотеки. - Архим. Владимир. С. 369. 18. После описания действий, предшествующих совершению Таинства, толкователи нередко обобщают так " Вот Христос распят, жизнь погребена, гроб укреплен " . Писания. Т. 1. ... далее ...
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... Москворецкое благочиние Московской городской епархии История Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Часто перед ней, как и перед Иверской, молятся неправославные люди. Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви. В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову. Иконы в ... далее ...
История Русской Церкви - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... женский – в 1327 г. на Софийской стороне в Новгороде и Свято-Духов в 1357 г. там же. Архиепископ Иоанн в 1407 г. основал два монастыря: Спасо-Преображенский на реке Видогоще, в 23 верстах от Новгорода и Николаевский на реке Веренде, в 25 верстах от Новгорода к югу. Архиепископ Евфимий основал в 1432 г. монастырь святых 12 апостолов на Чудинцевой улице. Кроме архипастырей устрояли монастыри и другие лица, преимущественно монашествующие. Так основаны монастыри: Ксенофонтов, или Ксенофонтова пустынь, в 25 верстах от Новгорода, на реке Робейке, преподобным Ксенофонтом, учеником преподобного Варлаама Хутынского, скончавшимся в 1262 г. ; Колмов Успенский – в начале XIV в., у ручья Колмова в трех верстах от Новгорода преподобным Макарием, который называется и настоятелем и ктитором, т. е. создателем этой обители; Шилов Покровский – в 1310 г., на правом берегу Волхова против Юрьева монастыря монахом Олонием (Леонтием) Шилом; Папороцкий Николаевский – в 1404 г., у реки Папоротны в 53 верстах от Новгорода каким-то Порфирием Кавским или Инамским; Вяжицкий Николаевский – в 1411 г., в 12 верстах от Новгорода к западу, в лесу на болотистом месте Вяжище монахами Антонием и Пахомием, из ... далее ...
Богослужебные указания за 19 ноября 2012 года: ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении со службой Октоиха (А) . Излагаем также порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении с шестеричной службой свт. Павла, патриарха Константинопольского, и службой Октоиха (Б) На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 8-й – 6 (первые две стихиры – дважды) . «Слава» – преподобного, глас тот же: «Всечестны́я и чудотво́рныя мо́щи твоя́... », «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный... ». На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами) . «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества... », «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгела Гаврии́ла... ». По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору) . «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного ( по выбору; дважды ) . «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется 1. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны преподобного (по дважды) ; по 3-м стихословии – малой ... далее ...
Иконография свт. Василия Великого — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... «Служба св. отцов» в нижнем ярусе алтарной декорации, напр. в церкви Богоматери Елеусы в Велюсе, Македония ( 80-е гг. XI в. ) , св. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164) , св. Георгия в Ст. Ладоге ( 80–90-е гг. XII в. ) , св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония (1317–1318) , церковь «Свт. Николая на Гребле» ( кон. XIV – нач. XV в., Псков ) и др. ; этот же тип встречается в миниатюрах рукописей, напр. Слов свт. Григория Богослова (между 879 и 882, Paris. BNF. gr. 510, f. 409v) , литургических свитков XII в. (Athen. Bibl. Nat. № 2759) и XV в. (Patm. 6) 712 () , Служебников, напр. Варлаама Хутынского ( 1220–1225, ГИМ. Син. 604. Л. 1А об. ) ; на створках древнерус. царских врат, напр., тверских с погоста Нектарьева ( кон. XIV – нач. XV в., ГТГ ) , новгородских из Гостинопольского монастыря ( 4-я четв. XV–XVI в., ГРМ ) , 1-я пол. – сер. XVI в. (НГОМЗ) , XVII в. (СПГХИАМЗ) , XVII в. из церкви Вознесения Господня г. Спасска-Рязанского (РязХМ) и др. ; на иконах деисусного чина иконостаса, напр. из Благовещенского собора Московского Кремля ( кон. XIV в., ГММК ) . На миниатюре Служебника Гостинопольского монастыря ( РНБ. Соф. 531. Л. 57 об., ок. 1475 ) свт. ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Варлаама Хутынского
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера