Преподобный Варлаам Хутынский 19 ноября 1978 г. Православная Церковь, особенно в России, вспоминает сегодня великого покровителя и чудотворца новгородского Варлаама Хутынского. В Новгороде окружало его то же благоговение и та же любовь, которые Московская Русь, а затем и вся Россия принесла позже в дар почитания Сергию. Последние евангельские чтения так или иначе упоминали о смерти: Апостол Павел нам возглашал, что для него смерть заключается не в утрате земной жизни, а в том, чтобы облечься в вечность; говорил он о том, что для него жизнь – это Христос, а смерть – приобретение, потому что пока мы живем во плоти, мы от Христа разделены, но смертью мы с Ним соединяемся в непостижимой близости... Евангелие, которое мы читали несколько недель тому назад о вдове Наин- ской, говорило о смерти и жизни; и сегодняшнее Евангелие говорит о том же. И вот хочется вспомнить еще слово или, вернее, событие из жизни Варлаама Хутынского, которое может многих озадачить, но которое должно всех заставить задуматься. Вели однажды через новгородский мост преступника на казнь; встретилось это страшное шествие со святым Варлаамом; он остановил его, попросил, чтобы ждали, и бросился к ногам воеводы, и умолил его отдать ему этого преступника. Он взял его к себе; преступник больше тридцати лет жил с ним в одной келье, и Варлаам терпел от него все: и его грубость, и его безнравственность – все терпел, пока не обратил его ко Христу и не сделал для него, в свое время, вступление в вечную жизнь торжеством, а не ужасом. В те же годы случилось иное шествие через новгородский мост: вели человека, ничем неповинного, оклеветанного, на смерть. И, зная, что он погибает напрасно, горожане бросились к святому Варлааму, моля его, чтобы тот же самый духовный авторитет, которым он спас преступника, он употребил, чтобы спасти неповинного человека. И Варлаам сказал: Нет, я этого не сделаю... На удивление сограждан он ответил, что первый шел на вечную погибель через смерть, второй умирает мучеником, и он не хочет

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1275...

Читая житие преподобного Варлаама, мы видим, что очень многие его чудеса были связаны с победами над различными бесовскими силами. Сегодня за богослужением звучало Евангельское чтение о том, как Христос изгнал беса из отрока, который в новолуние подвергался бесовским нападениям. Господь исцелил отрока после того, как этого не смогли сделать Его ученики. Апостолы спросили Учителя, почему же им не удалось этого сделать, ведь Он дал им власть, в том числе, изгонять бесов и недуги исцелять. На что Господь им дал прямой ответ: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17.20-21). Христос напоминает нам о трех основах христианского жития: о вере, о молитве и о посте. Эти три столпа мы можем видеть в житии преподобного Варлаама Хутынского. Он был человеком крепкой, несокрушимой веры. Он был постником. Он был молитвенником. И Господь дал святому Варлааму такую силу, что он совершал чудеса; слава о нем еще тогда прошла по всей Руси великой и сохраняется до сего дня. И нам Господь заповедал иметь крепкую и твердую веру и сопровождать нашу христианскую жизнь молитвой и постом. Веру невозможно просто так воспитать или выработать в себе путем некоего самовнушения или тренировки. Это дар Божий, без него не прийти к богопознанию и к вере в Бога. Но хотя Господь готов дать этот дар каждому человеку, не всякий человек готов его принять. Вот почему мы очень часто видим, что даже когда происходят события особого рода, когда чудеса совершаются на глазах многих людей, верующие воспринимают их как знак присутствия Божия, как посещение Господа, неверующие же видят в этом просто обычные происшествия. Они не могут, а скорее всего, не хотят за тем, что происходит, видеть присутствие Божие. Они не желают всю свою жизнь, все свое упование возлагать на Бога, потому что предпочитают жить по собственным правилам, надеяться на свои силы. И не интересно им ни Евангелие читать, с Библией знакомиться, ни святых отцов изучать, ни жить по-христиански.

http://mospat.ru/ru/news/45444/

Стих: Видел я Господа пред собою всегда, ибо Он — справа от меня, чтобы я не поколебался. Пс 15:3, 8 Зачало 153. Аллилуия, глас 2 Стих: Вот, что так прекрасно или что так приятно — как только жить братьям вместе. Стих: Как роса Аэрмонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки. Пс 132:1, 3 5. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 318а. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 6. Преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 8. Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных Прокимен, глас 4 Ты творишь Ангелов Своих духами,/и служителей Своих — пламенем огня. Стих: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. Пс 103:4, 1а Зачало 305. Аллилуия, глас 5 Стих: Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Стих: Ибо Он сказал — и возникли они, Он повелел — и были созданы. Пс 148:2, 5б 13. Святителя Иоанна Златоуста Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 318а. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 14. Святого Апостола Филиппа Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

  Чудеса В Первой Пахомиевской редакции Жития Варлаама Хутынского часть с посмертными чудесами содержала три чуда, первые два из которых не датированы, а последнее содержало рассказ об исцелении князя Константина Дмитриевича – наместника великого князя в Новгороде в 1408–1412 гг. Во Второй Пахомиевской редакции Житие дополняется четырьмя новыми чудесами исцеления у мощей святого. Чудеса не датированы, но можно думать, что речь идет о «современных» автору чудесах, потому что он заявлен как очевидец последнего чуда об исцелении бесноватого Таким образом, чудотворения, начавшиеся сразу же после преставления преподобного Варлаама, продолжаются до последнего времени. В части чудес, также как и в основной части, имеются обширные общие чтения с Житием Кирилла Белозерского.   Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского Первая Пахомиевская редакция Жития Кирилла Белозерского По сих же временех приведоша нкоего юношу въ манастырь святаго связана узами , имуща бсъ лютъ зло, лаяше бо яко пес , рыкаше яко скотъ , и многи и иныя гласы неподобны испущая бсованием своимь. Тмже страненъ и страшенъ позоръ всмъ бяше (л. 115–115 об.) По сем же времени приведоша иного челов ка, Симеона именемъ. И тъи бяше б сомъ мучимъ. Якоже и предреченныи Иванъ, связанъ узами жел зными и по руку и по ногу (л. 406) Очи же бяху его кровавы, устрашающе вс х, гласы же н кыя неподобныя испущая: овогда рыкаа, яко скотъ , иногда же п тливымъ гласом страшно и грозно пояше. И сего ради страненъ и страшенъ позорь вс мъ бяше (л. 405 об.) Челов къ же тъи бяше б сом мучимъ лют . Связан же ужема и по руку, и по ногу, и едва от многых удръжимь бываше, гласы бо н кыя и сътранныя, и сътрашныя испущаше , рыкаше бо яко скотъ , и лаяше яко песъ , устремляшеся на челов кы яко зв рь, и тако вс м сътраненъ позоръ бяше (л. 410 об.–411) Ельма же обыче Богъ не токмо в живот прославляти святыя своя, но множае паче и по преставлении , якоже зд явить… Понеже искони обыче Богъ прославляющихъ Его прославляти, не елико по живот , но и по преставлени не оставляет бо Богъ своего угодника Кирила… (л. 294 об.)

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

Карбасова Т. Б. О Второй Пахомиевской редакции Жития Варлаама Хутынского   В предшествующей историографии интересующая нас редакция называлась иначе – «Пахомиевская». Л. А. Дмитриев считал, что именно эта редакция была составлена знаменитым книжником Пахомием Сербом, и так представлял процесс ее создания: «Во время своего первого приезда в Новгород, вскоре после составления “Слова похвального” Варлааму, Пахомий Логофет по поручению архиепископа Евфимия II в начале 40-х гг. XV  в. составляет на основе второй (здесь и далее курсив мой.– Т. К .) редакции жития Варлаама Хутынского новую редакцию произведения. В 70-х гг. Пахомий добавляет к своей редакции жития рассказ о чуде с Тумганом, воспользовавшись сказанием об этом событии митрополичьего дьяка Родиона Кожуха .   К сожалению, предложенное Л. А. Дмитриевым описание литературной истории Жития не совпадает с современными представлениями о рукописной традиции памятника. Во-первых, вопреки предположению Дмитриева, до сих пор не удалось обнаружить ни одного списка «Пахомиевской» (по Дмитриеву) редакции без добавления чуда о Родионе Кожухе (такой состав должна была иметь редакция, составленная в 40-х гг.). Во-вторых, в схеме Дмитриева отсутствуют точные характеристики второй редакции – не установлен ее автор, время создания и принципы редактирования, тогда как она является самой распространенной в древнерусской письменности. Последние текстологические и источниковедческие исследования позволяют считать эту вторую редакцию написанной Пахомием, поэтому возникает ситуация, когда две редакции могут быть названы «Пахомиевскими» и ее необходимо разъяснить. Кратко опишу литературную историю Жития Варлаама Хутынского с учетом результатов последних исследований. В XIII в. была составлена Проложная реакция На ее основе в 30-х гг. XV в. (до 1438 г.) Пахомий Серб создал агиографический цикл, состоящий из Жития, Службы и Похвального Редакция Жития, которая в него вошла, имела инципит: « Сеи преподобнии отець нашь Варлаам родися вь Великомь Нов-град», и названа «Первой Недавно обнаруженный автограф Пахомия Серба содержит именно этот цикл с Первой Пахомиевской редакцией Жития Варлаама

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

[Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелом уподобился еси, Богомудре Отче Варлааме, непорочным житием Твоим на земли: добродетельми украшен, преселился еси от земли на Небо, дивный образ совершенства духовнаго нам оставив, да подражаем добродетелем Твоим. Ты же со Ангелы и всеми святыми предстоя Престолу Господа Славы, молися о нас, почитающих Тя и во умилении зовущих Ти таковая: Радуйся, Отрасле Богодарованная корене благочестиваго! Радуйся, Великаго Новаграда Прозябение пречестное! Радуйся, Чадо возлюбленное Благодати Духа Божия исполненное! Радуйся, Отроча Боголюбезное! Радуйся, измлада Божественными Писаньми душу Твою насытивый! Радуйся, во младости мудрость старца стяжавый! Радуйся, воздержанием родители Твоя изумивый! Радуйся, смирением и послушанием многих удививый! Радуйся, юность Твою Непорочностию жития украсивый! Радуйся, целомудрие девства невредимо сохранивый! Радуйся, от юности в жертву Благоприятну Господеви Сам Себя принесый! Радуйся, во всем житии едино попечение имевый еже Триипостасному Богу токмо служити! Радуйся, Варлааме, Великий и Преславный Чудотворче! Кондак 1 Избранный Чудотворче, и изрядный Угодниче Христов, многим воздержанием на земли житие Твое украсивый; сего ради и венцем от Христа на Небеси венчанный, и с верою приходящим источаяй многоцелебныя дары. Восхваляем Тя, Заступника нашего, преподобне Отче Варлааме: Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Варлааме, великий и преславный чудотворче! Молитва преподобному Варлааму Хутынскому О Преподобне и Богоносне Отче наш Варлааме! Услыши нас молящихся Тебе и буди нам помощник в скорбех наших, и избави нас от напастей, за множество прегрешений находящих на ны; умоли, Угодниче Христов, Всеблагаго Бога даровати нам оставление всех от юности нашея до настоящаго дне и часа, делом, словом, помышлением и всеми чувствы содеянных нами согрешений, исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие, да прославляем непрестанно Славимую от Ангел Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивное предстательство в безконечныя Веки. Аминь! И Богу слава! Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

«Радуйся, матерь во плоти видети не восхотевый. Радуйся, кончину святую от Бога матери твоей испросивый. Радуйся, мертву склабящуюся лицем сию видевый». д) Пример неуместных выражений: «Жегоша отдолу огнем, по хребту же палицами биша без милости, дóндеже изнемогоша сами биющии, и посем снемше со огня к колеси привязаша тя и обращающе коло, вся кости твоя сокрушаху и жилы терзаху» – о. цензором указано на неуместность в акафисте подобной картины, вызывающей не умиление, а раздражение. е) Примеры слишком искусственно составленных и нескладных выражений: «Радуйся, Пречудная Лозо, произведшая Божественный Плод живота небеснаго»; «Боже, Боже мой, простри ми руку, яко Петру, утопающему в сквернах» вместо «Боже мой, яко Петру, руку простри ми, утопающему в сквернах»; «Радуйся, глубино смирения, болезни омывающая»; «Великомученица чудотворная» и др. 339 307 Из 1-й главы Евангелия от Матфея в акафисте заимствованы и переработаны стихи: 18 (ик. 2 и конд. 3), 19 (ик. 3), 20–23 (конд. и ик. 4), 24 (конд. 5); из 2-й главы – стихи: 1 и 11 (ик. 5), 13 (конд. и ик. 7), 20–23 (ик. 8). Из 2-й главы Евангелия от Луки взяты стихи: 7–16, 20 (ик. 5), 21 (конд. 6), 25–35 (ик. 6), 40 (конд. 12), 42–47 (ик. 11), 51 (конд. 9–10). 312 Ик. 1 акафиста Варсонофию Казанскому; ик. 1 – Алексию, человеку Божию; ик. 1 – Александру Свирскому ; ик. 1 – Варлааму Хутынскому; конд. 2 – Геннадию Костромскому; конд. 2 – Димитрию Прилуцкому; ик. 1 – Анастасии Узорешительнице; ик. 1–2 – Евфросинии Суздальской и др. 313 Ик. 1 акафиста Антонию Сийскому; конд. и ик. 2 – Антонию Печерскому; конд. 2 – Варлааму Хутынскому; конд. 2 – Варсонофию Казанскому; ик. 1 и конд. 2 – Геннадию Костромскому; ик. 1 и конд. 2 – Григорию Пелынемскому; ик. 1 и конд. 2 – Евфросинии Суздальской; ик. 1 – Димитрию Прилуцкому; ик. 1 и конд. 2 – Кириллу Белоезерскому; конд. 2 – Евфросинии Суздальской; ик. 2 – Макарию Калязинскому; конд. 2–3, ик. 2–3 – Никодиму Кожеезерскому; конд. 2 и ик. 1–2 – Сергию Радонежскому (1-го акафиста) и ик. 1 (2-го акафиста); ик. 1 – Стефану Махрищскому; ик. 1 – Стефану Пермскому и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

412. Минея, месяцы: октябрь и ноябрь, в лист, 414 лл., без начала и конца, полууставом XVI в., в кожаяом переплете. Рукопись начинается продолжением службы 1 октября, а оканчивается неполною службою 30 ноября. Службы русским святым: 1) 29 октября – Авраамию Ростовскому (174 –190); 2) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (231–245). Под 28 октября упоминается Арсений Сербский (163 об.). 413. Минея, месяц ноябрь , в четвертку, без начала и конца, 280 лл., полууставом XV в., письмо в этой рукописи то же, что в Минее 407, в кожаном переплете, с обветшавшими полями. На полях внизу листов 16–23 приписка скорописью: «Книга глаголемая Минея месяц воздвиженская черново попа Боголепа». Рукопись начинается с продолжения службы 1-го ноября, а оканчивается неполною службою 30-го ноября. Между прочими служба под 6-м ноября – Варлааму Хутынскому (39–45 об.). 414. Минея, месяц ноябрь , в четвертку, без начала и конца, ненолная, 209 л.л., полууставом второй половины XV в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 18, 19, 127 и 128. Рукопись начинается с продолжения службы 5-го числа, оканчивается неполною службою 21-го числа. 415. Минея, месяц ноябрь , в четвертку, неполная, 157 л.л., полууставом XV в., в порванном кожаном переплете, растрепанная. На 157 л. следующее послесловие: «В лето 6968 (1460) кончана бысть книга сиа маия 15 при благоверном великом князи Васильи Васильевичи и при великом князи Иване Васильевич(и) повелением священноиереа служителя Иванна инока рукою многогрешного дьякона Кузмы». Состав: нет служб на 6–21 числа, неполныя службы на числа 5 (без конца), 22 (без начала), 26 (без средины) и 30 (без средины). Знак бумаги тот же, что у Лихачева 664. 416. Минея, месяц ноябрь , в четвертку, без начала и конца, неполная, 172 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете; 1 и 2-й листы порваны с ущербом для текста. Минея начинается неполною службою 11 числа, оканчиваетея неполною службою 29 числа. Листы 161–172, писанные полууставом XVI в., заключают в себе тексты апостольских и евангельских чтений на некоторыя числа августа, указатель таковых в службах общих святым и седмичных и прокимны воскресные восьми гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказание о чуде прп. Варлаама Хутынского 1460 г. («Чудо о Тумгане»), превосходящее по объему рассказы о др. чудесах и имеющее самостоятельный заголовок, известно в 3 редакциях. 1-я была написана московским митрополичьим дьяком Родионом Кожухом и находится под 1460 г. в Софийской II летописи (ПСРЛ. Т. 6. С. 320-325). Ее датируют 1460 г. ( Ключевский. 1871. С. 143. Примеч. 1), не ранее 1461 г. ( Яблонский. 1908. С. 132), не ранее 1467 г. ( Дмитриев. 1973. С. 25-27). 2-ю редакцию Сказания, помещаемую после 2-й (Первой Пахомиевской) редакции Жития и имеющую незначительные стилистические и содержательные разночтения с 1-й (в частности, в ней была опущена заключительная часть), Яблонский и Н. С. Тихонравов приписывали П. Л. ( Яблонский. 1908. С. 130-136; Тихонравов. 1892. С. 193-195). Яблонский датировал ее 1461-1462 гг. Тихонравов, не указывая датировку, считал ее переходной между редакцией Родиона Кожуха и следующей, Пахомиевской. 3-я редакция Сказания в нек-рых списках обозначена именем П. Л., и в отношении ее атрибуции сомнений в лит-ре не высказывалось. Считается, что она была создана в 70-х гг. XV в. ( Яблонский. 1908. С. 134-135; Дмитриев. 1973. С. 30-31). Редакция основана на рассказе Родиона Кожуха, исходный текст сокращен, в конце добавлены похвала и молитва; дополнения обнаруживают общие места с др. сочинениями П. Л. Однако, как полагает Э. А. Гордиенко, П. Л. сначала написал летописный рассказ о чуде (это мнение опирается на предположение Боброва - см.: Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в. 2001. С. 233. Примеч. 56), а потом на его основе - самостоятельное произведение ( Гордиенко. 2010. С. 141-143). Последняя, 3-я, несомненно Пахомиевская редакция Сказания была менее распространена, чем предшествующие (см. перечни списков: Яблонский. 1908. Примеч. 2. С. 135-136; Дмитриев. 1973. С. 273-275, 278). Есть мнение, что П. Л. принадлежит Чудо прп. Варлаама о 2 осужденных, добавленное книжником к Житию в 70-х гг. XV в., одновременно с новой редакцией Сказания о чуде Варлаама Хутынского 1460 г. ( Дмитриев. 1973. С. 33-34; Бобров. 2003. С. 144-145; Гордиенко. 2010. С. 135). Этот рассказ встречается в рукописях отдельно от Жития, в составе цикла новгородских повестей, атрибутируемого Бобровым П. Л. По предположению исследователя, он первоначально был создан как самостоятельная статья и лишь потом присоединен ко Второй Пахомиевской редакции Жития. По мнению др. исследователей, этот рассказ является позднейшим наслоением и относится к XVI в. ( Ключевский. 1871. С. 144-146; Яблонский. 1908. С. 33, 117).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Правильно ,что историю надо рассматривать через призму Библии и Нового Завета,всеже повторяется! Тогда все становится правдой.Запад и Америка смотрит на историю через свою призму богоборческую,противника Бога,поэтому мы всегда будем смотреть на мир по разному! А чудеса Божьи были явлены уже вначале войны под Москвой.19 ноября 1941 г. на ртутном термометре было минус 52 градуса. Из 800 танков Гудариана стоявших под Москвой завелись 50,из 60 танков Катукова завелись все. Силы сравнялись. НЕбывалый мороз наступил в день Варлаама Хутынского, жившего 800 лет назад,вморозивший в землю немецких вояк и их танки. Такое чудо могло произойти только по молитвам этого святого ведь его называли на Руси " управителем погоды " Иосиф Сталин приказал открыть в первую очередь храм Варлаама Хутынского. Россия огромная страна по этому поводу писал в 1812 году в письме к Александру Первому граф Ростопчин: Император России всегда будет грозен в Москве,страшен в Казани и непобедим в Тобольске " НЕ было у противника сил- чтобы дойти до туда только нам Господь Бог даровал такую территорию! Из журнала Великорось. писатель Н. Блохин. Арсений 9 мая 2015, 06:46 Да, действительно статья актуальная, интересная, исторически и по-философски грамотная, Многим сложно приравнять ее на предмет коммунистических символов во время ВОВ, но на мой взгяд автор попытался логично доказать метомарфозу символов. Красное знамя, красные ленты, серп и молот, пятиконечные звезды все это не только надо понять но и принять, как историческую справедливость. Так действительно было. Более того, и восприятие этих символов должно быть иное в событиях ВОВ, нежели символов коммунистической идеологии. История тому свидетельствует, в том числе и библейская. Например: шестиконечная звезда Давида (ветхозаветный символ) воспринимается христианами не так, как во времена ветхого завета. Но как символ до христианской эпохи уважается теми же христианами. Вот " георгиевская ленточка " - это нечто иное. Во время войны ее нашивали и носили известные власовцы - предатели, ставшие на сторону фашистов и обратившие оружие против собственного народа.

http://pravoslavie.ru/79152.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010