Он всегда близко стоял к казанскому братству святителя Гурия Казанского и миссионерским курсам в Казани, выражая свои отношения к Курсам, кроме материальной помощи, постоянным обогащением библиотеки Курсов своими книгами соответственно задачам и целям миссионерского образования. Не останавливаясь на других предметах учено-литературной деятельности Петра Васильевича, скажем кратко, что, кажется, не осталось ни одного вопроса в русской церковной истории, которого бы не коснулось его перо. Петр Васильевич неустанно следил за развитием и ходом русской исторической науки, почему всегда стоял на высоте требований от историков. Правда, он не был завзятым архивистом по нынешним требованиям разработки русской истории, но как критик высоко ставил архивные изыскания и с присущим ему умением пользовался ими для своих преимущественно синтетических работ, протекавших вдали от столичных и богатейших провинциальных архивов. Впрочем, литературные и вещественные памятники русской старины всегда интересовали его. Он прекрасно знал русские летописи и все книжные сокровища богатейшей Соловецкой библиотеки, находящейся при Казанской академии, как главный редактор ее Описания. В его литературных работах встречается не одна статья, составленная по архивным первоисточникам. Можно указать статьи: «Иоанн Неронов» (1869 г.), «Описание Седмиозерной пустыни» (1869 г.), «Сергей Шелонин – один из малоизвестных писателей XVII века» (1882 г.), «Произведения Соловецкой письменности, относящиеся к личности Филиппа Московского» (1883 г.), «Шестоднев Афанасия Холмогорского» (1883 г.), «Житие Варлаама Керетского» (1893 г.) и пр. др. Часть 3 Критерием ученых изыска­ний Петра Васильевича всегда была строго научная и объек­тивная историческая правда, ху­дожественно выраженная рус­ским языком и правильной жи­вой русской речью. Он не лю­бил сухой и холодной ученой трактации и учено-напыщенного доктринерства с выдвинутым наперед авторским «я». И здесь Петр Васильевич был необык­новенно скромен. В критике чу­жих мнений он был чрезмерно снисходителен и деликатен; он не любил критиковать «сплеча» и «словами без дела» обижать ав­торов, с которыми не соглашал­ся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

15 Знаменитое Житие Марии Египетской стоит в этом ряду обособленно (его заглавная героиня раскаивается под влиянием чуда и покаянию предается в пустыне). 16 См.: Силантьев И. В. Сюжет как фактор жанрообразования в средневековой русской литературе. Новосибирск. 1996. С. 14–15. 18 Оба текста относятся к древнейшему пласту рассказов Киево-Печерского патерика. В более поздних текстах патерика страх перед затвором успешно преодолевается. 19 См.: Дмитриев Л. А. Повесть о житии Варлаама Керетского/Тр. Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1970. Т. 25. С. 178–196. 23 См.: Панченко А. А. Декаданс и этнография: к исследованию ранней прозы Федора Сологуба/Русская литература. 2009. 2. С. 158–169. 24 Именно как бывший разбойник св. Никита был известен протопопу Аввакуму. См.: Русская историческая библиотека. Т. 39: Памятники истории старообрядчества XVII в. Кн.1. Вып.1. Л., 1927. С. 519. 25 См.: Федотова М. А. 1) Краткая редакция Жития Никиты, Столпника Переяславского/Тр. Отдела древнерусской литературы. СПб., 2004. Т. 55. С. 289–300; 2) Житие Никиты Столпника Переяславского (рукописная традиция Жития)/Русская агиография: Исследования, публикации, проблемы. СПб., 2005. С. 309–331 26 Одни только работы, посвященные лесковским обработкам рассказов из Пролога, исчисляются десятками. См.: Минеева И. Н. Древнерусский Пролог в творчестве Н. С. Лескова. Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2003. С. 3–4. 27 Обобщающая монография по этой проблеме: Гродецкая А. Г. Ответ предания: жития святых в духовных поисках Льва Толстого. СПб., 2000. 28 Едва ли не единственная на эту тему книга А. И. Опульского «Жития святых в творчестве русских писателей XIX века» (Michigan, 1986) труднодоступна для российского читателя. 30 Майорова О. Е. Рассказ Н. С. Лескова «Несмертельный Голован» и житийные традиции/Русская литература. 1987. 3. С. 170–179. 31 К этому же типу агиографического повествования восходит и столь полюбившийся светским авторам уничижительный зачин, в котором агиограф говорит о своей недостойности и малой пригодности для ответственного дела описания святой жизни подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Писатель Евгений Водолазкин: «Каждый из нас повторяет историю Адама» В романе «Лавр» использованы десятки житий, в том числе юродивых: Василия Блаженного, Ксении Блаженной, Николы Кочанова. 24 декабря, 2013 В романе «Лавр» использованы десятки житий, в том числе юродивых: Василия Блаженного, Ксении Блаженной, Николы Кочанова. Лауреат «Большой книги» раскрывает тайну своего героя Обладателем главной российской литературной премии «Большая книга» за 2013 год стал писатель и учёный Евгений Водолазкин. Его роман «Лавр» написан в жанре жития. О том, как создавалась книга, рассказывает её автор — доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе. Святой не тот, кто безгрешен — В основе романа больше вымысла или фактов? — Я старался не выдумывать, а обращаться к реальным людям и событиям, с ними связанным. В «Лавре» использованы десятки житий, в том числе юродивых: Василия Блаженного, Ксении Блаженной, Николы Кочанова. Одна из историй, которая легла в основу романа, произошла уже в недавние дни. Владыка Антоний Сурожский рассказал её в одной из проповедей. К нему на исповедь пришёл бывший белый офицер, который во время боя случайно убил свою жену. Он каялся, и грех отпустили, но прошли уже десятки лет, а легче ему не становилось. Тогда владыка Антоний сказал: «Вы всё время просили прощения у Бога, хотя Ему вы ничего не сделали. Может быть, попросите прощения у своей жены?» Через пару недель офицер вернулся: «Я попросил у неё прощения, и она меня услышала». Мой роман — это внутренняя беседа героя с его возлюбленной. Во многом по его вине она гибнет, и он кладёт жизнь на то, чтобы искупить свой грех. Так Ксения Блаженная после смерти мужа облачилась в его одежды, отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла. — Какие жития произвели наибольшее впечатление лично на вас? — Меня потряс в своё время сюжет жития Варлаама Керетского. Будучи священником, он заподозрил жену в неверности и, как в житии сказано, «по дьявольскому изволению» убил её. Осознав свой грех, он выкопал её тело, положил в лодку и в этой лодке плавал с телом жены, пока оно не истлело. А дело было на Белом море.

http://pravmir.ru/pisatel-evgenij-vodola...

Преподобный Трифон Печенгский – А до записок Салингена о Трифоне что знали? – Что знали? Записи, сделанные «самовидцами», очевидцами то есть, погибли в основном при разорении обители в 1589 году. Некие «писания краткие» сохранялись. И в самом начале XVIII века написали житие, которое было всем удобно, не соблазняло разбойной юностью и, как положено, соответствовало некоему сложившемуся «канону». Точнее – создали «искусственное» начало жития, про юность Трифона. То самое классическое «плетение словес», умилительные истории про «божьего одуванчика», который с детства нюхал цветочки, не играл в игры и вот услышал «призыв» и пришел на Кольский полуостров. Иронизируя над этими фантазиями, я вовсе не сомневаюсь в том, что бывают такие чистые избранники Божии «от младых ногтей». Тому примеров множество, и первый среди них – наш Феодорит Кольский, который с семи лет у владыки в Ростове уже переписывает книги ветхозаветных пророков, а в одиннадцать уже постриг принимает на Соловках. Однако к Трифону эта история отношения не имеет. Трифон трагическая и величественная фигура, и не надо «лить елей». – Получается, подлинная судьба человека гораздо живее и интереснее всяких «умозаключений и схем», пусть и прописанных в официальном каноне? Необходимо преодолевать вредную искусственность житий. Зачем составлять жития по умилительным, но ложным схемам? – Да, и в первую очередь судьба человека, пришедшего к святости. Этот опыт бесценен и крайне нам необходим. Только при одном условии – честном и мужественном рассказе. Всё без исключения, происходящее в жизни человека, есть реализация Божественного Промысла о нем – кто же дерзнет перечить Господу и перекраивать по своему вкусу историю жизни подвижника, искажая путь, которым Христос вел его к преображению, возводя на Фавор его святости? Нам необходимо преодолевать эту ненужную и вредную искусственность житий святых. Зачем составлять жития по умилительным, но ложным схемам? Нужна кропотливая работа с историческими источниками, которые позволят увидеть борьбу святого – с внешними обстоятельствами, с собственными грехами – и его конечную победу. Прежде составления жития в свет непременно должна выйти книга: «Исторические материалы к написанию жития» такого-то святого. И тогда перед нами откроется такое удивительное сокровище, что можно только восхититься и благодарить Бога. Посмотрите на жития святых Варлаама Керетского, Трифона Печенгского, Феодорита Кольского – убедитесь сами.

http://pravoslavie.ru/103238.html

Кола — исторический центр Кольского полуострова и находится всего в 7 км от Мурманска. Кстати, железнодорожный вокзал в самом Мурманске — отреставрированное историческое здание, объект культурного наследия регионального уровня.  (Фото Morozet " s 2001/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-4.0. Реклама сайта rzd.ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR-koд); Благовещенский собор в Коле: Если подняться на сопку, разделяющую Колу и Мурманск, открывается великолепный вид на оба города. До появления большого города-порта Мурманска Кола несколько веков была самым северным городом Российской империи!; История: Издавна на этом месте делали последнюю остановку рыбаки, прежде чем уйти на долгие месяцы в море на промысел. В начале XVI века здесь совершал свой подвиг преподобный Феодорит Кольский — выдающийся русский просветитель, посвятивший жизнь обращению лопарей в православие (Ил.: преподобный Феодорит Кольский. Фрагмент иконы). Он обучал местных грамоте, переводил на саамский язык церковную литературу. Каменное здание храма Благовещения появилось в 1807 году. В 1854 году английский пароход-фрегат «Миранда» уничтожил город Кола (Фото: Кола, нач. XX в.) и вместе с ним необыкновенной красоты девятнадцатиглавый деревянный Воскресенский собор, от каменной Благовещенской церкви остались только стены. После революции, в 30-е годы церковь Благовещения осталась единственным действующим храмом в Мурманском округе. Но и его власти решили закрыть. На защиту встал протоиерей Константин Мелетиев (Фото: Протоиерей Константин с сыновьями). За веру Христову был расстрелян и погребен в Левашовской пустоши под Санкт-Петербургом. Церковь открывалась, закрывалась, здесь были мастерские, склад, в 80-х — Музей поморского быта. В 1992 году храм возвратили Церкви. Благовещенский собор в Коле (Фото Александры Дуган с пояснениями): Путный крест XVII в. (Фото): По преданию, его установил кольский воевода Гурий Волынцев в честь Варлаама Керетского за исцеление от болезни. Поморы почитали его как святого и верили, что он спасает людей во время кораблекрушений.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-248...

Кола. Часовня Спаса Всемилостивого. Спасская часовня /// Объект утрачен Добавить фотографии Добавить статью К. ос­но­ва­на вы­ход­ца­ми из по­мор­ской вол. Кан­да­лак­ша (зап. бе­рег Коль­ско­го п-ова) как сель­ское по­се­ле­ние (Коль­ская вол.); впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1555–56. Построена взамен Спасской церкви (1663-1775) в верхнем конце города. Коляне поставили (примерно в период 1800-1850 гг. ) часовню Всемилостивого Спаса. Источник - " Провославный словарь Кольского севера " Кола. Часовня Спаса Всемилостивого Спаса Всемилостивого, часовня, г.Кола, на берегу реки Колы. Деревянная. Время постройки неизвестно. Своё имя получила по одноименной церкви Спаса Всемилостивого, существовавшей в Коле в XVII-XVIII вв. Уцелела во время пожара 1854 г. и просуществовала до советского времени. В период гонений на Церковь часовню оберегал церковный староста П.Ф. Иевлев. Закрыта в 1931 г. Здание не сохранилось. Федоров П.В. Православный словарь Кольского Севера. 2-е изд., исправл. и дополн. - СПб, Международный банковский институт, 2017 г. Часовня Всемилостивого Спаса — старинная. В документе 1699 года сказано: коляне по возвращении с промысла жертвуют " по обещанию... искони вечно Всемилостивому Спасу большую рыбу палтаса или треску " . Кола являлась сборным пунктом жителей Беломорья, занимавшихся мурманскими промыслами. Ежегодно в марте месяце они двигались от Кандалакши к Коле и после тяжелого пути, вступая в город, клали первый поклон Всемилостивому Спасу. «Храмы Кольского Севера» (dobrohot.org) Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Рядом с часовней находился деревянный путный (поклонный) крест, поставленный при царе Михаиле Федоровиче в 1635 году. На большой перекладине и по столбу вырезана надпись: «В лето 7143 июля в 16 день поставлен сии крест на поклонение всем христианам при царе и великом государе Михаиле Федоровиче». По рассказу помора П.В. Буторина, поклонный крест был поставлен кольским воеводой Гурием Ивановичем Волынцевым в благодарность Св. Варлааму Керетскому за исцеление от тяжкого недуга. В «Описании города Колы» 1830 года М.Ф. Рейнеке сообщал, что «большой деревянный крест», поставленный на берегу старого устья реки Колы, жители «тщательно сохраняют под крышею». С конца 1980-х годов крест находится в Благовещенской церкви города Колы. Кольский крест является памятником истории и культуры федерального значения. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=47639

С XVI века все громче раздаются жалобы представителей высшей духовной иерархии на недостаток благочиния и упадок грамотности в среде приходского духовенства. Бесплодная борьба с бесчинием духовенства московской епархии заставила митрополита Феодосия отказаться от кафедры (в 1464 году). Об отвращении к грамотности и о полном невежестве людей, ищущих звания священнослужителей, горько сетует архиепископ Новгородский Геннадий. Те же жалобы повторились на Стоглавом соборе (в 1521 году). Собор прямо заявил, что к его времени дело еще ухудшилось: «Учиться негде, а прежде в Москве, Новгороде и по другим городам много училищ бывало, писать, петь и читать учили и грамоте гораздых тогда много было, бывали певцы, чтецы и доброписцы славные по всей земле» 53 . Примечательно в этой связи, что старые русские святцы, т.е. списки почитаемых Церковью святых, содержат в себе представителей практически всех сословий: князей, воинов, иноков, святителей, мирян, но за исключением священников. Г.П. Федотов отмечает два имени святых иереев: Максима Тотемского и Симеона Малопинежского, но первых был юродивым и к тому же не канонизирован, а второй принял схиму перед смертью и, следовательно, вошел в святцы в числе преподобных. С определенной натяжкой к чину святого священноиерея можно было бы отнести прп. Варлаама Керетского, но он причислен к лику святых не собственно за пастырскую деятельность, а за ту меру покаянных подвигов, которые понес после совершенного тягчайшего преступления. Федотов пишет: «В объяснение отсутствия святых священников в Русской Церкви можно указать на низкий уровень белого духовенства в Древней Руси и малое уважение к нему… Историки изображают сельское духовенство мало отличающимся по хозяйственному быту и по образованию от крестьянского населения. Следовательно, иерейская праведность не выделялась из праведности мирянской» 54 . Святые же являются во много прямым отрицанием мира, то есть жизни народа, к которому они принадлежат 55 . В XVIII-XIX века идет непростой процесс упорядочивания и решительного формирования церковной жизни, которая с упразднением патриаршества, получила название «синодальной», по имени главного органа церковного управления.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

О неизвестных монахах Солигаличского Воскресенского монастыря (бывшего, ныне приходской Церкви) в некоторых списках «Книги, глаголемой описание о Российских святых» читается: «Четыре брата преподобные отцы у Соли Галицкой в Воскресенском монастыре: егда начата здати церковь каменную, рвы копали и обрели мощи их святые целы и нетленны в лето 7169 (1661)», см. у преосв. Сергия в Полном месяцеслове Востока, т. II, приложж., 1 изд. стр. 70, 2 изд. стр. 577. В Сводном подлиннике Филимонова, о котором см. выше, в предисловии к спискам почитаемых усопших, под 26-м Марта читается: «Обретение мощей преподобных отец иноков четырех, иже в Воскресенском монастыре у Соли Галической, в лето 7169, целы и нетленны в мире (мире?), как церковь начали созидать каменную». XI . Указ св. Синода от 31-го Мая 1727-го года о мощах Варлаама Керетского (Напечатан в Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания, т. VI, 1968, стр. 17. Печатаем извлечение). Архиепископ Холмогорский Варнава, исполняя указ св. Синода от 7-го Июля 1722-го года, которым повелевалось: «деревянные часовни, где построены, разобрать, а каменные употребить на иные потребы» 642 , приказал разбирать часовни в своей епархии и вслед за сим получил донесете от священника и причетников Керетской волости, составлявшей вотчину Соловецкого монастыря 643 , что при разобрании их часовни «явился» в последней «преподобнейший Варлаам, которого де почитали за святого издавна, не свидетельствованный». Во исполнение другого указа св. Синода от того же 1722-го года, именно – о поддельных мощах 644 , архиепископ послал в Соловецкий монастырь свой указ, чтобы «в оной Керецкой волости за святого почитаемого освидетельствовать», и о результате свидетельствования получил два, несогласные между собою, донесения. Посланный от монастыря иеромонах, производивший досмотр «с прочими иереи и со иеродиаконы, при всенародном собрании», доносил: «обрели де преподобнаго Варлаама в часовне, в земле, глубиною аршина в полтора, не во гробе, но просто лежаща, токмо де одежда на нем монашеска обветшала, а во ohыx (sic, oдeждax?) кости ветхия и основание и подобие все человеческое, кроме благоухания, якоже и прочих усопших кости лежат, и оные де вложа в новопостроенный гроб и внесли и поставили в церковь великомученика Георгия и покрыли доскою и запечатали».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Печенге ребята посетили храм преподобномучеников Печенгских. Он освящен в 2015 году, но имеет богатую историю: на его месте располагался Троицкий монастырь, когда насельники временно перенесли его на другое место. На мемориальном комплексе " Защитникам Заполярья " почтили память погибших. 28 марта ребята присутствовали на молебне вместе с женами военнослужащих в храме Святой Троицы в Заполярном. В тот же день посетили легендарную 61-ю Киркенесскую бригаду морской пехоты Северного флота. Для них провели четырехчасовую экскурсию. Затем отправились в поселок Териберку, познакомились с природой края, посетили сельский дом культуры, встретились с участниками Териберского поморского хора, основанного в 1935 году. Состоялся совместный концерт. Участники экспедиции посетили ферму северных оленей, поиграли с собаками породы хаски. В краеведческом музее " Духовное наследие Териберки " при храме Тихвинской иконы Божией Матери прошла экскурсия. Ребята посетили также морскую гидрометстанцию, поднялись на сопку к поклонному кресту. Вернувшись в Мурманск, члены клуба посетили мемориал морякам, погибшим в мирное время, рубку подлодки " Курск " , морской храм " Спас на водах " . В Коле посетили Благовещенский храм - первое каменное здание на Кольском полуострове, приложились к поморскому кресту XVII века и мощам преподобного Варлаама Керетского. Состоялась встреча со скаутами Мурманска. За семь дней экспедиции ребята узнали героическую историю защиты Заполярья, познакомились с интересными людьми. ИА " Вода живая " , 03.04.22 Поделиться Упоминания в новостях 20 апреля 2024 3 марта 2024 25 февраля 2024 23 февраля 2024 28 января 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 29 марта 2024 18 ноября 2023 27 сентября 2023 26 сентября 2023 25 сентября 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Житие Варлаама Керетского Повсть о преподобнм Варлааме Крецком. Вкратце изложено Преподобный отец Варлаам в лета бе царя и великаго князя Иоанна Васильевича 4293 всея России самодержца. Рождение и воспитание име в Керецкой волости, на море окияне. Научен же бысть книгам и Божиим судом поставлен бысть презвитером 4294 в Колском граде в церкви Николы чюдотворца, и тамо пребываше, добре подвизаяся на невидимаго врага 4295 козни, и люди закону Божию яко истинный пастырь поучаше, и бысть ходатай Богу и человеком. Видев убо его диавол всяческими добродетелми украшена, свою же окаянную и немощную силу, яко паучину раздираему от него, простре сеть во уловление праведнаго, якоже древле на Адама, вложив бо его во убийство супружницы его. Он же по сотворении греха разумев, яко завидев ему враг, плакався велми и недостойна себе судив еже священная действовати, но паче изволил страдати за грех, – еже с мертвый телом по морской пучине с места на место плавати, Дóндеже 4296 оно мертвое тело тлению предастся. И бе видети праведнаго труды: единаго по морю в карбасе ездяща с мертвым телом, от Колы около Святаго Носа даже и до Керети. И не якоже протчии человецы ожидаху паруснаго плавания, но он плаваше против зелнаго обуревания 4297 и весла из рук своих не выпущаше, но труждашеся велми и псалмы Давидовы пояше, то бо ему пища бяше. И во дни убо труждаяся по морю, в нощи же без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпущении греха. И понеже доволно время потрудився, хотя извещение прияти 4298 . Доиде прежереченнаго места – Святаго Носа. Ту бе, глаголют, прежде того непроходну месту тому быти ради множеств червей морских, иже творяху многи пакости над лодиями мореходцем. Еще бо и он без вреда пребываше от них, но восхоте и протчим человеком путь без вреда сотворити. Став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть. И абие 4299 черви без вести сотворишася, и путь мореходцем около Святаго Носа сотворил чист даже и до ныне. И понеже преподобный извещение прием от Бога, вскоре оставляет мир и бывает инок, и в пустыню вселився и, Божиею помощию бесовския полки победив, с миром ко Господу отъиде в Чюпской губе. Оттоле же пренесено бысть святое тело его в Кереть и погребено близ церкви святаго великомученика Георгия с восточной стране за олтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010