Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. С. 359–368. 22 . Иона Маленький//Православная богословская энциклопедия. Издание преемников проф. А. П. Лопухина « Под ред. проф. Н. Н. Глубовского. Т. VII. СПб., 1906. Кол. 286–287 . 23 . Казанский Петр Симонович //Там же. Кол. 678 –683э. 24 . Милосердный подвижник – Даниил Переяславский: (По поводу 400-летия его монастыря)//Богословский вестник. 1908. Т. II. Июль-авг. С. 569–576. 25 . Житие Преподобного Даниила, Переяславского чудотворца. Повесть о обретении мощей и Чудеса его: К 400-летию Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском (15 июля 1508 г. – 15 июля 1908 г.). Издание проф С. И. Смирнова . М., 1908. С. XXXVni†133. Рецензии и отзывы: Проф. А. А. Бронзов  – Церковные ведомости. Прибавления. 1909. 8. С. 401402; Ар. Л-в//Церковный вестник. 1908. 43. С. 1344; П. Петрушевский//Богословский библиографический листок. Приложение к Руководству для сельских пастырей. 1908. Вып. 8–9. С. 282–286. 26 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четиих-Миней св. Димитрия Ростовского с объяснительными примечаниями и изображениями святых (Четии-Минеи на русском языке). Книга дополнительная первая (Жития русских святых. Месяцы сентябрь-декабрь). Издание Московской Синодальной типографии. М., 1908. С. Ш†592†1н. Это издание редактировано С. И., и им написаны помещенное в нем «Житие преп. Диодора Юрьегорского», «Сказания о преп. Варлааме Керетском и о князе Андрее Смоленском, Переславском чудотворце». 27 . Бабы богомерзкие: Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому его учениками, друзьями и почитателями ко дню тридцатилетия его профессорской деятельности в Московском университете (5 дек. 1879 г. – 5 дек. 1909 г.). М., 1909. С. 217–243. 27а. То же. Вырезка. Sine titulo. С. 217–243. 28 . Кирик и кирикаˆопрошание//Православная богословская энциклопедия. Т. X. Сост. под ред. проф. Н. Н. Глубоковского . Издание преемников проф. А. И. Лопухина . СПб., 1909. Кол. 204–212 . 29 . Речь при погребении профессора В. О. Ключевского .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Названная грамота интересна тем, что в ней описаны повинности, которые должен был нести Кожеезерский монастырь в пользу государства: “…учали посылать, с Москвы, в Богоявленский монастырь опалных людей, а им де старцом и самим питатись нечем и беречь де тех людей некому” 24 . Обитель не получала никакой царской руги, то есть материальной помощи на содержание, а должна была платить подати. Более того, в грамоте говорится, что иноки снабжали ратных людей подводами и “одолжали великим долгом”. Очевидно, имеется в виду помощь во время военных действий против шведов в Финляндии “зимою 1592 года” 25 . Царь своею грамотою освободил монастырь от повинностей, предоставив ему льготы. Таким образом, преподобный Серапион по крайней мере дважды, в 1585 и 1595 гг., с пользой для обители посетил стольный град Москву, где в свое время принял святое Крещение, отвергшись мусульманства. Подвизаясь добрым подвигом, он был примером для монастырской братии в стяжании монашеских добродетелей, и Господь наградил его долгой жизнью. Последние годы своего многотрудного жизненного пути святой старец посвятил усиленной молитве, уготовляя себя к блаженной вечности. “В 1608 г., по прошению отягченного старостию подвижника, поставлен был в игумена обители Авраамий, ученик его. Блаженный Серапион скончался 27 июня 1611 г., оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители своей” 26 . Сохранились сведения о посмертных чудесных явлениях преподобного Серапиона Кожеезерского 27 . Дата канонизации святого неизвестна. Е. Е. Голубинский помещает его имя в своем труде в “Списке усопших, на самом деле почитаемых”, ссылаясь при этом на его Житие в Четьи-Минеи архиепископа Филарета Гумилевского 28 . В этом списке Е. Голубинским помещены такие, например, имена: преподобного Варлаама Керетского (XVI в.; пам. 6 нояб.), преподобного Герасима Болдинского (†1554; пам. 1 мая), преподобного Диодора Юрьегорского (†1633; пам. 20 нояб.), благоверной Евдокии (†1407; пам. 17 мая), супруги князя Димитрия Донского; преподобного Иринарха Ростовского (†1628; пам. 17 июля), преподобного Мартирия Зеленецкого (†1603; пам. 1 марта) и др.

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

1889. Ч. 1. С. 505-558; И. Я. Порфирьев: Биогр. очерк//Там же. 1890. Ч. 3. С. 361-438 (отд. отт.: Каз., 1891); Высокопреосвященный Григорий (Миткевич), архиеп. Калужский, во время его ректорства в КазДА//Странник. 1890. 6/7. С. 306-344; 8. С. 493-522; На память о покойном архиеп. Никаноре [Бровковиче]//ПС. 1891. Ч. 1. С. 387-396; История КазДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. 3 вып.; На память о Н. И. Ильминском. Каз., 1892; Повесть о прп. Варлааме Керетском//ЗИАН. 1893. Т. 73. Кн. 1. С. 48-53; Житие свт. Германа, 2-го архиеп. Казанского Чудотворца, всея России//Изв. по Казанской епархии. 1894. 16. С. 487-498; 17. С. 519-534; 18. С. 551-562 (отд. отт.: Каз., 1894); О татарских переводах христианских книг//РА. 1894. Кн. 3. Вып. 10. С. 243-249; При открытии памятника в Казани имп. Александру III//ПС. 1895. Ч. 3. 10. С. 1-3; Печальное 25-летие: [Памяти архим. Феодора (Бухарева)]//Там же. 1896. Ч. 1. 4. С. 555-584; О жизни и трудах Александра Матвеевича (архим. Феодора) Бухарева// Феодор (Бухарев), архим. О православии в отношении к современности. СПб., 1906. Вып. 1. С. V-XXVIII; «Оставите детей и приидите ко Мне»//Изв. по Казанской епархии. 1896. 18. С. 332-337; Прот. В. Т. Тимофеев: (Некр.)//ПС. 1896. Ч. 1. 1. С. 143-162; К биографии А. П. Щапова//ИВ. 1899. Т. 75. 2. С. 511-530; Ильминский Н. И., Софийский И. М., Тимофеев В. Т.//Библиогр. указ. мат-лов по истории рус. школы. СПб., 1901. 9. С. 261-263, 286-287; 12. С. 284-285; Несколько мат-лов для истории Алтайской миссии и участии в ее делах Н. И. Ильминского//ПС. 1901. Ч. 2. С. 449-488, 641-672, 761-786; Богословская полемика 1860-х гг. об отношении православия к современной жизни//Там же. 1902. Ч. 1. С. 554-561, 640-654, 780-792; Ч. 2. С. 325-352, 479-499, 639-657; Система инородческого образования в Туркестанском крае при ген.-губернаторе К. П. Кауфмане//Рус. школа. 1902. 7/8. С. 79-106; Святые Петр, Алексий, Иона и Филипп Московские Чудотворцы//Деятель. Каз., 1904.

http://pravenc.ru/text/199943.html

Этот ряд продолжает Федор Лебедев, уроженец Холмогор, сын ремесленника, с 1632 г. постриженик Антониево–Сийского монастыря, принявший имя Феодосия. По словам М. В. Кукушкиной, житие Феодосия «ценно для нас своей документальностью… Перед нами повествовательный рассказ не о подвигах святого, а об активной деятельности умного, энергичного человека, большого книголюба, интересы которого определялись желанием укрепить монастырское общежитие в экономическом и нравственном отношениях» . Дмитриев считает, что жития Иоанна и Логгина Яренгского, Варлаама Керетского и Артемия Веркольского свидетельствуют «о принципиально новом явлении в агиографии» . Раскрывая содержание этого явления, исследователь связывает его с элементами «нового», накапливавшимися в предшествующей агиографической традиции, особенно новгородской. Новые явления в агиографии выражались в том, что в житиях все больше раскрывалась «личность рассказчика», проникновенней становились характеристики «человеческих чувств и настроений. Можно говорить, что здесь появляются попытки дать описание человеческого характера, нарисовать индивидуальность» . Это действительно принципиального значения перемены, появившиеся не «вдруг», но складывавшиеся постепенно, прежде чем составить новое направление в агиографии. Новое направление сталкивалось с «сопротивлением материала»: святые на то и святые, что обладают даром чудотворения. Каким образом делалось возможным согласовать возросшую долю самодеятельности и самовыражения героев житийных повестей, и уже не литературных героев, а самих авторов этих повестей, с чудотворением как актом, вызванным вмешательством сверхъестественной силы? Этот вопрос независимо от житийного жанра в его общей постановке уже вставал перед московскими религиозными вольнодумцами конца XV — начала XVI в. и ответ на него последовал в «Лаодикийском послании» Федора Курицына: «Чюдотворения дар мудростию усилеет». В житийных повестях, исследованных Дмитриевым, и именно в рассказах о чудесах элемент чудесного как такового оттесняется на второй план, а на первый план выступает человек, Умудренный жизненным опытом, испытанный не бесами и их земными агентами — кудесниками, волхвами, чародеями, а жизненными превратностями, которые он преодолевает благодаря силе духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 28 января 2023 года 15. Суббота. Прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Прп. Варлаама Керетского. Служба прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха. Примечание. Начиная с 15 января по воскресеньям поется полиелей, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри») – кроме Недели о мытаре и фарисее, в которую, по Уставу, поются непорочны (см. Типикон, гл. 49) . В период от отдания Богоявления (с 15 января) до субботы перед Неделей о блудном сыне на седмичной утрене стихословятся три кафизмы, а на вечерне – 18-я. Однако в пятницу, субботу и воскресенье в этот период на утрене полагается две кафизмы. С 15 января и до отдания праздника Сретения (если на утрене поется великое славословие) – катавасия Сретения: «Сушу глубородительную землю…» . Кроме того, начиная с этого дня, полагается канон молебный ко Пресвятой Богородице (из Октоиха) на повечерии и на вседневном богослужении междочасия (см. Типикон, 15 января, 2-е «зри»). На вечерне кафизма 18-я . На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Павла, глас 1-й – 3, и прп. Иоанна, глас 2-й – 3. «Слава» – прп. Иоанна, глас тот же: «Отвергся мира…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Спасе, не постыди мене…», 3-й: «Слава Тебе, Христе Боже…», 4-й: «Святии мученицы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов) . «Слава» – прп. Павла, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (приложение 2-е) : «Молитвами Рождшия Тя, Христе…». Примечание. На ряду в Минее помещаются Крестобогородичны, которые поются в среду и пяток, а Богородичны, положенные в другие дни седмицы на «И ныне» при «Славе» Минеи, на ряду не приводятся. Эти Богородичны под заголовком «Богородичны осми гласов, поемые, егда есть “Слава” святому в Минеи, “И ныне” – по гласу сия» помещаются в Ирмологии и в дополнительной части Миней (в современных изданиях – второе приложение). Именно из этого раздела на вседневном богослужении, к которому относится и шестеричная служба, следует брать Богородичен на «И ныне» после «Славы» Минеи. Богородичные приложения распределены по гласам. В свою очередь, Богородичны каждого гласа распределены по дням седмицы, а среди Богородичнов дня различаются песнопения утрени и вечерни. Такой порядок помогает быстро найти Богородичен нужного гласа для конкретного дня седмицы и для конкретной службы суточного круга в определенный день (само заглавие раздела показывает, что Богородичен должен быть выбран по гласу «Славы»; говорится об этом и в Типиконе, см. гл. 48, Месяцеслов, 2 сентября).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

15. Неделя 34-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Прп. Варлаама Керетского. Служба прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. Примечание. Начиная с 15 января по воскресеньям поется полиелей, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри») – кроме Недели о мытаре и фарисее, в которую, по Уставу, поются непорочны (см. Типикон, гл. 49) . В период от отдания Богоявления (с 15 января) до субботы перед Неделей о блудном сыне на седмичной утрене стихословятся три кафизмы, а на вечерне – 18-я . Однако в пятницу, субботу и воскресенье в этот период на утрене полагается две кафизмы. С 15 января и до отдания праздника Сретения (если на утрене поется великое славословие) – катавасия Сретения: «Сушу глубородительную землю...». Кроме того, начиная с этого дня, полагается канон молебный ко Пресвятой Богородице (из Октоиха) на повечерии и на вседневном богослужении междочасия (см. Типикон, 15 января, 2-е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, прп. Павла, глас тот же – 3, и прп. Иоанна, глас 2-й – 3. «Слава» – прп. Иоанна, глас тот же: «Отвергся мира...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бога человеком соединила еси...». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – прп. Павла, глас 8-й: «Монахов множества...» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы» (приложение 1-е) : «Безневестная Дево...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – прп. Павла, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы» (приложение 1-е): «Творец и Избавитель...» .

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-28/

Или мать на него кричала, подавляла его личность в самом начале становления? Когда человек создаёт свою семью, в кризисные моменты он копирует поведение своих родителей, подсознательно. С этим в себе трудно бороться, увы... 31 июля 2018, 17:56 День добрый! Требуется ли какая-нибудь помощь? куда обращаться? Светлана 31 июля 2018, 17:54 Ох и сложная штука жизнь. Вспоминается книга " Письма арх.Иоанна (Крестьянкина) " . О каких же серьезных и жизненно важных вещах в ней идет речь! Вот только одна фраза Старца: " Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни — от Бога. " Господи, помилуй нас грешных! Дмитрий Собриевский 31 июля 2018, 17:16 Как хорошо, что о. Валерий решился написать это слово! Об этом невыносимо тяжело читать в светских новостях. Это невероятная трагедия, слезы из глаз брызжут. Конечно, мы этого сами никогда не сделаем, к нам не относятся слова молитв: " Господи, избави мя от настоящего обстояния бесовского.. изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива, ..да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию " . Елена 31 июля 2018, 16:14 Очень страшное событие. Не надо судить.Бог нам всем судья. Валерий Духанин дает рецепт от такого рода катастрофы-смотреть внутрь себя и не бояться признаваться в своих грехах, и вовремя в них каяться. И помощь дается тому, кто ее ищет. Елена. 31 июля 2018, 16:11 ПОМИЛУЙ.ПОМИЛУЙ ВСЕХ НАС,ГОСПОДИ,И СПАСИ! 31 июля 2018, 15:57 Здравствуйте. Отец Валерий, обращу Ваше внимание на житие прп. Варлаама Керетского, который тоже убил свою жену, но горячим покаянием и тяжелейшим трёхлетним подвигом искупил свою вину перед Господом и даже стал святым. Выход есть. Этот духовный опыт вселяет надежду. Александр 31 июля 2018, 14:55 Спасибо автору за статью. Все хорошо описано. Но вот этот случай - преднамеренное убийство с особой жестокостью, а не порыв гнева! Ехал 100 км и думал куда лучше бить ножом, чтобы жертва наверняка была убита. Жуть. Елена Киев 31 июля 2018, 14:40

http://pravoslavie.ru/114787.html

Распоряжение св. Синода от 6-го Апреля 1722-го года о том, чтобы отобран был из Александро-Свирского монастыря образ тамошнего умершего монаха Маркелла и чтобы монах сей не был почитаем за святого X. Указ св. Синода от 30-го Июля 1723-го года об освидетельствовании двух гробов с телами умерших монахов, заделанных в стене Солигаличского Воскресенского монастыря  XI. Указ св. Синода от 31-го Мая 1727-го года о мощах Варлаама Керетского XII. Прекращение празднования князю Владимиру и княгине Агриппине Раевским (города Ржева Тверской губернии) XIII. Случай уступки со стороны духовного начальства народному усердию к почитаемому усопшему, обусловленный исключительными обстоятельствами XV. Акты об открытии мощей св. Димитрия, митрополита Ростовского XVI. Церемониал, XVII. Чин открытия мощей св. Митрофана, епископа Воронежского, по которому совершены были открытия мощей и двух последующих святых – Тихона, епископа Воронежского, и Феодосия, архиепископа Черниговского. XVIII. Описание открытия мощей св. Тихона, епископа Воронежского XIX. Описание открытия мощей св. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского  XX. Дополнительные сведения о мощах святых XXI. Ответ на возражения против слова: «канонизация»     Введение Предисловие Вызванный написать предлагаемое исследование некоторыми случайными обстоятельствами, я должен был писать его на срок, которым стеснен и ограничен был в изучении предмета. Сделав срочное дело, я не хотел расставаться с предметом и тотчас же по напечатании исследования 1 возобновил занятия им, с целью его дальнейшего изучения. Таким образом, настоящее второе издание исследования я печатаю как издание по возможности исправленное и дополненное. Не имев когда-нибудь нарочитого намерения писать о канонизации святых, теперь, в конце концов, я доволен, что заставлен был писать случайными обстоятельствами, ибо желаемость и полезность научного труда, подобного тому, который я представляю, хотя бы труд был и далек от совершенства, не может подлежать сомнению. Введение, содержащее указание литературы Исследование наше составлено нами отчасти непосредственным образом на основании первоисточников, каковые представляют собой древние жития святых 2 , сказания и записи о них, равно как и те или иные относящиеся до них официальные акты, отчасти же – при посредстве и помощи так называемых вторых рук, которые в данном случае составляют из себя новые, пространные и краткие, жизнеописания святых и новые ученые о них исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Экстраординарный профессор С.И. Смирнов редактировал I книгу «Житий русских святых» (месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь), издаваемых Московскою Синодальною Типографией, и написал для нее жития преп. Диодора Юрьегорского, сказания о преп. Варлааме Керетском и о князе Андрее Смоленском, Переяславском чудотворце. —47— Экстраординарный профессор А.И. Покровский – 1) в сборнике, изданном Московской церковной комиссией, – «Перед церковным собором» – поместил ряд статей церковно-публицистического характера, а именно: «Синодская подготовка к собору», «Очерк церковного устройства на современном православном Востоке», «Заметка по поводу реферата прот. Добронравова о выборном начала духовенства» и «К истории и характеристике южнорусских соборов»; 2) в журнале «Московский Еженедельник», издаваемом кн. Е. Трубецким, напечатал статью: «Отчего наша церковь в параличе?» 19, апрель); 3) журнале «Христианин» поместил свою публичную лекцию: «Бранд. Религиозно-философский смысл драмы» 4–5); 4) написал ряд статей по вопросам библейской и церковной истории для «Богословской Энциклопедии», издаваемой при журнале «Странник». И.д. доцента И.М. Громогласов напечатал в «Богословском Вестнике» заметку: «Ответ г. Боголюбову» (1906 г., ноябрь, стр. 570–576) и часть статьи: «Канонические определения брака и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения» (1907 г., янв. стр. 60–92; февр., стр. 275–301; июль-авг., стр. 696–717; сент., стр. 89–121): во 2-м издании сборника «Против смертной казни» (М. 1907) статью: «Прискорбное молчание» (стр. 45–57); в VII томе «Православной Богословской Энциклопедии» (СПБ. 1906.) статьи: «Иоанн Шушерин» (ст. 139–140), «Иоасаф II, патриарх всероссийский (ст. 174–177), «Иудействующие» (ст. 557–567) и «Кадушечники» (ст. 667); в газете «Голос Москвы» статьи: «Странный придаток к веротерпимости» 200), «Быть или не быть?» К вопросу о созыве всероссийского церковного собора 222) и др. И.д. доцента Д.Г. Коновалов напечатал в «Богословском Вестнике» ряд статей под общим заглавием: «Ре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В древности не было особого различия между стихирами и тропарями. Впоследствии положение изменилось: тропарь стал представлять собой центральное песнопение службы, как бы словесную икону праздника или святого. Обычно в качестве такого примера «сверхтропаря» (в смысле объема) я привожу тропарь прп. Варлааму Керетскому, одному из святых, в земле Карельской просиявших. В современной зеленой Минее он занимает больше половины страницы. Там практически рассказано все его житие с той степенью подробности, с которой оно до нас дошло. То есть смысл тропарей несколько изменился. Но раз мы говорим, что тропарь – это словесная икона, то почему бы иконе не быть с клеймами? Отпустительные тропари, поемые в конце вечерни. Название «отпустительные» связано с тем, что вечерня приближается к концу. Тропари эти поются в конце, перед отпустом. Тропарь святому, «Слава, и ныне», Богородичен по гласу тропаря святого. Здесь Крестобогородична никогда не было. Если два малых святых, то тропарь первому, «Слава», тропарь второму, «И ныне», Богородичен по гласу тропаря второму святому. Богородичен на будничной службе всегда поется в тот же глас, что предыдущее песнопение. Из переменных частей вечерни нам осталось посмотреть богослужебные отпусты. В конце вечерни полагается великий отпуст. На этом отпусте поминаются святые храма, святые дня, а кроме того, так или иначе упоминается литургическая тема данного дня седмицы: в понедельник – бесплотные, во вторник – Предтеча и т.д. По давней русской традиции, восходящей к 16 веку, ежедневно на отпустах поминаются святые славные всехвальные апостолы, а также святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна. В качестве примера давайте составим отпуст сегодняшней вечерни. Сегодня совершалась служба св. мч. Анастасии. Предположим, служили мы в Николокузнецком храме и завтра y нас пятница. Значит, отпуст будет такой: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, силою Честнаго и Животворящего Креста (пятница), святых славных и всехвальных апостол (всегда их поминаем), иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (святой храма), святыя мученицы Анастасии Римлянины, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010