Достиг убо отец наш в пристанище жилищ монашеских; радовашеся духом, видя место святое, идеже бе, издревле нудничество о спасении души и непрестанная брань с бесы, вертоград же и жребий Причистыя Богоматере. Ныне же оная гора Святая, яже во оно время аки рай цветяше богообразными и духовными старцы и добродетельными подвижниками, уже не вертоград быти является, но вертеп от бедствия, и жилище разбойником. Зане тако сотвори враг, всякого блага ненавистник и христианского спасения губитель, древний сеятель плевел посреди пшеницы, богоборец диавол: идеже бо бяше множайшая святыня и преподобие, идеже весь мир, паче же христианския роди, имеху живущих в горе сей столп и утверждение православные веры, образ благочестия и спасения, благоговения же и всякие душевныя пользы, тамо потщася лукавый (еже начася наипаче с 1721 г.) плевелы своя всеяти некими нашедшими зломудрыми и страха Божия неимущими людьми, иже мнящеея быти мудри и первой, заблудиша от чрева и объюродеша, сотвориша премногия соблазны и молвы, гордыню и мятежи, и многим быша на соблазн и душевное разорении: сих ради, глаголет Апостол 15 , предаде их Бог в неискусен ум творити неподобная. Яже вся тако бывающая мужи благоговейные и боящиеся Бога, живущие ту видяще, воздыхающе горько плакаху, и моляхуся Господеви, еже приити им в познание заблуждения своего, и лютых страстей, гордости же и тщеславия: ведяще, яко сими Бог прогневан, наведет праведный свои гнев на ня, купно же с ними и на неповинные, прелести ради лукавого, паче же нерадения ради прельщенных человеков; еже вскоре и бысть. Воистину бо ныне святоименитая гора стоит в позор всему миру, паче же в плач всем любящим по Бозе тихое и безмолвное и предусеятельное житие, истинным сиречь ревнителем благочестия монахом, – уничиженна, поругана, разграблена и разгнана: и просто рещи, турками господствуема. Вся бо святые обители, скиты же и келлии, наполнены турков. Точию малы нецыи мужественнейший душами, телом же уже немощнии, остмхуся ту, аки пленницы варваром служащии, вся беды и самую смерть по вся дни терпящие, блаженнии, верни раби Христу Богу во своем обещании, ведущие, яко таковая страждут от варвар своего ради спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Но и в Италии дела гунна шли не так успешно, как ему хотелось. На Западе ему противостоял Аэций, а с Востока, в полной согласованности действий с римским полководцем, давили на гуннов войска св. Маркиана. Варвар оказался зажатым как бы между двух огней, к тому же в 452 г. в Италии был неурожай, и гуннам вскоре очень трудно стало добывать припасы и пищу. Поэтому они оставили Италию, спасённую гением двух великих римских военачальников. Аттила отступил, надеясь в следующем году взять реванш, но, как известно, вскоре скоропостижно умер. Смерть Аттилы послужила сигналом к распаду его державы. Первыми отпали гепиды, страдавшие под не очень ласковой рукой великого гунна – они захватили территории, где ранее любил останавливаться сам Аттила. Остготы заняли Паннонию, эрулы поселились на левом берегу среднего Дуная. Аланы перешли через Дунай в пределы Империи и осели в Добрудже. Основная масса гуннов вернулась на Восток, но некоторые отдельные отряды перебрались в Прибрежную Дакию и поселились вдоль рек, впадающих в Дунай с юга, – Ут, Эск, Альм. Теперь картина на северных границах Империи кардинально поменялась. Исчезли страшные гунны, и остались разрозненные племена варваров, не желавшие объединяться под чьей бы то ни было единой властью. Фактически, этим Римская империя и была спасена, получив время для передышки и восстановления своих сил 788 . Как ни тяжело было внешнее положение Римского государства, внутренние неурядицы, вызванные двумя последними соборами и расколом Кафолической Церкви, казались ещё тяжелее для разрешения. После 449 г. могущественный Хрисафий фактически передал Диоскору все церкви Востока, и те склонили свои головы перед «фараоновой шапкой». А монастыри сделались притонами самых фанатичных евтихианцев. Городские судьи, префекты провинций и другие высшие должностные лица государства приняли постановления «Разбойного собора» как официальную религию и требовали от населения их неукоснительно точного соблюдения. Но сам Восток не был единомышленным: если Александрия склонялась к евтихианству, то Антиохия, естественно, к несторианству. Остальные епископы едва терпели тиранию Диоскора, мечтая поскорее избавиться от неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вы написали прегрешную подпольную книгу в доказательство веры вашей, что «царство Божие внутрь нас», а я приобрёл, во внутренней борьбе с вашими лжеучениями, веру, что и царство сатанино внутрь нас, и открывается в отношениях к ближнему. Представьте, вообразите своим художественным высоким умом, как висел между небом и преисподней на кресте Кротчайший, Смиреннейший, Безгрешный, и как молился о распинателях Тот, при последнем вздохе Которого великим трусом потряслась земля, померкло солнце и уверовало сердце язычника – сотника, сказавшего: «во истину это был Сын Божий»! Неужели ваше сердце, сердце поэта и гуманиста менее чутко, чем суровое солдатское сердце сотника римского? Уверовал разбойник, то есть убийца и варвар, и смиренно сказал эти сладкие слова: «помяни мя, Господи, во царствии Своём» – неужели не уверуете вы, который умели описать подвиг Наташи Ростовой, смерть князя Волконского и многое другое трогательное, над чем я плакал в юношеские мои годы и что воздвигало ум мой от грубой скотской чувственности к высшим наслаждениям поэзией и поэтическим созерцанием («над вымыслом слезами обольюсь» – писал А. С. Пушкин)? Ныне я познаю другую поэзию – поэзию покаянной молитвы, самоокаявания, сокрушённого перед Богом сердца, молитвенного болезнования о ближних, в том числе и о вас. Мучительно и ужасно жить в сени смертной гордыни, самообожания, упорства, жестокосердия. «Когда услышите глас Его, не ожесточите сердца». О! я помню, как одержимый этими злыми демонами я мучил мою бедную, страдалицу мать. И в тайне души я всегда любил мою мать: в отрочестве я заливался слезами, когда представлял её себе во гробе, умершей. И мама моя чуяла сердцем, что, мучая её злыми речами, революционными, бестолковыми фанфаронадами, сам я более её мучаюсь. Помню: так бы кажется упал перед матерью на колени, в слезах, целуя её трудовые руки, но слёз не было в сердце, сердце не раскрывалось, – оно сделалось гнездилищем падших и нечистых духов. Вот, милый Л. Н., не туже ли самое испытывается в вас по отношению к Матери-Церкви, простирающей к вам руки и зовущей к таинствам очистительным: «ядите сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» всего мира, а не только ваших, сколько бы велики они ни были.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, всех этих переселенцев император 40 расселил в Мизии, где каждому было угодно; а сам Ульфила удостоился от него великих почестей настолько, что в разговоре император часто величал его «Моисеем нашего времени». Впрочем, (Филосторгий) слишком уж превозносит Ульфилу... IX. 17. Обитавшие за Истром скифы были изгнаны из родных пределов напавшими на них гуннами 41 и, выказав дружелюбные намерения, перешли под власть римлян. Гунны эти, очевидно, те самые, которых древние называли неврами 42 , жившие у подножия Рифейских гор 43 , откуда берет начало Танаис 44 , вливающий свои воды в Меотийское болото 45 . Итак, переправившись на римскую территорию, эти скифы поначалу вели себя с римлянами благоразумно, но вскоре принялись разбойничать, а затем и вовсе без объявления начали войну. Извещенный об этом Валент 46 тотчас покинул Антиохию, пришел в Константинополь и оттуда направился во Фракию. Но там, вступив в сражение с варварами, понес большие потери и, наконец, вынужден был спасаться бегством. Со всех сторон окруженный опасностями, находясь в крайне затруднительном положении, он с немногочисленными соратниками укрылся в одном из полевых шалашей, хранившем сено. Тем временем варвары, преследуя римлян и предавая огню все встречавшиеся им на пути строения, подожгли и это, не ведая, что там находится император. Вот так Валент погиб, лишившись самой многолюдной и хорошо укрепленной части империи. А варвары тем временем под предводительством Фритигерна принялись беспрепятственно опустошать Фракию. XI. 8. Он говорит также, что из гуннов одни, овладев большей частью той Скифии, что за Истром, и опустошив ее, затем перешли через замерзшую реку, внезапно вторглись в римские владения, заняли всю Фракию и стали опустошать целую Европу. Другие же двинулись к восходу солнца; переправившись через реку Танаис, проникли в восточные области и через великую Армению вторглись в так называемую Мелитену 47 ; потом оттуда устремились на Евфратисию, дошли до самой Килесирии 48 и, промчавшись через Киликию, производили неслыханные человекоубийства... Кроме всего этого, еще и Требигальд, родом скиф, из тех, кого теперь называют готами, – ведь существует много разных племен этих скифов, – имея при себе войско из варваров и находясь в Наколии Фригийской 49 , будучи в звании комита, внезапно из друга слетался врагом римлян и, начав от самой Наколии, захватил много фригийских городов и произвел великое человекоубийство. Посланный против него военачальник Гайна, тоже варвар, намеренно упустил победу, поскольку сам замышлял против римлян нечто подобное. Потом Требигальд, как будто убегая от Гайны, вторгся в Писидию и Памфилию 50 и опустошил их. Наконец, обескровленный прежде всего тяготами похода, а также нападением исавров 51 , он увел свое войско к Геллеспонту и, переправившись во Фракию, вскоре погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо и душевен человек, хотя не может принять, яже Духа (1Кор.2:14), однако же может придти в состояние, в котором возможет; и древо зло, хотя не может плоды добры творити (Мф.7:18), однако же может придти в состояние, в котором возможет. Потому что не одно и то же - не быть способным и не стать таким и впредь: но одно указывает на время настоящее, в которое ленивый ленив, а другое - на время будущее, в которое прежде ни к чему не годный может сделаться достойным уважения. Об этом гласят ежедневно сменяющиеся события, ясно же подтверждают сие и Писания. Ибо как Песнопевец пал и восстал? Как Павел, будучи гонителем, вступил на новое поприще и стал проповедником гонимого? Как Петр, отрекшись, изгладил пятно сие? Как дикая маслина привилась к маслине доброй? Как спаслись Ниневитяне? Как разбойник послан в рай? Посему, узнав, что, если кто под руководством высшей силы захочет потрудиться и все приведет в движение (ибо недостаточно только пожелать), то он и научится, и плод принесет, и спасется. И ты делай все, что от тебя зависит и что содействует к исправлению падающих. 573. Пресвитеру Павлу. Чтение Священных Писаний почитай напутствием к спасению, ибо оно питает достойными уважения примерами и любовь к добродетели, и мужество тех, кто усердно ему внимает. 574. Епископу Ираклиду. Когда в царствование Езекии напал на Иерусалим варвар, ведя с собою всю Персиду, и воздвигнут был чудный, божественный, знаменитейший из всех когда-либо бывших, победный памятник, тогда на Езекию, надмившегося и от радости возомнившего о себе больше, нежели прилично человеку, наложена была узда недуга, которая должна была смирять его самомнение, обличать человеческое естество и исцелить от болезни, произведенной в душе радостью. А что от радости сильно превозносятся души, показали это на себе Иудеи. Ибо, когда освободились они от Египтян и увидели, что пучина стала их гробом, тогда совратились в идолослужение. Перейдя через море и не потерпев никакой опасности, потерпели крушение, когда вышли на сушу. Сие-то весьма хорошо знал вождь фивский Епаминонд. Победив Лакедемонян и воздвигнув над ними победный памятник, на другой день явился он пред друзьями унылым и мрачным, и на вопрос, не случилось ли чего прискорбного, отвечал: " Нет, но сознаю, что вчера думал я о себе больше, нежели надлежало, потому сегодня уменьшаю неумеренность радости " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/940/...

Подумай, куда ты идешь. Покайся искренно, от всего сердца, не внешне, по обычаю, без сокрушения, как очень многие делают, а потом причащаются в осуждение себе. Ты у себя дома, один поплачь пред Господом, проси от всего сердца прощения за прошлую безобразную жизнь. Проси помощи для исправления. А прежде всего искренне попроси прощения у Кати, помирись с ней, чтобы и она от всего сердца простила тебя. Когда человек находится во вражде, то его молитвы не принимаются Богом. Это ты знаешь. Поэтому помирись с Катей и со всеми, кого чем обидел, и тогда смело припадай ко Господу, кайся, проси Господа не допустить тебя до погибели. Господь давал и еще даст тебе время на покаяние. Нет иного средства получить прощение сделанных грехов, кроме искреннего глубокого покаяния. Эту искренность покаяния мы должны показать оставлением грехов, молитвой и деланием добра ближним и всем, кто попросит нас. Все самые отъявленные грешники (разбойники, например: Моисей Мурин, Давид, Варвар и др.) искренним покаянием, доказанным оставлением прежних грехов и добрыми делами, не только получили прощение во всем, но достигли и святости. Твои грехи я знаю, а к ним надо прибавить еще грех: ты обращаешься к Господу, когда грозит болезнь. А как только перестаешь бояться болезни, то и Бога перестаешь бояться. Не поддавайся тщеславию и не огорчайся, когда получишь не то, что ожидал. Учись смирению. Что ни случится плохого или неприятного, принимай как заслуженное. По Марку Подвижнику , ничего не может случиться, если человек не заслужил. Одна из сторон покаяния состоит в том, чтобы принимать все скорбное как следствие сделанных грехов. Это научает человека смирению и проч. Если Господь требует, чтобы мы, падшие и искаженные существа, любили не только друг друга, но и врагов своих, то и Сам Он любит всех человеков, даже враждующих с Ним через нарушение Его заповедей (евангельских), желает им спастись. Но так как Господь требует от нас, чтобы мы прощали тем, кто делает или делал зло, если они попросят прощения (даже и не просящим), то, следовательно, и всякий грешник, просящий прощения от Господа, получит прощение (через покаяние, исповедь). А тот, кто получил прощение от Господа, – спасается. Следовательно, всякий кающийся может надеяться на прощение от Господа и, следовательно, – спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

От старца своего он слышал, что привычки телесной нечистоты подобны собакам, которые привыкают ходить в мясные лавки, пока им бросают там кости. Но, если несколько раз ничего им оттуда не бросили, они перестают туда ходить. Так и демон нечистоты возвращается туда, где ему подают, и уходит оттуда, где ему запирают. Шесть лет Моисей, чувствуя особые искушения ночью, простаивал посреди кельи на ногах, не закрывая глаз, в постоянной молитве. Мы вернемся еще впоследствии к жизни Моисея, как образца великого покаяния и святости, приобретенных с величайшими усилиями. Он ждал от Бога одной величайшей милости, чтобы собственною кровью омыться от былых своих душегубств. Однажды он предсказал нашествие на скит, в котором жил, варваров, и советовал другим монахам бежать: «Я, — сказал он, — уже давно жду этого дня, чтобы оправдалось на мне слово, сказанное Господом Иисусом Христом: «вси приимшие меч, мечом и погибнуть». Свидетелем смерти Моисея был один инок, спасшийся под пальмовыми цыновками. Он видел оттуда, как семь венцов сошли с неба и опустились на голову Моисея и шести убитых с ним иноков, которые не хотели оставить его в опасности. Столь же замечательна история разбойника Варвара. Однажды, после особенно удачного разбоя, он позднею ночью с дикой радостью любовался своей добычей, и в эту минуту вдруг благодать Божия коснулась его сердца. Он понял всю низость своей жизни, все милосердие Господа, слезы полились из его глаз, и он решил оставить свое страшное ремесло. Едва забрезжил день, он уже стоял пред священником на исповеди и говорил: — Я убил до трехсот человек, и среди них двух священников, осквернил себя грабежом и другими грехами, и теперь хочу покаяться. Прими меня на исповедь или этим мечом моим умертви меня. Священник призвал его к себе в дом, и тут Варвар в тоске покаяния, наполнявшей его сердце, решил с тех пор ходить ползком, как собака, и с собаками стал жить. У священника он пробыл со псами три года, а притом двенадцать лет жил в соседней роще, не вставая с земли и питаясь, как скот, травами целых двенадцать лет.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

   Потому пусть стремится каждый православный приложить все силы, проявить всяческое старание и ревность, с верой и великой любовью к единородному Сыну Божию; пусть расспрашивает еретиков и отступников всякими способами и со всей тщательностью, как делали святители и преподобные отцы наши, а разузнав обо всем — пусть не утаивает; тот же, кто попытается утаить, явится сообщником еретиков.    Так, священные правила говорят: если манихеи или иные еретики, бывшие христианами, начнут потом поступать и рассуждать по-еретически, то те, кто узнают об этом и не сообщат князьям, подлежат смертной казни. Если какой-либо воевода, или воин, или начальник собрания, которые должны заботиться о том, не поступает ли кто и не рассуждает ли по-еретически, — если они, узнав о том, не сообщат о еретике, то заслуживают смертной казни, хотя бы сами и были православными.    И божественный Златоуст говорит: не думайте, что делаете благое дело вашим братьям, если видите творящего неподобное и не сообщаете об этом; сами себя предаете окончательному осуждению.    И еще говорит Златоуст: разве не по-персидски рассуждает перс? И варвар — не по-варварски ли поступает? Если кто-нибудь из персов или варваров, скрывающийся среди нас и притворяющийся одним из нас, будет узнан и схвачен, разве не будет он тотчас, без слов, подвергнут допросу и пыткам, и не только он один, но и знавшие слова его и дела и не сообщившие о том?    Так же и воры и разбойники, убийцы и разорители могил, схваченные и обличенные, — разве не претерпят они вечную муку и злую смерть? И не только те, кто крадет или убивает, но и те, кто знает об этом и не доносит, или господа, не желающие запрещать подчиненным, — все они примут такую же казнь. Тем более достоин казни тот, кто слышит или видит говорящего слова или творящего дела еретические и не сообщает об этих хулах и оскорблениях.    Если услышишь, что кто-либо затевает убийство царя земного, и не донесешь о том, то будешь казнен вместе с заговорщиками; еретики же и отступники постоянно убивают, хулой и поношением, Царя Небесного, Владыку нашего Иисуса Христа, а ты знаешь, кто хулит и поносит, — и не проявляешь никакого старания и ревности, чтобы прекратить эти хулы. Не следует ли из этого, что и ты их одобряешь? Потому и будешь предан вечному огню вместе с теми, кто поступает так.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом, «Слово» Акрополита описывает целый ряд событий и исторических деталей, характерных именно для IX века. Помимо прочего для византийцев история святого Варвара являлась очевидным утверждением превосходства христианства над исламом, его духовной победой, проиллюстрированной на примере жизни одного реального человека, надо полагать, что хорошо известного современникам Константина Акрополита. Речь переходит в плоскость побед на ином уровне, принципиально высшем, чем победы на поле боя или даже в интеллектуальном противоборстве. Следуя традициям византийской полемической литературы, Акрополит называет ислам нечестием и снабжает арабов рядом крепких отрицательных эпитетов. Герой повествования ничем не отличается от «жестоких и нечестивых» соплеменников. Он запятнал себя убийством христиан. Тем неожиданнее, что по кончине раскаявшегося святого его мощи обильно источают благоуханное чудотворное миро, свидетельствуя о преображении тела араба, которых некоторые византийские писатели связывали с грязью и нечистотой. В признании этого факта видна искренняя готовность византийца принять своего вчерашнего злейшего врага как брата при единстве веры Христовой. Более того, во время конфликта с арабами святой, который прежде был мусульманским захватчиком, в духовном плане рассматривается как лучшая защита против нападений врагов – его единоплеменников. Молитва Акрополита в конце «Слова» говорит именно об этом. «Слово» Константина Акрополита сходно с подобным сочинением преподобного Григория Декаполита, современника святого Варвара. Сходство заключается в том, что обращение обоих мусульман в этих агиографических памятниках происходит в результате лицезрения чуда Евхаристии, и в обоих случаях это происходит в храмах, посвященных великомученику Георгию. Однако здесь не может быть речи о прямой зависимости памятников, поскольку в том, что касается деталей, общего фона и характера самого чуда различий между двумя историями больше, чем совпадений. Важное различие состоит в том, что если один (святой Пахомий у преподобного Григория Декаполита) достиг святости своей мученической смертью, то другой (святой Варвар) – своей подвижнической жизнью.

http://pravoslavie.ru/4228.html

Св. мученица Ирина была сожигаема в трех волах, последний двинулся со своего места, прошел четверть версты, воротился на свое место и расселся, а св. Ирина осталась невредимою. После этого чуда сто тысяч идолопоклонников обратились ко Христу, а мучитель погиб в неверии, повелевая епарху умучить св. Ирину. Он, приковавши св. Ирину к железной решетке и обложивши дровами, жарил мученицу, возливая на нее елей, сало и смолу, но она осталась жива; почему вслед за многими обратился ко Христу и сам мучитель. За тем хотя мучитель Саворий отрубил св. Ирине главу, однако ангел воскресил ее, так как мучитель хвастался прекращением ее жизни. Приемлющий странника становится другом Богу Св. мученица Ирина из отечественного града облаком была перенесена в Ефес; здесь она, поучая народ, между прочим сказала: «знайте, что всякий приемлющий странника становится другом Богу Небесному». 6. Св. мученик Варвар воин Малый силою Божиею побеждает великана В полках Франков был Голиаф – ростом и силою великан; но один христианин по имени Варвар, хотя и мал был ростом, однако, перекрестившись, при помощи ангела Божии, убил его. Мучения Мучитель велел вырезать св. мученику Варвару внутренности, но ангел Божий собрал их и, вложив в чрево, исцелил его; потом мученик, вращаемый на колесе, был опаляем огнем, но остался не опалим. Затем тяжко били его и жгли, но и в огненной печи он не сгорел. Наконец, оставшись живым и среди лютых зверей, св. мученик Варвар был брошен в медного раскаленного быка, который стал двигаться, реветь и ходить. Св. Варвар разбойник Среди благ земных благодать Божия иногда касается сердца Сидя однажды в пещере среди награбленных сокровищ, Варвар задумался о суде Божием, о смерти, об аде, и решил покаяться. Исповедь разбойника Бросивши все, что награбил в течение жизни, Варвар с одним под одеждою спрятанным мечем пошел в церковь и стал исповедоваться пред священником: «я Варварразбойник», сказал он, «о котором и ты, думаю, слыхал; исполненный многих грехов, телесной нечистоты, грабежей и убийства, я убил до трех сот душ – и двух священников, не восхотевших меня принять к покаянию: а ты, отец, прими меня кающегося, наложи на меня эпитимию, как знаешь; а если нет, то убей меня этим мечем.» Пресвитер отвечал ему: «нет греха, побеждающего милосердие Божие». Образ покаяния разбойника

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010