А вот и другой подобный пример. Один разбойник, по имени Варвар, своими злодеяниями наводил ужас на все окрестные страны. Однажды, после грабежа и пролития крови человеческой, обремененный сокровищами, он уединяется в пещеру, чтобы пересмотреть сокровища, добытые новым убийством. В уединении пещеры его ничто не развлекало; и тогда, смотря на сокровища, он спросил себя по совести: для чего всего это?.. В эти минуты совесть восстала страшным обличителем разбойника, и – тот, кого не могли уловить никакие преследования, является сам пред служителем Божиим и говорит: «Я разбойник! Злодеяния мои бесчисленны: я грабил, убивал! Если знаешь, отец мой, что Бог примет мое покаяние, то, чем угодно, обяжи меня, я все готов исполнить. Если же нет, то вот меч, вели им убить меня!» б)  Иногда бывает так, что человекоубийца, страшась законного преследования и суда , тотчас по совершении злодеяния старается только о том, чтобы подавить упреки и мучения совести , скрыть следы убийства и отклонить от себя подозрения: но при этом, в смущении совести, своими странными поступками более открывает, чем скрывает, следы убийства и признаки подозрения. в)  Бывает и так даже, что смущение совести производит в нем некоторое помешательство , так что невинно проливший кровь человеческую сам выдает себя убийцей и признает над собою непосредственный суд Божий. Вот один из таких примеров, записанных историей. Феодерик, царь варваров ост-готфов, когда овладел Италией, по клевете и неосновательному подозрению, вопреки убеждениям своей совести, папу Иоанна уморил в темнице, знаменитого сенатора Боэция замучил в страшных пытках, тестю его Симмаху отсек голову. Хотя он и давно привык к убийству и крови, но все же не мог не чувствовать угрызений совести в пролитии крови неповинной; он хотел однако же заглушить суд совести и не хотел признаться и покаяться в злодеянии. Между тем суд Божий судом совести сделал свое: Феодерик от душевного смущения и душевной борьбы впал в мрачное и томительное расположение духа, а потом и совсем помешался в уме. Он оплакивал свой грех против Симмаха и Боэция, изъявляя свое сожаление об этом несчастии, и вскоре скончался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Господь говорит такую вещь парадоксальную, что надобно прийти соблазнам. Вот как это так понимать? Это всё есть, действительно мы видим эти соблазны разрушительные для душ человеческих. И что Господь это попускает. Но тут можно посмотреть по-другому. Если читать внимательно Евангелие, то мы видим, кто пошел за Господом. Не фарисеи, не праведники, которые старались соблюдать закон, а мытари, блудницы. Мытари – это коллаборационисты, это предатели, это налоговая полиция, которая обирала народ, и не только для римских оккупантов, но и в собственный карман клала. Из них Он сделал апостолов. Матфей, Закхей. Мытари и блудницы. То есть бандиты и проститутки. Вот кто пошел за Господом. Потому что порядочному человеку труднее покаяться, чем тому, кто дошел до дна в своем падении. Когда он увидит уже свое совершенное недостоинство, свое окаянство, ясно увидит, – то ему бывает покаяться легче, чем человеку порядочному, который не хуже других считает себя, фарисей. И Господь допускает такое падение для того, чтобы человек достиг Царства Небесного. Мы видим, что разбойник первым вошел в рай, и что там были блудницы, мытари. И в житиях святых, мы знаем, – был разбойник Варвар, который ходил на четвереньках, ел траву и считал себя недостойным ходить на двух ногах. Или Мария Египетская. Кто больше всех провинился из апостолов? Петр и Павел. Больше всех виноваты были они перед Господом. И они стали самыми ревностными и первоверховными апостолами, чтобы искупить свою вину. Потому что Господь говорит: кому больше простится, тот больше возлюбит. И в наши дни дети, говорят, что они видят и знают больше грехов, чем те, которые жили, допустим, в XIX веке. Но Паисий Святогорец говорит, что они могут спастись, если проявят особо горячее покаяние. И что те, которые падают и достигают даже дна, они способны на такое покаяние. Мы знаем фильм «Остров», в котором человек сделал такое дело, за которое он всю жизнь потом считал себя недостойным жить в человеческом жилье, спал не на постели, а на груде угля в кочегарке. Когда в таком состоянии смирения человек взывает ко Господу, то Господь его слышит. Даже чудеса совершаются по его слову. Это духовная реальность. Действительно так и происходит.

http://pravmir.ru/ieroshimonah-valentin-...

От старца своего он слышал, что привычки телесной нечистоты подобны собакам, которые привыкают ходить в мясные лавки, пока им бросают там кости. Но если несколько раз ничего им оттуда не бросили, они перестают ходить. Так и демон нечистоты возвращается туда, где ему подают, и уходит оттуда, где его запирают. Шесть лет Моисей, чувствуя особые искушения ночью, простаивал посреди кельи на ногах, не закрывая глаз, в постоянной молитве. Мы вернемся еще впоследствии к жизни Моисея как образца великого покаяния и святости, приобретенных с величайшими усилиями. Он ждал от Бога одной величайшей милости — чтобы собственною кровью омыться от былых своих душегубств. Однажды он предсказал нашествие на скит, в котором жил, варваров и советовал другим монахам бежать: «Я, — сказал он, — уже давно жду этого дня, чтобы оправдалось на мне слово, сказанное Господом Иисусом Христом: “вси бо приимшии нож ножем погибнут”». Свидетелем смерти Моисея был один инок, спасшийся под пальмовыми циновками. Он видел оттуда, как семь венцов сошли с неба и опустились на голову Моисея и шести убитых с ним иноков, которые не хотели оставить его в опасности. Столь же замечательна история разбойника Варвара. Однажды после особенно удачного разбоя он позднею ночью с дикой радостью любовался своей добычей, и в эту минуту вдруг благодать Божия коснулась его сердца. Он понял всю низость своей жизни, все милосердие Господа, слезы полились из его глаз, и он решил оставить свое страшное ремесло. Едва забрезжил день, он уже стоял пред священником на исповеди и говорил: — Я убил до трехсот человек, и среди них двух священников, осквернил себя грабежом и другими грехами и теперь хочу покаяться. Прими меня на исповедь или этим мечом моим умертви меня. Священник призвал его к себе в дом, и тут Варвар в тоске покаяния, наполнявшей его сердце, решил с тех пор ходить ползком, как собака, и с собаками стал жить. У священника он пробыл со псами три года, а потом двадцать лет жил в соседней роще, не вставая с земли и питаясь, как скот, травами целых двадцать лет.

http://pravoslavie.ru/2187.html

Вы написали прегрешную подпольную книгу в доказательство веры вашей, что «царство Божие внутрь нас», а я приобрел, во внутренней борьбе с вашими лжеучениями, веру, что и «царство сатанино внутрь нас», и открывается в отношениях к ближнему. Представьте, вообразите своим художественным высоким умом, как висел между небом и преисподнею на кресте Кротчайший, Смиреннейший, Безгрешный, и как молился о распинателях Тот, при последнем вздохе Которого великим трусом потряслась земля, померкло солнце и уверовало сердце язычника-сотника, сказавшего: «воистину это был Сын Божий»! Неужели ваше сердце, сердце поэта и гуманиста, менее чутко, чем суровое солдатское сердце сотника римского? Уверовал разбойник, то есть убийца и варвар, и смиренно сказал эти сладкие слова: «помяни мя, Господи, во царствии Своем», – неужели не уверуете вы, который умел описать подвиг Наташи Ростовой, смерть князя Волконского и многое другое трогательное, над чем я плакал в юношеские мои годы и что воздвигло ум мой от грубой скотской чувственности к высшим наслаждениям поэзией и поэтическим созерцанием («над вымыслом слезами обольюсь» – писал А. С. Пушкин)? Ныне я познаю другую поэзию – поэзию покаянной молитвы, самоокаявания, сокрушенного пред Богом сердца, молитвенного болезнования о ближних, в том числе и о вас. Мучительно и ужасно жить в сени смертной гордыни, самообожания, упорства, жестокосердия. «Когда услышите глас Его, не ожесточите сердца». О! я помню, как одержимый этими злыми демонами я мучил мою бедную страдалицу мать. И в тайне души я всегда любил мою мать: в отрочестве я заливался слезами, когда представлял ее себе во гробе, умершею. И мама моя чуяла сердцем, что, мучая ее злыми речами, революционными, бестолковыми фанфаронадами, сам я более ее мучаюсь. Помню: так бы кажется, упал перед матерью на колени, в слезах, целуя ее трудовые руки, но слез не было в сердце, сердце не раскрывалось, – оно сделалось гнездилищем падших и нечистых духов. Вот, милый Л. Н., не тоже ли самое испытывается в вас по отношению к Матери-Церкви, простирающей к вам руки и зовущей к таинствам очистительным: «ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» всего мира, а не только ваших, сколько бы велики они ни были.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

   А Слово Божие ясно учит нас: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их»  (Евр. 13:7). Святый же князь Владимир был не только наставником нашим, но и подлинным отцом, родив нас заново «банею пакибытия» во святом крещении.    Как же нам не помнить и не чтить великого дня его блаженной памяти?!    Но чтить его мы должны не только на словах, а и в наших делах, самыми делами нашими, образом жизни и всем поведением нашим показывая, что мы являемся достойными его духовными чадами, — «взирая на кончину жизни его, подражать вере его», как учит нас Слово Божие.    Можем ли все мы, современные русские люди, похвалиться, что мы действительно чтим нашего великого Просветителя, что мы стараемся во всем следовать примеру его жизни, подражаем вере его?    Пусть на это ответит совесть каждого из нас!    Св. князь Владимир после принятия им св. крещения стал как бы совершенно другим человеком. Мрачный, жестокий, подозрительный, грубый, сластолюбивый варвар, — он после крещения стал кротким, ласковым, приветливым, любвеобильным и милостивым князем, истинным отцом своих подданных. «Владимир — Красное Солнышко» — таким трогательным прозвищем характеризуют его письменные памятники второго периода его жизни. Благотворительность его достигла громадных размеров: всякий нищий мог приходить в княжий двор и получать все необходимое для жизни, а кто не в силах был приходить сам, тем развозились всевозможные съестные припасы по городу. На праздники св. Владимир раздавал нуждающимся огромные суммы денег. Его христианское милосердие и снисхождение к людям доходили до того, что он даже боялся казнить разбойников.     «Боюсь греха!» так отвечал он однажды епископам на их недоуменный вопрос, почему он не решается казнить их.     Эта боязнь греха и эта великая перерождающая сила покаяния, благодаря св. князю Владимиру, и легли в основу всей дальнейшей жизни новопросвещенного русского народа — они-то и создали ту Святую Русь, какою была наша Богом благословенная русская земля на протяжении столетий. Истинное христианство как бы вошло в плоть и кровь русского народа и породило ту великую русскую культуру, которая отнюдь не миф, не одно воображение, и которой мы доныне хвалимся, которую чувствуют и признают лучшие из иностранцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Вы написали прегрешную подпольную книгу в доказательство веры Вашей, что “царство Божие внутри нас”, а я приобрел во внутренней борьбе с Вашими лжеучениями, веру, что и царство сатанино внутри нас, и открывается в отношениях к ближнему. Представьте, вообразите своим художественным высоким умом, как висел между небом и преисподнею на кресте Кротчайший, Смиреннейший, Безгрешный и как молился о распинателях Тот, при последнем вздохе Которого великим трусом потряслась земля, померкло солнце и уверовало сердце язычника – сотника, сказавшего: “Воистину это был Сын Божий”! Неужели Ваше сердце, сердце поэта и гуманиста, менее чутко, чем суровое солдатское сердце сотника римского? Уверовал разбойник, то есть убийца и варвар, и смиренно сказал эти сладкие слова: “Помяни мя, Господи, во царствии Своем”, неужели не уверуете Вы, который умел описать подвиг Наташи Ростовой, смерть князя Болконского и многое другое трогательное, над чем я плакал в юношеские мои годы и что воздвигло ум мой от грубой скотской чувственности к высшим наслаждениям поэзией и поэтическим созерцаниям (“Над вымыслом слезами обольюсь”, – писал А.С.Пушкин)? Ныне я познаю другую поэзию – поэзию покаянной молитвы, самоокаявания, сокрушенного пред Богом сердца, молитвенного болезнования о ближних, в том числе и о Вас. Мучительно и ужасно жить в сени смертной гордыни, самообожания, упорства, жестокосердия. “Когда услышите глас Его, не ожесточите сердца”. О! Я помню, как одержимый этими злыми демонами, я мучил мою бедную страдалицу мать. И в тайне души я всегда любил мою мать: в отрочестве я заливался слезами, когда представлял ее себе во гробе, умершею. И мама моя чуяла сердцем, что, мучая ее злыми речами, революционными, бестолковыми фанфаронадами, сам я более ее мучаюсь. Помню: так бы, кажется, упал перед матерью на колени, в слезах, целуя ее трудовые руки, но слез не было в сердце, сердце не раскрывалось, оно сделалось гнездилищем падших и нечистых духов. Вот, милый Л.Н., не тоже ли самое испытывается в Вас по отношению к Матери Церкви, простирающей к Вам руки и зовущей к таинствам очистительным: “Ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов” всего мира, а не только Ваших, сколько бы велики они ни были.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Сообщая в одном из писем о своем возвращении в Константинополь с собора в Адрамиттии, Григорий рассказывает о вынужденной задержке в пути, и здесь особенно тяжело было для него стесненное материальное положение (139. 5–8). Такая беспомощность патриарха вызывала насмешки у жителей Галлиполи и у находящихся в пути других людей (139. 20–23). Сам же Григорий много раз выражает сочувствие бедным и стремится по мере сил им помочь. Как уже говорилось, с таким участием он отнесся к болезни бедной одинокой каристинки (162. 1–4). В другом письме он представляет Феодору Музалону еще одного бедняка-просителя (161. 7–10). Заступается Григорий и за юношу, у которого родственник – Пендэкклисиот – отнял имущество, полученное от отца (184. 1–3). Помогает писатель и Ксифилину, потерявшему свой скот (165. 5–8). Интересным представляется одно высказывание Григория в письме, где речь идет о беспорядках и дебошах в столице, учиненных Франкопулом и его компанией. Говоря о необходимости самыми решительными мерами пресечь такие действия Франкопула и тем самым успокоить жителей Константинополя, патриарх заявляет, что в противном случае даже наибеднейшему человеку, набравшему группу молодцов, не страшась наказания, можно будет поднимать мятежи (166. 74–77). Характерно, что в числе первых потенциальных смутьянов упомянуты бедные. Неспокойна была жизнь в столице. В одном из писем содержится эмоциональный, полный сострадания к потерпевшим рассказ о бесчинствах Франкопула 7 в Константинополе. В ночь с субботы на воскресенье этот негодяй, пишет Григорий, собрав вокруг себя молодежь, устроил пирушку. После большой попойки, ночью, когда колокола св. Софии созвали всех на службу, Франкопул вооружился вместе с толпой собутыльников и, выбрав время, когда сакелларий Великой церкви находился в храме, этот корибант устраивает со своими спутниками налет на его дом. Проникнув во внутрь, они с обнаженными мечами врываются в спальню жены и четырех дочерей сакеллария. Три дочери успели вовремя убежать, одна же, которая, как говорили, была самой красивой из них, попалась в руки этим разбойникам (166. 18–52). А что случилось потом, устыдился бы рассказать и варвар, – заключает свой трагический рассказ Григорий Кипрский (166. 56–60). Четырех злодеев и самого Франкопула схватили, сообщает он. Четверо же остальных, которые были τζκωνες 8 , разбежались (166. 60–69). Григорий настаивает на поимке остальных участников этого скандала. Ведь, если оставить это безнаказанным, пишет он, то нельзя будет жителям столицы быть спокойными за своих дочерей и родственников (166. 68–74).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprs...

Если будет полезно для тебя, то Господь продлит твою жизнь для твоей пользы. Жизнь во вред для души в тысячи раз хуже смерти, если она приводит в Царствие Божие. Я рад, что ты победил свое огорчение на меня. Это дает надежду, что ты с помощью Божией победишь в себе мирские взгляды, влечения и всё удаляющее нас от Бога. Так побеждай и прочие страсти. Это не легко, но это единственный путь ко спасению. Всегда обвиняй себя, говори самому себе: “Господь знает все, значит мне так надо”, — и успокоишься. Слушай в духовных вопросах Катю, будьте мирны. Господь да благословит вас, да вразумит на все доброе. Прости меня, Сережа, за обиду. Может быть, и не так надо было мне поступать. Помолитесь за меня, и я вас поминаю. Привет всем знакомым. Трудись. Не унывай, все терпи, за все благодари Господа. Любящий вас Н. ______________________________________ Рак нижней губы. ______________________________________ 13/IV—63 г. Дорогой Сережа! У тебя, очевидно, не вполне благополучно с основной болезнью. Господь давал и еще даст тебе время на покаяние. Нет иного средства получить прощение сделанных грехов, кроме искреннего глубокого покаяния. Эту искренность покаяния мы должны показать оставлением грехов, молитвой и деланием добра ближним и всем, кто попросит нас. Все самые отъявленные грешники (разбойники, напр.: Моисей Мурин, Давид, Варвар и др.) искренним покаянием, доказанным оставлением прежних грехов и добрыми делами, не только получили прощение во всем, но достигли и святости. Твои грехи я знаю, а к ним надо прибавить еще грех: ты обращаешься к Господу, когда грозит болезнь. А как только перестаешь бояться болезни, то и Бога перестаешь бояться. Ты просишь разрешения приехать на Светлой Неделе. Прости, но я так слабо себя чувствую, что мне теперь ни до кого, трудно терпеть и самого себя. Прости меня. Помяни иногда и меня в своей молитве. Да благословит тебя Господь и спасет ими же весть судьбами. Писал с большим трудом. Александре Белокопытовой Мир тебе, сестра! Что ты пишешь такие отчаянные письма? Разве там ты одна только несешь трудности? Дело не во внешних трудностях, это ты сама, я думаю, понимаешь, а в твоем душевном устроении. Куда бы ты ни ушла — от себя и от врага не скроешься. Все твое будет с тобой и будет мучить на другом месте тебя еще сильнее, чем тут. Ты не должна забывать, что духовный закон так гласит: Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие; аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, возьмет крест свой и по Мне грядет. Царствие Божие силою берется; терпением стяжите души ваша; претерпевый до конца, той спасен будет; в мире скорбни будете; мир вас возненавидит, аще хощеши работати Господеви — уготови душу твою во искушение… и т. п.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

" Неча на зеркало пенять... " Андрей 12 июля 2011, 13:43 очень мощно, прям мой ход мыслей :) Андрей, София 12 июля 2011, 13:22 Очень хорошее эссе. Полностью согласен с выводами. Большевизм не случаен, конечно, это испытание и кара Божья. " И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта " (Ис. 5:25). Александр из Од. 12 июля 2011, 13:20 Статья яркая, эмоциональная, но есть и провокационные мотивы: уж не броситься ли нам православным ходить по водам " аки по суху " ?Чтобы повысить роль православия в этом мире бушующем? Вообще,эта роль удручающе незаметна, бедная наша РПЦ ведет себя " тише воды и ниже травы " и на роль лидера и вождя народов, увы, не претендует.И может быть за это придется ответить!На том самом нелицеприятном Суде...Спаси нас Господи сохрани и помилуй! Так ли уж надо стремиться к миру и согласию с иноверцами в ущерб Истине? Да,религиозных войн на Руси давно не было, (последней можно считать взятие Казани 1552г.)а хорошо ли это? Конечно,насильно крестить в православие не надо( мы же не католики), но и шибко дружить " на равных " нехорошо. Позиция должна быть однозначной:Сверху - вниз! Как говорили в античности: " Грек - цари, а варвар - гнися! " И это должно быть и в отношении к Азии и к Европе. Георгий 12 июля 2011, 12:49 все правда, ни убавить, ни прибавить! Алевтина 12 июля 2011, 12:15 Спаси Господи О. Андрея.Его статьи всегда своевременны и полезны.Р.Б.Алевтина.Беларусь Тимофей Шерудило 12 июля 2011, 11:14 Хорошо - тем, что заставляет задуматься. Но одна мысль вызывает сомнение: " у них было дерзновение, и Бог попустил их победу " . Однако, продолжая движение мысли, мы можем сказать, что у Дудаева и Басаева - как у Ленина и Троцкого - тоже было дерзновение и видение... Больше того: у каждого разбойника (в отличие от мирного обывателя) есть дерзновение, да еще какое! Разбойник, будь он поначитаннее, с полным правом мог бы повторить: " Тварь я дрожащая, или право имею?! " ... Впрочем, что верно, то верно: побуждением Белого движения было - сохранить Россию; побуждением красных - разрушить (якобы для будущей стройки, только стройка не очень-то удалась). А разрушитель всегда сильнее защитника...

http://pravoslavie.ru/47370.html

Так, священные правила говорят: если манихеи или иные еретики, бывшие христианами, начнут потом поступать и рассуждать по-еретически, то те, кто узнают об этом и не сообщат князьям, подлежат смертной казни. Если какой-либо воевода, или воин, или начальник собрания, которые должны заботиться о том, не поступает ли кто и не рассуждает ли по-еретически, — если они, узнав о том, не сообщат о еретике, то заслуживают смертной казни, хотя бы сами и были православными. И божественный Златоуст говорит: не думайте, что делаете благое дело вашим братьям, если видите творящего неподобное и не сообщаете об этом; сами себя предаете окончательному осуждению. И еще говорит Златоуст: разве не по-персидски рассуждает перс? И варвар — не по-варварски ли поступает? Если кто-нибудь из персов или варваров, скрывающийся среди нас и притворяющийся одним из нас, будет узнан и схвачен, разве не будет он тотчас, без слов, подвергнут допросу и пыткам, и не только он один, но и знавшие слова его и дела и не сообщившие о том? Так же и воры и разбойники, убийцы и разорители могил, схваченные и обличенные, — разве не претерпят они вечную муку и злую смерть? И не только те, кто крадет или убивает, но и те, кто знает об этом и не доносит, или господа, не желающие запрещать подчиненным, — все они примут такую же казнь. Тем более достоин казни тот, кто слышит или видит говорящего слова или творящего дела еретические и не сообщает об этих хулах и оскорблениях. Если услышишь, что кто-либо затевает убийство царя земного, и не донесешь о том, то будешь казнен вместе с заговорщиками; еретики же и отступники постоянно убивают, хулой и поношением, Царя Небесного, Владыку нашего Иисуса Христа, а ты знаешь, кто хулит и поносит, — и не проявляешь никакого старания и ревности, чтобы прекратить эти хулы. Не следует ли из этого, что и ты их одобряешь? Потому и будешь предан вечному огню вместе с теми, кто поступает так. Тот же, кто хочет избежать такой участи, ни в коем случае не должен утаивать или покрывать еретиков, но должен обличать их и свидетельствовать о них, — не только если сам услышит или увидит кого-либо, говорящего слова и творящего дела еретические, но и в том случае, если обнаружатся другие истинные свидетели против делающих и говорящих по-еретически.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010