В этом освещении гораздо правдоподобнее другая гипотеза, что послание к Евреям послужило для Климента косвенным, но повелительным напоминанием о долге учительства наставников по отношению к колеблющимся братьям и расстроенным общинам, почему Римский епископ был вызван на свое пастырское обращение к Коринфянам апостольским писанием 116 и, естественно, подражал ему в качестве обязательного образца 117 , копируя чуть не до степени плагиата 118 . Впрочем, эта догадка лишь оттеняет несомненность сходства обоих древне-христианских произведений, свидетельствуя об авторитетной распространенности послания к Евреям. Его предполагает и св. Поликарп Смирнский († 22 февраля 156 г.), называя (XII, 2) Христа sempiternus pontifex согласно Ebp. IV, 14 119 . Иустин Мученик († около 165 г.), солидарен с Ebp. III, 1 в наименовании Спасителя Сыном Божиим и Апостолом 120 и исповедует Его достоинство по чину Мелхиседека, царя Салимского и священника Бога Вышняго 121 – соответственно Ebp. V, 9, 10; VI, 20; VII, 12 . Последнее совпадение наиболее поразительно, ибо по своей единичной необычайности исключает всякую вероятность случайного созвучия и вынуждает к признанию прямого заимствования 122 . Скорее дозволительно думать, что в интересах успешности своей апологии среди иудеев св. Иустин изучал компетентный опыт этого рода в послании к Евреям, чтобы иметь в нем и опору для благоприятного приема своему диалогу в иудейской среде 123 . А если не отмечается авторство Павлово, то ведь и вообще у Иустина нет подобных точных указаний даже для Евангелий 124 . Намеки на послание к Евреям находят у Феофила Антиохийского (около 180 г.) 125 и у современника Иринеева (около 140 г. – ок. 202 г.) Валентианина Птоломея 126 . Мы достигли теперь времен Пантена († незадолго до 200 г.) и Климентовых «пресвитеров» и не имеем нужды простираться дальше. Для наших целей достаточно констатировать, что пользование посланием к Евреям начинается почти с самой апостольской эпохи и встречается уже в старейших памятниках церковной письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

XI В то время как в Галлии шли споры о присциллианистах, в Италии происходила литературная полемика мировой важности. Когда по смерти Грациана и вступлении на престол Максима Валентиниан II сделался независимым от своих соправителей в управлении Италией, римский сенат попытался искать счастья у него, рассчитывая на его малолетство и неопытность. Но, зная уже по прежнему опыту, что путём депутации не совсем легко добиться желаемых результатов, сенат на этот раз поручил уже известному нам Симмаху составить обстоятельную докладную записку о восстановлении прав языческой религии и представить её императору. Эту докладную записку и представляет собой знаменитое «Relatio Symmachi». «Relatio Symmachi» – это блестящая апология язычества, проникнутая глубокой привязанностью язычника к культу своих предков и тяжёлой скорбью по поводу последних распоряжений. Симмах не был безрассудным фанатиком, способным идти против всякой очевидности: он мирится с теми переменами в империи, какие произошли за последнее время, готов признать равноправность всех религиозных культов и оправдать их одновременное существование: Suus enim cuique mos, suus cuique ritus est [У каждого свой обычай, у каждого свой обряд]. Божественный Разум, по его убеждению, распределил между городами различных стражей и различные культы; как души разделены между рождающимися индивидами, так и fatales genii [гении судьбы] между различными народами 187 . Нет нужды, каким образом каждый исследует истину: все мы не можем идти одним путём к tam grande secretum [столь великой тайне] 188 . Не протестуя поэтому против других религий, Симмах просит только, чтобы не нарушали прав его отечественной религии, и защищает эти права на существование таким образом. Прежде всего, языческая религия создала могущество Римской империи. Императоры обязаны своим могуществом алтарю Виктории и впредь будут обязаны ещё большим. Этот культ создал вселенную, прогнал Ганнибала от стен, сенонов от Капитолия 189 . А что сказать о знаменитых весталках, которых теперь государство лишило своей субсидии? Honor solus est in illo velut stipendio castitatis [Их единственная честь состоит в этой как бы плате за их чистоту] 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

CXVIII [Толкование псалма CXVIII] – 388 – 389; De interpellatione Iob et David [Об ответственности Иова и Давида] – после 388; Enarr. in pss. 45 – 61 [История псалмов 45 – 61] – после 388; Exameron – около 389 года; De Isaac, De bono mortis, De Iacob, De Ioseph, De patriarchis [Об Исааке, О пользе смерти, Об Иакове, Об Иосифе, О патриархах] – 389 – 390; De mysteriis [О тайнах]- около 390 года; De officiis minisrorum [Об обязанностях священнослужителей] – 390 – 391; De Helia, De Tobia, De Nabuthae [Об Илие, О Товии, О Навуфее] – после 390 года; De fuga saeculi – 391; De institutione virginis [О воспитании девы] – 391 – 392; De obitu Valentiniani [О смерти Валентиниана] – 392; Из биографии св. Амвросия мы уже знаем, что в детстве он (скорее всего под непосредственным руководством своей сестры Марцелины) получил христианское воспитание и что позже насаждённые в его христианской душе семена не должны были заглохнуть в нём, благодаря его постоянному общению с христианами (в особенности в доме Проба в Риме). Отсюда несомненно, что адвокат Амвросий обладал потребным для образованного христианина ведением касательно «своего упования» и, вероятно, мог более или менее легко и успешно ориентироваться в религиозных вопросах. 275 Но несомненно также и то, что этого ведения было слишком недостаточно для Амвросия епископа, обязанного, по его глубокому убеждению, 276 не только самому быть в курсе богословского знания, но и других научать и наставлять истинам веры – «возращать в сердцах людей слово Божие». 277 Между тем, подготовиться к новому великому служению епископа Амвросий, так неожиданно для себя занявший епископскую кафедру, конечно, не имел возможности. Создавалось чрезвычайно тягостное для св. отца положение, выход из которого был только один: заняться восполнением своего богословского образования хотя бы теперь, уже по поставлении в епископы. Св. Амвроий, действительно, энергично принялся за дело. Но едва ли он мог бы сразу же вступить здесь на верный путь, если бы на помощь ему не пришёл римский пресвитер Симплициан.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Некоторые из римских императоров формальными узаконениями утверждали за папами преимущественные права над другими епископами и церквами. Так в 445 году западный император Валентиниан III, по случаю некоторых неустройств в галликанской Церкви, сделал постановление, которым папам предоставлялось право иметь надзор над другими церквами, вызывать к себе на суд епископов других церквей, определениям папским усвоялась сила закона в церкви, и папе давалось имя правителя (Rector) Церкви. В начале 7-го столетия византийский военачальник Фока, безчеловечным образом умертвивший императора Маврикия со всем его семейством, и занявший его престол, когда был за это отлучен от Церкви константинопольским патриархом Кириаком, а римский папа Бонифаций 3-й предложил ему снять это отлучение, в благодарность за расположение папское, с своей стороны дал папе грамоту, в которой только ему одному предпочтительно пред другими патриархами усвоялось титло Вселенского (из за которого тогда спорили папы с константинопольскими патриархами), и даже наименовал его главою Церкви». Эти факты справедливы. Но без сомнения римско-католическим богословам не совсем удобно утверждать свой догмат о главенстве папы в церкви на указах императорских, и притом таких, как помянутые указы Валентиниана и Фоки 36 . Указ Валентиниана 3-го, одного из последних и слабейших императоров западной римской империи (указ вызванный притом особенными обстоятельствами), мало мог иметь значения даже для епископов западных цервей, в особенности когда чрез несколько лет по издании этого указа западная римская империя совсем пала, – по отношению же к восточной Церкви этот указ не мог иметь никакого значения. Указ Фоки темь более не мог иметь никакого значения ни в восточной, ни в западной церкви, так как Фока был не законный император, а узурпатор и царе-убийца, насилием захвативший на некоторое время власть в свои руки, и затем казненный, как преступник, самым позорным образом. После его смерти, конечно, должны были потерять силу и все его незаконные постановления. Указ Фоки для исследователей истории папства представляет не опору для законного признания папской власти, а разве позорное свидетельство о том, как папы старались пользоваться самыми темными обстоятельствами и незаконными средствами для своего возвышения; этот указ одно язь позорных пятен в истории папства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Должник не уразумел заимодавца. По учению св.Златоуста, строгим повелением заимодавец только хотел устрашить и тем побудить его к покорности. На первую же просьбу должника заимодавец преклонился. Этот просил только отсрочки долга, а заимодавец, по своему милосердию, простил весь долг. Прекрасный образ Божия милосердия к людям. Мы видим Спасителя, жертвующего Себя людям, кающимся грешникам, под всеми видами отдающего Свое сочувствие, Свои добродетели, Свои силы, богатство Своего сердца и богатство Своей души. Пред несчастными людьми, уязвленными грехом, простирающими к Нему руки с воплем о милосердии, Он – открытый для всех Источник жизнерадостности, никогда не иссякающий, ибо Он всегда почерпает из такого же другого Источника, в Котором настолько благодати, что ее хватит, чтобы оросить ею весь мир. В этом прощении мы видим образец трогательнейшего сострадания, пример самой искренней благотворительности – жалость, любовь к душам. Впрочем, такие вещи не доказываются, они принимаются чувством, и не может быть, чтобы не находили себе отголоска в ваших сердцах. Исключительную особенность представляет, так сказать, та печать неистощимости, безусловности, беспредельности, которою отмечено Его милосердие. Тогда как у нас с большим трудом добывается оно по каплям со дна сердца, у Него сосуд всегда полон, всегда переливается через края. Можно было надеяться, что прощенный должник явится в общество обновленным, с неизреченною радостью в сердце, сладкой тишиной в душе, светлостью в уме, глубоким миром в совести, с утешением обуревавших дум и искушений, живейшим ощущением любви к Господу и умножением ревности и сил к труду, подвигам и добродетелям. «В действительности же вот что произошло, – повествует богомудрый евангелист, передавая слова Иисуса Христа в притче: Раб же тот выйдя нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «Отдай мне, что должен!» Сто динариев. Римский динарий стоил на наши деньги около 20 руб. – сумма совершенно ничтожная в сравнении с той, какую простил ему его заимодавец. Помните, он простил ему 18 000  000 руб. Теперь этот счастливец, увидав своего должника, который был ему товарищ, решился истязать его, применить к нему кару, допускаемую только языческим римским законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Варрон подчеркивает связь названий праздника и места его проведения (грота) с наименованием жрецов, но не уточняет, какое из этих названий было первичным. Согласно Овидию, Л. проводились в честь бога Фавна в гроте, где находился алтарь и совершали основную часть ритуала. Помимо Луперка и Фавна (или по аналогии - Пана) в качестве главных богов Л. у античных авторов выступали также Инуй, Юнона, Марс, Фебруй, Либер и др. Вероятнее всего, в самом начале этот древний культ не был связан с каким-то конкретным богом, он был пастушеским ритуалом изгнания волков, угрожавших стадам. Источники содержат разные интерпретации появившегося позднее более широкого сакрального значения праздника Л. Овидий видел в Л. прежде всего праздник плодородия. Согласно Плутарху, Л. были связаны с мифом о волчице, вскормившей Ромула и Рема; Варрон писал о ритуале очищения во время праздника. Возможно, Л. имели отношение к духам подземного мира и почитанию мертвых (фрагмент, указывающий на это, есть у Варрона), а также к подтверждению царской власти. Так, Марк Антоний предложил Юлию Цезарю имп. диадему именно в разгар празднования Л. в 44 г. до Р. Х., хотя вполне вероятно, что этот момент был выбран лишь потому, что в праздновании участвовало большое количество людей. В период поздней республики Л. приобрели дурную репутацию из-за эротической составляющей ритуала: молодые женщины должны были обнажаться. Цицерон не одобрял вступление своего племянника в коллегию луперков. Во II в. по Р. Х., согласно сообщению Плутарха, ритуал был изменен - женщины лишь подставляли ладони под удары ремнями. Л. проводились до кон. V в., когда папа Римский Геласий I (492-496) осудил тех христиан, к-рые продолжали в них участвовать. Существует предположение, что от Л. ведет свое происхождение День св. Валентина, но научного подтверждения этой гипотезы нет. В значительно измененном виде Л. еще продолжали отмечать в К-поле в X в. Лит.: Энман А. Легенда о римских царях, ее происхождение и развитие. СПб., 1896; Franklin A. M. The Lupercalia. N. Y., 1921; Маяк И. Я. Рим первых царей: генезис римского полиса. М., 1983; Wiseman T. P. The God of the Lupercal//JRS. 1995. Vol. 85. P. 1-22; Beard M., North J., Price S. Religions of Rome, Camb., 1998. Vol. 2: A Sourcebook; Сморчков А. М. Коллегия луперков//Жреческие коллегии в Раннем Риме: К вопр. о становлении римского сакрального и публичного права/Ред.: Л. Л. Кофанов. М., 2001. С. 249-268.

http://pravenc.ru/text/2110900.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_64515.html 28 апреля 2009 Лукашенко пришел к Папе с сыном Источник:  http://www.religio.ru/news/index.html Мир религии Сын президента Белоруссии подарил понтифику букварь на русском языке. Папа Римский Бенедикт XVI дал сегодня в Ватикане аудиенцию президенту Белоруссии Александру Лукашенко. Встреча состоялась в библиотеке Апостольского дворца, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на службу печати Святого Престола. В ходе беседы обсуждались вопросы межрелигиозного и межкультурного диалог, сохранения мира и положения Римско-католической церкви в Белоруссии, а также другие темы, представляющие взаимный интерес. В коммюнике подчеркивается " позитивный климат " , в котором прошла встреча. Указано, что были затронуты также проблемы внутриполитического положения в стране и " отмечено мирное сосуществование, характерное для отношений между католической и православной общинами и других конфессий в Белоруссии " . По окончании аудиенции президент Лукашенко, в сопровождении министра иностранных дел Сергея Мартынова, посла Белоруссии при Святом Престоле в статусе заместителя главы МИД Сергея Алейника и помощника президента по международным вопросам Валентина Рыбакова провели встречу с Государственным секретарем (главой правительства) Ватикана кардиналом Тарчизио Бертоне и секретарем по отношениям с государствами архиепископом Домиником Мамберти. Были обсуждены темы международного положения, связанные с проблемами сохранения мира и прогресса человечества, а также перспективы развития двусторонних отношений между папским государством и Белоруссией, говорится в информации ватиканской службы печати. Между тем, как сообщает белорусский оппозиционный портал " Хартыя-97 " со ссылкой на информацию белоруской службы " Радио Свобода " и итальянского издания " Wall Street Italia " , Лукашенко прибыл в Ватикан со своим пятилетним сыном Колей. Мальчик вручил понтифику неофициальный подарок – букварь на русском языке. " Хартыя-97 " называет этот подарок " более чем странным " РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_64515_1_21.html

Лариса Воронина 19 января 2016, 15:08 Валентина31 декабря 2015, 19:00 /Почему нагнетаете ненависть к Украинской армии, которая защищает свою страну?/От кого, позвольте узнать, защищает? От собственных граждан? Наивные вы люди, вы думаете, у нас родственников на окраинах нет? Да по всему бывшему Союзу! Даже новости смотреть не надо. Анастасия Рахлина 15 января 2016, 21:37 Валерию - еще кое что. Подумала и еще хочу добавить. Вот три ручейка основных, которые сливаются в одну реку. Западный мир на наших глазах становится не просто безбожным, а богоборческим. После потопа Бог сказал Ною, что знаком обетования и благословения Божьего, знаком того, что Господь больше не уничтожит потопом мир, станет радуга. И что современный мир сделал с радугой ? В символ чего превратил? Они словно машут ею Богу с земли и смеются – посмотри, ну что Ты сделаешь с нами? Узаконивается беззаконие, законом становится грех. Законы об однополых «браках» (чего не было за всю историю человечества), религия прав человека, которую мы видим в проявлениях вроде «Шарли Эбдо», современная культура, которая (как это было в «Батаклане») как бы в стиле эдакой постмодернистской шутки присягает дьяволу. Второе, как я уже написала, вот что. Западный мир (назовем его так) стремится привести весь остальной мир в хаос, чтобы потом управлять им при помощи " сил безопасности " . Чтобы устроить этот хаос, используется крайний, экстремистский ислам, а к чему это приводит в итоге, мы можем видеть в том же Косово, - древней православной земле, земле-святыне, которая больше не принадлежит православным. Беззаконие западного мира и радикальный, агрессивный ислам, - это Гога и Магога. Но есть и третье. Мы были свидетелями тому, как папа Римский направил Константинопольскому патриарху послание, в котором написал, что не видит препятствий «для евхаристического общения». Константинопольский патриарх молча согласился с этим. И заметим, это тот самый Константинопольский патриарх, который сейчас всяческий настаивает на проведении Всеправославного Собора. Зачем он ему так нужен?

http://pravoslavie.ru/89321.html

Некоторые факты из церковной жизни этого времени без сомнения имели значительную долю влияния в деле пробуждения и быстрого развития папских тенденций; по крайней мере, сами папы могли видеть в них как бы сочувствие и поощрение своим стремлениям. Заслуживает упоминания в этом случае Собор Арльский 314 г., собственно, его письмо к рим. епископу Сильвестру. Здесь папа называется имеющим «высшую власть» и собор отправляет к нему свои постановления с тою целью, чтобы они через римск. епископа сделались известны всем. (Взято из «Quellen zur geschichte des Papstums» D. Carl Mirbt). Гораздо больше значения в этом отношении имеет Сардикийский (343 г.) собор, на котором римскому епископу в первый раз даны были права вне собственной церковной области. Собор этот предоставил папе Юлию право принимать апелляции от епископов, недовольных судом местных соборов; пересматривать спорные дела назначением других епископов для этого и даже посылать для этого от себя пресвитеров как своих —488— представителей (3, 4 и 5 пр. Сард. с. пер. Каз. Д. Ак.). Не остались, конечно, без влияния в деле укрепления пап в мысли о преимуществе своей власти и некоторые эдикты императоров. При папе Дамасе I (366–384) изданы были два эдикта: в 367 Валентиниан I издал эдикт, которым предоставлялась папе судебная власть над другими епископами; а в 380 г. 27 Февр. император Феодосий издал эдикт, в котором римский епископ объявлялся стражем правой веры. 2085 Под влиянием таких благоприятных обстоятельств идея папства обнаруживается более решительно, нежели в предшествовавшую эпоху, и самый идеал папства выступает более определенно и делается достоянием позднейшего времени. Папа Дамас I протестует против постановления 20-го вс. соб. (3 пр.) об уравнении прерогатив константинопольского патриарха с папскими, на том основании, что значение кафедр не может обусловливаться гражданским значением городов, как это делал собор. Очевидно, он выводил свои преимущества из божественных полномочий и он же, с полным сознанием своей власти, первый назначил Фессалийского еп. Асхомия своим викарием над Церквами Греции и Дакии. Преемник Дамоса, Сириций (384–398), дает начало обычаю пап издавать, так называемые, декреталии, в которых папы говорят тоном верховных учителей христианского мира и которые играют такую важную роль в римских канонических сборниках, начиная с Дионисия Малого. Тот же папа в письме к епископу Таррагонскому (Гимерию) 385 г. говорит о верховном авторитете папских посланий. Папы V-ro века продолжали дело своих предшественников. От папы Иннокентия I (402–417) осталось несколько посланий, в которых идея папства получает довольно определенное выражение. В письме к Собору Карфагенскому 48 г. можно находить такое заявление Иннокентия: «В целой вселенной ничего нельзя решить без сношения с римскою кафедрою, а особенно в делах веры все епископы должны обращаться к епископу Петру» («Quellen zur gesch. des papst.», стр. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Neque enim quae postea accensa est facula alterum lumen habebit, quam illud quod ante earn fuit. Quapropter et lumina ipsorum composita et unum, in principálem unitionem recurrunt, quum fiat unum lumen quod fuit et a principio. Quod autem juvenius et antiquius est, neque in ipso lumine intelligi potest (unum enim lumen est totum) nec in ipsis quae perceperunt lumen faculis (etenim ipsae secundum substantiam materiae id tempus habent; una enim et eadem est facularum materia), sed tantum secundum accensionem, quoniam altera quidem ante pusilium tempus, altera autem nunc accensa est. 246 Hanp., adv. h. 2, 28, 5. «Тот. кто приписывает Слову третье место в происхождении от Отца (tertiam prolationem a Pate) – почему и не знает Его величия, – очень далеко отделяет Слово от Бога (porro et longe Logon a Deo separavit). Пророк говорит о Нем: „кто поведает рождение Его?“ ( Ис.52:8 )». А в следующем пункте речь идет о Сыне уже в чисто церковном смысле: св. Ириней говорит о единородном Слове Божием, тогда как, по системе Валентина, из «Глубины» (Βυθς) рождаются «Ум» (Νους), который и называется «Единородным» (Μονογενς), и «Истина» (’Αλθεια), и уже от этой пары (συζυγα) происходят «Слово» (Αγος) и " Жизнь» (Ζω), так что о «Единородном Слове» у валентиниан не могло быть и речи. 248 adv. h. 4, 20, 1. non ergo angeli fecerunt nos... nec alius quis praeter Verbum Domini, nec virtus longe absistens a Pate universorum. Nec enim indigebat horum Deus ad faciendum quae ipse apud se praedefiniebat fieri quasi ipse suas non haberet mantis. Adest enim ei semper Verbum et Sapientia, Filius et Spiritus. 2, 2, 5. Proprium est hoc supereminentiae Dei, non indigere aliis organis ad conditionem eorum quae limit; et idoneus est et sufficiens ad formationem omnium proprium ejus Verbum. 2, 30, 9 hic Pater, hic Deus, hic conditor... qui fecit ea (omnia) per semetipsum, hoc est, per Verbum et per Sapientiam suam. 249 4. 8.bene qui dicit, ipsum immensum Patrem mensuratum in Filio; mensura enim Patris Filius, quoiam et capit eum (cfr.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010