Тем временем Валент занят был укреплением дунайско­го лимеса на Балканах, строительством там новых крепостей и кастеллов, а подчиненные ему офицеры в азиатских провинци­ях вынуждены были гоняться за разбойничьими отрядами исавров, спускавшихся с гор и совершавших грабительские набеги на города и села Киликии, Каппадокии и Памфилии. Опасность для империи со стороны персов, усилившаяся после того, как Сапор взял в плен союзного Риму армянского царя Арсака и принудил его к самоубийству, заставила Валента отправиться на восток, что­бы принять срочные меры по повышению боеспособности нахо­дившихся там легионов на случай возобновления войны с пер­сами, неизбежность которой стала очевидной после того, как переговоры с посланниками Сапора о разделении сфер влияния в буферной зоне, которую составляли Армения, Иберия и Месо­потамия, зашли в тупик. Одновременно снова обострилась ситуация на рейнском лимесе. Отряд алеманнов совершил грабительский набег на римский город Могонтиак (Майнц), где в ту пору не было гар­низона. Многие жители города уведены были в плен. Чтобы отбить у варваров охоту к подобным вылазкам, Валентиниан набрал многочисленную армию и, взяв с собой сына Грациана, отправился во главе нее с карательной экспедицией за Рейн. В генеральном сражении с алеманнами римляне одержали побе­ду, истребив несметное число германцев, но победа достиг­нута была дорогой ценой. Среди погибших римлян оказалось много способных офицеров. Разгромив алеманнов, Валентини­ан вернулся в Трир, где в ту пору находилась его резиденция, или, лучше сказать, штаб-квартира. Позже, в 373 г., с алеман­нами заключен был мир, на время обеспечивший безопасность рейнского лимеса. Но тут открылась новая опасность, на этот раз на среднем Дунае, в Паннонии, куда вторглись квады и действовавшие заод­но с ними сарматы. Причиной войны они называли строитель­ство римских крепостей на левом берегу Дуная, который они счи­тали своим, а еще более коварное убийство их короля Габиния по приказу Марцеллина, дукса Валерии: король убит был в пути, когда он возвращался после переговоров с Марцеллином. Мстя за него, квады вместе с сарматами перешли Дунай, перебили много местных римских крестьян, а оставшихся в живых увели в плен. В это время «чуть не попала в плен дочь Констанция; ее везли на бракосочетание с Грацианом и сделали остановку для обеда в государственном имении, называвшемся Пистра. По милости Божьей находившийся тут правитель провинции Мессала поса­дил ее в экипаж, предназначенный для чиновников, и помчался во всю прыть коней в Сирмий за 26 миль оттуда. Этот счастли­вый случай спас девушку царского рода от опасностей жалкого рабства» 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

б) Но текст «фрагмента» не исключает и другого представления о составе сирмийского собора: это был собор евсевианский по тенденции, собор восточных, игравших на нем главную роль, – тот собор, который отправил на запад ответ на послание Медиоланского II собора, содержавший в себе и «Profimemur». B пользу такого представления дела весьма веско говорит то, что сам св. Иларий, сказав о соборе в Сирмии, начинает довольно подробно выяснять отношение св. Афанасия к Маркеллу: для понимания послания западных это разъяснение совсем ненужно, но существенно важно для оценки ответа восточных. На вопрос о годе этого собора Цан 64  отвечает: а) слова Илария: «а между тем состоялся собор в Сирмии» непосредственно примыкают к рассказу о воссоединении Урсакия и Валента, и в) читатель не чувствует, чтобы в этом месте 65 был какой-нибудь пробел. – Но это последнее (b) наблюдение едва ли справедливо: из предшествующего читатель не узнал еще ни того, где собирался собор, ни того, чем именно кончилось на нем дело Фотина; о самом послании собора восточным идет речь в первый раз по поводу ответа восточных. Для всех этих подробностей – естественное место после эпизода об Урсакий и Валенте 66 . Что обещание «сказать о деле Маркелла и Фотина в самых коротких словах» нельзя понимать вполне буквально, за это говорит и самый эпизод о придунайских епископах и текстуально приведенные два их послания. Более чем возможно, что в этом месте b «opus hismoricum» cmoял рассказ o Meдuoлahckoм II. соборе столь подробный, что сам Фотин осталсякак бы в тени; поэтому, заговорив о сирмийском соборе, св. Иларий считает неизлишним снова представить короткий очерк дела Фотина. К чему непосредственно примыкали слова Verum inmer haec b полном mekcme «opus hismoricum», haм неизвестно, и это уже делает очень проблематичным вывод Цана, что сирмийский собор был в том же 347 г. Собор сирмийский, о котором речь, по общему мнению, закончился неудачею. Слова: Photinus – ne tum quidem per factionem populi potuit amoveri nohuмaюm в том смысле, что и евсевианскому сирийскому собору не удалось фактически низложить Фотина. Я предпочитал бы не столь буквальное толкование этой фразы: кажется, здесь автор хотел сказать, что даже и Медиоланскому П. собору не удалось на деле лишить Фотина кафедры, т. е. b «opus hismoricum» эmu слова входили в состав не повествования о сирмийском соборе, а составляли часть исторической справка по поводу этого собора. Такая си ранка служила ответом на вопрос; с какою же целью состоялся этот собор в Сирмии? А дальнейшая справка об отношении Афанасия в. к Маркеллу – весьма последовательно – освещает послание сирмийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Некоторые церковные учители пытались вычислить, сколько лет прошло от начала мира: Климент Александрийский доходит до 5592 лет (Miscellanies 1:21), Юлий Африканск ий – до 5550 (Chronology, Fragment 1), Ипполит Римский – до 5500 (Даниил, 2:4), Ориген считает, что прошло менее 10 000 лет (Против Цельса, 1:20), Августин Блаженный – менее 5600 лет (О Граде Божием, 12:11) 152 . В середине в. ирландский епископ Джеймс Эшер сделал некоторые расчеты, основанные на родословиях патриархов, и вычислил, что мир был создан в 4004 г. до н. э. Однако в 1890 г. профессор Уильям Грин из Принстонского университета на базе серьезного анализа библейской хронологии пришел к заключению, 153 что она не последовательна и не непрерывна Итак, имея в виду все сказанное выше и возможность немалого количества пропущенных родословий, можно сказать лишь то, что, согласно Библии, от создания человека (и, соответственно, от грехопадения, но не от возникновения мира (!)) до наших дней прошло около десяти (или, самое большее, нескольких десятков) тысяч лет. 2 .1. Можно ли согласовать рассказ о творении мира с наукой Акт творения сверхъестественен, то есть не обусловлен природными законами, не подчинен им и не проистекает из них, вследствие чего ни один его аспект не может быть повторен и строго проанализирован учеными. И все же последние сделанные наукой открытия необъяснимых свойств времени могут помочь нам получить хотя бы частичное и интуитивное представление о случившемся в ту чудесную первую неделю. Каждый прямой результат Божьей творческой деятельности необходимо появляется в законченном виде – Солнце, Луна, звезды, растения, животные, Адам и Ева, – но выглядит так, как будто имеет долгую историю. То же относится и к многим чудесам Иисуса: вино, появившееся из воды в Кане Галилейской, хлеба, которыми Он накормил несколько тысяч человек, словно прошли через процессы сбора винограда, помола зерна и т. д., вплоть до производства готового продукта. Если Вселенная была создана за короткое время (или даже мгновенно!), как полагают отцы Церкви, то, очевидно, свет далеких галактик не смог бы дойти до нас; для того чтобы объяснить этот феномен, нам пришлось бы сослаться на чудо. (В отличие от Хокинга и Млодинова, которые очень часто пользуются недоказанными теориями, не упоминая об этом, мы готовы признать, что это только наша спекуляция, и мы не будем пользоваться ею, рассуждая в дальнейшем о том, возможно ли доказать существование Бога.) Если бы лучи света двигались с бесконечной скоростью, то мы наблюдали бы все галактики одновременно. А ведь благодаря тому, что скорость света ограничена, мы в состоянии проследить прошлое Вселенной, причем скоро, по всей вероятности, станем свидетелями и самого момента Сотворения!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

В качестве противовеса позитивизму идеалистический подход оказывал и продолжает оказывать благотворное влияние. Позитивизм рассматривает историю как постепенное освобождение человеческой мысли от оков религии и метафизики. В отличие от него, идеализм воспринимает науку как непрерывную нить, вплетенную неразрывно в ткань человеческой мысли – вместе с религией, философией, общественной и политической средой. Такое понимание науки, бесспорно, более реалистично». Глава 2. Материализм и познание § 1. Идейное «богатство» материализма Это мировоззрение считает материю субстанцией и основанием всякой действительности, и вещественной, и психической, духовной. Материя вечно существует, она несотворена и неуничтожима, а жизнь, сознание, идеальное (мысли, чувства) возникают вторично. В некоторых течениях материализма имманентные закономерности, присущие материи, ведут хаос к самоорганизации, а в других – мир как полностью упорядоченное состояние считается бесконечным во времени и пространстве. Чтобы представить это учение в возможно наилучшем свете, мы придерживались материалистически ориентированной историко-философской традиции XIX–XX вв. Она объявляет материализм самым прогрессивным мировоззрением в истории человечества (а его переход к атеизму – апогеем этого мировоззрения!) и прослеживает корни своей генеалогии до некоторых древнейших философских школ Китая, Индии, Греции и Рима. Согласно ей, первоначальный материализм характеризовался как умозрительностью и объяснением всех явлений естественными причинами, так и наивистическим подходом, который часто вел к противоречивости, то есть к одновременной вере в богов, духов, загробную жизнь и т. д. Значительные элементы стихийного (наивного) материализма содержались во взглядах таких мыслителей как Лао-цзы, Ян Чжу, Ван Чун, Брихаспати, Чарвака, Фалес, Анаксимен, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др. У античных атомистов (Левкиппа, Демокрита, Эпикура) до известной степени материализм приобретает концептуализованную, систематическую форму, а индийская школа локаята (брихаспати, чарвака) и римский философ Лукреций Кар даже доходят до атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

поиск:   разделы   рассылка Лукашенко пришел к Папе с сыном Сын президента Белоруссии подарил понтифику букварь на русском языке. Папа Римский Бенедикт XVI дал сегодня в Ватикане аудиенцию президенту Белоруссии Александру Лукашенко. Встреча состоялась в библиотеке Апостольского дворца, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на службу печати Святого Престола. В ходе беседы обсуждались вопросы межрелигиозного и межкультурного диалог, сохранения мира и положения Римско-католической церкви в Белоруссии, а также другие темы, представляющие взаимный интерес. В коммюнике подчеркивается " позитивный климат " , в котором прошла встреча. Указано, что были затронуты также проблемы внутриполитического положения в стране и " отмечено мирное сосуществование, характерное для отношений между католической и православной общинами и других конфессий в Белоруссии " . По окончании аудиенции президент Лукашенко, в сопровождении министра иностранных дел Сергея Мартынова, посла Белоруссии при Святом Престоле в статусе заместителя главы МИД Сергея Алейника и помощника президента по международным вопросам Валентина Рыбакова провели встречу с Государственным секретарем (главой правительства) Ватикана кардиналом Тарчизио Бертоне и секретарем по отношениям с государствами архиепископом Домиником Мамберти. Были обсуждены темы международного положения, связанные с проблемами сохранения мира и прогресса человечества, а также перспективы развития двусторонних отношений между папским государством и Белоруссией, говорится в информации ватиканской службы печати. Между тем, как сообщает белорусский оппозиционный портал " Хартыя-97 " со ссылкой на информацию белоруской службы " Радио Свобода " и итальянского издания " Wall Street Italia " , Лукашенко прибыл в Ватикан со своим пятилетним сыном Колей. Мальчик вручил понтифику неофициальный подарок – букварь на русском языке. " Хартыя-97 " называет этот подарок " более чем странным " По материалам:  Мир религии Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_64515.html

Патриарх пишет по этому поводу: «что ты говоришь? Ужели римляне могут дозволить, чтобы преступающий закон оставался без наказания, чтобы не чистыми руками можно было прикасаться к святыне, чтобы изгоняемый от священной ограды за скверные дела, не отложив скверны, мог быть принят туда, откуда справедливо изгнан? В таком случае ты обладал бы великою властью, – такою властью, которой не имел и Сам вземлющий грехи мира, не только кто-либо из Его св. учеников, или из прочих учителей церкви». «Откуда ты – спрашивает патриарх – взял такое нелепое послабление, которое не облегчает тяжести греха, а делает оный тягчайшим, не спасает, а предает погибели, не очищает, а еще более прибавляет нечистоты» 388 . Римляне хвалились, что в силу авторитета, принадлежащего Римской кафедре, папы обладают церковным всевластием: папе принадлежит высшая власть в церкви, какой не дано никакому другому лицу и никакой церкви в христианском мире. Но в чем же проявляется это полновластие Римского престола? В отрицании и презрении самых основных религиозных понятий. В настоящем случае патриарх как бы говорит: «уж не в том ли проявляется и состоит высшая власть пап, что они самому незаконному делу придают вид законного? Если так, не завидное же полновластие»! Внося своим вмешательством в дела церкви Константинопольской соблазн и разделение, Римский престол, однако в свое оправдание по вопросу о дозволенности беззаконного дела императору, кроме своей власти разрешать все, еще указывает на ничего не доказывающий пример Римского императора Валентиниана I-ro, по сказанию истории, позволившего себе, при живой жене, вступить в новый брак 389 . Для Римского престола в его целях всякий пример, как бы ни был он недостоин, казался, однако уважительным, как скоро им можно воспользоваться к своей выгоде. Эту точку зрения, на которую стал Рим, защищая поведение своих легатов в Константинополе, теперь и опровергает патриарх далее – в своем письме. Поучая Рим, патриарх говорит: «вместо того, чтобы безрассудно говорить: поскольку тот и тот жил не благочинно, или по-человечески увлекался к делам безрассудным, потому и мы дозволяем себе что ни будь худое; вместо этого было бы лучше думать и говорить следующее в подобном случае: так как тогда делали худо, то нам надлежит поступать иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

А.Л. Хосроев поясняет это следующим образом: «можно заключить, что “третье Сыновство” – это прообраз будущего гностика, которому для последующего вхождения в Огдоаду требуется очищение». Хосроев А.Л. Указ. соч. С. 221, прим. 962. 43 Таким образом, василидиане полагали границу между тем, что они называли космосом, или миром под твердью и сверхкосмосом (надмирьем), который над твердью. 44 Маркович добавляет: τι ν τ πανσπερμ (еще остававшегося во всесемянности), чтобы согласовать с Ref. VII.23.4. 46 Т.е. область, которая занимает семь небес. Опять-таки отсылаю к комментариям А.Л. Хосроева. Указ. соч. С. 223–224, прим. 971 и 974. 47 В этом кратком резюме Ипполит лишь фиксирует сжато и в тезисной форме основные положения учения Василида и его последователей (из которых наиболее знаменитым был его сын Исидор). Более пространно, последовательно и опираясь на какой-то источник (делая выписки), а также сопоставляя с философскими учениями (прежде всего с Аристотелем), Ипполит излагает систему Василида в 7-й книге (особенно гл. 20–27). Этот предначертанный план Не-сущего состоял в том, что он все предусмотрел, создавая Всесемя. 50 Ср. пересекающийся материал в Ref. V.26. Рус. пер. всего отдела о Иустине-гностике (Ref. V.23–28) см.: Егоренков. Указ. соч. С. 273–280. В основном материале Ипполит помещает гностика Иустина к «змеиным системам»: 1. Наассены; 2. Ператы; 3. Сифиане; 4. Иустин, затем следуют доктрины 5. Симона, 6. Валентина и его школы. В 10-й же книге порядок изменен. Но следует сказать, что в системе Иустина, Змей (Наас), третий по счету рожденный ангел Эдема, выступает в качестве врага третьего отцовского ангела Баруха. Таким образом, змей у Иустина не является подателем гностического знания, а наоборот. 51 См. Ref. V.26.1 и слл. В этих трех началах угадывается платоновское и среднеплатоническое (воспринятое и неоплатониками) Единое (Благо), Элохим (от евр.: боги, у Иустина он же и Отец, под которым он подразумевал Бога Ветхого Завета и Отца Иисуса Христа) может пониматься как божественный мир (космические и надкосмические боги), наконец, Эдем – Мировая Душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Сам Павел V, вскоре по вступлении на престол, почтил Лжедимитрия письмом (в июле 1605 г.). Поздравляя его с победою над Годуновым, папа особенно радуется тому, что Лжедимитрий вступил на царство послушным сыном римской церкви. Одна эта мысль приводила папу в восторг. Обращение московитян в католическую веру представлялось ему делом вполне возможным, и Павел выразил надежду на то, что «Отец щедрот, по своему милосердию, дозволит ему увидеть» распространение католичества в России при том, впрочем условии, если Лжедимитрий «будет сохранять в целости и неповрежденности католическую веру» 114 . Папа как будто сомневается в искренности расположения царя московского к римской церкви. К огорчению Рима, до него дошли неутешительные вести о непрочном положении Лжедимитрия в Москве и заговорах против него 115 . Разумеется, сведения получались от проживавших в Москве иезуитов, которые писали в Польшу о заговоре Шуйского 116 . По донесению Лавицкого, Шуйский обвинял Лжедимитрия в оскорблении православной веры и распространял в народе слух, что самозванец намерен разрушить все церкви по совету иезуитов. Если такие известия дошли до Рима, то они могли ясно показать, как мало надежды на окатоличение Московии. Заговор против Лжедимитрия, в глазах папы и его слуг, был заговором против католической веры. Но мог ли Рим расстаться с своей излюбленной мечтой относительно Московии? Конечно, нет! Не даром кардинал Валенти надеется, что Лжедимитрий, по открытии заговора, приведет свои дела в лучшее состояние и, так как он расположен к римской церкви, будет стараться распространить католичество в России 117 . Но это было скорее утешение себя, нежели на чем-нибудь основанная надежда. Однако в Риме стали опасаться, как бы Лжедимитрий, заподозренный в оскорблении православной церкви, ради короны и, царства совсем не отказался от своих обещаний, данных католикам. Случись это, и Рим должен был бы проститься с мечтою о скором обращении москвитян в латинство. Такое опасение за судьбы католицизма в России не раз высказал в своих письмах римский первосвященник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

В настоящее время в официальном католическом мартирологе вообще отсутствует имя св. Валентина в день 14 февраля, поскольку в 1970 году была проведена чистка католических святцев. Но в местных святцах некоторых городов (например, в Германии в Фулде, Лимбурге, Майнце) его имя упоминается, т.е. св. Валентин является у католиков местночтимым святым. Существуют и другие объяснения истории «праздника всех влюбленных». Например в феврале античные римляне отмечали праздник в честь Фавна, впоследствии отождествлённого с древнегреческим Сатиром и любвеобильным богом Паном. (Словарь В. Замаровского «Боги и герои античных сказаний» даёт весьма нелицеприятное описание Пана. Он родился с козлиными ногами, с рогами и бородой. Его мать, увидев подобное чудище, убежала в панике, - слова «панический страх, ужас» происходят от имени этого демона.) Якобы в день 14 (или 15) февраля юные римлянки-язычницы опускали в специальную урну раскрашенные любовные послания своим поклонникам, а юноши рисовали образы своих любимых в честь богини Юноны, покровительницы брака и семьи, которой дарили цветы. В связи с этим упоминают еще февральские луперкалии («лупус» - волк; волчица, как известно, вскормила братьев-основателей Рима) - римский языческий праздник женского плодородия. Именно из соединения языческих эротических празднований с легендой о «священнике Валентине, покровителе влюблённых» и возник примерно в XIV веке в западноевропейской жизни и литературе эпохи Возрождения «праздник влюбленных». Сегодняшняя «общечеловеческая культура» идёт из Америки, где этот праздник и приобрёл свои нынешние черты. В США он попал из Англии, где в средние века у влюблённых существовал обычай образовывать «валентиновские пары», которые дарили друг другу подарки. При короле Ричарде II в 1383 году стали устраивать праздник св. Валентина. Переселенцы в Новый Свет перевезли с собой этот обычай, который в опошлённом виде вернулся в Европу с американскими солдатами в конце Второй мировой войны. В 1950 году в Нюрнберге был устроен первый «Бал Валентина». Немалую роль в распространении праздника сыграла реклама цветочной и кондитерской промышленности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Мария Свешникова. Фото Юлии Маковейчук Была ли вода мокрее? — А тексты того времени были лучше? — Тексты были лучше просто потому, что они были, а сейчас их нет. Тексты, которые я вижу сейчас в так называемой аналитической прессе — это не аналитика. Никто ничего не анализирует, максимум, делают только завуалированные намеки, понятные трем с половиной человекам. Раньше журналисты не создавали впечатление, что пишут, и не работали вхолостую. А на сегодняшний день религиозной журналистики не существует. Сегодня есть официальные сводки событий Русской Православной Церкви. Аналитику творить невозможно еще и потому, что если это не очередной скандал, если в заголовок не вынесено «Когда приедет Папа Римский» или «Сколько стоит яхта патриарха?», то никакая другая «аналитика» не интересует читателей. — Мельчаем? — Любое издание может и должно воспитывать своих читателей. Если представить абстрактную ситуацию, что закрыли все каналы и оставили только «Культуру», то, наверное, какой-то процент зрителей ушел бы из телевизора, но большинство сначала поплюется, а потом привыкнет. И станет смотреть классические фильмы, слушать классическую музыку. То же и с журналами, газетами. А они сегодня приучают известно, к чему. Мария Свешникова. Фото Юлии Маковейчук — А не может быть так, что в начале 90-х было интересно как все запретное, а сейчас перестало быть запретным и наскучило? Ведь в 90-е годы все в прямом эфире смотрели дебаты парламентские, все голосовали, были в партиях, сейчас и к политике ноль интереса… — Запретное было в 70-х. А в остальном, кажется, у Валентина Распутина был в одной из книг разговор – «сейчас не то, а вот раньше и то было не так, и это по-другому». Главный герой молчал-молчал и говорит: «И вода». Спорщики не поняли: «Что вода?» — «И вода мокрее была». Что толку «анализировать», почему? Тут скорее, надо задавать вопрос, что делать? Но и на него у меня ответа нет. Да и не хочу я его давать. — Что сегодня происходит с информацией в Интернете? — Во-первых, сегодня наступило пресыщение информацией. Поэтому информация должна быть очень сжатой. Лично я не могу читать долгие описания, да и сама длинную статью не смогу написать — пишу максимально лаконично.

http://pravmir.ru/maria-sveshnikova/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010