Такова, например, уступка Северской земли королю польскому и уплата значительных сумм. За отсутствием других достоинств, записка отца Савицкого ясно изображает состояние его души и передает его колебания. Основная точка зрения отца Савицкого совершенно тождественна со взглядами Поссевина, развитыми в знаменитых прениях с Иваном Грозным. Савицкий смотрит на соединение с Римом не как на новшество, а как на возвращение к вере предков, к вере св. Ольги и св. Владимира. Их обоих он считает истинными католиками, так как они жили до Михаила Керуллария и окончательного разделения церквей. Теория весьма простая; однако же русские упорно не желали ее принять. Кроме того, она и не устраняла всех затруднений. Сомнения Савицкого относительно границ его власти и возможных уступок оставались не разрешенными. Надо отдать иезуиту справедливость — он поступал искренне, когда высказывал свои сомнения и просил, чтобы ему указали путь, по которому надо идти. В его записке мы находим еще одно практическое суждение, очень определенного характера. Несмотря на свой патриотизм, Савицкий понимал, что, едва признанный, царь не может уступать другим своих владений и расточать государственное достояние. Таким образом, польский иезуит выступал в роли защитника неразделенной России... 2 июля 1605 г. Рангони сообщил кардиналу Валенти о сомнениях будущего царского духовника. Нунций просил папу взглянуть на дело снисходительней и шире. Пришлось обратиться по этому поводу к Инквизиционному судилищу; как всегда, оно не изменило своей обычной медлительности. Прошла удручающая жара каникул, миновала сентябрьская лихорадка, и лишь 13 октября члены трибунала собрались в Квиринал под председательством папы. Предварительно были собраны сведения о самом Савицком. Его коллеги дали о нем отзыв, как о человеке, достойном доверия, хорошем богослове и выдающемся администраторе. Этот отзыв был принят к сведению; он же указал и выход из затруднения. По окончании прений, вместо того чтобы дать какие-либо инструкции иезуиту, ему было предложено руководствоваться собственной его ученостью и опытом.

http://sedmitza.ru/lib/text/439739/

Возможность легкого приобретения была слишком сильным искушением для корыстолюбия, чтобы ему не поддались члены клира, повела за собой роскошь. В Риме было немало таких назойливых клириков, которые готовы были выпрашивать и вымогать у матрон и знати предметы роскоши, которые они видели в их доме. Не обошлось без случаев злоупотреблений по духовным завещаниям. Дело в том, что завещания писались или на имя всей церкви, или на имя частных ее представителей; это обстоятельство и давало возможность злоупотреблений. Не все епископы были так благородны, как, например, Аврелий карфагенский, который возвратил завещанное церкви имущество одному человеку после того, как у него родились дети. Августин подражал ему: «Кто хочет, — говорил он, — оставить свое имущество церкви, отняв права наследства у своего сына, тот пусть ищет другого епископа, а не Августина, и дай Бог, чтобы он не нашел никого, кто захотел бы принять такое наследство». Дары принимал он очень осторожно, обращая внимание на характер имущества. Государство, освободив церковные имущества от munera sordida, держалось того воззрения, что церковь, принимая имущество, должна принимать и те обязательства, какие нес владелец имущества. Случилось, что лицо, транспортировавшее хлеб в столицу, завещало имущество в церковь. Августин, зная, что для доставки хлеба нужно будет завести целую фалангу матросов, отказался от имущества.  Погоня духовенства и монашества за наследствами приняла такие размеры, что уже в 370 году [как замечено было вышесуровый и беспристрастный Валентиниан I попытался обуздать алчность клира. Эдиктом на имя папы Дамаса император запретил клирикам и монахам входить в домы вдов и сирот. Всякое завещание в пользу духовных или монахов считалось недействительным. И Иероним признавал, что это ограничение прав их было заслужено. Есть основание думать, что этот закон направлен был против завещаний, сделанных только в пользу клира лично; завещать в пользу церкви дозволялось. Эдикт Валенти–ниана отменен был лишь Маркианом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Забыт был и царь московский. Никто не думал о нем, пока папский престол оставался незанятым. Зато сейчас же после своего избрания Павел V поспешил выяснить себе это темное дело. Еще будучи кардиналом, он слышал в римской курии разговоры о претенденте. В руках его были депеши Рангони и письма отцов иезуитов. Римское общество живо интересовалось этим необыкновенным государем, и кардинал Сан-Джорджио в следующих словах резюмировал зарождающиеся надежды своих соотечественников: «Благодаря Дмитрию мы посмеемся, а турки заплачут». Поэтому уже 4 июня кардинал Валенти поручает Рангони навести подробнейшие справки о личности Дмитрия; пусть он позондирует общественное мнение и главным образом разузнает об отношении к этому вопросу со стороны короля. «Чем полнее и точнее будет расследование, — говорит он, — тем угоднее то будет Его Святейшеству». 16 июля отправляется новая настойчивая депеша, на этот раз шифрованная. Валенти только что узнал о смерти Бориса Годунова. Успехи Дмитрия приобретают почти чудесный характер, и святому отцу желательно быть осведомленным обо всем как можно скорее: его тревожит мысль о будущем. Если вся страна признает нового государя, что надо сделать, «дабы утвердить его в католической вере и сохранить его преданность святому престолу»? Рангони предложено поразмыслить по этому вопросу. И так как нунций медлил со своим ответом, Павел V сам отправил грамоту к Дмитрию 12 июля 1605 г. Очевидно, он был менее недоверчив, чем Климент VIII, и не обладал его сдержанностью. Ему казалось, что надо, наконец, подать признаки жизни и обеспечить за собой симпатии новообращенного. Наконец, в последних числах того же месяца была получена столь желанная депеша Рангони. Помеченная 2 июля 1605 г., она была адресована папе и заключала двадцать семь страниц большого формата. Нунций только и ждал случая, чтобы выдвинуть своего протеже: приказание папы приходилось ему как нельзя более кстати. Относительно происхождения Дмитрия Рангони воспроизводил полностью приведенное выше донесение князя Адама Вишневецкого.

http://sedmitza.ru/lib/text/439739/

Боязнь не угодить царю московскому и, значит, вооружить его против Рима, доходила до крайности. Его святейшеству причинял крайнее беспокойство решительно всякий каприз московского посла 122 . На эти капризы Власьева Рим смотрел, как на выражение нерасположения Лжедимитрия к католичеству, и всячески старался устранить и малейшие поводы к ним. Папскому нунцию в Польше было приказано, как можно, ласковее обращаться с послом Лжедимитрия, и когда Рангони исполнил это желание папы, Валенти писал к нему, что его святейшество очень доволен поступками его относительно московского посла и просит вперед продолжать такое же обращение, так как это служит к уловлению умов, особенно в тех странах, где ласковость ценится очень дорого 123 . Свою любезность к Лжедимитрию Рим простер до того, что отправил нарочного посла с письмом к нему и апостольским благословением. Послом был граф Александр Рангони, племянник нунция в Польше. Чрез него папа хотел получить верные сведения о том, как относится Лжедимитрий к римской церкви на московском престоле. Пока до Рима не дошло ни одной утешительной вести о делах московских. Томиться в неизвестности, в сомнении, жить в постоянном опасении за дело католичества в России нетерпеливый папа был не в силах. Нужно было узнать что-нибудь определенное!.. Любезность Рима по отношению к московскому престолу могла надмить гордого Лжедимитрия и, конечно, крайне не нравилась Сигизмунду. Король польский решительно воспротивился отправке в Москву графа Рангони. В Риме считали неблагоразумным до крайности раздражать Сигизмунда и решили отложить поездку посла; об образе же мыслей Лжедимитрия полагали узнать от его посла в Польше. Но Александр Рангони уехал в Москву вопреки воле короля, по совету своего дяди нунция, на что Рим посмотрел очень неблагосклонно 124 . Папа опасался, как бы не увеличились недоразумения между Москвой и Польшей, что вредно могло отозваться на деле католической пропаганды, и как бы самое посольство не ухудшило и без того незавидное положение католической миссии в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

46 Барсов Е.В. Древнерусские памятники венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царской власти на Руси. М., 1883. C. X, XI. 47 Суворов Н.С. Девять глав о свободной Церкви доктора Фридриха Маасе-на//Временник Демидовского юридического лицея. Книга 29. Ярославль, 1882. C. XXVIII. 49 Суворов Н.С. Предисловие к книге Ф. Маасена «Девять глав о свободной Церкви и свободе совести». C. XV–XVI. 50 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. C. 432, 433. 52 Барсов Е.В. Древнерусские памятники венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царской власти на Руси. C. XI. 53 «Донесение св. Собора благочестивейшим государям о низложении Не-стория»//«ДВС». Т. 1. C. 270. 54 «Прошение Евсевия, епископа Дорилейского, к императорам Валенти-ниану и Маркиану»//«ДВС». Т. 2. C. 67. 56 «Донесение святого Халкидонского Собора славной Пульхерии, Августе, об осуждении Диоскора, бывшего епископа Александрийского»//«ДВС». Т. 2. C. 299. 62 «Послание императрицы Лицинии Евдоксии Феодосию (о возмущении Церкви Кафолической)»//«ДВС». Т. 2. С. 43. 65 Барсов Е.В. Древнерусские памятники венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царской власти на Руси. С. IX. 70 Феоктист (Попов), иеродиакон. Император Юстиниан и его заслуги в отношении к Церкви Христовой//Христианские императоры Рима. С. 100. 94 «Слово благочестивейшего императора Юстиниана, посланное к Мине, святейшему и блаженнейшему архиепископу благополучного города и патриарху, против нечестивого Оригена и непотребных его мнений»//ДВС. Т. 3. С. 514. 96 Феоктист (Попов), иеродиакон. Император Юстиниан и его заслуги в отношении к Церкви Христовой. С. 87, 88, 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам Павел V, вскоре по вступлении на престол, почтил Лжедимитрия письмом (в июле 1605 г.). Поздравляя его с победою над Годуновым, папа особенно радуется тому, что Лжедимитрий вступил на царство послушным сыном римской церкви. Одна эта мысль приводила папу в восторг. Обращение московитян в католическую веру представлялось ему делом вполне возможным, и Павел выразил надежду на то, что «Отец щедрот, по своему милосердию, дозволит ему увидеть» распространение католичества в России при том, впрочем условии, если Лжедимитрий «будет сохранять в целости и неповрежденности католическую веру» 114 . Папа как будто сомневается в искренности расположения царя московского к римской церкви. К огорчению Рима, до него дошли неутешительные вести о непрочном положении Лжедимитрия в Москве и заговорах против него 115 . Разумеется, сведения получались от проживавших в Москве иезуитов, которые писали в Польшу о заговоре Шуйского 116 . По донесению Лавицкого, Шуйский обвинял Лжедимитрия в оскорблении православной веры и распространял в народе слух, что самозванец намерен разрушить все церкви по совету иезуитов. Если такие известия дошли до Рима, то они могли ясно показать, как мало надежды на окатоличение Московии. Заговор против Лжедимитрия, в глазах папы и его слуг, был заговором против католической веры. Но мог ли Рим расстаться с своей излюбленной мечтой относительно Московии? Конечно, нет! Не даром кардинал Валенти надеется, что Лжедимитрий, по открытии заговора, приведет свои дела в лучшее состояние и, так как он расположен к римской церкви, будет стараться распространить католичество в России 117 . Но это было скорее утешение себя, нежели на чем-нибудь основанная надежда. Однако в Риме стали опасаться, как бы Лжедимитрий, заподозренный в оскорблении православной церкви, ради короны и, царства совсем не отказался от своих обещаний, данных католикам. Случись это, и Рим должен был бы проститься с мечтою о скором обращении москвитян в латинство. Такое опасение за судьбы католицизма в России не раз высказал в своих письмах римский первосвященник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Как высоки были издержки на претуру, на это можно находить случайные указания. Прокл, Римский сенатор, издержал 12 кентинариев; сын Симмаха, небогатого сенатора, 20 кентинариев, и сын богатого Максима — 40 кентинариев (кентинарий — 100 фунтов серебра).   2. Вторая повинность на сенаторов–землевладельцев называлась follis senatorius или gleba. Follis значит, собственно, мешок потом оно стало обозначать мелкую медную монету, а follis senatorius обозначал римские фунты золота. Так как этот follis падал на землю, то поэтому и назывался gleba. Follis senatorius делился на 3 градации: в 8, 4 и 2 фунта золота — сообразно с имущественным цензом сенаторов. Но с течением времени выяснилось, что 144 червонца (2 фунта) платить в год очень тяжело, поэтому установлен был преимущественно для бедных сенаторов follis в 7 со–лидов. Наконец, не имевший имущественного состояния был совершенно освобожден от gleba. Follis " у сенаторов соответствовало auram coronarium, которое платили municipes.  3. Третья обязанность есть auram ablativum (золотоподнос–ная). По случаю «lustra», т. е. пятилетних юбилеев, сенаторы делали торжественные подарки императору. Например, Валенти–ниан II по случаю 10–летнего юбилея получил от сенаторов подарок, стоивший 16 кентинариев золота. Но если мы представим, что не все сенаторы были чудовищно богаты, то поймем, что эти подарки были нелегки для них. Самые богатые римские сенаторы получали в своих patrimonia дохода 40 кентинариев и натурой, в виде зерна, столько, что, если бы продать его, то могла бы получиться сумма от 15 до 10 кентинариев.  Освобождаясь от муниципальных повинностей, сенаторы подпадали, таким образом, другим обязанностям.  Так как количество лиц, освобожденных от munera personalia, сильно увеличивалось, если присоединить сюда освобожденных фиктивно, и именно, настолько, что не находилось граждан, которые могли бы взять на себя исполнение munera, то городам было трудно выполнять эти обязанности. Поэтому города сами стали выбирать от себя граждан для βουλ или курии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Поворотным для города моментом стала подача новости в СМИ, говорит моя собеседница: «Мне кажется, это было впервые: все сюжеты в СМИ были положительные, и их было много. И очень многие люди, которые сюда не приходили, изменили свое отношение к бездомным в своих районах. Мы знаем, что некоторые люди предлагали бездомным ночлег, другие звонили нам и просили приехать помочь бездомному, который спит на улице. Кто-то предлагал горячее, теплые вещи. Другие религиозные конгрегации, общины братьев и сестер, увидели наш опыт и тоже открыли у себя ночлег. И наши друзья-бездомные сказали нам в эти дни: “Город нас заметил”». По словам моей собеседницы, на отношение горожан повлиял и громкий судебный процесс по делу Mafia Capitale («столичная мафия»), в рамках которого в 2015 году на скамье подсудимых оказалось полсотни политиков, чиновников и представителей криминальных кланов: бывших чиновников мэрии Рима обвинили в коррупции, фальсификации результатов тендеров, отмывании денег, взяточничестве и вовлечении в деятельность мэрии криминалитета. И Николетта Алессандро, и Лючия Луккини говорят, что этот громкий процесс открыл глаза многим: «Во время этого скандала люди увидели, что огромные социальные бюджеты были потрачены не по назначению. И поэтому даже те люди, которые раньше говорили, что о бедных должно позаботиться государство, поняли, что надеяться на государство не нужно, а каждый должен делать то, что в его силах». «Люди стали помогать конкретным нуждающимся. И они увидели, что бездомные очень разные и очень похожи на нас. Таким образом тоже можно преодолевать страх. А страх разделяет людей и в Риме, и в Москве». По словам Лючии, помощь общины для многих бездомных оказалась стимулом к социализации и нормализации их жизни: «Сами бездомные включаются в этот процесс, они становятся частью общества, они перестают чувствовать себя отверженными, как только понимают, что кому-то нужны. Это поразительно». С 7 января в церкви святого Каллиста получили ночлег 68 человек — в основном это старики, которых потом устраивали в приюты или госпитализировали по состоянию здоровья. Несмотря на большой опыт в общине, Лючия в эти дни тоже сделала много открытий. Главный вывод, которым ей хочется поделиться, таков: «Если человеку холодно сейчас, мы не можем сказать ему, что постараемся помочь ему завтра. До завтра он может умереть, как это случилось с Модестой Валенти».

http://pravmir.ru/vozmozhno-myi-poka-ide...

Бездомные очень часто погибают — просто не выдерживает организм Сегодня, 6 марта, в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине была отслужена панихида по бездомным людям, жившим и умершим на улицах Москвы. Как сообщает агентство РИА «Новости» , служба состоялась по инициативе объединения « Друзья общины святого Эгидия ». Первая такая панихида в храме в Столешниковом переулке прошла в 2006 году в память о молодой женщине, которая умерла на улице от холода и болезней. С тех пор каждый год в его стенах поимённо вспоминают всех тех, кто остался без крова и погиб и чьи имена оказались известны верующим. « Мы собираемся уже 10 лет, чтобы бросить вызов забвению, чтобы учиться человечности. Мы встречаем Бога, когда помогаем друг другу. Это дает каждому из нас достоинство, радость и надежду », — сказала координатор программы помощи бездомным «Друзей общины святого Эгидия» Светлана Файн после окончания богослужения. Добровольцы движения регулярно приносят бездомным горячие чай и еду, медикаменты, помогают им в решении непростых каждодневных проблем. « К сожалению, бездомные очень часто погибают — просто не выдерживает организм. Среди тех, кого сегодня поминали за панихидой, много и тех, кого мы знали лично, и тех, о ком нам рассказали. Можно сказать, что мы молимся о наших друзьях и о друзьях наших друзей », — отметила Светлана Файн. Традиция заупокойных богослужений по погибшим бездомным впервые появилась в Риме более 30 лет назад. 30 января 1983 года на железнодорожном вокзале Термини умерла нищенка Модеста Валенти — врачи отказали ей в медицинской помощи. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 марта, 2012 10 января, 2016 6 марта, 2016 17 декабря, 2022 25 июля, 2022 8 февраля, 2022 15 января, 2022 27 ноября, 2021

http://pravmir.ru/v-moskve-otsluzhili-pa...

В Риме, в Общине Святого Эгидия, чьим опытом служения бедным вдохновляются православные Друзья Общины, уже с 1982 года каждый год 30 января служат литургию в память Модесты и других бездомных друзей Общины. Модеста Валенти жила на римском вокзале Термини. Когда ей стало плохо, приехала скорая, но отказалась помочь, потому что она была грязная и у нее были вши. Модеста так и умерла, где жила – на вокзале. Смерть Модесты подчеркнула глубокую несправедливость общества по отношению к бездомным, перевернув сознание многих людей. Сейчас в Риме есть улица Модесты Валенти — виртуальная улица, где прописаны многие ее товарищи по несчастью. Эта необычная прописка дает им различные социальные права. А на вокзале, на «ее» перроне, установлен барельеф в память о ней. Приглашение молиться вместе в церкви принимают обычно с радостью и благодарностью. «Я обязательно приду», — звучало рефреном в ответах бездомных. «Это очень важно». «Только вы про нас помните». На панихиде звучат имена бездомных. Это важно: вспомнить каждого по имени, ведь за каждым именем – своя история, жизнь, разочарования и надежды. А еще это один из способов победить анонимность жизни на улице , окруженной равнодушием и презрением. На панихиде никто не «бомж» , здесь люди вспоминают людей, чтобы те, кто, лишен достойной жизни, не был лишен достойной смерти. На первом плане – с палочкой – «царица» Елена, с которой «Друзья на улице» познакомились еще осенью 2002 года, когда служение бездомным делало свои первые шаги. «Царицей» она стала после того, как на вопрос о том, как её зовут, ответила: «Елена. Как царицу». Храм свв. Космы и Дамиана в Шубине известен многим бездомным. Здесь дважды в неделю группа милосердия угощает бездомных горячими обедами. Многих бездомных, как и в прошлые годы, помог привезти сюда автобус «Милосердие». Люди, чья жизнь висит на волоске из-за тягот жизни на улице , очень ценят и церковную молитву, и возможность вспомнить своих друзей, и сознание, что и твоя жизнь ценна и не пройдет бесследно.

http://pravmir.ru/panixida-po-bezdomnym/

   001    002   003     004