В самом деле, тот, кто вздумает основать на соч. Дюканжа обзор религиозных сооружений Византии, хотя бы и не в историческом порядке, будет принужден принять огромное их число даже для древнейшей эпохи. Между тем, как отчасти известно и что легко заключить, так наз. монастыри к IV – V веках и даже позднее (приблизительно до окончания иконоборческой эпохи) были не что иное, как те же дома, но завещанные частными людьми религиозным общинам, и едва ли даже во всех таких домах были церкви, часовни или какие – нибудь молельни. Многие из них были также подворьями для разных иностранцев и странноприимными домами, так как список собственных xenodochia – правительством учрежденных приютов слишком не велик, чтобы в этом числе удовлетворять нуждам громадного приморского города и столицы всего христианского Востока. Что все неизвестные по времени основания и именам их основателей монастыри были не велики, и не заключали в себе притом особозамечательных храмовых построек, видно из того, что византийские Историки и описатели с особенным вниманием указывали и описывали все сколько – нибудь выдающиеся обители. Наконец, большинство этих выдающихся монастырей и сохранилось предпочтительно перед церквами, потому что попечение религиозных общин о своих зданиях, при известном авторитете монастырей в Византии, было более действительно, и, главное, постоянно, чем заботы приходов, частных лиц и даже правителей о церквах. До начала VI века мы знаем (по именам) следующие монастыри в Византии: Константина Великого в участке Аркадия (близ форума), Константа, Аэция в Петрионе, Кира en to_v Анастасия у водопровода, Валента, Евдоксия, Аймона патриция при Льве Макеле, далее во имя Иова, Ионы, Антония (большой монастырь), Авраамия или Авраамитов 76 , св. Дометия мученика 77 , св. Евфимия 78 , св. Евсевия 79 , Павлина, Георгия в Ксилокерке, Ап. Петра, Валенти и Даудата тож, муч. Кириака два монастыря внутри города и за Золотыми воротами (при Льве Макеле), Кирика и Иулиты. Монастыри Феодора Египтянина (четыре, из них два в Петрионе), Феодота, Авива, Афима, Самуила (два katèa tèon Skéuqhn, en Quka_v) Венания, Кийюма, Исаакия, Мары, Марка, Матроны, Максима, Максимины, Неона, Олимпия и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1742 См. «Ист. стат. опис. Мин. епархии» арх. Николая о количестве отнятых церквей с 1706 по 1765 г.; стр. 39, 40. См. подробное исчисление 128 православных церквей и монастырей, отнятых и обращенных в унию с 1734 по 1743 г., в Арх. ю.-з. России, ч. I, т. IV, стр. 448, а также реестр составленный в 1747 г. епископом Иеронимом Волчанским, в соч. Бантыша-Каменского, Ист. изв. об унии, прилож. II. 1743 См. покровительственные декреты польских королей Августа II от 1720 г. и Августа III в 1735 г. в Вилен. Арх. Сб. т. IV, 57. 1744 См. эти буллы, индульгенции, декреты в т. XVI Вилен. Акт. стр. 146 и послед. См. также письмо кардинала Валенти к Сапеге от 1740 г., Вилен. Арх. Сб. т. III, 102. 1747 См. подробности в записке поданной еписк. Георгием Конисским польскому королю 29 июля 1765 г.: в этой записке содержатся также возмутительные факты о насилиях над православными со стороны униатов и иезуитов: Докум. объясн. ист. зап. рус. края, стр. 373. См. заявление о страданиях православных там же, стр. 419. 1748 Вил. Акты, т. VIII, стр. 609–624; в этом документе говорится о мучениях священника Андрея Крушиновского, о неистовствах миссионера Овлочинского, о принуждении семидесяти человек православных дворян к отступлению от веры и других печальных случаях. См. там же заявление диссидентов от 1766 г. (стр. 625). См. также памятную записку Слуцкого духовенства от 1768 г., причем оно ходатайствовало о разрешении ему и братствам сытить мед в храмовые праздники, и о воспрещении жидам препятствовать исполнению этого старого обычая: Вил. Акты, т. XII, стр. 237. См. также Вил. Арх. Сб. т. X, стр. 311 и след. 1749 Особенно тяжелые подробности приводятся в названном историческом сборнике о сожжении униатами в 1766 году жителя м. Млиева Даниила Кушнера; см. II т. Арх. ю.-з. России, стр. CXXXIX и документы на стр. 382 и 393. Страдания Даниила, Холм. календ. 1885. 1750 Витеб. Стар. т. V, стр. CXVIII. См. о присоединении земель к России в 1772 г., тот же сборник, т. I, стр. 197 107). См. манифест 14 декабря 1795 г. в Вил. Акт., т. IX, стр. 573.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Народ начинал верить обманщику. Митрополит Гермоген, будучи уже семидесятилетним старцем, начинал тревожиться за все то, чему отдал лучшие годы своей жизни и деятельности. Он, умудренный книгами и опытами, видел в лице самозвванца отраву для Руси, православия и торжество католичества. Действительно, по смерти Бориса, начались такие ужасы, которых не пересказать одним словом. Приверженцы самозванца задались целью уничтожить весь род Годуновых: сына Бориса царя Феодора Борисовича умертвили отвратительным образом. Тело Бориса выкопали из могилы в Архангельском соборе, положили в простой гроб и похоронили в Варсонофьевском монастыре на Сретенке. Но каково было все это переживать митрополиту Гермогену, близко принимавшему к сердцу события, происходившие в Москве. Оно болело своей русской душой, и сохранил мир среди раздора вверенной ему паствы. Когда же вынужден был проявить твердость своих убеждений, то был не уступчив и несокрушимо тверд, так что современники видели в нем непреоборимого пастыря и обличителя мятежников за их христианоборство. Не прельстило Гермогена сенаторское звание, данное ему Лжедмитрием и сидение в сенате (преобразованном из боярской думы) рядом с лжецарем, и не поколебало его глубоких родных убеждений. Он первый из русских архипастырей выступил на защиту православия, обнаружил непоколебимое мужество и самоотвержение, когда зашла речь о женитьбе самозванца на католичке Марине. Лжедмитрий просил благословения венчаться на ней без принятия его св. крещения по-православному. Лжепатриарх Игнатий и другие церковные власти молчали, только один Гермоген смело ответил: «Православному царю непристойно брать замуж неправославную, вводить ее во святую церковь , и строить римские костелы. Не делай так царь. Из прежних русских царей никто так не делал, а ты хочешь сделать!» Его слова поддерживал епископ Иосиф; Гермоген стал требовать оставления католичества и крещения будущей царицы прежде венчания. В противном случае, говорил он, брак будет беззаконным. Эта прямота привела в ярость самозванца, он выслал Гермогена из Москвы обратно в Казань и ему угрожало лишение сана. В какой монастырь ссылался святитель, неизвестно. Между тем, по приказанию царя и лжепатриарха, в Москву прибывали иезуиты, совершали в Кремле латинское богослужение, старались всеми способами распространить в России римскую веру; а царь беспрестанно сносился с папою и с польским духовенством. Разумеется, римские католики были в восторге от успеха самозванца, полагая, что, наконец, достигли цели, к которой так давно и так ревностно стремились. «Святой отец в восхищении от успешных дел Димитрия, – писал к нунцию кардинал Валенти, – и благодарить Бога, Который, среди трудов его, соблаговолил утешить его надеждою видеть обращение московских схизматиков к вере истинной».

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Но царь Борис не ограничился посольством в Польшу. Он отправил обстоятельные письма к императору немецкому и папе римскому, в которых подробно рассказал историю Гришки Отрепьева, превратившегося в царевича Димитрия, жаловался на короля польского и высказал опасение, что война с Сигизмундом помешает общим действиям против турок. Прикровенно Борис высказывал желание, чтобы и император, и папа по собственному почину пришли ему на помощь. Правда, на этот призыв никто не отозвался. Тем не менее самозванцу и его вдохновителям приходилось принимать соответствующие меры и в Польше, и в Праге, и в Риме. Было о чём думать и над чем Беспокоиться. сидя в Путивле. Как раз в это тревожное время из Москвы пришло неожиданное известие о том, что царь Борис Феодорович Годунов скоропостижно скончался. События сразу круто изменили своё направление. Самозванец воспрянул духом. За ним подняли головы и все его сторонники, и подстрекатели. Ободряющие вести полетели во все концы Польши и даже в Рим, где уже сменился другой папа после Климента VIII. Преемник его, Лeb XI , скончался после месяца папствования. Рангони позаботился осведомить новоизбранного папу Павла V и, если можно, расположить его в пользу покровительствуемого им Лжедимитрия. Он отправил к нему подробное донесение обо всех предшествовавших событиях и просил отцовское благословение самозванцу. Письмо это, быть, может, должно было отвратить папу от ходатайства царя Бориса. Оно имеет огромное значение для истории самозванца. Рангони писал: „Ваше Святейшество! Поцеловав смиренно ноги вашего святейшества, следую приказаниям светлейшего кардинала Валенти, данным мне от имени вашего святейшества, и посылаю точный и подробный отчёт о личности и характере Димитрия московского. Если в этом отчёте, вследствие моей слабости, не будет порядка и последовательности, достойных вашего святейшества, однако, будет верная передача всего случившегося до сих пор и дошедшего до меня, сообразно с ниже следующими рассказами. В конце октября 1603 года было доложено его величеству польскому королю, что какой-то москвитянин, по имени Димитрий, открыто признал себя сыном великого князя Ивана московского и что он находится в доме князя Адама Вишневецкого в той части России, которая подвластна польскому королевству. Говорили, что к нему стекается множество знатных московских людей, которые признают его своим наследным князем. Вследствие этого его величество, желая лично убедиться во всем, а также для избежания смут в этих окраинах, приказал князю Вишневецкому призвать к себе москвитянина, но раньше сообщить подробные сведения об этом деле и о показаниях Димитрия. Эти показания, слово в слово согласно с рассказом Димитрия, следующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Все встают на молитву. Падре вспоминает бездомную Модесту Валенти, а потом все молятся о епископах из Алеппо, которые пропали без вести в Сирии в 2013 году. Община молится за них каждый день. «Этих епископов наша община давно знает,— поясняет Николетта.— Епископ Марк Григориус Ибраим всегда участвовал в наших молитвах за мир. Они оба православные епископы. И еще в тот год был похищен священник-иезуит, он жил в старом сирийском монастыре 30 лет, который сам восстанавливал. О нем мы тоже молимся. Мы надеемся, что они живы». Когда молитва заканчивается, люди не расходятся и продолжают общаться друг с другом. Здесь все — регулярные волонтеры. Кто-то ходит в психоневрологический интернат, кто-то в дома престарелых, которые содержит община, кто-то помогает одиноким инвалидам и бездомным. Покидая храм, прихожане кладут молитвенники на стол у выхода. — Мы стараемся приходить сюда каждый день,— поясняет Николетта,— молитва укрепляет и помогает подвести итоги дня. — Неужели необходимо приходить так часто? — Это не повинность,— смеется Николетта,— но мы стараемся. Община занимается не просто социальной работой. Мы делаем это ради Бога, это живая проповедь Евангелия. Молитва усиливает смысл нашей работы. Без молитвы можно забыть, для чего мы решили этим заниматься. На площади возле собора люди прощаются и расходятся по домам: завтра вечером они придут сюда молиться за мир. Эта молитва для них не абстрактна: здесь говорят, что война идет из-за того, что слишком много равнодушных к ней людей и что каждый житель Земли несет за это ответственность. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 января, 2024 10 января, 2024 3 августа, 2016 5 сентября, 2016

http://pravmir.ru/vozmozhno-myi-poka-ide...

Возвратившись из Рима (880 г.), он трудился в Моравии еще пять лет, до самой своей смерти, которая последовала 6 апреля 885 г. Из Моравии, еще при св. Мефодии, христианство проникло в Богемию. Богемский герцог Боривий, находясь в частых сношениях с Моравским государством, около 880 г. при дворе Святополка, принял крещение от Мефодия и взял с собой священника. Его жена Людмила и многие другие также крестились. § 7. Христианская Церковь в период Великого переселения народов. Ислам В начале IV века систематические и почти постоянные гонения на христиан со стороны язычников в Римской империи прекратились. Но Церкви все-таки пришлось и теперь испытать много бедствий. Особенно много зла приносили ей так называемое великое переселение народов, нападения персов и страшные опустошительные завоевания аравитян – мусульман. Великое переселение народов началось в конце IV века. Неизвестный до того времени азиатский народ, носивший название гуннов, появился в пределах нынешней южной России и начал теснить, прежде всего, готов. Гунны, разделявшиеся на несколько племен, доселе нападали на империю разрозненно. Но к половине V века они были соединены под властью одного вождя Атиллы, который, покорив славянские и многие германские племена, например ост – готов, образовал громадное царство на северных границах империи. Византийская империя принуждена была платить гуннам ежегодно дань, но, несмотря на это, Атилла делал частые набеги на пограничные области. Император Маркиан, впрочем, с успехом отражал его. Атилла со своими громадными полчищами обратился на Западную империю, покоряя на пути разные германские племена. В 451 г. он явился в Галлии, предавая все огню и мечу. Разбитый здесь римскими и вест – готскими войсками, он устремился в Италию (452 г.). Город Аквилея подвергся ужасному опустошению. Рим спасся только просьбами св. Льва Великого и богатым откупом императора Валенти-ниана III. К счастью западной империи, Атилла умер (453 г.), а его громадное царство при его преемниках и распалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Целидоний рассчитывал добиться своего в Риме и там доказывал, что он осужден с несправедливой жестокостью. Когда блаженный муж узнал это, то таким жаром возмущения, такой вышней ревностью был он воспламенен, что не принял во внимание ни жестокости зимы, ни альпийских ветров и обвалов, не испугался ни острой, как стекло, ледяной коры, от которой нужно было очищать путь, ни ледяных игл, свисающих подобно острию меча, сросшихся от сильного мороза и вибрирующих подобно дрожащей руке, ни ужаса несущего смерть мороза! Воистину, постоянно вдохновляемый непоколебимой твердостью веры, не побоялся он совершить путь пешком (тем более что он по собственной воле дошел до такой бедности), без коня, без вьюченной лошади [и даже без короткого плаща]. Бесстрашно преодолев все трудности, он поспешно прибыл в Рим. 22 . Совершив поклонение мученикам и апостолам, святой Иларий предстал перед блаженным папой Львом94, с почтением показывая покорность и со смирением прося, чтобы он, согласно установленным правилам, упорядочил положение в церквях. Он указывал, что некоторые, заслуженно подвергнувшись осуждению в галльских провинциях, присутствуют в столице у святых алтарей95. Иларий предлагает и спрашивает, что если он [папа] охотно примет его предложения, то он прикажет [эти неустройства] тайно исправить; так как он пришел для дел, а не для суда, чтобы в порядке доклада, а не обвинения, сообщить, что было сделано. Но если на то не будет воли [папы], он не будет впредь надоедать ему. И поскольку я не решаюсь в этом повествовании всесторонне обсуждать решения таких значительных людей, тем более же призванных к вышней милости 85 , достаточно коснуться Этого кратко: он один противостоял многим, он ничуть не боялся угрожающих, допрашивающим подробно объяснял, что в течение всей своей жизни он всегда удалялся от общения с тем, кого он осудил совместно со многими мужами; он превзошел 86 обвиняющих и не уступил перед сильными. И, наконец, он посчитал, что следует покинуть это [судилище] тех, кто не направляется разумом, несмотря на свирепство зимнего холода и приставленную стражу. Сведения о конфликте св. Илария с папой Львом содержатся также в послании последнего к галльским епископам и в рескрипте императора Валентиниана III на имя магистра армии Аэция. Свт. Лев Великий в своем послании обвиняет Илария в превышении административных полномочий. Он не только оправдывает Целидония, признавая все возведенные на него обвинения неправомерными, но также лишает Илария прав митрополита, так что отныне он не имел права утверждать поставлення епископов во Вьеннской провинции, а также созывать провинциальные соборы и председательствовать на них. Права митрополита во всей Вьеннской провинции были переданы епископу города Вьенна (см. LeoMagnus. Epist. 10). Император Валенти-ниан III, в свою очередь, предписывает Аэцию поступить с Иларием как с врагом государства, если тот откажется подчиниться решениям римского папы (см. LeoMagnus. Epist. II).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

13 . В самом деле, солнце существует одно, значит, природа солнца также должна быть одна, а не две. Ибо, если в солнце видны многочисленные различия природных способностей, такие как, например, его яркость и жар, и к тому же его трехмерное измерение и сферическая форма, его круговое движение и еще что-либо такого рода, даже в таком случае нет необходимости говорить о множестве природ солнца. Ибо ничего из этого рода само по себе не производит природу солнца. Яркость имеется также в огне, и сферическая форма во многом другом, к тому же круговое движение имеется во всем небе, и трехмерное пространство в каждом теле, но солнце ничем из них не является. Но что является продуктом соединения из всего, что было перечислено, будучи одним и не более, это природа (или сущность) солнца, которая не усматривается в чем-то еще и производит одно солнце и его одну природу. Подобным же образом тогда в отношении Богочеловека, Христа: хотя в Нем видны различия между Божеством и человечеством, никакой знаток природы вещей, каких угодно знаний, не согласится утверждать Его две природы. Ибо Христос не является ничем из них по отдельности, я имею в виду, ни Его Божеством, ни Его человечеством. Однако дело в том, что Он есть продукт соединения двух, очевидно будучи одним, а не двумя, и то, что Он не усматривается ни в каком другом существе, это необходимо ведет нас к тому, чтобы утверждать одного Христа и Его единую природу, хотя, конечно, сложную, как мы уже часто говорили. Иоанн Дамаскин . О ста ересях вкратце. Откуда они начались и от чего произошли 462 . 83 . Египтяне, они же схизматики и монофиситы. Под предлогом халкидонского определения они отделились от православной церкви. Египтянами названы потому, что египтяне первые начали этот вид ереси при царях Маркиане и Валенти-ниане. Во всем остальном они православные. Из привязанности к Диоскору Александрийскому, который был осужден Халкидонским собором как защитник учений Евтихия, они противостали собору и составили тысячи порицаний против него, которые мы выше в этой книге достаточно опровергли, показав их невежественными и суемудрыми. Их вожди: Феодосий-александриец, от которого феодосиане, Иаков-сириец, от которого яковиты. Их сообщники, поручители и защитники: Севир, развратитель антиохийцев, и тщетно трудившийся Иоанн-троебожник 463 , отвергающие тайну общего спасения. Они много написали против халкидонского боговдохновенного учения шестисот тридцати отцов и много расставили соблазнов погибающим, ведущих по их губительной стезе. А также, выставляя догмат о частных сущностях, они вносят смуту в тайну домостроительства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

В 1604 г. Лжедимитрий обязался отдать во владение Марины Новгород и Псков с их уездами, предоставив ей право строить там латинские монастыри и школы. 30 июля того же года самозванец писал папе Клименту VIII, обещая обратить Россию в католичество, за что получил обещание помощи с его стороны. Лжедимитрий, будучи уже в Москве, поздравил со вступлением на престол нового папу, Павла V. Кардинал Валенти от имени папы давал указания нунцию Рангони быть возможно любезнее с московским послом в Польше Власьевым. Сам папа, узнав о короновании Димитрия, писал ему: «Мы уверены, что католическая религия будет предметом твоей горячей заботливости, потому что только по одному нашему обряду люди могут поклоняться Господу и снискивать Его помощь; убеждаем и умоляем тебя стараться всеми силами о том, чтобы желанные наши чада, народы твои, приняли римское учение; в этом деле обещаем тебе нашу деятельную помощь, посылаем монахов, знаменитых чистотою жизни; а если тебе будет угодно, то пошлем и епископов», Лжедимитрий, учитывая поддержку оказанную ему католиками, в частности иезуитами, сохранил связь с ними. Папа был ему нужен и для похода против турок, о котором он мечтал. В Москве самозванец высказывался о желательности соединения церквей. Как отмечает Соловьев, у него «вырывались слова, что можно быть осьмому собору, что в Латинах нет порока, что вера Латинская и Греческая одно...» Но высказывался он все же осторожно. Разбирался в сложности положения и иезуит Лавицкий, бывший при Лжедимитрии в Москве. Он писал старшине своего ордена в Польше: «Мы наложили на себя молчание, не говорим с царем ни об одном нашем деле, опасаясь Москвитян, чтобы царь имел полную свободу в действиях и мог склонить вельмож к своим намерениям». Нахождение в Москве поляков, число которых значительно увеличилось с прибытием туда Марины Мнишек, все более раздражало русских. Лжедимитрий, смущенный настроением москвичей, писал в Краков нунцию, настаивая на том, чтобы Марина содержала католицизм втайне, наружно же исполняла обряды закона греческого, ходила в русскую церковь , постилась в дни, установленные православной церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Священство — это молчание, слышащее в стихии земли тайну смерти и воскресения Христова и нашего. Священство — это погружение в тайну воды, как в утробу, отрождающую жизнь бесконечную. Священство — это смерть и воскресение, драгоценнейший свет миру, это Христос всецелый, совершающий Литургию веков твоими перстными руками. Рейтинг: 9.9 Голосов: 614 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Василиса 11 октября 2016, 16:05 Николаю: а если учесть, что священническое служение, по сути своей, включает в себе функции учителя и врача, а также, отца и матери (рождение в Духе чад Церкви и наставничество) выходит, что бОльшего служения нет на земле. Высоту подвига и тайну его раскрывают слова, приведенные на этой странице. Неземное служение. Николай 10 октября 2016, 14:47 Есть в мире три профессии которые очень важны для человека и во многом формируют его.Это учитель,врач и священник-если последнюю можно к профессии отнести.Они почти во всём определяют наши жизни,отношение к ней и восприятие.И я всегда считал,что в эти профессии нужно обязательно идти по-призванию!А если так случилось,что пришлось стать врачом или учителем по другой причине,то уж точно как минимум делать свою работу добросовестно и честно! Священство-это великое и самое приятное бремя которое Бог может возложить на призванного человека.Ответственность неимоверного масштаба!Каждый раз читая и слыша о тех или иных неприятных,дискредитирующих поступков священников сердце кровью обливается!Ведь каждый недостойный поступок ужасно бьёт почему то по всей Церкви,а скольких слабых внутренне и нерассудительных людей отвращает от Церкви.И тут уже не спасение души,а погибель.И это огромная проблема! Как профессия врача не может испытывать кризис человеческих кадров,т.к это вопрос порой жизни и смерти,здоровья человека.Так и свет священства не может и не должно тускнеть!Так как на кону душа человеческая-самое ценное во Вселенной. Александр 7 октября 2016, 13:07 Батюшка Иоанн Валенти Истрати Помолитесь Христа Ради : За меня , грешного не достойного Александра , а так же , супругу мою Елену , чад наших и моих , внуков , семью , нашу и мою , ближних , наших и моих , за пастырей , наших и моих , за Церковь нашу , страну и народ , о здравии и о спасении душ наших ... . А также о всех усопших , Царство им Небесное и Вечная

http://pravoslavie.ru/97549.html

   001   002     003    004