Содержание глосс представляет собой дословные цитаты или краткие пересказы толкований отцов Церкви и писателей Каролингского возрождения. Комментарии заимствовались преимущественно из лат. переводов сочинений Оригена, прп. Исихия Иерусалимского, свт. Иоанна Златоуста, из оригинальных трудов свт. Амвросия Медиоланского и Амброзиастера, блж. Иеронима, блж. Августина, свт. Григория Великого, Кассиодора, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного, Алкуина, Рабана Мавра, Валафрида Страбона, Иоанна Скота Эриугены, Пасхазия Радберта, Ремигия и Гаймона Осерских, Беренгара Турского, Ланфранка Бекского и Гильберта Универсала. В Magna glosatura Петра Ломбардского включены также комментарии в жанре quaestiones (вопросы). Кроме того, в состав glossa ordinaria входят ряд анонимных примечаний или редакторских ремарок. В глоссированных рукописях леммы, указывающие на авторство тех или иных толкований, как правило, сопровождают только маргинальные глоссы. Интерлинеарные глоссы анонимны, их обычно приписывают Валафриду Страбону. Считается, что межстрочные глоссы комментируют отдельные слова, тогда как маргинальные - целые пассажи. Однако строгой зависимости места расположения глосс от их содержания нет. Интерлинеарные глоссы были поставлены между строк для удобства чтения. Их краткость, естественно, накладывает ограничения на объем комментируемого ими текста. Пока не обнаружено ни одной рукописи, к-рая содержала бы маргинальные глоссы без интерлинеарных и наоборот, причем в разных манускриптах одни и те же глоссы могут быть как маргинальными, так и межстрочными. Т. к. межстрочные глоссы отличаются краткостью, при переписывании их легко было пропустить, поэтому нек-рые переписчики выносили их на поля рукописи. Когда размер обоих типов глосс примерно одинаков, могло иметь место их смешение: изначально маргинальная глосса при копировании рукописи переписывалась как интерлинеарная и наоборот. Заслуга Ансельма Ланского и его учеников состояла в том, что они внесли некоторый порядок в расположение 2 видов глосс. Атрибуция межстрочных глосс Валафриду Страбону не может считаться полностью доказанной, однако этот вид глосс скорее всего является более древним и больше соответствует оригинальной идее сопровождать краткими толкованиями отдельные слова и недлинные фразы библейского текста.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

водой (29), возжжении свечей (30) и др. церковных обычаях, а также о церковной иерархии (31). Отталкиваясь от описания и назначения предметов церковного богослужения, В. С. развивает собственно богословские темы. В трактате даются точные ссылки на мн. источники; в 7-й главе автор приводит нек-рые древненем. соответствия для греч. и лат. церковных терминов. В рассуждениях о церковной иерархии В. С. проводит параллели со светской иерархией и утверждает, что как некогда римляне обладали монархической властью над всем миром, так и в Церкви Христовой высший понтифик, занимающий Римский престол «вместо ап. Петра», «вознесен над всей Церковью» (31); др. Церкви обязаны согласовывать с ним свои решения и соблюдать его постановления. Антиохийская и Александрийская Поместные Церкви, согласно В. С., «соединяются в достоинстве с Римским престолом», однако превосходство этих 3 кафедр «может сводиться к одному достоинству» Римской Церкви, поскольку ап. Петр занимал 2 из них (вероятно, имеются в виду Римская и Антиохийская.- А. Ф.), а 3-ю (Александрийскую) он «сделал своей» посредством своего духовного сына ап. Марка. Римских пап В. С. сравнивает с цезарями, патриархов - с патрициями, архиепископов, к-рые стоят над митрополитами,- с князьями (царями, regibus), митрополитов - с дуксами, остальных епископов - с комитами и префектами. Высшие капелланы у франков, согласно В. С., подобны дворцовым комитам, а меньшие капелланы - вассалам. Пресвитеры сравнимы с центурионами, диаконы - с декурионами. Из светской и церковной иерархий, соединенных любовью, слагается т. о. единая Церковь, «единый дом Божий», «единое Тело Христово», каждый член к-рого приносит пользу на благо целого, и все члены вместе сорадуются и состраждут с каждым отдельным членом, чтобы в этом Теле не было раскола, и Бог был бы все во всем (Ibidem). В. С. полагает, что христ. богослужение, как и христ. религия в целом, прошло длительный путь развития, прежде чем достигло своей полноты (3, 22, 24, 26); каждое церковное таинство складывалось постепенно (26).

http://pravenc.ru/text/153899.html

Это развитие никогда не прекратится и будет продолжаться до конца мира (22). Богословствуя о таинстве Крещения (26), В. С. говорит, что св. Иоанн Предтеча крестил не во отпущение грехов, что подобает только Крещению Христову, а в покаяние. Все христиане, как царственное священство, очищаются от скверны грехов в «духовной купели», чтобы приносить Богу духовные жертвы. Крещение совершается «в смерть Спасителя»; троекратное погружение в купель означает тайну Его тридневного погребения, а 3-е восхождение от воды - Его Воскресение. Кроме того, троекратное погружение может указывать на Св. Троицу, во имя Которой совершается Крещение, а однократное - на единое Божество Св. Троицы (ср.: Greg. Magn. Registri epistolarum I. Ep. 43). В. С. учит, что тех, кто был крещен во имя Св. Троицы даже у еретиков, не следует перекрещивать, но принимать в Церковь через возложение рук и Миропомазание. В случае нужды Крещение может совершить и мирянин, крещенный по всем правилам. Ко Крещению допускаются и однодневные младенцы, к-рые нуждаются в отпущении не личного, но первородного греха. Крестные отцы или матери, воспринимающие младенцев, произносят вместо них исповедание, а когда те достигнут сознательного возраста, наставляют их в этом исповедании. Кроме погружения (mergendo) в Крещении, согласно В. С., допускается использование обливания (desuper fundendo). Родители не могут быть восприемниками своих детей, чтобы сохранялось различие между плотским и духовным рождением. К Крещению непосредственно присоединяется таинство Миропомазания (chrismatis unctio, chrisma), к-рое в древней Церкви совершалось через возложение рук. Оно означает утверждение Крещения (baptismum confirmari, confirmatio). В таинстве Миропомазания «запечатление» миром чела новокрещеных подобает совершать, согласно В. С., епископам, и только в крайнем случае - пресвитерам. В. С. говорит, что Господь Иисус Христос, осуществляя Свое домостроительство во плоти (carnis dispensationem), для устроения нового человека передал ученикам новое таинство, завершив Своей смертью ветхозаветные жертвоприношения и утвердив Своим воскресением новозаветные.

http://pravenc.ru/text/153899.html

Свт. Григорий Великий установил дважды в неделю совершать особые литании, однако о пении K. в посланиях папы прямо не говорится ( Greg. Magn. Reg. epist. XI 31//CCSL. 140A. Vol. 2. P. 919-920; ср.: Ibid. P. 1096, 1102-1104). Тем не менее диак. Агиульф, посетивший Рим в 589 или 590 г., был свидетелем участия народа в пении псалмов и К. во время покаянной процессии в 3-м часу дня ( Greg. Turon. Hist. Franc. 10. 1). Нек-рые исследователи считают данное место в тексте свт. Григория более поздней интерполяцией, содержащей описание литаний, совершавшихся при папе Григории II (715-731) (LP. T. 2. P. 399-400, 406) ( Chadwick O. Gregory of Tours and Gregory the Great//JThSt. 1949. Vol. 50. P. 38-49). В любом случае K. изначально была песнью для сопровождения момента вхождения и занятия мест в храме клириками и хором (schola cantorum). В самом раннем из сохранившихся чинов папской мессы Ordo Romanus I (нач. VIII в.) K. называется laetania (это же наименование сохраняется у Валафрида Страбона и др. толкователей мессы). Оно пелось в то время, когда аколиты (аколуфы) приносили светильники, а папа совершал поклоны перед алтарем и шел к своему трону в апсиде. Схола пела K. сразу после антифонов ( интроита ) до тех пор, пока папа не подавал знак завершить пение (Ordo Romanus. I 52// Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 84). Т. о., количество повторений K. изначально не фиксировалось. Об участии народа в пении прямо не говорится, но, по мнению Дж. Ф. Романо, оно подразумевается ( Romano J. F. Ritual and Society in Early Medieval Rome: Diss./Harvard Univ. Camb. (Mass.), 2007. P. 249-250). После K. папа пел Gloria in excelsis. Во 2-м чине папской мессы устанавливается 9-кратное повторение К. (по 3 раза каждое возглашение) (Ordo Romanus. IV 20// Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 159; то же самое в указаниях 2-й пол. VIII в. о совершении служб суточного круга в Соборе св. Петра и рим. мон-рях - Ordo Romanus. XV 15-17//Ibid. Vol. 3. P. 98-99). Поскольку пение К. было тесно связано с обрядовыми действиями шествия и входа в храм, порядок следования элементов друг за другом мог варьироваться: в источнике кон. VIII в. литания указана до интроита (Ordo Romanus. XXII 6-8//Ibid. Vol. 3. P. 260).

http://pravenc.ru/text/1840233.html

Новый импульс развитию библейских глосс приходится на 2-ю пол. XI в., когда появляется идея создания свода глосс для полной Библии. Ключевая роль в начале этого процесса, по мнению комментаторов XIII в., принадлежала Ансельму Ланскому (ок. 1100), к-рый составил глоссы к Псалтири, Евангелию от Иоанна, Павловым посланиям и, вероятно, на Песнь Песней. Его брат Радульф ( 1131 или 1133) составил глоссы к Евангелию от Матфея; кто-то из них или оба вместе - к Евангелию от Луки. Глоссы к Евангелию от Марка более позднего происхождения. Среди учеников Ансельма в качестве глоссатора прославился магистр Гильберт Универсал (ок. 1110-1120 диакон в Осере, а в 1128-1134 епископ Лондона), к-рому принадлежат глоссы на Пятикнижие, книги Пророков и Плач Иеремии, а также на книги от Иисуса Навина до 2-й Царств. Его имени приписываются также глоссы на 12 малых пророков. В Лане появились глоссы к Соборным посланиям и на Апокалипсис. К нач. XIII в. глоссы, составленные в школе Лана и пользовавшиеся большим авторитетом, тем не менее подверглись переработке. В XII в. в Сен-Викторском аббатстве в Париже возникает центр создания библейских глосс. В Париже впосл. преподавал один из учеников Ансельма и Радульфа - Гильберт Порретанский ( 1154). Глоссы Ансельма значительно расширил Петр Ломбардский († 1160). Его труд был назван «Magna glosatura» (Великие глоссы), комментарий Гильберта - «Media glosatura» (Средние глоссы), Ансельма - «Parva glosatura» (Малые глоссы). На основании изучения этих комментариев велось преподавание в Парижском ун-те. Стандартный текст глосс оформился к XIII в., определение ordinaria появляется не ранее XIV в. В рукописях библейский текст помещался посередине, а по краям (marginalis) и между строк (interlinearis) находились глоссы (в эпоху позднего средневековья считалось, что первые принадлежат Валафриду, а вторые - Ансельму). Комментарии заимствовались преимущественно из лат. переводов сочинений Оригена, свт. Амвросия Медиоланского и Амброзиастера, блж. Иеронима, блж. Августина, свт. Григория Великого, Кассиодора, Беды Достопочтенного, Алкуина, Рабана Мавра, Валафрида Страбона, Иоанна Скота Эриугены, Пасхазия Радберта, Ремигия и Гаймона Осерских, Беренгара Турского, Ланфранка Бекского и Гильберта Универсала. Петр Ломбардский включил в состав «Magna glosatura» комментарии жанра quaestiones (вопросы).

http://pravenc.ru/text/165159.html

[церковнослав.  ], название колокола в слав. богослужебных книгах. Происходит от средневек. лат. названия этого инструмента - campana или campanum. В античный период этим словом называлась любая бронзовая утварь, производившаяся в италийской обл. Кампания (напр.: сатрапа supellex - Horat. Serm. 1. 6. 118). Обозначение этим словом колокола встречается в средневек. лат. текстах широкой хронологии и локализации: в Житии ирл. св. Дага († 586) (ActaSS. Aug. T. 3. P. 657, 659), в «Церковной истории англов» (4. 23) Беды Достопочтенного († 735) (PL. 95. Col. 211; рус. пер. В. В. Эрлихмана: СПб., 2001. С. 139), в Житии св. Галла († ок. 650) (2. 4), написанном Валафридом Страбоном († 849) (MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 315), к-рый в др. сочинении приводит объяснение термина campana, замечая, что колокола меньшего размера называют tintinnabula - по их звучанию и nolae - по г. Нола в Кампании ( Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 5//PL. 114. Col. 924; Idem//MGH. Capit. T. 2. P. 479), в «Liber Pontificalis», где записано, что папа Стефан II (752-757) на построенной им колокольне базилики св. Петра поместил 3 колокола (LP. Vol. 1. P. 454), а папа Лев IV (847-855) построил колокольню для ц. св. Андрея и повесил там колокола (Ibid. Vol. 2. P. 119), в «Деяниях фонтанелльских аббатов» (10) (1-я пол. IX в.) (MGH. Script. Rer. Germ. [T. 28]. P. 33), в «Венецианской хронике» диак. Иоанна (нач. XI в.), где сообщается о дарении в кон. 70-х гг. IX в. дожем Орсо визант. имп. Василию I Македонянину 12 колоколов для построенной последним в К-поле Новой ц. (PL. 139. Col. 910), в «Деяниях Карла Великого» (1. 29) Ноткера Заики (884-887) (MGH. Script. Rer. Germ. N. S. T. 12. P. 39), в «Хронике» (6. 12, 40) Титмара , еп. Мерзебургского († 1018) (MGH. Script. Rer. Germ. N. S. T. 9. P. 140, 158), в «Продолжении Хроники св. Галла» (6) Эккехарда IV Санкт-Галленского († после 1057) (MGH. SS. T. 2. P. 112), в грамоте герм. кор. Генриха IV жителям г. Пизы (1081) (MGH. Dipl. Reg. Imp. Bd. 6. Tl. 2. P. 443. N 336), в 58-м каноне IV Латеранского Собора (1215) ( Mansi. T. 22. Col. 1045) и др. Этим словом называли колокола, сделанные не только из меди, но и из др. металлов,- см. «Историю Иерусалимского похода» (6. 40) (1100-1140) Альберта Ахенского (PL. 166. Col. 557). Встречается уменьшительная форма - campanulum, напр. в Житии св. Эммерама, написанном Арнольдом Санкт-Эммерамским (сер. XI в.) (PL. 141. Col. 1017). В поэме «Войны града Парижа» мон. и диак. Аббона из Сен-Жермен-де-Пре († после 921) для обозначения колоколов используются слова campana и metalla (MGH. Poet. T. 4. Fasc. 1. P. 87, 105).

http://pravenc.ru/text/1470141.html

Исследователи обращают внимание на др. случаи употребления подобного выражения в ВЗ (1 Цар 29. 9; 2 Цар 14. 17, 20; 19. 27) и отмечают, что если считать слова Есфири обычной лестью в адрес царя, то она с трудом согласуется с ее словами в молитве о том, что она гнушается «ложа необрезанных и всякого иноплеменника» ( Moore. 1977. P. 219; попытка решения этой проблемы имеется в работе: Brownlee. 1966. P. 172). История интерпретации Е. к. В христианстве первых веков не было создано ни одного комментария на Е. к. Причинами этого называют возможное неприятие некоторыми отцами и церковными писателями «духа мщения», присутствующего в последних главах книги, и затянувшееся выяснение ее канонического статуса ( Paton. 1992. P. 101). В этот период в произведениях как восточных, так и зап. авторов встречаются тем не менее отдельные аллюзии и цитаты из Е. к. ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 55; Basil. Magn. Adv. Eunom.//PG. 29. Col. 612; Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch.//PG. 49. Col. 50; Aug. De civ. Dei. XVIII 36; Clem. Alex. Strom. I 123. 2; IV 119. 1 и др.). В более поздний период Е. к. были посвящены отдельные сочинения и фрагменты различных авторов: Рабана Мавра (VIII-IX вв.) ( Raban. Maur. Expositio in librum Esther//PL. 109. Col. 635-670), Валафрида Страбона (IX в.) ( Walafrid. Strabo. Glossa Ordinaria: Liber Esther//PL. 93. Col. 739-748), Руперта Дойцского (XI-XII вв.) ( Rupert Tuit. De Victoria Verbi Dei. VIII 1-26//PL. 169. Col. 1379-1395), Гуго Сен-Викторского (XII в.) ( Hugo Vict. Appendix ad Opera Mystica: De spirituali Christi convivio//PL. 177. Col. 1185-1191), Петра Коместора (XII в.) ( Petrus Comestor. Historia Libri Esther//PL. 198. Col. 1490-1506), Николая де Лира (XIV в.) ( Nicol. de Lyra. Postillae perpetuae, seu brevia commentaria in universa Biblia). Наиболее важным из этих сочинений считается комментарий Николая де Лира, публиковавшийся во мн. средневек. изданиях Вульгаты, «посредством которого экзегеза Раши и Ибн Эзры стала известна Церкви», что явилось предпосылкой развития научной экзегезы в следующий период ( Paton.

http://pravenc.ru/text/190265.html

181 В продолжение 970–972гг. правитель, в продолжение 972 – 978гг. действительный великий князь (о последней цифре, вместо 980, ниже). 183 В каком году родился Ярополк, в летописи не записано. Но есть одно обстоятельство, которое может служить к приблизительному определению раннего предела его возраста в минуту смерти Ольги. Святослав, бывший в последний раз в Киеве именно в 969г., когда умерла Ольга, женил его на одной, приведённой им из Болгарии, красивой Гречанке: полагаем, трудно допустить, чтоб это случилось даже ранее, чем Ярополку исполнилось 10 лет. Что касается до позднего предела, то предполагать, чтобы ему в минуту смерти Ольги было более 12 лет, не позволяют собственные года Святослава, у которого едва ли он мог родиться ранее 15-летнего возраста. 184 Между именами бояр Игоря в договоре 944г. есть славянские: Володислав, Предслава (хотя, впрочем, и бояре – Варяги могли уже начать тогда принимать славянские имена). 185 Говоря о церкви пр. Илии при Игоре: „се бо бе сборная церкви”, что значит общественная, летописец даёт знать, что были церкви домовые. За существование церквей домовых говорит и всеобщий тогда в Греции обычай иметь их каждому мало-мальски знатному или, по крайней мере, претендовавшему быть таковым, человеку: домовая церковь была принадлежностью и вывеской знатности (ещё и обстоятельнее будем говорить о них ниже). 186 Свидетельство Валафрида Страбона, приведённое нами выше. Кроме Готов Таврических или Крымских были в Греции ещё Готы Мизийские: Во-первых, потомки приведённых Ульфилой (о которых мы говорили выше), во-вторых, потомки тех многочисленных Готов, которые при нашествии Гуннов в 376г. искали себе у Греков спасения в Мизии. В этой последней во второй половине VII в. образовали своё государство Болгары, принявшие в половине IX века христианство. Но и под властью Болгар, сначала одной политической, а потом и церковной, Готы могли сохранять свой готский язык (Готов в Болгарии было до такой степени много, что и самих Болгар Сербы звали Готами, см. Речник Даничича под сл. Готинь).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1414 Хроника Евсевиева и перевод Иеронима, долгое время считались потерянными. Иос. Скалигер, напечатал хронику Lugd. Batav. 1606 г., но в сем издании очень многого недоставало. Полное и превосходное издание, при пособии ватиканских ркп. сделано Анжелом Майем: Vet. auct. col. nov. Τ. 8. Romae 1833 в лучшем виде, чем у Скалигера, изд. Виллярси: ор. Hieron. Τ. VIII. 1415 Здесь она составляет третью часть и состоит из 30 глав, начинаясь жизнеописанием Иоанна пророка Фивского и оканчиваясь Аполлонием младшим; история предваряется предисловием Иеронима, которое писано при Вел. Феодосие. На сирский язык оно вместе с прочими частями Лавсаика, переведена была в 7 веке н доселе известна в древних списках с именем Иеронима. Assemani Bibl. Orien Т. 3. Р. 1. р. 49. Τ. 1. р. 609. Maii collect. vet. Auct. Τ. 5. ρ. 45. Montfauc. Bibl. Coislian, р. 183. Cangii Glossarium med. Graec. in Indice p. 27. На латинском издано Antverpiae 1615. 628. Иероним описал жизнь Павла Фивейского, Илариона Великого и Мала, добродетели блж. Павлы. Последнее в Хр. Чт. 1847 г. 4. 1416 Об этом пишут Беда (Betr. in Act.), Валафрид Страбон de reb. eccl. с. 28), Кассиодор (Inst. div. с. 32). 1417 Мартиролог Иеронима издан а Luca Dacherio Т. 4. Speciel. Florentiae Luc. 1668, у Миня: Op. S. Hieronymi. T. XI. 434–86. Впрочем в нынешнем виде он говорит и о лицах, живших после блж. Иеронима. См. Oudini Comm. litt. T. I. p. 847–54. Иерониму приписывается также Лекционарий (Comes. ed. а Balusio in Capitulis regum Francorum; у Миня: Op. S. Hieron. T. XI, 487–530). Он был пересматриваем в 471 г. еп. Феодовигом. Augusti Denkwürdigk. Th. 4. S. 271. Th. 6. S. 142. Читать далее Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.]/[Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-ro Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859./Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2 В рукописи лекция представлена не полностью. Продолжение лекции см. в: ОР РНБ. Ф. 253. Ед. хр. Д. 135. «Заметки (5) о богослужебных книгах: триоди постной и цветной, типиконе, требнике, служебнике и др. Л. 48 – 67 об. 4 Программа лекций Николая Фомича за 1880/1881 учебный год сохранилась в: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Ед. хр. 7613 (Дело совета КазДА с программами испытаний магистерских студентов IV к.). Л. 17–18. Автограф Н. Ф. Красносельцева . 5 Отчет о деятельности Казанской духовной академии за 1877/1878 учебный год. Казань, 1878. С. 40. 7 В отчете сказано: «Доцентом Николаем Красносельцевым По литургике студентам II курса, по введении в науку, преподано о христианском богослужении в его составных частях; студентам III курса – о богослужебном песнопении, чтении Св. Писания, о действиях сакраментальных и о богослужебных чинопоследованиях в их целом составе» (Отчет о деятельности Казанской духовной академии за 1877/1878 учебный год. Казань, 1878. С. 34). 8 Одну в сентябре (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1880 г. Казань, 1880. С. 227) и две в январе (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1881 г. Казань, 1881. С. 23). 9 В марте (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1881 г. Казань, 1881. С. 79) 10 У лекции, представленной на л. 28 об. – 32 об., имеется другая запись, представленная на л. 5 – 8 об. Публикуется в Приложении 1. 17 В рукописи – Робана. Рабан Мавр (ок. 780 – 856) – немецкий богослов и писатель, архиепископ Майнцский. Вероятно, имеется в виду сочинение Мавра “De institutione clericorum libri tres”//PL 107/1. Col. 294–420. 18 Валафрид Страбон († 849) – средневековый латинский поэт и богослов. Вероятно, имеется в виду сочинение Страбона под названием “De rerum ecclesiasticarum exordiis et incrementis, sive de rebus ecclesiasticis”//PL 114. Col. 919–966. 20 В рукописи – Атомского. Гонорий Отёнский [Августодунский] (1075/1080 – ок. 1156) – католический богослов, философ и историк. Вероятно, имеется в виду сочинение Гонория “Gemma animae, seu de divinis officiis et antique ritu missarum...”//PL 172.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010