«Из уст младенец незлобивых, и сущих, хвалу Твоих раб совершил еси, разрушити супостата, и отмстити страстию креста, падение древняго Адама, древом же воскресити сего, поюща победную песнь Тебе, Господи» (тропарь первой песни канона Космы Маиумского , утреня, Неделя Ваий). " Крест Твой, Господи, и жизнь, и заступление людем Твоим есть, и нань надеющеся, Тебе распятаго Бога нашего поем, помилуй нас» (пятнадцатый антифон, утреня, Великий Пяток). Кровь – кровь Христова есть символ искупления человеческого рода. «Искупил ны еси от клятвы законныя, честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободься, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» (пятнадцатый антифон, утреня, Великий Пяток). «Живоносная Твоя ребра, яко из Эдема источник источающая, церковь Твою Христе яко словесный напаяет рай, отсюду разделялся яко в начала, в четыре Евангелия, мир напаяя, тварь веселя, и языки верно научая покланятися Царствию Твоему» (блаженна, утреня, Великий Пяток). Лазарь – образ Лазаря Четверодневного, брата Марфы и Марии, воскрешённого Христом ( Ин.11:1–45 , также см. 1Кор.15:55 ), прообраз воскресения Христова и всеобщего воскресения. «Честное воскресение Твое прообразуя нам, воздвигл еси умершаго повелением Твоим бездыханнаго Лазаря друга, Блаже, из гроба четверодневна смердяща» (стихира на «Господи, воззвах», Неделя Ваий). " Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа? Вифании плач ныне на тебе преставляется; вси ветви победы Тому принесем» (эксапостиларий на «Слава и ныне», Неделя Ваий). Лентий – символ божественного смирения, восходит к евангельскому повествованию об умовении ног Христом Своим ученикам ( Ин.13:1–12 ). «Езера и источники и моря сотворивый, смирению нас наказуя изрядному, лентием опоясався, учеников ноги умы, смиряяся премножеством благоутробия, и возвышая нас от пропастей злобы, един Человеколюбец» (седален, утреня, Великий Четверток). Лобзание – за этим знаком приветствия в гимнографических текстах закрепилось значение «поцелуя Иуды», то есть предательства ( Мф.26:48–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается Акафист с греч. – неседальное (разумеется пение) Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов составлен в VII в. на основе еще более древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и Благовещения Пречистой Богородицы . Мария Египетская В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую . В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы – ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием. В субботу шестой седмицы – ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. Воскрешение Лазаря Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия. Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 – 11; Мк. 11, 1 – 11; Лк. 19, 29 – 44; Ин. 12, 12 – 19. Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами. Прп. Иоанн Дамаскин Начало праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник – в III веке принадлежит святому Мефодию , епископу Патарскому (+ 312), оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно. Многие из святых отцов IV в. оставили свои поучения на этот праздник. В VII – IX вв. святые Андрей Критский , Косма Маиумский , Иоанн Дамаскин , Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.

http://pravoslavie.ru/20937.html

в) В воскресенье 3-й недели, в ободрение нас к дальнейшим подвигам поста и для услаждения горьких вод покаяния, совершается на утрени после великого славословия, изнесение на средину храма св. креста для поклонения ему; почему вся седмица называется крестопоклонною и посвящена прославлению св. креста и воспоминанию плодов крестной смерти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа 107 . На литургии в сей день вм. Трисвятого поется: Кресту Твоему... г) В воскресенье 4-й недели прославляются подвиги величайшего из подвижников благочестия св. Иоанна лествичника , написавшего (книгу) лествицу духовного восхождения к христианскому совершенству. д) В воскресенье 5-й недели ублажаются подвиги преподобной Марии Египетской, представляющей своею жизнью назидательнейший образ покаяния, возведшего ее из глубины греховной в такую чистоту жизни, которая удивила самих Ангелов. Шестая неделя – последняя неделя поста; пятницею заканчивается четыредесятница, почему в стихирах на «Господи воззвах» поется: « Душеполезную совершивше четыредесятницу »... Следующая неделя называется особым именем: » страстною седмицею ». е) В воскресенье 6-й недели празднуется Вход Господень во Иерусалим. К особенностям сего праздника при Богослужении относится обряд освящения ваий, или древесных ветвей (верб) на утрени. После Евангелия священник, взявши кадило, кадить крестообразно ваия, кропить их св. водою и читает особо положенную молитву на благословение ваий, и после целования верующими Евангелия раздает им ваия. Принявшие ваия (вербу) в то же время зажигают свечу и слушают праздничный канон, изображая народ еврейский, встретивший Господа с пальмовыми ветвями и воспевавший славу Сыну Давидову. От ветвей и свечей, с коими верные стоять на утрени, воскресение это называется неделею ваий или цветоносною. Литургия совершается Иоанна Златоустог о; на ней поются праздничные антифоны, а вместо «Достойно» ирмос: «Бог Господь и явися нам». Праздник сей не имеет ни препразднства, ни попразднства, потому что пред собою и после себя имеет дни постные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Должно знать, в который день начинается Четыредесятница и в который кончается. Первое исчисление ее есть следующее: Симеон Солунский началом Четыредесятницы полагает понедельник первой великопостной седмицы, а окончанием пяток шестой седмицы, пред Лазаревою субботою, и потому в том же ответе пишет: «Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни. Ибо и в эти дни поступаем по уставу, едим хотя дважды в день, но не употребляем мяса, сыра и рыбы. И Спаситель постился сорок дней и ночей. Об этом говорит и Климент, епископ римский, в Постановлениях, как выше было сказано; это предали и все отцы. Божественный же Савва и Иоанн Дамаскин в иерусалимском Уставе, и исповедники, братья Иосиф Солунский и Феодор Студит , написав на дни св. Четыредесятницы свои песни и самогласны, в пяток Лазарев положили петь: душеполезную совершивше Четыредесятницу». §6. Суббота Лазарева, Неделя Ваий и Страстная седмица не причисляются к Четыредесятнице Суббота Лазарева, Неделя Ваий и вся Страстная седмица, хотя и постные, но не полагаются в числе дней Четыредесятницы. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «воскресение Лазарево и праздник Ваий празднуем, как особенные праздники, также отделяем от четыредесяти дней поста святую седмицу спасительных страстей Господних, ради святейших Господних страстей, которые Он претерпел за нас, даруя нам бесстрастие, и торжествуем, радуясь восстанию Его». Это также написано, как мы сказали, и в Постановлениях; то же доказывают и песни отцев и древнее предание. А потому 49 правило собора Лаодикийского, отделяя таким же образом Страстную седмицу от Четыредесятницы, повелевает поститься во всю Страстную, как и в Четыредесятницу, особо: «четыредесять дней Великого поста, такожде и все дни великия недели спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, яже глаголется Страстная неделя, в посте и молитве и во умилении сердца совершати». Матфей Властарь (под буквою Т, гл. 5) Страстную седмицу также отделяет от Четыредесятницы, и как той, так и другой, приписывает особливые знаменования. Еще и другим образом можно судить об установлении сего поста. Нам повелевается совершать пост сорокавосьмидневный. Сорок во образ поста Господня, которым Он, укрепившись по естеству человеческому, победил нашего врага; следующие потом дни – из благоговения и в воспоминание Его спасительных и святых страданий. Ибо воздержание в эти дни воспламеняет дух наш и возводит нас к восьмому, неразрушимому дню, делая нас сынами света, показывающими любовь к Богу, приличную чадам. А сорок дней являют нас победителями страстей, отвлекают от тела и от земных вожделений, искореняют тот рабский страх, который, подобно мучителю, терзает нашу совесть, заставляет воспоминать согрешения и достойные за них наказания, как сказано: страхом же Господним уклоняется всяк от зла ( Притч.15:27 ). §7. Второе исчисление Четыредесятницы, употребляемое на востоке

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Логика богослужебной поэзии отлична от логики светской поэзии. Она нарушает «естества чин», и постоянно совмещает несовместимое: смерть и жизнь, радость и страдание. Так души праведных, то есть усопших, словно живые, восклицают с радостию, что прольётся кровь Невиновного: «Возопиша с веселием праведных души: ныне миру завет новый завещавается, и кроплением да обновятся людие, Божия крове» 604 (ирмос шестой песни канона Космы Маиумского , утреня, Неделя Ваий), ибо Крестные Страдания Христа и смерть принесут человечеству Воскресение и жизнь. Другое, изменяющее законы естества, выразительное средство гимнографии, унаследованное из поэтического инструментария Псалтири, это персонификация неодушевлённых предметов и умерших людей: ад всесмехливый ужасается, города Иерусалим и Сион радуются, праведные души усопших с веселием вопиют: «Веселитеся, Адаме и Ево, с пророки, се призвати вас страстию, Господь приходит» (стихира на стиховне, Неделя Ваий). Природа становится непосредственным участником событий, чутко реагирующим на происходящее. Во время распятия Спасителя заходят солнце и луна: «Ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры...» (из стихиры на «Хвалитех», утреня, Великий Пяток), «Солнце вкупе и луна померкше, Спасе, рабом благоразумным образовахуся, иже в черныя одежды облачатся» (тропарь второй статии, утреня, Великая Суббота). Надо заметить, что описания природы в гимнографии появляются только в моменты предельной радости, скорби или при явлении Господа: «Да точат веселие крепкое мастительное, горы и вси холми, и древа дубравная да взыграют: Христа хвалите языцы, и тому вси людие радующееся возопийте: слава силе Твоей, Господи» (тропарь четвёртой песни канона Космы Маиумского , утреня, Неделя Ваий). Образ цветов неожиданно возникает в песнопениях Великих Четвертка и Пятка Страстной Седмицы как антитеза нежного творения Божия, дарованного Богом, и жестокости иудеев: «Прежде честнаго Твоего креста, воином ругающимся Тебе, Господи, умная воинства дивляхуся: обложился бо ecu венцем поругания, землю живописавый цветы, багряницею поругания одеялся еси, облаки одеваяй твердь. Таковым бо смотрением разумеся Твое благоутробие, Христе, велия Твоя милость, слава Тебе» (тропарь, час третий, Великий Пяток). Чаще гимнографы аппелировали к временам года. Тексты службы святых севастийских мучеников Иоанна Дамаскина построены на развёрнутой метафоре горечи муки – сладости рая, холода – «страсти», теплоты – рая: «люта зима, но сладок рай, болезнен лед, но сладко восприятие, не уклонимся убо, о воини!», «езеро яко рай и зимность яко зной» (из стихир на «Господи, воззвах»). Ассоциация зимы со грехом, а тепла с добродетелью и раем – общая для византийской гимнографии: «Радуйся, умная ластовице, яже от зимы возлетевшая и бури прелестныя, к весне, и на пажитех Христа благоуханных, мученице, упокоенная» (из стихиры на «Господи, воззвах», служба прпмц. Евдокии, по рукописной Минее Sinait. Gr. 607, IX-X вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

2-ая седмица 25—30 марта 30 марта: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 31 марта (воскресенье): Неделя 2-я. Святителя Григория Паламы. Церковь вспоминает святителя — выразителя учения о нетварных Божественных энергиях. 3-ая седмица 1—6 апреля 7 апреля (воскресенье): Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (воскресенье): Неделя 3-я Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню. Середина поста. 4-ая седмица 8—13 апреля 13 апреля: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 14 апреля (воскресенье): Неделя 4-я. Преподобного Иоанна Лествичника. Церковь вспоминает автора «Лествицы» — знаменитой христианской книги о духовной жизни. 5-ая седмица 15—20 апреля 18 апреля (четверг): Мариино стояние. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского и жития Марии Египетской. Чтение совершается накануне — 17 апреля, в среду вечером. 20 апреля (суббота): Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Чтение Акафиста совершается накануне. 21 апреля (воскресенье): Неделя 5-я. Преподобной Марии Египетской. Церковь вспоминает Память святой Марии Египетской — грешницы, которая ушла в пустыню, прожила там многие годы и победила свои страсти. 6-ая седмица 22—27 апреля 27 апреля: Лазарева суббота. Воспоминание о чуде воскрешения Христом праведного Лазаря. 28 апреля (воскресенье): Неделя 6-я. Вербное воскресенье (Неделя ваий). Церковь вспоминает события входа Господня в Иерусалим. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя 29 апреля: Великий понедельник. Воспоминание ветхозаветной истории Иосифа, проданного братьями в Египет. 30 апреля: Великий вторник. Воспоминание обличения Христом книжников и фарисеев, а также Его притчей и бесед в Иерусалимском храме. 1 мая: Великая среда. Воспоминание предательства Христа Иудой. 2 мая: Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери. 3 мая: Великая пятница. Воспоминание крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. 4 мая: Великая суббота. Воспоминание пребывания тела Христа во гробе, а души — во аде, откуда он вывел ветхозаветных праведников.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую. В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы – ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием. В субботу шестой седмицы – ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия. Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1–11 ; Мк. 11, 1–11 ; Лк. 19, 29–44 ; Ин. 12, 12–19 . Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами. Начало праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник – в III веке принадлежит святому Мефодию, епискому Патарскому († 312), оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский , совершался весьма торжественно. Многие из святых отцов IV в. оставили свои поучения на этот праздник. В VII-IX вв. святые Андрей Критский , Косма Маиумский , Иоанн Дамаскин , Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь . Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних». Повторяется этот текст, конечно, не потому, что на протяжении стольких веков не нашлось человека, который бы сочинил еще шесть стихир, чтобы восполнить богослужение, а потому что текст этой стихиры очень важен. Знаете, как родители воспитывают ребенка: я же тебе говорил, и вчера говорил, и сегодня опять говорю; повторяется то, что важно. На Господи, воззвах эта стихира звучит подряд два раза, в этом же цикле она звучит на Славу и на И ныне, на стиховне она поется два раза и на утрени по 50 псалме. Наверно, именно на этот текст и следует обратить особое внимание. Здесь говорится о том, что Господь собрал нас в Церкви и объединил благодатью Святого Духа. А дальше таинственные слова: «И вси, вземше Крест Твой, глаголем». Обычно ведь говорят о несении своего Креста, а как нам взять Крест Христов? Должно быть, здесь говорится о горячем сердечном стремлении все разделить с Господом. Здесь говорится, что мы встречаем Его всем существом: Господь грядет на вольную страсть, и мы идем вместе с Ним, Этот текст очень личный, он относится лично к каждому и в то же время объединяет всех, кого «благодать Святаго Духа собра». Служба Недели ваий — бденная, на великой вечерне паримии и лития, на утрени — полиелей и праздничное окончание, это порядок обычного бдения. Неделя ваий примечательна также тем, что в этот день мы несем в храм распускающиеся ветки вербы. В Типиконе не упоминаются ни елки на Рождество, ни березки на Троицу, а вот в Неделю ваий полагается освящение ваий, и в очень важном месте службы — после Евангелия, по 50 псалме. Во время чтения 50 псалма совершается каждение огромного пучка веток, которые затем должны раздаваться братии, но перед этим произносится специальная молитва на освящение ваий и они окропляются святой водой (в Типиконе об окроплении не говорится). И когда братия подходит целовать Евангелие, игумен каждому дает эти ветки. Конечно, это должны быть ветки финиковой пальмы, но у нас пальмы не растут. В это время на Руси обычно только-только зацветает верба, поэтому у нас это воскресенье и получилось Вербным. Достойно внимания, что освящение этих веточек совершается не перед службой и не после службы (где-то там, на задворках, когда все уже расходятся), оно совершается в самом центре службы, в самом ее сердце. И игумен раздает братии эти веточки, чтобы сейчас, во время чтения канона каждый осязал их так, как осязал их народ, отроки, встречавшие Христа. Этот момент свидетельствует отнюдь не о «театральной пышности» богослужения, а о том, что праздник должен войти во все наше существо — через зрение, слух, обоняние (когда мы чувствуем благоухание кадильного дыма) и даже осязание. Все наши телесные чувства, открытые для восприятия этой высшей, духовной реальности, помогают нам приблизиться к ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

«С ветвьми воспевшее прежде, с древесы последи яша Христа Бога, неблагодарии иудее. Мы же верою непреложною присно почитающее яко благодетеля, выну вопием Ему: благословен еси грядый Адама воззвати» (ипакои, Неделя Ваий). »...Роде иудейский неверный и прелюбодейный, приди и виждь, егоже виде Исайя во плоти нас ради приити имуща...» (из стихиры на «Хвалитех», Неделя Ваий). «Господи, осудиша Тя иудее на смерть, жизнь всех, иже Чермное море жезлом прошедшии, на кресте Тя пригвоздиша: и иже от вамени мед ссавшии, желчь Тебе принесоша, но волею претерпел еси, да нас свободиши от работы вражия, Христе Боже, слава Тебе» (тропарь часов, Великий Пяток). Еврейския дети – в отличие от «евреев» образ положительный, еврейские дети с пальмовыми ветвями встречают Христа, входящего в Иерусалим. «Всясвятый Дух, апостолы научивый глаголати иными странными языки, той детем еврейским неискусозлобным повелевает звати: осанна в вышних, благословен грядый царь израилев» (стихира на литии, Неделя Ваий). «Лазарева ради востания, Господи, осанна Тебе зваху дети еврейския, Человеколюбче, беззаконный же Иуда не восхоте разумети» (третий антифон, утреня, Великий Пяток). Жених – образ восходит к притче о мудрых и неразумных девах, ожидающих Жениха ( Мф.25:1–13 ). «Жениха братие возлюбим, свещы своя украсим, в добродетелех сияюще и вере правой: да яко мудрыя Господни девы, готови внидем с ним на браки: жених бо дары, яко Бог, всем подает нетленный венец» (седален, утреня, Великий Вторник). «Леность далече нас отвержим, и светлыми свещами безсмертнаго жениха Христа пением усрящим, благословите, вопиюще, дела Господня Господа» (тропарь восьмой песни двупеснца Космы Маиумского , утреня, Великий Вторник). »Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни, зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас» (тропарь, Великие Понедельник, Вторник, Среда).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

е. неполные каноны, состоящие не из 9 или 8 песней, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От канонов-трипеснцев книги Триодь (Τριδιον) получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9 песен канона. Двупеснец состоит из 8 и 9 песни. он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени. И во всяком трипеснце и четырепеснце находятся 8 и 9 песни. Пред этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник 2-я, в среду 3-я, в четверг 4-я, в пятницу 5-я, а в субботу 6 и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, а в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные события, поются в разное время и имеют особые названия: одна именуется Постною, а другая Цветною Триодью. Триодь Постная содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост. Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: Неделя мытаря и фарисея, Неделя блудного сына, суббота и неделя Мясопустные, вся седмица Сырной недели. Под Великим постом разумеется Святая Четыредесятница и Страстная седмица” 585 . Таков состав Постной Триоди в настоящее время, но в старину во всех рукописных и старопечатных памятниках Триодь Постная оканчивается, как и должно собственно, службою в субботу праведного Лазаря, а дальнейшие службы содержались в Цветной Триоди, которая получила и самое название от того, что начинается службою в Неделю ваий или Цветоносную, в просторечии Цветную. “Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется, иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Немного таких дней, в которые при пении Постной Триоди не поются вовсе песни Октоиха, эти дни суть: суббота 5 недели Великого поста – Суббота акафиста, Неделя ваий – праздник дванадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой Субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010