Но Ангел возвещал о вечном Царстве Бога над человечеством, иудеи же тосковали о земном царстве Давида над Израилем. Они видели в Иисусе пророка, который исцеляет людей и совершает чудеса: только что Он воскресил из мертвых Лазаря четверодневного. И они надеялись, что такой Человек сможет стать достойным царем, а потому и вышли навстречу Ему с пальмовыми ветвями. В течение всей Своей жизни Иисус был нищим странствующим проповедником, не имевшим, где приклонить голову ( Мф. 8:20 ). В то же время Он всегда сознавал Себя Царем. Даже на суде у Пилата, оболганный и поруганный, преданный Своим народом, на вопрос прокуратора: Ты Царь Иудейский? – Он отвечал утвердительно ( Мф. 27:11 ). В то же время Он говорил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда ( Ин.18:36 ). В Царстве Христа нет служителей, которые могли бы помочь Ему, применив, например, военную силу; там есть только друзья Его, такие же кроткие и смиренные, как Он Сам, готовые следовать за ним на Голгофу. Трагизм события, которому посвящен праздник Входа Господня в Иерусалим, в том, что Христа встречали как царя, который воссядет на престоле Давидовом, как политического вождя, пришедшего освободить Иудею от ненавистных оккупантов-римлян; надеялись, что Он восстановит утраченную государственность, державность – идеалы, столь дорогие многим из тех, для кого земное превыше небесного. Но Он не оправдал эти надежды. И потому уже через несколько дней та же толпа, которая сегодня восторженно приветствует Христа, закричит: Распни, распни Его! И те, кто ныне провозглашает «Благословен Царь Израилев», будут восклицать со злой иронией: Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него ( Мф. 27:42 ). Со словами «Радуйся, Царь Иудейский!» Иисуса будут бить по голове тростью и плевать на Него. Разочарование иудеев будет так велико, что, когда Пилат напишет на Кресте Христовом: Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский, они скажут ему: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я, Царь Иудейский ( Ин. 19:19, 21 ). В богослужебных текстах говорится о том, как быстро меняется настроение толпы, которая сегодня прославляет Христа как чудотворца, а завтра будет требовать Его распятия: Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Ипакои. С ветвьми воспевше прежде, с древесы последи яша Христа Бога, неблагодарнии иудее...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

 Понеже ада связал еси, Безсмертне, и смерть умертвил еси, и мир воскресил еси, с ваиами младенцы восхваляху Тя, Христе, яко победителя, зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову. Не ктому бо, рече, заклани будут младенцы, за Младенца Мариина: но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися... Темже радующеся глаголем: благословен грядый Адама воззвати. Поскольку Ты, Бессмертный, связал ад, умертвил смерть и воскресил мир, дети с пальмовыми ветвями восхваляли Тебя, Христос, как победителя, взывая к Тебе сегодня: «Осанна Сыну Давидову!» Ибо, говорит, младенцы более уже не будут убиваемы ради Младенца Марии, но один Ты распинаем за всех младенцев и старцев... Поэтому мы с радостью говорим: «Благословен Грядуший воззвать Адама!» Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Седален.  Восхвалите согласно людие и языцы: Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, и грядет хотяй на Кресте поразити враги, яко силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю; слава Тебе, Спасу Христу; слава Тебе, благословенному, Единому Богу нашему.  Воссылайте вместе хвалу, люди и народы, ибо Царь Ангелов воссел ныне на осленка и идет с намерением на кресте поразить врагов, ибо Он силен. Поэтому и дети с пальмовыми ветвями воссылают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю; слава Тебе, Спасителю Христу; слава Тебе, Благословенному, Единому Богу нашему. Лейтмотивом богослужебных текстов Входа Господня в Иерусалим является тема Царства: Христос прославляется как кроткий Царь, пришедший спасти новый Израиль – Церковь Божию. Тема Царства сближает этот праздник с Благовещением Пресвятой Богородицы. В Назарете Ангел говорил Деве об Иисусе: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца ( Лк. 1:32–33 ). А в Иерусалиме народ приветствовал Иисуса словами: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин. 12:13 ). В обоих случаях речь идет о Царе и о Царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии, въезжавшего в город " на осляти " в сопровождении апостолов. " Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: " Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев " (Ин. 12; 12-13). " Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! " (Мф. 21; 9). На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника Ваий Неделя и Вербное воскресение. ГЛАС - в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов. Полевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему " осмогласия " (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги). ГОРНЕЕ МЕСТО (горнее - слав. высокое) - место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников. ДАРОНОСИЦА - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например в больнице и т.п.). ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Скачать epub pdf Глас Октоиха и главенство воскресного дня В церковной традиции, как правило, воскресный день является главным по отношению к последующей седмице. Это проявляется в седмичном богослужебном круге, когда песнопения каждого гласа начинаются в воскресенье (неделю) и заканчиваются в следующую субботу. Если провести аналогию с двунадестяыми праздниками, то получится, что воскресный день в рамках седмичного круга является праздником, следующая суббота – отданием (заключительным днем) гласа, тогда как седмица – своего рода попразднством воскресного дня. И хотя сам Октоих (в котором находятся песнопения седмичного круга в целом и конкретного гласа в частности) далеко не всегда как богослужебная книга в эти дни используется, принцип главенства воскресного дня по отношению к последующей седмице в целом сохраняется. Единственное исключение – Страстная седмица; ей предшествует двунадесятый Господский праздник Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий), когда Октоих не поется, и точно также не используется Октоих на Страстной седмице. Потому только про Великую седмицу можно сказать, что она в богослужебном плане никак не связана с предшествующей ей Неделей ваий. Все остальные седмицы годичного круга так или иначе стоят в подчиненном положении по отношению к предшествующей им неделе. Нумерация Кроме гласовой зависимости, есть еще связь между неделями и седмицами, определяемая нумерацией (а иногда именованием). Вот здесь годичный круг следует разделить на 3 части: • От Пятидесятницы до Недели о блудном сыне (от 34 до 39 седмиц); • От Недели о блудном сыне до Недели ваий (8 седмиц); • От Пасхи до субботы Троицкой (7 седмиц). От Пятидесятницы до Недели о блудном сыне Здесь нумерация седмиц и недель проявляется только в расписаниях рядовых чтений Апостола и Евангелия, причем нумерация седмиц предшествует нумерации недель. Это связано с тем, что сама Пятидесятница в данный счет не входит и нумерация фактически начинается с понедельника Святого Духа: Троицкая седмица является 1-й седмицей по Пятидесятнице, за ней идет Неделя всех святых – Неделя 1-я по Пятидесятнице, затем 2-я седмица по Пятидесятнице и затем Неделя 2-я по Пятидесятнице и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Но этот порядок именно ближайшего воскресного дня не во всех случаях соблюдается, если мы хотим следовать именно святоотеческому счёту лет. Ибо этот святоотеческий счёт говорит о полнолунии после весеннего равноденствия, но это полнолуние, о котором написано в каноне о календаре, через тысячу лет со времени составления канона летоисчисления сдвинулось уже на целых три дня. А ты, следуя этому канону летоисчисления, сталкиваешься с теми случаями, когда цикл луны завершается как раз перед ближайшим воскресеньем, в которое, если следовать букве канона летоисчисления, нужно праздновать Пасху. Приведём пример. Канонический календарь показывает тебе, что в неделю Ваий будет происходить иудейский песах. По канону Пасха верных может быть только в следующее воскресенье, но это не совпадает с ходом луны, который, согласно каноническому летоисчислению, замыкает свой круг в неделю Ваий (Лазарево воскресение 15 ), но на самом деле наступает на три дня раньше, поскольку положение светил отклонилось именно настолько от расчётов канонического календаря. И если песах празднуется за три или менее дня до канонической недели Ваий, то есть на Лазаревой седмице, ты можешь сохранить и святоотеческое летоисчисление, и апостольский канон, который повелевает, что верные должны праздновать Пасху не прежде иудеев и не вместе с ними. Для этого нужно сделать так, что после полнолуния будет неделя Ваий, а только в следующее воскресенье – священная Пасха. Ибо согласно каноническому распоряжению святых отцов апостольский канон должен соблюдаться в полной точности, и порок летоисчисления отцов, как это назовут невежественные мужи, не знающие о необычных моментах физики небесных тел, есть как раз самый прямой повод соблюдать апостольский канон, ибо мы можем к сказанному святыми отцами относиться по существу сказанного, в незамутнённом разуме, и как можно дальше отступать от несвященных праздников иудейских. Вот что мы смогли, владыка и отец во Христе Иисусе, записать, послушавшись повеления твоего блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Aleksa...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Седмица ваий – последняя седмица Великого Поста, которая остается «для нас», то есть время, которое нам дано для покаяния. Мы вступаем в Страстную седмицу, песнопения которой, скорее являют собой первые три дня строгий суд над человеком и постепенно обращают его внимание к Тайной Вечери, Кресту и Животворящему Гробу. Седмица ваий постепенно вводит нас в круг этих событий, предлагая через образы богача и Лазаря, а также Лазаря Четверодневного, обратиться к Богу с молитвой о воскресении наших душ и провести оставшееся нам недолгое время в покаянии. Диакон Максим Бражников Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 января, 2019 27 декабря, 2018 3 апреля, 2018 2 апреля, 2017 26 сентября, 2016 27 апреля, 2016 13 апреля, 2015 1 ноября, 2014 24 июня, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А.

http://pravmir.ru/nedelya-vaij-v-pesnope...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Настала неделя ваий (в марте 1659 г.), в которую, бывало, он совершал в Москве торжественное шествие на осляти. Теперь это шествие совершал, как и следовало, Крутицкий митрополит, местоблюститель патриаршего престола. Никону об этом донесли, и он в том же месяце марте написал к государю: «Как случилось ныне такое невероятное и непристойное деяние, о котором я слышал от многих и в действительности которого удостоверился? Уже некто дерзнул олюбодействовать седалище великого архиерея всея Руси и незаконно действовать деяние св. недели ваий... И я дивлюсь твоему благородию, как ты попустил без священного Собора обесчестить сие священное дело... И отселе, не знаю, достоит ли ему (митрополиту Крутицкому) святительская деяти... Если с твоей воли то было, Бог тебя да простит, а впредь Господа ради воздержись не в свои дела вмешиваться». Выходка Никона была совершенно несправедливая и оскорбительная. И государь для объяснений с ним послал 1 апреля думного дворянина Прокопия Елизарова да думного дьяка Алмаза Иванова. Они по данному им наказу говорили Никону: «В прошлом году, как ты оставил святительский престол своею волею, государь присылал к тебе князя Алексея Трубецкого, и ты объявил, что Московским патриархом никогда не будешь и дела тебе до архиерейского чину никакого нет, а ныне пишешь к государю о действе, совершенном в неделю ваий, называя его прелюбодейством: писать тебе к государю о таких делах, когда ты оставил свою паству, не следовало бы. То действо учинил митрополит с повеления государева по прежним примерам. В прежние годы до патриаршества то действо совершали митрополиты, а в междупатриаршество — Крутицкие митрополиты, потому что они всегда на Москве как бы наместники патриарховы. Да ты же сам, когда приходил к тебе от государя князь Трубецкой, благословил митрополита Крутицкого ведать и править все дела церковные, как прежде бывало во дни междупатриаршества, и вместе благословил избирать на святительский престол нового патриарха, а о себе сказал, что возвратиться на тот престол никогда и не помыслишь».

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010