Видевше же архиерее и книжницы чудеса, яже сотвори, и отроки зовуща в церкви, и глаголюща: осанна Сыну Давидову, негодоваша. И реша Ему: слышиши ли, что сии глаголют? Иисус же рече им: ей. Несте ли чли николиже, яко изоуст младенец и ссущих совершил еси хвалу? И оставль их, изыде вон из града в Вифанию, и водворися ту. А первосвященники и книжники, увидев дивные дела, которые Он совершил, и детей, восклицающих в храме: Осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь Ты, что они говорят? Иисус же ответил им: да! Разве вы никогда не читали: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил Себе хвалу»? И оставив их, вышел из города в Вифанию и провел там ночь. Мф 21:1–11; 15–17 Воскресение Христово: не глаголем. Но абие псалом 50. Таже иерей взем кадило, кадит крестообразно, глаголя молитву на благословение ваиа. Воскресение Христово: не поем, а сразу же читаем 50 псалом. Затем предстоятель, покадив крестообразно предложенные пальмовые или иные ветви, произносит молитву на их благословение. Диакон: Господу помолимся. Мы же: Господи помилуй. Диакон: Господу помолимся. Мы же: Господи, помилуй. Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Предстоятель: Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет Он мир Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм, и воскресение тем предсказали. Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и как те толпы и дети возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани. Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Песнь 4 Ирмос: «Христос, открыто Грядущий Бог наш,/придет и не замедлит/от горы, осененной чащей, –/Девы, рождающей не зная мужа», –/говорит древний пророк;/потому все мы будем восклицать:/«Слава силе Твоей, Господи!» Да точат веселие крепкое мастительное, горы, и вси холми,/и древа дубравная да взыграют:/Христа хвалите языцы,/и Тому вси людие радующеся возопийте:/слава силе Твоей Господи. Да источат елеем бурное веселие/горы и все холмы,/и деревья дубравные да рукоплещут;/хвалите Христа, язычники,/и все люди в радости восклицайте Ему:/«Слава силе Твоей, Господи!» Крепостию царствуяй веки Господь, облечен приидет,/Сего красоты же и славы, несравненно есть благолепие в Сионе./Темже вси вопием:/слава силе Твоей Господи. Царствующий над веками Господь/придет, облеченной силою;/благолепие красоты и славы Его/несравненно на Сионе;/потому все мы будем восклицать:/«Слава силе Твоей, Господи!» Пядию измеривый небо, дланию же землю,/Господь прииде, Сион бо избра,/в немже жити и царствовати изволи,/и возлюби люди верно вопиющия:/слава силе Твоей Господи. Пядью измеривший небо/и землю дланью,/Господь пришел, ибо избрал Он Сион,/в котором жить и царствовать благоволил,/и возлюбил народ, с верою восклицающий:/«Слава силе Твоей, Господи!» Песнь 5. Ирмос: На гору Сион взыди, благовествуяй,/и Иерусалиму проповедуяй,/в крепости вознести глас:/преславная глаголашася о Тебе, Граде Божий./Мир на Израиля, и спасение языком. Песнь 5 Ирмос: Взойди на гору, Сиону благовествующий,/и с силой голос возвысь,/Иерусалиму провозглашающий:/«Славное сказано о тебе, город Божий, –/мир Израилю и спасение язычникам!» В вышних седяй на херувимех Бог,/и призираяй на смиренныя,/Той грядет во славе со областию,/и исполнятся всяческая Божественныя хвалы Его./Мир на Израиля, и спасение языком. В высотах восседающий на Херувимах Бог,/и на дольнее взирающий,/Сам приходит во славе со властью,/и все исполнится божественной хвалою Ему,/– мир Израилю и спасение язычникам! Сионе Божий, горо святая, и Иерусалиме,/окрест очи твои возведи, и виждь/собранная чада твоя в тебе:/се бо приидоша издалеча, поклонитися Царю твоему./Мир на Израиля, и спасение языком.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Тропарь, глас 1: Тропарь, глас 1 Общее воскресение/прежде Твоея Страсти уверяя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/Тебе победителю смерти вопием:/осанна в вышних,/благословен Грядый во имя Господне. Вобщем воскресении/прежде Твоего страдания удостоверяя,/из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже./Потому и мы, как дети, держа символы победы,/Тебе – Победителю смерти воззовем:/«Осанна в вышних,/благословен Грядущий во имя Господне!» Слава: тропарь, глас 4: Слава, тропарь, глас 4 Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим,/и воспевающе зовем:/осанна в вышних,/благословен Грядый во имя Господне. Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш,/мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим/и в песнях восклицаем:/«Осанна в вышних,/благословен Грядущий во имя Господне!» И ныне: кондак, самогласен, глас 6: И ныне, кондак, глас 6 На престоле на Небеси,/на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/Ангелов хваление/и детей воспевание приял еси, зовущих Ти:/благословен еси, Грядый Адама воззвати. На престоле восседая на небесах,/шествуя по земле на осленке, Христе Боже,/принял Ты хвалу от Ангелов/и прославление от детей, восклицавших Тебе:/«Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!» Таже Трисвятое. Трисвятое. Прокимен Апостола, глас 4: Прокимен, глас 4 Благословен грядый во Имя Господне,/Бог Господь, и явися нам. Стих: Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его. Благословен Грядущий во имя Господне,/Бог – Господь, и Он явился нам. Стих: Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс 117:26А, 27А, 1 Апостол к Филипписием, зачало 247: Апостол. Послание к Филиппийцам, зачало 247 Братие, радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся. Кротость ваша разумна да будет всем человеком. Господь близ. Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу. И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе. Прочее же, братие моя, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель, и аще кая похвала, сия помышляйте. Имже и научистеся, и приясте, и слышасте, и видесте во мне, сия творите, и Бог мира будет с вами.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Стих: Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Стих: Из уст младенцев и грудных детей/Ты устроил хвалу. Пс 8:3А Веселитеся/Адаме и Ево,/с пророки,/се призвати вас страстию,/Господь приходит. Веселитесь, Адам/и Ева с пророками:/вот, вновь призвать вас к Себе Своим страданием/Христос стремится. Стих: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Стих: Господи, Господь наш,/как чудно имя Твоё по всей земле. Пс 8:2А Горе со Отцем, и Духом,/ангельскую Приемый песнь,/обнищавает странно доле,/и отроческую песнь/приемлет. В высоте со Отцом и Духом/принимающий от Ангелов песнь,/странным образом становится нищим на земле/и хвалу детей принимает. Слава, и ныне, подобен тойже: Пою Твое страшное/смотрение страхом,/еже осанна взываю Тебе:/мене бо грядеши спасти,/благословенный Господи. Слава, и ныне, подобен тойже: Воспеваю со страхом/Твое повергающее в трепет промышление/и «Осанна!» взываю Тебе:/ибо Ты идешь меня спасти, Благословенный Господи! Ныне отпущаеши: Трисвятое. И прочее якоже обычай. И тропари, глас 1: Общее воскресение/прежде Твоея Страсти уверяя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/Тебе победителю смерти вопием:/осанна в вышних,/благословен Грядый во имя Господне. Тропарь, глас 1 Вобщем воскресении/прежде Твоего страдания удостоверяя,/из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже./Потому и мы, как дети, держа символы победы,/Тебе – Победителю смерти воззовем:/«Осанна в вышних,/благословен Грядущий во имя Господне!» И другий, глас 4: Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим,/и воспевающе зовем:/осанна в вышних,/благословен Грядый во имя Господне. И бывает отпуст. И входим в трапезу. Слава, и ныне, глас 4: Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш,/мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим/и в песнях восклицаем:/«Осанна в вышних,/благословен Грядущий во имя Господне!» Также ектения и отпуст. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ, по предначинательном псалме, обычное стихословие. Блажен муж: кафисма вся. На Господи воззвах, поставим стихов 10. И поем стихиры самогласны 5, повторяюще я. Глас 6:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Сион Божий, гора святая,/и Иерусалим, возведи очи свои вокруг/и взгляни на собравшихся в тебе чад твоих:/ибо вот, они пришли издалека/поклониться Царю твоему, –/мир Израилю и спасение язычникам! Песнь 6. Ирмос: Возопиша с веселием праведных дуси:/ныне миру Завет Новый завещается,/и кроплением да обновятся людие, Божия крове. Песнь 6 Ирмос: В радости воскликнули духи праведных:/«Ныне Новый Завет с миром заключается,/и да обновятся люди окроплением/Божественною Кровию!» Приими Израилю Божие царство,/и пребываяй во тьме, свет да узрит великий,/и кроплением да обновятся людие,/Божественныя крове. Прими, Израиль, Царство Божие,/и блуждающий во тьме да узрит свет великий,/и да обновятся люди окроплением/Божественною Кровию! Разрешены своя юзники Сионе испусти,/и от рова неведения безводна изведи,/и кроплением да обновятся людие,/Божественныя крове. Отпусти своих узников освобожденными, Сион,/и из безводного рва неведения их возведи,/и да обновятся люди окроплением/Божественною Кровию! Кондак, самогласен, глас 6: Кондак, глас 6 На престоле на Небеси,/на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/Ангелов хваление/и детей воспевание приял еси, зовущих Ти:/благословен еси, Грядый Адама воззвати. На престоле восседая на небесах,/шествуя по земле на осленке, Христе Боже,/принял Ты хвалу от Ангелов/и прославление от детей, восклицавших Тебе:/«Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!» Икос: Понеже ада связал еси Безсмертне,/и смерть умертвил еси,/и мир воскресил еси,/с ваиами младенцы восхваляху Тя Христе, яко победителя,/зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову./Не ктому бо, рече, заклани будут младенцы, за Младенца Мариина,/но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися./Не ктому на нас вместится меч:/Твоя бо ребра прободутся копием./Темже радующеся глаголем:/благословен грядый Адама воззвати. Икос: Так как Ты, Бессмертный, ад связал,/и смерть умертвил, и мир воскресил,/дети с ветвями пальм/восхваляли Тебя, Христе, как победителя,/взывая в сей день Тебе: «Осанна Сыну Давидову!/Ведь более не будут, говорят они,/избиты младенцы за Младенца, Сына Мариам,/но за всех, – детей и старцев,/Ты Один принимаешь распятие./Не будет больше угрожать нам меч:/ибо Твои ребра пронзит копье./Потому мы, радуясь, возглашаем:/Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!».

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Стих: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Стих: Господи, Господь наш,/как чудно имя Твоё по всей земле. Пс 8:2А На херувимех носимый, и певаемый от серафим,/возсел еси на жребя Давидски Блаже:/и дети Тя воспеваху Боголепно,/иудее же хуляху беззаконно:/стропотное языков, седалище жребца прообразоваше,/из неверия в веру претворяемое./Слава Тебе Христе,/едине Милостиве и Человеколюбче. На Херувимах Носимый/и воспеваемый Серафимами,/Ты, Благой, воссел на молодом осле, как Сын Давидов,/и дети воспевали Тебя, как подобает славить Бога,/Иудеи же поносили беззаконно./Сидение же на необъезженном осленке/прообразовало, что безудержные язычники/от неверия к вере изменяются./Слава Тебе, Христе,/Единый Милостивый и Человеколюбец! Слава, глас 6: Днесь благодать Святаго Духа нас собра,/и вси вземше крест Твой глаголем,/благословен Грядый во имя Господне,/осанна в вышних. Слава, глас 6: В сей день благодать Святого Духа нас собрала;/и все мы, взяв Крест Твой, возглашаем:/«Благословен Грядущий во имя Господне!/Осанна в вышних!» И ныне, паки тойже. И ныне: повторяем то же. Ныне отпущаеши: Трисвятое, и прочее по обычаю. И глаголем тропарь отпустительный, глас 1: Тропарь, глас 1 Общее воскресение/прежде Твоея Страсти уверяя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/Тебе победителю смерти вопием:/осанна в вышних,/благословен Грядый во имя Господне. Дважды. Вобщем воскресении/прежде Твоего страдания удостоверяя,/из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже./Потому и мы, как дети, держа символы победы,/Тебе – Победителю смерти воззовем:/«Осанна в вышних,/благословен Грядущий во имя Господне!» (2) Ин тропарь, глас 4: Тропарь, глас 4 Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим,/и воспевающе зовем:/осанна в вышних,/благословен Грядый во имя Господне. единожды. Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш,/мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим/и в песнях восклицаем:/«Осанна в вышних,/благословен Грядущий во имя Господне!» (1)

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Из уст младенцев и грудных детей/Ты устроил хвалу. Стих: Господи, Господь наш, как чудно имя Твоё по всей земле. Пс 8:3А, 2А Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 83: Евангелие от Матфея зачало 83А Во время оно, егда приближися Иисус во Иерусалим, и приидоша в Виффагию к горе Елеонстей, тогда Иисус посла два ученика, глаголя има: идита в весь, яже прямо вама, и абие обрящета осля привязано, и жребя с ним, отрешивша приведита Ми. И аще вама кто речет что, речета, яко Господь ею требует: абие же послет я. Сие же все бысть, да сбудется реченное пророком, глаголющим: Рцыте дщери Сионове, се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя, сына подъяремнича. Шедша же ученика и сотворша, якоже повеле има Иисус. Приведоста осля и жребя, и возложиша верху ею ризы своя, и вседе верху их. Множайшии же народи постилаху ризы своя по пути, друзии же резаху ветви от древ, и постилаху по пути. Народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних. И вшедшу Ему во Иерусалим, потрясеся весь град, глаголя: кто есть Сей? Народи же глаголаху: Сей есть Иисус Пророк, иже от Назарета Галилейска. В то время, когда приближался Иисус к Иерусалиму и пришли в Виффагию на горе Масличной, тогда Иисус послал двух учеников и сказал им: идите в селение, которое напротив вас; и тотчас найдете ослицу привязанную и осленка с ней; отвяжите и приведите Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, вы ответите, что они нужны Господу, и тотчас пошлет их. А произошло это, чтобы исполнилось сказанное чрез пророка: Скажите дочери Сиона: вот, Царь твой грядет к тебе, кроткий и воссевший на ослицу и на осленка, сына подъяремной. Ученики, отправившись и сделав, как повелел им Иисус, привели ослицу и осленка и положили на них одежды, и Он сел поверх их. И очень многие в толпе разостлали свои одежды по дороге, другие же резали ветви с деревьев и расстилали по дороге; а народ, шедший впереди Его и следовавший за Ним, восклицал: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение, и говорили: кто это? Народ же говорил: это пророк Иисус из Назарета Галилейского.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

«Страшно еже впасти в руце Бога Жива: Сей Судия есть помышлений и мыслей сердечных...». Тут говорится уже не о евангельских событиях, а о судьбе каждого из нас, о выборе, который мы должны сделать. Во все эти дни – Понедельник, Вторник и Среду – на утрени поетсяАллилуйя. Казалось бы, все так же, как и на любой великопостной утрени, но это не так. На всякой великопостной утрени Аллилуйя поется с тропарями Троичными, а в эти дни поется свой, особый тропарь, который является также самым ярким и самым известным текстом полунощницы – тропарь Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы. Устав предписывает петь его «косно и велегласно, и со сладкопением равно» – медленно, громко, на красивый распев и ровно. Это знаменитый текст: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Здесь соединяются две евангельские притчи: о десяти девах, которые ждут жениха ( Мф. 25:1–13 ), и о рабах, которые не знают, когда придет господин их ( Мк. 13:34 ), поэтому рабам нужно бдеть, и счастлив (блажен) будет тот, кого господин – Господь – обрящет бодрствующим, готовым. А дальше сразу обращение к себе, к своей душе: будь внимательна, иначе ты будешь предана смерти, воспряни и призови Господа. Этот текст, поемый все три дня, как стук в двери наших сердец. И поется он «косно и велегласно» – медленно и громко, подобно тому, как на уроке проговаривается особенно важный материал, чтобы все его услышали и усвоили. В эти три дня читается Псалтирь, но кафизмы отсутствуют на первом и девятом часе. В Среду вечера заканчивается стихословие Псалтири, с утрени Четверга она уже не читается. На утренях этих дней после седальнов читается Евангелие (Мф. зач. 84; Мф. зач. 90; Ин. зач. 41) – те места, где говорится о событиях, предшествующих Страстям, те притчи, которые Господь произносил перед самыми Своими Крестными страданиями (о двух сыновьях и о злых виноградарях, и здесь же обличение фарисеям и говорится о проклятии смоковницы). Мы услышим то, что слышал тогда народ за несколько дней до Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них была умножаема в своем составе; например, для Недели Православия, недель второй, четвертой, пятой синаксарии и службы были составлены b XIV веке Никифором Каллистом . 4.2. Цветная Триодь Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Цветная Триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной недели и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною , или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной. Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в будние дни. Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди воскресным и прочим дням недели указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения первого гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, в Светлый вторник – третьего гласа, в Светлую среду – четвертого гласа, в Светлый четверг – пятого, в Светлую пятницу – шестого, в Светлую субботу – восьмого гласа. В Неделю апостола Фомы – первого гласа; в Неделю святых жен мироносиц – второго гласа; в Неделю о расслабленном – третьего гласа; в Неделю о самарянине – четвертого гласа; в Неделю о слепом – пятого гласа; в Неделю святых Отцев – шестого гласа; в Неделю Пятидесятницы – седьмого гласа; в Неделю Всех святых – восьмого гласа. В будние дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010