111 Но не только своими словами мы можем благодарить своего Создателя и Попечителя. Св. Апостол дает нам еще одну очень важную рекомендацию. «Все, что вы делаете, словом или делом, говорит он, – все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Колос. 3:17 ). Такое благодарение посредством дел куда более приятно Богу и считается самым лучшим прославлением Его, потому что здесь возносят славословие не одни уста, а бесчисленное множество. Ведь «добродетельный всех, кто ни смотрит на него, заставляет хвалить своего Господа, а славословие их привлекает великую и неизреченную милость от Господа на того, кто побудил их к нему». 112 Потому-то и Господь сказал: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Так будем же, братья и сестры, не только собственными устами постоянно возносить благодарение Богу, но и своим поведением возбуждать всех ближних к совокупному с нами славословию. Такое богоугодное делание доставит нам величайшую пользу: избавит нас от забвения Бога, покажет нам Его величие, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к нам и насадит в нас живую веру в Него. И тогда мы, подобно евангельскому прокаженному, сможем приблизиться к Нему и, прославив Его, благоугодить Ему, и услышать от Него спасительно слово Его: «Вера твоя спасла тебя» ( Лук. 17:19 ). Аминь. 2018 г. О добром слове (в день памяти преп. Иоанна Дамаскина - 4/17 дек.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Православия наставниче», «благочестия учителю», 113 «честнаго богоглагольника» и «церкве наказателя», 114 – такими и подобными этим словами церковных песнопений мы неоднократно сегодня именовали преподобного и богоносного отца Церкви Православной Иоанна Дамаскина , жившего на рубеже VII-VIII веков. Такие наименования он получил вследствие своей жизнедеятельности, которая вся без остатка была обращена на раскрытие истин Христова учения как устно, так еще в большей степени и письменно. Сознавая значимость сего дела и видя в этом цель жизни своей, преподобный Иоанн, лишившись правой руки, усердно молил Пресвятую Богородицу об исцелении, обещаясь сей рукой написать многое в защиту и прославление Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. 12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем”. Ин. 20, 30–31; 21, 24–25 : Заключение Евангелия от Иоанна. Цель написания Евангелия. 30 год по Р.Х. Прославленный Спаситель по Вознесении Деян. 7, 55–56 : Видение первомученника 554 Стефана 555 . Деян. 26, 12–15 : Видение апостола Павла 556 на пути в Дамаск. Деян. 22, 17–21 : Видение апостола Павла в Храме; 57 г. по Р.Х. Успение Божией Матери. Краткая историческая справка – Успение Божией Матери: Недалеко от вершины Вознесения горы Елеонской показывают то место, где Пресвятая Богородица получила благовестие от Архангела Гавриила, вручившего Ей пальмовую ветвь и возвестившего, что по воле Божией, чрез три дня последует Ее славное переселение на небо. По завещанию, Божия Матерь была погребена апостолами в Гефсимании. Ныне здесь находится храм Успения Божией Матери. Спустясь по 12-ти ступеням каменной лестницы, находимся на довольно обширной площади, пред живописным зданием Гефсиманского храма. С благоговейным трепетом и радостию вступим в самое святилище. Широкая лестница 48-ю ступенями ведет вниз, в храм Пресвятой Богородицы, к Ее святому гробу, над коем некогда существовала великолепная церковь и монастырь, во имя честного успения Богоматери. Здесь находится каменный смертный одр Богородицы. Это ложе имеет отличие в том, что пронизано отверстиями – символом захоронения девственниц, существовавшем у древних евреев, что еще раз подтверждает приснодевство Марии. Здания эти, начиная от Кедрского потока, занимали все обширное пространство над пещерами греческою и латинскою, до того места, где теперь разведен сад. При спуске к гробу Пресвятой Богородицы, через 5 ступеней справа видны заложенные двери, которые вели в помянутую церковь , разоренную турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

1226 Но горе таковому, ибо сам не входит в Царствие Небесное и хотящих войти не пускает ( Мф. 23:13 ). Таким образом, совесть у людей в греховном состоянии, то сама по себе неверна, то намеренно искажается из-за страстей. И за это предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют ( Рим. 1:28–32 ). Воля Стремление неразумных существ не называется ни волей, ни актом воли. 1227 Преп. Иоанн Дамаскин Ниже совести в числе деятельных сил поставляется воля – способность стремлений и расположений, дело которой заключается в устроении внешней жизни и деятельности человека. 1228 Воля есть сила, располагающая всей деятельностью души и отдельных ее сил по указанию сознания и требованию совести. Существенными ее потребностям являются потребности желать и действовать. Эти потребности взаимосвязаны и взаимообусловлены: желание порождает действие, удовлетворяющее алчбу и жажду души, которая, получив удовлетворение, может снова пожелать того, чем была удовлетворена. В основе всех желаний и действий лежит ревность, возбуждаемая силами чувствительности. В роли же руководителя выступает сознание, управляющее чувствами и направляющее к искомому породившиеся желания и действия. Действие воли всегда сознательно. «Действие есть деятельность разумная», 1229 – говорят Отцы, имея в виду действие волевого характера, ибо воля, по их же определению, «есть разумное и свободное естественное стремление». 1230 Деятельность неразумная – деятельность невольная и несвободная. Такова деятельность бессловесных существ. В основе такой деятельности лежат неразумные стремления, которые по причине неразумности их и несознательности нельзя признавать ни волей, ни актом воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

127 Таким образом, мы выяснили, в чем состоит богообразие человека. Но богообразие то же самое, что и богоподобие или между ними есть разница? Ведь перед сотворением Господь сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт. 1:26 ). О самом же создании сказано, что сотворил Бог человека по образу Своему, т.е. не по образу и подобию, а просто по образу Божию сотворил его ( Быт. 1:27 ). «Не заметил ли ты, что это свидетельство неполное? – вопрошает св. Василий Великий . – «Создадим человека по образу Нашему и по подобию». Это волеизъявление содержит два элемента: «по образу» и «по подобию». Но созидание содержит только один элемент. Решив, одно, не изменил ли Господь Свой замысел? Не возникло ли у Него в ходе творения раскаяние? Не проявляется ли в этом немощь Творца, раз Он замышляет одно, а делает другое? – Или это суесловие? Может быть, это то же самое, что и: «Создадим человека по образу и по подобию»; ведь здесь Он сказал «по образу», но не сказал «по подобию». Какое бы объяснение мы ни выбрали, наше толкование написанного было бы неверным. Если речь идет об одном и том же, то не стоило бы дважды повторять одно и то же. Заявлять, что в Писании находятся пустые слова, – опасное богохульство. Да и на самом деле Писание никогда не говорит ничего пустого. Итак, неоспоримо, Что человек создан по образу и по подобию. Почему не сказано: «И создал Бог человека по образу Божиему и по подобию». Что же, Создающий бессилен? – Нечестивая мысль! Что же, Устроитель раскаялся? Рассуждение еще более нечестивое! Или Он сначала сказал, а потом переменил мнение? – Нет! Писание не говорит этого; Творец не бессилен и решение не было пустым. Так какой же смысл в умолчании»? 128 Объективности ради следует заметить, что в Свящ. Писании говорится не только о создании человека по образу Божию без упоминания о подобии, но и о создании по подобию Божию без упоминания об образе. Вот, например, в той же книге Бытия сказано: «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек» ( Быт. 5:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

132 Имя Халев означает “горячий”, “храбрый”. Он был сыном Иеффониин из Колена Иудина. 45 лет после того, когда Обетованная земля была уже вполне завоевана и разделена между коленами, Халев, уже 85 летний старец, обратился к Иисусу Навину с требованием себе удела, и просил себе в качестве удела в Обетованной земле Кириаф-Арбу (Хеврон), в которой жили сыны Енаковы, в больших укрепленных городах. О кончине Халева ничего не известно. О личности Халева Сам Господь свидетельствовал в кратких, но выразительных словах: “Раба Моего Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее” ( Чис. 14, 24 ). Из потомства его нам известны: Асха, его дочь, художник Веселиил, правнук его, богач Навал (жил во времена царствования Давида). 133 Амаликитяне – могущественный народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом. В книге Чисел они назывались “первым из народов”. За грех противодействия народу Божию они были сильно разбиты в битве при Рафадиме. В последствии были поражены Гедеоном, Саулом, и Давидом. Наконец, над ними исполнилось слово Господне, и имя их исчезло с лица земли. 134 Имя Корей означает “плешивый”, “лысина”. Он являлся старшим сыном Ицгара, правнуком Левия. Потомки Корея, как непринимавшие участия в возмущении, были пощажены Богом. Из рода Кореян выходили известные певцы, как то Эман с сыновьями; верные привратники, как то левит Коре, служители при доме Божием и храбрые сильные воины. 137 Название Кадес или Кадес-Варни означает “святое место”. Кадес находился в пустыне Син. Кадес отстоял от Хорива в 11 днях пути по дороге от горы Сеар ( Втор. 1, 2 ). Евреи имели здесь стан в конце первого года своего странствования и сюда возратились соглядатаи ( Чис. 13, 27 ). Кадес лежал близ громадной уединенной скалы, из подошвы которой стремительно вытекает ручей, живописно падающий каскадами в море. Означенное место в настоящее время называется Аин-Кадес и лежит в прямом направлении от горы Синая к Хеврону, к югу от Вирсавии. От Кадеса идет очень хорошая дорога к горе Ор.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

1366 Отныне все ходящие во Христе презирают смерть, издеваются над ней и осмеивают ее, говоря: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» ( 1Кор. 15:55 )? «Теперь же смерть не смерть, но только носит название смерти, а лучше сказать, и самое название ее уничтожено: мы уже не называем ее смертью, но успокоением и сном». 1367 После такой смерти со всей очевидностью должно последовать воскресение, как после сна следует пробуждение. Во Христе человечество получило избавление от греха и смерти. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор. 15:22 ). Все рождаемые от Адама умирают, потому что уже умерли в нем, подобно сему можно говорить и о воскресение всех по той причине, что во Христе все уже воскресли. «Умирание всех есть явление в действительности того, что в Адаме совершилось в возможности и оживление всех будет исполнением в действительности того, что во Христе воскресшем положено в возможности». 1368 Христос воскрес как начаток умерших ( 1Кор. 15:20 ) и как перворожденный из мертвых ( Кол. 1:18 ), за которым должны родиться из мертвых и все другие последующие за Ним. В воскресении Спасителя человечество восприняло залог будущего своего воскресения, через которое совершится окончательное восстановление падшего человечества, а через него и всего творения. О том, что крестной смертью Господа обновляется и оживляется не человек только, но и все творение пишет св. Григорий Богослов , именуя Пасху «очищением всего мира», 1369 но при этом отмечает, что чудо возрождение природы не равноценно чуду спасения человека. Воскресшую плоть Свою Спаситель вознес на небеса и посадил одесную Бога Отца ( Евр. 10:12 ), увенчав ее славой и честью Божества. «Смотри, как низко человек находился и как высоко вознесен, – в удивлении восклицает святой Златоуст, – невозможно было ни сойти ниже того, куда низшел человек, ни вознестись выше того, куда вознес его Христос. Это выражая, Павел говорил: «Нисшедший, Он же есть и восшедший» ( Еф. 4:10 ). Куда он нисходил? В преисподние места земли (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

1375 . Мы были некогда несмысленны относительно всего Божественного, и непокорны совести – гласу Божию, и прельщеные чувственностью, рабы низших похотей душевных и связанными с удовлетворением их различных удовольствий, жили в злобе и зависти, из-за чего и были гнусны и ненавидели друг друга. Когда же благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, явилась в воплощенном домостроительстве, не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а напротив, из-за крайней нищеты нашей и беспомощности, по Своей милости, спас нас банею возрождения, нового рождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит. 3:3–5 ). Сын Человеческий пришел на землю, чтобы взыскать и спасти погибшее человечество ( Мф. 18:11 ), которое погибло через прекращение общения своего с Богом и через вступление в общение с падшими духами. Погибель эта обнаружила себя повреждением естества человеческого грехом и смертью. Сущность спасения для человека, очевидно, заключается в расторжении общения с духами отверженными и в восстановлении общения с Богом, что возможно лишь в том случае, когда поврежденное естество исцелится от порчи и избавится от всех следствий порчи, оказавшись способным к беспрепятственному общению с Богом. Именно такой смысл заключает в себе греческое слово σωτηρι, переведенное как спасение. В этом слове заключены такие понятия, как избавление, исцеление, возвращение целостности и здоровья. В таких смыслах в Писании часто употребляется термин «спасение». Кровоточивая жена, подошедши ко Христу, сказала сама в себе: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею (спасена буду)» ( Мф. 9:21 ). И когда прикоснулась, действительно с того часа стала здорова ( Мф. 9:22 ). В таком же смысле спасся бесноватый ( Лук. 8:36 ) и тот немощный человек ( Деян. 4:19 ); как и обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти ( Иак. 5:20 ). Таким образом, спасение понимается как избавление человека от греха и его последствий. Зная, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Мф. 9:12 ), человеколюбец Бог послал Сына Своего в мир, чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

1431 Последним завещанием Спасителя перед Его животворящей смертью было повеление, вкушая обычную свою пищу, вспоминать о Нем и о совершенном Им деле спасения, приобщаясь через это по действию Духа Святого к обоженному естеству Его. Св. апостол Павел, согласно с повествованием евангельским рассказывает, как Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание ( 1Кор. 11:23–25 ). Но при этом не нужно думать, что эти хлеб и вино есть только образ тела и крови Христа. Господь прямо сказал: сие есть тело, а не образ тела и сия есть кровь, а не образ крови и ядущий Меня, а не хлеб и вино, жить будет ( Ин. 6:57 ). Верующим в Него, Он в Таинстве Причащения дарует под видом хлеба и вина истинные Свои плоть и кровь. Как это происходит? – Действием Святого Духа, подобно тому, «как при содействии Святого Духа Господь для Себя и в Себе осуществил и плоть от святой Богородицы». 1432 И хотя образ такого действия по существу неисследим, но все же можно попытаться объяснить его через рассмотрение физиологических процессов происходящих в теле человеческом. Согласно законам телесной природы, хлеб и вино, употребляемые человеком в пищу, переходят в состав его телесного организма, делаясь плотью и кровью его. При этом они изменяются, но не по существу своему, а лишь по виду и образу существования. Что верно по отношению к человеческой природе вообще, верно и по отношению к человеческой природе Спасителя, в частности, потому что Он имел ту же плоть и ту же кровь и поддерживал Свою человеческую жизнь той же пищей и тем же питием. Следовательно, сущность хлеба и вина одинакова с сущностью плоти Богочеловека, которая составилась из них. Отличие же плоти Сына Божия от плоти падшего человека состоит лишь в том, что она соединена с Божественной природой, сообщающей ей свойства безгрешности, нетления, вечности и духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

147 В последнем случае, движение крови обращается уже не на пользу, а на вред душе, по причине своего неподчинения духу. Чтобы правильно использовать энергию крови, надо помнить то, что не муж от жены, но жена от мужа ( 1Кор. 11:8 ). И такая зависимая подчиненность жены мужу должна сохраняться в любом случае. Женам повелевается повиновение даже и в том случае, когда муж не сохраняет свой чин или статус духовного руководителя, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были ( 1Петр. 3:11 ), ибо когда внешние чувства покоряются закону Духа, выражаемому в заповедях Евангелия, тогда будучи приведены в благочиние, они, воздействуя на дух, пробуждают и его к жизни духовной, а затем и сами увлекаемые им начинают естественно хранить в целости приобретенное до этого искусственно свое внешнее благоустройство. В этом смысле от внешнего зависит и внутреннее. Отсюда закономерным является использование искусственных мер душевно-телесного свойства для обуздания горячности кровяных движений. Для этого полезно по мере сил сдерживать их от движения, сохраняя душу и тело в спокойном положении, 148 а так же избегать всяческих нервных потрясений и различных аффективных состояний, отвергая все, «нарушающее мир, как неправильное, хотя бы оно и имело наружность правильную». 149 Тем же законом повиновения женам предписывается сдерживать в себе неуместное дерзновение и в отношении духовных понятий. Для этой цели ей разрешается учиться в безмолвии, со всякой покорностью ( 1Тим. 2:11 ) и не разрешается, не только учить духовным вещам ( 1Тим. 14:34 ), но даже вопрошать о них в присутствии других ( 1Кор. 14:35 ). Учить духовным вещам и вопрошать о них в собрании не разрешается как по причине свойственного ее природе неразумия относительно этих вещей, так и по причине свойственной этой же природе говорливости. 150 То и другое – свидетельство оживления крови, а средствами обуздания ее считаются смирение (покорность) и молчание. 151 Следовательно, благоразумие женское состоит в том, чтобы при помощи этих мер приводить кровь свою в благочиние, отрекаясь от своих мнений, от своей воли и, особенно, от чувств своих, которыми она руководится в большей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

17 . Следовательно, желающему достичь кротости, необходимо всячески хранить мир своего сердца, не допуская его приходить в смятение от действия беспорядочных страстей или внешних раздражений. Для этого надо, прежде всего, держать в порядке свои внешние чувства, не дозволяя им вольности в своих проявлениях, и всякое дело свое совершать в тихости ( Сирах. 3:17 ). Кроме того, требуется исполнять все веления своей совести, дабы она ни в чем нас не обличала, но была мирна и в отношении к Богу, и в отношении к ближним, и в отношении к себе. Но более всего надо стараться об искоренении страстей возбуждающих неразумный гнев. Если спросить у этого гнева от чего он рождается и чем поддерживается, то можно услышать от него следующее: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объедение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением». 18 Все эти страсти имеют один общий корень – самость, заботящуюся исключительно об угождении себе. Следовательно, чтобы достичь действительной кротости требуется отвергнуться себя, пойти во след Христа ( Мф. 16:24 ) и если возможно сохранять мир со всеми людьми ( Рим. 12:18 ). Впрочем, это взаимосвязано. Как говорит святитель Феофан Затворник : «Отвергшиеся себя и в след Господа пошедшие имеют прочную основу мира; но как и в них ветхий человек не вдруг умирает, то и в них нередко чувствуются припадки раздражения, покушающиеся разрушить взаимный мир. И подобает блюстись. Не многое требуется: жертвуй всегда своим в пользу другого, и никогда мир твой с другими не нарушится». 19 Итак, говорит Господь, возьмите иго самоотвержения на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ). И как Я кротко допустил снять с себя одежды Свои и растерзать плоть Свою на кресте, так и вы учитесь с кротостью переносить бесцеремонность ближних, поручая Мне воздаяние за обиду, 20 а лучше, если можете, благотворите ненавидящим вас ( Мф. 5:44 ). А именно: если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья ( Рим. 12:21 ). Вот благословенный и единственно возможный способ отмщения – благотворение тем, которые сделали и делают нам что-либо неприятное и худое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010