Т. 1. С. 56; 60. С. 177-178, 254, 287). Именование М. на печати епископом, казалось бы, подтверждает гипотезу о том, что архиепископский титул еще являлся в XII в. личным пожалованием от митрополита Киевского или патриарха К-польского (Я. Н. Щапов , Янин и др.). Во владычной летописи М. в основном именуется архиепископом и лишь однажды, в конце статьи 1196 г.,- епископом (НПЛ. С. 43). В таком случае надпись на печатях должна отражать тот период святительства М., когда он был еще в сане епископа (так, 2 этапа титулования Новгородских владык 2-й пол. XII в. отражены в печатях свт. Иоанна (Илии) ), или, как полагают Гиппиус и В. В. Седов, «использование его (титула.- М. П.) новгородскими иерархами домонгольского времени носило непоследовательный характер» ( Гиппиус, Седов. 2015. С. 490). По замечанию А. В. Назаренко, однако, на владычной печати М. «под титлом над «еп(иско)пъ» достаточно отчетливо просматривается выносная х», т. е. М., вполне вероятно, титуловался на ней все же архиепископом; т. о., ко времени святительства М. «этот титул из индивидуального достоинства архиерея (Нифонт, Илия) превратился в достоинство новгородской кафедры» ( Назаренко А. В. Архиепископы в Рус. Церкви домонгольского времени//ДРВМ. 2015. 4(62). С. 69. Примеч. 18). «Архи(епископом)» М. именуется и в фрагментарно сохранившейся прижизненной надписи-граффито 1198 г. в алтаре Георгиевского собора Юрьева мон-ря, посвященной погребенным в нем в том году княжичам Изяславу и Ростиславу Ярославичам ( Гиппиус, Седов. 2015. С. 481, 484). В 1199 г. вел. кн. Владимирский Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо лишил новгородского стола кн. Ярослава Владимировича, позвав во Владимир владыку, посадника Мирошку Несдинича и «вячьшии мужи» (представителей знати), к-рые должны были привести в Новгород его сына Святослава. По дороге во Владимир 24 авг. М. скончался на оз. Селигер. В Георгиевском соборе Юрьева мон-ря в 2014 г. был обнаружен фрагмент граффито, где, по мнению Гиппиуса, читалась надпись о кончине М.

http://pravenc.ru/text/2562448.html

По той же стране князь Михайло Юрьевич. Князь Борис Даниилович, внук великаго князя Александра Невскаго. Князь Борис Михаилович. Великаго князя Димитрия Всеволода дети: Святослав, Иоанн, князь Владимир. Князь Изяслав Глебович, внук Всеволож. Да великаго князя Ярослава сын Костянтин. По той же стране в угле лежат во плоти дети благовернаго великаго князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго: Изяслав, Мстислав, Глеб 243243 . Един из них видим и покланяем всеми, погребальная ж не истле, но вся, аки нова. В той же велицей церкви на средних сводех придел священномученика Антипы. В той же велицей церкви стрелы железные с томары и с перьем. С томаром в стреле весу по семи гривенок, с перьем весу по пяти гривенок. И в Володимире внутри города в Рожествене монастыре 244244 , в велицей церкви мощи благовернаго великаго князя Александра Ярославича во иноцех Алексея Невскаго и Владимирскаго чудотворца 245245 . В Володимире ж в осыпи за торговыми вороты в Успенском новом девичьем монастыре в приделе Рожества Христова на правой стороне в стене гроб камень, и в нем лежит великая княгиня Евдокея во плоти; покров на ней во гробе камка желтая, круживо на нем шито золотом. У великия княгини Евдокии у сорочки ожерелье жемчужное пристежное с каменьем з дробницы. Дробницы серебрены золочены. В другом каменном гробе подле и лежать мощи неизвестно чьи. В том же пределе на левой стране в каменном гробе лежат мощи великия княгини Вассы в схиме, великаго князя Александра Ярославича княгини. В другом приделе Благовещения Пресвятыя Богородицы на правой стране в стене гроб каменн, а в нем лежит благоверная великая княгиня Марья Шварновна в схиме. Да с нею же великою княгинею Марьею лежат другие мощи не велики, княгини Марии по плечи. На левой стране в том же приделе в стене в каменном гробу мощи великомученика Авраамия Болгарскаго. Над гробом висят вериги его, кладут их на болящих, кто изступит ума, и поют молебная. По совершении ж молебна мнози приемлют здравие. В Володимире ж за городом в Георгиевском монастыре 246246 в церкви лежит великая княгиня Феодосья во иноцех Евфросинья мать великаго князя Александра Ярославнча Невскаго, да брат его великий князь Феодор Ярославич, и сия роспись Владимирским чудотворцом до зде и о сем славлю всесильнаго Бога прославляюшаго своя угодники ныне и во веки аминь 247247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

В продолжение полутора столетий быв действительной столицей великого княжения 659 и потом около столетия столицей номинальной, Владимир Кляземский в настоящее время принадлежит к числу губернских городов далеко не лучших. Он находится на левом берегу реки Клязьмы между ней и речкой Лыбедью (впадающей в речку Рпеню 660 , не далеко от впадения последней в Клязьму) и расположен наполовину на возвышенной плоскости, наполовину по скатам к Лыбеди и на низменной равнине у последней. Андрей Боголюбский, избравший Владимир в свои столицы, по свидетельству летописи, сильно устроил его город, доспев к нему (городу) ворота златые, а другие серебряные (Ипатская летопись под 1175г.), из коих первые находились с западного въезда в город от Москвы, а другие, как нужно думать, с противоположного от Боголюбова. Всеволод Юрьевич в большом городе Боголюбского устроил внутренний меньший город или Детинец (Лаврентьевская летопись 1194г.). Первый город, от которого до настоящего времени сохраняются довольно значительные остатки валов, позволяющее определить его очертание, и который обнимал весь посад или весь город не в смысле крепости, представлял собой ту геометрическую фигуру, которая называется параллелограммом, т. е. продолговатый четырёхугольник, имеющий одну поперечную линию длиннее, а другую короче. Начинаясь у Клязьмы против Золотых ворот 661 , он шёл на эти ворота и от них к Лыбеди, затем по Лыбеди до Нижегородской шоссейной дороге, отсюда к Клязьме и по Клязьме вверх или назад до угла, откуда начато. Продольные линии четырёхугольника были параллельны Клязьме и Лыбеди и шли по ним, а поперечные шли на пересёк от одной реки к другой. Детинец Всеволода состоял из двух внутренних поперечных стен в четырёхугольнике Боголюбского, так что последний разделялся ими (по длине) на три малые четырёхугольника – внутренний (самый Детинец, заключавшей в себе у Кляземской или южной стены собор Боголюбского, княжеский дворец с построенной Всеволодом церковью святого Димитрия и монастырь Рождественский) и два боковых (один к Москве, другой к Боголюбову) 662 . Необходимо думать, что в летописи под 1237г. называется Печерним городом именно последней малый четырёхугольник, а под Новым градом тут же должно разуметь Детинец. Кроме Золотых и Серебряный ворот упоминаются ещё: Оринины и Медные от Лыбеди и Воложские от Клязьмы (которые все трое вели в Детинец,– Лаврентьевская летопись под 1237г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Герб рода Волконских один из знатнейших рус. княжеских родов, потомков старшей ветви черниговских Ольговичей. Прямым предком В. является св. блгв. вел. кн. Михаил Всеволодович Черниговский († 1246). Его внук, кн. Иоанн Юрьевич, владел «дольницей» в Тарусском княжестве и вместе с родными братьями в 1-й четв. XIV в. принимал участие в продаже Киевскому митр. свт. Петру части родовых земель в верховьях р. Оки, на к-рых в XIV в. возник 1-й в Сев.-Вост. Руси митрополичий город - Алексин. Наследники кн. Иоанна Юрьевича Тарусского и Волконского, князья Феодор и Мстислав Тарусские, в составе войск св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского участвовали в битве с ордой Мамая на Куликовом поле, где погибли 8 сент. 1380 г. С кон. XIV - нач. XV в., когда Тарусское княжество окончательно распалось на неск. мелких уделов, а г. Таруса перешел под власть вел. кн. Василия I Димитриевича , стольным городом предков В. стал Волконеск (совр. Тимофеевское городище). Здесь В. построили церкви во имя Пречистой Богородицы и св. князей Бориса и Глеба . В сер. - 2-й пол. XV в. нек-рые В. служили правителям Литовского великого княжества и Воротынского княжества. Представители старшей ветви В., внуки живших в 1-й пол. XV в. князей Константина, Иоанна и Феодора Конинских, на рубеже XV-XVI вв. служили всем родом вел. кн. Иоанну III Васильевичу со своих земель, расположенных в Алексинском и Тульском уездах. В. принимали активное участие в береговой службе и отражении набегов крымских татар, строили осадные дворы в Туле и Переяславле Рязанском. В сер. XVI в. они попадают в Государев двор, к этому же времени относятся первые вклады В. в Троице-Сергиеву лавру . Особым вниманием со стороны В. также пользовался белёвский в честь Преображения Господня муж. мон-рь . В XVI - нач. XVIII в. в обе обители от имени В. неоднократно поступали наиболее крупные денежные и вещевые вклады. Связь с Троице-Сергиевой лаврой позднее помогла В., когда в 1686 г., во время их спора с кн. Оболенскими, власти обители, основываясь на документах своего архива и рукописного собрания, подтвердили их происхождение из рода тарусских князей.

http://pravenc.ru/text/155156.html

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

По легендарным рукописям местность, где ныне находится монастырь, свое характеристическое название получила будто бы от того, что здесь в древние времена охотился князь Кий (едва ли не основатель Киева), проживавший во время охоты в белом шатре, вследствие чего и был прозван Белым Гостем. Затем князь Ярослав Владимирович соорудил здесь церковь во имя св. Георгия; потом в XII веке здесь жил князь Ярослав Юрьевич, а впоследствии ростовский князь Константин Всеволодович (1213) поставил здесь Благовещенскую церковь , соорудив ее из девятого камня, везомаго по реке Вексе в Ростов для постройки Успенского собора. Монастырские записи, как о происхождении названия монастыря, так и об его древней истории, говорят несколько иначе. Название «Белогостицкий», по словам этих летописей, монастырь получил от давно высохшей речки Белогостицы, которая, в свою очередь, получила название будто бы от «белых гостиниц», существовавших когда-то на ее берегу для приезжающих в Ростов Великий. Не отвергая времени основания монастыря в отдаленной древности, летописи говорят только, что монастырь назывался прежде Георгиевским или Юрьевским и упоминался уже в начале XV века 2 , что видно из описи монастыря, составленной в 1708 году по указу митрополита ростовского св. Димитрия. Из этого документа, между прочим, видно: «В монастырской кладовой хранится подголовок деревянный, обитый местами жестью, а в ней всякие монастырские крепости и в том числе список с грамоты в лето 6919 (1414)». Затем, эти же летописи свидетельствуют, что монастырь в половине XVI века владел уже селами и деревнями. Так из жалованной грамоты царя Грозного, данной ростовскому архиепископу Никандру в 1555 году, видно, что Белогостицкий монастырь, находясь с давних времен приписанным к ростовскому архиерейскому дому, имел собственные вотчины: село Благовещенское на горе, село гора Лесконтова, с. Юцкое с деревнями, пустошами и со всеми угодьями. В межевых книгах 1665 года монастырь этот называется «Георгиевским домовым монастырем, что на Белогостицах», а в выписке из межевых книг 1685 года написан в Сотемском стану и назван Белогостицким на вотчинной земле митрополита Ионы 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

Блаж. Андроник, уроженец Ростова, рос и укрепился духовной жизни под, надзором великого аввы, пр. Сергия Радонежского. Он был любимым учеником святого: это одно показывает, что он был в числе искренних ревнителей духовной жизни. О том же говорит и выбор святителя Алексия, павший на Андроника, при избрании настоятеля новой обители. Святитель, быв в лавре, сказал Сергию: «возлюбленный, хочу просить одного благодеяния у твоей духовной любви ко мне». – «Ничто не возбранено в моей обители для твоей святыни», отвечал Сергий. «Хочу, сказал Алексий, чтобы ты дал мне одного из твоих учеников, – я намерен с помощью Божией построить монастырь в исполнение обета моего. Когда плыл я из Царяграда, поднялась великая буря на море, так что корабль сокрушался от волн, и мы все отчаялись в жизни. Тогда дал я обет соорудить храм в честь того празднества, в какое счастливо достигнем пристани. Море улеглось, и мы вошли в пристань 16 августа. Потому положил я устроить обитель в честь нерукотворенной иконы Спасителя; приспело время исполнить обещание». «Доброе дело», сказал преп. Сергий: «да даст тебе Господь выполнить его! А всё, чего потребуешь от сына твоего, готово перед тобой». Тогда святитель попросил у него в настоятели обители ученика его Андроника, и преп. Сергий с любовью отдал его. Взяв с собой Андроника, святитель поручил ему построение обители и храма. Место избрано на речке Яузе, то самое, на котором кн. Всеволод Юрьевич встретил полчище Батыя кровопролитным боем. Преп. Сергий приходил молиться на избранном месте за новую обитель. Храм и обитель Всемилостивого Спаса устроены, и пр. Андроник поставлен был в игумена обители. Это было в 1361 г. 134 . Препод. Андроник при строгом постничестве отличался кротостью и глубоким смирением, и эти качества привлекали к нему многих; многие приходили в обитель его поучаться закону Божию и принимали здесь иночество 135 . Ещё цел колодезь, в 100 саженях от обители, выкопанный трудами Андроника. – По благословению святителя Алексия в обители устроено было общежитие 136 . Препод. Сергий по временам посещал ученика своего и своим посещением одушевлял его любовью твёрдой к подвигам. Однажды, говорит предание, великий подвижник приходил поклониться образу Спаса, перед отправлением в дальний путь, и при прощании долго беседовал с Андроником. – На месте прощания их поставили потом часовню. Это – на пути во Владимир. А такое направление пути показывает, что это духовное беседование было тогда, как Сергий (1365 г.) отправлялся в Нижний-Новгород для умирения князя Бориса. Точно так позже того святитель Алексий и вел. кн. Димитрий останавливались в обители Андроника молиться перед иконой Спасителя, когда святитель (1381 г.) провожал вел. князя до Оки, на пути его к хану 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В момент гибели Андрея Боголюбского (1174) В. Ю. вместе со старшим братом Михаилом находился в Чернигове у кн. Святослава Всеволодовича . Их соперниками в борьбе за власть в Суздальской земле стали племянники - Мстислав и Ярополк, сыновья старшего сына Юрия Долгорукого Ростислава, умершего при жизни отца. Поначалу при помощи ростово-суздальского боярства и рязанского кн. Глеба верх взяли Ростиславичи. Однако уже 15 июня 1175 г., поддержанные черниговским кн. Святославом, Михаил и В. Ю. нанесли поражение войскам Мстислава и Ярополка в 5 верстах от Владимира. Михаил стал правителем Владимира, население и духовенство к-рого были на стороне сыновей Юрия Долгорукого, в день их победы в Успенском соборе Владимира был отслужен благодарственный молебен. Вскоре власть Михаила Юрьевича признали Суздаль и Ростов. В. Ю. получил в княжение Переяславль Залесский. Явление кн. Всеволоду Юрьевичу и его дружине Владимирской иконы Божией Матери. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 222) Явление кн. Всеволоду Юрьевичу и его дружине Владимирской иконы Божией Матери. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 222) После победы и утверждения своей власти в Сев.-Вост. Руси братья предприняли поход против рязанского кн. Глеба, союзника Ростиславичей. На р. Мерьской (совр. р. Нерская, приток р. Москвы) Михалко и В. Ю. встретили рязанские послы, к-рые сообщили им о признании правителем Рязани своей вины и готовности вернуть вывезенное им в 1175 г. из Владимира, в т. ч. из Успенского собора, имущество. После смерти 20 июня 1176 г. Михаила В. Ю. стал правителем Владимира. Ростовские бояре вновь попытались противопоставить князю его племянника Мстислава Ростиславича, правившего в Новгороде. 27 июня 1176 г. на Юрьевском поле у р. Липицы Мстиславу был предложен мир, но он его отверг. В сражении В. Ю. и его племянник кн. Ярослав Мстиславич, приведший помощь из Переяславля Залесского, разбили ростовскую рать и дружину кн. Мстислава. 26 июня, накануне сражения, воины В. Ю., выступившие в поход, уже за Суздалем «узреша чюдную Матерь Божью Володимерьскую и весь град и до основанья, акы на вздусе стоящь». Это видение было воспринято как знамение буд. победы владимирского князя: «Вси же зряще таковаго чюда глаголаху: княже, прав еси, поиди противу ему [против Мстислава.- Авт.]» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 380). В правление В. Ю. Владимирская икона Божией Матери окончательно стала главной святыней Сев.-Вост. Руси.

http://pravenc.ru/text/155472.html

Захват войском Батыя Москвы и плененение кн. Владимира Юрьевича 20 янв. 1238 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 312) Захват войском Батыя Москвы и плененение кн. Владимира Юрьевича 20 янв. 1238 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 312) Строительство первой дерево-земляной крепости на юго-зап. оконечности Боровицкого холма относится к 1156 г. Являясь единственной крепостью на юго-зап. границе Владимирского великого княжества, М. контролировала его пограничье с Новгородской республикой, Черниговским, Смоленским и Рязанским княжествами. Город упоминается в ходе событий междоусобицы 1174-1176 гг. Осенью 1177 г. М. и окрестные села были сожжены во время нападения рязанского кн. Глеба Ростиславича, но вскоре город был восстановлен. Сев. границы первоначальной Московской волости доходили до верховьев р. Клязьмы, восточные - до р. Нерской, южные - до бассейна р. Пахры, юго-западные - до левого берега р. Москвы. На юго-востоке за Нерской и за бассейном р. Дроздны начинались рязанские владения, на к-рые вплоть до г. Коломна с 1177 г. стремился распространить свою власть Владимиро-Суздальский вел. кн. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо. Присоединить Коломну ему не удалось, но в городе укрепились его сторонники из пронской ветви князей рязанского дома. В 1212 г. при разделе его наследия Московская волость осталась в руках правителя Владимира-на-Клязьме. Свидетельством важного значения М. стали как просьба блгв. кн. Владимира (Димитрия) Всеволодовича об обмене принадлежавшего ему Юрьев-Польского княжества на московские волости, так и отказ его старшего брата кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича в этой просьбе. В 1213 г. попытка кн. Владимира Всеволодовича при поддержке москвичей закрепиться в М. военным путем не увенчалась успехом. Именно в это время москвичи впервые обозначили интерес к расширению своей территории - за счет присоединения к ней возникшего в 1154 г. на месте сбора полюдья Дмитрова.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

3) Многочисленны среди резьбы собора изображения павлина. Христианская традиция широко использует мотив парных павлинов у чаши, креста, солнца, древа, и пр. В пластике Дмитриевского собора использована несколько иная иконографическая модель, свидетельствующая о связях с польско-галицкой традицией. В этой схеме центральное звено связанно с рождением дерева, с проблемой духовного возрастания. В ней павлины изображены спинами друг к другу в позе расхождения, но объединенные переплетенными хвостами или крыльями, а также повернутыми назад, к центру головами. Композиция Дмитриевского собора свидетельствует о замечательном мастерстве русских зодчих. В их произведениях сочетается абстракция с реальностью, мифы и факты. Их письмена еще ждут человека, который прочтет их без запинки. Великий князь Всеволод (Димитрий) Юрьевич, заботясь о благоукрашении своего столичного города, задумал выстроить церковь на своем великокняжеском дворе и посвятить ее имени своего небесного покровителя Димитрия Солунского. Постройка была совершена между 1192-94 гг. Церковь, как некоторые думают, была выстроена русскими мастерами по образцу Покровской (на берегу реки Нерли) церкви, выстроенной вел. князем Андреем Боголюбским, и находилась в непосредственной связи с дворцом вел. князя. Во время реставрирования собора в XIX ст. на северной стороне открыты были следы древних пристроек на подобие тех, что уцелели в великокняжеском дворце в Боголюбове; на южной стороне оказались признаки заделанного входа, коим, вероятно, великокняжеское семейство вступало прямо на хоры. Конечно, все бедствия, пережитые Владимиром за время долгого его существования, не миновали и Димитриевского собора… В соборе хранится жалованная грамота вел. князя Василия IV Иоанновича, писанная на пергаменте в 1515 г., в коей он жалует «своих попов, что служат у его соборной церкви Димитрия святого в Владимире внутри города на его дворе». По грамоте при соборе было 4 священника и 2 диакона, кои пользовались особыми правами и привилегиями: «их никто не мог судить, кроме самого вел. князя или назначенного им боярина; они были освобождены от всяких повинностей, имели право рубить себе лес на дрова или на строения, где пожелают».

http://sobory.ru/article/?object=00188

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010