После его смерти Ростовским епископом стал по предложению В. Ю. духовник князя свт. Иоанн (23 янв. 1189). В 1185-1186 гг. В. Ю. вновь вмешался в междоусобную борьбу правителей Рязани, Пронска и Коломны, на этот раз неудачно,- его дружина была взята в плен в Коломне, князей - противников В. Ю. поддержал Черниговский еп. Порфирий. Стремясь укрепить свое влияние в Юж. Руси, 11 июля 1186 г. В. Ю. выдал дочь Всеславу замуж за кн. Ростислава Ярославича, сына правителя Чернигова и племянника киевского кн. Святослава Всеволодовича. 30 июня 1188 г. владимирский князь выдал 8-летнюю дочь Верхуславу за белгородского кн. Ростислава, старшего сына Рюрика Ростиславича, соправителя Святослава Всеволодовича в Киеве. В 1189 г. В. Ю. поддержал в борьбе за стол в Галиче своего племянника Владимира Ярославича (сына сестры Ольги), обещавшего владимирскому князю «быть в твоеи воле... всегда». Принесение во Владимир доски от гроба вмч. Димитрия Солунского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 242) Принесение во Владимир доски от гроба вмч. Димитрия Солунского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 242) Кон. 80-х - 1-я пол. 90-х гг. XII в. для В. Ю. отмечены переходом от военных действий к дипломатическим и обустройством собственных земель. По инициативе князя в Сев.-Вост. Руси развернулось активное строительство храмов и крепостных сооружений. Во Владимире с участием нем. мастеров был возведен Димитрия вмч. собор - домовый храм княжеской семьи. В янв. 1197 г. в соборе были помещены принесенные из Солуни «доска гробная» с раки вмч. Димитрия и сорочка святого. Деревянные храмы в честь небесного покровителя В. Ю. в годы его правления были возведены в Дмитрове и Москве. Во Владимире при В. Ю. был перестроен и расширен пострадавший от опустошительного пожара в 1185 г. Успенский собор (освящен 14 авг. 1189), появились храм в честь Рождества Пресв. Богородицы и надвратная ц. во имя Богоотец Иоакима и Анны. В Суздале рус. мастера заново отстроили ц.

http://pravenc.ru/text/155472.html

Икона чудесно обратилась лицом на народ, и архиепископ увидел текшие из очей Богоматери слезы, которые все приняли за знамение Ее небесной милости. Действительно, на суздальцев напал внезапный страх и слепота, они начали биться между собою, и новгородцы, вышед из-за ограды, стремительно ударили на них, одних истребили, других прогнали, третьих взяли в плен. С того времени икона прославилась и другими чудесами . 6) Икона святого великомученика Димитрия Солунского: эта икона написана на гробовой доске святого великомученика и принесена из Солуня во Владимир Кляземский в 1197 г. по желанию великого князя Всеволода—Димитрия, который и поставил ее в созданной им на княжем дворе Димитриевской церкви. В 1380 г. великий князь Димитрий Иоаннович Донской перенес икону эту в Москву, где она остается и ныне в Успенском соборе . 7) Икона святителя Николая Зарайская, находящаяся в городе Зарайске в соборном Николаевском храме. Прежде она находилась в Корсуне в церкви святого Иакова, в которой крестился святой равноапостольный князь Владимир. Потом в 1224 г. один корсунский священник по имени Евстафий, повинуясь гласу неоднократно являвшегося ему святителя Николая, взял эту икону и отправился вместе с своим семейством в землю Рязанскую. Идя для безопасности от половцев водяным путем, соединявшим тогда Черное море с Балтийским, Евстафий сначала прибыл в Ригу, оттуда в Новгород и из Новгорода достиг земли Рязанской, неся с собой честную икону. Здесь встретили ее в городе Зарайске сам князь рязанский Феодор Юрьевич и епископ Евфросин Святогорец и, видя многочисленные чудеса от иконы, создали во имя чудотворца Николая храм, где первоначально она была поставлена . 8) Икона Божией Матери Феодоровская, она явилась в 1239 г. костромскому князю Василию Квашне . Августа 16-го, выехав, по обычаю, на ловлю из города, князь увидел эту икону на сосновом дереве и хотел взять, но не мог. Немедленно поспешил он в город, рассказал там о случившемся и с Собором духовенства при великом стечении народа возвратился на место, где явилась икона.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Другая замечательная вещь есть плащаница горько памятного междоусобной бранью князя Димитрия Шемяки, который после краткого сидения на престоле ослепленного им Василия Темного, призрен был мятежным Новгородом и положил вклад сей за себя и детей в обитель Юрьевскую, не подозревая, что и сам упокоит в ней свои скитальческие кости. Кругом плащаницы вышита золотом следующая надпись: «Лета 6957. индикта 7, как был князь великий Дмитрий Юрьевич в великом Новгороде, и повелением его великого князя наряжен был сей воздух в храм Святого Великомученика Христова Георгия, того же лета месяца августа в 23 день, благоверною его великою княгиней Софьею, и при сыне благоверном князе Иване, и положен бысть в церкви Св. Великомученика Христова Георгия, в великом Новеграде, в Юрьеве монастыре, при архиепископе великаго Новаграда, владыке Евфимие, при архимандрите Мисаиле, за оставление грехов и спасения ради душ наших и наших детей, и тем внучатом и правнучатом, в сем веце и будущем, аминь». Но еще замечательнее сих двух предметов подлинная грамота самого великого князя Мстислава, сына Мономахова, соорудившего храм; она почитается древнейшей из всех, какие только уцелели у нас от всепоедающего времени, и ее сохранением обязаны археологи обители Юрьевской. Грамота писана на пергаменте и скреплена серебряной печатью, с изображением на одной стороне сидящего Спасителя, а на другой –Архангела Михаила; дана же в обитель вместе с блюдом Всеволода, о коем упоминается в ее строках. «Се аз Мстислав Володимир сын, держа руску землю в своие княжение повелел иесмь сыну своему Всеволоду отдати . . . . . . це святому Георгиеви с данию и с вирами и с продажами... даже которыи князь по моием княженнии почнет хотети отъяти у святаго Георгия. А Бог буди за тем и святая Богородица и т святый Георгий у него отимаиет. И ты игумене Исаиие н вы братие донилежеся мир с стоит. Молите Бога за мя и за мое дети, кто ся изоостанет в манастыри То вы тем должени иесте молити за ны Бога и прии животе и в смрти. А яз дал рукою своиею и осеньниеие полюдние даровноие полетретия десяти гривен святому же Георгиеви. А се я Всеволод дал иесм блюдо серебрьно, в тридесять гривен серебра. Святому же Георгиеви велел иесмь бити в ние на обеде коли игумен обедаиет. Даже кто запртьть или ту дань и се блюдо да судит иему Бог в день пришествия своеиго и т святый Георгий».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Двор разделился на две партии: одни действовали в пользу Василия, другие – в пользу Димитрия. Вместе с переменой расположения Uoahha III в пользу сына, или внука, изменялся и ход ереси– ее политическая свобода. Елена, как нам известно, была заражена ересью, которую могла передать и сыну Димитрию. Следовательно, когда мы видим на стороне ее большинство бояр, когда сын ее назван великим князем, – положение Елены таким образом было слишком высоко и прочно, чтобы поколебать его защитнику Православия – простому игумену Иосифу. Но, не переставая действовать против ереси, Иосиф, очевидно, действовал в пользу обиженной Софии. Он сделался известным Василию Иоанновичу и заслужил его расположенность. Подробности участия Иосифа в деле спорящих за свои права нам известны. Но София скоро восторжествовала над Еленой. Чрез год после опалы 21 марта 1499 г. Василий Иоаннович назван великим князем Новгорода и Пскова 119 (11 апреля 1502 г.). Димитрий лишен великокняжеского достоинства и вместе с матерью заключен в тюрьму 120 . При этом особенно пострадали обличенные в крамоле 121 : Князь Семен Ряполовский и князь Иван Юрьевич Патрикеев с двумя детьми, не смотря на то, что первый происходил от Всеволода Великого и известен личными заслугами, – второй, по матери, был внук великого князя Василия Димитриевича и 36 лет верно служил Государю. Ряполовскому 6 февраля отсекли голову, а Патрикеевых – отца и старшего сына Василия Косого, под именем Вассиана, постригли в монахи 122 . Что в этом деле участвовал Иосиф, это подтверждается последующим, постоянно враждебным, отношением Вассиана к Иосифу и всему Иосифовскому. Вместо Димитрия, Иоанн ІІІ-й 14 апреля того же года объявил великим князем Василия Иоанновича 123 . С переменой при дворе произошла благодетельная перемена и в религиозном деле Иосифа. Он решился уничтожить ересь чрез Василия Иоанновича 124 , которого самым трогательным образом убеждал защитить Св. Православную веру от погибели. Впрочем и теперь случилось обстоятельство, попрепятствовавшее Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Место было избрано в четырех верстах от Кремля, на речке Яузе, то самое, на котором князь Всеволод Юрьевич встретил полчища Батыя кровопролитным боем. Сам преподобный Сергий приходил благословить это место. В 1361 году обитель была окончена строением. Великий старец не раз приходил сюда к любимому своему ученику и подкреплял его в подвиге своими беседами. Однажды великий подвижник зашел сюда поклониться образу Спаса (который был принесен Святителем Алексием из Царьграда) пред отправлением в дальний путь, в Нижний Новгород (в 1365 году), и при прощании долго беседовал с Андроником. Впоследствии на месте их разлуки поставлена часовня. Это на пути во Владимир. Точно так же после того святитель Алексий и великий князь Димитрий останавливались в обители Андроника пред иконой Спасителя, когда святитель в 1371 году провожал великого князя до Оки, на пути его к хану. В обители преподобного Андроника, при самом ее открытии, установлено было и общежитие. Духовная жизнь процветала здесь под надзором святого ученика Сергиева. Здесь воспитались его спостник и преемник по игуменству преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил, которые расписывали придворный Благовещенский собор и соборные храмы во Владимире и Сергиевой лавре. И поныне стоит на правой стороне царских врат Троицкого собора чудотворная икона Пресвятой Троицы, написанная Андреем. Преподобный Иосиф Волоколамский говорит об этих святых иконописцах, что «они отличались таким подвижничеством, такой ревностью к посту и иноческой жизни, что удостоились божественной благодати. В самый праздник Светлого Воскресения Христова, сидя на скамейках и имея пред собой честные иконы, смотрели они на них неуклонно и исполнялись святой радостью и светом. Так поступали они и в другое время, когда не занимались писанием икон. Потому Владыка Христос прославил их в последний час смерти. Сперва преставился Андрей, потом заболел и спостник его Даниил и, будучи при последнем издыхании, видел своего спостника Андрея в великой славе, с радостью приглашающего его в вечное и бесконечное блаженство» 101 . Оба блаженные иконописца умерли около 1430 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все нынешние церкви, равно как и прочие монастырские здания, приведены в благолепный вид усердием и коштом графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской в 1807 и последующих годах; также выстроена ею огромная, превосходной архитектуры, колокольня; а в главном храме сделаны серебряные царские врата. В обители погребены многие замечательные лица, как-то: известные в XII веке посадники Новгородские, Мирон и сын его Дмитрий, умерший от ран на сражении против рязанцев в 1208 году; дети новгородского князя Яраслава (Иоанна) Владимировича, князья Изяслав Великолуцкий и Ростислав; внук в. к. Димитрия Донского, Димитрий Юрьевич (Шемяка) и новгородский митрополит Макарий, XVII века. В богатой ризнице этой обители хранится подлинная грамота, данная сему монастырю между 1128 и 1132 г. в. к. Мстиславом Владимировичем и сыном его св. Всеволодом (Гавриилом) Псковским, которая есть самая древнейшая из известных грамот русских князей. Между священных принадлежностей церкви, особенно замечательны: плащаница, шитая шелками, золотом и серебром – дар кн. Димитрия Шемяки, супруги его Софии и сына, кн. Иоанна, 1449 года; также крест напрестольный с жемчугом и драгоценными каменьями, 1599 г. Из вещей новейшего времени, архимандричья шапка, устроенная в 1812 году, по драгоценности своей заслуживает внимания. При самом основании и Юрьева монастыря начальство в нем было положено игуменское; а в 1299 году учреждена архимандрия. В XIV веке был архимандритом здесь св. Моисей, хиротонисанный потом во архиепископа новгородского. – Архимандриты священнодействуют по особому Чиновнику, данному в 1741 году новгородским архиепископом Амвросием. ХУТЫНСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, близ Новгорода, в 10 верстах от Кремля, на правом берегу реки Волхова; состоит под управлением Викария Новгородской епархии, епископа Старорусского, который здесь имеет пребывание с саном священноархимандрита. Монастырь этот основан в конце XII века Преподобным Варлаамом; он, водворясь в здешних пустынных местах, впоследствии учредил обитель для собравшихся около уединенной его кельи тружеников. Келья эта существует и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В деле Евфимия видимо был не прав Тверской князь, человек энергичный, честолюбивый и настойчивый, что можно усматривать и из того, что понравившийся ему Арсений и весьма желательный для него на Тверской кафедре, как епископ, боялся принять «владычество» (епископство) в Твери «виде бо там брань и вражду многу и смутися и ужасеся», и за лучшее счёл, до окончания суда над Евфимием, удалиться в Москву. И когда Михаил Александрович настаивал пред собором на поставлении Арсения во епископа Тверского, то он, поражённый неожиданным предложением ему святительской кафедры, по глубокому своему смирению, заявил, что не способен и не достоин столь великого сана, и что у него никогда не было иного желания, кроме желания оплакивать свои грехи, и что он доныне отрекался и от священства (иеромонашества), а о епископстве и помышлять не смел. Угроза отлучения от церкви за непослушание Собору вынудила Арсения принять епископство. Киприан, вскоре по окончания в Твери Собора возвратился вместе с Евфимием в Москву. Через несколько времени (в начале августа того же 1390 года) он для возведения во епископа Тверского Арсения снова с прежними иерархами (к коим ещё присоединились двое – Даниил Звенигородский и Иеремия Рязанский) посетил Тверь и 15 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы в кафедральном Спасо-Преображенском соборе был им хиротонисан Арсений во епископа Тверского (см. о нём выше). Митрополит Киприан скончался 16 сентября 1406 г. О нём Никоновская Летопись делает такой отзыв: «Всякого любомудрия и разума исполнен и вельми книжен, и духовен зело, и книги своей рукой писаше» (V, стр. 2). Хронологический указатель кончины святых, упоминаемых в Тверском Патерике Годы Глеб, св. Муромский князь Юрий, отрок св. князя Бориса Ростовского до 1053 Аркадий, ученик пр. Ефрема Новоторжского Ефрем, основатель Новоторжского Борисоглебского монастыря Георгий, (Юрий) Всеволодович, Великий князь Василько (Василий) Константинович, Ростовский князь XIII в. Владимир, Ржевский князь XIII в. Агриппина, Ржевская княгиня Симеон, первый Тверской епископ Ксения, Тверская княгиня Михаил Ярославич, Великий князь Тверской Пётр, Московский и всея России митрополит Великая княгиня Анна Димитриевна (Кашинская) Феодор 1-й, епископ Тверской Моисей, архиепископ Новгородский Феодор 2-й, епископ Тверской Алексей, Московский и всея России митрополит Васса (Феодора) Нижегородская княгиня Михаил Александрович, Тверской князь Иулиания, Новоторжская княгиня Симеон Мстиславович, Новоторжский князь Арсений 1-й, епископ Тверской Киприан, Московский митрополит Савватий, основатель Савватьевского монастыря Ефросин, ученик Савватия Ксенофонт Тутанский Димитрий Юрьевич Красный, Бежецкий и Галичский князь Савва Вишерский Савва, основатель Сретенского Саввина монастыря Варсонофий, брат пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Первоначальный Византийский стиль сохранился и при поновлении сей св. иконы. Предвечный Младенец изображен в персях Приснодевы воплотившимся в минуту благовествования; на челе у благовестника обращенный к верху полумесяц. d) Древний образ, известный под названием Предста Царица, или Царь Царем, писан, как уверяет предание, Св. Алимпием чудотворцем, первым Русским иконописцем. Она украшена серебряным вызолоченым окладом и древними венцами, убрусами и гривнами из золота с каменьями и жемчугом, кои сохранились в соборной ризнице 1812 г. е) У южных алтарных дверей, при входе в придел Св. Великомученика Димитрия Селунского, стоит икона сего святого, писанная на гробовой доске его; она принесена была из Фессалоники во Владимир вместе с его сорочкою при Великом Князе Всеволоде большее гнездо 1197 г. 350 . истории сего образа изображена на полях его в следующих двух надписях: «Во граде Селуне мучен бысть святый Христов мученик Димитрий при Царе Максимиане. В лето же 6685 прииде из Киева во Владимир Князь Великий Димитрий Юрьевич на Великое Княжение и постави на своем дворе церковь каменну святаго Димитрия, и верх ея позлатиша, и принесе дску сию из Селуня града, образ Святаго Великомученика Димитрия при Царе Мануиле, и из Володимера в Москву принесена бысть дска сия образ святаго Христова мученика Димитрия при Великом Князе Димитрие Ивановиче в лето 6888». «Благословением Божиим и молитвами святаго Великомученика Христова Димитрия Мироточца и славнаго чудотворца поновлен бысть сей св. образ его благословением Господина Преосвященнаго Варлаама Митрополита всея Руси, Божиею милостию и повелением Благовернаго и Христолюбиваго Великого Князя Василия Иоанновича, Государя и Самодержца всея России, в лето 7025, в 17 лето государствования его, месяца Июлиа». По левую сторону царских врат достопримечательны следующие иконы: Владимирская Богородицы f) Владимирская Богородицы, по преданию, писанная Евангелистом Лукою, еще При жизни ея. Сочинитель Степенной книги, сам иконописец, поновлявший сию икону, сообщает нам следующее описание: «Апостол Лука изящне видение тоя и прочая подобие начерта во образ возраста средние меры: святое же и благодатное лице ее мало окружия, продолжающийся нос доброгладостие лежащь на десно, при близь пречестнаго лица Прсвечнаго ее младенца; персты же Богоприемных ее рук тонкостию истончени 351 ». Образ сей, поставленный в створчатом киоте, вышиною 1 аршин и 7 вершков, шириною 15 вершков и 2/8. Оклад на нем, золотой древний, Греческой работы: венец с городками, в гнездах вставлены два большие изумруда, репьи с алмазами, с убрусом и цатою или гривною, украшенными жемчугом и драгоценными каменьями, от старых привесок остались одни жемчужные серьги с винисою. Поля покрыты золотою сканью и дробницами, на коих искусно вычеканены XII Господских праздников; между дробницами вставлено 15 репьев с драгоценными камнями и эмалью. Внизу между двумя дробницами в круге, на сканном поле изображена след. надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Место, на котором находится Андрониев монастырь, замечательно по историческим воспоминаниям. Здесь некогда пролегал путь в Орду, и на этом месте встретил Батыя великий князь Всеволод Юрьевич. Здесь святой митрополит Киприан благословил великого князя Димитрия Иоанновича Донского, возвращавшегося победителем с Куликовской битвы. По этому пути выступил с войском против Тамерлана великий князь Василий Димитриевич. В этой обители слышались приветственные речи митрополита Киприана великому князю Василию Димитриевичу и благодарственные Господу Богу молитвы за избавление России от нашествия татар 93 . Высокопетровский монастырь (На улице Петровке) Место, на котором находится теперь Высокопетровский монастырь, по преданию, было селением боярина Кучки, которое называлось по местоположению, Высоцким или Высоким. Здесь была церковь в честь Боголюбской иконы Богоматери, устроенная великим князем, Иоанном Даниловичем Калитой. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, в 1380 году, по возвращении с Куликовской битвы, основал при этой церкви иноческую обитель. При великом князе Василии Иоанновиче, этот монастырь был перестроен и наименован Высокопетровским, в честь святого Петра митрополита, мощи которого незадолго пред этим были обретены. При императоре Петре Великом, Высокопетровский монастырь был возобновлён. В настоящее время в сей обители находится 5 церквей: 1) Святого Петра митрополита, построенная в 1505 году, а потом возобновлена в 1690 году, Петром Великим; 2) Боголюбской иконы Богоматери, построенная вместо древней, в 1690 году, Петром Великим. Церковь эта служила усыпальницей фамилии Нарышкиных; 3) Сергия Чудотворца, построенная также в 1690 году, в благодарность сему угоднику Божию, за избавление в его обители императора Петра I от смерти, в стрелецкий бунт, с приделами: святителей Алексия митрополита и Митрофания Воронежского ; 4) Толгской иконы Божией Матери, сооружённая Анастасией Кирилловной Нарышкиной, в 1744 году; 5) Покрова Пресвятой Богородицы. Прочие же здания монастыря: колокольня, братские кельи и монастырская ограда, были воздвигнуты также при императоре Петре Великом 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Черниговский собор, заложенный Мстиславом Ярославичем, в настоящее время, после нескольких реставраций, имеет пять глав, и полагают, что он имел их пять и в древнее время (М. Маркова «О достопамятностях Чернигова» в Чтениях Общества Истории и Древностей, год третий, Смесь, стр. 15). Но, не имея плана собора и судя о нём только по его фасаду (который у гр. Строганова в издании: Русское искусство Е. Виолле-Ле-Дюк и архитектура в России с X по XVIII век, СПб, 1878, и в Словаре Мюллера-Мотеса S. 811, Fig. 1166), мы также пока в этом сомневаемся. 156 Митрополита Евгения Описание Киево-Софийского собора, стр. 30, Фундуклея Обозрение Киева, стр. 30. 157 Архимандрита Макария Археологическое описание древностей в Новгороде, I, стр. 20, 50, 410 и 461. Относительно досок, если они действительно употреблялись, дело должно представлять не так, что стены при кладке «обставлялись ими, ибо при этом нельзя было бы производить кладки, а так, что по мере кладки стены обкладывались ими. 158 Дмитриевский собор во Владимире (на Клязьме, гр. Строганова), Москва, 1849г. стр. 5. Известковый раствор, искусственно сделанный с теми или другими примесями (в Киеве – толчёный кирпич, во Владимире – ячменная или ржаная мякина) во всех трёх местностях отличается величайшей крепостью. [В так называемой Тверской летописи, напечатанной в XV томе Полного собрания летописей, стр. 311, говорится, что Всеволод Юрьевич создал церковь святого Димитрия (Дмитриевский собор) «Резанскым каменем». Этот Резанский камень – вместо резаный камень, из какового действительно создана церковь (барельефы), cfr дополнение к стр. 279.] 161 И искусственный способ придачи извёстке крепости посредством примеси в неё мякины указывает тоже на Болгарию (а не на Запад).– В Болгарии, где давно существовало каменное строительство, могло быть так, что материал для камне-строения находился в продаже готовым (как у нас теперь кирпич и пр.). Равным образом, там были знающие и обученные рабочие (готовое сословие каменщиков). А эти две причины и могли ближайшим образом расположить каменноздателей Суздальско-Владимирских обратиться к Болгарии. 162 Cfr Geschichte d. kirchlich. Kunst d. deutschen Mittelalters, von E. Otte, Leipzig, 1862, S. 7 sqq. 163 В настоящее время в большей части Новгородских церквей голосники замазаны и заштукатурены. Не замазанными их можно видеть в их величайшем множестве в церкви Николы Липного, находящейся в 7–8 вёрстах от Новгорода (в куполе их такое множество, что он представляется весь как бы изрешечённым пробоинами небольших пушечных ядер), а щупать их внутри можно в Антониевом монастыре вверху во входной на полати башне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010