Святейший Патриарх Кирилл впервые посетит Кабардино-Балкарию 13 мая 2016 г. 13:10 15 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе визита в Пятигорскую епархию  впервые посетит Кабардино-Балкарскую Республику. В рамках поездки Предстоятель Русской Православной Церкви совершит освящение собора святой равноапостольной Марии Магдалины в столице Кабардино-Балкарии г. Нальчике. Освящение собора святой Марии Магдалины станет одним из первых событий в ряду торжеств, посвященных 460-летию вхождения Кабарды в состав России, которое будет отмечаться в 2017 году. Собор был заложен 1 сентября 2004 года первым президентом Кабардино-Балкарской Республики Валерием Коковым и епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном . Храм активно строился до 2009 года. Затем строительство приостановилось и было возобновлено лишь два года назад. Храм посвящен святой Марии Магдалине, которая считается небесной покровительницей кабардинской княжны Марии Темрюковны — жены царя Ивана Грозного. Православные приходы Кабардино-Балкарии входят в состав Пятигорской епархии наряду с приходами Карачаево-Черкесии и нескольких районов Ставропольского края. 22 сентября 1910 года Император Николай II утвердил доклад Святейшего Правительствующего Синода об учреждении во Владикавказской епархии викариатства с наименованием его Пятигорским. Викарным епископом был назначен настоятель Бельнического Богородицкого монастыря Могилевской епархии, кандидат богословия архимандрит Арсений (Смоленец, 1873-1937). В 1916 году регион Кавказских Минеральных Вод вошел в состав преобразованной Кавказской и Ставропольской епархии (до того — Ставропольской и Екатеринодарской). В 1922 году в составе Ставропольской епархии было возобновлено Пятигорское викариатство. В ноябре 1922 года в Пятигорск назначается епископ Вольский, викарий (единоверческий) Саратовской епархии Иов (Рогожин, 1883-1933) с титулом «епископ Пятигорский и Прикумский». Викариатство просуществовало до 27 ноября 1925 года. 27 июня 1927 года была учреждена самостоятельная Пятигорская епархия, первым епископом которой был назначен архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский, 1872-1937). С марта 1933 года на кафедру был назначен епископ Мефодий (Абрамкин, 1883-1939). В 1936 году он был возведен в сан архиепископа Пятигорского и Буденновского; с октября 1937 года в заключении, расстрелян в 1939 году. С этого момента фактически прерывается существование Пятигорской епархии, приходы которой в 1943 году вошли в состав Ставропольской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4467081.ht...

Прежде всего, взглянем на то, в каком состоянии Церковь подошла к началу 1940-х годов. На территории Саратовской области и АССР немцев Поволжья существовала Саратовская епархия Русской Православной Церкви, в которой, помимо центральной Саратовской, действовали следующие епископии: Аткарская, Балашовская, Вольская, Петровская, Покровская и Пугачевская. Согласно сведениям Комиссии культов ЦИК СССР, на 1 сентября 1936 года в Саратовском крае действовало 62 храма, в Республике немцев Поволжья – 17, при том, что до революции на той же территории действовало (согласно тому же отчёту) 1325 храмов. Иными словами, ещё до начала Большого террора в 95% храмов нашей земли уже была пресечена богослужебная и приходская жизнь. Архиепископ Саратовский Афанасий (Малинин) был арестован летом 1935 года, его преемник архиепископ Серафим (Силичев) – 28 марта 1936 года, назначенный тому на смену епископ Вениамин (Иванов) – 18 сентября 1937 года. 15 сентября 1937 года был расстрелян находившийся в лагере архиепископ Серафим, чуть более чем через месяц, в последних числах октября, в саратовской тюрьме был расстрелян епископ Вениамин. Архиепископ Афанасий скончался в архангельской ссылке 27 мая 1939 года. В живых и на свободе остался только престарелый и тяжело больной архиепископ Саратовский и Петровский Досифей (Протопопов), который ещё с 1927 года находился на покое и епархией не управлял. Викарный епископ Аткарский Николай (Парфёнов) был арестован 29 декабря 1936 года и скончался 20 января 1939 года в тюрьме города Владимира. Балашовская кафедра после ареста 13 февраля 1930 года епископа Иакова (Маскаева) так и не была замещена, сам священномученик Иаков был расстрелян 29 июля 1937 года. Последний Вольский епископ Сергий (Куминский) был переведён 14 апреля 1936 года в город Ачинск викарием Красноярской епархии, где и был расстрелян 11 декабря 1937 года. Петровское викариатство не замещалось с 1928 года – после перевода епископа Андрея (Комарова) в Вольск. Епископ Покровский Павел (Флеринский) с 1936 года находился на покое по болезни после отбытия пятилетнего лагерного срока, жил в Казани и викариатством не управлял.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одновременно слушал лекции на юридическом факультете этого же университета. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, сдал экстерном экзамен за курс Ярославского Демидовского юридического лицея и за курс общих классов Петербургской консерватории. Завершил образование за границей. Магистр истории (1911). Служил помощником секретаря и старшим нотариусом при Воронежском окружном суде. С 1909 г. – мировой судья в городе Шавли Ковенской губернии, одновременно был преподавателем истории и законоведения в гимназии. С 1912 г. – член Ковенского окружного суда, продолжил заниматься педагогической деятельностью. С 1914 г. – товарищ председателя Новгородского окружного суда. С 1917 г. – преподаватель в реальном училище в Тихвине. После прихода к власти большевиков работал комиссаром юстиции в Северной области, в Новгородском губернском суде, до 1920 г. – председатель выездного суда в Воронеже. В 1920 году рукоположен во диакона, затем во иерея и пострижен в рясофор. В 1920 году служил в Воскресенской церкви Воронежа, в 1920–1922 гг. – в Казанской церкви села Усмань Воронежской епархии. С момента создания обновленческого движения в 1922 году – один из активнейших его деятелей. В качестве уполномоченного обновленческого Высшего церковного управления летом 1922 года направлен в Рязанскую, Воронежскую, Астраханскую епархии, где организовал местные обновленческие структуры. Высшим церковным управлением возведен в сан протоиерея. В октябре 1922 года рукоположен обновленческими архиереями во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, где служил до марта 1925 года. В 1923 году арестован, но через месяц освобожден без предъявления обвинения. В том же году приговорен к трем месяцам принудительных работ. В 1924–1926 гг. – временно управляющий Псковской епархией. В 1925 году – правящий архиерей Великоустюжской епархии. В 1925–1927 гг. – епископ Уральский и Вольский (после присоединения к Уральской епархии Вольского викариатства). С мая 1927 года – архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еп. Антоний прилагал много усилий для строительства и ремонта правосл. храмов в Царстве Польском. В 1835 г. в ведение В. в. были переданы 3 временные церкви в Новогеоргиевской и Замостской крепостях и в Варшавской цитадели. В Варшавской цитадели 26 нояб. еп. Антоний освятил новопостроенный храм во имя св. кн. Александра Невского, 1 дек.- Петропавловский храм в здании бывш. Кадетского корпуса в Варшаве, 7 июня 1837 г.- новопостроенную Свято-Георгиевскую ц. в Новогеоргиевской крепости. 18 июля 1837 г. был освящен собор во имя Св. Троицы в Варшаве, перестроенный из бывш. костела мон-ря, к-рый принадлежал ордену пиаров (за изъятие зданий мон-ря российские власти выплатили пиарам денежную компенсацию); в монастырских помещениях разместился варшавский архиерейский дом, в к-ром 11 сент. была освящена Спасо-Преображенская крестовая ц. 10 окт. 1837 г. еп. Антоний освятил новый правосл. храм в г. Радоме, устроенный в здании бывш. бернардинского костела. 30 июля 1839 г. был освящен заново отстроенный в камне Преображенский храм в г. Дрогичине, 5 мая 1840 г.- Успенская ц. в г. Сувалки, 6 дек.- новый храм во имя св. Онуфрия Великого в Яблочинском мон-ре, где были заново отстроены также колокольня, ограда, келейные корпуса и др. здания. Были отремонтированы обе правосл. церкви в Люблине. В Вольском укреплении близ Варшавы (ныне р-н Варшавы - Воля) в 1834 г. открылось правосл. кладбище, на территории к-рого в бывш. костеле был устроен правосл. храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, освященный еп. Антонием в 1841 г. В 1839 г. число правосл. храмов в Царстве Польском возросло до 12 (9 приходских и 3 приписных). Еще в 1833 г. кн. Паскевич составил записку с изложением программы устроения духовно-учебных заведений в Царстве Польском, в 1834 г. по распоряжению наместника края началось преподавание Закона Божия правосл. воспитанникам польск. гимназий и школ. В кон. 1838 г. в Яблочинском мон-ре открылось начальное уч-ще, предназначенное гл. обр. для детей униатов и имевшее миссионерские цели. 17 сент. 1840 г. начало работу Варшавское ДУ с 6-летним курсом обучения (состояло в ведении Волынской ДС и входило в округ Киевской ДА).

http://pravenc.ru/text/150465.html

4826 Местопребывание – в г. Николаевск (см. Приложение 6. С. 866). В нем наименован еще епископом. Вскоре (1918–1919 гг.?) – архиепископ, с 1924 г. – митрополит. Вторая дата – дата кончины. 4829 Вариант первой даты – 17(30)01.1991 – противоречит официальным сообщениям. Архиепископ с 12(25)02.1997. Входит в Православную межепархиальную комиссию на территории Казахстана (вместе с епископами Алма-Атинским и Чимкентским). 4832 С одновременным управлением Вольским викариатством Саратовской епархии, присоединенным к Уральской епархии (ВССПРЦ. 1925. 2. С. 4). 4846 Отпал в обновленчество сразу же по назначении на кафедру, до хиротонии (РГИА ф. 831, оп .1, д. 272, л. 160). 4848 Хиротонисан (первая дата) по принесении покаяния Святейшему Патриарху Тихону 07(20)04.1924 в грехе пребывания в обновленческом расколе в сане «епископа» Усть-Медведицкого. Принят как иеромонах. 4849 Арестован вскоре по прибытию в станицу Усть-Медведицкую. Осужден на 3 года ИТЛ, но освобожден через 8 месяцев «по пересмотру дела» и назначен на единоверческую кафедру в Мстеру (см. Мстерская). 4850 Дважды отпадал и дважды приносил покаяние в грехе отпадения в григорианский раскол. Вторая дата – окончательное воссоединение с РПЦ. 4851 07(20)04.1924, по принесении покаяния, принят Патриархом Св. Тихоном в общение с Церковью в сане иеромонаха; получил назначение на ту же кафедру (см. Усть-Медведицкая). 4856 Вторая дата – определение на покой с пребыванием в Свято-Успенской Почаевской Лавре, затем переведен в Введенскую Оптину пустынь. Далее см. Козельская. 4859 (Прим. M. Е. Губонина. – Протоиерей Симеон Иванович Шлеев – известный единоверческий деятель и член Поместного Собора 1917–1918 гг. Хиротонисан Патриархом Св. Тихоном в Петрограде 03(16)06.1918 по единоверческому чинопоследованию во епископа Охтенского (см.). По сообщению протоиерея Ник. Вас. Кондевича, в 1920 г. настоятеля Уфимского кафедрального собора, Симон (Шлеев), после совершения торжественного всенощного бдения в соборе (под праздник Преображения), был убит у себя дома засевшими там бандитами. У ММЛ РПИ дата убийства неверна.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

946 Вторая дата – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 326 об. Этим же числом назначен некий «архимандрит Виссарион». Но хиротония, вероятно, не состоялась. Возможно, речь шла о будущем григорианце Виссарионе Зорине (Зорнин?), который был хиротонисан в следующем году на Симбирскую кафедру. 947 Епископ Новосильский, викарий Тульской епархии. Встречалось упоминание о его кратком управлении Вольским викариатством в 1924 г., без указания дат. Затем, будто бы, «некоторое время проживал в Белове у родителей, будучи не у дел». Это примечание M. Е. Губонина находит косвенное, но веское подтверждение. В 1923 г. еп. Варлаам (Пикалов) был арестован в Саратове и пробыл в заключении 4 месяца, после чего оказался снова в Тульской епархии. В Саратове и в Саратовской епархии он случайно оказаться не мог, а если был арестован, то не как частное лицо, а как архиерей, имевший то или иное отношение к управлению епархией. Скорее всего, еп. Варлаам был временно управляющим, поскольку в 1924 г. именовался по-прежнему еп. Новосильским (Материалы... С. 193). 949 Затем провел около 12 лет в заключении и в ссылках. В заключении претерпел зверские издевательства уголовников – на его лбу был вырезан крест и пр. (свидетельство служившего с ним в 1947 г. иподиакона). Далее см. Великолукская. 951 Определением обновленческого Синода 25.2(10.3) 1925 г. Вольское викариатство присоединяется к Уральской епархии и правящим последней назначается Михаил (Постников) (ВССПРЦ. 1925. 2. С. 4). 954 «Архиепископ». После упразднения кафедры (вторая дата) был настоятелем единственного храма в г. Вольске. 955 «Хиротонисан» единолично (!?) «экс-митрополитом» Антонином (Грановским), запрещенным в священнослужении и Святейшим Патриархом Тихоном, и обновленческим Синодом. На Возрожденческом Соборе 1925 г., происходившем в стенах б. Заиконоспасского монастыря, на Никольской ул., Василий (Лебедев) заявил о себе: «...Я – первый деревенский епископ, посланный епископом Антонином е глухую деревню, куда не вступала нога епископа. Это мы там основали епископскую кафедру. На нас указывают пальцами: в деревню послали епископа! Но кроме хорошего ... говорить об этом ничего не приходится...» (Труды Первого Всероссийского съезда или собора Союза «Церковное Возрождение». M., 1925 (далее – Труды...). С. 8). 10(23)02.1924 постановлением 435 запрещен в священнослужении обновленческим Синодом. После кончины Антонина (Грановского) (01(14)01.1927), по принесении должного покаяния, заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) принят в общение с Церковью в сане пресвитера. Арестован 29.10(11.11)1928, осужден и заключен в СЛОН. Погиб в заключении после 1930 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повсеместно шло разрушение Российского государства, началась гражданская война между белой армией и большевиками. Узнав о начале военных действий, о. Софроний счел невозможным для себя при таких событиях остаться в стороне: в январе 1919 года он ушел на юг России и поступил в добровольческую армию Деникина полковым священником, где прослужил до разгрома белого движения, но с белыми не эмигрировал, решил остаться на родине, чем бы ему это ни угрожало. В 1920 году он поступил на подворье Георгиевского Балаклавского монастыря в Екатеринодаре, где жил в те годы настоятель монастыря архимандрит Дамаскин (Цедрик), который вскоре был арестован и сослан, а само подворье в 1922 году было закрыто. Иеромонах Софроний стал служить в приходских храмах различных сел, а в 1924 году вернулся в Саратов и получил назначение в храм села Старая Яблонька. В 1925 году он был переведен в храм села Самодуровка, а вскоре в село Казаковку. Несмотря на преследования и притеснения властями Православной Церкви, о. Софроний делал все для просвещения своих прихожан, заведя в своем приходе регулярные уроки Закона Божия; за это власти в 1926 году арестовали его и попытались отдать под суд, но из этого ничего не получилось, и дело кончилось тем, что священник вынужден был перейти в храм села Юрьевки. В это время»архиепископом»Уральской епархии и Вольского викариатства был Михаил Постников, один из активнейших деятелей обновленческого раскола. В Саратовской епархии он не только устраивал беседы о правоте обновленческого движения, но и проводил диспуты, куда приглашал православных, стараясь добиться перехода в обновленчество как можно большего их числа, а в тех, кто не перейдет, посеять смущение и, таким образом, отвести от активной борьбы с обновленческим расколом. Как выученик Демидовского лицея, имея степень кандидата права, он понимал, что лучше всего действовать с помощью фактов, которые подтверждались бы документами. И теперь на всех диспутах он дело подводил к тому, что Священный Синод обновленческой церкви — единственно признанный в качестве законного церковного возглавия Вселенским и Восточными Патриархами, между тем как так называемые староцерковники–тихоновцы этими Патриархами не признаны. В доказательство он показывал документ, подписанный представителем Вселенского Патриарха в России архимандритом Василием Димопуло. После этого он, обращаясь к православным священникам и мирянам, требовал, чтобы и они представили документы о признании их Восточными Патриархами.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

267 Архим. Палладий (Добронравов); с 6 декабря 1903 г. – епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. 269 Настоятельница Вировской Спасской женской пустыни игум. Анна (Потто) скончалась 29 августа 1903 г. 271 Архим. Иннокентий (Кременский) – выпускник Казанской духовной академии 1892 года; ректор Томской духовной семинарии в 1901–1903 годах; хиротонисан в викарного епископа Кинешемского 24 февраля 1908 г. 274 Епископа Александра (Окропиридзе) уволили на покой, а преосвящ. Димитрия (Абашидзе) назначили епископом Гурийско-Мингрельским 4 ноября 1903 г. 275 Прот. Евстафий Елиев был возведён, по пострижении в монашество с именем Евфимий, в сан архимандрита в ноябре 1903 года. 28 ноября в зале заседаний Свят. Синода было совершено наречение о. Евфимия во епископа Алавердского, второго викария Грузинского экзархата, а 30 ноября 1903 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры – хиротония архим. Евфимия. Святитель Тихон присутствовал на наречении и участвовал в рукоположении архим. Евфимия в епископа Алавердского. (Наречение и хиротония архимандрита Евфимия во епископа Алавердского//ПЦВ. 1903, 49, с. 1927–1930.) 276 Мемнона (Вишневского), епископа Елизаветградского. викария Херсонской епархии, уволили на покой 4 ноября 1903 г. 277 Ректор Киевской духовной семинарии архим. Феодосий (Олтаржевский) был хиротонисан во епископа Елизаветградского 30 ноября 1903 г. 278 Нестор (Фомин), епископ Балахнинскпй, викарий Нижегородской епархии, и Исидор (Колоколов), епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии, были переведены один на место другого. 283 Архим. Феофилакт (Клементьев) был уволен от должности начальника Урмийской духовной миссии и назначен настоятелем Козловского Троицкого монастыря Тамбовской епархии 4 апреля 1902 г. 284 С 1 января 1904 г. из казны отпускалось на содержание викарного епископа Алеутской епархии и на другие нужды Аляскинского викариатства по 7 200 кред. руб. в год [определение Свят. Синода от 21–30 января 1904 г. за 274. по вопросу о средствах, потребных на содержание викарного епископа Алеутской епархии (РГИА. ф. 796, оп. 209, год 1904. д. 2199. л. 180–181об.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В Саратовской епархии было 2 викария: первый викарий, епископ Петровский, имел пребывание в г. Саратове, в Спасо-Преображенском монастыре, а второй викарий, епископ Вольский, в г. Вольске. Поскольку дополнительное третье викариатство Саратовская епархия содержать не сможет, было решено, по согласию, предложить возглавить епископскую кафедру еп. Дамиану. Еп. Досифей понимал, что проблему Царицынского епископа придётся принять и возложить на плечи Саратовской епархии, путём ослабления епархиальной власти в Саратове - за счёт перемещения Петровского викарного епископа в Царицынское викариатство. И действительно, мы не имеем данных о создании Царицынского викариатства, а только о перемещении епископа. Сам Дамиан с августа 1918 г. не находился на постоянной основе в Царицыне, а только нечасто приезжал сюда и в основном управлял церковными делами дистанционно. Несколько слов о формировании Царицынской губернии, которое проходило поэтапно и сложно - от первых упоминаний в приказе по Северо-Кавказскому военному округу от 11 августа 1918 г. и в приказе Военного совета округа 7 сентября того же года об образовании Царицынской губернии в составе четырёх уездов. Во главу угла при организации губернии ставились в первую очередь задачи военно-оборонительные, а в дальнейшем - административные и хозяйственные. Царицын осенью 1918 г. был между восточным и Южным фронтами белогвардейских армий и являлся центром сопротивления и расположения войск Красной армии. Здесь решалась судьба Юга России . Таким образом, обособление Царицына в административном отношении предопределяло и необходимость создания самостоятельного и независимого церковного управления. На основании двух рапортов епископа Саратовского Досифея, один из которых публикуется (см. док. 3), Святейший Патриарх и Свящ. Синод сентябрьским 1918 г. постановлением распорядились переместить еп. Дамиана в Царицын (док. 4), освободив его от управления Саратовским Спасо-Преображенским монастырём и о переименовании его в епископа Царицынского. Сам же Досифей именовался теперь епископом Саратовским и Петровским.

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

В 1911г. окончил Московский университет по историко-филологическому факультету с присвоением ученой степени магистра исторических наук. Полное образование закончил за границей. Вдов. Пострижен в рясофор. До 1920 г. служил в системе Министерств, а затем Наркомата народного просвещения. С 1920 г. – священник Казанской церкви села Усмани Воронежской епархии. С 1922 г. – уполномоченный Высшего Церковного Управления по Воронежской епархии, в сане протоиерея. Уклонился в обновленческий раскол. 14/Х-1922г. хиротонисан во еп. Вольского, вик. Саратовской епархии. С декабря 1924 г. – управляющий Псковской епархией. С 1925 г. – еп. Уральский и Вольский, с присоединением Вольского викариатства к Уральской епархии. 14/V-1927 г. возведён в сан архиепископа в честь пятилетнего юбилея обновленчества. С 1928 г. – архиеп. Касимовский, вик. Рязанской епархии. С 1929 г. – архиеп. Рязанский. С27/ХI-1931 г. – архиеп. Калининский. 26/ХII-1931 г. уволен на покой. В 1942 г. – юрисконсульт Московского Епархиального Управления. 5/ХI-1943 г. принёс покаяние и присоединился к Православной Церкви. Дальнейших сведений о нём не имеется. Примечание: По Каталогу Яворского в 1925 г. значится еп. Уральским и Львовским, чего быть не может по дальности расположения епархий, но так как мы не имеем архивных личных дел, поэтому проверить не можем. ТРУДЫ: Митрополит Антоний Вадковский //Церковное обновление. 1924. 21−22. С. 1–2. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 7; 1927. 5–6. С. 7. Церковное обновление. 1924. 2. С. 15; 1925. 2. С. 4; 5– 7. С. 59; 9. С. 76. ФАОС дело 127. Кат-АМ 212. Кат-ЯВ 178. С. 82, 83. Кат-ЕС 2. С. 2, п/п 5. [Кат-ГУБ. С. 981.] [Левитин. С. 110, 280, 294, 651.] Родился 30/IX-1878 г. в г. Воронеже в семье рабочего. Магистр исторических наук. Окончил в 1893 г. Воронежское духовное училище, в 1899 г. Воронежскую духовную семинарию. В 1901 г. медицинский факультет Томского университета, одновременно был вольнослушателем юридического факультета того же университета.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010