3 Питирим (Нечаев ; 1926–2003 гг.), с 1959 г. архимандрит, насальник Троице-Сергиевой лавры, инспектор Московских Духовных академии и семинарии; с 1962 г. ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии». С 23 мая 1963 г. епис­коп Волоколамский, викарий Московской епархии, председатель Издательского со­вета Московского Патриархата. В 1964–1965 гг. временно управлял Смоленской епархией. С 1971 г. архиепископ, с 1986 г. митрополит Волоколамский и Юрьев­ский. Народный депутат СССР от Советского фонда культуры, член Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, член Комиссии по вопросам депутатской этики, член комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати. Архив митрополита Питирима после его кончины был пере­дан в Отдел рукописей РГБ. 5 Младороссы – одно из течений в русской эмиграции, объединившее несколько ты­сяч человек. Оформилось в 1923 г. в Мюнхене. Лидером младоросского движения стал ветеран Белого движения Александр Львович Казем-Бек (1902–1977 гг.). С на­чалом Второй мировой войны младороссы ушли в вооруженное сопротивление нацистам. Организация, как таковая, перестала существовать. Казем-Бек был арес­тован, но ему удалось бежать в США, где он в 1942 г. официально объявил о рос­пуске организации. Вернувшись в СССР по личному разрешению Г. М. Маленко­ва, он до конца жизни проработал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. 7 Архив Н. В. Протасьева находится в ОР РГБ (ф. 687). Материалы Т. Н. Протасьевой присоединены к фонду. Часть документов Т. Н. Протасьевой хранится в архиве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 8 Венедикт (Пляскин; 1900–1976 гг.), с 30 января 1946 г. епископ Хабаровский и Вла­дивостокский, управляющий приходами Якутского и Читинского викариатств Ир­кутской епархии; с 3 июня епископ Петрозаводский и Олонецкий, 4 марта 1949 г. уволен на покой. С 1 сентября 1955 г. временно управляющий Омской епархией. С 1952 г. на покое. 10 Послание соловецких епископов заместителю Патриаршего Местоблюстителя мит­рополиту] Сергию по поводу Декларации от 16/29 июля 1927 года//Луч света. Учение в защиту православной веры, в обличение атеизма и в опровержение док­трин неверия. В 2 ч./Сост. и доп. архим. Пантелеймон. Ч. 2. Документальные дан­ные о начале раскола Русской Церкви на «советскую» и «катакомбную». М., 1970. С. 13–16. См. также: Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие докумен­ты о преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг./Сост.: М. Е. Губонин. М., 1994. С. 515–516.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

с 31.10.1770 02.05.1776 Иларион (Кондратовский), епископ рукоположен с 17.07.1776 по 27.07.1785, (в 1783 временно управлял Киевской митрополией) епископ Новгород-Северский и Глуховский Малороссийский Переяславский епископ Имена Сведения рукоположен с 25.09.1799 по 17.12.1803 епископ Полтавский и Переяславский Далее см. викарии Киевской епархии. Переславль-Залесская Учреждена в 1721 году Пере(я)славль-3алесская Кафедра в Пере(я)славле-Залесском Имена Сведения упоминается неизвестно Иннокентий (Кульчицкий), епископ, свт. рукоположен начальник Духовной миссии в Китае с 05.03.1721 по 15.01.1727 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Пере(я)славль-3алесская и Дмитровская Имена Сведения Арсений (Могилянский), архиепископ рукоположен с 25.06.1744 по 30.05.1752 на покое; с 22.10.1757 митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России Серапион (Лятошевич), епископ бывший епископ Можайский и Волоколамский с 03.03.1753 по 29.10.1753 епископ Вологодский и Белозерский Амвросий (Зертис-Каменский), епископ рукоположен с 17.11.1753 по 08.03.1761 епископ Сарский и Подонский Сильвестр (Страгородский), епископ рукоположен с 23.12.1761 по 04.02.1768 епископ Крутицкий и Можайский Геннадий (Границкий), епископ рукоположен с 13.04.1768 13.08.1773 Антоний (Румовский), епископ рукоположен с 02.02.1774 по 19.09.1776 епископ Астраханский и Ставропольский Феофилакт (Горский), епископ рукоположен с 18.09.1776 по 06.05.1788 епископ Коломенский и Тульский Викарии Пере(я)славль-Залесской епархии Можайский и Волоколамский епископ Викариатство учреждено 16 февраля 1746 года Имена Сведения рукоположен с 30.03.1745 по 03.03.1753 епископ Переславль-Залесский и Дмитровский Пермская Учреждена в 1383 году Великопермская (Пермская, Усть-Вымская) Кафедра в Усть-Выми Имена Сведения Стефан (Храп), епископ, свт. рукоположен 26.04.1396 в Москве Исаакий, епископ рукоположен с 20.01.1397 (1398) 22.03.1416 в Москве Герасим, епископ, свт. рукоположен после 1416 упоминается в 1441 и 1448 24.01 (около 1449) (убит вогуличем)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

10 января 1897 года указом Св. Синода архимандрит Арсений был переведен на должность инспектора Московской Духовной академии со званием исправляющего должность ординарного профессора с чтением лекций по кафедре библейской истории. Вскоре, 3–4 марта 1898 года, последовало назначение его ректором. Первой заботой нового ректора, принявшего Академию далеко не в лучшем состоянии, стало устроение истового и чинного богослужения силами студентов и преподавателей, а также упорядочение учебной и внеклассной студенческой жизни. Не были оставлены без внимания и материальные нужды студентов и профессоров, с которыми у архимандрита Арсения скоро установилось взаимопонимание, основанное на доверии и уважении, несмотря на его строгость и горячий нрав, а также на бунтарский настрой студенчества, характерный для всей учащейся молодежи России того времени. 16 января 1899 года последовало определение Св. Синода о рукоположении ректора Академии архимандрита Арсения во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии. 28 февраля 1899 года, в Прощеное воскресенье, в московском кафедральном соборе Христа Спасителя митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) в сослужении епископов Дмитровского Нестора (Метаниева), Можайского Тихона (Никанорова), Омского и Семипалатинского Григория (Полетаева), Нафанаила (Соборова), управляющего Спасо-Андрониковым монастырем, Антонина (Державина), находящегося на покое бывшего Псковского, хиротонисал архимандрита Арсения во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии. Эта хиротония, совершенная в Москве, была первой после двадцатилетнего перерыва. К академическим заботам владыки Арсения прибавились епархиальные. Неоднократно, по поручению митрополита Владимира, епископ Арсений выезжал в Волоколамск и осуществлял ревизионные поездки по своему викариатству. В октябре 1899 года по инициативе преподавателей Академии с целью повышения культурного уровня студентов владыка Арсений дал согласие на открытие философского кружка, на занятиях которого он постоянно присутствовал. В ноябре 1899 года Московским епархиальным училищным советом Кирилло-Мефодиевского братства Владыка был утвержден в звании попечителя церковно-приходской школы, устроенной по его инициативе и открытой при Покровской академической церкви в 1898 году. 6 мая 1900 года епископ Арсений был награжден орденом святого Владимира 3-й степени. В том же году он был избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения и действительным членом Императорского Православного Палестинского общества. Тогда же его стараниями открылась при Покровской церковно-приходской школе воскресная школа для взрослых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Ист.: Корсунский И. Н. Наречение и хиротония ректора МДА архим. Арсения во еп. Волоколамского, третьего викария Московской епархии//БВ. 1899. 3. С. 471-495; Новгородская церковная старина. Новгород, 1914. (Тр. Новгор. церк.-археол. об-ва; Т. 1); В сетях религиозной лжи и суеверий: (Дело еп. Алексия и др. представителей новгор. духовенства). Новгород, 1920; «Духовная власть» перед судом революции: (Процесс бывш. Новгородского епарх. совета)//Звезда. Новгород, 1921. 32; К делу епархиального совета//Там же. 25; За серебро и золото: Контрреволюционное выступление духовенства и мирян в Ст. Руссе: (Судебный процесс)//Там же. 1922. 105-110; Под флагом церковной общественности. (Судебный процесс новгородских церк. деятелей)//Там же. 115-119; Дело о кровавых беспорядках 16 марта в связи с изъятием церковных ценностей//Красный пахарь. Ст. Русса, 1922. 40-44; Обвинительное заключение по делу граждан Белавина Василия Ивановича, Феноменова Никандра Григорьевича, Стадницкого Арсения Георгиевича и Гурьева Петра Викторовича по 62 и 119 ст.ст. Уголовного кодекса. М., 1923; Микулин А. , прот. Из Среднеазиатской епархии//ЖМП. 1947. 8. С. 43-44; Акты свт. Тихона; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994; Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.): Сб. М., 1995; Боровичское благочиние: Новгородская епархия: история и современность//София. 1997. 2; Новгородское благочиние: Новгородская епархия: история и современность//Там же. 1; Демянское благочиние: Новгородская епархия: история и современность//Там же. 4; Старорусское благочиние: Новгородская епархия: история и современность//Там же. 3; Тихвинское викариатство Новгородской земли//Там же. 1998. 2; «Видно не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний»: Письма еп. Ямбургского Алексия (Симанского) митр. Новгородскому Арсению (Стадницкому), 1921-1922 гг.//ИА. 2000. 1; Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. Лит.: Бенеманский М. И. Очерк жизни и деятельности преосвященного Арсения. Псков, 1904; Польский. Ч. 1; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 392-399; Савинова И. Д. Митрополит Арсений//София. Новгород, 1992. 3; она же. Дело митрополита Арсения Стадницкого//ВИ. 1999. 6; Арсениевские чтения: Сб. Новгород, 1993. Вып. 1; 1996. Вып. 2; Бовкало А. Новгородская епархия в 1917-1919 годах//София. Новгород, 1993. 6, 7; Гросул В. Я. Архив митр. Арсения Стадницкого как источник по истории русской и румынской православных церквей//Ежег. Ин-та истории «А. Д. Ксенопол». Яссы, 1994. Т. 31 (на румын. яз.); Кривова Н. А. Власть и церковь в 1922-1925 гг. М., 1997; Голубцов С. Московская Духовная Академия в начале ХХ в.: Профессура и сотрудники. М., 1999; он же. Стратилаты академические. М., 1999. С. 5-47 [Библиогр.]; Фотий (Нечепоренко), иером. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его деятельность: Канд. дис./МДА. Серг. П., 2000. Ркп.

http://pravenc.ru/text/76250.html

Наречение его состоялось 29 марта 1745 г., а посвящение 30 марта. Для жительства ему назначался Никитский монастырь близ Переяславля. Воспоминать его, где следует, после настоящего архиепископа велено так: «боголюбивого епископа Серапиона», в великих возглашениях – «и боголюбивого епископа Серапиона, викария, архиепископа переяславского и дмитровского». 593 У Амвросия в Истории Рос. Иерархии (1, стр. 232) Серапион именуется епископом «боголюбывым», а в списках Юр. Толстого изд. 1896 г. 78 – «боголюбовским». Тут ясное недоразумение, основанное на искажении слова указа именовать за настоящим архиепископом его викария «боголюбивого епископа Серапиона», а не «боголюбского» и не «боголюбова». 17 февраля 1746 г. епископу Серапиону велено именоваться можайским и волоколамским и быть коадъютором Переяславской епархии, пока существует переяславская архиепископия. В ведение викария отданы церкви и монастыри в городах Можайске и Волоколамске и устроено особое Духовное Правление. Все можайское и волоколамское духовенство по своим делам должно было обращаться к епископу Серапиону, как к епархиальному архиерею. Местом жительства его по выбору Консистории и апробации самого епископа Серапиона, утвержденной архиепископом Арсением, назначен был Иосифо-Волоколамский монастырь. Доходы с него шли на содержание викария. В сомнительных делах епископ Серапион должен был обращаться к архиепископу Арсению и дела, таким образом, решались сообща. 594 После увольнения на покой архиепископа Арсения (1752 г. 27 мая) Можайское и Волоколамское викариатство упразднено (3 марта 1753 г.), а сам викарий епископ Серапион (Лятошевич) назначен на самостоятельную Переяславль-Залесскую кафедру, но скоро (29 октября того же года) переведен на Вологду в сане епископа. Переяславль-Залесскую кафедру после него занял знаменитый впоследствии страдалец московский архиепископ Амвросий Зертис-Каменский. Будучи первоначально назначен в Вологду, он выпросил себе кафедру поближе к Ново-Иерусалимскому монастырю, которым управлял до 1765 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Думали, что служу я, – писал епископ Герман В. Т. Верховцевой в 1921 году. – А я служил в одном селе, где так тепло встречали и провожали, что я плакал оттого, что ясно сознавал, как жаждет народ Бога и Его правды и как мало мы ее имеем и еще меньше умеем дать ее почувствовать другим». Управлять викариатством Владыке пришлось очень недолго. 10 декабря 1920 года на заседании волоколамского уездного комитета РКП (б) было принято следующее постановление: «...как окончивший Духовную академию, как агент патриарха Тихона, епископ Герман является для местного духовенства не с фабричным, а с земельным населением опасным контрреволюционным агентом монархизма, таящим в себе все силы, умения и настроения, действуя под религиозным флагом, повести массы против советской власти... Епископ Герман в целях усиления личного влияния совершает постоянные разъезды по окрестным деревням, шантажирует их отлучением от церкви, чем принуждает их уступать его требованиям, произносит церковные проповеди, в коих в религиозной символике говорит о пришествии антихриста, о гонении советской власти именно на православие и т. д. Епископ Герман рассылает по благочинным приказы о необходимости во всех деревнях преподавать детям закон Божий, официально стращая духовенство судом Божиим и епархиального начальства... При посещении деревни епископ Герман бессовестно обирает отсталые массы, епископ Герман является активной силой, деморализуя все духовенство Волоколамского, Рузского и Можайского уездов вокруг патриарха Тихона. Посему волоколамский райком считает необходимым просить секретно-оперативный отдел В. Ч. К. перевести епископа Германа в концентрационный лагерь – до полной победы трудящихся» 53 . Эти обвинения были поддержаны и местным «следователем Уездкомдезертир», который счел, что епископ Герман «с приездом в Волоколамский уезд и пользуясь высшим образованием, уездное духовенство повел по определенному пути, доводя до максимума затмения народных умов проповедями». В ночь под 19 февраля 1921 года Владыка был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20.12.1923 (02.01.1924) СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 20.12.1923 (02.01.1924) 05(18)04.1924 СЕМИРЕЧЕНСКАЯ, обн., паки 05(18)04.1924 06(19)10.1926 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ, обн. 06(19)10.1926 7908(21)02.1928 ПЕНЗЕНСКАЯ, обн. 08(21)02.1928 11(24)11.1928 СТАЛИНГРАДСКАЯ, обн. 11(24)11.1928 11(24)05.1929 АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. 11(24)05.1929 21.01(03.02)1930 ЧЕЛЯБИНСКАЯ, обн. 21.01(03.02)1930 13(26)05.1930 ВЕРХНЕКАМСКАЯ, обн. 13(26)05.1930 21.09(04.10)1930 ВОЛЬСКАЯ, обн. 06(19)05.1931 19.11(02.12)1932 Алексий ван дер Менсбрюгге МЕДОНСКАЯ 19.10(01.11)1960 17(30)07.1968 ФИЛАДЕЛЬФИЙСКАЯ 17(30)07.1968 28.03(10.04)1970 в/у ПАТР. ПРИХОДАМИ В МЕКСИКЕ 28.03(10.04)1970 29.07(11.08)1970 СЕВЕРОГЕРМАНСКАЯ 18.11(01.12)1970 СЕВЕРОГЕРМАНСКАЯ 11(24)02.1971 14(27)04.1979 Алексий Мигулин УФИМСКАЯ, обн. Алексий Микулин ФЕРГАНСКАЯ, обн. 26.09(09.10)1927 12.1929 ХАБАРОВСКАЯ, обн. 12.1929 12.1930 ПЯТИГОРСКАЯ, обн. 12.1930 04.1931 ВИКАРИАТСТВО МОСКОВСКОЙ ENAPXIU, обн. 04.1931 12(25)09.1931 в/у МОСКОВСКАЯ, обн. 04.1931 12(25)09.1931 Алексий Михайлов УФИМСКАЯ, обн. 07(20)07.1924 СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 19.10(01.11)1927 13(26)01.1928 ЧИСТОПОЛЬСКАЯ 10.09.1900 26.03.1905 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 26.03.1905 05.11.1910 ПСКОВСКАЯ 05.11.1910 17.04.1912 ТОБОЛЬСКАЯ 17.04.1912 04.10.1913 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 04.10.1913 20.05.1914 Алексий Новоселов ТОМСКАЯ 12.03.1867 21.08.1868 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 21.08.1868 23.06.1871 Алексий Опоцкий БАЛАХНИНСКАЯ 10.04.1894 10.08.1896 ВЯТСКАЯ 10.08.1896 10.11.1901 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 10.11.1901 01.07.1905 ТВЕРСКАЯ 01.07.1905 29.01.1910 Сщмч. Алексий Орлов (? БУГУЛЬМИНСКАЯ 21.05(03.06)1923 БУГУЛЬМИНСКАЯ, обн. 21.05(03.06)1923 БУГУЛЬМИНСКАЯ, паки (?) 29.02(13.03)1924 БУГУРУСЛАНСКАЯ, обн. 12(25)10.1924 в/у КУЙБЫШЕВСКАЯ, обн. 12(25)10.1924 КУРГАНСКАЯ 03(16)09.1927 МАЛМЫЖСКАЯ 03(16)09.1927 11(24)02.1931 ЕНОТАЕВСКАЯ 11(24)02.1931 05(18)06.1931 СЫЗРАНСКАЯ 05(18)06.1931 11(24)08.1931 в/у АСТРАХАНСКАЯ ОМСКАЯ 11(24)08.1931 12(25)04.1935 Алексий Палицын МОЖАЙСКАЯ 26.03(08.04)1926 ВОЛОКОЛАМСКАЯ в/у МОСКОВСКАЯ 10.1941 12.1941

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Виленского повета Бобруйского повета Города: Борисов Мозырь Игумен Речица (л. 24 об.) Всего в епархии: XV. Могилевская и Полоцкая. С 1797 г. Белорусская и Могилевская. Белорусской губернии: Кафедральный город – Могилев Мстиславль Рогачев Чериков Повет Белицкий Повет Сеннинский Витебск Невель Велижский повет Полоцк Динабург Городецкий повет Люцинский повет (л. 11 об.) Всего в епархии: XVI. Московская и Калужская Московской губернии: Кафедральный город – Москва Никитск Богородск Броницкого округа Серпухов Дмитровск (?) Воскресенск – заштатный Волоколамск Можайск Звенигород (л. 14 об.) Всего в епархии: Дмитровское викариатство: Московской губернии: Дмитров Калужской губернии: Калуга Козельск Мещовск Перемышль Пригород Воротынск Жиздра Мосальск Боровск Медынь Таруса Лихвин – заштатный Малоярославец – заштатный Серпейск – заштатный (л.26 об.) Всего в губернии: А во всем викариатстве: XVII. Нижегородская и Алаторская Нижегородской губернии: Кафедральный город – Нижний Новгород Балахна Семенов Горбатов Арзамас Ардатов Лукоянов Василь Княгинин Тут же были заштатные города – Починки, Сергач, Макарьев и Перевоз. Всего в губернии: Симбирской губернии: Алатырь Саранск Курмыш Инзарского уезда Корсунского уезда Всего в губернии: (л. 20). А во всей епархии: XVIII. Новгородская Новгородской губернии: Кафедральный – Новгород Валдай Боровичи Устюжна Тихвин Белозерск Кириллов – заштатный Череповец – заштатный Крестцы – заштатный (л. 13 об.). Всего по губернии и епархии: Старорусское викариатство Новгородской губернии: Старая Руса Петрозаводск Олонец Лодейнополь – заштатный Каргополь Вытегра Всего в губернии: Архангельской губернии: Пудожского уезда Повенецкого уезда Всего в губернии: (л. 28). Всего в епархии: XIX. Новороссийская и Днепровская Новороссийской губернии: Кафедральный – Новомиргород Елисаветград Александров Новороссийск Павлоград Перекоп Акмичет Херсон Бахмут Ольгополь Тирасполь Таганрог Ахтиар Николаев Очаков Бореславл Дубоссары Овидиополь Одесса Кинбурская крепость Уезды:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Д. 512: (1 января 1902 г. – 2 ноября 1903 г.) – Сергиев Посад, Москва. Ректорство в МДА. Путешествие летом 1902 гола по России – вниз по Волге до Царицына, далее во Владикавказ и по военно-грузинской дороге в Тифлис, затем в Батуми, откуда по Черному морю до Ялты и далее по южному побережью Крымского полуострова до Севастополя, Ревизионные поездки в г. Волоколамск и по викариатству. Д. 513: (9 ноября 1903 г. – 16 ноября 1905 г.) – Сергиев Посад, Псков. Ректорство в МДА. Служение на Псковской кафедре. События русско-японской войны 1904–1905 годов. Проявления предреволюционной ситуации в России, ход революционного брожения в духовно-учебных заведениях. Д. 514: (17 октября 1905 г. – 27 сентября 1906 г.) – Псков, Петербург .Служение на Псковской кафедре. События в Пскове и по всей России, связанные с Манифестом 17 октября 1905 года, Всероссийской политической забастовкой, первой русской революцией. Участие в совещании профессоров духовных академий по реформе духовных академий. Деятельность в качестве председателя Учебного комитета при Св. Синоде. Участие и работе Предсоборного присутствия по V отделу – о духовно-учебной реформе. Участие в заседаниях Св. Синода, посвященных проблемам Грузинского экзархата, деятельности Грузинской комиссии и другим вопросам. Д. 515: (1 октября 1906 г. – 20 июня 1907 г.) – Петербург, Псков. Участие в заседаниях Св. Синода, посвященных нестроениям в Московской Духовной академии, проекту нового положения о старообрядцах и сектантах и другим вопросам. Служение на Псковской кафедре, возведение в сан архиепископа. Участие в заседаниях Государственного совета. Деятельность в Предсоборном присутствии и в Учебном комитете. Д. 516: (17 октября 1911 г. – 4июня 1913 г.) – Петербург, Москва, Новгород. Участие в заседаниях Государственного совета, посвященных обсуждению законопроектов вероисповедного, о начальном образовании (в частности, о переходе церковно-приходских школ в ведомство Министерства народного просвещения), о всеобщем обучении и др. Служение на Новгородской кафедре в сане архиепископа: строительство и открытие Епархиального дома, ревизионные поездки по епархии. Участие в торжествах, посвященных 300-летию празднования Дома Романовых, прославлению патриарха Гермогена. Описание посещения России патриархом Антиохийским Григорием V. Освещение вопроса об «имяславцах» на Афоне. Председательство на Всероссийском съезде деятелей по борьбе с алкоголизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Совсем другая ситуация при наличии очевидной церковной пользы складывается с выступлениями хора духовенства Ленинградской митрополии, созданного приснопамятным митрополитом Никодимом (Ротовым) , или исполнением в зале Московской консерватории «Страстей по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона. Убежден, что в подобных ситуациях именно церковная целесообразность должна, как представляется, служить основным критерием допустимости или недопустимости внецерковной деятельности священника. В завершение хотелось бы выразить не робкую надежду, но твердую уверенность в том, что современные клирики вполне осознают свою ответственность перед Богом и Церковью. Потому полагаю вполне допустимым предоставить решение вопроса о возможности какой-либо светской работы их пастырской совести. В случаях же чрезвычайного, очевидным образом противоречащего каноническому строю, евангельским нравственным нормам и церковной целесообразности поведения всегда остается возможность для проявления воли архиерея, коему поручена забота об устроении местной Церкви. Что же касается самой постановки вопроса о создании концептуального документа, исчерпывающего все варианты и частные случаи занятия священниками светской деятельностью, то мне в связи с этим вспоминаются ставшие уже крылатыми слова Святейшего Патриарха Кирилла, некогда произнесенные им на Епархиальном собрании города Москвы в ответ на просьбу прописать в постановлении запрет на одно очевидное безрассудство: «Никаким самым обширным документом невозможно покрыть все многообразие человеческой глупости». Дорогие читатели! Свои мнения, суждения и предложения относительно данной темы вы можете присылать на адрес электронной почты com2msp@ya.ru . Примечания 1 Ныне — Комиссия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни. 2 Проект документа был опубликован на официальном сайте Межсоборного присутствия msobor.ru, сайте patriarchia.ru, а также портале bogoslov.ru. Каждый желающий мог прислать свой отзыв с предложениями и замечаниями. Кроме того, документ был разослан для обсуждения и получения отзывов в епархии, викариатства, основные канонические подразделения и учебные заведения Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5167124...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010