Скачать epub pdf Слово в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. О спасении нас крестною смертию Господа от греха, проклятия и смерти 6 Вчера за утренним богослужением мы слышали с вами, возлюбленные о Христе братия и сестры, евангельское повествование, в котором Спаситель говорит о предстоящей Ему крестной смерти: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). Ныне же за Божественной Литургией в апостольском чтении мы слышали слова Ап. Павла, также указывающие на крестную смерть Христа. Слово бо крестноекресте), говорит он, погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам, сила Божия есть... мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие ( 1Кор. 1:18:23 ). Наконец, нынешнее литургийное евангельское чтение содержит в себе повествование Иоанна Богослова о той же крестной смерти нашего Спасителя ( Ин. 19:6–35 ). Таким образом, все три чтения из Священного Писания в честь настоящего великого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня говорят нам о крестной смерти Христа, говорят о том величайшем деле Божественной любви, через которое Господь даровал нам спасение. И если бы нас спросили: что сделал для нас Господь Своею крестною смертию, то каждый из нас правильно сказал бы: Господь крестною смертию даровал нам спасение. Но если бы нас спросили: от чего именно спас нас Господь Своею крестною смертию, то может быть, на этот вопрос получились бы неодинаковые ответы, и не все из них оказались бы правильными. Между тем, вопрос о спасении нас крестною смертию Христа есть основной догматический вопрос нашей православной веры. Имея в виду, сколь греховны и гибельны для нас заблуждения в области догматического учения, мы, как православные христиане, должны правильно мыслить и говорить о всех догматах нашей веры, а тем более касательно главнейшего из них – догмата о нашем спасении. Вот какой ответ дает на поставленный нами вопрос великий богослов Русской Церкви, Митрополит Московский Филарет, которого по уму, святости и чудесам можно сравнить со св. Василием Великим . В своем катихизисе, всецело основанном на святоотеческом учении, он говорит: «Крестная смерть Сына Божия нужна была для того, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти». Когда мы в детстве изучали катихизис Митр. Филарета, то усваивали это догматическое знание механически, памятью рассудка. Ныне мы должны не только умом, но и всем сердцем воспринять его, чтобы оно было для нас убедительным, непоколебимым и спасительным. И сие знание будет для нас таким, если мы свой ум подчиним уму Христову, уму апостольскому и святоотеческому и не будем смущаться человеческими неправильными богословскими умствованиями, которые издавна стремились и стремятся поколебать ту или другую истину нашей православной веры. Такие неправильные богословские умствования существуют и по поводу настоящего догматического вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Воздвижение Креста Господня Воздвижение Креста Господня, помимо предпразднства и попразднства, помимо отдания, которое есть у большинства двунадесятых праздников, имеет еще и свое начало в субботе пред Воздвижением. То есть практически Святая Церковь торжествует этот праздник не одну неделю, а целых две, литургически подчеркивая его важность и уделяя ему особое внимание для того, чтобы и мы приобщились к нему. Своим духовным опытом, своим духовным оком Церковь прозревает истину и тайну Христа и через богослужение, в котором все мы в свою меру участвуем, пытается посеять эти истины, эти тайны и в наших сердцах. Вот перед нами в центре храма лежит Крест, украшенный цветами. Он очень красив, этот Крест, а на нем – истекающий кровью Христос Спаситель. В христианстве ничто не поддается простой логике, а наоборот, как говорят философы, все антиномично. Например, Бог Троица и Бог един – как это возможно? Понять этого нельзя, можно это только созерцать, можно к этому приобщиться через духовный опыт. Любой догмат Православия нельзя просто логически объяснить, вычислить, просчитать, он выше чисто практического понимания. И в Кресте Господнем заключена такая же тайна. Каждый из нас по опыту знает, что крест имеет великую силу, и большинство христиан боятся буквально на минуту снять с шеи крест, чтобы не лишить себя его ограждающей силы. Крестом мы начинаем каждую молитву, и крестом мы ее заканчиваем. Крестом мы осеняем свою постель перед тем, как отойти ко сну. Крестом мы освящаем свои жилища, украшаем священные облачения и храмы. Крест сам по себе замечательно красив, имеет совершенную форму, но не из-за своей красоты он обладает такой силой, а потому, что на нем был распят Христос. Поэтому когда на душе у нас мрачно, а это бывает оттого, что демонская рать нагоняет на нас уныние, достаточно нам взглянуть на Крест Христов и сравнить свою печаль с печалью Христовой – и наша печаль покажется нам просто смешной по сравнению с той, которую носил в сердце Он, видя наши грехи. Когда у нас что-то болит и нам трудно переносить боль, достаточно посмотреть на Крест Христов – и нам сразу станет стыдно, что мы пищим и скулим от малых испытаний по сравнению с теми испытаниями, которые Господь претерпел за нас. Когда мы остались одни, и нам кажется, что мы всеми брошены, и в сердце у нас тоска, достаточно взглянуть на Крест Христов – и нам станет стыдно, потому что мы-то никогда не бываем одни. Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». То есть держа память о Кресте в своем уме, мы можем жить, ничего не боясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Слово в день Воздвижения Креста Господня 21 Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, говорил некогда Св. Апостол Павел ( Гал. 6:14 ). Протек год, как я недостойными своими руками положил знамение креста Господня в основание Соборного Храма вашего, православные жители сего града; протек год, как я вместе с вами молил Господа о всесильном Его содействии и призывал Его святую благодать; и се что вижу ныне, вступив в Богоспасаемый град ваш? Храм, чертеж коего за год пред сим своею обширностию и великолепием наводил сомнение в возможности исполнения, сей храм ныне сооружается, и сооружается столь скоро, успешно и прочно, что знавшему те способы и средства, какие были тогда в готовности, надобно удивляться теперь вашему необычайному усердию, вашей ревности и деятельности. Спрашиваю вас, возлюбленные, что помогает вам в сем великом и важном деле, вам, которые смотрели на дело сие, как на самое трудное и даже невозможное? Пожертвования? Но кто располагает людей к сим пожертвованиям? Господь. Что заставляет Господа располагать людей? Сила ваших молитв и прошений пред Ним, и сила вашего усердия и трудов, подъемлемых ко славе Святого имени Его. На чем основана та и другая сила? На силе Креста Господня. Видите, благ. слуш., как основная сила храма, положенная во главу угла в чувственном знамении креста Господня, содействует силе ваших молитв и трудов; видите, как Господь помогает вам в сооружении Храма и явно и тайно. Возблагодарим же теперь Господа, яко услышал нашу молитву в день сей, и с Апостолом не престанем хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа. О сем скажу вам и слово мое, тем паче, что нынешний день есть день слова крестного, день поклонения Кресту Господню. Кто не знает сколь великие и высокие достоинства имел пред человеками св. Апостол Павел? Сам он говорит, что ежели дерзнет кто похвалитися, то дерзаю и аз; Евреи ли суть; и аз: Израилите ли суть; и аз: семя ли Авраамле суть; и аз: служителие ли Христовы суть; не в мудрости глаголю, паче аз. Непщую бо ничимже лишитися предних Апостол ( 2Кор. 11:5, 21–23 ). Однако же чем он хвалится? тем ли, чем сынове века сего? Нет. Мне же, говорит он, да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Скачать epub pdf Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня Память 14 сентября Когда в Риме царствовал Максенций, то он причинял народу много зла, преследуя и мучая не только христиан, но убивая и язычников, разграблял их имущества и жил порочно, оскорбляя благородные семьи. Он был тягостен и гнусен всему Риму, по причине своих жестокостей и развращенной жизни. Поэтому римляне тайно послали царю Константину , находившемуся тогда с матерью своею в Британии, прошение, умоляя его прийти и избавить их от сего мучителя. Константин сначала написал к Максенцию, дружески увещевая его прекратить свои мучительства. Но Максенций не только не послушал его и не исправился, но стал еще хуже, и поднял оружие против самого Константина, не желая, чтобы он был соравным ему царем. Тогда как Константина избрало на царский престол всё войско, Максенций взошел на престол самовластно. Народ не любил его, и только некоторые вельможи, коим он обещал большие дары и многие почести, изъявили желание на его избрание; Константин же был провозглашен царем по всеобщему согласию. Услыхав, что Максенций не исправляется, но усиливается в своей злобе, Константин собрал войско и пошел на него войною. Видя, что сила войска его невелика, принимая при сем в соображение и злые козни Максенция, он начал сомневаться в своем успехе. Он знал, что Максенций много проливал человеческой крови для совершения волхвований и заклал в жертву бесам много отроков, девиц и жен, зачавших во чреве своем, чтобы умилостивить тем ложных богов своих, на которых надеялся. Зная, что Максенцию помогает и сила бесовская, Константин начал молиться Единому владычествующему над небом и землею Богу, Коего почитает весь род христианский, и умолял даровать ему знамение победы над мучителем. И когда он таким образом усердно молился, в полдень явилось ему на небе изображение Креста Господня, в виде звезды сиявшее сильнее солнечного света; на нем была надпись: сим побеждай. Это чудесное явление видели все воины, среди коих был и полководец Артемий (который после был замучен за Христа при Юлиане) 5783 , и пришли в удивление. Большинство же из них устрашились: у язычников изображение креста было знаком злополучия и смерти, так как на кресте умирали присужденные к смертной казни разбойники и злодеи; посему воины боялись, что война их будет несчастна. Сам царь Константин находился в великом смущении. Но ему ночью явился во сне Сам Христос Господь, и снова показал явившееся днем знамение честного креста, сказав ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИАК Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 144) Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 144) [Иуда; греч. Κυριακς; лат. Quiriacus, Cyriacus] (362/3), сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая), еп. Иерусалимский. Согласно агиографической традиции, иудей по имени Иуда, который участвовал в обретении св. Креста равноап. Еленой , обратился в христианство, стал епископом Иерусалима с именем Кириак и принял мученическую кончину при имп. Юлиане Отступнике (361-363). Древние списки Иерусалимских епископов первых веков не содержат имя Кириак, в связи с чем историчность данного персонажа вызывает сомнения. Болландист Д. ван Папебрук предложил отождествить К. с епископом Иудой (1-я пол. II в.), о к-ром упоминается в «Церковной истории» и «Хронике» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. IV 5; Idem. Chron. Vol. 2. P. 166-167), а также в нек-рых др. источниках (ActaSS. Mai. T. 1. P. 441-445). Сведения о К. содержатся в одной из 3 легенд об обретении св. Креста (см. ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ) и в Мученичестве К. По мнению Н. В. Пигулевской , наличие лит. связи между этими 2 произведениями указывает на то, что легенда об обретении св. Креста и Мученичество представляют собой две части общего сказания о К., написанного или обработанного одним автором; кроме того, в некоторых рукописях они следуют непосредственно друг за другом ( Пигулевская. 1976. С. 73-74). Легенда об обретении св. Креста «Обретение Креста Господня». Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 879–882 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 440) «Обретение Креста Господня». Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 879–882 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 440) связанная с К., сохранилась в неск. редакциях на греч., лат., сир. и араб.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Пн Роз " яснення щодо звершення чину Воздвиження Хреста у день свята Воздвиження Чесного та Животворчого Хреста Господнього у монастирях на 24 серпня 2023 р. 20:50 Разъяснение, разработанное комиссией  Межсоборного присутствия  по богослужению и церковному искусству, одобрено на  заседании  Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопрос Возможно ли совершение чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня во всех монастырях и на любых приходах? Ответ Совершение священнодействия воздвижения Креста на праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения) является возможным во всяком храме, если игумен обители или настоятель прихода считает это полезным. В отличие от соборных храмов, в храмах с небольшим штатом духовенства данное священнодействие может совершаться с теми или иными упрощениями по сравнению с полным чином. Разъяснение ответа Согласно современной практике Русской Православной Церкви, чин воздвижения Креста в конце всенощного бдения праздника Крестовоздвижения совершается только в соборах, а с благословения епархиального архиерея — также в некоторых монастырях и приходских храмах. Однако в практике других Поместных Церквей этот чин совершается вообще во всяком храме. Такое различие практик имеет древние корни. Еще в начале XIV в. среди вопросов, направленных в Константинополь епископом Подонским (Переяславским) и Сарайским Феогностом, было вопрошание о допустимости совершения чина воздвижения не только архиереями — очевидно, в русской практике того времени чин воспринимался как преимущественно архиерейский, даже несмотря на прямое указание принятого в ту эпоху на Руси Студийско-Алексиевского устава о совершении чина священником. В свою очередь, Иерусалимский устав, который уже в XIV в. был основным регулятором богослужения как в греческих, так и в славянских Церквах (в частности, на Руси — с конца XIV в.), однозначно предписывал совершать чин воздвижения повсеместно. Видимо, этим следует объяснить требование свт. Киприана Московского — выходца из Болгарии — воздвигать Крест во всяком храме, даже если там будет только один лишь священник: «А на Воздвижение Честнаго Креста во всякой церкви, по всей земли, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста» 1 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053316...

Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. 20. Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Глас 6-й. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия и иже с ним. Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев. Прп. и блгв. кн. Олега Брянского . Собор святых Брянской митрополии . Служба вмч. Евстафия шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения и воскресной службой Октоиха (по Марковой главе Типикона под 15 сентября: «Подобает ведати, аще случится попразднство Воздвижения Честнаго Креста в Неделю, а святый поется на 4, или на 6, или емуже и полиелей») . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 3, праздника, глас 4-й – 3 (см. в Минее 20 сентября, на «Господи воззвах»), и великомученика, глас тот же – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Вторый Иов...» , «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 20 сентября, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Якоже Павел…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас тот же: «Глас пророка…» (см. в Минее 20 сентября, на стиховне утрени). Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 20 сентября, на стиховне вечерни, без стиховных припевов), стихиры праздника, глас тот же (см. в Минее 20 сентября, на стиховне утрени, без стиховных припевов); «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Якоже Павел…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас тот же: «Глас пророка…» (см. в Минее 20 сентября, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Адамант душею…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Кресте Христов…» (см. в Минее 20 сентября, на стиховне вечерни). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2021-10-03/

20. Четверг. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия и иже с ним. Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев. Прп. и блгв. кн. Олега Брянского . Собор святых Брянской митрополии . Служба вмч. Евстафия шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения (А) . Приводим также порядок совершения службы вмч. Евстафия в соединении со славословной службой мчч. Михаила и Феодора и службой попразднства Воздвижения (Б) . А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и великомученика, глас тот же – 3. «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Вторый Иов...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Рук пременение...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Адамант душею...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Кресте Христов...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (великомученика). По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален великомученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Крест Спасов...» (см. в Минее 20 сентября). По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Мы, о Тебе надеющеся...» (см. в Минее 20 сентября). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры великомученика, глас 4-й, глас 6-й и глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Воинствоначалие нижняго царства отложив...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Егоже древле...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-10-03/

Воздвижение Креста Господня: Голгофское таинство Крест восходит – и падают духов воздушных чины! Крест нисходит – и нечестивые все ужасаются, яко молнию видящее крестную силу! 27 сентября, 2014 Крест восходит – и падают духов воздушных чины! Крест нисходит – и нечестивые все ужасаются, яко молнию видящее крестную силу! Что такое три столетия? С чем их сравнить? Это время, протекшее от Петра Первого до наших дней. Вот прям от Полтавской битвы до очередных выборов в Государственную Думу или в верховную Раду. Велик ли этот исторический период? Очень велик. Он огромен не только по годам, часам и минутам, но, главное, по внутренней насыщенности событиями! И эту протяженность такого длительного периода, его событийную загруженность нужно себе представить, потому что именно такой период отделяет утрату Креста Христова от его обретения, а значит, и Воздвижения. Возьмите иные триста лет с небольшим хвостиком или без оного. Всюду это будет одна эпоха или несколько. От открытия Америки до Французской революции примерно столько лет. От Лютеровой реформации до Наполеона примерно столько же. Может быть в Китае за это время не успевают смениться династии и не нарушается метрика привычного стиха. Но в христианском мире за триста с небольшим лет проходит невообразимое для обычного сознания количество событий. Таков период времени от Воскресения Христова до обретения Его Креста. Это три столетия, в которые Иерусалим был разрушен до состояния отсутствия камня, лежащего на камне, как и пророчествовалось. Потом город был отстроен, но с другим именем и без восстановления Соломонова Храма, а также без памяти о Христовых страданиях и воскресении. Все самое важное, связанное с городом Давида и Христа – сына Давидова, покрылось двойным слоем: забвения и нарочитого пренебрежения. И именно в эти столетия Церковь переживала период интенсивного роста. Она, словно дерево, пускала корни в направлении всех сторон света. Она росла тайно, скрыто от посторонних глаз, катакомбно, но она проникала всюду: и в царские палаты, и в лачуги простолюдинов. Она росла без всякой государственной поддержки, напротив – в условиях жесткого государственного неприятия, периодически проявляющегося в гонениях. «Но слово Божие не вяжется», и со временем втайне молящаяся Церковь, стала такой, которую нельзя не заметить.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

" Крест укрепляющий " сентября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Петропавловском соборе Петергофа " Праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня пришел к нам с четвертого века - сказал владыка в проповеди. - После того, как Христос принял распятие на Голгофе, кресты были сброшены в том же саду в яму, потому что иудеи не прикасались ни к телам, ни к орудиям смерти. Они были заброшены камнями и лежали так. В 70-м году император Тит завоевал Иерусалим, уничтожил Голгофу и Гроб Господень, все было засыпано камнями и распахано. Христос говорил ученикам перед Своими страданиями, что от этого города не останется и камня на камне. Так и случилось. В 117-138-м годах Римской империей правил Андриан, он посетил Иерусалим и сказал, чтобы его название не упоминалось больше никогда в истории человечества и велел построить здесь город в свою честь - Элию Капитолину. Он был ярым язычником и на месте Голгофы и Гроба устроил два капища - Юпитеру и Венере, в которых происходили мерзости и осквернения. Так было поругано место, на котором совершилось наше спасение. Бесчинство продолжалось двести лет, пока не пришел на римский престол первый христианский император Константин. Он решил отыскать все места, связанные с жизнью Спасителя и там построить христианские храмы. Была снабжена экспедиция во главе с его матерью царицей Еленой. Она приехала в Иерусалим и узнала, что Крест Господень может находиться под капищем Венеры. При раскопках были обретены три креста и гвозди, которыми прибили тело Спасителя. Чтобы узнать, какой Крест Христов, по очереди возложили их на умершего человека из проходящей неподалеку похоронной церемонии. Когда возложили Крест Христов, покойник воскрес. Это было чудо. Патриарх Макарий и царица Елена от радости поднимали Крест, а народ восклицал: " Господи, помилуй " . Частицы Креста и гвозди Елена увезла в Константинополь, а на этом месте был заложен храм в честь Воскресения Христова, освященный в 335-м году. Через год вышло постановление, чтобы каждый год отмечался великий праздник Воздвижения Креста Господня. С тех пор он совершается в Церкви " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010