Женева. Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1862 году городские власти Женевы пожертвовали православной общине для постройки своего храма участок земли на месте бывшего раннехристианскго кладбища, там, где до XV века стоял монастырь св. Виктора. Благодаря уседию протоиерея Афанасия Петрова, в России были собраны необходимые средства, и на них был построен нынешний величественный храм. Считается, что первый проект храма принадлежит Ее Императорскому Высочеству Великой княгине Марии Николаевне, старшей дочери Императора Николая I. Автором выверенного плана был Давид Иванович Гримм, профессор архитектуры Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге; работами по постройке руководил женевский архитектор Жан-Пьер Гийебо. Первый камень в основание храма был заложен 14/26 сентября 1863 г., а три года спустя, 14/26 сентября 1866 г., храм был освящен в честь праздника Воздвижения Креста Господня. В 1916 г., в год пятидесятилетия храма, по инициативе протоиерея Сергия Орлова удалось значительно расширить все три нефа и добавить над центральной папертью колокольню со звонницей из пяти колоколов. Задуманная в древнем московском стиле, церковь построена из камня, добытого из швейцарских каменоломен. Стены ее снаружи украшены большими крестами из серого мрамора. Над храмом возвышаются девять золоченых куполов. Внешнее обаяние этой церкви еще более усиливается тем, что она обнесена небольшим садом, в котором цветы и кусты своими красками и листвой удачно гармонируют со стенами храма. Все здание состоит из основного нефа, над которым возвышается главный свод, и двух приделов, отделенных от нефа шестью массивными столбами, состоящими из пучков связанных между собой колонн. Вход в храм через паперть и притвор, ведущие к нефу и приделам. Украшения стен, задуманные в древнерусском стиле с несомненным византийским влиянием (ветвевидный и лиственный орнамент, геометрические рисунки и греческая монограмма Христа «ХР») отражают гармонию красок.

http://sobory.ru/article/?object=12221

Коверино. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты " Село Коверино (Воскресенское тож) при речке Кирумяше находится в 43 вер. от Владимира. В 1730 г. князь Александр Вяземский подал в казенный синодальный приказ следующее прошение: " в сельце Коверине попред сего бывала церковь деревянная во имя храма Христова и в прошлых годах, того сказать никто не упомнит, оная церковь сгорела и ныне оной церкви вновь без указу построить не смею, а оное мое сельцо да деревня Крутоки от церкви весьма удалели, а именно верст с 10 и больше, к тому ж летним временем за великими лесами топми также и болотами, которые по версте, весной и в осень оными болотами и необходимыми топми и пройти не возможно к той церкви, а как церковныя случатся потребы в то время не токмо но и пешему придтить с великою трудностию, как болящм, так и новорожденным младенцам бывает великая нужда, от чего за вышепокзанною дальностью той приходской церкви долговременно стоят в домах не погребены, также и жены после родов долговременно пребывают без молитвы, а в оном сельце Коверине двор помещиков и в нем дворовые люди да крестьян 15 дворов да в деревне Крутоках 5 дворов... и кроме показаннаго прихода буду я попа и дьячка довольствовать в год денег 15 p., хлеба ржи 15 четвертей, овса тож, круп овсяных и гречневых по четверти, гороху четверть, мяса свиного 5 пуд, соли 5 пуд, вина 5 ведр, дров 10 сажен и прошу о в оном сельце Коверине вновь деревянной церкви во имя того же храма дать указ " . Затем проситель прибавляет, что если ему не разрешат вышеозначенную ругу, то причту он уступит из своей земли 10 четвертей в поле и сенных покосов на 10 копен. В 1732 г. церковь построена и 14 октября 1733 г. освящена во имя обновления храма Воскресения Христова протопопом Владимирского Успенского собора Яковом Головашкиным. Вместо этой деревянной церкви в 1791 г., тщанием прихожан, построена существующая доныне каменная с таковою же колокольнею церковь. Престолов в ней три: в холодной в честь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, в теплой в честь Боголюбивой Божией Матери и во имя св. в. муч. Георгия. 

http://sobory.ru/article/?object=02492

Лекарево. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня , Параскевы Иконийской , Власия Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1812 и 1830. Архитектор: С.Е. Дудин Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Елабужский район, село Лекарево, улица Сельсоветская. д. 12. Координаты: 55.782591, 51.812312 Проезд: Со стороны Казани: по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 32 км после моста через Вятку повернуть налево по указателю " Лекарево " . Со стороны Набережных Челнов и Елабуги: через 6 км в сторону Казани после крайней развязки на объездной дороге вокруг Елабуги (выезжая из Елабуги по О ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Со стороны Казани: по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 32 км после моста через Вятку повернуть налево по указателю " Лекарево " . Со стороны Набережных Челнов и Елабуги: через 6 км в сторону Казани после крайней развязки на объездной дороге вокруг Елабуги (выезжая из Елабуги по Окружному шоссе - на перекрестке с М-7 прямо) повернуть направо. Через 1,5 км на перекрестке в селе Лекарево - направо. Церковь будет слева от дороги через 250 метров, после подъема в гору. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трехпрестольный каменный храм построен в 1812-1830 гг., (приход открыт в 1708г.). В 1830г. освящены приделы во имя Святой Мученицы Параскевы и во имя Святого Мученика Власия. Главный престол освящен лишь в 1845 г. Автор проекта архитектор Ижевского завода Семен Емельянович Дудин. Крупный храм, выстроенный в традициях провинциального классицизма. В 20-е гг. подрядчиками были елабужские купцы братья Новиковы, отстраненные за недобросовестность, - с этим и была связана задержка в строительстве. Отделочные работы осуществлял крестьянин князя Урусова из Нижегородской губернии Семен Иванович Копорулин. Храм построен на средства Ижевского завода, к которому было приписано село, и прихожан. В 1770- 1798гг. в приходе служил священник Гавриил Семенов (1736-?), а в 1797-1836 гг.-его сын, священник Василий Гаврилович Лекарев (ум. 1836), выпускник Казанской духовной семинарии, сыгравший главную роль в строительстве нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=12717

Ливадия. Церковь Воздвижения Креста Господня при Ливадийском дворце. Крестовоздвиженская церковь в Ливадии Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1864. Архитектор:И.А. Монигетти (церковь), Д.И. Гримм (колокольня) Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Крым, городской округ Ялта, п. Ливадия, Дворцовый комплекс. Координаты: 44.46742, 34.14388 Проезд:автобусом 11 до остановки «Ливадия», от остановки «Спартак» добираться маршрутным такси 5 до Ливадии Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Всего в нескольких километрах от Ялты находится одно из самых известных в Крыму мест: курортный посёлок Ливадия. Каждый год его посещают тысячи людей с целью увидеть Ливадийский дворец – летнюю резиденцию русских царей. В ходе экскурсии посетителям обязательно показывают дворцовую церковь, в которой молилось три поколения императоров: Александр II, Александр III и Николай II. В 1860 году Удельное ведомство купило усадьбу графа Л.С.Потоцкого для строительства здесь дворца. Император Александр II подарил Ливадию своей жене императрице Марии Александровне, которая болела чахоткой и должна была ежегодно лечиться на юге. Придворному архитектору Ипполиту Монигетти поручили построить здесь целый архитектурный комплекс: два дворца, служебные помещения, оранжереи, бассейны и, конечно же, дворцовую церковь. Церковь была переделана архитектором в 1864 году из костела, поэтому её алтарь ориентирован не на восток, как у всех православных церквей, а на юг. Монигетти создал церковь в византийском стиле, по образцу древней греческой церкви святого Луки, построенной когда-то в селении Ливадия в Греции. Храм небольшой, ведь он был рассчитан только на императорскую семью и ближайшее окружение. В плане здание представляет собой крест, вытянутый с севера на юг. Над церковью возвышался купол на стройном световом барабане. Позже он был разобран, и теперь мы видим новый небольшой барабан, увенчанный крестом. Восточная стена прорезана арочными окнами – спаренными и тройными. Монигетти использовал в оформлении храма орнамент в стиле архитектуры Закавказья. Церковь украшают резные наличники вокруг окон и широкая полоса под самой крышей.

http://sobory.ru/article/?object=01386

Марчуги. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженская церковь в селе Марчуги построена в 1768 г. на месте деревянной в родовом имении князей Пожарских тщанием А.М. Милославской. Храм кирпичный, на белокаменном известняковом фундаменте. В 1848 г. князем А.Б.Черкасским к храму были пристроены приделы - во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба и святителя Николая. В 1840-х гг. на средства князей А.Б. и М.Н.Черкасских была перестроена трапезная, а в 1858 г. - сооружена колокольня. Живопись на стенах и сводах - конца XIX в. В 1894-1895 гг. установлены новые деревянные резные позолоченные иконостасы, которые сохранились и поныне. В годы гонений церковь не закрывалась, но настоятель ее - священник Михаил Взоров - был расстрелян в 1937 г. на полигоне Бутово. http://www.vosvera.ru Первоначальная деревянная церковь в селе Марчуги предположительно была построена в двадцатых годах XVII века. Писцовая книга отмечает наличие в селе деревянной церкви, освященной в честь праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В конце XVII века река Москва изменила свое русло и церковь, которая находилась на берегу, оказалась на острове. В 1768 году на новом месте «тщанием» вдовы лейтенанта флота А. М. Милославской (урожденной Пожарской) была построена кирпичная церковь существующая и поныне. Трапезная и приделы храма (один был освящен во имя святого Николая, а другой – во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба) были построены в 1848 году хлопотами гвардии полковника князя А. Б. Черкасского. А в 1858 году была построена каменная колокольня. В дальнейшем Крестовоздвиженскую церковь не раз перестраивали, достраивали, ремонтировали. В 1894-1895 годах проводился большой ремонт, во время которого в храме были установлены новые деревянные резные позолоченные иконостасы, которые сохранились и поныне. Из инвентарной ведомости храма за 1913 год мы узнаем, что с 15 мая 1910 года здесь служил священник Михаил Пятикрестовский. Пришлось пострадать за Христа до смерти в годы репрессий и настоятелю храма священнику Михаилу Взорову. Он в возрасте 67 лет был расстрелян 31 октября 1937 г. на Бутовском полигоне. А в это время ключница храма Анна Жбанова пряталась с ключами от церкви в подполе у чужих людей больше месяца, тем самым внесла свою лепту в сохранение святыни. Церковь была спасена от разграблений, и на протяжении всего времени в ней проходили богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00416

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЗЛЯРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Махачкалинской и Грозненской епархии), находится в г. Кизляр (Республика Дагестан). Первоначально мужской. 1736-1908 гг. Точная дата основания неизвестна. На ранних планах отведенной обители земли и монастырских построек, к-рые датируются 1736 и 1738 гг., записано, что в Кизляре «имеется мужской монастырь в память Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, возникший здесь одновременно с самим городом» ( Максимов. 1904. С. 306-307). В сообщении Святейшего Синода 1749 г. в Сенат указано, что обитель построена в 1738 г. (цит. по: Попов. 1904. 12. С. 222), по др. данным - ок. 1740 г. ( Саввинский. 1905. С. 185). В церковно-адм. переписке 60-х гг. XVIII в. К. м. именовался Грузинским или Ставропольским ( Попов. 1904. 12. С. 223). Устроителем К. м. был игум. Даниил, происходивший из груз. княжеской фамилии. В 30-х гг. XVIII в. он прибыл в Прикаспийский край вместе с другими груз. переселенцами. В 1738 г., после посещения С.-Петербурга, игум. Даниил был назначен настоятелем строящейся обители. В К. м. хранилась икона Божией Матери «Знамение», привезенная им из Грузии. В 1739 г. еп. Астраханский Иларион ( 1755) возвел игум. Даниила в сан архимандрита. По словам настоятеля, мон-рь помогал грузинам, прибывавшим из Закавказья, и содействовал «освобождению (выкупу) христиан из турецко-крымского, персидского и горского плена» ( Васильев. 1986. С. 93). Указом Синода 1744 г. архим. Даниилу выражалась благодарность за то, что он «на собственные деньги и за монастырский кошт, на 1557 рублей, выкупил пленных, кои довольствовались в монастыре хлебом и одеждою» (Там же). Среди выкупленных пленников были и мусульмане. Архим. Даниил нередко выступал восприемником изъявивших согласие принять крещение. Архиеп. Манглисский Иоанн (Саакадзе), поселившийся в 1747 г. в К. м. на покое, организовал при обители школу, «в которой обучались грамоте и началам христианской религии дети осетин, кабардинцев, черкесов и других горцев. Это была первая русская школа на Кавказе для обучения детей кавказских народностей» (Там же. С. 102).

http://pravenc.ru/text/1684592.html

Меленки. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:2016. Архитектор:А.А. Волков Адрес: Владимирская область, Меленковский район, г.Меленки, ул. Красноармейская,85 Координаты: 55.339526, 41.632357 Проезд:В центральной части города, во дворе домов 85 и 87 по ул. Красноармейской. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старообрядческая община белокриницкого согласия в Меленках была зарегистрирована в 1908, в 1930-х ликвидирована. В нач. 2000-х под старообрядческую церковь выделено деревянное здание 1-й пол. ХХ в., прежде служившее детским садом. В 2009 начата постройка небольшого кирпичного храма с деревянным куполом. http://svyatayarus.su/church/detail/44218/ Меленки — крупный старообрядческий центр во Владимирской области. Одним из первых конкретных шагов к церковному разделению в этих краях стало осуждение на Соборе 1653 года муромского протопопа Логгина. Отец Логгин имел большое влияние в монастырях и храмах г. Мурома и Муромского уезда (территория современного Меленковского района). В 1677 году распоряжением царя Феодора Алексеевича большое число противников Никоновых новин из города Ярополча и села Вязников Муромского уезда было выселено в глухие места. Они и составили деревни и села «новопоселенной» волости по реке Унже. Однако переселение не принесло ожидаемого результата: мещане и крестьяне не перешли на новый обряд. После переселения меленковские и вязниковские старообрядцы поддерживали между собой духовные и промышленные отношения. Образовался новый центр старообрядчества — Меленковский. В 1729 году иеродиакон вязниковского Благовещенского монастыря Пахомий бежал в Меленковские леса, где основал мужской монастырь. Там же в окружении старообрядческих селений по реке Унже возникает в это же время женский монастырь, который возглавила черница Девора из рода Нарышкиных. Вязниковские купцы-старообрядцы Ф. Лукновский, И. Рукавишников открыли в 1733 году на наемной крестьянской земле в Меленках льноперерабатывающую фабрику: в пяти светлицах располагались 52 каламиношных, 32 ревендучных, 4 фламских стана. На них производилось в год 2012 кусков каламиношных, 1115 ревендучных, 136 фламских полотен, которые поставлялись в Москву и Санкт-Петербург.

http://sobory.ru/article/?object=44888

Москва. Ново-Алексеевский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты В 1837 г. Алексеевский монастырь переведен в Красное Село (район современной Верхней Красносельской улицы) к церкви Воздвижения Креста Господня, построенной в 1692 г. В 1853 г. в монастыре была построена церковь Алексия-Божьего человека (архитектор М.Д. Быковский), в 1879 г. - церковь Архангела Михаила. Территория монастыря была обнесена стеной. За монастырем находилось кладбище. В 1891 г. на кладбище была построена церковь Всех святых (архитектор А.А. Никифоров). К началу XX в. в монастыре было 4 храма, больница, женское училище. После Октябрьской революции Алексеевский монастырь был упразднен. В 1930-х годах большинство построек монастыря было снесено, в храмах разместились различные учреждения. Было уничтожено и монастырское кладбище. В дальнейшем церковь Архангела Михаила была снесена, здание церкви Воздвижения Креста Господня было перестроено до неузнаваемости, но церкви Алексия-Божьего человека и Всех Святых сохранились. В середине 1980-х годов территорию бывшего монастыря рассекла пополам ставшая оживленной автомагистралью улица Гаврикова, после чего стало трудно даже представить весь бывший Алексеевский монастырь как единое целое. В настоящее время церковь Всех святых возвращена верующим. В находящихся рядом зданиях бывших монастырских келий открылся Новоалексеевский монастырь. В здании бывшей церкви Воздвижения Креста Господня в настоящее время размещается ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии.  " Так или иначе, но пришлось переселяться. Переход монахинь - это был действительно переход, всю многоверстную дорогу на далекую глухую окраину Москвы шли пешком - совершился 16 октября 1837 г., и с того времени Алексеевский монастырь начал отстраиваться на новом месте. Старую приходскую Воздвиженскую церковь расширили и заново отделали по проекту М.Д. Быковского в 1841 и 1857 гг. (в ней похоронены известные московские благотворители муж и жена Ф. Ф. и М. В. Набилковы); по его же проекту в 1853 г. выстроили в центре монастырской территории церковь Алексия Человека Божьего с приделами иконы Грузинской Богоматери и св. Павла Латрского; в 1879 г. построили больничный храм Архангела Михаила и последней в 1887-1891 гг. высокую Всехсвятскую церковь на новом кладбище по проекту архитектора А.А. Никифорова (освящена 30 июня 1891 г.). В этой церкви славился беломраморный иконостас, а расписана она была иконописцами Троице-Сергиевой лавры.На кладбище Алексеевского монастыря были похоронены художник И.М. Прянишников, писатели А.Ф. Вельтман и С.А. Юрьев, публицист М.Н. Катков, скульптор Н.А. Рамазанов, филолог П.М. Леонтьев, мемуарист Ф.Ф. Вигель, историк, издатель журнала " Русский архив " П.И. Бартенев, врач А.Я. Кожевников, физик П.Н. Лебедев, архитекторы А.С. Каминский, В.Н. Карнеев, А.С. Никитин, основатель народного университета А.Л. Шанявский, нотоиздатель П.И. Юргенсон, декабристы Ф.Г. Вишневский, П.Н. Свистунов и многие другие. Теперь же и следов кладбища нет.

http://sobory.ru/article/?object=24160

Пермь. Церковь Воздвижения Креста Господня в Язовой. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:не позже 1919. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Пермский край, г. Пермь, мкрн. Вышка-2 (Язовая) Координаты: 58.058716, 56.340389 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты История мотовилихинского поселка Вышка-2 уходит корнями в первое десятилетие ХХ века. Именно тогда над быстрой и хладной речушкой Язовой, на взгорье, поставили свои дома ее первые поселенцы. Приметное, красивое место облюбовали они для жительства. Отсюда, с высокой горы, видны были и губернский город с золотыми маковками Спасо-Преображенского и Петропавловского соборов, и красавица Кама, и закамские леса. Внизу, у подножия горы, шел Соликамский тракт, вдоль которого располагалось небольшое поселение Малая Язовая, возникшее в конце XIX — начале ХХ века. Впрочем, в те давние времена Язовая и Вышка-2 представляли собой единое целое. Жили здесь простые труженики, в основном рабочие Мотовилихинского пушечного завода. Они вели свое хозяйство, а помимо этого занимались землепашеством, извозом. У некоторых обывателей Язовой было и собственное дело: кожевенное, швейное, кирпичное, мукомольное. Мил и живописен был этот сельский уголок с добротными и крепкими избами. Наши предки строили их на века и при этом не забывали о внешнем облике жилища, стараясь украсить свои избы резными наличниками, изящной мансардой или уютным палисадом. Однако не только к внешнему, но и к внутреннему, душевному ладу стремились наши предки. Не стоит город без святого, а село без храма — в истине этой они были убеждены. А потому и порешили: в Малой Язовой должен быть свой храм. Свято-Троицкая церковь завода Мотовилихи, в приходе которой они состояли, находилась от Язовой в трех верстах. Путь вроде бы и недалекий, но все-таки хотелось иметь храм рядом, на своей родной земле, чтобы в любое время, когда попросит душа, прийти туда и помолиться. А еще велика была потребность жителей Язовой в школе, где могли бы обучаться здешние ребятишки. Школы в ту пору — церковно-приходские и земские — были сосредоточены в Мотовилихе, и практически все они были переполнены.

http://sobory.ru/article/?object=53240

Пожар в Академии 25 лет со дня трагедии в Московской Духовной Академии. В ночь с 26 на 27 сентября 1986 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, загорелся 50-й (спальный) корпус МДА. 26 сентября, 2011 25 лет со дня трагедии в Московской Духовной Академии. В ночь с 26 на 27 сентября 1986 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, загорелся 50-й (спальный) корпус МДА. Сегодня 25 лет со дня трагедии в Московской Духовной Академии. В ночь с 26 на 27 сентября 1986 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, загорелся 50-й (спальный) корпус МДА. Причина пожара – строительство лифтовой шахты в актовом зале Академии, примыкающем к 50-му корпусу. В здании вроде бы всего два этажа, но лифт был нужен для престарелого патриарха Пимена. Он к этому времени уже не мог самостоятельно подняться по лестнице… 50-й корпус был гордостью тогдашней Академии. Построен он был в ректорство архиеп. Владимира (Сабодана). Ректору и патриархии в начале 80-х удалось тихо, без афиширования, втрое увеличить прием студентов в Семинарию. С 30 до 100. Появились буквенные литеры в обозначении курсов (классов) — 1а, 1б, 1в. По сути было открыто три новые семинарии, и при этом партийно-атеистические чувства советских контролеров остались незатронутыми. Для новых студентов нужны были новые помещения. Под классы и спальни была переделана часть крепостных стен Лавры (в ближайшие годы стенам будет возвращен первоначальный вид – после того, как будет построен новый семинарский корпус вне стен лавры, заложенный патриархом Кириллом летом 2011 года). И, кроме того, был построен второй этаж ранее одноэтажного 50-го корпуса. В старых спальнях (они остались и поныне) – живут по 20-30 человек, причем большинство старых спален (в том числе и те, чтобы были сделаны в стенах) – проходные. Но в каждой спальне нового 50-го корпуса жили не более 10 студентов. Стены были из каких-то столярных плит. Обшиты они были модной тогда «вагонкой». А досочки были покрыты лаком… Как оказалось — идеальный горючий и отравляющий материал.

http://pravmir.ru/pozhar-v-akademii/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010