Особый иконографический тип представлен в шитых покровах на раку А. Р.: сер. XVI в. из мастерской царицы Анастасии Романовны , вклад царя Иоанна IV в Авраамиев мон-рь (ГМЗРК); 1592 г. (местонахождение неизвестно); 1642-1649 гг. из строгановских мастерских (ГМЗРК). Изображение святого отличается яркой индивидуальной характеристикой: седые волосы, широкая борода, близко посаженные к переносице глаза, густые и резко очерченные брови. Сохранились 2 житийные иконы А. Р.: сер. XVII в. (ГМЗРК) - в среднике святой представлен попирающим крестом беса; состав клейм соответствует тексту жития 1-й редакции. На иконе 1-й трети XVIII в. (ГМЗРК) сюжеты клейм с деяниями А. Р. и надписи восходят к житию 3-й редакции, в среднике помещен сюжет «Явление апостола Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому на реке Ишня близ Ростова», ставший затем особым иконографическим изводом и получивший распространение в различных видах искусства (лицевое шитье, финифть). В подобных композициях, где ап. Иоанн передает А. Р. принесенный из Царьграда жезл, подчеркивается просветительская миссия А. Р. В службе и акафисте подвиги А. Р. сравниваются с апостольскими: «Тебя хвалим сотворившего дело равноапостольного». Фресковые изображения с образом А. Р. находятся в центральной апсиде Благовещенского собора Московского Кремля (1547), в ц. ап. Иоанна Богослова в Ростовском кремле (1683 г., житийный цикл). Ист.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 221-225; ВМЧ. СПб., 1880. Октябрь. Дни 19-31. Т. 1. С. 263-265; Соколов М. И. Пространное житие прп. Авраамия, Ростовского чудотворца//Яросл. ЕВ. 1890. Ч. неофиц. 14. Стб. 213-222; 15. Стб. 225-239; Титов А. А. Житие преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца: По рукописи XVII в.//Яросл. ГВ. 1892. Ч. неофиц. 52. С. 2; 53. С. 2; О редакциях жития св. Авраамия Ростовского//Труды VIII Археологического съезда в Москве. М., 1895. Т. 2. С. 238-240; он же. [Проложная память прп. Авраамия Ростовского]//Памятники древнерусской церковно-учительной литературы/Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1896. Вып. 2. Ч. 1. С. 42-44; Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. С. 184-188; Повесть о водворении христианства в Ростове//Древнерусские предания (XI-XVI вв.) М., 1982. С. 130-134.

http://pravenc.ru/text/62956.html

Единственным сохранившимся единоличным изображением А. Ю. является икона сер. XVI в. «Святой Андрей юродивый, с житием в 18 клеймах» (ГРМ), вероятно происходящая из ц. св. Андрея Ситецкого мон-ря. В среднике иконы А. Ю. представлен фронтально, в рост, в зеленом одеянии, накинутом на плечи и оставляющем обнаженными грудь, правую поднятую вверх руку и ноги. Значительная часть клейм иконы посвящена видениям и чудесам святого, среди к-рых видение А. Ю. 3 венцов и борьба с диаволом; явление А. Ю. ап. Иоанна; явление А. Ю. Иисуса Христа; чудо об отворении дверей; видение во Влахернском храме Богородицы и др. В XVII в. иллюстрации отдельных эпизодов жития А. Ю. нередко появляются в составе миниатюр лицевых рукописей, напр. «Жития блаженного Андрея Юродивого и ученика его Епифания» (РНБ. ОЛДП. Q. 54. л. 8об., 278. XVII в.), отрывка из лицевого жития А. Ю. (РГБ. Ф. 722. 370. Л. 2-4, посл. треть XVII в. (?)) и др. В изображении «Покров Богоматери», имеющем самостоятельную иконографическую традицию, А. Ю. представлен в нижней части композиции указывающим на чудо явления Богоматери своему ученику Епифанию. Облик святого на иконах XIV-XVI вв. чаще всего соответствует указаниям иконописного подлинника. На новгородской иконе «Покров Богоматери» сер. 2-й пол. XV в. (ГТГ) А. Ю. одет в милоть, окутывающую всю фигуру. Ист.: BHG, N 115z - 117k; ActaSS. Maii. T. 4 (1688). P. PG. 111. Col. 625-888; ВМЧ. Октябрь, дни 1-3. СПб., 1870. Стб. 80-273; Vassiliev A. Anecdota Graeco-Byzantina. M., 1893. T. 1. P. 50-58 [пророчество о судьбах Византии]; Βος κα πολιτεα το σου πατρς μν Ανδρου το δι Χριστν σαλο ... κ Σινατικο χειρογρφου. Αθναι, 1911; ЖСв. Окт. Кн. 2. С. 52-74 ; The Life of St. Andrew The Fool/Ed. by L. Rydén. Uppsala, 1995. T. 1: Introd., Testimonies and Nachleben; T. 2: Text, Transl. and Notes; Молдован А. М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности. М., 2000 [слав. и греч. тексты, исслед.]; Житие Андрея Юродивого/Вступ. ст., пер. и коммент. Е. В. Желтовой. СПб., 2001 [греч. текст, пер.].

http://pravenc.ru/text/115336.html

В почти полном объеме на Руси смогли познакомиться с «А.» по слав. переводу серба Исаии, игум. Пантелеимонова мон-ря (см.  Пантелеимона вмч. рус. мон-рь на Афоне ), к-рый был сделан в 1371 г. Слав. перевод «А.» вместе со схолиями прп. Максима Исповедника (и еп. Иоанна Скифопольского), также переведенными на слав. язык игум. Исаией, был издан в Великих  Минеях-Четьих  митр.  Макария  под 3 окт. (ВМЧ. Октябрь, дни 1–3. 1870. Стб. 275–785). Древнейший серб. список этого перевода (70-е гг. XIV в.) (РНБ. Гильф. 46) начинает рукописную слав. традицию «А.». С Гильф. 46 наиболее связаны списки ГИМ. Воскр. 75, 76, кон. XIV – нач. XV в., также серб. происхождения; во 2-м из них, как и во мн. последующих рукописях, схолии составляют с «А.» единое целое, что затрудняло понимание корпуса. Известно свыше 60 слав. рукописей «А.», самые древние списки, сделанные на Руси, датируются сер. XV в.; старший из них (РГБ. МДА. Ф. 173. 144), возможно, список с рукописи свт.  Киприана , митр. Киевского и всея Руси (†1406); мн. сопровождаются послесловием Исаии. Слав. фрагмент одного из списков (CH III ГИМ. Увар. 264) был недавно издан с рус. переводом и комментариями (СПб., 2001. С. 785–867 (слав. пер.), 868–894 (рус. пер.)). Ввиду того что к XVII в. текст «А.» из-за смешения со схолиями, а также из-за мн. трудных мест и разночтений стал малопонятен, мон. Чудова мон-ря  Евфимий  в 1675 г. по поручению Патриарха  Никона  исправил перевод Исаии с поглавной перегруппировкой схолий (ГИМ. Барс. 213). В XVIII в. «А.» еще раз переводил на слав. язык, сверяя их с греч. текстом, прп.  Паисий (Величковский)  (перевод известен в десятках списков кон. XVIII-XIX вв.), а в начале следующего века – некий мон. Моисей (ГИМ. Сим. собр. 6). Подробно о слав. переводах см.: Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы. С. 42–59; CPG. Vol. 3, N 6619. Д. И. Дмитриевский , переводчик при университетской типографии, в 1787 г. сделал первый рус. перевод трактата «О мистическом богословии», так и оставшийся неизданным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИНАИДА И ФИЛОНИЛЛА [греч. Ζηνας κα Θιλωνλλη (Θιλονλλη)] (I в.), мученицы Тарсийские (пам. 11 окт.). Согласно пространному анонимному греч. Житию (BHG, N 1883), З., оставив сестру, поселилась в пещере на горе, находившейся на севере Деметриады близ г. Тарс (ныне Тарсус, Турция), где вела отшельническую жизнь, исцеляла больных и одержимых нечистыми духами, помазывая их елеем. Когда молва о З. распространилась по окрестностям, к ней за наставлениями пришли 3 благочестивых мужа - Папп, Патер и Филокир. Поселившись недалеко от З., отшельники молились и исцеляли людей. Затем вместе с З. они отправились проповедовать в соседние деревни (автор Жития приводит слова проповеди и 2 молитв, произнесенных З.). Однажды З. услышала, что некие люди хотят донести на них властям, и стала отговаривать своих спутников от путешествия в Тарс, однако те не послушали ее. Тогда З., вернувшись к себе, начала молиться о спасении от язычников и получила от Господа уверение, что не будет схвачена. Выйдя из дома, она уколола ногу терновником, отчего тотчас же скончалась. З. была похоронена неким благочестивым мужем; на ее могиле совершались исцеления. Мученицы Зинаида и Филонилла. Миниа-тюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 106) Мученицы Зинаида и Филонилла. Миниа-тюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 106) Имя Ф. впервые появляется в греч. синаксарных сказаниях, где о сестрах сообщается, что они родом из Деметриады близ Тарса и были родственницами ап. Павла . З. занималась врачеванием и проповедовала язычникам. После ухода сестры на гору Ф. осталась в доме, вела благочестивую жизнь, удостоилась дара чудотворения. Она пережила З. и почила в мире. Мц. Зинаида. Фрагмент иконы «Минея на октябрь». XIX в. (частное собрание) Мц. Зинаида. Фрагмент иконы «Минея на октябрь». XIX в. (частное собрание) В более поздних греч. памятниках (напр., в стишном Синаксаре 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Син. греч. 369(353). Л. 130 - Владимир (Филантропов). Описание. С. 520)) З. и Ф. названы мученицами. Согласно слав. Прологу, они были побиты камнями (ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 932). В Житиях святых, составленных свт. Димитрием, митр. Ростовским , сведения о мученичестве и мирной кончине З. и Ф. смешаны.

http://pravenc.ru/text/199811.html

[cxiv] «Служба на Богоявление Господне» (ирмос 5 песни «Иного канона» Иоанна Дамаскина)//Минея: Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 241. [cxv] «Служба на Покров Пресвятой Богородицы» (стихира иная 4 гласа на Велицей вечерни)//Минея: Октябрь. М., 2002. С. 5. [cxvii] «Служба на Рождество Пресвятой Богородицы (стихира 1 гласа, самогласна, Стефана Святогорца, на Литии)//Минея. Сентябрь. С. 235. [cxviii] Надгробное слово Григория Цамблака Российскому архиепископу Киприяну//ЧОИДР. М., 1872. Кн. 1. С. 25-32 (сообщил архим. Леонид). [cxix] Об особенностях библейского стиха см. статью: Иванов М. С. Библейская стилистическая симметрия//ЖМП. М., 1981. 10. С. 69-72. [cxx] ВМЧ. Октябрь, дни 1-3. Стб. 6-17 [рукописи: ГИМ, Синодальное собр. 785 (978). Л. 9-14 об.; РНБ, Софийская б-ка 1318. Л. 10а-13а]. К сожалению, памятник совсем не изучен. Единственная его оценка относится к XIX в.: «Что касается до настоящего слова, то оно так составлено, что трудно отличить его от писанных греками. Оно стройно; торжественный тон выдержан от начала до конца. Проповедник обилен мыслями и словом; обращает внимание более на духовную сторону жизни, нежели на внешнюю» ( Горский А. В., Невоструев К. И. Описание Великих четьих-миней Макария митрополита Всероссийского//ЧОИДР. М., 1884. Кн. I. Отдел II. С. 27). Известны также простые указания на памятник: Смирнов Ф. Описание рукописных сборников XVI века Новгородской Софийской библиотеки, находящихся ныне в Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1865. С. 93 [Сборник Нилова скита]; Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Ч. II. Казань, 1885. С. 380, 389 [Четья минея за октябрь 619 (503), кон. XV в. и Четья минея за октябрь 620 (501), XVI в.]; Леонид, архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. В 4-х частях. Ч. 2. М., 1893. С. 371, 482 [Сборник житий 1055 (280), XVII в.. Лл. 134-151 и Сборник житий 1241 (492), 1620 г. Лл. 19-28 об.]. [cxxiv] Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы// Лосева О. В. Указ. соч. С. 312-313. См. так же: ВМЧ. Октябрь: Дни 1 — 3. Стб. 4; БЛДР. Т. 12: XVI век. С. 52.

http://bogoslov.ru/article/1250151

[lxxxviii] «Житие иже во святых отца нашего Андрея уродиваго Христа ради, иже в Цариграде»//ВМЧ. Октябрь: дни 1-3. Стб. 80-237; Житие Андрея Юродивого//БЛДР. Т. 2: XI-XII века. СПб.: «Наука», 2000. С. 330-359. [xc] «О видении святаго Андрея и Епифаниа, како видеста на въздусе святую Богородицю//ВМЧ. Октябрь: дни 1-3. Стб. 4-5; «Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы»// Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII – первой трети XV веков. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. С. 312-314; «1 октября. В той же день празднуем Покров святей Богородици. О видении святаго Андреа и Епифаниа, как видеста на воздусе святую Богородицю»//БЛДР. Т. 12: XVI век. С. 52-53. [xcix] Рукопись. Минея служебная. — РГБ, ф. 304. I (собр. Троице-Сергиевой лавры). 501 (505). Л. 344. [ci] Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994. С. 149. [ciii] Здесь текст воспроизводится не по изданию Н. С. Серегиной, а по рукописи РГБ, ф. 304. 501. Л. 343. [cix] «Сказание о битве новгородцев с суздальцами»//БЛДР. Т. 6: XIV – середина XV века. СПб.: «Наука», 2000. С. 444-449. [cx] Спасский Ф. С. Русское литургическое творчество. С. 51; Серегина Н. С. Песнопения русским святым… С. 145-146; Юсов И. Е. Гимнография праздника Покрова Пресвятой Богородицы как источник изучения истории русского литературного языка: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. М., 2008. С. 13. [cxi] Цит. по: «Слово похвално честному Покрову пресвятыа владычица нашеа Богородица и приснодевей Марии. творение смиренаго ермонаха Пахомиа//БЛДР. Т. 12: XVI век. С. 54-61. Коррекция текста произведена на основании публикации памятника в выше указанном издании ВМЧ. [cxii] «Канон благодарен Пресвятей Богородице» Иосифа Песнописца (первый тропарь первой песни)//Псалтырь следованная. Ч. I. М., 1978. С. 308. [cxiii] «Служба на Рождество Пресвятой Богородицы» (песнопение Всенощного бдения на «Слава и ныне» и Тропарь 7 песни Иного канона кир Андрея)//Минея. Сентябрь. С. 244.

http://bogoslov.ru/article/1250151

Макария (ВМЧ, октябрь, дни 1-3)». Зосима, еп. (Русская Православная Старообрядческая Церковь). Комментарии, Житие Аввакума, узники – свидетели Истины. Сборник… Указ. соч., с.493. «Егда заблудница, еже есть луна, подтечет от запада под солнце и закроет свет солнечный, и то затмение солнцу за гнев Божий к людем бывает. Егда ж бывает от востока луна подтекает, и то, по обычаю шествие творяще, закрывает солнце» Аввакум... Житие, редакция В, с.14. Неронов Иван, протопоп. Письмо Неронова к Стефану Вонифатьеву из Вологды, от 13 июля 1654 года (IX)./Материалы для истории раскола за первое время его существования издаваемые редакцией «Братского слова». Т.1. Документы содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Ч.1. О лицах судившихся на соборе 1666-1667 года. М., 1874, с.99-100 (далее: Материалы… Т.1). Смеем предположить авторство или хотя бы влияние профессора Н.И. Субботина. [Субботин Н.И.] Примечание./Там же, с.100-101 (сноска 1). «А се и яд отрыгнул; в пост великой прислал память к Казанской к Неронову Иванну» (Аввакум... Житие, редакция А, с.65.). Неронов Иван, протопоп. Второе послание Неронова к царю Алексею Михайловичу из Спасокаменнаго монастыря, от 27 февр. 1654 г. (V)./Материалы... Т.1, с.52-53. «А Никон меня, патриарх бывшей, на Москве по ногам бив, мучил недели с три по вся дни, от первого часа до девятого». Аввакум... Челобитные царю Алексею Михайловичу. «Первая» челобитная./Житие Аввакума… Указ.соч., с.84. [Субботин Н.И.] Примечание./Письмо Неронова к Стефану Вонифатьеву из Вологды, от 13 июля 1654 года (IX)./Материалы... Т.1, с.101 (сноска 1). Любопытен результат этих молитв: вытирая насухо потир, Илларион обнаружил, что в нем выступила Святая Кровь как внутри, так и снаружи и услышал голос: «Сколько обнаружил Крови внутри чаши, столько же ее выступило и на наружной стороне. Так же понимай и об исправлении книг. Будешь ли ты служить по старому или по новому Служебнику, разницы нет. Новоисправленная служба ничем не хуже старой».

http://bogoslov.ru/article/4789778

Слово о смерти. Аскетическая проповедь. T.III-IV. М.: Издание Сретенского монастыря, 1997, m.III, с.35. Аввакум... Житие, редакция А, с.91. Аввакум... Записка о жестокостях воеводы Пашкова, приложенная к «первой» челобитной Алексею Михайловичу./Житие Аввакума... Указ.соч., с.88-89. Аввакум... Житие, редакция А, с.81. Там же, с.73 См.: Аввакум... Житие, редакция А, с.79-80; редакция П, с.325. Там же, редакция А, с.82. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума (Творческая история произведения). Л., 1974, с.133. Свято-Артемиево Веркольский мужской монастырь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.verkola.ru/ (дата обращения: 01.11.2014). История монастыря./Указ. сайт - URL: http://www.verkola.ru/history/ (дата обращения: 01.11.2014). Румянцева В.С. Житие протопопа Аввакума, как исторический источник: Дисс. канд. ист. наук. М.: МГУ, 1970, с.308. Аввакум... Житие, редакция А, с.56. Аввакум ссылается на трактат свщмч. Дионисия Ареопагита «О Божественных именех», «известный на Руси как в отдельных рукописях, так и в составе Великих Миней Четьих митр. Макария (ВМЧ, октябрь, дни 1-3)». Зосима, еп. (Русская Православная Старообрядческая Церковь). Комментарии, Житие Аввакума, узники - свидетели Истины. Сборник... Указ. соч., с.493. Аввакум... Житие, редакция А, с.56. «Егда заблудница, еже есть луна, подтечет от запада под солнце и закроет свет солнечный, и то затмение солнцу за гнев Божий к людем бывает. Егда ж бывает от востока луна подтекает, и то, по обычаю шествие творяще, закрывает солнце» Аввакум... Житие, редакция В, с.14. Никольский В.К. Указ.соч., с.151. Аввакум... Житие, редакция В, с.23. Аввакум... Житие, редакция П, с.315. Неронов Иван, протопоп. Письмо Неронова к Стефану Вонифатьеву из Вологды, от 13 июля 1654 года (IX)./Материалы для истории раскола за первое время его существования издаваемые редакцией «Братского слова». Т.1. Документы содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Ч.1. О лицах судившихся на соборе 1666-1667 года. М., 1874, с.99-100 (далее: Материалы... Т.1). Смеем предположить авторство или хотя бы влияние профессора Н.И. Субботина. [Субботин Н.И.] Примечание./Там же, с.100-101 (сноска 1).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

15 . Воскресение, гл. 2-й. Служил у себя. Сегодня водружали на вновь заканчивающуюся колокольню Св. Крест. Погода на все дни весьма дождливая, но на момент поднятия креста стало тихо и даже солнышко проглянуло и 3 голубка, облетая храм, как бы разделили нашу радость. Народа было очень много – торжество велие! Во время поднятия народ весь пел многое кресту. За все слава Богу! Ego после: о силе Креста Господня. Вечер: акафист «Иверской иконе Божией Матери», по окончании Ego читал сказание о сей иконе, здесь же перед Ея Св. образом. Народа было много. 20 . Пятница. День моей хиротонии во Епископа – спустя ровно 32 г. (1919 октябрь 20 (2-XI). По сему служил литургию в скромных условиях (Я, о. Архим. Исаакий и Протодиакон). По окончании Акафиста св. вмч. Пантелеимону было произнесено Многолетие. Пред сим о. Архим. сказал прочувствованное слово, чем довел меня до слез, т. что я и слова не мог в ответ сказать. Слава Богу за все: за дар Епископства, за любовь моих чад духовных, любовию покрывающих мои немощи. 22 . Воскресение. В 1950 г. На кануне 22-го я заболел и не мог служить. Ныне я удостоин чести от Матери Божией послужить в Ея храме. Сугубая радость! 29 . Воскресение. Гл 4. Служил у себя в Соборе. Лит.: Притча о сеятеле: объяснение, что есть семя (Божественная Истина), Сеятель – Господь наш Иисус Христос . 3 1/2 года Он сеял живые семена – но не одинаковые имели всходы и плоды по состоянию сердец слушателей. Слушателей было много (5000 [неразборчиво] напитал хлебом и «много многое число»...) Господь не оставил и последующие поколения – через Апостолов продолжает Сеяние – во Евангелие. В нем Истина превосходящая всякую земную истину. «Аз есм Путь и Истина». В нем путь нравственного совершенства – «Аз есм «Путь» – раскрытие в нем Жизни... Если так велико значение и спасительно содержание Евангелия, то любите Евангелие, читайте. Преп. Серафим носил всегда в котомке за спиной Евангелие. Мы счастливы, что теперь слышим Святые глаголы Господа – посему «вонмем»! Он с нами, как на горе блаженства... Как там Он: одних звал утомленных – «приидите ко Мне...», других устрашал «Тьмою и скрежетом зубов». Иных зовет «приидите, ядите» – то же и сейчас слышим ибо «где 2 или 3 ту и Аз»... Будем нерасставаться с Евангелием «Пусть эта книга Священная...» Ноябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

[vi] Термины в данном случае мои. «Рефлексивный» — представляющий собой размышление, рассуждение от лица автора или же персонажа; «новеллический» — представляющий собой последовательный рассказ о происшедшем, фактографическое описание. [vii] Полагаю, именно в подобных пассажах личность писателя в интеллектуальном, эмоциональном и креативном планах должна проявляться наиболее обнажённо. [viii] Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. четвёртая. Ч. первая: История Русской Церкви в период постепенного перехода её к самостоятельности (1240-1589). Отд. второй: Состояние Русской Церкви от митрополита святого Иона до патриарха Иова, или в период разделения её на две митрополии (1448-1589). М., 1996. С. 287-295. [ix] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Период второй, Московский. Т. II: От нашествия монголов до митрополита Макария включительно. Вторая половина тома. М., 1911. С. 176-180. [xi] Спасский Ф. Г . Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 92-127 (перв. изд.: Париж, 1951). [xiii] К «элементам» построения панегирической речи, очевидно, нужно отнести и разнообразные библеизмы (в виде образов, цитат, парафраз, аллюзий). [xv] Соболевский А. И. История русского литературного языка. М.: «Наука», 1980. С. 44 (курс лекций формировался в конце XIX в.). [xvi] Кадлубовский Арс. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 188. [xxiii] Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Логофета (Старшая редакция жития митрополита Алексея)//Источники и историография славянского средневековья. Сб. статей и материалов. М., 1967. С. 242-257. [xxiv] Д. И. Чижевский почему-то говорит о восемнадцати речах — «eighteen eulogies» ( i evskij D . History of Russian Literature. From the Eleventh Century to the End of the Baroque. S-Gravenhage: Mouton & Co, 1960. P. 181). [xxv] 1) «Слово похвалное Покрову пречистыа владычице нашеа Богородице»//ВМЧ. Октябрь, дни 1-3. СПб, 1870. Стб. 17-23 (ср.: «Слово похвално честному Покрову пресвятыа владычица нашеа Богородица и приснодевей Марии, творение смиренаго ермонаха Пахомиа//БЛДР. Т. 12: XVI век. СПб., 2003. С. 54-61); 2) Слово похвалное на пречестную память преподобнаго отца нашего Варлаама, в нем же имать нечто на иудеа//ОЛДП. Т. XLI. СПб., 1881. С. 97-109; 3) «Слово похвальное бывшаго знамениа честною иконою пречистыя владычица нашея Богородица, сущии в Великом Новеграде»// Яблонский В. Пахомий Серб… Приложение. С. XCII-CI; 4) «Слово о перенесении честных мощей въ святых отца нашего в ерархох чюдотворца Петра, митрополита всея Руси»// Яблонский В. Пахомий Серб… Приложение. С. CXII-CXII (ср.: Седова Р. А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси. М.: «Русский мир», 1993. С. 132-140); 5) «Слово похвально святому Алексию митрополиту Киевскому и всея Руси»// Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия… С. 254-257.

http://bogoslov.ru/article/1250151

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010