обр. из Н. Новгорода и Владимира. Среди наиболее значительных произведений - живописное поясное изображение Г. В. 50-х гг. XX в. худож. В. И. Агевина (Городецкий краевед. музей); гобелен «Основание Н. Новгорода» 70-х гг. XX в. работы О. Балдиной (Театр юного зрителя Н. Новгорода); картина с полуфигурой Г. В. с развернутым свитком, на фоне пейзажа с кораблем, 1994 г., худож. В. И. Заноги (местонахождение неизвестно); большой ростовой образ святого в движении, опирающегося на щит, 1995 г. иконописца В. К. Тырданова в соборе арх. Михаила в Нижегородском кремле и керамическая икона кон. XX - нач. XXI в. В. М. и Т. В. Гришиных на сев. стене этого храма; ростовая икона с частицей мощей 90-х гг. XX в. (Спасский собор Н. Новгорода); единоличная икона на боковой двери иконостаса кон. XX в. (собор Княгинина мон-ря во Владимире); ростовая икона, созданная в нач. XXI в. иконописцами братства блгв. кн. Александра Невского (Димитровская башня Нижегородского кремля),- Г. В. с непокрытой головой, большим крестом, мечом и щитом; изображение в числе др. местных святых на поле иконы «Новомученики нижегородские» 2001 г. (Спасский собор в Н. Новгороде); скульптурный образ Г. В. с поднятой десницей с крестом, верхом на коне 2001-2002 гг. П. И. Гусева (собственность автора),- проект памятника основателю города; бронзовая скульптурная конная композиция 2002 г. скульптора Л. Т. Ядринцева (собственность автора); единоличная икона 2004 г. с мощевиком, освященная в Успенском соборе Владимира (собор арх. Михаила в Нижегородском кремле), написана по образцу совр. иконографии блгв. кн. Димитрия Донского; образ в технике живописи на фоне из прорезной тисненой бересты 2004 г. мастерской В. Логвина (частное собрание); авторское повторение полотна худож. В. П. Малиновского с изображением плывущих в ладье на фоне Дятловых гор еп. Симона и Г. В. с дружиной, 2005 г. (здание администрации Н. Новгорода). Лит.: Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд. А. Прево. СПб., 1836-1844. Саратов, 1995. Ил.

http://pravenc.ru/text/164457.html

—88— 1834 г. Досточтимую святыню Успенского собора составляют: 1) Владимирская икона Божией Матери. Икона эта одинаковой меры с подлинной, находящеюся в Московском Успенском соборе, написана св. Петром, митрополитом Московским , когда он был настоятелем в Ратском монастыре (Волынской епархии). 2) Нетленные мощи св. благоверных князей: Георгия Всеволодовича († 1238 г.), Андрея Юрьевича Боголюбского († 1175 г.) и Глеба Андреевича († 1175 года). К достопамятностям соборного храма относится картина, на коей изображено крещение Киевлян при свят. великом князе Владимире, на полотне в длину 7 аршин, в ширину 4½. Написана в 1813 году итальянцем Тончи, на память исцеления его во Владимире от тяжкой болезни, приключившейся ему в 1812 году во время бегства из Москвы от французов 850 . Димитриевский собор построен около 1193–1197 г. великим князем Всеволодом Георгиевичем III (во святом крещении Димитрием). Собор этот весь сложен из белого камня без железных связей и имеет вид четвероугольный. На внешних сторонах храма иссечены из белого же камня фигуры человеческие, а также разных птиц, зверей, растений и проч. Существует подробное описание этого замечательного собора с рисунками, в лист, изданное в 1849 году, в Москве, графом С. Г. Строгановым 916). Из приходских Владимирских церквей замечательны следующие: Георгиевская, построенная в 1152 году великим князем Георгием Владимировичем Долгоруким в честь своего ангела. При ней с 1153 года был женский монастырь, впоследствии, неизвестно когда, упразднённый. Ризположенская, на Золотых воротах. Церковь эта построена была в одно время с Золотыми воротами, в 1164 году, великим князем Андреем Боголюбским. Но от того времени как в храме, так и в самых воротах не много осталось древнего, кроме наименования во- —89— 1834 г. рот Золотыми. Владимирские Золотые ворота устроены, без сомнения, по образцу Киевских, так же как эти последние по образцу Цареградских, сооружённых императором Феодосием Великим. Спасопреображенская церковь построена в одном году с Ризположенской и тем же великим князем Боголюбским. При этой церкви был мужской монастырь, называвшийся Спасским-Златовратским; упразднён в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Высочайшем рескрипте от 2 июня 1768 года на имя епископа Владимирского Павла (ум. 1769 года) рекомендовалось «древность соборного храма сохранить и поддержать наилучшим образом»; но преемник Павла, преосвященный Иероним не исполнил в точности царской воли. В соборном храме, несмотря на разные перевороты, сохранялись до этого времени в иконостасе древние иконы весьма искусного письма. По распоряжению преосвященного Иеронима, иконы эти были проданы в село Васильевское, Шуйского уезда, где они, реставрированные в 1856 году известным московским художником Подклюшниковым, составляют великое украшение главного Троицкого храма. Вместо древних икон написаны новые, в новом итальянском стиле; равно как и иконостас, украшенный по зеленому фону позолоченной резьбой и колоннами всех орденов, при всей величественности своей, не соответствует характеру древней архитектуры храма. В 1882–84 годах открыты были под позднейшей штукатуркой древние фрески XII столетия на стенах и сводах знаменитого храма 30 . Досточтимую святыню Успенского собора составляют: 1) Владимирская икона Божией Матери. Икона эта одинаковой меры с подлинной, находящейся в Московском Успенском соборе, написана св. Петром, митрополитом Московским , когда он был настоятелем в Ратском монастыре (Волынской епархии). 2) Нетленные мощи св. благоверных князей: Георгия Всеволодовича (ум. 1238 г.), Андрея Юрьевича Боголюбского (ум. 1175 г.) и Глеба Андреевича (ум. 1175 года). К достопамятностям соборного храма относится картина, на коей изображено крещение Киевлян при свят. великом князе Владимире, на полотне в длину 7 аршин, в ширину 4 1 / 2 . Написана в l813 году итальянцем Тончи, на память исцеления его во Владимире от тяжкой болезни, приключившейся ему в 1812 году во время бегства из Москвы от французов 31 . Димитриевский собор построен около 1193–1197 г. великим князем Всеволодом Георгиевичем III (во святом крещении Димитрием). Собор этот весь сложен из белого камня без железных связей и имеет вид четвероугольный. На внешних сторонах храма изсечены из белого же камня фигуры человеческие, а также разных птиц, зверей, растений и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Киевский Каталог посвящение его полагает в 1106 или 1107 г., а правления его от 15 до 16 лет, то есть до 1121 г. по Нестору. Косов же и Никонова летопись бытие его полагают с 1104 г. Татищев считает его посвященным из Половецких епископов русскими еще в 1097 г. на место Ефрема, но пришествие его из Царьграда полагает в 1105 г. декабря 21. В его время с 1108 г. Великий Князь Михаил-Святополк Изяславич основал в Михайловском монастыре каменную церковь с пятнадцатью верхами позлащенными, и положил в ней мощи св. Великомученицы Варвары, принесенные первой супругой его, греческой княжной Варварой 84 , и церковь сию освятил сам митрополит Никифор, а в 1115 г. перенесены им мощи благоверных князей Бориса и Глеба в новую каменную Вышегородскую церковь . Если справедливо сказание наших летописей, что в 1119 г. император (Алексий либо Иоанн Комнин) прислал в дар Великому Князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху императорские знаки, коими привезший оные митрополит Неофит венчал Владимира в Софийском Соборе при митрополите нашем, то сие было при Никифоре 85 . 12 . НИКИТА, грек, посвященный в Константинополе патриархом Иоанном IX во время Великого Князя Владимира Мономаха , прибыл в Киев в 1122 г., а скончался 1126 г. августа 1. В его время, в 1123 г. явился еретик Димитрий, отвергавший церковные уставы, которого он, осудив, заточил в град Синелец, а по свидетельству продолжателя Нестеровой летописи, при нем выгорел в 1124 г. с июня едва не весь Киев и церквей сгорело около 600 на одном Подоле, как говорит Нестор и Ростовский список его, а Никонов полагает до 700, и на другой день выгорела нагорная сторона, все монастыри и Жидовская улица 86 . 13 . МИХАИЛ II, родом грек, хиротонисан по сказанию Коссова в 1127 г. и, следовательно, патриархом Иоанном IX при Великом Князе Мстиславе Владимировиче, а Киевский летописец прибытие его в Киев полагает в 1130 или 1131 году. Палинодия, Коссов и им последуя Киевский каталог говорят, что Михаилу Ногайский царик ежегодно платил дань за исцеление дщери его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

д. Новое имя пред днем крещения всенародно объявлялось в церкви (когда был в силе институт оглашенных), одновременно оно вносится в списки, бывали случаи, что имя давалось и при крещении. Относительно практики русской церкви (ср. А. Дмитревский. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. Службы круга седьмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань, 1884, стр. 256–264), следует сказать, что и здесь христианской имя давалось в честь одного из святых, чтимых в русской церкви. Однако на деле до самой реформы Петра Великого многие русские, рядом с христианскими, имели еще имена народные языческие, под которыми и записывались в рядной записи и в кабале, писцовой книге. Также и русские князья нередко имели по два имени: Владимир-Василий, Ярослав-Георгий, Изяслав-Димитрий, в XII веке Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давид-Всеславич, Михаил-Олег, Панкратий-Ярослав Святославович, Андрей-Мстислав Всеволодович, Борис-Всеславич, Глеб Мирский. Примеры из простых людей: в Вышнегороде при Ярославе был старейшиною огородников, который «зовом был Ждан по мирську, а в крещении Микула», в Киеве в 1199 году был художник архитектор «в своих с именем Милонег, Петр по крещении». Бояре, что упоминаются в летописях, с такими именами как Жирослав, Жирята, Нездима, Судимир, Яволод и т. д. В актах времени Грозного мы постоянно встречаемся с славяно-языческими именами: Булгак Васильев, Чернец Гаврилов, Путала Серков, Истома Чеглоков, Злоба Федуков,; ср. такие имена как Добрыня, Нерядец, Сновид, Горюк, Славн;, Дорожай и др. Хотя двуименность и порицало русское духовенство, считая это латинским обычаем, однако встречается и это: в ответах Нифонта упоминается Лука-Евдоким, в Никоновой летописи – «сын Тимофей, а нарекоша ему имя Иван», Гавриил-Василий, царевич Дмитрий называется Уаром. Некоторые из суждений о. Иоанна Кронштадтского (Моя жизнь во Христе, 628): Молящийся! Имя Господа или Богоматери, или Ангела, или Святого да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, или святого...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Глебу Владимирскому, блгв. кн., глас 4 Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/имея в себе пребогатое сокровище —/чудоточащия честныя мощи благовернаго князя Глеба,/имиже украшаяся и хваляся,/вселенную всю созывает к веселию/и велегласно вопиет:/о Владыко Христе,/даровавый таковую благодать угоднику Твоему,//его молитвами помилуй нас. Перевод: Сегодня светло радуется славнейший город Владимир, имея у себя богатейшее сокровище — источающие чудеса почитаемые мощи благоверного князя Глеба, ими же украшаясь и гордясь, вселенную всю созывает к торжеству и громко взывает: «О Владыка Христос, даровавший такую благодать угоднику Твоему, по его молитвам помилуй нас». Глебу Всеволодовичу Городенскому (иже в Киеве), блгв. кн., глас 2 В постничестве от юности добре подвизався, Богомудре,/ум на враги мужески вооружив,/оружием крестным сих победил еси,/твердомудростная повлача, в душу вложи свою./Темже похваляем тя, княже наш Глебе,/яко постником ты еси удобрение,/Киеву — слава//и всей Русстей земли — утверждение. Даниилу Московскому, блгв. кн., глас 3 Явился еси в стране нашей,/яко звезда пpесветлая,/благоверный княже Данииле,/лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою,/людем православным поборник еси,/пленным свободитель и нищим защититель./Моли Христа Бога/державе Росийстей даровати миp//и спасти души наша. Перевод: Явился ты в стране нашей, как преяркая звезда, благоверный князь Даниил, лучами света твоего озаряя город твой и обитель твою, людям православным ты в битвах союзник, плененных освободитель и нищих защитник. Моли Христа Бога государству Российскому даровать мир и спасти души наши. Димитрию Донскому, блгв. вел. кн., глас 3 Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/языки побеждающа./Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/тако, княже Димитрие,/Христу Богу молися,//даровати нам велию милость.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010